Генеральное исповедание грехов, произносимое кающимся пред иереем

Приходя в церковь к исповеди, не бойтесь. Господь великодушен, принимает всех грешников. Прощает раскаявшихся. Не стоит бояться батюшки, он глаза и уши Господа, о Ваших тайных грехах никому не будет известно. Он на протяжении дня столько выслушивает, что уже к обеду не помнит, кто к нему приходил и что говорил.

Батюшка единственный человек, который не будет желать Вам зла, завидовать. Он будет только радоваться, что еще одна душа спасена, и благодарить Бога, что он всевидящий и всеблагий направил Вас на путь истинный!

Подготовка к исповеди грехов, как каяться

Прежде чем идти к батюшке на исповедь, необходимо подготовиться. Что значит подготовиться? Для этого нужно читать молитвы, поститься как минимум день перед походом в храм. Непосредственно в день самой исповеди нужно ничего не есть, прийти на самое начало службы. Если батюшка заметит, что Вас не было от самого начала службы, исповедовать не будет.

Не ищите оправдания в поступках своих. Если так поступили, значит хотели, и на тот момент Вас это очень даже устраивало. Перед походом на исповедование примиритесь с самим собой, близкими, попросите прощения, если нужно.

Исповедование делится на две части:

  • Душевное исповедование: Вы каетесь, каждый день в том, что совершили;
  • Исповедь священнику: Вы рассказываете о совершенных деяниях священнослужителю с целью очистить свою душу.

Это совершенно две разные стороны одной медали. Придя в церковь, Вы должны давать себе отчет, что и зачем будете говорить. Перед совершенно посторонним человеком очень трудно рассказывать какие проступки имеете, и почему так поступали. Становится стыдно, многие забывают или не желают говорить о самых наболевших совершенных ошибках.

Можете составить списочек проступков, так ничего не запамятуете, да и потом легче будет об этом говорить. Если Вам все же трудно составить такой списочек, при церкви есть мини магазинчик, в нем уж наверняка есть книжечка о том, как провести исповедь, какие грехи существуют.

После исповеди обычно человек испытывает чувство облегчения, как будто бы гора с плеч свалилась. Исповедоваться можно несколько раз на неделе. Частые походы в церковь помогают чувствовать себя раскованно и увереннее.

Подготовка к ритуалу

Тем, кто готовится к любому виду исповеди, включая общую, православные священники рекомендуют:

  • начать подготовку за несколько дней до проведения таинства;
  • тщательно проанализировать свои прегрешения перед Богом, людьми и самим собой;
  • сопоставить содеянные поступки с христианскими заповедями, выявить все, что нарушалось;
  • попросить прощения у тех, кого обидели словом и делом (если это невозможно, стоит обратиться к таким людям мысленно);
  • искренне простить собственных обидчиков, избавиться от внутреннего негатива по отношению к ним;
  • не пропускать чтения ежедневных молитв, добавить к ним покаянные каноны Иисусу Христу, Богородице и Ангелу-хранителю.

Полезно учесть! При подготовке к покаянию стоит обратиться к своим родным и близким. Они помогут определиться с перечнем грехов, поскольку со стороны поведение человека видно гораздо лучше.

Специальный пост перед исповедью не требуется. Исключением являются случаи, когда этот обряд проводится накануне причащения.

картина

Грехи на исповеди перечень для женщин

Составление и прочтение такого готового списка многих дам приводит в ступор. Понять, что твоя жизнь это сплошной греховный кошмар под силу далеко не каждой. Отчаиваться не стоит. Посоветуйтесь со священником, он вкратце все объяснит и подскажет, что и зачем. В вашу личную жизнь никто вторгаться не будет, ведь только один Господь знает, почему так, и чем Вы это заслужили. Вы же, пройдя тайну исповеди, сможете разобраться и сделать правильные выводы, улучшить свою жизненную позицию и стать на верный путь исправления жизненных ошибок. С батюшкой можно обсудить предохранение, ведь проведенные аборты это смертный грех, и лучше этого вовремя избежать, чем потом раскаиваться всю жизнь.

Список возможных грехов:

  • Была не довольна своим положение в обществе, окружением, жизнью;
  • Злилась на детей своих, кричала, сомневалась в них;
  • Не доверяла докторам, сомневалась в их компетентности;
  • Вводила себя в заблуждение;
  • Показывала плохой пример своим детям;
  • Ревновала;
  • Была причиной скандалов;
  • Самый страшный и смертельный грех ГОРДЫНЯ. С ним очень трудно воевать, его практически никто не замечает, но якают очень часто. Если научитесь ловить себя на Я, перестроитесь на МЫ, значит, находитесь на верном пути.
  • Не молилась и редко читала молитву, не приходила в храм Божий;
  • Во время службы размышляла о мирских проблемах;
  • Делала аборты сама, и подталкивала других к этой мысли;
  • Плохо думала о людях, обсуждала;
  • Читала непристойности или смотрела непристойные фильмы;
  • Сквернословила, лгала, завидовала;
  • Без причины обижалась, показывая окружающим свое Я;
  • Одевала, непристойную одежду, слишком короткую и вызывающую, тем самым провоцировала излишнее мужское внимание и зависть женскую;
  • Боялась за свою внешность и фигуру;
  • Помышляла о смерти;
  • Объедалась, упивалась спиртным, употребляла наркотические средства;
  • Отказывала в помощи;
  • Посещала ворожеек, гадалок.
  • Верила во всякие суеверия;

Как подготовиться к генеральной исповеди

К генеральной исповеди, которая проводится один раз в жизни, человек долго готовится, записывая все свои переживания на бумаге.

Внимание! Если вы никогда не молились, псалом 50 придет на помощь. Этим псалмом можно взывать к Творцу каждый раз, когда будете каяться в неправедной жизни.

«Помилуй меня, Господи Всевышний, по великой мудрости и милости Твоей, помилуй меня грешного и недостойного по множеству милостей и щедрот Твоих. Прости свершенные прегрешения мои. Многократно прошу очистить душу мою от грехов, ибо беззакония, свершенные мной, я осознаю и искренне раскаиваюсь в них. Господи, и даруй прощение великое свое. Наполни мое сердце чистотой и обнови дух внутри меня. Не отверни лица своего от меня, услышав просьбу мою дерзновенную. Даруй мне надежду на спасение души моей и своим духом владыческим утверди меня. Научи меня идти по пути праведному и избавь меня от мук, чтоб я в молитвах своих мог прославлять во веки веков Имя Твое Святое. Ибо я знаю, что не жертвы ты желаешь, которую я смиренно готов отдать, а благоволишь ко мне. Облагодетельствуй меня раба Твоего, Господи. Аминь».

Пример генеральной исповеди

Церковь, понимая немощность молитвенной жизни исповедующегося, для христиан подготовила пример генерального покаяния.

Бесчисленны мои вольные и невольные, скрытые и открытые, большие и маленькие согрешения, которые совершались словом, делом, в мыслях, по своей воле и понуждению, в разные временные отрезки жизни, Милосердный Боже, от рождения до этого момента. Грешил неблагодарным отношением к Господу и великим Его благодеяниям:

Грешен и в том, что не соблюдал обеты, данные при Крещении. Грешен тем, что лгал и проявлял самоволие.

Грешен из-за того, что не соблюдал Заповеди, не прислушивался к преданиям святых Отцов.

Грешен и в том, что: грубил; дерзил; был непослушен, суров, боязлив; унижал; был строптив; бесчинно кричал; раздражался; поднимал руку; ссорился и ругался. Грешен тем, что: злословил; был небрежен; торопился; ехидничал; был враждебен, ненавидел; ревновал и подстрекал.

Грешен из-за того, что: был одержим местью; сладострастен; неприязнен; нечист; мечтал; был своенравен и невоздержан, пьян.

Грешен и потому, что был рассеян, шутил, острил, смеялся, насмехался, безумно веселился, бездельничал, оставлял молитву, службу, пост и добрые дела.

Грешен и в том, что: был скуп; недоумевал; был холоден и жаден; презирал нищих и бедных. Грешен тем, что был алчен, празден, ябедничал, лгал, лукавил, был беспечен и неуважителен.

Грешен из-за того, что не верил, кощунствовал, сомневался, был легкомыслен и непостоянен, равнодушен и бесчувственен, невнимателен. Грешен потому, что безмерно скорбил, отчаивался, вынашивал лукавые и худые промыслы, был чрезмерно печален, впадал в уныние и отчаяние. Грешен и в том, что поминал Бога всуе, был малодушен, безнадёжен, лицемерил, заимствовал, придирался, притеснял, воровал, лихоимствовал, присваивал чужое.

Грешен тем, что злоупотреблял даром Божиим, потворствовал в грехах, пустословил, мотовствовал, был холоден к ближнему и к Богу, подстрекал на свершение злых поступков.

Грешен из-за того, что суетно проводил время, распространял ложные свои мнения, произносил, не обдумывая, проклятия, был честолюбив, притворялся, делал непотребные вещи, глумился, смеялся, участвовал в картёжной игре.

Грешен потому, что позволял себе опускать молитву утрами и вечерами, забывал креститься перед принятием пищи, сквернословил, принимал пищу после захода солнца.

Грешен и в том, что давал неверные советы, был любострастен, сластолюбив, разборчив в еде, читал любовные романы и фильмы. Грешен тем, что не радел к Евангелию и Псалтырю, придумывал оправдания согрешениям.

Грешен из-за повышенного интереса к одеждам. Грешен потому, что горд, тщеславен, недобросовестно исполнял обязанности, лжесвидетельствовал.

Грешен многими нечистотами, при участии врага, в состоянии сонного мечтания. Совершал грехи блудными делами по естеству и через естество.

Грешен и в том, что пропускал службы, опаздывал, посещал храмы других религий. Грешен тем, что не исполнял молитвенные правила.

Грешен тем, что подавал милостыню со злыми помыслами, не посещал болящих. Грешен из-за того, что не свершал поступков по повелению Господу: погребение умерших, насыщение алчущих, утоление жажды жаждущих. Грешен потому, что не почитал, как следует, воскресенья и праздники, не молился.

Грешен и в том, что забывал Святых и нетрезво проводил праздники, клеветал и осуждал, был неверен. Грешен тем, что приходил в храм Божий, не смирив своё сердце, не был благоговеен при богослужении, превозносил себя, гневался, льстил и был двуличен. Грешен из-за того, что был нетерпелив, малодушен и злораден. Грешен, потому что сквернословил, хотел излишней пищи, отдавался прихоти, жалел подаяние бедным.

Грешен и в осуждениях, презрении и неприязненности, корыстолюбия и нечистоты. Грешен и в том, что молился холодно и рассеянно, не был усерден, лишь ленив и празден. Грешен болтовней и сплетнями, играми и праздными занятиями. Грехи совершал нередко добровольно, охотно, соблазнял других.

Почитаю себя повинным перед лицом Божиим паче всех человек, посему смиренно молю тебя, честный отче, в День Судный будь мне свидетелем моим.

Истинно сожалею об этих падениях и имею волю впредь, насколько возможно, надеясь на Божию милость и помощь, блюсти себя от всякой скверны плоти и духа. Прости меня, отче наш, молись обо мне, грешном и недостойном рабе.

При воспоминании каких-то прегрешений следует все называть своими именами. Аборт — это убийство, а обвешивание на весах — воровство.

Господь заранее позаботился о Своих детях и дал им путеводителя, Закон.

Полная исповедь грехов для женщин

Необходимо довериться священнику, рассказать все:

  • Если не исповедовались раньше, то нужно рассказать о всех совершенных Вами проступках с семилетнего возраста. Скрытый грех удваивается, его тяжелее искупить;
  • Если исповедовались, то с последней исповеди;
  • Рассказать о своих греховных мыслях и желаниях;
  • Важное место уделяют абортам. Если совершили, и не один, стоит упомянуть о всех;
  • Если были замужем не один раз, сожительствовали гражданским браком, или имели несколько мужчин, также;
  • Если имеете детей не от одного мужа, также;

Священник должен понимать, что Вам необходимо делать, читать, сколько дней поститься, и как именно поститься. На то он и правая рука Господа.

Исповедь как составить записку с грехами

Лист необходимо разделить на части:

  • Грехи против родителей и родных;
  • Грехи против себя;
  • Грехи против Бога.

Многие думают, что записав на листочке свои проступки, поступают неверно, а приходя на исповедь, забывают половину свои грехов, сбиваются. Такое изложение своих мыслей, упорядочит и саму исповедь, и не позволить забыть или утаить что-то.

Бытует мнение, что написание грехов на листочке, это уже не тайна, а банальное считывание.

В исповеди важно покаяние, понять, что было совершенно и больше не допускать таких деяний. Именно поэтому, стоит рассматривать перенесение грехов на бумагу как оформление памятки или подсказки.

Отличие генеральной исповеди от обычной

Воцерковленные христиане приходят на Исповедь и Причастие, кто раз в неделю, а некоторые раз в месяц. Они оставляют у Христова креста свои грехи, о которых больше не вспоминают. Их прегрешения омыты Кровью Спасителя и забраны на Крест.

Исповеданный грех оставлен, но мы — живые люди. Живем не в раю, можем гневаться, сердиться, согрешать умом и глазами, поэтому следует поспешить к данной Богом благодати — покаянию и исповеданию грехов.

Чем чаще христиане приходят к Таинству причастия, тем сильнее их вера и крепче Божья защита. Поставив Бога на первое место, верующие могут жить с уверенностью, что остальное в их жизни будет на своих местах.

Понятие «генеральная исповедь» появилось совсем недавно. В православии это Таинство введено для людей, которые:

  • давно не были в церкви;
  • будучи крещенными в детстве, никогда не посещали храм;
  • никогда не исповедовались;
  • исповедовались без истинного покаяния;
  • больны и могут отойти в мир иной;
  • готовятся принять православное крещение во взрослом возрасте.

Генеральное признание своих грехов принесет свободу, в первую очередь, самому христианину, который всю жизнь жил в плену похотей, нечистоты. Нельзя быть свободным без Творца. Только освободившись от греха, человек приобретает крылья. Глубоко заблуждаются те, кто считает веру в Бога ограничением свободы. Всевышний любит всех, но Его благодать изливается на тех, кто оставил грех.

В чем заключается человеческая свобода? Пить, курить, жить гражданским браком, гневаться и лицемерить? Так это по-христиански называется «жить в грехе». Никто не может исправить свое прошлое, но всем Господь дает возможность начать будущее со старта, с чистой страницы под названием «генеральная исповедь».

О грехах:

  • Восемь смертных грехов и борьба с ними
  • Грех злословия
  • Грех гнева

Генеральная уборка в доме означает очищение каждого уголка дома от хлама и грязи. В это время выбрасывается все устаревшее, поломанное, разбитое. В доме, где постоянно делается тщательная уборка, уважается чистота и порядок, генеральная чистка не нужна.

Если человек никогда не очищал свой духовный храм, ему необходимо тщательно подготовится к великому Таинству, заглянув в самые темные уголки души, начиная с детства. При обычной исповеди христиане не углубляются в описание своих переживаний при совершении проступка, это надо сделать дома при покаянии.

Важно! Во время генерального исповедания, которое может длиться несколько часов, человек внутренне переживает все, происходящее с ним, высказывая свои переживания и эмоции.

Список грехов на исповеди для мужчин

Мужчинам тяжелее признавать свои проступки, слова, грехи. Они могут и вовсе считать, что ни в чем не виноваты. В их понятии виновны только женщины. Поэтому и каяться и исповедоваться только им. Но это далеко не верно. Мужчины не менее грешны. Они в некотором плане обсуждают и сплетничают поболее чем мы. А вспыльчивость и самолюбование, вообще отдельная тема для разговора.

Возможные грехи:

  • Разговоры в церкви и во время службы;
  • Допущение сомнений в вере;
  • Проявление жестокости, гордости, лени;
  • Жадность или расточительность;
  • Уход от помощи жене, детям, введение их в заблуждение;
  • Разглашение чужих тайн;
  • Склонение к греху;
  • Распитие спиртного, курение наркотических веществ;
  • Увлеченность карточными играми, автоматами, склонение других к этому распутству;
  • Участие в кражах, драках;
  • Самолюбование;
  • Наглое поведение, способность унижать близких;
  • Проявления халатности и малодушия;
  • Рукоблудство, соблазнение, прелюбодеяние.

Это далеко не полный список мужских грехов. К большинству из вышеперечисленного человечество относится как к должному, и грехом не считает вовсе.

Генеральное исповедание грехов, произносимое кающимся пред иереем

Исповедаюсь Господу Богу Вседержителю, славимому и покланяемому во Святой Троице, Отцу и Сыну, и Святому Духу, Преблагословенной Приснодеве Богородице Марии и всем святым, и тебе, честный отче, во всех моих грехах, которые содеял я мыслью, словом, делом и всеми моими чувствами, ибо я во грехах зачался, во грехах родился, во грехах воспитался и во грехах жил по Крещении и даже до сего часа.

Исповедаю также, что крайне согрешил я гордостью, тщеславием, превозношением как очами, так и одеждой и всеми делами моими, завистью, ненавистью, пожеланием как чести, так и сребролюбия, гневом, печалью, леностью, чревоизлишеством, похотью содомской, святотатством, неправедной клятвой, прелюбодеянием, воровством, граблением, всяким видом любодеяния, пресквернейшими нечистотами, пьянством, объядением, праздным разглагольствованием, плотской похотью, нечистым целованием и прикосновением, детородными удами моими, мысленным желанием убийства, всегдашним недостойным восприятием Тела и Крови Господней, лукавыми увещаниями и ласкательством, неведением, небрежностью, стремлением к лихоимству, совершением лихвы, скверным исполнением дел церковных, недостаточным подаванием милостыни, жестокостью к убогим, скверным принятием и угощением нищих, притеснением порученных мне домочадцев, непосещением болящих по заповеди евангельской и находящихся в темнице, непогребением мертвых, неодеванием убогих, ненасыщением алчущих и ненапоением жаждущих.

Исповедаюсь, что не воздавал должной чести, празднования и поклонения дням праздничным – как Господним, так и святых угодников Его, и не проводил их трезвенно и чисто, соделывал неприятное начальствующему и не помогал ему, не утешал просителей и даже вредил им. Тяжко согрешил я хулением и оклеветанием старейшин и начальников, несохранением верности пред моими друзьями и благодетелями, неисполнением должного повиновения, взиранием с нечистой совестью на зверское и скотское совокупление, гордым вхождением в церковь Божию, стоянием, сидением, возлежанием и неподобным из нее исхождением, праздными разговорами в ней, беззаконным делом, скверным собеседованием с другими. Исповедаюся, что с нечистым сердцем и скверными руками приближался ко святому служению и прикасался к священным сосудам, нерадиво творил в церкви Божией молитвы, псалмопения и призывание Божие.

Тяжко согрешил я помышлением презлейшим, размышлением и поучением развращенным, мнением ложным, осуждением безрассудным, согласием злым и советом неправедным, вожделением и услаждением скверным, в словах праздных, излишних, нечистых и досадительных, во лжи, в прельщениях, в различных клятвах, в непрестанных оклеветаниях, развевая ссоры и раздоры и насмехаясь на другими, в праздном глумлении, в прении, в лести, в лукавстве, в шептании, в суетной и тщетной радости и во всем злом.

Согрешил я роптанием, хулением, шутовством, смехотворством, заспанием, злоречивостью, укорением, сквернословием, надругательством, лицемерием, бдением, Богу противным, похотью телесной, блудными мыслями, нечистыми наслаждениями, согласием с дьяволом, преступлением заповедей Божиих, небрежностью в любви к Богу и ближнему, зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием похотным и нечистым.

Погиб я во всех моих мыслях, словах, изволениях и делах. Поскольку в этих и прочих всех беззакониях, какими только немощь человеческая может согрешить против Бога и Создателя своего мыслью, словом, делом или услаждением, или вожделением, – во всем этом я согрешил, считаю себя повинным пред Лицом Божиим больше всех людей, исповедаю как это, так и все прочие бесчисленные мои грехи, которые соделал волей или неволей, ведением или неведением, сам собой или чрез других, или соблазнением брата моего, и которых я вследствие их множества не могу ни знать, ни вспомнить, а что вспомнил, то сказал, – поскольку по всем сказанном и не сказанном, по беспамятству моему и множеству грехов, каюсь, жалею и считаю себя виновным пред Господом Богом моим; посему смиренно молю Пресвятую и Преблагословенную Деву Богородицу и все Небесные Силы, и всех святых угодников Божиих, и тебя, честный отец иерей, в присутствии которых я все это исповедал, чтобы в день Судный все были свидетелями против дьявола, врага и неприятеля рода человеческого, что все это я исповедал, и чтобы молились о мне, грешном, Господу Богу моему. И прошу тебя, отче честный, как имущего такую власть, данную тебе Христом Богом, чтобы разрешил меня от всех этих грехов моих, которые я рассказал тебе, очистил меня, простил и дал мне епитимию за все согрешения мои, ибо я искренно сожалею о моем согрешении, добровольно каюсь и имею сильное желание и намерение блюстись от них с Божией помощью, насколько возможно.

Прости меня, отче, разреши и помолись о мне, грешном. Аминь.

После этого можно прочитать молитву ко Христу, нас ради распятому, для воспоминания Его спасительных страданий, подъятых ради наших грехов. Читая ее, человек получает немалое умиление и как бы уздой удерживается от прегрешений и направляется к исправлению и преуспеянию Богу угодной жизни.

Примеры грехов для исповеди

Грешат люди каждый по своему. Один считает свой поступок нормой, для другого это смертельный грех.

Приведем приблизительный возможный перечень:

  • Не вера в Господа Бога;
  • Сомнения;
  • Неблагодарность Спасителю;
  • Не желание носить крестик;
  • Не желание отстаивать свое мнение о Боге перед неверующими;
  • Клялись Господом, что бы себя оправдать;
  • Призывали Бога, просили о помощи в суете и неверии;
  • Нарекали на Господа;
  • Пребывали и посещали не христианские церкви;
  • Враждебность;
  • Прибегали к помощи колдунов, ворожеек;
  • Читали или проповедовали ложные учения о Боге;
  • Играли во всякого рода игры: карты, автоматы;
  • Отказывались поститься;
  • Не читали молитвослова;
  • Желали покончить жизнь самоубийством;
  • Сквернословили;
  • Не ходите в церковь;
  • Плохо думаете о священниках;
  • Смотрите телевизор или сидите у компьютера, вместо того, что бы помочь близким, или сделать что-то по дому;
  • Отчаиваетесь и не просите помощи у Бога;
  • Излишне надеетесь на других;
  • Обманываете батюшку во время исповеди, или не доверяете ему;
  • Имеет вспыльчивый характер;
  • Высокомерно относитесь к людям;
  • Показываете окружающим свою гордость и тщеславие;
  • Лжете близким и знакомым;
  • Насмехаетесь над бедными, неумехами;
  • Показываете свою скупость, или излишнюю расточительность;
  • Ваши дети не воспитываются в вере и страхе Господнем;
  • Не помогаете нуждающимся, обездоленным;
  • Не приходите на помощь к родителям своим;
  • Прибегаете к воровству;
  • Не пристойно ведете себя на поминках, позволяете алкоголю взять верх над Вами;
  • Можете убить собеседника с помощью слова;
  • Клевещете;
  • Доводите человека до греховных мыслей о кончине;
  • Аборт, склонение других к этому;
  • Навязывание своих мыслей;
  • Культ денег;
  • Показывание себя людям как благодетеля;
  • Излишнее объедание, упивание;
  • Прелюбодеяние, рукоблудие, кровосмешение.

Исповедь блудных грехов

Блуд считается очень тяжким грехом. Раньше за такие проступки отлучали от причастия на срок до 7 лет. Он находится внутри самого человека, в его подсознании. Он ест человека изнутри. Находясь в таком искушенном состоянии, чувствуешь эйфорию. Тебе уже не хочется читать молитву. Богу такие грешники неугодны, ему мерзко от одной мысли о них. Но в то же время, покаявшись, они будут прощены быстрее всех других.

Как говорят святые отцы, хватит и трех дней усиленной молитвы, поста, покаяния, чтобы заслужить прощение Господнее.

Стыдно конечно страшно, но лучше рассказать и раскаяться, нежели носить эту мерзость в себе. А если Ваша семья еще и ждет ребенка, тем более. Зачем мучить еще неродившуюся душу малыша. Ведь мы перекладываем свои грехи на детей. А потом диву даемся, чтож они болеют, или имеют много проблем в жизни!

В таком случае не стоит писать записку священнику. Мол, почитайте, а я пока в магазин схожу или покурить! Это детский сад! Когда грешили, стыдно перед Богом не было, а вот перед батюшкой да!

Самое главное! Покаялись. Усвоили пройденный материал. Исправляйте свою ошибку! Не повторяйте ее! Повторяя, становитесь автоматически лицемером!

Пусть хранит Вас Господь, от искушения.

Что такое общая исповедь

Исповедальный обряд, который сопровождается откровенным диалогом между верующим и священником и раскаянием мирянина, называется частным или индивидуальным. В отличие от него общая исповедь подразумевает одновременное присутствие в храме нескольких человек, желающих покаяться в совершенных грехах. Такой ритуал проводится согласно заранее подготовленному расписанию.

Во время обряда служитель церкви, пребывающий в чине священника, помогает прихожанам расти духовно, осознавать свои неправильные поступки, направлять все усилия на свершение благих дел. Также это священное действие позволяет вовремя распознавать негативные мысли, бороться с ними и избегать их повявления в будущем.

Принцип проведения общей исповеди для мирян выглядит следующим образом:

  • священник читает специальный текст, перечисляет вслух наиболее распространенные грехи;
  • верующие, пришедшие на исповедь, искренне каются в них;
  • в завершение обряда произносится разрешительная молитва.

Количество христиан, принимающих участие в данном ритуале, может быть неограниченным. В православной церкви общая исповедь чаще всего проводится в Великий пост. В основном она проходит в праздничные и воскресные дни, когда в храме присутствует большое количество людей.

Важно знать! Общая исповедь рекомендована опытным христианам, а также тем, кто не совершал каких-либо тяжких грехов. Если человек только начинает приобщаться к православной вере или имеет на душе тяжелый камень, лучше всего беседовать со священником об имеющихся прегрешениях один на один.

Исповедь грех рукоблудие

Понятие неоднозначное, да и грех очень тяжкий. В христианской вере называют его рукоблудием, или онанизмом. Любить себя руками, такой же грех, как и изменять своей супруге, или перебирать девушками. Избавиться от такой ухищренной страсти очень трудно. Батюшке нужно рассказать все подробно, он будет задавать много вопросов. Необходимо докопаться до сути, данного греха, так как это верхушка айсберга, корень проблемы намного хуже и прячется глубоко в подсознании, прикрываясь другими явными грехами.

Исповедаться, значит пройти небольшой суд божий. Краснеть, и стыдиться будете только Вы. А там, в том миру, на суде Божьем, стыдиться будут все Ваши покойные родственники, там ничего не утаишь. Поэтому, согрешили, раскайтесь, здесь и сейчас.

За этот грех в былые времена наказывали строгим постом, сидели на хлебе и воде 40 дней. На службе били поклоны безустанно.

В святом писании сказано: «Если кто согрешил, простите ему, и все грехи его прощены будут. А если кого не простите, на том они и останутся».

Заниматься таким делом, значит затрачивать свои силы и жизненный ресурс зря. Такое поведение говорит о том, что православный слабоволен, слабохарактерен, не имеет силы духа управлять своими желаниями. Церковь не воспринимает это как должное. Так как для естественного допустимого блуда должно быть двое, муж и жена. Только так они получают одобрение. Все остальное грех и противонравственно.

О рукоблудстве священники говорят, что это нечистоты. Именно таким грехом был сражен сын патриарха Иуды Онана. Для получения удовольствия необходимо Божье благословение на брак церковный. И проще в него вступить, нежели находиться под постоянным греховным пристрастием.

Греху поддастся, может и женский пол. Церковь его осуждает не меньше чем мужской. Из этого следует, что каяться им тоже необходимо.

Случается онанизм и среди подростков, девочек и мальчиков. В этом возрасте, это больше неосознанный поступок, приводит к этому плохая гиена, слишком облегающие вещи. Родители обязаны смотреть за своими детьми, контролировать их поведение. Исправить эту проблемы сложнее, дети, как правило, не понимают всей глубины проблемы, и не осознают в чем виноваты.

Следует проводить с ними как можно больше времени, сменить одежду, если причина в ней. Записать ребенка на плаванье. Найти причину проблемы. Читать ребенку духовную литературу, тонко пояснить, что это грех.

Священник поможет подобрать необходимые молитвы, которые помогут избавиться от этой зависимости.

Каяться нужно — в прошедшем времени

Мы один раз в жизни принимаем Крещение и миропомазываемся. В идеале один раз венчаемся. Таинство Священства не носит всеобъемлющего характера, оно совершается лишь над тем, кому Господь судил быть принятым в клир. В Таинстве Соборования наше участие очень невелико. А вот Таинства Исповеди и Причащения ведут нас через всю жизнь к вечности, без них немыслимо бытие христианина. К ним мы приступаем раз за разом. Так что рано или поздно имеем все же возможность задуматься: а правильно ли мы к ним готовимся? И понять: нет, скорее всего, не совсем. Поэтому разговор об этих Таинствах представляется нам очень важным. В настоящем номере, в беседе с главным редактором журнала игуменом Нектарием (Морозовым), мы решили коснуться (потому что охватить все — задача непосильная, слишком «безбрежная» тема) исповеди, а в следующий раз — поговорить о Причащении Святых Таин.

Игумен Нектарий (Морозов)

— Предполагаю, точней, догадываюсь: девять из десяти приходящих на исповедь исповедоваться не умеют…
— Действительно, это так. Даже регулярно ходящие в храм люди многих вещей в нем делать не умеют, но хуже всего дело обстоит именно с исповедью. Очень редко прихожанин исповедуется правильно. Исповедоваться надо учиться. Конечно, было бы лучше, если бы о Таинстве Исповеди, о покаянии говорил опытный духовник, человек высокой духовной жизни. Если я решаюсь здесь об этом говорить, то просто как человек исповедующийся — с одной стороны, и с другой — как священник, которому довольно часто приходится исповедь принимать. Я постараюсь обобщить свои наблюдения за собственной душой и за тем, как другие участвуют в Таинстве Покаяния. Но ни в коем случае не считаю свои наблюдения достаточными.

— Поговорим о наиболее распространенных недоумениях, заблуждениях и ошибках. Человек идет на исповедь впервые; он слышал, что прежде, чем причащаться, надо исповедоваться. И что на исповеди надо говорить свои грехи. У него сразу возникает вопрос: а за какой период «отчитываться»? За всю жизнь, начиная с детства? Но разве это все перескажешь? Или не надо все пересказывать, а надо просто сказать: «В детстве и в юности много раз проявлял эгоизм» или «В молодости был очень горд и тщеславен, да и сейчас, по сути, остаюсь таким же»?

— Если человек пришел на исповедь впервые — совершенно очевидно, что ему надо исповедаться за всю прошедшую жизнь. Начиная с того возраста, когда он уже мог отличать добро от зла — и до того момента, как он решил, наконец, исповедаться.

Как можно рассказать всю свою жизнь за короткое время? На исповеди мы рассказываем все же не всю свою жизнь, а то, что является грехом. Грехи — это конкретные события. Однако нет необходимости пересказывать все случаи, когда вы согрешили гневом, например, или ложью. Надлежит сказать, что вы совершали этот грех, и привести какие-то наиболее яркие, наиболее страшные проявления этого греха — те, от которых болит по-настоящему душа. Есть еще один указатель: что вам меньше всего хочется о себе рассказывать? Вот именно это и надо рассказать в первую очередь. Если вы идете на исповедь в первый раз, вам лучше всего поставить перед собой задачу: исповедаться в самых тяжелых, самых мучительных грехах. Потом уже исповедь станет более полной, более глубокой. Первая исповедь такой быть не может — по нескольким причинам: это и психологический барьер (впервые прийти и при священнике, то есть при свидетеле, сказать Богу о своих грехах — это нелегко) и другие препятствия. Человек ведь не всегда понимает, что есть грех. К сожалению, даже и не все люди, живущие церковной жизнью, знают и хорошо понимают Евангелие. А кроме как в Евангелии, ответа на вопрос, что есть грех, а что есть добродетель, нигде, пожалуй, не найдешь. В окружающей нас жизни многие грехи стали привычным явлением… Но даже и при чтении Евангелия человеку его грехи открываются не сразу, их открывает постепенно благодать Божия. Преподобный Петр Дамаскин говорит, что начало здравия души есть видение своих грехов бесчисленными, как песок морской. Если бы Господь сразу открыл человеку его греховность во всем ее ужасе — ни один человек этого вынести не смог бы. Вот почему Господь открывает человеку его грехи постепенно. Это можно сравнить с чисткой луковицы — сначала одну шкурку сняли, потом вторую — и, наконец, до самой луковицы добрались. Вот почему очень часто бывает так: человек ходит в храм, регулярно исповедуется, причащается — и осознает, наконец, необходимость так называемой генеральной исповеди. Очень редко бывает, что человек готов к ней сразу.

— Что это такое? Чем генеральная исповедь отличается от обычной?

— Генеральной исповедью, как правило, называют исповедь за всю прожитую жизнь, и в определенном смысле это верно. Но генеральной можно назвать исповедь и не столь всеобъемлющую. Мы каемся в своих грехах из недели в неделю, из месяца в месяц, это — простая исповедь. Но время от времени нужно устраивать себе генеральную исповедь — пересмотр всей своей жизни. Не той, что прожита, а той, что сейчас. Мы видим, что одни и те же грехи у нас повторяются, избавиться от них не получается — вот поэтому надо разобраться в себе. Всю свою жизнь, как она есть сейчас, пересмотреть.

— Как относиться к так называемым вопросникам для генеральной исповеди? Их можно видеть в церковных лавках.

— Если под генеральной исповедью понимать именно исповедь за всю прожитую жизнь, то здесь действительно возникает необходимость в каких-то внешних пособиях. Лучшее пособие для исповедников — это книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», она о духе, правильном настрое кающегося человека, о том, в чем именно надо каяться. Есть книга «Грех и покаяние последних времен. О тайных недугах души» архимандрита Лазаря (Абашидзе). Полезны выдержки из святителя Игнатия (Брянчанинова) — «В помощь кающемуся». Что касается вопросников — да, есть духовники, есть священники, которые этих вопросников не одобряют. Говорят, что в них можно вычитать такие грехи, о которых читающий и слыхом не слыхал, а прочитает — и повредится… Но, к сожалению, почти не осталось таких грехов, о которых современный человек не знал бы. Да, там есть вопросы неумные, грубые, есть вопросы, грешащие явно излишним физиологизмом… Но если относиться к вопроснику как к рабочему инструменту, как к плугу, которым один раз нужно всего себя перепахать, то, я думаю, использовать его можно. В старину подобные вопросники называли таким чудным для современного уха словом «поновление». Действительно, человек с их помощью поновлял себя как образ Божий, как поновляют старую, обветшавшую и закопченную икону. Думать о том, в хорошей или плохой литературной форме составлены эти вопросники, совершенно необязательно. К серьезным недостаткам некоторых вопросников нужно отнести вот что: составители включают в них то, что, в сущности, грехом не является. Не мыл ли руки душистым мылом, например, или не стирал ли в воскресенье… Если стирал во время воскресной службы — это грех, а если стирал после службы, потому что другого времени не было,— лично я в этом греха не вижу.

— К сожалению, в наших церковных лавках можно подчас такое купить…

— Вот почему необходимо посоветоваться со священником прежде, чем использовать вопросник. Могу порекомендовать книгу иерея Алексия Мороза «Исповедую грех, батюшка» — это разумный и очень подробный вопросник.

— Здесь же необходимо уточнить: что мы подразумеваем под словом «грех»? Большинство исповедующихся, произнося это слово, имеют в виду именно греховный поступок. То есть, по сути, проявление греха. Например: «Вчера был резок и жесток с мамой». Но ведь это не отдельный, не случайный какой-то эпизод, это проявление греха нелюбви, нетерпимости, непрощения, эгоизма. Значит, нужно не так говорить, не «вчера был жесток», а просто «я жесток, во мне мало любви». Или как нужно говорить?

Фото Е. Кирилловых

— Грех — это проявление страсти на деле. Надо каяться в конкретных грехах. Не в страстях как таковых, потому что страсти — они всегда одни и те же, можно на всю жизнь одну исповедь себе написать, а в тех грехах, которые от исповеди до исповеди были совершены. Исповедь — это то Таинство, которое дает нам возможность положить начало новой жизни. Мы покаялись в совершенных грехах, и с этого момента наша жизнь началась заново. Это и есть то чудо, которое в Таинстве Исповеди совершается. Вот почему каяться нужно всегда — в прошедшем времени. Не надо говорить: «Я обижаю ближних», надо сказать: «Я обижал ближних». Потому что у меня есть намерение, сказав это, впредь людей не обижать.
Каждый грех на исповеди должен быть назван так, чтоб было понятно, в чем именно он заключается. Если мы каемся в празднословии, не надо все эпизоды нашего празднословия пересказывать и все наши праздные слова повторять. Но если в каком-то случае празднословия было столько, что мы кого-то этим утомили или наговорили чего-то совсем уж лишнего — наверное, надо об этом на исповеди сказать чуть подробней, определенней. Есть ведь такие слова евангельские: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Надо и на исповедь свою заранее с этой точки зрения посмотреть — не будет ли в ней празднословия.

— И все же о страстях. Если я испытываю раздражение от просьбы моего ближнего, но ничем этого раздражения не выдаю и необходимую помощь ему оказываю — должна ли я каяться в испытанном мною раздражении как в грехе?

— Если Вы, чувствуя в себе это раздражение, сознательно боролись с ним — это одна ситуация. Если же Вы это свое раздражение приняли, развивали его в себе, упивались им — это ситуация другая. Все зависит от направления воли человека. Если человек, испытывая греховную страсть, обращается к Богу и говорит: «Господи, я этого не хочу и не желаю, помоги мне от этого избавиться» — греха на человеке практически нет. Грех есть — настолько, насколько в этих искусительных желаниях участвовало наше сердце. И насколько мы позволяли ему в этом участвовать.

— Видимо, надо остановиться на «болезни рассказывания», проистекающей от определенного малодушия при исповеди. К примеру, вместо того, чтобы сказать «я вела себя эгоистично», я начинаю рассказывать: «На работе… мой коллега говорит… а я в ответ говорю…» и т. д. О грехе своем я в конечном итоге сообщаю, но — именно вот так, в обрамлении рассказа. Это даже не обрамление, эти рассказывания играют, если разобраться, роль одежды — мы одеваемся в слова, в сюжет, чтоб не чувствовать себя голыми на исповеди.

— Действительно, так легче. Но не нужно облегчать себе задачу исповеди. На исповеди не должно быть ненужных подробностей. Не должно быть каких-то других людей с их поступками. Потому что когда мы говорим о других людях, мы чаще всего оправдываем себя за счет этих людей. Также мы оправдываемся за счет каких-то наших обстоятельств. С другой стороны, иногда мера прегрешения зависит от обстоятельств совершения греха. Избить человека по пьяной злобе — это одно, остановить преступника, защищая жертву,— совсем другое. Отказать в помощи ближнему из-за лени и эгоизма — одно, отказать потому, что температура в тот день была сорок,— другое. Если человек, умеющий исповедоваться, исповедуется подробно — священнику легче увидеть, что и почему с этим человеком происходит. Таким образом, обстоятельства совершения греха нужно сообщать только в том случае, если без этих обстоятельств не понятен совершенный вами грех. Этому тоже учатся на опыте.

Лишнее рассказывание на исповеди может иметь еще и другую причину: потребность человека в участии, в душевной помощи и тепле. Здесь, может быть, уместна беседа со священником, но она должна быть в другое время, никак уж не в момент исповеди. Исповедь — это Таинство, а не беседа.

— Священник Александр Ельчанинов в одной из своих записей благодарит Бога за то, что Он помогает ему всякий раз переживать исповедь как катастрофу. Что мы должны делать для того, чтоб наша исповедь, по крайней мере, не была сухой, холодной, формальной?

Икона Божией Матери «Нечаянная радость»

— Надо помнить, что исповедь, которую мы произносим в храме,— это верхушка айсберга. Если вот эта исповедь — это все, и ею все ограничивается — можно сказать, что у нас ничего нет. Не было исповеди на самом деле. Есть только благодать Божия, которая вопреки нашему неразумию и безрассудству действует все-таки. У нас есть намерение каяться, но оно формально, оно сухо и безжизненно. Это как та смоковница, которая если и принесет какие-то плоды, то с великим трудом.
Наша исповедь в другое время совершается и в другое время готовится. Когда мы, зная, что завтра пойдем в храм, будем исповедоваться, садимся и разбираемся в своей жизни. Когда я задумываюсь: почему за это время столько раз осуждал людей? А потому, что, осуждая их, я сам в своих глазах выгляжу лучше. Я, вместо того, чтоб заниматься собственными грехами, осуждаю других и оправдываю себя. Или нахожу для себя в осуждении какое-то удовольствие. Когда я понимаю, что, пока я осуждаю других, я не буду иметь благодати Божией. И когда я говорю: «Господи, помоги мне, иначе — сколько я буду убивать этим свою душу?». После этого я приду на исповедь и скажу: «Я без числа осуждал людей, я превозносился над ними, я находил для себя в этом сладость». Мое покаяние заключается не только в том, что я это произнес, но в том, что я решил больше этого не делать. Когда человек кается именно так, он от исповеди получает очень большое благодатное утешение и совсем по-другому исповедуется. Покаяние — это изменение человека. Если изменения не произошло, исповедь осталась до известной степени формальностью. «Исполнением христианского долга», как почему-то принято было выражаться до революции.

Есть примеры святых, которые приносили покаяние Богу в сердце своем, изменяли свою жизнь, и Господь это покаяние принимал, хотя не было над ними епитрахили, и молитва об оставлении грехов не была прочитана. Но покаяние-то было! А у нас по-другому — и молитва прочитана, и причастился человек, а покаяния как такового не произошло, разрыва в цепи греховной жизни нет.

Есть люди, которые приходят на исповедь и, встав уже перед аналоем с крестом и Евангелием, начинают вспоминать, чем они согрешили. Это всегда сущее мучение — и для священника, и для тех, кто ждет своей очереди, и для самого человека, конечно. Как к исповеди готовиться? Во-первых — внимательной трезвой жизнью. Во-вторых — есть хорошее правило, взамен которого ничего не придумаешь: каждый день вечером уделять пять-десять минут даже не размышлению о том, что произошло в течение дня, а покаянию перед Богом в том, в чем человек считает себя согрешившим. Сесть и мысленно пройти день — от утренних часов до вечерних. И каждый грех для себя осознать. Большой грех или малый — его надо понять, прочувствовать и, как говорит Антоний Великий,— поставить меж собой и Богом. Увидеть в нем препятствие между собой и Творцом. Почувствовать эту страшную метафизическую сущность греха. И за каждый грех попросить у Бога прощения. И в сердце своем положить желание оставить эти грехи в дне минувшем. Желательно эти грехи в какой-то блокнот записывать. Это помогает полагать греху предел. Не записали мы этот грех, чисто механического такого действия не сделали, и он «перешел» в следующий день. Да и готовиться к исповеди тогда будет проще. Не надо все «вдруг» припоминать.

— Некоторые прихожане предпочитают исповедь в такой форме: «Согрешил против такой-то заповеди». Это удобно: «Согрешил против седьмой» — и больше ничего рассказывать не надо.

— Я полагаю, что это совершенно неприемлемо. Любая формализация духовной жизни эту жизнь убивает. Грех — это боль человеческой души. Если этой боли нет, то нет и покаяния. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что о прощении наших грехов нам свидетельствует та боль, которую мы чувствуем, каясь в них. Если мы не испытываем боли, у нас есть все основания сомневаться, что грехи нам прощены. А преподобный Варсонофий Великий, отвечая на вопросы различных людей, неоднократно говорил, что признак прощения — это потеря сочувствия к прежде совершенным грехам. Вот это и есть то изменение, которое с человеком должно произойти, внутренний поворот.

— Еще одно распространенное мнение: зачем я буду каяться, если я знаю, что все равно не изменюсь — это будет с моей стороны лицемерием и ханжеством.

Фото Ю. Ракиной

— «Невозможное человекам возможно Богу». Что такое грех, почему человек вновь и вновь его повторяет, даже понимая, что это плохо? Потому что это то, что возобладало над ним, что вошло в его природу, сломало ее, исказило. И сам человек с этим справиться не может, ему нужна помощь — благодатная помощь Божия. Через Таинство Покаяния человек прибегает к Его помощи. Первый раз человек приходит на исповедь и подчас даже не собирается свои грехи оставлять, но пусть он хотя бы раскается в них перед Богом. О чем мы просим Бога в одной из молитв Таинства Покаяния? «Ослаби, остави, прости». Сначала ослаби силу греха, потом остави, и уж потом — прости. Бывает так, что человек приходит на исповедь много раз и кается в одном и том же грехе, не имея сил, не имея решимости его оставить, но кается искренне. А Господь за это покаяние, за это постоянство посылает человеку свою помощь. Есть такой замечательный пример, по-моему, у святителя Амфилохия Иконийского: некий человек приходил в храм и там вставал на колени перед иконой Спасителя и слезно каялся в ужасном грехе, который раз за разом вновь совершал. Его душа настолько исстрадалась, что он однажды сказал: «Господи, я устал от этого греха, я никогда его более не совершу, я Тебя Самого призываю в свидетели на Страшном Суде: этого греха отныне не будет в моей жизни». После этого он вышел из храма и вновь впал в этот грех. И что же он сделал? Нет, не удавился и не утопился. Вновь пришел в храм, встал на колени и каялся в падении. И так, возле иконы, умер. И святителю была открыта участь этой души. Господь помиловал каявшегося. И диавол спрашивает Господа: «Как же так, разве он не обещал Тебе много раз, не призывал Тебя Самого в свидетели и не обманывал потом?». И Бог отвечает: «Если ты, будучи человеконенавистником, столько раз после его обращений ко Мне принимал его к себе обратно, как же Я его не приму?».
А вот известная лично мне ситуация: в один из московских храмов регулярно приходила девушка и исповедовалась в том, что зарабатывает себе на жизнь древнейшей, как говорится, профессией. Никто не допускал ее до Причастия, конечно, но она продолжала ходить, молилась, пыталась как-то участвовать в жизни прихода. Не знаю, удалось ли ей оставить это ремесло, но точно знаю, что Господь ее хранит и не оставляет, ожидая необходимой перемены.

Очень важно верить в прощение грехов, в силу Таинства. Те, кто не верит, жалуются, что после исповеди не наступает облегчения, что они уходят из храма с тяжелой душой. Это от маловерия, даже от неверия в прощение. Вера должна давать человеку радость, а если веры нет, не нужно надеяться на какие-то душевные переживания и эмоции.

— Иногда бывает так, что некий давний (как правило) наш поступок вызывает у нас реакцию скорее юмористическую, чем покаянную, и нам представляется, что говорить об этом поступке на исповеди — это излишнее усердие, граничащее с ханжеством либо с кокетством. Пример: я вдруг вспоминаю, что когда-то в юности украла книгу в библиотеке дома отдыха. Думаю, что надо сказать об этом на исповеди: как ни крути, восьмая заповедь нарушена. И тут же самой становится смешно…

— Я бы не относился к этому столь несерьезно. Есть поступки, которые нельзя даже формально совершать, потому что они нас разрушают — даже не как людей веры, а просто как людей совестливых. Есть определенные барьеры, которые мы должны себе установить. Это святые могли иметь духовную свободу, которая позволяет совершать вещи, формально осуждаемые, но они совершали их только тогда, когда эти поступки были во благо.

— Верно ли, что не нужно каяться в грехах, совершенных до Крещения, если крестился в зрелом возрасте?

Фото Ю. Ракиной

— Формально верно. Но дело вот в чем: раньше Таинству Крещения всегда предшествовало Таинство Покаяния. Крещению Иоаннову, вхождению в воды Иордана предшествовало исповедание грехов. Сейчас взрослых людей в наших храмах крестят без исповедания грехов, лишь в некоторых храмах есть практика предкрещальной исповеди. И что происходит? Да, в крещении человеку грехи прощаются, но он не осознал этих грехов, не пережил покаяния в них. Вот почему он к этим грехам, как правило, возвращается. Разрыва не произошло, линия греха продолжается. Формально человек не обязан о грехах, совершенных до крещения, на исповеди говорить, но… лучше не углубляться в такие вот расчеты: «Это я должен сказать, а вот это могу не говорить». Исповедь не предмет такого торга с Богом. Здесь не в букве дело, здесь дело в духе.
— Мы достаточно много говорили здесь о том, как готовиться к исповеди, но что мы должны читать или, как говорят, вычитывать накануне дома, какие молитвы? В молитвослове есть Последование ко Святому Причащению. Нужно ли вычитывать его целиком и достаточно ли этого? Кроме того, Причастия за исповедью может ведь и не следовать. Что читать перед исповедью?

— Очень хорошо, если человек перед исповедью прочитает Покаянный канон Спасителю. Есть также очень хороший Покаянный канон Божией Матери. Это может быть просто молитва с покаянным чувством «Боже, буди милостив ко мне грешному». И очень важно, вспоминая каждый совершенный грех, доводя до сердца сознание его гибельности для нас, от души, своими словами попросить за него прощения у Бога, просто стоя перед иконами или полагая поклоны. Прийти к тому, что преподобный Никодим Святогорец называет ощущением себя «виновномилуемым». То есть почувствовать: я погибаю, и это сознаю, и не оправдываю себя. Я признаю себя достойным этой гибели. Но я с этим иду к Богу, повергаюсь перед Его любовью и надеюсь на Его милость, веря в нее.

У игумена Никона (Воробьева) есть замечательное письмо некоей женщине, уже немолодой, которая из-за возраста и болезни должна была приготовиться к переходу в Вечность. Он пишет ей: «Вспоминай все свои грехи и в каждом — даже и в том, который исповедала — кайся перед Богом, пока не почувствуешь, что Господь тебя прощает. Это не прелесть — почувствовать, что Господь прощает, это то, что святые отцы называли радостнотворным плачем — покаянием, приносящим радость». Это самое необходимое — почувствовать мир с Богом.

Беседовала Марина Бирюкова

Список грехов для исповеди с объяснениями

  • Не исповедуюсь, не хожу в церковь, или прихожу на службу крайне редко. Занимаюсь в выходной не нужными делами, не читаю молитв. Не понимаю, в чем мои грехи.
  • Не имею привычки благодарить Бога. Не молюсь утром и вечером. Нарекала на Бога, не верила в него.
  • Давала питомцам домашним людские имена.
  • Слушала ругань и сплетни. Материлась, тем самым сквернословила Богородицу. Слушала пошлости.
  • Причащалась без подготовки, поста, молитв.
  • Нарушала пост, готовила обед из запрещенных продуктов. Поминала умерших родственников спиртным.
  • Носила непристойную одежду, тем самым соблазняла мужчин, призывала к блуду.
  • Гражданский брак, блуден.
  • Делала аборты, тем самым убивала свои детей, пыталась избежать трудностей в жизни.
  • Подавала детям плохой пример, кричала, била, не ввела в церковь, не научила молитве, посту, сдержанности.
  • Увлекалась оккультными науками, магией, и т.д., проводила медитации, посещала секции единоборств, что приводи к общению с демонами.
  • Брала чужое, кредиты, вещи, в долг и не возвращала, чем принесла людям страдания.
  • Хвасталась, выставляла себя на показ, показывала всем свою благость, тем самым унижая их.
  • Нарушала правила дорожного движения, тем самым создавала рискованные ситуации.
  • Рассказывала о своих проблемах, плакалась, тем самым жалела себя, оправдывала.

В помощь кающимся

1. Чревообъядение

Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям.

2. Любодеяние

Блудное разжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

3. Сребролюбие

Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах обогащения. Мечтание богатства. Опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на его промысл. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

4. Гнев

Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5. Печаль

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

6.Уныние

Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Частые выходы из келий, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

7. Тщеславие

Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость

Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименный разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.

Таковы недуги, таковы язвы, составляющие собою великую язву, ветхость ветхого Адама, которая образовалась из его падения. Об этой великой язве говорит святой пророк Исайя: «от ног даже до головы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся несть пластыря приложите, ниже елея, ниже обвязания» (Ис. 1, 6). Это значит, по изъяснению Отцов, что язва – грех – не частная, и не на одном каком-нибудь члене, но на всем существе: объяла тело, объяла душу, овладела всеми свойствами, всеми силами человека. Эту великую язву Бог назвал смертью, когда воспрещая Адаму и Еве вкушение от древа познания добра и зла, сказал: «В оньже аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2, 17). Тотчас по вкушению плода запрещенного, праотцы почувствовали вечную смерть; во взорах их явилось ощущение плотское; они увидели, что они наги. В познании наготы тела отразилось обнажение души, потерявшей красоту непорочности, на которой почивал Дух Святый. Действует в глазах плотское ощущение, а в душе стыд, в котором совокупление всех греховных и всех постыдных ощущений: и гордости, и нечистоты, и печали, и уныния, и отчаяния. Великая язва – смерть душевная; неисправима ветхость, происшедшая после потери Божественного подобия! Великую язву Апостол называет законом греховным, телом смерти (Рим. 7, 23–24), потому что умерщвленные ум и сердце вполне обратились к земле, служат раболепно тленным пожеланиям плоти, омрачились, отяготели, сами соделались плоть. Эта плоть уже неспособна к общению с Богом! (Быт. 6, 3). Эта плоть не способна наследовать блаженство вечное, небесное! (1Кор. 15, 50). Великая язва разлилась на весь род человеческий, соделалась достоянием злосчастным каждого человека.

Рассматривая великую мою язву, взирая на умерщвление мое, исполняюсь горькой печали! Недоумеваю, что мне делать? Последую ли примеру ветхого Адама, который, увидев наготу свою, спешит скрыться от Бога? Стану ли подобно ему оправдываться, возлагая вину на вины греха? Напрасно – скрываться от Всевидящего! Напрасно – оправдываться перед Тем, Кто всегда побеждает, «внегда судити» Ему (Пс. 50, 6).

Облекусь же вместо смоковичных листьев в слезы покаяния; вместо оправдания принесу искреннее сознание. Облеченный в покаяние и слезы, предстану перед лицом Бога моего. В раю ли? Я изгнан оттуда, и херувим, стоящий при входе, не впустит меня! Самою тягостию моей плоти я пригвожден к земле, моей темнице!

Грешный потомок Адама, ободрись! Воссиял свет в темнице твоей: Бог низшел в дольнюю страну твоего изгнания, чтоб возвести тебя в потерянное тобою твое горнее отечество. Ты хотел знать добро и зло: Он оставляет тебе это знание. Ты хотел сделаться яко Бог, и от этого сделался по душе подобным диаволу, по телу подобным скотам и зверям; Бог, соединяя тебя с Собою, соделывает тебя Богом по благодати. Он прощает тебе грехи. Этого мало! Он изъемлет корень зла из души твоей, самую заразу греховную, ад, ввергнутый в душу диаволом, и дарует тебе врачество на весь путь твоей земной жизни для исцеления от греха, сколь бы раз ты ни заразился им, по немощи твоей. Это врачество – исповедание грехов. Хочешь ли совлечься ветхого Адама, ты, который святым крещением уже облечен в Нового Адама, но собственными беззакониями успел оживить в себе ветхость и смерть, заглушить жизнь, соделать ее полумертвою? Хочешь ли ты, поработившийся греху, влекомый к нему насилием навыка, возвратить себе свободу и праведность? Погрузись в смирение! Победи тщеславный стыд, научающий тебя лицемерно и лукаво притворяться праведным и тем хранить, укреплять в себе смерть душевную. Извергни грех, вступи во вражду со грехом искреннею исповедью греха. Это врачевание должно предварять все прочие; без него врачевание молитвою, слезами, постом и всеми другими средствами будет недостаточным, неудовлетворительным, непрочным. Поди, горделивый, к духовному отцу твоему, у ног его найди милосердие Отца Небесного! Одна, одна исповедь искренняя и частая может освободить от греховных навыков, соделать покаяние плодоносным, исправление прочным и истинным.

В краткую минуту умиления, в которую открываются очи ума для самопознания, которая приходит так редко, написал я это в обличение себе, в увещание, напоминание, наставление. А ты, кто с верою и любовью о Христе прочитаешь эти строки и, может быть, найдешь в них что-нибудь полезное себе, принеси сердечный вздох и молитву о душе, много пострадавшей от волн греховных, видевшей часто перед собою потопление и погибель, находившей отдохновение в одном пристанище: в исповедании своих грехопадений.

Грехи детей на исповеди

Детей нужно приучать к церкви с младенчества. До семилетнего возраста дети не исповедаются. Считается, что ребенок еще безгрешен. И то, что он говорит и как поступает, это только наша заслуга и поданный пример. Необходимо разъяснить ребенку, что такое исповедь, зачем она нужна. Дети должны понимать, что о своих плохих поступках они рассказывают не дяде в рясе, а самому Богу, что священник – глаза и уши Господа.

От того кокой будет настрой ребенка, зависит его посещение церкви и отношение к ней. Ни в коем случае не настаивайте, если чадо не готово, будет только вред для его неокрепшей психики.

Родители могут вкратце, но корректно, объяснить своему чаду, что такое грех и какие они бывают. Каждый родитель знает особенности своего ребенка. Застенчивым детям, можно предложить составить записочку, так Вы поможете ему сосредоточиться. Объясните ребенку, что бояться не стоит, что о его разговоре с Богом Вам не будет известно. Он должен научиться доверять и Вам, и священнику.

Детская исповедь перечень грехов

Детские грехи не столь горькие, как взрослые. Они скорее похожи на проступки. Поэтому на исповедь детская отличается от взрослой. Приблизительные вопросы, которые может задать батюшка:

  • Посещает ребенок церковь и как часто? Что он делает если приходит в церковь? Интересно ли ему здесь находиться?
  • Какие молитвы он знает?
  • Есть у него крестик?
  • Говорит он правду своим родителям или обманывает?
  • Сколько у него друзей, и какие отношения у них? Проявляет ли он нетерпимость к ним? Как относится к малышам и девочкам?
  • Чем он занимается и какие имеет интересы? Проявляет ли гордость из-за своих достижений?
  • Есть ли у него любимые домашние питомцы? Как он к ним относится?
  • Любит ли он своих родителей?

Грехи подростков для исповеди

Дети старшего возраста больше подвержены постороннему влиянию, например друзьям, улице. Они отстаивают свою точку зрения, свое мнение. К сожалению, в ритме больших городов, не всегда есть время проконтролировать где они, и с кем дружат, что смотрят и какие сайты посещают! Поэтому, важно, научить подростка доверять если не Вам, то хотя бы священнику. Он точно не посоветует плохого, и примет сторону подростка однозначно, подскажет правильный выход из сложившейся ситуации. И наверняка не будет критиковать, как многие родители.

Именно в подростковом возрасте дети умудряются вляпаться в разные истории, пытаются выбраться из них сами, думая, что уже взрослые и имеют достаточно опыта. Боятся признаться родителям, советуются с друзьями.

Посещая церковь и доверяя Богу через священника, подросток может избежать многих сложных ситуаций. Не испортить себе жизнь, не стать на путь греха со столь юного возраста.

О чем может спросить батюшка:

  • Что он говорит, если кто-то имеет лучше, например телефон?
  • Крал ли он? Если да, то, как потом поступил? Было ли ему стыдно?
  • Как он ведет себя с детьми из бедных семей? Есть ли зависть к деткам богатых родителей?
  • Не смеется ли над инвалидами, больными детками?
  • Как он относится к картам, алкоголю, наркотикам?
  • Помогает ли старшим, например, в домашних делах?
  • Не обманывает ли родителей, говоря, что болен?
  • Как он учится? Не прогуливает ли школу?
  • Нет ли у него пристрастия к телевизору, компьютеру, телефону? И как он это понимает?
  • Как он относится к старшим? Уважает ли папу с мамой?
  • Не говорить ли он плохих слов?
  • Что думает о девочках, когда они в коротких юбках? Девочкам, зачем им одежда короткая или слишком обтягивающая? Не соблазняют ли они мальчиков?
  • Не делает ли он такого, от чего становиться стыдно?
  • Может ли он о всех своих поступках рассказать родителям?
  • Не смотрит ли взрослые фильмы и соответствующие сайты?
  • Не взял ли чужого, вещей, денег?
  • Исправляет ли он свои совершенные поступки?
  • Кается ли в уже сделанном?

Все ли грехи прощаются на исповеди

Не существует таких грешников, которых не смог бы просить Спаситель. Если в исповеди человек кается, он может получить прощение. Грех, который не может простить церковь это сквернословие на Господа, Церковь и ее законы.

Господь прощает все грехи. Из за любви к нам, он и пострадал и был распят. Он принимает всех грешников, дает им второй шанс, и верит, что они смогут исправиться.

Вопрос в том, сможет ли согрешивший человек простить себе сам. А если он причинил боль и страдания, тем более.

Если вы, что упустили, или забыли сказать священнику, во время службы, то когда совершается миропомазание, грехи будут прощены. Такие службы проводят вечером, в субботний день или в праздничные дни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: