Поделиться
Поделиться
Vibe
Telegram
Зачем люди употребляют спиртные напитки? По мнению людей они пьют от скуки, от горя, от радости. Пьют, чтобы расслабиться и отдохнуть. Пьют, чтобы не думать о вещах, которые их пугают — о жизни и смерти, о собственном будущем, о проблемах. Пьют по будням и по праздникам.
Библия всегда осуждает пьянство
В Библии множество высказываний о пьянстве. И все они негативные. Нам не найти места, где говорилось бы, что люди напились, повеселились, и, мол, нет в этом ничего предосудительного. Напротив, пьянство всегда противопоставляется духу:
«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом».
Еф. 5:18
И это не только христианское или иудейское представление. Оно встречалось также и в Ханаане, а также во многих иных Восточных культурных центрах. Опьянённого человека рассматривали как неспособного вместить Божью благодать.
Пьянство противопоставляется жизни в Боге, человек выбирает или одно, или другое
Да и материальной жизни ничего хорошего ему не сулило:
«У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного».
Прит. 23:29–30
О том же говорит пророк Исайя, он обещает пьянствующим горе:
«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют».
Ис. 5:11–12
И даже не только питьё, но и приготовление крепких напитков пророк считает вредной деятельностью:
«Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток».
Ис. 5:22
Пророк Аввакум предупреждает, что горе ждёт не только пьяниц, но и тех, кто спаивает других
Спаивание других тоже к хорошему не приводи, как сообщает пророк Аввакум:
«Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его!».
Авв. 2:15
Так в чём же это жуткое горе? Вероятно, в разрушении жизни человека. Вот как пишет Библия о пьянстве:
«…глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».
Прит. 23:33–35
«Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид».
Прит. 23:31-32
Новое в блогах
Библия о пьянстве
Согласно Библии, употребление спиртных напитков — один из компонентов счастливой жизни:
• «И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить* и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем.» © Екклесиаст 8:15, а также 3:13, 5:17 * שתה — пить, напиваться, быть пьяным • «[Итак] иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твоё, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. Всё, что может рука твоя делать, по силам делай …» © Екклесиаст 9:7-10
• «Пришёл я в сад мой, сестра моя, невеста; набрал мирры моей с ароматами моими, поел сотов моих с мёдом моим, напился вина моего с молоком моим. Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные!» © Песня песней 5:1
Обещая Своему народу избавление от врагов и безмятежную жизнь, Господь, как правило, предполагал и употребление вина, а иногда даже призывал пить вино во славу Его:
• «И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них.» © Амос 9:14
• «Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцою Своею: не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудился; но собирающие его будут есть его и славить Господа, и обирающие виноград будут пить [вино] его во дворах святилища Моего. … Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядёт Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним.» © Исаия 62:8-12
• «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино своё и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворённое; оставьте неразумие, и живите, и ходите путём разума».» © Притчи 9:1-6
Вино обладает целебными свойствами:
• «Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.» © 1-е Тимофею 5:23, а также От Луки 10:34 • «И сказал царь Сиве: для чего это у тебя? И отвечал Сива: ослы для дома царского, для езды, а хлеб и плоды для пищи отрокам, а вино для питья ослабевшим в пустыне.» © 2-я Царств 16:2
Алкоголь может быть использован как обезболивающее для умирающих, в том числе для осуждённых на смертную казнь:
• «Дайте сикеру погибающему и вино огорчённому душою; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своём страдании.» © Притчи 31:6-7
• «После того Иисус, зная, что уже всё совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. [Воины], напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.» © От Иоанна 19:28-30, а также: От Матфея 27:34, 27:48, От Марка 15:36, От Луки 23:36
Многие библейские герои употребляли вино для веселья и здоровья:
• «Вооз наелся и напился, и развеселил сердце своё, и пошёл [и лёг] спать подле скирда.» © Руфь 3:7
• «Все эти воины, в строю, от полного сердца пришли в Хеврон воцарить Давида над всем Израилем. Да и все прочие Израильтяне были единодушны, чтобы воцарить Давида. И пробыли там у Давида три дня, ели и пили, потому что братья их … привозили всё съестное на ослах, и верблюдах, и мулах, и волах: муку, смоквы, и изюм, и вино, и елей, и крупного и мелкого скота множество, так как радость была для Израиля.» © 1-я Паралипоменон 12:38-40
А также: 1-я Паралипоменон 29:22, Неемия 8:12, Есфирь 7:1, Иов 1:13, 18, Псалтирь 68:13, Исаия 22:13, 24:8-9, Иеремия 22:15, Амос 4:6 и др.
Лишение возможности пить вино несколько раз даже выступает как наказание:
• «Итак за то, что вы попираете бедного и берёте от него подарки хлебом, вы построите домы из тёсаных камней, но жить не будете в них; разведёте прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить.» © Амос 5:11
• «… Я неисцельно поражу тебя опустошением за грехи твои. … Будешь сеять, а жать не будешь; будешь давить оливки, и не будешь умащаться елеем; выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь.» © Михей 6:13-15, а также Софония 1:13
• «И простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима: истреблю … тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному, и тех поклоняющихся, которые клянутся Господом и клянутся царём своим, и тех, которые отступили от Господа, не искали Господа и не вопрошали о Нём. … обратятся богатства их в добычу и домы их — в запустение; они построят домы, а жить в них не будут, насадят виноградники, а вина из них не будут пить.» © Софония 1:2-13
Иисус Христос допускал употребление вина, пил его сам, превращение воды в вино стало Его первым чудом:
• «Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, … тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: … ты хорошее вино сберёг доселе.» © От Иоанна 2:1-11, а также 4:46
• «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.» © От Матфея 11:19, а также От Луки 7:34
• «… буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего.» © От Матфея 26:29
Казалось бы — алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве. Ан нет! Декларируя полезные для здоровья свойства вина и допуская его умеренное употребление, Библия предупреждает об опасности злоупотребления алкоголем. Алкоголь лишает человека разума, пьяница не в состоянии управлять собой. Регулярное употребление спиртных напитков меняет психику человека, его мировосприятие, ведёт к деградации личности, заменяет собой весь мир, приводит к алкогольной зависимости, от которой тяжело избавиться: • «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином …»© Исаия 5:11
• «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток …» © Исаия 5:22
• «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать [вина] приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь]: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».»© Притчи 23:29-35
• «Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. … приходите, [говорят], я достану вина, и мы напьёмся сикеры; и завтра то же будет, что сегодня, да ещё и больше.»© Исаия 56:10-12
Злоупотребление алкоголем опасно! В состоянии алкогольного опьянения человек перестаёт адекватно воспринимать окружающую действительность, теряет контроль над собой вплоть до полной невменяемости и потери памяти. В таком состоянии человек становится опасным для общества, он может совершить неблаговидный поступок и даже преступление.
• «Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.» © Притчи 20:1
Один случай злоупотребления спиртными напитками патриархом Ноем спровоцировал неблаговидный поступок его сына Хама и предопределил судьбу всех его потомков:
• «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнажённым в шатре своём. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.» © Бытие 9:20-25
Пьяница производит о себе отвратительное впечатление:
• «Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет [чистого] места.» © Исаия 28:7-8
• «Обезумели князья Цоанские; обманулись князья Мемфисские, и совратил Египет с пути главы племён его. Господь послал в него дух опьянения; и они ввели Египет в заблуждение во всех делах его, подобно тому, как пьяный бродит по блевотине своей.» © Исаия 19:13-14
Пьянство — это безумие:
• «Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из неё вино и безумствовали.» © Иеремия 51:7
Пьянство ведёт к нищете:
• «Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.»© Притчи 23:19-21
Пьянство сопутствует другим грехам:
• «Привязался к идолам Ефрем; оставь его! Отвратительно пьянство их, совершенно предались блудодеянию; князья их любят постыдное.» © Осия 4:17-18, а также Притчи 23:29-35, От Матфея 24:48-49, К Ефесянам 5:18
Пьянство лишает сильных силы, здоровых здоровья, богатых богатства, чистых чистоты, мудрых разума, святых божьей защиты:
• «Горе венку гордости пьяных Ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его, который на вершине тучной долины сражённых вином! Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод, с силою повергает его на землю. Ногами попирается венок гордости пьяных Ефремлян.» © Исаия 28:1-4
Пьянство делает человека беспомощным, Бог не защищает пьяниц:
• «В двадцать шестой год Асы, царя Иудейского, воцарился Ила, сын Ваасы, над Израилем в Фирце, [и царствовал] два года. И составил против него заговор раб его Замврий, начальствовавший над половиною колесниц. Когда он в Фирце напился допьяна в доме Арсы, начальствующего над дворцом в Фирце, тогда вошел Замврий, поразил его и умертвил его, в двадцать седьмой год Асы, царя Иудейского, и воцарился вместо него.» © 3-я Царств 16:8-10
• «Венадад, царь Сирийский, собрал всё своё войско, и с ним были тридцать два царя, и кони и колесницы, и пошел, осадил Самарию и воевал против нее. И послал послов к Ахаву, царю Израильскому, в город, и сказал ему: так говорит Венадад: серебро твое и золото твое — мои, и жены твои и лучшие сыновья твои — мои. … И отвечал царь Израильский и сказал: скажите: пусть не хвалится подпоясывающийся, как распоясывающийся. … [Ахав] счел слуг областных начальников, и нашлось их двести тридцать два; после них счел весь народ, всех сынов Израилевых, семь тысяч. И они выступили в полдень. Венадад же напился допьяна в палатках вместе с царями, с тридцатью двумя царями, помогавшими ему. Вышли из города слуги областных начальников, и войско за ними. И поражал каждый противника своего; и побежали Сирияне, а Израильтяне погнались за ними. Венадад же, царь Сирийский, спасся на коне с всадниками. И вышел царь Израильский, и взял коней и колесниц, и произвел большое поражение у Сириян.» © 3-я Царств 20:1-21
• «Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его. Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. … В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит, и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет.» © Даниил 5:1-31
Пьянство наказуемо:
• «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своём: не скоро придёт господин мой, и начнёт бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.» © От Матфея 24:48-51
Пьянство настолько опасно, последствия его настолько страшны, что часто используются в текстах Библии при описании божьих наказаний. Вино часто выступает символом гнева Господнего. Из некоторых библейских стихов можно сделать вывод, что пьянство само по себе и есть средство, с помощью которого Бог наказывает провинившихся:
• «… ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из неё. Даже дрожжи её будут выжимать и пить все нечестивые земли.» © Псалтирь 74:9
• «кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем …» © Откровение 14:9-10
• «Я наполню вином до опьянения всех жителей сей земли и царей, сидящих на престоле Давида, и священников, и пророков и всех жителей Иерусалима, и сокрушу их друг о друга, и отцов и сыновей вместе, говорит Господь; не пощажу и не помилую, и не пожалею истребить их. … Воздайте славу Господу Богу вашему, доколе Он ещё не навел темноты, и доколе ещё ноги ваши не спотыкаются на горах мрака: тогда вы будете ожидать света, а Он обратит его в тень смерти и сделает тьмою.» © Иеремия 13:13-16
• «Напойте его пьяным, ибо он вознесся против Господа; и пусть Моав валяется в блевотине своей, и сам будет посмеянием.» © Иеремия 48:26 • «И скажи им: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: пейте и опьянейте, и изрыгните и падите, и не вставайте при виде меча, который Я пошлю на вас.» © Иеремия 25:27
• «И напою допьяна князей его и мудрецов его, областеначальников его, и градоправителей его, и воинов его, и заснут сном вечным, и не пробудятся, говорит Царь — Господь Саваоф имя Его.» © Иеремия 51:57
• «Так говорит Господь Бог: ты … подвергнешься посмеянию и позору … Опьянения и горести будешь исполнена: чаша ужаса и опустошения — чаша сестры твоей, Самарии!» © Иезекииль 23:32-33
Таким образом, пьянство — верный признак вины перед Богом, повод задуматься, покаяться, найти в себе силы противостоять этому и другим грехам. Если срочно не предпринять должных мер, последствия будут катастрофичными.
Пьянство — смертный грех, пьяница подлежит побиению камнями:
• «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, — то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и [так] истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся.» © Второзаконие 21:18-21
Пьянство свойственно языческим религиям:
• «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению …» © 1-е Петра 4:3
• «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.» © К Галатам 5:19-21
Употребление спиртных напитков несовместимо со служением Богу:
• «… если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и [крепкого] напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушёных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зёрен до кожи.» © Числа 6:2-4
• «… вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть.» © Левит 10:9 • «И вина не должен пить ни один священник, когда идёт во внутренний двор.» © Иезекииль 44:21
• «… явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты … зачнёшь, и родишь сына; итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; ибо вот, ты зачнёшь и родишь сына, и бритва не коснётся головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий … Ангел Господень сказал Маною: пусть он остерегается всего, о чём я сказал жене; пусть не ест ничего, что производит виноградная лоза; пусть не пьёт вина и сикера и не ест ничего нечистого и соблюдает всё, что я приказал ей. И родила жена сына, и нарекла имя ему: Самсон.» © Судьи 13:3-24
• «Ангел же сказал ему: … Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей …» © От Луки 1:5-13
• «… епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец …» © К Титу 1:7-9
• «… епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив …» © 1-е Тимофею 3:2-3
• «Диаконы также [должны быть] честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, [допускать] до служения.» © 1-е Тимофею 3:8-10
Пьяница не может быть христианином:
• «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.» © 1-е Коринфянам 6:9-10
• «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством …» © От Луки 21:34
• «Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру …» © К Титу 2:1-5
• «Так [поступайте], … отвергнем дела тьмы и облечёмся в оружия света … будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти …» © К Римлянам 13:11-13
• «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом …» © К Ефесянам 5:18
• «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.» © 1-е Коринфянам 5:11
Воспоминание о Господе (причастие) не может сопровождаться пьянством:
• «Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю. Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.» © 1-е Коринфянам 11:20-29
Увлечение алкоголем категорически недопустимо для руководителей всех уровней:
• «… не царям пить вино, и не князьям — сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых.» © Притчи 31:4-5
Богу противны также призывающие к пьянству:
• «Горе тебе, который подаёшь ближнему твоему питьё с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его!» © Аввакум 2:15, а также К Римлянам 14:21
• «Сказал также [Иисус] ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.» © От Луки 17:1-2, а также От Матфея 18:6, От Марка 9:42
• «Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.» © К Римлянам 14:21
Любой продукт может быть полезен, а может нанести вред человеческому организму. Разница между ядом и лекарством — в дозировке. К сожалению, в Библии нет чётких указаний, что такое пьянство, каким объёмом заканчиваются целебные свойства вина и начинается злоупотребление. Очевидно, всё это очень индивидуально. Но некоторые намёки в Библии всё же есть. Я повторю:
• «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином …»© Исаия 5:11
• «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток …» © Исаия 5:22
• «Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.» © Притчи 20:1
• «Лучше не есть мяса, не пить вина …» © К Римлянам 14:21
• «… всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.» © 1-е Коринфянам 5:12
© Игорь Шиповский, август 2008 — март 2009
Пьянство — это грех, Священное Писание ставит его в один ряд со служением идолам и корыстью
Мы выяснили, что пьянство разрушает материальную жизнь человека. А что же с духовной? Всё тоже неблагополучно. Пьянство — грех, его и перечисляют в списке других грехов:
«…не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив».
1-е Тим. 3:3
И это не шутки, ибо пьяницы не наследуют Царства Божия:
«…ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют».
1-е Кор. 6:10
«…ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют».
Гал. 5:21
Ветхий Завет тоже говорит о пьяницах осудительно:
«И скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница».
Втор. 21:20
Пьянство — это такой же идол, которому грешный человек может служить.
Пьянство — это ещё один шаг от Бога. Это направление своей энергии в неблагоприятную сферу, а энергия, как мы знаем из античных верований, — тоже своего рода религиозная жертва. Именно потому пьянство Библия ставит в один ряд с идолопоклонством:
«Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе».
1-е Кор. 5:11
Это не значит, что где-то там есть бог или демон вина, которому пьяницы поклоняются Но поведение человека ничем не отличается от того, кто присягнул бы на верность такому демону.
В конце концов, пьянство становится новой природой человека, ею он заменяет привычные и важные для жизни дела:
«Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью».
1-е Фессал. 5:7
Священникам нельзя быть пристрастными к вину
Хотя ясно, что запреты на пьянство относятся ко всем людям, Библия подчёркивает этот запрет для священников:
«Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы»
1-е Тим. 3:8
Можно ли священникам пить алкоголь вообще? Некоторые христианские течения отвечают однозначное «нет», ибо пьянство — смертный грех, так что лучше вообще не вступать на эту тропу. В русском православии преобладают иные взгляды. Обычно говорят что-то вроде: «пейте, но не упивайтесь».
В принципе, Библия позволяет существовать обоим взглядам. Категорического запрета нет, хотя всякому христианину полезно задуматься, нужно ли ему в жизни то, что не приносит пользы. А особенно этот вопрос актуален для священников, которые должны выступать нравственным ориентиром для других.
Мы можем прийти за помощью к Богу
Алкоголь дает лишь временное, фальшивое утешение. Но Бог может утолить нашу жажду, заполнить пустоту, которую больше ничто не может заполнить.
Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. (Св. Евангелие от Иоанна 14:27)
Бог дает нам то, что мир дать просто не способен. Поэтому нет смысла искать в мире утешения, которое способен дать только Бог.
Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. (Св. Евангелие от Луки 18:27)
Человек не может своими силами выйти из рабства греха, но Бог может помочь ему.
Я молюсь о том, чтобы каждый человек, закованный в рабство этого греха обрел свободу во Христе. Бог никогда не бросает, но заботится обо всех наших нуждах и всегда дает нам самое лучшее. Обратившись к Нему мы никогда не будем обмануты.
Всякий алкоголь вреден, пиво тоже
А что сказано в Библии о других напитках? Можно ли христианам пить алкоголь иного рода? Допустим, ясно, что водка и коньяк — это вредно для души и тела. А грех ли пить пиво?
Тут нам Библия сообщает:
«Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен».
Прит. 20:1
Нам ясно дают понять, что употребление алкоголя, как его ни назови, занятие, мягко говоря, бесполезное. Библия выражается жёстче — только неразумный человек за это берётся.
Было бы странно ожидать, что на каждый алкогольный напиток появится отдельная глава из Библии: тут — запрет на вино, здесь — на пиво, а дальше — на вермут, ликёр и т.д. Библию писали почти 30 веков назад. Ясное дело, что её авторы пытались донести мысль. Формализм тут не уместен.
Мы видим, что употребление спиртных напитков никогда не приветствовалось в религиозной жизни. Правда вино происходило из виноградной лозы — важного продукта питания и религиозного символа, потому сохранялась вера в его чудотворную силу, но малых дозах и в разбавленном виде:
«Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов».
1-е Тим. 5:23
Библия подчёркивает важность трезвости. Об Иоанне Предтече в первую очередь сказано, что он не употреблял алкогольных напитков (Бартоломе Эстебан Мурильо, «Святой Иоанн предтеча в пустыне»)
Но это касалось только вина. К остальным спиртным напиткам отношение негативное. Вот в этом отрывке описаны праведные качества Иоанна Предтечи:
«Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери свое».
Лк. 1:15
Блаженный Феофилакт Болгарский поясняет:
««Сикерою» называется все, что, будучи не из винограда, может произвести опьянение».
То есть трезвость была столь важным качеством, что её используют, чтобы подчеркнуть величие пророка.
Да и вообще праведнику надлежит вспомнить, как жили люди до времён деградации: не употребляли спиртного, не ели мяса и т.д. Это идеал христианской жизни, о котором редко говорят, но в Библии о нём сказано. К этому идеалу нас призывает апостол Павел:
«Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».
Рим. 14:20–21
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение