Бытие (Ветхий завет), краткое содержание
«Бытие» — книга, которая рассказывает о создании мира, грехопадении человека, историю допотопной цивилизации, историю потопа. Примерно в середине книги рассказ переключается на историю одной семьи: семьи Авраама. Именно потомки Авраама стали родоначальниками всего еврейского народа. Именно этот небольшой народ на протяжении столетий сохранял веру в истинного Бога, поэтому его истории уделено особое внимание. Двенадцать сыновей Иакова, Иосиф и приход евреев в Египет — вот основные моменты последних глав Бытия.
Оглавление
Ветхий Завет (Танах и неканонические книги)Пятикнижие Моисеево | ||
Быт | Первая книга Моисеева. Бытие | Тора́ *: Бе-решит |
Исх | Вторая книга Моисеева. Исход | Тора: Шмот |
Лев | Третья книга Моисеева. Левит | Тора: Ва-йикра |
Числ | Четвертая книга Моисеева. Числа | Тора: Бе-мидбар |
Втор | Пятая книга Моисеева. Второзаконие | Тора: Дварим |
Книги исторические | ||
Нав | Книга Иисуса Навина | Пророки (Невии́м): Йеh ошу́а |
Суд | Книга Судей Израилевых | Пророки: Шофтим |
Руфь | Книга Руфь | Писания: Рут |
1 Цар / I Сам | Первая Книга Царств | Пророки: Шмуэ́ль I, т.е. Самуил I |
2 Цар / II Сам | Вторая Книга Царств | Пророки: Шмуэль II, т.е. Самуил II |
3 Цар / I Цар | Третья книга Царств | Пророки: Мелахим I, т.е. Цари I |
4 Цар / II Цар | Четвертая книга Царств | Пророки: Мелахим II, т.е. Цари II |
1 Пар / I Хр | Первая книга Паралипоменон | Писания (Ктуви́м): Диврей h а-йамим I, т.е. Хроники I |
2 Пар / II Хр | Вторая книга Паралипоменон | Писания: Диврей h а-йамим II, т.е. Хроники II |
Езд / Эзр | Книга Ездры | Писания: Э́зра |
Неем / Нех | Книга Неемии | Писания: Нехе́мья |
Есф | Книга Есфирь | Писания: Эсте́р |
Книги учительные | ||
Иов | Книга Иова | Писания: Йов |
Пс | Псалтырь | Писания: Теh илим, т.е. Псалмы |
Притч | Притчи Соломоновы | Писания: Мишлей |
Еккл | Книга Екклесиаста, или Проповедника | Писания: Коh елет |
Песн | Песнь песней Соломона | Писания: Шир h аширим |
Книги пророческие | ||
Ис | Книга пророка Исаии | Пророки: Йешайя́h у |
Иер | Книга пророка Иеремии | Пророки: Ирмейя́h у |
Плач | Плач Иеремии | Писания: Эйха |
Иез | Книга пророка Иезекииля | Пророки: Йехезке́ль |
Дан | Книга пророка Даниила | Писания: Даниэ́ль |
Ос | Книга пророка Осии | Пророки: H оше́а |
Иоиль | Книга пророка Иоиля | Пророки: Йоэ́ль |
Ам | Книга пророка Амоса | Пророки: Амос |
Авд | Книга пророка Авдия | Пророки: Овадья́ |
Иона | Книга пророка Ионы | Пророки: Йона |
Мих | Книга пророка Михея | Пророки: Миха́ |
Наум | Книга пророка Наума | Пророки: Наху́м |
Авв | Книга пророка Аввакума | Пророки: Хавакку́к |
Соф | Книга пророка Софонии | Пророки: Цфа́ния |
Агг | Книга пророка Аггея | Пророки: Хагга́й |
Зах | Книга пророка Захарии | Пророки: Зехарья́ |
Мал | Книга пророка Малахии | Пророки: Мальахи́ |
Неканонические книги | ||
2 Езд | Вторая книга Ездры | |
Тов | Книга Товита | |
Иудифь | Книга Иудифи | |
Прем | Книга Премудрости Соломона | |
Сир | Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова | |
Посл Иер | Послание Иеремии | |
Вар | Книга пророка Варуха | |
1 Макк | Первая книга Маккавейская | |
2 Макк | Вторая книга Маккавейская | |
3 Макк | Третья книга Маккавейская | |
3 Езд | Третья книга Ездры | |
Новый Завет | ||
Мф | Евангелие от Матфея | |
Мк | Евангелие от Марка | |
Лк | Евангелие от Луки | |
Ин | Евангелие от Иоанна | |
Деян | Деяния Апостолов | |
Соборные послания | ||
Иак | Послание Иакова | |
1 Пет | Первое послание Петра | |
2 Пет | Второе послание Петра | |
1 Ин | Первое послание Иоанна | |
2 Ин | Второе послание Иоанна | |
3 Ин | Третье послание Иоанна | |
Иуд | Послание Иуды | |
Послания апостола Павла | ||
Рим | Послание к Римлянам Павла | |
1 Кор | Первое послание к Коринфянам Павла | |
2 Кор | Второе послание к Коринфянам Павла | |
Гал | Послание к Галатам Павла | |
Еф | Послание к Ефесянам Павла | |
Фил | Послание к Филиппийцам Павла | |
Кол | Послание к Колоссянам Павла | |
1 Фес | Первое послание к Фессалоникийцам Павла | |
2 Фес | Второе послание к Фессалоникийцам Павла | |
1 Тим | Первое послание к Тимофею Павла | |
2 Тим | Второе послание к Тимофею Павла | |
Тит | Послание к Титу Павла | |
Флм | Послание к Филимону Павла | |
Евр | Послание к Евреям Павла | |
Апокалипсис | ||
Откр | Откровение Иоанна Богослова |
Исход (Ветхий Завет), краткое содержание
Книга «Исход» — вторая книга Ветхого завета. Написана она Моисеем, как и «Бытие», и начинает повествование с момента, когда жизнь потомков Иакова в Египте стала невыносимой.
«Исход» — история бегства избранного народа из Египта и поиска им своей земли. В пустыне Моисею будут даны заповеди, те самые десять заповедей, которые до сих пор учат дети в воскресных школах. Истории про расступившееся море, манну, которая сходит с неба, и про золотого тельца — все из книги «Исход».
Книг в Ветхом Завете 39, и все они очень разные. Не все из них исторические или законоположительные, как «Бытие» или «Исход». Есть и поэтические сочинения, например «Екклесиаст», есть пророческие, например «Книга пророка Исайи».
Пожалуй, самой известной и часто используемой книгой является Псалтирь (Ветхий Завет). Краткое содержание этой книги передать сложно, так как вся она состоит из стихов. Эти стихи были написаны, конечно, не на русском языке, поэтому при переводе рифмы и размер утрачены. Но все равно поэтические образы, покаянное или радостное настроение, рассуждение о воле Божией осталось.
Вообще, Ветхий Завет — книги еврейского народа. Христиане считают их пророческими, находят в тексте много указаний на то, что Христос и есть Мессия. Для них суть Ветхого Завета состоит в приведении еврейского народа к Христу, к принятию Его как Спасителя. Современные иудеи совершенно с этим не согласны. Для иудеев состав и текст этих книг несколько отличается от христианской версии.
Почему многие требования Ветхого Завета кажутся столь жестокими?
Оценивая некоторые ветхозаветные (узаконенные) нормы поведения, а также некоторые действия людей дохристианской эры, совершенные по особому требованию Бога, многие современники расценивают их как неоправданно жестокие. Нередко это вызывает упреки в адрес христиан со стороны инославных или атеистов, мол, смотрите, в какого жестокого «бога» вы верите. В действительности Бог не является инициатором неоправданной, чрезмерной жестокости. Он – Человеколюбец. Выставляя подобного рода оценки Ветхому Завету, его обличители, как правило, не учитывают в должной мере тот исторический контекст, в рамках которого происходили события, и нравственное состояние людей дохристианской эпохи. Заметим, что если в те времена кровавые сцены многими воспринимались как норма, а ныне их описание шокирует читателей Библии, то это может рассматриваться как свидетельство истинности христианского учения, действенности христианства, под влиянием которого нравственное сознание масс изменилось в лучшую сторону.
Авторы
Авторы, писавшие книги Ветхого Завета:
- personМОИСЕЙ
- personИИСУС НАВИН
- personСАМУИЛ
- personИЕРЕМИЯ
- personЕЗДРА
- personНЕЕМИЯ
- personДАВИД
- personСОЛОМОН
- personИЕЗЕКИИЛЬ
- personДАНИИЛ
- personОСИЯ
- personИОИЛЬ
- personАМОС
- personАВДИЯ
- personИОНА
- personМИХЕЙ
- personИСАИЯ
- personНАУМ
- personАВВАКУМ
- personСОФОНИЯ
- personАГГЕЙ
- personЗАХАРИЯ
- personМАЛАХИЯ
Раздел I. Пятикнижие Моисея
Центром всего законодательства был, конечно, Декалог (Исх. 20:2–17
). Все остальные заповеди в какой-то степени являются его раскрытием и истолкованием. Закон, данный в пустыне, на «ничьей земле», предназначен не для определенной страны, но имеет значение общечеловеческое. Принято говорить, что заповеди Декалога лежат в основе общечеловеческой нравственности. Это верно, поскольку закон соответствует природе человека. Его заповеди дают правильные ориентиры для развития человеческой души, которая создана для жизни нравственной, а не наоборот. Безнравственная жизнь для человека разрушительна. Правда, здесь следует быть осторожными, поскольку, когда говорится об общечеловеческих ценностях, Декалог нередко существенно сокращается. Если спросить у современного «светского» школьника, слышал ли он о заповедях, он ответит положительно. Если его затем попросить их перечислить, то он начнет с шестой (пятая сейчас непопулярна). А вот первые четыре традиционно вызывают затруднение. Это неслучайно, поскольку первые четыре заповеди многими не считаются «общечеловеческими ценностями». Но без них ценностей вообще не остается.
Пустоту «автономной» этики демонстрирует Евангельская история с богатым юношей (Мф. 19:16–24
и паралл.). Он соблюл 5–10-ю заповеди, но не пожелал исполнить в полноте 1-ю, и поэтому не может войти в Царство Небесное.
Первая часть Декалога придает остальным нравственным указаниям абсолютное значение, потому что сам Бог абсолютен, Бог есть абсолютное добро. Нравственные постулаты, не соотнесенные с Богом, не имеют абсолютной ценности. Если мы знаем, что «не убий»,
потому что так Бог велел, то тут уже никуда не деться, даже если мы не можем это объяснить (хотя мы можем), потому что с Богом не поспоришь. Если
«не убий
», потому что это просто нехорошо, не принято, то тогда включается в действие смердяковский принцип: «если Бога нет, то всё дозволено». Если Бог не является источником, охранителем и гарантом этих заповедей, то что, собственно, меня может удержать от того, чтобы их преступить? Ничто.
Именно в этом состоит принципиальное отличие закона Моисеева от обычного законодательства. Обычное законодательство служит для взаимного ограничения человеческого эгоизма. Каждое деяние судится с точки зрения причиненного или потенциального ущерба. Здесь дело обстоит по-другому. Моисеев Закон осуждает многие деяния только потому, что это мерзость перед Богом. И как бы люди их ни оправдывали, ни рассуждали об их пользе или безвредности, дело от этого не меняется. Закон содержит прямую отсылку к воле Божией и требует послушания ей. Приведу яркий пример. «Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне [стана], выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое; ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а [посему] стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя»
(
Втор. 23:12–14
). Казалось бы, чисто гигиеническая норма и та имеет высокое обоснование – не должно быть никакой нечистоты, недостойной присутствия Божия.
Выше мы упомянули, что Закон должен был руководить человека к нравственной жизни. Основанием (и содержанием тоже) нравственной жизни является союз с Богом, пребывание с Ним.
Грех в свою очередь (по смыслу самого термина от греч. αμαρτία – промах, отклонение) есть действие, которое уводит человека от Бога, препятствуют союзу с Ним. Поэтому, обличая те или иные действия, Закон указывает на стоящие за ними те или иные состояния души, разрушительные для нее.
Как уже было упомянуто, Синайское законодательство содержит широкий перечень разнообразных законов. Можно подробным образом изучать их различные хозяйственные, социальные и другие аспекты, но нам интересно не это, а то, на что в первую очередь обращает наше внимание Новый Завет. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять»
(
Мф. 23:23
).
Рассмотрим это на конкретных примерах.
«Один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами»
(
Исх. 12:49
). Такое было редкостью в те времена, равенство прав между природным жителем и пришельцем. Обычно было (да и сейчас есть) совсем по-другому.
«Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление»
(
Втор. 24:16
).
Относительно суда в Законе сказано: «Не внимай пустому слуху, не давай руки своей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды. Не следуй за большинством на зло
, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды; и
бедному не потворствуй
в тяжбе его»
(Исх. 23:1–3
). Здесь отвергается главный принцип демократии: «большинство всегда право» и коммунистический лозунг о том, что бедный всегда прав. При требовании защищать вдову, защищать сирого и убогого тем не менее оговаривается: «
бедному не потворствуй в тяжбе его»,
бедность не может быть предлогом к лукавству, суд должен быть справедлив. Однако к тем, кто вовсе не может за себя постоять, Закон снисходителен.
«Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего; пусть он у тебя живет, среди вас на месте, которое он изберет в каком-нибудь из жилищ твоих, где ему понравится; не притесняй его»
(
Втор. 23:15–16
), потому что иначе его ожидает расправа. Заметим также, что от хорошей жизни обычно не бегают. Если же причиной бегства было преступление, то его, очевидно, полагалось судить обычным образом.
Закон провозглашает принцип равного возмездия: «око за око и зуб за зуб»
(
Лев. 24:20, Исх. 21:24
). Для тех времен это было справедливое и полезное постановление: не голову за око, не сто человек за один зуб, а равное возмездие. Впрочем, в случаях тяжких телесных повреждений требовалось оплатить лечение и нетрудоспособность, а в случаях воровства обычно предполагалось возмещение в 4–5-кратном размере.
Если человек лжесвидетельствует на кого-то и бывает в этом уличен, то он должен быть подвергнут той казни, которой бы подвергся тот, против кого он лжесвидетельствовал. Здесь следует заметить, что относительно каждой из заповедей Декалога, кроме 10-й, есть определенные условия, при которых ее нарушение наказывается смертью.
Как уже говорилось, закон ограничивает возможности кровной мести. За преднамеренное убийство полагалась казнь, однако человек, совершивший убийство непреднамеренно, имел возможность укрыться в одном из городов-убежищ, о которых речь шла выше.
В Законе сказано, что если чей-то вол забодает человека насмерть, то хозяин его не виновен. Однако если хозяин знал и вчера и третьего дня, что его вол бодлив, и не принял никаких мер, то хозяин подлежит смерти (Исх. 21:28–29
),– в данном случае подразумевается преступная небрежность, то есть оценивается не только действие, но и отношение к нему, степень сознательного участия.
Закон говорит не только о справедливости, но и о милости к ближним, особенно к нуждающимся, возводя ее в ранг заповеди.
«Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш.
Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга. Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь. Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра»
(
Лев. 19:9–13
).
В пятнадцатой главе Второзакония рассмотрены три степени нужды – бедность, нищета и продажа себя в рабство.
«Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него, она – одеяние тела его: в чем будет он спать? Итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд»
(
Исх. 22:25–27
),– в этой заповеди содержится прямой призыв к состраданию, заботе о милосердии более, чем о справедливости.
«Если же он [ближний] будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея [у себя] залог его: возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя, – и тебе поставится сие в праведность
пред Господом Богом твоим»
(Втор. 24:12–13
).
О нищем сказано: «дай ему [взаймы], и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое
, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всём, что будет делаться твоими руками; ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей»
(Втор. 15:10–11
).
В седьмой год полагалось прощать все долги соплеменникам и отпускать на свободу рабов. Отпуская, хозяин должен был дать ему необходимое для жизни из своего имущества. «Не считай этого для себя тяжким
, что ты должен отпустить его от себя на свободу, ибо он в шесть лет заработал тебе вдвое против платы наемника; и благословит тебя Господь, Бог твой, во всём, что ни будешь делать»
(Втор. 15:18
).
Обратите внимание, что речь идет не только о внешней стороне дела, но и о внутреннем расположении сердца, без чего нет добродетели.
«Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним»
(
Исх. 23:4–5
). В данном случае заповедь устанавливается именно в отношении врага. Преподобный Исидор Пелусиот, разъясняя ее смысл, пишет, что Бог дал ее «не столько имея попечение о животном, но наиболее ради самих людей. Враг, пришедший поднять павшее животное, без сомнения, вступит в беседу с врагом и скажет: “Там подними ты, а я подниму здесь”. Беседа же есть начало примирения и путь, ведущий к дружбе. Посему Божественная Тишина постаралась достигнуть трех прекрасных целей: первой – чтобы животное не погибло, второй – чтобы не потерпел убытка владелец, и третьей – чтобы враги примирились и стали друзьями. Ибо, кому сделано добро, тот, если он и бесчувственнее камней, постарается вознаградить благодетеля, а признанного благодетелем, конечно, уже не будут более почитать врагом. Видишь ли, как неизреченная Премудрость узаконивает все, имея в виду благость и человеколюбие?»142.
Целый ряд заповедей прямо указывают на то, каким должно быть отношение к другим людям. «Перед лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся [Господа] Бога твоего»
(
Лев. 19:32
). Иногда чисто прагматический смысл той или иной заповеди совершенно неясен. Исполнять их можно, только имея веру в Того, Кто их установил.
«Проклят, кто слепого сбивает с пути!… Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову!»
(
Втор. 27:18–19
).
«Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся [Господа] Бога твоего. Я Господь [Бог ваш]»
(
Лев. 19:14
). Глухой не терпит ущерба от злословия, значит дело не в этом, а в устроении того, кто так поступает,
«ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду»
(
Втор. 25:16).
Очевидно, что приведенных цитат достаточно, чтобы убедиться, что, указывая на милость, суд и веру в Законе, Господь Иисус Христос апеллировал не к чему-то неизвестному. Неслучайно на вопрос законника: «какая наибольшая заповедь в законе?»
– Спаситель ответил:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»
(
Мф. 22:37–40
).
«Не оставайтесь должными никому ничем,
– пишет апостол Павел –
кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона»
(
Рим. 13:8–10
).