Принципы толкования Библии и 4 золотых правила читателя

Библейские уроки

Опубликовано 18.02.2018

Статья «Принципы толкования Библии» поможет вам познакомиться с золотыми правилами толкования Библии, что сделает ваше изучение Библии не только интересным, но и правильным… Библию важно не просто читать, но и правильно понимать. Сегодня мы хотим представить вам главу из книги Стива Киннарда.

Принципы толкования Библии

«Божье Слово в Библии, как душа в теле». Питер Тейлор Форсайт, богослов-конгрегационалист

Когда мы с семьей жили в Иерусалиме в течение года, я общался со многими археологами, живущими там. Я разговаривал с геологом, который изучал новые данные туннеля Езекии в Силоаме. Я говорил с главным археологом на раскопках Палестинской Кесарии. Я беседовал с археологом, который курировал работы в Бет-Шине в летний период. Археологи часто сталкиваются с трудностями при раскопках. Они находят данные в отдельных слоях земли, которые противоречат уже существующим тезисам. Когда они попадают в такой тупик, у них есть испытанный метод найти решение дилеммы — копать глубже. В археологии, когда вам нужен ответ, вы копаете глубже.

То же самое применимо к изучению Библии. Когда вы обнаруживаете материал в тексте, который вы не понимаете, – копайте глубже. Но какие инструменты мы должны использовать, чтобы углубляться в Библию? Ниже приведены четыре принципа для интерпретации (толкования) Библии, которые помогут вам углубиться в текст. Чтобы разъяснить эти принципы, приведены примеры. Приятного погружения!

Толкование священного Писания святыми отцами

Есть такая проблема, когда люди доверяют имени того или иного человека порой более, чем Библии. Огромное количество людей сегодня не читают и не знают Писаний. Толкование священного Писания различными людьми, будь то святые отцы или сегодняшние проповедники, стало для многих основной духовной пищей. Многие люди считают, что хождение в собрания и слушание проповедей, литургий – это и есть то, что сказано делать верующим.

толкование священного Писания

Вот, что сказано делать верующим на собрании – служить каждый тем даром, что получили. У кого есть поучение – слава Богу, у кого откровение, язык, пророчество – всё должно нести назидание. И подчеркну – НЕ ДЛЯ РАЗУМА. Мы – духовные существа. Наш дух должен получать пищу НЕ ОТ МЫСЛЕЙ человека, не от шоу с анекдотами, не от религиозного действия, а от Духа Святого.

Первый принцип толкования Библии: Интерпретируйте Отрывок в Свете Его Контекста

Отрывок Писания всегда должен рассматриваться в его контексте. Пожилой деревенский проповедник однажды сказал мне: «Отрывок, вырванный из контекста, — это отговорка»1. Вы можете доказать всё что угодно, вырывая отрывки из контекста. Возможно, вы слышали историю о человеке, который сказал Богу, что откроет Библию и ткнет пальцем на три отрывка. Что бы ни сказали те отрывки, человек собирался доказать свою веру в Бога, незамедлительно подчинившись тем трем случайным отрывкам. В первой попытке его палец указал на отрывок, в котором написано, что Иуда «вышел, пошел и удавился». Во второй открылось: «Иди, и ты поступай так же». Третья попытка указала на зловещие слова: «Что делаешь, делай скорее». Мораль этой истории: мы «удавим» себя, вырывая отрывки из контекста.

Ближний контекст

При прочтении отрывка первым делом рассмотрите отрывки, непосредственно окружающие рассматриваемый стих. Эта простая процедура часто будет помогать вам понять смысл стиха. Исайя 58:11 может использоваться, чтобы сказать, что, если человек является частью Божьего царства, его неприятности закончатся. Я слышал, как религиозные израильтяне используют подобные стихи, утверждая, что сам Бог установил, что израильтяне должны контролировать территорию Палестины.

«Господь вас будет вести всегда, Он души ваши насытит в землях сухих и даст силы, Вы будете словно сад у воды, словно ручей, который никогда не иссякает».2

Но когда Вы рассмотрите непосредственный контекст, вы увидите, что это обещание базируется на условиях, изложенных в стихах 9-10. Внимательное прочтение ближнего контекста может помочь разъяснить этот стих:

«Вы не должны больше приносить людям беды, не должны обвинять других и говорить горькие слова. Вы должны почувствовать сострадание к голодным и дать им хлеба, Вы должны помогать людям, попавшим в несчастье, Тогда ваш свет засияет во тьме, ваша печаль пройдет, и вы засияете подобно полуденному солнцу» (Исайя 58:9-10).

Дальний контекст

«Дальний контекст» является контекстом всей Библии целиком. Обдумайте, как этот отрывок или стих вписывается в весь её контекст. Стихи 16-17 из 4-й главы 1-го Послания Фессалоникийцам часто используют в качестве доказательства того, что произойдет два воскрешения: одно для праведников и позже другое для нечестивых. Они также используются как доказательство того, что после первого воскрешения оставшиеся на земле столкнутся с временем испытаний и бедствий. Однако необходимо рассмотреть и ближний, и дальний контекст этих стихов.

В ближнем контексте мы видим, что Павел обращается к вопросу, выдвинутому ранней церковью о том, что случится с их умершими братьями и сестрами. Он говорит, что сначала воскреснут умершие во Христе. Тогда все, кто жив, будут вознесены с ними на облаках. Другими словами, будет одно воскрешение для умерших и живущих. Сначала будут воскрешены умершие, потом живущие будут взяты, чтобы встретить Бога. Продолжая читать следующие стихи (5:1-3), мы видим, что в тот же самый «день Господа» «вдруг настигает их (т. е. нечестивых) погибель». В контексте ясно, что воскрешение праведных и суд над нечестивыми произойдут в тот же самый день и что никто не останется на земле. Теперь сравните этот отрывок с его отдаленным контекстом в остальной части Библии. Иисус описывает воскрешение в Иоанна 5:28-29 как единое воскрешение и нечестивых, и праведных. Иисус говорит:

«Не удивляйтесь этому, ибо приближается время, когда все лежащие в могилах услышат голос Сына Человеческого и восстанут из своих могил. Те, кто вершил праведные дела, воскреснут для жизни, те же, кто чинил зло, воскреснут, чтобы быть судимыми» (Иоанна 5:28-29).

Отдаленный контекст отрывка поддерживает утверждение, что будет одно воскрешение, а не два. Поэтому 1-е Фессалоникийцам 4:16-17 должно вписываться в контекст остальной части Библии.

Когда мы говорим о рассмотрении Писания в свете отдаленного контекста, мы выступаем за то, чтобы Писание толковало Писание. Вот несколько основных принципов.

  • Никакой отрывок Писаний не может интерпретироваться так, чтобы противоречить другому. Всегда интерпретируйте менее ясный отрывок в свете более понятного.
  • Читайте Библию много и изучайте её регулярно так, чтобы вы знали её основные идеи.
  • Возможно, самый важный вопрос, который нужно задавать постоянно при изучении Писания, это вопрос о контексте: «Что этот отрывок значит в его контексте?» Если вы ответите на этот вопрос, самые трудные стихи станут ясны.

Слушать толкование священного Писания

Конечно, выбор за вами – слушать или нет тех, кто претендует на толкователя или учителя. Но помните, что Библия призывает нас

толкование священного Писания

Испытывать служителей – это не позор и не стыд. Это – обязанность, дело для Церкви Христовой. Ефесская церковь считала это нормальным. Павел считал нормальным рассказывать Церкви о том, какими должны быть учителя и чему учить, Иоанн обличал тех, кто не верно вел себя в Церкви.

Второй принцип толкования Библии: Интерпретируйте в Соответствии с Правильным Значением Слов

Слова могут иметь несколько значений. Например, слово «небеса» может означать небо над нами или подразумевать вечный дом для праведных. Чтобы толковать Писания корректно, мы должны понимать корректное определение слов в отрывке.

Неправомерное изменение понятия

Матфея 24:34 — основной стих для понимания учения Иисуса о конце времени. Если вы внимательно изучите Матфея 24, то увидите, что Иисус отвечает на два вопроса: (1) каковы будут признаки разрушения храма в Иерусалиме; и (2) какими будут признаки конца времени? Иисус отвечает на первый вопрос и затем переходит к ответу на второй. Стих 34 — это переход от первого вопроса ко второму. Иисус говорит: «Истинно говорю: всё это произойдёт ещё при жизни этого поколения». «Поколение» — это тридцати-сорокалетний промежуток времени. Именно так это слово последовательно используется во всей Библии. Все признаки, которые предшествуют этому стиху, — войны и военные слухи, голод и землетрясения — относятся к разрушению храма в Иерусалиме, которое произошло в 70 году нашей эры.

Сторонники теории о тысячелетнем царствовании Христа3 относят вышеупомянутые признаки ко второму вопросу о конце времен. Они постоянно следят за политическими событиями во всем мире, пытаясь предсказать, когда явится Иисус и установит то, что они называют Его «тысячелетним царством» на земле. Однако 34 стих создает им проблему. Если признаки, предшествующие 34 стиху, относятся к поколению первых учеников, то они не могут быть применены к концу времени. Поэтому они дали другое определение слову «поколение». Для них «поколение» становится распределением исторических периодов4. Они отклоняют обычное, нормальное определение термина (определение, которое имеет смысл в контексте Писания) и пересматривают его, чтобы подогнать под их доктрину. Это пример того, как игра слов может привести к ложной доктрине. Но каковы основные принципы для определения слов?

Контекст, контекст, контекст

Часто контекст (слова, непосредственно предшествующие или идущие после рассматриваемого слова) дает определение слову. Например, 2 Тимофею 3:16-17 в синодальном переводе звучит так:

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

Что здесь означает слово «совершен»5? Обычным определением было бы «безупречный, безошибочный». Делает ли Библия нас безошибочными? Нет — даже с Библией мы все еще грешим и недостойны славы Бога. Контекст определяет слово. Стих говорит: «совершен… ко всякому доброму делу приготовлен». В контексте слово «совершенный» означает, что Библия полностью вооружает нас, чтобы следовать за Богом. Современный перевод6 проясняет это, переводя эту фразу так: «… чтобы человек Божий мог исполнять всё, что от него требуется, и вооружён был для совершения добрых дел». Как видите, взгляд на контекст помогает дать определение слову.

Параллелизм

Еврейская поэзия была построена в большей мере на параллельных образах, чем на рифмах. Два наиболее распространённых типа параллелизма в Писании — синонимичный и противоположный параллелизмы.

Синонимичный параллелизм — это когда две схожие мысли выражены вместе. Одна идея близко следует за другой. Вторая разъясняет и расширяет первую. Например, Псалом 7:14 говорит: «Он оружие смерти взял, приготовил горящие стрелы!»7. Первая мысль, «оружие смерти», объясняется и определяется второй параллельной идеей – «горящие стрелы». Хотя этот отрывок не представляет глубокий доктринальный вопрос, он показывает мышление еврейских авторов, обычно выражающих свои идеи через параллелизм.

Противоположный параллелизм — это когда две противоположные мысли выражены параллельно. Одна идея помогает охарактеризовать другую, утверждая противоположное предыдущей. Например, Притчи 15:1 говорят: «Кроткий ответ смиряет гнев, но грубый его разжигает». Вторая идея отражает обратную первой. При этом она помогает определять и объяснить то, что утверждается в первой идее. Книга Притч содержит много примеров такого параллелизма.

Другой пример противоположного параллелизма находится в Бытие 29:17, где сравниваются дочери Лавана — Лия и Рахиль. В Синодальном переводе они описаны таким образом: «Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицом»8. Что значит «слаба глазами»? Мы обычно не используем такое определение, чтобы описать людей. Если вы посмотрите на описание Рахили, то увидите противоположность слабым глазам: «красива станом и красива лицом». «Слабые глаза» это эвфемизм для «не красива». Это был деликатный способ сказать, что Лия не была симпатичной сестрой; но Рахиль была.

Важные термины

  • «Герменевтика» — изучение принципов правильного толкования Писания. Другими словами, герменевтика изучает, как интерпретировать.
  • «Экзегеза» — практическое применение принципов правильной Библейской интерпретации. Это должно быть тем, что мы делаем всякий раз, когда изучаем Библию.
  • «Экспозиция» — передача толкования Писания другим. Это происходит всякий раз, когда мы проповедуем или преподаем Священные Писания.

Понимание еврейского параллелизма очень полезно для понимания Писания. Это были простые, легкие примеры, которые не затрагивают доктрину. Но можно привести другие примеры, которые показывают, как осмысление еврейского параллелизма может помочь в разъяснении важных вопросов Писания. Что подразумевается под словом «вера» в Евангелии от Иоанна? В современном мире «вера» означает принимать что-то как истину. Определяет ли Иоанн «веру» таким же образом? Он использует еврейский параллелизм в Иоанна 3:36, чтобы разъяснить свое значение «веры». Синодальный перевод отражает это не так явно:

Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.

Рассмотрите вариант в современном переводе РБО, который намного ближе к греческому смыслу:

Тот, кто верит в Сына, обрел вечную жизнь, а кто не повинуется Сыну, никогда не увидит жизни: Божий гнев на нем будет вечно.

Иоанн выражает свою мысль через противоположный параллелизм — если вы верите, вы будете иметь вечную жизнь, но, если вы не повинуетесь, вы не увидите жизни. Противоположная параллель между верой и неповиновением.

Толковая БиблияНовый Завет

Слово «канон» (κανών) первоначально означало «трость», а потом стало употребляться для обозначения того, что должно служить правилом, образцом жизни (Гал. 6:16; 2Кор. 10:13–16). Отцы Церкви и соборы этим термином обозначили собрание священных богодухновенных писаний. Поэтому канон Нового Завета – это собрание священных богодухновенных книг Нового Завета в его настоящем виде3.

Чем же руководствовалась первенствующая Церковь, принимая в канон ту или другую священную новозаветную книгу? Прежде всего так называемым историческим

преданием. Исследовали, действительно ли та или другая книга получена прямо от апостола или сотрудника апостольского, и, после строгого исследования, вносили эту книгу в состав книг богодухновенных. Но при этом обращали также внимание и на то, согласно ли учение, содержащееся в рассматриваемой книге, во-первых, с учением всей Церкви и, во-вторых, с учением того апостола, имя которого носила на себе эта книга. Это – так называемое
догматическое
предание. И никогда не бывало, чтобы Церковь, раз признав какую-либо книгу канонической, впоследствии изменяла на нее свой взгляд и исключала ее из канона. Если отдельные отцы и учители Церкви и после этого все-таки признавали некоторые новозаветные писания неподлинными, то это был лишь их частный взгляд, который нельзя смешивать с голосом Церкви. Точно так же не бывало и того, чтобы Церковь сначала не принимала какой-либо книги в канон, а потом включила бы ее. Если на некоторые канонические книги и нет указаний в писаниях мужей апостольских (например, на Послание Иуды), то это объясняется тем, что мужам апостольским не было повода цитировать эти книги.

Таким образом, Церковь путем критической проверки, с одной стороны, устраняла из всеобщего употребления те книги, которые незаконно пользовались авторитетом подлинно апостольских произведений, с другой – устанавливала как всеобщее правило, чтобы во всех церквах признавались подлинно апостольскими те книги, которые, может быть, некоторым частным церквам были неизвестны. Отсюда ясно, что с православной точки зрения можно говорить не об «образовании канона», а только об «установлении канона». Церковь ничего не «творила из себя» в этом случае, а только, так сказать, констатировала точно проверенные факты происхождения священных книг от известных богодухновенных мужей Нового Завета.

Это «установление канона» продолжалось очень долгое время. Еще при апостолах, несомненно, существовало нечто вроде канона, что можно подтвердить ссылкой апостола Павла на существование собрания слов Христа и указанием апостола Петра на собрание Павловых Посланий (2Пет. 3:15–16). По мнению некоторых древних толкователей, например Феодора Мопсуэстийского, и новых, например прот. А.В. Горского, больше всех в этом деле потрудился апостол Иоанн Богослов («Прибавление к творениям святых отцов». Т. 24. С. 297–327).

Но собственно первый

период истории канона – это период мужей апостольских и христианских апологетов, продолжающийся приблизительно с конца I века и до 170 года. В этот период мы находим большей частью довольно ясные указания на книги, вошедшие в новозаветный канон, но писатели этого периода все-таки очень редко прямо обозначают, из какой священной книги они берут то или другое место, так что у них мы находим так называемые «глухие цитаты». Притом, как говорит Барт в своем «Введении в Новый Завет» (изд. 1908 г., с. 324), в те времена еще в полном расцвете были духовные дарования и было много богодухновенных пророков и учителей, так что искать первоисточники для своих учений писатели II века могли не в книгах, а в устном учении этих пророков и вообще в устном церковном предании.

Во второй

период, продолжающийся до конца III века, появляются уже более определенные указания на существование принятого Церковью состава новозаветных священных книг. Так, фрагмент, найденный ученым Мураторием в Миланской библиотеке и относящийся приблизительно к 200–210 гг. по Р.Х., дает историческое обозрение почти всех новозаветных книг: не упомянуто в нем только о Послании к Евреям, о Послании Иакова и о 2-м Послании апостола Петра. Этот фрагмент свидетельствует, конечно, главным образом о том, в каком составе устанавливался канон к концу II века в западной Церкви. О состоянии канона в восточной Церкви свидетельствует сирийский перевод Нового Завета, известный под названием Пешитта. В этом переводе упомянуты почти все наши канонические книги, за исключением 2-го Послания апостола Петра, 2-го и 3-го Посланий Иоанна, Послания Иуды и Апокалипсиса. О состоянии канона в Карфагенской Церкви свидетельствует Тертуллиан. Он удостоверяет подлинность Послания Иуды и Апокалипсиса, но зато не упоминает о посланиях апостола Иакова и 2-м Послании апостола Петра, а Послание к Евреям приписывает Варнаве. Святой Ириней Лионский является свидетелем о веровании Церкви Галльской. Согласно ему, в этой Церкви признавались каноническими почти все наши книги, исключая 2-е Послание апостола Петра и Послание Иуды. Не цитируется также Послание к Филимону. О веровании Александрийской Церкви свидетельствуют святой Климент Александрийский и Ориген. Первый пользовался всеми новозаветными книгами, а последний признает апостольское происхождение всех наших книг, хотя сообщает, что относительно 2-го Послания Петра, 2-го и 3-го Посланий Иоанна, Послания Иакова, Послания Иуды и Послания к Евреям были в его время несогласия.

Таким образом, во второй половине II века, несомненно, богодухновенными апостольскими произведениями признавались повсюду в Церкви следующие священные книги: четыре Евангелия, книга Деяний Апостольских, 13 Посланий апостола Павла, 1-е Иоанна и 1-е Петра. Прочие же книги были менее распространены, хотя и признавались Церковью за подлинные.

В третий

период, простирающийся до второй половины IV века, канон окончательно устанавливается в том виде, какой он имеет в настоящее время. Свидетелями веры всей Церкви выступают здесь Евсевий Кесарийский, святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Василий Великий и др. Наиболее обстоятельно говорит о канонических книгах первый из этих свидетелей. По его словам в то время одни книги были признаваемы всею Церковью (τὰ ὁμολογούμενα), а именно, четыре Евангелия, книга Деяний, 14 Посланий апостола Павла, 1-е Петра и 1-е Иоанна. Сюда он причисляет, впрочем с оговоркой («если угодно будет»), и Апокалипсис Иоанна. Затем у него идет класс спорных книг (ἀντιλεγόμενα), разделяющийся на два разряда. В первом разряде он помещает книги, принятые многими, хотя и спорные. Это – Послания Иакова, Иуды, 2-е Петра и 2-е и 3-е Иоанна. Ко второму разряду он относит книги подложные (νόθα), каковы «Деяния Павла» и др., а также, «если угодно будет», и Апокалипсис Иоанна. Сам же он все наши книги считает подлинными, даже и Апокалипсис. Решительное же влияние в восточной Церкви получил перечень книг Нового Завета, имеющийся в пасхальном послании св. Афанасия Александрийского (367 г.). Перечислив все 27 книг Нового Завета, св. Афанасий говорит, что только в этих книгах возвещается учение благочестия и что от этого собрания книг ничего нельзя отнимать, как нельзя что-либо прибавлять к нему. Принимая во внимание великий авторитет, какой в восточной Церкви имел св. Афанасий, этот великий борец с арианством, можно с уверенностью заключить, что предложенный им канон Нового Завета был принят всей восточной Церковью, хотя после св. Афанасия не последовало какого-либо соборного решения относительно состава канона. Впрочем, нужно заметить, что св. Афанасий указывает при этом на две книги, которые хотя и не канонизованы Церковью, но предназначены для чтения вступающим в Церковь. Эти книги – учение (двенадцати) апостолов и пастырь (Ерма). Все остальное он отвергает как еретическое измышление (т.е. книги, ложно называвшиеся апостольскими).

В Западной Церкви канон Нового Завета в настоящем его виде окончательно установлен на Соборах в Африке – Иппонийском (393 г.) и двух Карфагенских (397 и 419 гг.). Принятый этими Соборами канон Нового Завета Римская Церковь санкционировала декретом папы Геласия (492–496 гг.).

Те христианские книги, которые не вошли в канон, хотя и высказывали на это притязания, были признаны апокрифическими и предназначены едва ли не на полное уничтожение4.

Помышления плотские и помышления духовные

Именно поэтому ДУШЕВНЫЕ люди не понимают того, что от Духа. Им надо, чтобы их РАЗУМ все понял. А если не так – они не будут на таковых собраниях, они будут уходить с них туда, где «все понятно». И, к сожалению, большинство из них сегодня в миру, слушают мир, думают и говорят по-мирски. Там все понятно для них и «естественно». Там нет нужды рассуждать, отвергая свой ум, не надо молиться и ревновать, чтобы послужить.

В мире все проще. Есть учебные заведения, есть толкования Библии, причем на любой вкус, есть организация, есть мирское устройство. Но Слово призывает тех, кто стремиться в небеса к другому. Совсем к другому.

толкование священного Писания

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: