Светлое Христово Воскресение. Пасха
Деян. 1, 1—8
Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
В предисловии автор обращается к некоему Феофилу и при этом указывает на свою первую книгу
в которой написал
о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
. Совершенно очевидно, что здесь речь идет о третьем нашем каноническом Евангелии, которое написано Лукой для того же
достопочтенного Феофила
. Св. Лука указывает на внутреннюю органическую связь между своим Евангелием и этой второй книгой, которая должна служить как бы продолжением первой. О
всем
, конечно, только относительно, ибо cв. Иоанн считает даже невозможным описать всё (см.: Ин. 21, 25).
Всё
здесь сказано в смысле: «все необходимое» для того, чтобы можно было познакомиться с жизнью, деятельностью и учением Господа Иисуса Христа и уверовать в Него, как Сына Божия.
Что Иисус делал и чему учил от начала
– эти слова и по-русски правильнее было бы перевести: «что начал делать и чему начал учить Иисус». Дееписатель хотел этим выразить то, что в Своей земной жизни Господь только начал творить и учить, а будет это продолжать через апостолов (деяния которых в предлагаемой им книге будут описываться) и, само собой разумеется, через их преемников до скончания века (ср.: Мф. 28, 20).
До того дня, в который Он вознесся
. – Вознесение Господне указывается здесь как поворотный пункт: это – конец Евангельской и начало Апостольской истории. До этого момента имела место видимая деятельность Господа на земле, с сего же момента начинается Его невидимая деятельность.
Дав Святым Духом повеления апостолам
– важность этого поворотного пункта истории спасения человечества в том, что Господь вознесся, оставив Своим Ученикам заповедь-завещание как выражение Его последней воли о распространении и утверждении Его учения во всем мире.
Духом Святым
– Господь Иисус Христос все творил
Духом Святым
, ибо, по выражению блж. Феофилакта, «где творит Сын, содействует и соприсутствует Дух, как единосущный». Это завещание дано не всем, а только тем,
которых Он избрал
– избрал на это великое дело.
Которым и явил Себя живым
– для того, чтобы апостолы могли свидетельствовать о Нем во всем мире, Господь явил им Себя живым после страданий и смерти Своей и уверил их в истине Своего воскресения, в продолжение сорока дней являясь им. Книга Деяний, таким образом. дополняет Евангелие, указывая, что хотя Господь и не пребывал со Своими учениками непрестанно после воскресения Своего, но многократно являлся им и лишь через сорок дней вознесся от них на небо. В течение этого срока Он учил их тайнам Царствия Божия, надо полагать, устроению этого Царствия, или Церкви Христовой, на земле, дабы подготовить их к предстоящей им апостольской деятельности.
Господь, собрав их, повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима
, что требовало от учеников немалого самоотвержения, ибо им, конечно, не хотелось бы оставаться в этом враждебном их Учителю и им самим городе. Но такова была воля Божия:
ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима
(Ис. 2, 3 и далее) – именно там, где вражда против Бога и Христа Его достигла своего наивысшего выражения, должно было явиться преизбыточество благодати Божией и начаться распространение Евангелия по всей вселенной. С этим тяжелым повелением оставаться во враждебном городе, Господь сейчас же соединил радостное обетование о ниспослании апостолам всесильного Покровителя и Руководителя от Всемогущего Отца – Духа Святого. Несомненно, что под
обещанным от Отца
разумеется именно Дух Святой, ниспослать Которого еще через пророков было обещано Богом Отцом в Ветхом Завете (см., напр.: Ис. 44, 3; Иоил. 3, 1).
О чем вы слышали от Меня
– о Духе Святом Господь говорил апостолам многократно, а особенно в Своей последней прощальной беседе, называя Его
иным Утешителем
(ср.: Лк. 12, 12; Мф. 10, 20; Ин. 14, 16–17 и 26; Ин. 15, 26; Ин. 16, 7 и 13).
Ибо Иоанн крестил водою… –
об этом сошествии Святого Духа говорил и сам величайший из пророков св. Иоанн Креститель, который противопоставлял своему водному, как только приуготовительному крещению,
крещение Духом Святым
(Мф. 3, 5; Лк. 3, 16; Ин. 1, 33). Выражение «крещены Духом Святым» образно указывает на полноту и обилие даров Духа Святого – апостолы как бы погрузятся в эту всеочищающую и оживотворяющую силу Святого Духа.
Через несколько дней
– Господь не указывает точно дня сошествия Святого Духа, дабы ожидание поддерживало в апостолах непрестанное духовное бодрствование и радостное желание исполнения этого великого обетования, возгревая тем самым в них веру. Исполнилось же это через десять дней по Вознесении Господа, в день иудейской того года и первой христианской Пятидесятницы.
Не в сие ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?
– вопрос этот указывает на то, что апостолы все еще не расстались с общими для всех иудеев чувственными представлениями о Царстве Мессии. Только по сошествии на них Святого Духа они окончательно переродились духовно. Вопрос этот ученики Господа задали Ему потому, что им известно было предсказание пророка Иоиля об
обильном излиянии даров Святого Духа в Царстве Мессии
(Иоил. 2, 28). Господь премудро устраняет этот неуместный вопрос, говоря:
не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти
. Через несколько дней, когда сойдет на них Дух Святой, они уже не будут задаваться таким вопросом: их дело – быть свидетелями Господа, т. е. проповедниками Его Евангелия, а для этого они получат необходимую им
силу, когда сойдет на них Дух Святой
.
В Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли
– Иерусалим, как город, в котором Господь был предан распятию, должен первый услышать проповедь о Мессии распятом и воскресшем, затем Слово Божие должно быть в первую очередь проповедано всему избранному народу Божию во Иудее, потом самарянам, как ближайшим соседям, и затем уже язычникам по всему миру.
Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.
Пасха, Господня Пасха!
От смерти к жизни привел нас Господь Своим Воскресением. И вот Воскресение это «Ангелы поют на небеси», увидев светлость обоженного естества человеческого в предопределенной ему славе, в лице Господа Искупителя, во образе Коего, силою Воскресения Его, имели претвориться все истинно верующие в Него и прилепляющиеся к Нему вседушно. Слава, Господи, преславному Воскресению Твоему! Ангелы поют, сорадуясь нам и предзря восполнение сонма своего; нас же сподоби, Господи, Тебя Воскресшего чистым сердцем славить, видя в Воскресении Твоем пресечение снедающего нас тления, засеменение новой жизни пресветлой и зарю будущей вечной славы, в которую Предтечею вошел Ты Воскресением нас ради. Не человеческие только, но вместе и Ангельские языки не сильны изъяснить неизреченную Твою к нам милость, преславно Воскресший Господи!
Феофан Затворник Вышенский, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М.: «Отчий дом», 2009.
Светлая седмица
Понедельник
Деян. 1, 12–17, 21—26
Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего.
Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Тогда возвратились
. Когда же –
тогда
? Когда выслушали слова Ангелов. Ученики вообще не перенесли бы разлуки с Господом, если б им не было обещано, что Он придет в другой раз. И мне кажется, что это случилось в субботу: иначе писатель не обозначил бы таким образом расстояния, не сказал бы:
с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути
, – если бы не в день субботний прошли они определенное для этого дня пространство пути.
И, придя, взошли в горницу, где и пребывали
. Значит, уже в Иерусалиме они оставались после воскресения.
Петр
, сказано,
и Иаков, Иоанн
. Уже упоминаются не один Иоанн с братом, но и Андрей с Петром:
Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова
. Не без причины упомянул поименно об учениках: т. к. один из них сделался предателем, другой отрекся, третий не поверил, то он показывает, что, кроме одного предателя, все были целы.
Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами
. Прекрасно! Молитва – сильное оружие среди искушений. Этому, с одной стороны, они уже были достаточно научены Самим Учителем, а с другой – к тому же их располагало и настоящее искушение: потому они и восходят на горницу, что сильно боялись иудеев.
С женами
– говорит (писатель), т. к. (в Евангелии) он сказал, что они следовали за Христом.
И Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его
. Но как же (Иоанн) говорит, что тогда
ученик взял Ее к себе
(Ин. 19, 27)? После того как Христос снова собрал учеников, и Она была опять с ними.
С братьями Его
, – говорит о тех, которые прежде не верили Христу.
И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
. Петр всегда первый начинает говорить, частью по живости своего характера, а частью потому, что Христос вверил ему Свое стадо и он был первым в лике (апостолов).
Было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый
. Почему он не от своего только лица просил Христа дать ему кого-нибудь вместо Иуды? Или почему апостолы (все вместе) не делают выбора сами собою? Петр сделался теперь лучше, чем был прежде: так можно ответить на первый вопрос. Что же касается до того, почему не просто, а посредством откровения они просят восполнить свое собрание, – на это я укажу две причины: первая – та, что они заняты были другим делом; а другая – та, что это служило наибольшим доказательством, что Христос пребывал с ними. Он, и отсутствуя (видимым образом), Сам избрал так же точно, как и тогда, когда был с ними: а это служило для них немаловажным утешением. Но смотри, как Петр все делает с общего согласия и не распоряжается ничем самовольно и как начальник. И он не сказал просто так: «на место Иуды мы избираем такого-то»; но, чтобы успокоить учеников относительно совершившегося, посмотри, как начинает свою речь. Это событие, действительно, произвело в них немалое недоумение; и в этом нет ничего удивительного: если и теперь многие рассуждают о нем, то что естественно следовало говорить им тогда?
Мужи
, говорит он,
братия
. Если Господь назвал их братиями, то тем приличнее было такое обращение Петру, потому-то он и восклицает так в присутствии всех. Вот достоинство Церкви и ангельское ее состояние! Никто тогда не был отделен от других, ни мужчина, ни женщина. И мне желательно, чтобы таковы были Церкви и теперь. Никто тогда не заботился о чем-либо житейском, никто не беспокоился о доме. Вот как полезны искушения! Вот какое благо – напасти!
Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый
. Постоянно утешает их пророчеством. Так при всяком случае поступает и Христос. Таким же точно образом и Петр показывает, что в этом событии нет ничего странного, но что оно уже было предсказано.
Надлежало
, говорит он,
исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида
. Не говорит: «сказал Давид», но: «Дух чрез него». <�…> Смотри, как усвояет себе пророка и выставляет на вид его наречение, зная, что для них будет полезно то, что это изречение принадлежит Давиду, а не другому пророку.
Об Иуде, бывшем вожде
. Заметь и здесь любомудрие этого человека: он не поносит и не бесчестит (Иуду), не говорит, что он был злодей, и самый ужасный злодей, но просто поясняет, что произошло. Не называет даже его и предателем, а старается, сколько это было для него возможно, сложить вину на других. Впрочем, и тех не сильно обвиняет:
бывшем
, говорит,
вожде тех, которые взяли Иисуса
. И прежде чем указал место, где находится это изречение Давида, напоминает об участи, постигшей Иуду, чтобы чрез настоящее удостоверить и в будущем и показать, что (Иуда) уже получил наказание.
Он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою
. Изображает нрав (Иуды) и неприметно обнаруживает (его) вину, достойную наказания. Не говорит: «иудеи (стяжали)», но:
приобрел землю неправедною мздою
. И так как люди со слабой душою смотрят не столько на будущее, сколько на настоящее, – он рассказывает о наказании, постигшем его в настоящей жизни.
И когда низринулся
. Прекрасно поступил, остановив свою речь не на преступлении Иуды, а на постигшем его наказании.
Расселось чрево его, и выпали все внутренности его
. Это служило для них утешением.
И это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, т. е. земля крови
.
Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Деяния Апостольские // Иоанн Златоуст, свт. Творения в русском переводе в 12-ти тт. Т. 9, кн. 1. СПб.: Издательство Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1903.
Так как пророчество об извержении Иуды из сонма апостолов исполнилось, надо, чтобы исполнилось и другое – о замещении опустевшего места: надо избрать на место предателя другого и таким образом восполнить установленное Господом число двенадцати апостолов Его. Вероятно, на это восполнение было дано повеление Самого Господа, не записанное в Евангелии. Необходимым и единственным условием избрания нового апостола св. Петр поставляет то, чтобы избираемый был свидетелем-очевидцем всей земной жизни и деятельности Господа Иисуса Христа. Это потому, что апостолы – прежде всего свидетели
, как их Сам назвал Господь (Лк. 24, 48). Они должны свидетельствовать перед всем миром о том, что они сами
видели и слышали
(Деян. 4, 20) – в этом особенная сила и убедительность их проповеди. С другой стороны, постоянное пребывание с Господом в течение трех с половиной лет Его служения – достаточное ручательство его веры, любви и преданности Господу: такому человеку можно доверить исполнение апостольского служения.
Начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас
– здесь как раз указывается начало и конец общественного служения Господа на земле, свидетелем которого должен быть избираемый.
Свидетелем воскресения Его
– второе весьма важное условие избрания – главный предмет апостольского свидетельства – это свидетельство об истине Воскресения Христова, основной истины спасающей веры христианской. Необходимо, чтобы избираемый апостол был свидетелем действительности воскресения распятого и умершего Мессии.
Удовлетворявших этим условиям оказалось двое: Иосиф, называемый Варсавою, который прозван Иустом, и Матфий. Оба они неизвестны в евангельской истории. Есть предположение, что они были из числа 70-ти учеников Господа. Окончательное избрание из числа этих двух одного апостола предоставили Самому Господу через жребий после усердной молитвы о том, чтобы Сам Господь показал, кого Он избирает. Таким образом в избрании нового апостола совершилось двоякое действие – человеческое и Божественное: апостолы со всем обществом верующих избирают двух, Господь, по молитве их, указывает одного.
Ты, Господи, Сердцеведец всех…
– так обратились они в молитве к Господу: Господь Сердцеведец, знающий душу каждого человека, знал, кто из двух более способен понести возлагаемое на него служение. Определение по жребию есть установление ветхозаветное, и в решении дел по жребию видели действие Самого Бога (см.: Лев. 16, 8–10; Числ. 17, 1–9; Числ. 34, 13; Нав. 14, 2; 1 Цар. 14, 42). Писались обычно имена на листках; листки вкладывались в сосуд, встряхивались, и чей жребий первый вынимался из сосуда, тот и считался избранным.
И выпал жребий Матфию
– в этом увидели волю Божию,
и он сопричислен к одиннадцати апостолам
. <�…> Другой кандидат Иосиф, он же Иуст, был после епископом Елевферополя в Иудее и тоже окончил свою жизнь мученической смертью. Память его 30 октября (12 ноября н. ст).
Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.
Вторник
Указатель Евангельских и Апостольских чтений [Православной Церкви] на каждый день года
сайт «Христианское просвещение»
[стр. обновлена 10/10/21 10:26 ]
Основная таблица * Евангелия утренние воскресные * Апостолы и евангелия праздников непереходящих * Апостолы и евангелия общие святым * Апостолы и евангелия на разные случаи *
Год в церковном исчислении времени, относительно чтения Евангелий и Апостолов начинается днем Светлого Христова Воскресения и разделяется на три периода. Первый период заключает в себе восемь седмиц (недель), начиная от Пасхи до Пятидесятницы, или недели Троичной (включительно); второй период заключает в себе тридцать шесть седмиц, начинается первым воскресением по Пятидесятнице и продолжается до Великого поста; /=> / третий период заключает в себе седмицы Великого поста.
Седмица | день | чтения на литургии | №№ фрагментов еванг. чт-я по согла- сованию (/ — чт-е составляет часть фрагмента, в таком случае ук-ся тж. парал. места; ~ — фр. тк. в одном из Евангелий) | * | |||
апостольское | евангельское | ||||||
осн. темы (апост.; еванг.; общие) | |||||||
вс, Пасха | Деян. 1,1–8 | Ин. 1,1–17 | |||||
В тот же день на вечерне: Ин. 20,19–25 | |||||||
Пасхальная седмица | пн | Деян. 1,12–17. 21–26 | Ин. 1,18–28 | (Мф.3:1-12; Мк.1:1-8; Лк.3:1-18) | |||
вт | Деян. 2,14–21 | Лк. 24,12–35 | 168, 170 (Мк.16:9-13) | ||||
ср | Деян. 2,22–36 | Ин. 1,35–51 | -24~~ | ||||
чт | Деян. 2,38–43 | Ин. 3,1–15 | /28~ | ||||
пт | Деян. 3,1–8 | Ин. 2,12–22 (Иисус на Пасху приходит в Храм; изгнание тогреющих и менял; «Разрушьте этот Храм, и Я в 3 дня воздвигну его») | 26~, /27~ (ср. 130: Мф.21:12-16; Мк.11:15-18; Лк.19:45-48) | ( 418) | |||
сб | Деян. 3,11–16 | Ин. 3,22–33 | /29~, 30~ | ||||
Вс 2, «о Фоме» | на утрени: (1) | Деян. 5,12–20 | Ин. 20,19–31 | 171, 172~, /176a~ (Мк.16:14; Лк.24:36-49) | |||
2 седмица по Пасхе | пн | Деян. 3,19–26 | Ин. 2,1–11 (Брак в Кане) | 25~ | |||
вт | Деян. 4,1–10 | Ин. 3,16–21 | /28~ | ||||
ср | Деян. 4,13–22 | Ин. 5,17–24 | /45~ | ||||
чт | Деян. 4,23–31 | Ин. 5,24–30 | /45~ | ||||
пт | Деян. 5,1–11 | Ин. 5,30 – 6,2 | /45~, /74 | ||||
сб | Деян. 5,21–33 | Ин. 6,14–27 | , /77~ | ||||
Вс 3, «о Мироносицах» | на утрени: (3) | Деян. 6,1–7 | Мк. 15,43 – 16,8 /69/ | ||||
3 седмица по Пасхе | пн | Деян. 6,8 – 7,5, 47-60 | Ин. 4,46–54 | ||||
вт | Деян. 8,5–17 | Ин. 6,27–33 | |||||
ср | Деян. 8,18–25 | Ин. 6,35–39 | |||||
чт | Деян. 8,26–39 | Ин. 6,40–44 | |||||
пт | Деян. 8,40 – 9,19 | Ин. 6,48–54 | |||||
сб | Деян. 9,20–31 | Ин. 15,17 – 16,2 /52/ | |||||
Вс 4, «о Расслабленном» | на утрени: (4) | Деян. 9,32–42 | Ин. 5,1–15 | ||||
4 седмица по Пасхе | пн | Деян. 10,1–16 | Ин. 6,56–69 | ||||
вт | Деян. 10,21–33 | Ин. 7,1–13 | 435 | ||||
ср (Преполовение Пятидес.) | Деян. 14,6–18 | Ин. 7,14–30 | |||||
чт | Деян. 10,34–43 | Ин. 8,12–20 | |||||
пт | Деян. 10,44 – 11,10 | Ин. 8,21–30 | |||||
сб | Деян. 12,1–11 | Ин. 8,31–42 | |||||
Вс 5, «о Самаряныне» (самарянке) | на утрени: (7) | Деян. 11,19–26. 29–30 | Ин. 4,5–42 | 440 +Блум | |||
5 седмица по Пасхе | пн | Деян. 12,12–17 | Ин. 8,42–51 | ||||
вт | Деян. 12,25 – 13,12 | Ин. 8,51–59 | |||||
ср | Деян. 13,13–24 | Ин. 6,5–14 | /74 | 443 | |||
чт | Деян. 14,20–27 | Ин. 9,39 – 10,9 | |||||
пт | Деян. 15,5–34 | Ин. 10,17–28 /37/ | |||||
сб | Деян. 15,35–41 | Ин. 10,27–38 /38/ | |||||
Вс 6, «о Слепом» | на утрени: (8) | Деян. 16,16–34 | Ин. 9,1–38 /34/ | ||||
6 седмица по Пасхе | пн | Деян. 17,1–15 | Ин. 11,47–57 /40/ | ||||
вт | Деян. 17,19–28 | Ин. 12,19–36 /42/ | |||||
ср | Деян. 18,22–28 | Ин. 12,36–47 /43/ | |||||
чт (Вознесение Господне) | Деян. 1,1–12 | Лк. 24,36–53 /114/ | |||||
на утрени: Мк. 16,9–20 | |||||||
пт | Деян. 19,1–8 | Ин. 14,1–11 /47/ | |||||
сб | Деян. 20,7–12 | Ин. 14,10–21 /48/ | |||||
Вс 7, «Святых Отец» | на утрени: (10) | Деян. 20,16–18. 28–36 | Ин. 17,1–13 /56/ | ||||
7 седмица по Пасхе | пн | Деян. 21,8–14 | Ин. 14,27 – 15,7 /49/ | ||||
вт | Деян. 21,26–32 | Ин. 16,2–13 /53/ | |||||
ср | Деян. 23,1–11 | Ин. 16,15–23 /54/ | |||||
чт | Деян. 25,13–19 | Ин. 16,23–33 /55/ | |||||
пт | Деян. 27,1–44 | Ин. 17,18–26 /57/ | |||||
сб | Деян. 28,1–31 и за упок.: 1Фес. 4,13–17 | Ин. 21,15–25 /67/ и за упок.: Ин. 5,24–30 | |||||
Вс 8, Пятидесятница | на утрени: (9) | Деян. 2,1–11 | Ин. 7,37–52; 8,12 /27/ | ||||
1 седмица по Пятиде- сятнице | пн (Св. Духа) | Еф. 5,9–19 | Мф. 18,10–20 /75/ | 108 462 | |||
вт | Рим. 1,1–7. 13–17 | Мф. 4,25; 5,1–13 /10/ | /50 | 109! 436! | |||
ср | Рим. 1,18–27 | Мф. 5,20–26 /12/ | /50 | 110! 464! | |||
чт | Рим. 1,28 – 2,9 | Мф. 5,27–32 /13/ | /50 | 111 | |||
пт | Рим. 2,14–29 | Мф. 5,33–41 /14/ | /50 | ||||
сб | Рим. 1,7–12 | Мф. 5,42–48 /15/ | /50 | ||||
Вс 1, Всех Святых | на утрени: (1) | Евр. 11,33 – 12,2 /330/ | Мф. 10,32–33, 37–38; 19,27–30 | 114 468 | |||
2 седмица по Пятиде- сятнице | пн | Рим. 2,28 – 3,18 | Мф. 6,31–34; 7,9–11 /19/ | /50 | |||
вт | Рим. 4,4–12 | Мф. 7,15–21 /22/ | /50 | ||||
ср | Рим. 4,13–25 | Мф. 7,21–23 /23/ | /50 | 117 471 | |||
чт | Рим. 5,10–16 | Мф. 8,23–27 /27/ | |||||
пт | Рим. 5,17 – 6,2 | Мф. 9,14–17 /31/ | |||||
сб | Рим. 3,19–26 | Мф. 7,1–8 /20/ | /50 | ||||
Вс 2 , «по Всех Святых» | на утрени: (2) | Рим. 2,10–16 | Мф. 4,18–23 /9/ | ||||
3 седмица по Пятиде- сятнице | пн | Рим. 7,1–13 | Мф. 9,36 – 10,8 | /72 | 122 476 | ||
вт | Рим. 7,14 – 8,2 | Мф. 10,9–15 | /72 | 123 477 | |||
ср | Рим. 8,2–13 | Мф. 10,16–22 | /72 | 124 478 | |||
чт | Рим. 8,22–27 | Мф. 10,23–31 | /72 | 125 479 | |||
пт | Рим. 9,6–19 | Мф. 10,32–36; 11,1 | /72 | 480! | |||
сб | Рим. 3,28 – 4,3 | Мф. 7,24 – 8,4 /24/ | /50, | 127! 481! | |||
Вс 3 | на утрени: (3) | Рим. 5,1–10 | Мф. 6,22–33 /18/ | /50 | 22-23 | ||
24-33 | 128 482 | ||||||
4 седмица по Пятиде- сятнице | пн | Рим. 9,18–33 | Мф. 11,2–15 | 129! 483! | |||
вт | Рим. 10,11 – 11,2 | Мф. 11,16–20 | |||||
ср | Рим. 11,2–12 | Мф. 11,20–26 | |||||
чт | Рим. 11,13–24 | Мф. 11,27–30 | |||||
пт | Рим. 11,25–36 | Мф. 12,1–8 | 133 487 | ||||
сб | Рим. 6,11–17 | Мф. 8,14–23 | 134 | ||||
Вс 4 | на утрени: (4) | Рим. 6,18–23 | Мф. 8,5–13 | 135 | |||
5 седмица по Пятиде- сятнице | пн | Рим. 12,4–5,15–21 | Мф. 12,9–13 | 136 490 | |||
вт | Рим. 14,9–18 | Мф. 12,14–16,22–30 | |||||
ср | Рим. 15,7–16 | Мф. 12,38–45 | |||||
чт | Рим. 15,17–29 | Мф. 12,46 – 13,3 | |||||
пт | Рим. 16,1–16 | Мф. 13,4–9 | |||||
сб | Рим. 8,14–21 | Мф. 9,9–13 | 141! 495!+ | ||||
Вс 5 | на утрени: (5) | Рим. 10,1–10 | Мф. 8,28 – 9,1 | 142 496 | |||
6 седмица по Пятиде- сятнице | пн | Рим. 16,17–24 | Мф. 13,10–23 | ||||
вт | 1Кор. 1,1–9 | Мф. 13,24–30 | |||||
ср | 1Кор. 2,9 – 3,8 | Мф. 13,31–36 | 145 499 | ||||
чт | 1Кор. 3,18–23 | Мф. 13,36–43 | |||||
пт | 1Кор. 4,5–8 | Мф. 13,44–54 | |||||
сб | Рим. 9,1–5 | Мф. 9,18–26 | 148 502 | ||||
Вс 6 | на утрени: (6) | Рим. 12,6–14 | Мф. 9,1–8 | 149 503! | |||
7 седмица по Пятиде- сятнице | пн | 1Кор. 5,9 – 6,11 | Мф. 13,54–58 | 505 | |||
вт | 1Кор. 6,20 – 7,12 | Мф. 14,1–13 | 151 | ||||
ср | 1Кор. 7,12–24 | Мф. 14,35 – 15,11 | |||||
чт | 1Кор. 7,24–35 | Мф. 15,12–21 | |||||
пт | 1Кор. 7,35 – 8,7 | Мф. 15,29–31 | 154 — | ||||
сб | Рим. 12,1–3 | Мф. 10,37 – 11,1 | 155 508 | ||||
Вс 7 | на утрени: (7) | Рим. 15,1–7 | Мф. 9,27–35 | ||||
8 седмица по Пятиде- сятнице | пн | 1Кор. 9,13–18 | Мф. 16,1–6 | 157 511! | |||
вт | 1Кор. 10,5–12 | Мф. 16,6–12 | 512! | ||||
ср | 1Кор. 10,12–22 | Мф. 16,20–24 | 158! 513 | ||||
чт | 1Кор. 10,28 – 11,7 | Мф. 16,24–28 | /86 ( ) | 160 514 | |||
пт | 1Кор. 11,8–22 | Мф. 17,10–18 | 161 515 | ||||
сб | Рим. 13,1–10 | Мф. 12,30–37 | |||||
Вс 8 | на утрени: (8) | 1Кор. 1,10–18 | Мф. 14,14–22 | 163 517 | |||
9 седмица по Пятиде- сятнице | пн | 1Кор. 11,31 – 12,6 | Мф. 18,1–11 | 165 518 | |||
вт | 1Кор. 12,12–26 | Мф. 18,18–22; 19,1–2, 13–15 | |||||
ср | 1Кор. 13,4 – 14,5 | Мф. 20,1–16 | 520 | ||||
чт | 1Кор. 14,6–19 | Мф. 20,17–28 | 122-123 ( ) | 167 | |||
пт | 1Кор. 14,26–40 | Мф. 21,12–14, 17–20 | 168 522 | ||||
сб | Рим. 14,6–9 | Мф. 15,32–39 | |||||
Вс 9 | на утрени: (9) | 1Кор. 3,9–17 | Мф. 14,22–34 | ||||
10 седмица по Пятиде- сятнице | пн | 1Кор. 15,12–19 | Мф. 21,18–22 | 171 172525 | |||
вт | 1Кор. 15,29–38 | Мф. 21,23–27 | (^-) | ||||
ср | 1Кор. 16,4–12 | Мф. 21,28–32 | |||||
чт | 2Кор. 1,1–7 | Мф. 21,43–46 | |||||
пт | 2Кор. 1,12–20 | Мф. 22,23–33 | 175 529! | ||||
сб | Рим. 15,30–33 | Мф. 17,24 – 18,4 | |||||
Вс 10 | на утрени: (10) | 1Кор. 4,9–16 | Мф. 17,14–23 | 177 531 | |||
11 седмица по Пятиде- сятнице | пн | 2Кор. 2,4–15 | Мф. 23,13–22 | ||||
вт | 2Кор. 2,14 – 3,3 | Мф. 23,23–28 | 179 533 | ||||
ср | 2Кор. 3,4–11 | Мф. 23,29–39 | 180 534 | ||||
чт | 2Кор. 4,1–6 | Мф. 24,13–28 | 181 | ||||
пт | 2Кор. 4,13–18 | Мф. 24,27–33, 42–51 | 182 536 | ||||
сб | 1Кор. 1,3–9 | Мф. 19,3–12 | 183! | ||||
Вс 11 | на утрени: (11) | 1Кор. 9,2–12 | Мф. 18,23–35 | ||||
12 седмица по Пятиде- сятнице | пн | 2Кор. 5,10–15 | Мк. 1,9–15 /2/ | ||||
вт | 2Кор. 5,15–21 | Мк. 1,16–22 /3/ | |||||
ср | 2Кор. 6,11–16 | Мк. 1,23–28 /4/ | |||||
чт | 2Кор. 7,1–10 | Мк. 1,29–35 /5/ | |||||
пт | 2Кор. 7,10–16 | Мк. 2,18–22 /9/ | |||||
сб | 1Кор. 1,26–29 | Мф. 20,29–34 | |||||
Вс 12 | на утрени: (1) | 1Кор. 15,1–11 | Мф. 19,16–26 | 191! 545! | |||
13 седмица по Пятиде- сятнице | пн | 2Кор. 8,7–15 | Мк. 3,6–12 /11/ | ||||
вт | 2Кор. 8,16 – 9,5 | Мк. 3,13–19 /12/ | |||||
ср | 2Кор. 9,12 – 10,7 | Мк. 3,20–27 /13/ | |||||
чт | 2Кор. 10,7–18 | Мк. 3,28–35 /14/ | |||||
пт | 2Кор. 11,5–21 | Мк. 4,1–9 /15/ | 195 ? | ||||
сб | 1Кор. 2,6–9 | Мф. 22,15–22 | 551 | ||||
Вс 13 | на утрени: (2) | 1Кор. 16,13–24 | Мф. 21,33–42 | (—) | |||
14 седмица по Пятиде- сятнице | пн | 2Кор. 12,10–19 | Мк. 4,10–23 /16/ | ||||
вт | 2Кор. 12,20 – 13,2 | Мк. 4,24–34 /17/ | 199 554! | ||||
ср | 2Кор. 13,3–13 | Мк. 4,35–41 /18/ | |||||
чт | Гал. 1,1–10, – 2,5 /198/ | Мк. 5,1–20 /19/ | 201 556 | ||||
пт | Гал. 2,6–10 /201/ | Мк. 5,22–24, – 6,1 /20/ | 557! | ||||
сб | 1Кор. 4,1–5 | Мф. 23,1–12 | 203 558 | ||||
Вс 14 | на утрени: (3) | 2Кор. 1,21 – 2,4 | Мф. 22,1–14 | ||||
15 седмица по Пятиде- сятнице | пн | Гал. 2,11–16 /202/ | Мк. 5,24–34 /21/ | 560! | |||
вт | Гал. 2,21 – 3,7 /204/ | Мк. 6,1–7 /22/ | |||||
ср | Гал. 3,15–22 /207/ | Мк. 6,7–13 /23/ | 562! | ||||
чт | Гал. 3,23 – 4,5 /208/ | Мк. 6,30–45 /25/ | |||||
пт | Гал. 4,8–21 /210/ | Мк. 6,45–53 /26/ | — 564! | ||||
сб | 1Кор. 4,17 – 5,5 | Мф. 24,1–13 | (—) | ||||
Вс 15 | на утрени: (4) | 2Кор. 4,6–15 | Мф. 22,35–46 | 566! | |||
16 седмица по Пятиде- сятнице | пн | Гал. 4,28 – 5,10 /211/ | Мк. 6,54 – 7,8 /27/ | (—) | |||
вт | Гал. 5,11–21 /212/ | Мк. 7,5–16 /28/ | (—) | ||||
ср | Гал. 6,2–10 /214/ | Мк. 7,14–24 /29/ | (—) | ||||
чт | Еф. 1,1–9 | Мк. 7,24–30 /30/ | (—) | ||||
Славословие: дух. дары; предопределены к усыновлению Ему; через кровь Сына мы обрели искупление, прощение грехов; «Так безмерна Его доброта, что излил Он щедро на нас в совершенстве ума и мудрости! Это Он дал нам знать Свою сокровенную цель, по воле Его изначально во Христе воплощенную». Иисус и сирофиникянка: «Нехорошо отнять хлеб у детей и бросить собакам» – «Но и собаки под столом едят крошки!» | |||||||
пт | Еф. 1,7–17 | Мк. 8,1–10 /32/ | (—) | ||||
сб | 1Кор. 10,23–28 | Мф. 24,34–44 | (—) | ||||
Вс 16 | на утрени: (5) | 2Кор. 6,1–10 | Мф. 25,14–30 | 197 | |||
сотрудники/соработники Бога; пусть «благодать» не будет напрасна; «В благоприятное время Я услышал тебя, в день спасения Я помог тебе»; «теперь день спасения»; не ставим препон, чтобы не навлечь нареканий на наше служение; истинные служители Бога: терпеливо и стойко переносим беды, нужду, несчастья… наше оружие — праведность; готовы к чести и к бесчестью, к клевете и к доброй славе, нас принимают за лжецов, а мы искренни, за безвестных, а нас знают все, за умерших, а мы живы, нас печалят, а мы всегда радуемся, мы бедны, а многих делаем богатыми, у нас нет ничего, а мы владеем всем; наши сердца для вас распахнуты настежь; это вы затворяете для нас свою душу. | |||||||
17 седмица по Пятиде- сятнице | пн | (те же еванг. чтения положены в соотв. дни 32-й седмицы) | Еф. 1,22 – 2,3 | Мк. 10,46–52 /48/ | 124 | ||
вт | Еф. 2,19 – 3,7 | Мк. 11,11–23 /50/ | 130, /131 | 332 | |||
ср | Еф. 3,8–21 | Мк. 11,23–26 /51/ | /131 (23-24: Мф.21:21-22) | ||||
чт | Еф. 4,14–19 | Мк. 11,27–33 /52/ | 132a | (—) | |||
пт | Еф. 4,17–25 | Мк. 12,1–12 /53/ => | 132b | (—) | |||
сб | 1Кор. 14,20–25 | Мф. 25,1–13 | (—) | ||||
Вс 17 | на утрени: (6) | 2Кор. 6,16 – 7,1 | Мф. 15,21–28 | (—) | |||
18 седмица по Пятиде- сятнице | пн | Еф. 4,25–32 /227/ | Лк. 3,19–22 /10/ | , | |||
вт | Еф. 5,20–26 /230/ | Лк. 3,23 – 4,1 /11/ | |||||
ср | Еф. 5,25–33 /231/ | Лк. 4,1–15 /12/ | , | ||||
чт | Еф. 5,33 – 6,9 /232/ | Лк. 4,16–22 /13/ | /36~ | ||||
пт | Еф. 6,18–24 /234/ | Лк. 4,22–30 /14/ | /36~ | ||||
сб | 1Кор. 15,39–45 /162/ | Лк. 4,31–36 /15/ | |||||
Вс 18 | на утрени: (7) | 2Кор. 9,6–11 /188/ | Лк. 5,1–11 /17/ | ||||
Иисус учит из лодки Симона. Чудесный лов рыбы: «раз Ты велишь, я заброшу сети». «Выйди от меня, господи, я человек грешный!» » Отныне ты будешь ловцом людей». Всё оставили и пошли за Ним. | |||||||
19 седмица по Пятиде- сятнице | пн | Флп. 1,1–7 /235/ | Лк. 4,37–44 /16/ | 39-41 | 212 | ||
вт | Флп. 1,8–14 /236/ | Лк. 5,12–16 /18/ | 213 575 | ||||
ср | Флп. 1,12–20 /237/ | Лк. 5,33–39 /21/ | |||||
чт | Флп. 1,20–27 /238/ | Лк. 6,12–19 /23/ | , | ||||
пт | Флп. 1,27 – 2,4 /239/ | Лк. 6,17–23 /24/ | , /50 (17-19: Мф.4:23-25 | 20-23: Мф.5:3-11) | ||||
сб | 1Кор. 15,58 – 16,3 /164/ | Лк. 5,17–26 /19/ | 217 579 | ||||
Вс 19 | на утрени: (8) | 2Кор. 11,31 – 12,9 /194/ | Лк. 6,31–36 /26/ | /50 (Мф.5:46-48) | |||
20 седмица по Пятиде- сятнице | пн | Флп. 2,12–16 /241/ | Лк. 6,24–30 /25/ | /50 (Мф.5:38-42) | |||
вт | Флп. 2,17–23 /242/ | Лк. 6,37–45 /27/ | /50 (37-38,41-42: Мф.7:1-5 | 40: Мф.10:24-25 | 43-45: Мф.7:16-20; 12:33-35 и др. ) | ||||
ср | Флп. 2,24–30 /243/ | Лк. 6,46 – 7,1 /28/ | /50 (47-49: Мф.7:24-27) | 221 583! | |||
чт | Флп. 3,1–8 /244/ | Лк. 7,17–30 /31/ | /54 (18-28: Мф.11:2-11 | 29-30: Мф.21:32; Лк.3:12) | ||||
пт | Флп. 3,8–19 /245/ | Лк. 7,31–35 /32/ | /54 (Мф.11:16-19) | ||||
сб | 2Кор. 1,8–11 /168/ | Лк. 5,27–32 /20/ | 224! 586!+ | ||||
Вс 20 | на утрени: (9) | Гал. 1,11–19 /200/ | Лк. 7,11–16 /30/ | 53~ | |||
21 седмица по Пятиде- сятнице | пн | Флп. 4,10–23 /248/ | Лк. 7,36–50 /33/ | 55~ | |||
вт | Кол. 1,1–2,7–11 /249/ | Лк. 8,1–3 /34/ | |||||
ср | Кол. 1,18–23 /251/ | Лк. 8,22–25 /37/ | |||||
чт | Кол. 1,24–29 /252/ | Лк. 9,7–11 /41/ | , /74 (10-11: Мф.14:13-14; Мк.6:30) | ||||
пт | Кол. 2,1–7 /253/ | Лк. 9,12–18 /42/ | /74 (Мф.14:14-21; Мк.6:30-44; Ин.6:5-13) | 230 592 | |||
сб | 2Кор. 3,12–18 /174/ | Лк. 6,1–10 /22/ | 46-47 | 231 593 | |||
Вс 21 | на утрени: (10) | Гал. 2,16–20 /203/ | Лк. 8,5–15 /35/ | /63 (Мф.13:3-13,18-23; Мк.4:2-20) | |||
22 седмица по Пятиде- сятнице | пн | Кол. 2,13–20 /255/ | Лк. 9,18–22 /43/ | 233 595 | |||
вт | Кол. 2,20 – 3,3 /256/ | Лк. 9,23–27 /44/ | ( ) | 234 596 | |||
ср | Кол. 3,17 – 4,1 /259/ | Лк. 9,44–50 /47/ | /91 (Мк.9:31-40 ; Мф.17:22-23; 18:1-5) | ||||
чт | Кол. 4,2–9 /260/ | Лк. 9,49–56 /48/ | /91 (Мк.9:38-40), | ||||
пт | Кол. 4,10–18 /261/ | Лк. 10,1–15 /50/ | |||||
сб | 2Кор. 5,1–10 /178/ | Лк. 7,2–10 /29/ | |||||
Вс 22 | на утрени: (11) | Гал. 6,11–18 /215/ | Лк. 16,19–31 /83/ | /110~ | |||
23 седмица по Пятиде- сятнице | пн | 1Фес. 1,1–5 /262/ | Лк. 10,22–24 /52/ | /97 (22 : Ин.3:34; 10:15 | 23-24: Мф.13:16-17) | |||
вт | 1Фес. 1,6–10 /263/ | Лк. 11,1–10 /55/ | /100~ | ||||
ср | 1Фес. 2,1–8 /264/ | Лк. 11,9–13 /56/ | /100~ | ||||
чт | 1Фес. 2,9–14 /265/ | Лк. 11,14–23 /57/ | |||||
пт | 1Фес. 2,14–19 /266/ | Лк. 11,23–26 /58/ | /58 (Мф.12:30, 43-45) | ||||
сб | 2Кор. 8,1–5 185/ | Лк. 8,16–21 /36/ | /63, /59 (16-18: Мк.4:21-25 | 19-21: Мф.12:46-50; Мк.3:31-35) | ||||
Вс 23 | на утрени: (1) | Еф. 2,4–10 /220/ | Лк. 8,26–39 /38/ | 246 608 | |||
24 седмица по Пятиде- сятнице | пн | 1Фес. 2,20 – 3,8 /267/ | Лк. 11,29–33 /59/ | /58 (29-32: Мф.12:39-42) | 247 609 | ||
вт | 1Фес. 3,9–13 /268/ | Лк. 11,34–41 /60/ | /58, /60~ (34-36: Мф.6:22-23 | 39-40: Мф.23:25-26) | 248 610 | |||
ср | 1Фес. 4,1–12 /269/ | Лк. 11,42–46 /61/ | /60~ (Мф.23:23, 6-7, 27-28, 4)+ | 249 611 | |||
чт | 1Фес. 5,1–8 /271/ | Лк. 11,47 – 12,1 /62/ | /60~ (Мф.23:29-32, 34-36, 13) | 250 612 | |||
пт | 1Фес. 5,9–13. 24–28 /272/ | Лк. 12,2–12 /63/ | /61~ (2-9: Мф.10:26-33 | 11-12: Мф.10:19-20) | 251 613! | |||
сб | 2Кор. 11,1–6 /191/ | Лк. 9,1–6 /40/ | 252 614 | ||||
Вс 24 | на утрени: (2) | Еф. 2,14–22 /221/ | Лк. 8,41–56 /39/ | 253 615 | |||
25 седмица по Пятиде- сятнице | пн | 2Фес. 1,1–10 /274-/ | Лк. 12,13–15. 22–31 /65/ | /61~ (22-31: Мф.6:25-34) | 254! 616 | ||
вт | 2Фес. 1,10 – 2,2 /275/ | Лк. 12,42–48 /68/ | /61~ (Мф.24:45-51) | 255 617 | |||
ср | 2Фес. 2,1–12 /276/ | Лк. 12,48–59 /69/ | /61~ (51-53: Мф.10:34-36 | 54-56: Мф.16:2-3 | 57-59: Мф.5:25-26 ) | 256 618 | |||
чт | 2Фес. 2,13 – 3,5 /277/ | Лк. 13,1–9 /70/ | 62~, 103~ (-) | 619! | |||
пт | 2Фес. 3,6–18 /278/ | Лк. 13,31–35 /73/ | /105~ (34-35: Мф.23:37-39) | 258 | |||
сб | Гал. 1,3–10 /199/ | Лк. 9,37–43 /46/ | 259! 621! | ||||
Вс 25 | на утрени: (3) | Еф. 4,1–6 /224/ | Лк. 10,25–37 /53/ | 98~ | |||
26 седмица по Пятиде- сятнице | пн | 1Тим. 1,1–7 /278/ | Лк. 14,12–15 /75/ | /106~ (-) | |||
вт | 1Тим. 1,8–14 /279/ | Лк. 14,25–35 /77/ | 107~ (26-27: Мф.10:37-38; (Мф.16:24; Мк.8:34; Лк.9:23); 34-35: Мф.5:13; Мк.9:50) | ||||
ср | 1Тим. 1,18–20; 2,8–15 /281/ | Лк. 15,1–10 /78/ | /108~ (1-2: Мф.9:10-11 ; Лк.5:29-30 | 4-7: Мф.18:12-14 ) | ||||
чт | 1Тим. 3,1–13 /283/ | Лк. 16,1–9 /80/ | /109~ (-) | ||||
пт | 1Тим. 4,4 – 8,16 /285/ | Лк. 16,15–18; 17,1–4 /82/ | /110~, /111~ (16: Мф.11:12-13 | 17: Мф.5:18 | 18: Мф.5:32 ; 19:9 ; Мк.10:11-12 ; 1Кор.7:10-11 | 1-2: Мф.18:6-7 ; Мк.9:42 ; 3-4: Мф.18:15,21-22 ) | 265 * | |||
сб | Гал. 3,8–12 /205/ {3:11 = Рим.1:17} Совп. с сб. перед Рожд.вместе с Авраамом, поверившим Богу, получат благословение все, кто верит; кто полагается на дела Закона – под проклятием | Лк. 9,57–62 /49/ | |||||
Вс 26 | на утрени: (4) | Еф. 5,9–19 /229/ | Лк. 12,16–21 /66/ | /61~ (-) | |||
27 седмица по Пятиде- сятнице | пн | 1Тим. 5,1–10 /285-/ | Лк. 17,20–25 /86/ | /113~ (23-24: Мф.24:26-27) | |||
вт | 1Тим. 5,11–21 /286/ | Лк. 17,26–37 /87/ | /113~ (26-27: Мф.24:36-39 | 31: Мф.24:17-18; Мк.13:15-16 | 33: Мф.10:39; 16:25; Мк.8:35; Лк.9:24; Ин.12:25 | 34-35: Мф.24:40-41) | 269 — | |||
ср | 1Тим. 5,22 – 6,11 /287/ | Лк. 18,15–17. 26–30 /90/ | 119, /120 | ||||
чт | 1Тим. 6,17–21 /289/ | Лк. 18,31–34 /92/ | 122 ( ) | 271 632 | |||
пт | 2Тим. 1,1–2,8–18 /290/ | Лк. 19,12–28 /95/ | 126~ (Мф.25:14-30) | — 634 | |||
сб | Гал. 5,22 – 6,2 /213/ | Лк. 10,19–21 /51/ | /97 | ||||
Вс 27 | на утрени: (5) | Еф. 6,10–17 /233/ то же в сб. по Богоявл.«Облекитесь во всеоружие Божие » | Лк. 13,10–17 /71/ | 104~ | |||
28 седмица по Пятиде- сятнице | пн | 2Тим. 2,20–26 /294/ | Лк. 19,37–44 /97/ | /129 (-) | |||
вт | 2Тим. 3,16 – 4,4 /297/ | Лк. 19,45–48 /98/ | /130 | 276 638 | |||
ср | 2Тим. 4,9–22 /299/ | Лк. 20,1–8 /99/ | /132 (Мф.21:23–27 ; Мк.11:27-33 ) | 277 639 | |||
чт | Тит. 1,5 – 2,1 /300/ | Лк. 20,9–18 /100/ | /132 (Мф.21:33–43 ; Мк.12:1-11 ) | 278 640 | |||
пт | Тит. 1,15 – 2,10 /301/ | Лк. 20,19–26 /101/ | /133 (Мф.22:15-22 ; Мк.12:12-17 ) | ||||
сб | Еф. 1,16–23 /218/ | Лк. 12,32–40 /67/ | /61 | ||||
Вс 28 | на утрени: (6) | Кол. 1,12–18 /250/ | Лк. 14,16–24 /91/X | /106~ (Мф.22:1-14) | |||
29 седмица по Пятиде- сятнице | пн | Евр. 3,5–11 .17–19 /308/ | Лк. 20,27–44 /102/ | /133 (Мф.22:23-33,41-46 ; Мк.12:18-27,35-37 ) | 282 644 | ||
вт | Евр. 4,1–13 /310/ | Лк. 21,12–19 /106/ | /137 (Мф.10:17-22 ; Лк.12:11-12 ) | 283 645 | |||
ср | Евр. 5,11 – 6,8 /312/ | Лк. 21, 5–7. 10–11. 20–24 /104/ | /137 (Мф.24:1-3, 6-8, 15-21 ; Мк.13:1-4, 7-8, 14-19 ) | 284 646 | |||
чт | Евр. 7,1–6 /315/ | Лк. 21,28–33 /107/ | /138 | 647 | |||
пт | Евр. 7,18–25 /317/ | Лк. 21,37 – 22,8 /108/ | /130, 139, /140 | ||||
сб | Еф. 2,11–13 /220/ | Лк. 13,18–29 /72/ | /63, /105~ (18-21: Мф.13:31-33 ; Мк.4:30-32 ; 23-24: Мф.7:13-14 (?); 25-27: Мф.7:21-23 ; 25:11-12 ; 28-29: Мф.8:11-12 ) | ||||
Вс 29 | на утрени: (7) | Кол. 3,4–11 /257/X | Лк. 17,12–19 /85/ | 112~ | |||
30 седмица по Пятиде- сятнице | пн | Евр. 8,7–13 /319/ | Мк. 8,11–21 /33/ | 82-83 | |||
вт | Евр. 9,8–10. 15–23 /321/ | Мк. 8,22–26 /34/ | |||||
ср | Евр. 10,1–18 /323/ | Мк. 8,30–34 /36/ | |||||
чт | Евр. 10,35 – 11,7 /326/ | Мк. 9,10–16 /39/ | /87, /88 | ||||
пт | Евр. 11,8,11–16 /327/ | Мк. 9,33–41 /41/ | /91 | ||||
сб | Еф. 5,1–8 /228/ подраж-е Богу, жертва Христа, грех, дети света | Лк. 14,1–11 /74/ исц. в сб, возвышающийся будет унижен… | /106~ | ||||
Вс 30 | на утрени: (8) | Кол. 3,12–16 /258/ | Лк. 18,18–27 /76/ | /120 | |||
31 седмица по Пятиде- сятнице | пн | Евр. 11,17–23. 27–31 /229/ | Мк. 9,42 – 10,1 /42/ | 296 | |||
вт | Евр. 12,25–26; 13,22–25 /333/ | Мк. 10,2–12 /43/ | 297! | ||||
ср | Иак.1,1–18 /50/ | Мк. 10,11–16 /44/ | |||||
чт | Иак.1,19–27 /51/ | Мк. 10,17–27 /45/ | 299! | ||||
пт | Иак.2,1–13 /52/ | Мк. 10,23–32 /46/ | 300! | ||||
сб | Кол. 1,3–6 /249-/ | Лк. 16,10–15 /81/ | /109~, /110~ | 329 | |||
Вс 31 | на утрени: (9) | 1Тим. 1,15–17 /*/ | Лк. 18,35–43 /93/ | 124 | |||
32 седмица по Пятиде- сятнице | пн | Иак.2,14–26 /53/ | Мк. 10,46–52 /48/ | (еванг. чтения этих дней совпадают с чтениями соответ- ствующих дней 17-й седмицы!) | |||
вт | Иак.3,1–10 /54/ | Мк. 11,11–23 /50/ | |||||
ср | Иак.3,11–4,6 /55/ | Мк. 11,23–26 /51/ | |||||
чт | Иак.4,7–5,9 /56/ | Мк. 11,27–33 /52/ | 334 | ||||
пт | 1Пет.1,1–2,10–12; 2,6–10 /58/ | Мк. 12,1–12 /53/ | |||||
сб | 1Фес. 5,14–23 /273/ | Лк. 17,3–10 /84/ | /111~ | ||||
Вс 32 , «о Закхее» | на утрени: (10) | 1Тим. 4,9–15 /285-/ | Лк. 19,1–10 /94/ | 125~ | |||
33 седмица по Пятиде- сятнице | пн | 1Пет.2,21–3,9 /59/ | Мк. 12,13–17 /54/ | 310 338 | |||
Христос, безропотно (не отвечая) приняв страдания, дал нам пример; Он «предал себя в руки праведного Судьи»; Его страдания — для избавления нас от грехов, «Его ранами вы исцелены»; «Вы некогда блуждали, словно овцы, но теперь вернулись к своему Пастырю и Попечителю»; жены, подчиняйтесь мужьям, стремитесь к внутренней красоте; пример Сарры; мужья…; призыв к единомыслию, любви, скромности; на зло отвечайте благословениемВопрос о подати; «Кесарю — кесарево, Богу — Божие»хр-н призван к мирности | |||||||
вт | 1Пет.3,10–22 /60/ | Мк. 12,18–27 /55/ | 133b | 339 | |||
Не воздавайте злом за зло, призваны благословлять; » кто причинит вам вред, если вы будете ревностны к добру? Но даже если вы страдаете за свою праведность, вы блаженны!»; «Будьте всегда готовы дать ответ на чём основана ваша надежда», но только кротко; «храните свою совесть чистой, чтобы те, кто хулит вашу добрую жизнь, устыдились своих слов»; «лучше страдать, если на то воля Божья, за то, что делаете добро, а не за то, что делаете зло!»;вопрос саддукеев о женщине, у кот. было 5 мужей; «вы заблуждаетесь, потому что не знаете ни Писаний, ни силы Божией!»; «Бог – Бог не мертвых, а живых»;надежда – грядущее воскресение – сила Божья ; | |||||||
ср | 1Пет.4,1–11 /62/ | Мк. 12,28–37 /56/ | (-) | ||||
пример Христа; «Он был умерщвлен телесно, но Духом возвращен к жизни. В Духе Он отправился проповедовать духам в темнице» – тем, кто был непокорен Богу при Ное; Христос одесную Бога, Ему покорено всё; в прошлом вы жили как язычники – хватит! грядущий Судья; «близится конец всему»; «будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах»; «имейте друг ко другу усердную любовь, потому что любовь покрывает множество грехов»; «распоряжайтесь разумно этим многообразием Божьих даров для служения друг другу»; служите для прославления Бога. вопрос о первейшей заповеди; «Ты недалек от Царства»; «уже никто не осмеливался задавать Ему вопросы»; вопрос Иисуса: «Как могут книжники говорить, что Христос – потомок Давида?»«имейте любовь «, «любовь покрывает….» – первейшая заповедь» (^воскресение – проп. Иисуса «мертвым»; конец этого мира – ^воскресение; ^Божья сила – Божья слава) | |||||||
чт | 1Пет. 4,12 – 5,5 /63/ | Мк. 12,38–44 /57/ | 313 341 675! | ||||
Не считайте странным испытания… радуйтесь, что участвуете в страданиях Христа! близок Суд, он начнется с дома Божьего; «те, кто страдает по Божьей воле, пусть доверятся Творцу»; наставления старейшинам: заботьтесь о стаде так, как это делает Бог, не ища выгоды, будьте примером; молодые, подчиняйтесь старшим; все, служа друг другу, облекитесь в смирение, ведь «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» Остерегайтесь книжников; их лицемерие; «пожирают имущество вдов»; 2 лепты бедной вдовы Книжники – христ. пастыри; «остерегайтесь книжников» – но «подчиняйтесь старшим» | |||||||
пт | 2Пет. 1,1–10 /64/ | Мк. 13,1–8 /58/ | 342 | ||||
сб | 2Тим. 2,11–19 /293/ | Лк. 18,2–8 /88/ | 114~ | ||||
Вс «о Мытаре и фарисее» /утр./ | 2Тим. 3,10–15 /296/ | Лк. 18,10–14 /89/ | 115~ | ||||
34 седмица по Пятиде- сятнице(1-я предугото- вительная) | пн | 2Пет. 1,20 – 2,9 /66/ | Мк. 13,9–13 /59/ | /137 (Мф.24:9-14*>; Лк.21:12-19) | 345! 692 | ||
«Ни одно пророчество не может быть истолковано самим человеком, ведь никогда не бывало пророчества по воле человека», богодухновенность ; «как в Израиле бывали лжепророки, и среди вас будут лжеучителя «; Бог и в прошлом воздавал нечестивым (ангелы, потоп, Содом)…,» Господь умеет благочестивых спасать от испытаний , а неправедных — сберегать для наказания в День Суда » «Будьте готовы: вас будут судить и избивать, предстанете перед правителями из-за Меня», преследования , «чтобы свидетельствовать обо Мне»; « прежде чем придет конец, все народы должны услышать Радостную Весть «; «когда вас поведут на суд, не заботьтесь о том, что вам говорить : что будет дано вам в тот час, то и говорите – говорить будете не вы, а Дух Святой»; «предаст смерти брат брата…» , «Из-за Меня все вас будут ненавидеть. Но кто выдержит до конца, будет спасен « Неправедный человеческий суд – и Суд Божий; Божья помощь (через Духа Св.) и спасение (земное и вечное) | |||||||
вт | 2Пет. 2,9–22 /67/ | Мк. 13,14–23 /60/ | /137 (Мф.24:15-25*>; Лк.21:20-24) | 346! 693! | |||
ср | 2Пет. 3,1–18 /68/ | Мк. 13,24–31 /61/ | /137, /138 (Мф.24:29-35*>; Лк.21:25-33*>) | 347 694! | |||
чт | 1Ин. 1,8 – 2,6 /69/ | Мк. 13,31 – 14,2 /62/ | /138, 139a (Мф.24:35-36,42; 25:13-15; 26:1-5; Лк.21:33; 12:36-40; 22:1-2; Ин.11:47-53) | 348 695 | |||
пт | 1Ин. 2,7–17 /70/ | Мк. 14,3–9 /63/ | 128 (Мф.26:6-13; Ин.12:1-8) | 349 696 | |||
сб | 2Тим. 3,1–9 /295/ | Лк. 20,45 – 21,4 /103/ | 134-135 | ||||
Вс «о Блудном сыне» /утр./ | 1Кор. 6,12–20 /135/ | Лк. 15,11–32 /79/ | /108 | 351- | |||
35 седмица по Пятиде- сятнице(2-я предугото- вительная) | пн | 1Ин. 2,18 – 3,10 /71/ | Мк. 11,1–11 /49/ | 699 | |||
вт | 1Ин. 3,11–20 /72/ | Мк. 14,10–42 /64/ | /139, 140, 143-144, 147-148 | 353! 700 | |||
ср | 1Ин. 3,21 – 4,6 /73/ | Мк. 14,43 – 15,1 /65/ | |||||
чт | 1Ин. 4,20 – 5,21 /74/ | Мк. 15,1–15 /66/ | |||||
пт | 2Ин. 1,1–13 /75/ | Мк. 15,22–25. 33–41 /68/ | |||||
сб | 1Кор. 10,23–28 и за упокой : 1Фес. 4,13–17 | Лк. 21,8–9. 25–27. 33–36 и за упокой: Ин. 5,24–30 | /137, /138 | ||||
Вс, «Неделя мясопустная» («о Страшном Суде») /утр./ | 1Кор. 8,8 – 9,2 | Мф. 25,31–46 | |||||
седмица Сырная (36) (3-я предугото- вительная)В среду и пятницу не бывает литургии | пн | 3Ин. 1,1–15 | Лк. 19,29–40; 22,7–39 | /129, 140-144, 145~ | 359 706 | ||
вт | Иуд. 1,1–10 | Лк. 22,39–42. – 23,1 | /148 ,149, 151-153 | ||||
ср | |||||||
чт | Иуд. 1,11–25 | Лк. 23,1–34. 44–56 | 154, 155~, 156, 160-161, 163-165 | ||||
пт | |||||||
сб | Рим. 14,19–26 и Отцам: Гал. 5,22 – 6,2 /213/ | Мф. 6,1–13 /16/ и Отцам: Мф. 11,27–30 | /50 () | ||||
АПОСТОЛЫ И ЕВАНГЕЛИЯ СУББОТ И ВОСКРЕСНЫХ ДНЕЙ ВЕЛИКОГО ПОСТА а также ветхозаветные чтения на вечерни и 6-м часе | |||||||
Вс, «Неделя сыропустная» («Прощеное воскресенье») /утр./ | Рим. 13,11 – 14,4 | Мф. 6,14–21 /17/ | /50 | 365 | |||
1 седмица Поста | пн | (на вечерни: Быт.1:1-20; Пр.1:1-20) | 366 | ||||
вт | (на вечерни: Быт.1:14-23; Пр.1:20-33) | 367 | |||||
ср | (на вечерни: Быт.1:24-2:3; Пр.2:1-22) | 368 | |||||
чт | (на вечерни: Быт.2:4-19; Пр.3:1-18) | 369 | |||||
пт | (на вечерни: Быт.2:20-3:20; Пр.3:19-34) | 370 | |||||
сб 1 | Евр. 1,1–12 /303/ и святому: 2Тим. 2,1–10 | Мк. 2,23 – 3,5 /10/ и святому: Ин. 15,17 – 16,2 /52/ | -47 (Мф.12:1-13*> >; Лк.6:1-10*>) | 371 | |||
Вс 1 («Торжество православия») /утр./ | Евр. 11,24–26. – 12,2 /329-/ | Ин. 1,43–51 | 372 | ||||
2 седмица Поста | пн | (на 6-м часе: Ис.4:2-5:7; на вечерни: Быт.3:21-4:7; Пр.3:34-4:22) | 373 | ||||
вт | (на 6-м часе: Ис.5:7-16; на вечерни: Быт.4:8-15; Пр.5:1-15) | 374 | |||||
ср | (на 6-м часе: Ис.5:16-25; на вечерни: Быт.4:16-26; Пр.5:15-6:3) | 375 | |||||
чт | (на 6-м часе: Ис.6:1-12; на вечерни: Быт.5:1-24; Пр.6:3-20) | 376 | |||||
пт | (на 6-м часе: Ис.8:1-14; на вечерни: Быт.5:30-6:8; Пр.5:20-7:1) | 377 | |||||
сб 2 | Евр. 3,12–16 /309/ и за упокой: 1Фес. 4,13–17 | Мк. 1,35–44 /6/ и за упокой: Ин. 5,24–30 | — 42 ( ) | 378 | |||
Вс 2 (пам. свт. Григория Паламы) /утр./ | Евр. 1,10 – 2,3 /304/ и святому : Евр. 7,26 – 8,2 /318/ | Мк. 2,1–12 /7/ и святому : Ин. 10,9–16 | ( ) | 379 | |||
3 седмица Поста | пн | (на 6-м часе: Ис.8:13-9:7; на вечерни: Быт.6:9-22; Пр.8:1-21) | |||||
вт | (на 6-м часе: Ис.9:9-10:4; на вечерни: Быт.7:1-5; Пр.8:32-9:11) | ||||||
ср | (на 6-м часе: Ис.10:12-20; на вечерни: Быт.7:6-9; Пр.9:12-18) | ||||||
чт | (на 6-м часе: Ис.11:10-12:2; на вечерни: Быт.7:11-8:3; Пр.10:1-22) | ||||||
пт | (на 6-м часе: Ис.13:2-13; на вечерни: Быт.8:4-21; Пр.10:31-11:12) | ||||||
сб 3 | Евр. 10,32–38 /325/ и за упокой : 1Фес. 4,13–17 | Мк. 2,14–17 /8/ и за упокой: Ин. 5,24–30 | |||||
Вс 3 /утр./ | Евр. 4,14 – 5,6 /311/ | Мк. 8,34 – 9,1 /37/ | /86 ( ) | 386! | |||
4 седмица Поста | пн | (на 6-м часе: Ис.14:24-32; на вечерни: Быт.8:21-9:7; Пр.11:19-12:6) | |||||
вт | (на 6-м часе: Ис.25:1-9; на вечерни: Быт.9:8-17; Пр.12:8-22) | ||||||
ср | (на 6-м часе: Ис.26:21-27:9; на вечерни: Быт.9:19-10:1; Пр.12:23-13:9) | ||||||
чт | (на 6-м часе: Ис.28:14-22; на вечерни: Быт.10:32-11:9; Пр.13:20-14:6) | ||||||
пт | (на 6-м часе: Ис.29:13-23; на вечерни: Быт.12:1-7; Пр.14:15-26) | ||||||
сб 4 | Евр. 6,9–12 /313/ и за упокой: 1Кор.15,47–57 | Мк. 7,31–37 /31/ и за упокой: Ин. 5,24–30 | ( ) | 37a 392 | |||
Вс 4 /утр./ | Евр. 6,13–20 /314/ и святому: Еф. 5,9–19 | Мк. 9,17–31 /40/ и преподобному: Мф. 4,25 – 5, 12 | /88, (Мф.17:14-23*> *>; Лк.9:37-44*>) | 37b 393! | |||
5 седмица Поста | пн | (на 6-м часе: Ис.37:33-38:6; на вечерни: Быт.13:13-18; Пр.14:27-15:4) | |||||
вт | (на 6-м часе: Ис.40:18-31; на вечерни: Быт.15:1-15; Пр.15:7-19) | ||||||
ср | (на 6-м часе: Ис.41:4-14; на вечерни: Быт.17:1-9; Пр.15:20-16:9) | ||||||
чт | (на 6-м часе: Ис.42:5-16; на вечерни: Быт.18:20-33; Пр.16:17-17:17) | ||||||
пт | (на 6-м часе: Ис.45:11-17; на вечерни: Быт.22:1-18; Пр.17:17-18:5) | ||||||
сб 5 (Акафиста или «Похвала Богородицы») | Евр. 9,24–28 /322/ и Богородице : Евр. 9,1–7 /320/ | Мк. 8,27–31 /35/ и Богородице : Лк. 10,38–42; 11,27–28 | (Мф.16:13-22*> >; Лк.9:18-22*>) | 399 | |||
Вс 5 /утр./ | Евр. 9,11–14 /321-/ и преподобной: Гал. 3,23–29 /208/ | Мк. 10,32–45 /47/ и преподобной : Лк. 7,36–50 | 122-123 ( ) | 400! | |||
6 седмица Поста | пн | (на 6-м часе: Ис.48:17-49:4; на вечерни: Быт.27:1-41; Пр.19:19-25) | |||||
вт | (на 6-м часе: Ис.49:6-10; на вечерни: Быт.31:3-16; Пр.21:3-21) | ||||||
ср | (на 6-м часе: Ис.58:1-11; на вечерни: Быт.43:26-31;45:1-16; Пр.21:23-22:4) | ||||||
чт | (на 6-м часе: Ис.65:8-16; на вечерни: Быт.46:1-7; Пр.23:23-24:5) | ||||||
пт | (на 6-м часе : Ис.66:10-24; на вечерни: Быт.49:33-50:26; Пр.31:8-31) | ||||||
сб 6, Лазарева | Евр. 12,28 – 13,8 /333-/ | Ин. 11,1–45 /39/ | |||||
Вс вербное (цветоносное ; | На утрени: Мф. 21,1–11. 15–17 | Флп. 4,4–9 | Ин. 12,1–18 /41/ | 128-129 (Мф.26:6-13*>; 21:1-11<; Мк.14:3-9*>; 11:1-11*>; Лк.19:29-44*> >) | () 406 | ||
Страстная седмица | пн На утрени: Мф. 21,18–43 | на преждеосв. лит.: Мф. 24,3–35 /98/ | /137-/138 (Мк.13:3-31; Лк.21:7-33 ) | 407! | |||
вт На утрени: Мф. 22,15 – 23,39 | на преждеосв. лит.: Мф. 24,36 – 26,2 /102/ | /138 (Мк.13:32-37; Лк.17:26-30,34-36, 12:41-48; 19:11-27) | 408! | ||||
ср На утрени: Ин. 12,17–50 | на преждеосв. лит.: Мф. 26,6–16 /108/ | 128, 139b (Мк.14:3-11 ; Ин.12:1-8; Лк.22:3-6) | 409 | ||||
чт На утрени: Лк. 22,1–39- | 1Кор. 11,23–32 | /107/ Мф. 26,1–20; Ин. 13,3–17; Мф. 26,21–39; Лк. 22,43–45; Мф. 26,40 – 27,2 | 139-141, 128; /142~; 143-144, 147, /148; /148; /149, 151-153 | ||||
12 Евангелий святых страстей Иисуса Христа: 1. Ин. 13,31 – 18,1 /46/. 2. Ин. 18,1–28 /58/. 3. Мф. 26,57–75. 4. Ин. 18,28 – 19,16 /59?/. 5. Мф. 27,3–32. 6. Мк. 15,16–32. 7. Мф. 27,33–54. 8. Лк. 23,32–49. 9. Ин. 19,25–37 /61/. 10. Мк. 15,43–47. 11. Ин. 19,38–42 /62/. 12. Мф. 27,62–66. | |||||||
пт на вечерне: 1Кор. 1,18 – 2,2. /110/ Мф. 27,1–38. Лк. 23,39–43. Мф. 27,39–54. Ин. 19,31–37. Мф. 27,55–61 | Последование часов во святую и великую пятницу: Час 1: Гал. 6,14–18 /215-/. Мф. 27,1–56. Час 3: Рим. 5,6–11. Мк. 15,16–41. Час 6: Евр. 2,11–18 /306/. Лк. 23,32–49. Час 9: Евр. 10,19–31 /324/. Ин. 18,28 – 19,37 /59?/. | ||||||
сб 2 На утрени по славословии: 1Кор. 5,6–8. Гал. 3,13–14 /206/. Мф. 27,62–66 | Рим. 6,3–11 | Мф. 28,1–20 | |||||
^к началу^ | |||||||
Примечания: Следует иметь в виду, что, согласно Уставу, чтение Евангелия от Луки (18-й седмицы) начинается с понедельника после Недели по Воздвижении (см. в начале Богослужебного Евангелия «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистом приятие, откуду начинают и до где стают»). Евангельское зачало Недели 28-й и апостольское зачало Недели 29-й читаются в Неделю святых праотец, поэтому они меняются местами с соответствующими рядовым чтениями той Недели, на которую придется в данном году Неделя свв. праотец. |
ЕВАНГЕЛИЯ УТРЕННИЕ ВОСКРЕСНЫЕ | |
1. | Мф. 28,16–20 |
2. | Мк. 16,1–8 |
3. | Мк. 16,9–20 |
4. | Лк. 24,1–12 |
5. | Лк. 24,12–35 |
6. | Лк. 24,36–53 |
7. | Ин. 20,1–10 |
8. | Ин. 20,11–18 |
9. | Ин. 20,19–31 |
10. | Ин. 21,1–14 |
11. | Ин. 21,15–25 |
За основу взяты таблицы, опубликованные в издании: Библия
. // Брюссель: Жизнь с Богом, 1983. С. 2516-2530 (а также:
Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа
. // Брюссель: Библейские общества, Жизнь с Богом, [1979?], С. 621-632;
Практическая энциклопедия православного христианина
. // СПб, Сатисъ, 2000.)
на первую страницу | |
*на первую страницу* |