Корсунская икона Божией Матери: от истории до силы молитвы

Огромным значением обладают для православных святые образы связанные непосредственно с самим Христом. И тут Корсунская икона Божией Матери, безусловно, является одной из ценнейших святынь, которая позволяют каждому практически прикоснуться ко временам самого Спасителя. Ведь, согласно преданию, данный образ был написан самим апостолом Лукой (который считается зародителем иконописной традиции в целом) и был одобрен самой Богоматерью, которая назвала образ пребывающим под благословением ее самой и Христа.

Дата празднования: 22 октября

Корсунская икона Божией Матери

История появления образа

Считается, что автором Корсунской иконы является апостол Лука. В течение длительного времени после написания икона хранилась в Ефесе. В знаменательный для Руси 988 год, 9 октября, список с древнего изображения перенесли из Корсуни в Киев. Святыня, прибывшая на Русь, стала называться Корсунской. Со временем список попал в Новгород. При правлении Иоанна Грозного, истинного православного христианина, лик был доставлен в Москву и размещен в алтаре Успенского собора в Кремле.

За престолом собора образ находится и сейчас. В результате исследований было установлено, что эта святыня – плохо изученный образец древнейшей иконописи. Образ стал одной из главных святынь храма. В его алтаре он хранится дольше шести веков.

Согласно второму преданию, икона Царицы Небесной попала из Греции в Россию в 1162 году стараниями прп. Евфросинии (Полоцкой). Святая получила это имя, приняв монашество. До пострига ее звали Предиславой, она была дочерью полоцкого князя. Благодаря святой в Полоцке был основан женский монастырь, в котором Евфросиния была игуменьей. Примерно в 1162 году она построила храм Всемилостивому Спасу.

Когда святая узнала, что в Греции находятся иконы, которые тысячу лет назад написал евангелист Лука, она отправила щедрые дары императору и патриарху и просила прислать ей образ. На Русь передали святыню из Ефеса. Дорога шла через Корсунь, и образ оставался в том городе около года по просьбе местных жителей. Прибывшая икона стала именоваться Корсунской. Ее украсили драгоценными металлами и камнями. Она была поставлена в храме Царицы Небесной и находилась там порядка 60 лет. В течение этого времени от нее происходили многочисленные чудеса, люди получали исцеления.

В 1239 году супруга св. князя Александра Невского перевезла святыню в Торопец. Там она была помещена в Богородицком соборе. От иконы не перестали происходить чудеса. Особенно прославился образ защитой русского народа от нападения поляков в 1611 г.

В 1917 году после кровавой революции большевистская власть перевезла святыню в Санкт-Петербург. В Северной столице ее поместили в Русском музее. А в Торопце хранится список с чудесного образа.

Дата празднования иконы – 9/22 октября. В соответствии с первым преданием в этот день ее доставили из Греции в Киев.

День памяти

22 октября — день, когда все православные верующие, вместе со своими родными, близкими, маленькими детьми идут в церковь, чтобы преклонить свои колени перед чудотворной иконой Матери Божьей. Ставят свечи за здравие, благополучие, мир и благоденствие. Читают молитву, акафист, прославляют Заступницу, исповедуются и проходят обряд причащения.

Именно в этот день, сила иконы удваивается и принеся ее домой Вы сразу же сможете ощутить ее силу. Очистите свое жилище от нечистой силы, постоянных конфликтов, пусть в нем воцарится только радость, доброта, щедрость, благосостояние и любовь.

Значение и описание святого образа

Иконографически этот образ относится к типу Умиление. На святыне изображены Царица Небесная и Иисус, прижимающиеся щеками друг к другу. Это указывает на то, как стремится душа человека к Богу. Считается, что Пресвятая Богородица символизирует собой душу каждого человека, стремящуюся к Спасителю и желающую примириться с Ним.

Особый символизм имеет и цвет одежд Пресвятой Богородицы и Богомладенца:

  • синий – Царствие Небесное;
  • красный – царственность, величие;
  • зеленый – благая весть.

Богомладенец в одной руке держит свиток, под которым можно понимать Евангелие. Другой рукой Спаситель касается покрова Пречистой. Существует также вариант иконы без изображения свитка.

Корсунский образ Пречистой очень похож на Касперовскую икону. Существует версия, согласно которой Касперовская икона является только списком с Корсунского образа. Народная память сохранила случаи зеркального копирования.

О чем просят перед чудотворным Корсунским образом Божией Матери

Считается, что обращение к Корсунской иконе помогает в самых затруднительных обстоятельствах. Пресвятую Богородицу перед ее Корсунским образом просят:

  • о легких родах и рождении здорового ребенка;
  • о семейном благополучии;
  • об избавлении от одиночества и создании семьи;
  • помочь в поисках работы;
  • избавиться от материальных трудностей.

Молитва перед образом помогает справиться с отчаянием, неверием в свои силы, избавиться от тоски и уныния. Пресвятая Дева придет на помощь искреннему молитвеннику и укрепит веру в сомневающихся.

В чем помогает Корсунская икона

Не существует икон Пресвятой Богородицы, перед которыми можно молиться только в определенных нуждах, не имея права на другие просьбы и похвалы. Однако так сложилось, что перед некоторыми образами молятся в конкретных нуждах. К Корсунскому образу прибегают с молитвой:

  • об утешении душевных страданий;
  • о спасении чад и сродников, наставлении их на путь спасения;
  • об исцелении от болезней.

Перед иконой служатся молебны, читаются и поются акафисты, тропари, молитвы. Главное в молитве – покаяние и искренность, отсутствие потребительства. Ценна молитва благодарственная и славословие.

Корсунская икона Божией Матери, во граде Усмани явленная

Корсунская икона Божией Матери

22 октября совершается празднование в честь Корсунской иконы Божией Матери, один из чудотворных списков которой пребывает в Богоявленском храме Усмани. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, явленный в богоспасаемом граде Усмани, прославился благодатной помощью в благополучном рождении детей.
Каждую субботу до начала всенощного бдения перед святыней совершается акафистное пение с елеопомазанием от лампады у чудотворного образа.

Краткая информация об иконе впервые появилась в печати в 1861 г. Со ссылкой на местное предание, сообщалось, что икона была извлечена из «Соборной кладовой» после того, как Пресвятая Богородица явилась в видении некоей женщине и сообщила ей местонахождение образа. Икону возложили на особый аналой в церкви, чудотворения стали привлекать множество богомольцев.

В 1863 г. настоятель Богоявленского собора прот. Василий Никольский сообщил сведения об иконе, зафиксированные со слов обретшей ее Воронежской мещанки Мавры Саввиной Бурлаковой. Дочь Бурлаковых Анисья неблагополучно рождала детей (6 мертворожденных). Иного средства помочь горю, кроме как слезно молиться, семья не знала.

В 1853 г. на 3-й неделе Великого поста Мавре в сонном видении явилась «будто известная ей женщина» со словами «идти в город Усмань к Корсунской иконе Божией Матери, Которая многих там исцеляет»; саму икону женщина держала в руках. Побывавший в Усмани посланец, иконы с таким названием в соборе не обнаружил. В мае 1854 г. Мавра (в сонном видении ей был глас, который укорял за задержку) с дочерью отправились в Усмань.

Икону они смогли отыскать стоящей среди многих образов на окне, близ которого служили панихиды. Мавра узнала в ней икону, показанную в видении, «Корсунской» она называлась по подписи. Пред иконой был отслужен первый молебен. Женщины рассказали свою историю протоирею Алексию Ласточкину, умолив отдать им икону в Воронеж, чтобы в благодарность обложить ее ризой.

За время пребывания Корсунской иконы в Воронеже, Анисья смогла благополучно разрешиться от бремени. Свидетелем чудесного события был настоятель воронежской Смоленской церкви протоиерей Павел Эсманский. В Воронеже началось прославление иконы, в доме Бурлаковых перед ней совершались молебны; до Усмани доходили слухи об исцеления от образа. С иконы был сделан список, украшенный окладом. 29 сентября 1855 г. чудотворную икону вернули в Усмань.

Корсунская икона в городе Усмани «простой греческой работы» была написана на доске. По свидетельству сторожа Богоявленского собора Степана Аверьяновича, икона принадлежала жителю Усмани майору Алексею Феодоровичу Вишневскому, который получил ее в благословение от митрополита Платона Левшина; после кончины майора в 1826 г. она оказалась в храме. (Никольский. 1863. С. 8–11; он же. 2007. 8–14).

Примечательной чертой иконы является утрата на лике Богоматери в области правого глаза, образовавшаяся по недосмотру еще в доме Вишневского из-за ожога от свечи. Как и в случае, например, с Иверской иконой, рана на лике стала иконографически воспроизводимой чертой в списках Корсунской иконы. Высота иконы равнялась 38,9 см (7 и 1/4 вершка). Тип извода близок к Касперовской иконе.

В 1862 г. о Корсунской иконе стало известно духовному начальству, и свт. Феофан (Говоров), епископ Тамбовский, благословил ее прославление. В 1863 г. во время работ по обновлению Трапезной церкви, правый, Тихвинский, придел, освятили в честь Корсунской иконы Божией Матери (5 окт.). Было установлено акафистное пение по четвергам после вечерни.

C чудотворной иконы было сделано несколько списков. Первый – написали в Воронеже в 1855 г. перед ее возвращением в Усмань. В 1869 г. для Богоявленского собора на кипарисовой доске была сделана еще одна копия, которую поместили в первый киот чудотворного образа. Этот список в 1878 г. духовенство Богоявленского собора и горожане поднесли в дар 11-му Фанагорийкому Грендерскому полку генералиссимуса князя Суворова, в честь победы в русско-турецкой кампании (на обороте была сделана соответствующая дарственная надпись). В 1874 г. в Богоявленский собор жительницей Москвы А. В. Ворониной была пожертвована копия Корсунской иконы в серебряной с позолотой ризе в благодарность за рождение ребенка после многократных неблагополучных родов (икона отпускалась на молебны к жителям).

В 1884 г. вместе с новой ризой в Москве заказали еще один список Корсунской иконы. На него перешло убранство, изготовленное для иконы в 1869 г.: серебряный оклад (был заново вызолочен и украшен камнями) и киот «розового дерева», список поместили на огражденном решеткой аналое Трапезного храма. Эта икона стала заместительницей чудотворного образа, отпускавшейся в дома на молебны. В 1885 г. жители Демшинска Усманского уезда, заказали в Москве копию иконы на кипарисовой доске, украшенную серебряной, позолоченной ризой, изготовленной на фирме Хлебникова; на ризе была отчеканена благодарственная надпись, упоминающая об избавлении Демшинска от холеры в 1871 г.

Убор иконы несколько раз обновлялся. В 1855 г. икону вернули из Воронежа, украшенную по обещанию Мавры Бурлаковой серебряной позолоченной ризой с такими же венцами, заключенная в деревянный полированный киот. В 1869 г. был сделан новый киот, куда переложили Корсунскую икону: из красного дерева, «оклеенного розовым деревом, с серебряными угольниками, в отливах под стеклом, с серебряной резьбой» (Никольский. 2007. С. 59-60). В 1884 г. на московской фирме Хлебникова были сделаны, заказанные на пожертвования прихожан золотая риза с эмалями и серебряный киот под бронзовым позолоченным балдахином; мафорий Богоматери украшала «бриллиантовая звездочка», над киотом помещались звезда и крест из камней.

Первоначально икона находилась на аналое между алтарями Трапезного храма; в 1884 г. ее в киоте под балдахином поместили с правой стороны от алтаря.

У Корсунской иконы имелась ризница с пожертвованными богослужебными облачениями для для служения перед чудотворной иконой.

С 1869 г. носили во время крестного хода (учрежден по просьбе городских торговцев) под специально сооруженной сенью из собора в торговые ряды на 3-й день после Пятидесятницы.

В 1871 г. Корсунскую икону носили по Усмани и селениям Усманского и Задонского уездов в связи с эпидемией холеры.

Клириками Богоявленского собора велась запись «действительных фактов знамений Богоматери от чтимой Ее иконы Корсунской». Всего до 1886 г. было подробно зафиксировано 17 случаев исцелений; подчеркнута массовость случаев облегчения во время болезни, например, только в лето 1886 г. таковых отмечалось не менее 100. «Подробное рукописное описание явлений и чудес» от Корсунской иконы, принадлежащее прот. В. Никольскому упоминает и архиепископ Димитрий (Самбикин) (Дмитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 2. (окт.). С. 62). В 1892 г. производилось следствие по случаям исцелений; после вторичного исследования, в 1901 заявления со свидетельствами о чудесах были переданы в Духовную консисторию епархиального управления (Никольский. 2007. С. 54).

В 30-е гг. XX в. храм был разрушен, Корсунская икон исчезла. В 2000 г. было принято решение о восстановлении Богоявленского храма (заложен в 2002). 16 июля 2001 г., в канун празднования святым царственным страстотерпцем имп. Николая II, имп. Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, Корсунская икона была чудесно обретена. С 2001 года Крестный ход проходит с чудотворной иконой.

Первый Крестный ход в честь Царственных мучеников состоялся 17 июля 2000 года. Он проходил вокруг г. Усмани по окраинным улицам и объездным дорогам имел протяженность около 23 км. Продолжался более 5 часов.

Последующие ежегодные Крестные ходы проходили (и проходят сегодня) вокруг исторического центра Усмани, протяженность около 8-9 км. продолжаются 2,5 часа.

В 2009 году во время Крестного хода было засвидетельствовано чудо явления Креста (из облаков) на небе.

С 1998 года 22 октября проходит традиционный Крестный ход в память Корсунской иконы Божией Матери. Он начинается одновременно из двух храмов г. Усмани (Успенского и Богоявленского), проходит по центральным улицам до площади, где после встречи Крестных ходов служится торжественный молебен.

С 2003 года возобновлена традиция чтения акафиста Корсунской Божией Матери по субботам перед началом вечернего богослужения.

Икона установлена в верхнем храме справа от алтаря. Она находится в деревянном резном киоте с балдахином, изготовленном в 2004 г. по сохранившейся фотографии начала XX века. Украшена икона позолоченной ризой с жемчугом, изготовленной в ХПП Софрино в 2009 г.

Литература: Хитров Г. Ист.-стат. описание Тамбовской еп. Тамбов, 1861. С. 315; Никольский В., прот. // Тамбовские ЕВ. 1863. № 21 (ноябрь). С. 637; он же. Корсунская икона Божией Матери в соборном храме Богоявления Господня в г. Усмани Тамбовской губ. К., 1907 (то же в кн: Корсунская икона Божией Матери в соборном храме Богоявления Господня в г. Усмани Тамбовской губ. Поучения и речи прот. В. Никольского. Задонск, 2007); Указатель местных Тамбовских празднеств. Тамбов, 1876. С. 34; Месяцеслов святых, РЦ чтимых // Прибавл. к Тамбовским ЕВ. 1878. Вып. 1; Тамбовские ЕВ. № 43. 1881; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1892. С. 339; Бенедиктов П. И. О чудотворных и местночтимых святых иконах Тамбовского края. Тамбов, 1902.; Поселянин. Богоматерь. С. 642.

Где находится святой лик

Старинная икона, доставленная на Русь в начале второго тысячелетия, и сейчас хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Несмотря на то что образ находится не в храме, православные идут в здание музея, чтобы поклониться, приложиться к святыне и помолиться. Смотрители музея привыкли к большому числу паломников. Эта икона – благословение для города и всей страны.

Также существует несколько древних списков в других городах:

  • Нижний Новгород, Благовещенский собор (здесь хранится один из наиболее древних списков, датированный 995 годом);
  • Глинково, в районе Троице-Сергиевой Лавры;
  • Смориги, Смоленская обл., Николо-Георгиевский храм.

Существует множество храмов, освященных в честь этого образа. Сегодня созданные иконописцами образы заменили современные печатные изображения. Каждый православный может приобрести себе Корсунскую икону в церковной лавке.

Не стоит скептически относиться к современным иконам, ведь известны случаи мироточения бумажных изображений святых. Главное, искрення вера молящегося человека.

Совет автора

Апостол и евангелист Лука стал первым иконописцем

Апостол и евангелист Лука пишет икону Богородицы

Молитва перед образом Богородицы

О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и слова рождшая, вместилище Божественное, всякия святыни и благодати приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари, славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незаблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое!

Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам, смиренным и недостойным рабом Твоим: призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших. Покажи на нас древния милости и чудеса Твоя. Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли.

Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующим цельбу, в мори плавающим тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скобящия утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временныя сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим.

Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасныя смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Богоматери Корсунская – одна из наиболее древних. Русский народ является богоносцем, и крепкая вера, упование на помощь Господа и Пречистой всегда защищали страну от врагов. Святые образы Богоматери являются благословением русской земли. Пресвятая Богородица слышит молитвы каждого, прибегающего к ней с верой и покаянием, и ходатайствует о молящемся перед Господом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Списки — это копии икон, чудотворные иконы — источник исцелений и благодати

Каждый благочестивый христианин, которому довелось лично беседовать с Богородицей, запечатлевал в своём сердце её образ. Конечно же, ему хотелось показать его своим братьям в том городе или стране, откуда он был родом.

Поэтому с первых икон, написанных евангелистом Лукой, стали делать копии, или списки. Эти списки приносились паломниками в самый отдалённые уголки земли.

Люди молились перед святым образом, и Богоматерь отвечала им своим заступничеством.

Перед иконами происходили явные чудеса и исцеления.

Верующие стали прославлять Богородицу в песнопениях и молитвах, а иконы, перед которыми происходили чудеса, получали название чудотворных.

Очень часто к названию иконы добавляли название местности, где случилось чудо. Эти события христиане бережно хранили и передавали из поколения в поколение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: