«Семь смертных грехов и четыре последние вещи». Фрагмент картины нидерландского художника Иеронима Босха
О смертных грехах слышали все. Про них пишут книги и снимают фильмы. В них эти соблазны представлены могущественными демонами. Несмотря на это, многие верующие не имеют ясного представления о том, что же такое смертные грехи. Какие именно качества и поступки к ним относятся и можно ли как-то их победить?
Как появился термин
Само понятие смертного греха встречается в трудах апостола Иоанна Богослова:
«Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился».
(1Иоан.5:16)
Многие изумляются тому, что в Писании нет упоминания о семи смертных грехах. Они не совпадают с Декалогом и не противопоставляются заповедям блаженства, данными Иисусом в Нагорной проповеди.
Почему «смертные»
Под смертными грехами понимаются те, что ведут к гибели человеческой души. Это состояние, при котором человек совершенно лишается нравственного чувства и потребности в Боге. Он настолько сливается со злом, что для него покаяние становится невозможным. Смертный грех совершается совершенно добровольно и с полным осознанием того, что это прямое нарушение воли Бога.
Феофан Затворник пишет:
«Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона.
Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный…
Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».
Об алчности
Часто люди под алчностью понимают стремление к материальному достатку. Но желание хорошо жить, в благополучии и комфорте, вовсе не является алчностью ни в православной культуре, ни в любой иной христианской конфессии.
Под алчностью следует понимать не сам факт погони за «золотым тельцом». Не чрезмерность, поскольку вместе с уровнем благосостояния всегда вырастает и уровень расходов. Алчность – это предпочтение материальных ценностей духовным. То есть стремление обогатиться, идущее в ущерб собственному духовному развитию.
История
Концепция семи смертных грехов появилась в среде монахов ещё до того, как православная церковь отделилась от католической. В IV в. монах из Византии Евагрий Понтийский создал учение о 8 греховных помыслах, которые порождают другие помыслы.
Кто предложил такую классификацию
Теорию о семи грехах, ведущих к гибели души, разработал Григорий Двоеслов в 590 году нашей эры. В дальнейшем ею занимались и другие богословы. Окончательная концепция была определена Фомой Аквинским в 13 веке.
Ещё одним богословом, внёсшим свой вклад в развитие данной темы, был Петер Бинсфельд. Он полагал, что у каждого смертного греха есть свой демон, который отвечает за его распространение в мире людей.
Заповеди Божии
За́поведи Бо́жии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести.
«Иисус сказал…: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» ( Ин.14:23-24 ).
Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую, на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям).
Предшественники
О человеческих пороках и добродетелях размышляли не только христиане, но и другие философы. Так, в Аристотеля «Никомахова этика» рассказывается о нескольких преимуществах или добродетелях. Философ считает, что каждое положительное свойство является золотой серединой между двумя крайними состояниями души.
Римский поэт Гораций также восхвалял достоинства и порицал пороки. Он писал, что началом добродетели является уход от порока.
О грехах много раз говорится в книгах Ветхого Завета. Так, Соломон писал:
«Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:
глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями».
(Прит.6:16-19)
Выражение «шесть… даже семь» может означать, что Соломон приводит далеко не полный перечень пороков.
Десять Заповедей Ветхого Завета ( Исх.20:2-17 ; Втор. 5:6-21 )
- Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
- Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
- Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
- Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
- Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
- Не убий.
- Не прелюбодействуй.
- Не укради
- Не лжесвидетельствуй.
- Не пожелай ничего чужого.
Краткое описание каждого и духовная суть
Гордость
Она бывает и положительной. В этом случае мы просто радуемся своим успехам. Но греховная гордыня заставляет человека превозноситься над окружающими и ощущать себя маленьким богом. Члены семьи для него — слуги, друзья — свита.
При этом для того, кто страдает высокомерием, не столь важно, что о нём думают другие. Даже мнение единственного истинного Бога для него не имеет значения.
«Знай ясно, что человек, с гордостью живущий добродетельно — если только вообще это значит жить добродетельно,- неожиданно может впасть в окончательную гибель. Тот, кто допустил себя до падения, научившись из этого падения смирению, может восстать и скорее восстановить свое прежнее положение, если только захочет.
Тот же, кто по видимости поступает хорошо с гордостью, но не терпит никакого зла, никогда даже не заметит своего беззакония, а, напротив, лишь умножит зло и внезапно отойдет отсюда, лишенный всего.
Гордость — начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору».
Иоанн Златоуст
Зависть
Зависть — недовольство, испытываемое из-за сравнения своих достижений с достижениями других. Завистливый человек постоянно сожалеет о своём месте в мире, считая, что он обретёт радость лишь тогда, когда превзойдёт или унизит других.
- Полезный материал для практикующего христианина:
Что такое грех зависти и действенные способы борьбы с ним
Гнев
Гнев не всегда осуждается в Писании. Именно праведный гнев побудил Христа выгнать бесчестных торговцев из храма. Христиане, следуя за своим Учителем, ненавидят грех, но продолжают любить людей, попавших под его влияние.
Но греховный гнев заставляет человека брать суд в свои руки и мстить обидчику любыми средствами. При этом человек предаётся злобе из-за любой мелочи и со временем теряет способность контролировать себя. Он похож на спящий вулкан, который может взорваться в любой момент, уничтожая всё живое вокруг себя.
- Практические советы:
Как бороться с гневными мыслям и словами
Уныние
Уныние может быть у каждого. Невозможно представить живого и чувствующего человека, который бы постоянно радовался жизни в мире, полном боли и разочарования. Как можно испытывать счастье, сталкиваясь с преступностью, неизлечимой болезнью или смертью близких? Но греховное уныние побуждает человека отказаться от Бога как источника надежды.
Блуд
Это общее название для всех грехов, связанных с половыми отношениями вне брака. Сюда включаются:
- супружеская измена;
- интимные отношения до брака;
- гомосексуализм;
- скотоложство и так далее.
Многие имеют совершенно неверное представление о блуде. Считается, что если мужчина и женщина живут вместе в так называемом гражданском браке, сохраняя верность друг другу, то это грехом не является. Однако Библия утверждает, что браком являются лишь те отношения, что оформлены по закону.
«Семь смертных грехов и четыре последние вещи» Похоть. Фрагмент картины нидерландского художника Иеронима Босха, 1475—1480 Доска, масло. 120 × 150 см
Алчность (сребролюбие)
Сребролюбием называют грех, делающий человека рабом денег и богатства. Но даже в том случае, когда заветная мечта осуществляется и вожделенное богатство становится реальностью, жертва алчности не благодарит Бога за свой успех и не занимается благотворительностью. Как раз наоборот, сребролюбец становится скупым и жадным. Алчному всегда мало, даже если он станет самым богатым человеком на земле.
Чревоугодие
Пища — это дар любящего Бога. Грехом является её неумеренное употребление или обжорство. Апостол Павел считал это проявлением идолопоклонства:
«Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном».
(Фил.3:19)
Чревоугодие включает в себя несколько грехов:
- злоупотребление вином и другими спиртными напитками;
- невоздержание от тяжёлой пищи в период поста;
- постоянная трата непомерных сумм на деликатесы;
- чрезмерное употребление сладкого.
О похоти
Похоть толкуют неверно столь же часто, как и принимают за смертные грехи нарушение божьих заповедей, которых 10. Смертных грехов перечень пополнил не завет «Не возжелай жену ближнего», у похоти совершенно иное значение. Под этим термином следует понимать получение чрезмерного удовольствия, которое становится самоцелью всей человеческой жизни.
Это может быть практически все, что угодно – гонки на мопедах, бесконечное чтение нравоучений, физическое удовлетворение, получение удовольствия от упоения собственной «маленькой властью», выражающееся в придирках к другим.
Похоть как смертный грех — вовсе не сексуальное влечение к кому бы то ни было, включая самого себя. Это чувство, которое испытывает человек, получая удовольствие. Но только в том случае эта эмоция становится грешной, когда стремление вновь ее испытать перекрывает все остальное. То есть если процесс удовлетворения становится важнее всего на свете, то это похоть. И совершенно не важно, что именно это удовлетворение приносит.
Сколько страстей и чем они отличаются от грехов
Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что страсть и есть порок, слившийся с самим человеческим естеством. Происходит это под влиянием постоянно совершаемого греха, который свивает в сердце своё гнездо. В результате человека не надо побуждать грешить. Он сам стремится к нечестию с неодолимой силой. По сути, это рабство греха.
Страстью также называется порочное желание, побуждающее человека к совершению целого ряда грехов. Так, святитель Игнатий Брянчанинов составил список из 8 страстей тех нечестивых поступков, к которым они побуждают.
Возьмём, к примеру, гнев. За ним следуют:
- жажда мести;
- ярость;
- помрачение рассудка в порыве бешенства;
- постоянный крик;
- взрыв эмоций;
- сквернословие;
- ненависть;
- насилие;
- убийство;
- злопамятность;
- враждебность;
- непрестанная обида;
- клевета;
- осуждение.
Список главных порочных страстей практически полностью совпадает со списком смертных грехов. Иногда к страстям добавляется непрестанная печаль.
Есть ли какая-либо принципиальная разница между грехами и страстями?
Да, есть. Если грех — это действие, то страсть — причина его совершения:
«…но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».
(Иак.1:14,15)
Смертным может быть любой грех, совершённый однократно, если человек не желает в нём каяться. Многие считают, что если блудить, злоупотреблять алкоголем, сквернословить и грешить как-нибудь ещё лишь изредка, то это и грехом не считается. Так человек становится на скользкую дорожку, на которой осознанное совершение нечестивых поступков приводит его к вражде с Богом.
О гневе
Гнев – это не только вспышки ярости. Гнев – понятие гораздо более широкое. Разумеется, эта эмоция является антиподом любви, но в качестве смертного греха гнев – вовсе не сиюминутное чувство.
Смертным грехом считается постоянно выплескиваемое человеком в жизнь разрушительное начало. То есть синонимом слова «гнев» в данном случае становится «разрушение». Грех гнева может быть разным. Вовсе не обязательно развязывать мировые войны. Смертное прегрешение проявляется в ежедневном бытовом насилии в семьях, как физическом, так и психологическом. Гнев – то, что заставляет ломать характер ребенка и принуждать его воплощать собственные мечты и представления.
Примеров этого прегрешения очень много вокруг каждого человека. Гнев настолько прочно вошел в людскую обыденность, что его уже практически никто не замечает.
Христианские заповеди и добродетели
Во дни Моисея Бог дал израильскому народу 10 заповедей и другие законы. Это был не весь свод законов, а элементарный минимум, призванный помочь человеку не опускаться до одного уровня с животными. Среди них не упоминается большинство смертных грехов. По большей части они описывают неугодный Богу образ действий (следствие греховных страстей), но не мысли или чувства.
Интересный факт
Закон Моисея появился лишь через несколько тысяч лет после сотворения Адама и спустя как минимум 800 лет после всемирного потопа.
Заповеди Моисея были даны в тот период, когда большинство перестало осознавать разницу между любовью и похотью, жаждой справедливости и неправедным гневом, доводящим до убийства, личными желаниями и грехом. Поэтому Бог указал конкретно, в чём именно заключается грех.
Однако духовное младенчество должно было остаться в прошлом. Поэтому в Новом Завете приоритет отдаётся не заповедям, а добродетелям.
Грехопадение первых людей в Раю
Что такое добродетели?
Быть добродетельным означает больше, чем проявлять доброту. Люди, ведущие распутный образ жизни, также нередко приходят на помощь голодающим, бедным и больным. Но добродетельным может быть только святой служитель Бога.
«Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,
и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения».
(1Петр.2:11,12)
Пётр противопоставляет добродетель плотским похотям. Важно то, что он указывает на преобладающее значение высоконравственного поведения христиан в деле проповеди Евангелия. К сожалению, в наши дни многие уверены, что главное — быть хорошо подкованным в догматическом богословии и уметь понятно объяснять основы христианского вероучения и без труда цитировать отцов Церкви.
Но какой смысл в этих знаниях, если верующий занимается блудом, оскорбляет инакомыслящих, ведёт себя грубо и заносчиво? Святость, смирение и любовь, а не глубокая эрудиция — лучшее доказательство того, что христианство действительно преобразует человека в лучшую сторону.
Рассмотрим на примере отличие добродетели от заповедей. Женатый человек, который лишь мечтает о другой женщине, на деле не нарушает заповедь «не прелюбодействуй». Но добродетельный муж не станет изменять жене даже в мыслях.
Неполный список добродетелей:
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
кротость, воздержание. На таковых нет закона».
(Гал.5:22,23)
Всего же христианских добродетелей более 30.
Когда Бог дал 10 заповедей Моисею
В день 50-й от исхода из плена египетского Бог призвал Моисея на гору Синай и там передал ему 10 заповедей. Записаны законы Божии были на двух скрижалях. Каменные плитки содержали неравное количество заповедей – на одной 4, на другой 6. В Библии сказано, что Моисей долго изучал заповеди Божии, прежде чем спуститься с горы к людям. В течение 40 дней праведник молился Господу, просил вразумления о заповедях. А когда спустился Моисей к народу, увидел, что те веселятся и идолопоклонствуют. Народ богоизбранный преклонился перед Золотым тельцом и праздновал обретение, прямо нарушая одну из заповедей.
Моисей так разгневался на людей, что разбил скрижали. Господь простил Моисею грех гнева и повелел самому высечь новые камни. На них Спаситель начертал снова те же 10 заповедей, чтобы не забывали люди о предназначении своем, чтобы чтили Господа и не нарушали правил.
На скрижалях Господь передал заповеди людям
Подборка советов святых отцов в борьбе с грехом
Отцы Церкви уделяли большое внимание борьбе с греховными поступками и помыслами. На эту тему они оставили много ценных замечаний.
Преп. Антоний Великий:
«Зло прилепляется к нашему естеству, как ржавчина к меди или грязь к телу. Но, как не медник произвел ржавчину и не родители — грязь на своих детях, так и не Бог произвел зло. Он вложил в человека совесть и разум, чтобы он избегал зла, зная, что оно вредно для него и ведет к мучениям. Следи же за собой внимательно: увидев какого счастливца в силе и богатстве, ни под каким видом не хвали его. Но тотчас представь перед собою смерть, и ты никогда не пожелаешь ничего худого».
Совет заключается в том, чтобы тренировать совесть и разум в борьбе с порочными страстями. Совесть можно сделать более чувствительной, если размышлять о том, что грехи огорчают Бога и наносят вред нам и нашим ближним. Разум позволяет представить последствия греха ещё до его совершения. Несложно догадаться, что блуд ведёт к болезням, разрушению семьи и одиночеству.
Макарий Великий:
«Человек по своей природе изменчив. Поэтому как тот, кто упал в глубину порока и порабощен грехами, может обратиться к добру, так и тот, кто запечатлен Духом Святым и наполнен небесными дарованиями, свободен вернуться ко злу. Некоторые, вкусившие Божией благодати и ставшие причастниками Святого Духа, когда теряют осторожность и бдительность, духовно гаснут и становятся хуже, чем они были раньше. Это случается не потому, что Бог меняется или благодать Духа угасает, а потому, что сами люди теряют благодать и поэтому совращаются и впадают во множество зол».
Мысль Макария заключается в том, что любой, даже очень опытный христианин, может встать на путь греха и потерять непорочность. Это происходит тогда, когда человек начинает надеяться на собственную святость и думает, что в редких случаях имеет право на маленький грех. Со временем совесть трансформируется настолько, что бывший святой превращается в грешника. Это как раз и случилось с Соломоном. Подробности о соломоновом грехе читайте в статье Виктора Глебова:
История царя Соломона: библейские факты и популярные мифы
Преп. Исаак Сирин:
«Когда человек, помня о прежних грехах, наказывает себя, тогда Бог с благоволением взирает на него. Бог радуется, что за уклонение от Его пути человек сам возложил на себя наказание, — это служит признаком искренности покаяния. И чем более грешник принуждает себя, тем больше умножается к нему благоволение Божие».
Наказывать самого себя можно лишением личных удовольствий. Например, если у кого-то есть проблемы с просмотром порнографии, можно лишать себя на время удовольствия смотреть кино и выходить в Интернет. Некоторые ради очищения от физической или нравственной скверны отправляются в глухие места, лишённые благ цивилизации, чтобы побыть с Богом и его творением наедине.
Авва Дорофей:
«Если у кого-нибудь хоть одна страсть обратится в навык, то она будет мучить его. Иногда человек совершает множество добрых дел, но один злой навык может превозмочь их все. Например, если у орла хоть один коготок запутается в сетке, то он весь попадет в неволю. Так и душа по причине одной страсти может попасть в руки врага. Потому не допускайте, чтобы хоть одна страсть обратилась в навык, но молитесь Богу день и ночь, чтобы не впасть в искушение. Если же и окажемся побежденными по своей немощи, то понудим себя тотчас же встать, начнем плакать перед благостью Божией, будем снова бодрствовать и подвизаться. И Бог, видя наше доброе устремление, смирение и сокрушение сердечное, подаст нам руку помощи и сотворит с нами по Своей милости».
Прав. Иоанн Кронштадтский:
«Всю жизнь следи за своим сердцем и присматривайся, что препятствует его соединению с Богом. Это да будет для тебя наука наук, и ты при помощи Божией навыкнешь быстро замечать, что отдаляет тебя от Бога, а что приближает к Нему. Лукавый очень старается стать между нашим сердцем и Богом. Именно он отдаляет нас от Бога разными страстями: похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской».
«Наука наук — побеждать действующие в нас страсти. Великая мудрость, например, ни на кого не сердиться и ни о ком не мыслить зла, хотя бы кто и причинил нам зло. Мудрость — презирать корысть и любить нестяжание, презирать лакомства и довольствоваться простой пищей, вкушаемой умеренно. Мудрость — никому не льстить, но всегда безбоязненно говорить правду; мудрость — не прельщаться красотой лица, но уважать во всяком человеке красоту образа Божия. Мудрость — любить врагов и не мстить им ни делом, ни словом, ни мыслью.
Мудрость — не собирать себе богатства, но подавать милостыню бедным, чтобы приобрести сокровище на Небе. Увы! Мы чуть ли не изучили все науки, а удаляться греха вовсе не научились и, таким образом, часто оказываемся совершенными невеждами в нравственной науке. И выходит, что истинно мудрые были святые, ученики истинного Учителя-Христа, а мы так называемые ученые — невежды, и, часто, чем ученее, тем больше невежды, потому что не познали самого главного, а порабощаемся различными страстями».
Старец Никон:
«Если каждое слово, дело и помышление кладет на нас печать, то и надо принять все меры к сохранению себя от всего вредного. И епископ Игнатий Брянчанинов, и святые отцы пишут, что очень часто, почти всегда мы не чувствуем вреда для себя от вредного дела непосредственно после этого вредного дела; этот вред сказывается через некоторое время. Получается плод от принятого в себя зла, который дает себя почувствовать различными своими проявлениями. Это может каждый видеть на себе, пожиная горький плод своих ошибок и увлечений. Не видит и не чувствует только тот, кто вообще не внимает себе и не рассматривает себя, свое душевное и сердечное состояние при свете Святого Евангелия и отеческих писаний, иначе говоря — проводит рассеянную жизнь. Часто вредное дело не кажется вредным. Это вражье обольщение. Не следует доверять себе, своему сердцу и рассуждению. В решении вопроса, что вредно и что не вредно, надо руководствоваться указаниями Евангельского Писания и уставами Церкви Православной и святых отцов, а также советами духовного отца или старцев, которые от опыта своего и духовной жизни могут дать назидание».
О чревоугодии
Чревоугодие воспринимается не всегда правильно, особенно теми, кто принимает за смертные грехи нарушение божьих заповедей, которых 10. Смертных грехов перечисление упоминает термин «чревоугодие» не в качестве синонима слову «обжорство».
Под чревоугодием следует понимать излишнее потребление абсолютно во всем. Фактически весь современный социум, являющий собой эпоху культуры потребления, построен именно на этом смертном прегрешении.
В современной жизни этот грех может выглядеть так. У человека есть хороший исправный смартфон, работающий без нареканий и отвечающий всем потребностям и нуждам владельца. Однако человек приобретает новый, тот, который увидел в рекламе. Делает он это не из-за нужды в вещи, а только потому, что это новая модель. Зачастую при этом погрязая в долговых обязательствах. Проходит какое-то время, и человек вновь приобретает смартфон, опять же лишь потому, что этот поновее.
В итоге образуется бесконечная цепь потребления лишнего и ненужного. Ведь смартфоны-то одинаковые, различие лишь в том, когда их стали рекламировать и в прочих незначительных моментах. А то, что с ними делает человек – неизменно. На всех новых он пользуется теми же программами, что и на своем первом. Результат действий на всех приобретенных смартфонах тоже не отличается от того, что получалось на первом гаджете. То есть человек имеет большое количество одинаковых смартфонов, а нужен-то ему только один.
Это и есть чрезмерное потребление или же чревоугодие, от которого не предостерегают заповеди, все 10. Смертных грехов в православии же список чревоугодие фактически возглавляет, поскольку является оно сейчас не просто проступком, а основой современного устройства общества.
Однако важно не путать чрезмерность потребления с наличием большого количества вещей. Не нужно впадать в крайности. Если у человека 10 пар зимней обуви и он носит все имеющиеся сапоги и ботинки, то это вовсе не является признаком чревоугодия.
Конечно же, переедание входит в понятие чревоугодия, о котором полностью умалчивают заповеди, данные когда-то Моисею, все 10. Смертных грехов в православии по Библии перечень это качество человеческой натуры дополнило когда-то именно на основании склонности к перееданию. Однако понимание слова «чревоугодие» не сводится к размеру порции на тарелке, оно гораздо шире.
Что такое исповедь
- Особенности женской исповеди: полный перечень грехов (список)
Совершённый грех приводит человека в состояние вражды с Богом. Для того, чтобы восстановить взаимоотношения, нужна исповедь. Во время этого таинства христианин рассказывает священнику о своём проступке и, как этому учит Православная Церковь учит, что грешник получает через него прощение Господне.
Исповедь — это баня для очищения души от порока.
К исповеди нужно готовиться. Если верующий хочет получить исцеление, а не просто формально пройти через таинство, он должен быть честен с Богом, священником и самим собой. Ещё до разговора нужно вспомнить прегрешения, совершённые словами, мыслями, эмоциями или поступками.
Таинство Покаяния в храме
Это очень важно, так как эффективное лечение болезни начинается с правильной постановки диагноза. На исповеди важно проявлять смирение. Нужно признать свою вину, а не перекладывать ответственность за свои ошибки на других.
- Что рассказывать перед аналоем?
Сильное покаяние: грехи на исповеди для мужчин
О зависти
Зависть подобно гневу следует понимать шире, чем желание заполучить машину, как у соседа, или платье лучше, чем у подружки. Между завистью и стремлением жить не хуже, чем другие люди, грань довольно тонкая.
Под завистью следует понимать не желание получить что-то конкретное, к примеру, туфли, как у начальницы, а постоянное пребывание души в таком состоянии. Сходство зависти с гневом еще и в том, что оба эти состояния – разрушительны. Только гнев направлен на окружающий мир, от его наличия страдают другие люди, а зависть «смотрит» внутрь человека, ее действие вредит тому, кто этому греху предается.
Смертные грехи в произведениях искусства
- Смертные грехи упоминаются во второй книге «Божественной комедии Данте». В самом низу чистилища находились грешники, страдавшие при жизни от зависти и гордости.
- Один из поэтов эпохи Шекспира, Эдмунд Спенсер, в книге «Королева фей» изображает Дом Гордости. Его хозяйкой являлась Люцифера, советниками которой были семь пороков, губительных для души.
- В серии гравюр Питера Брейгеля Старшего изображены грехи, а также их разрушительные последствия.
- После Второй мировой войны Пол Кадмус, живописец из США, нарисовал ужасающие «портреты» каждого из семи пороков на отдельной картине.
- А вот в работах Марты Дахлинг, польской художницы, все смертные грехи изображены в виде привлекательных молодых женщин, одетых в роскошные разноцветные платья. Примечательно, что ни у одной из них нет даже лёгкой радостной улыбки.
Итак, смертные грехи — ужасающая реальность современного мира. В наши дни, во многом благодаря современным технологиям, их распространение приобрело характер пандемии. Сейчас христиан не преследуют за веру, так как право на религиозные убеждения защищено законом . Однако в условиях терпимости ко греху, многим сложнее сохранить непорочность, чем, пожалуй, даже во времена страшных гонений, когда грешить мешали страх перед оглаской и боязнь стыда.
Каждому нужно создавать свою духовную и нравственную крепость. Она строится день за днём из маленьких духовных кирпичиков наших мыслей, чувств и поступков. Очень важно не вести эту борьбу слепо, угождая Богу, но не понимая мудрости его заповедей. Совесть и разум нужно обучать. Нужны точные знания.
Если Бог ненавидит блуд, алчность, сребролюбие и другие пороки, нужно узнавать, что в них губительного и плохого. Тогда Божьи желания, заповеди и взгляды станут частью нашей личности. Важно также осознавать, что смертные грехи лишают нас не только вечной жизни. Это ждёт всех нечестивых в будущем. Но уже сейчас на кону стоит наша дружба с Богом, семейное счастье, здоровье души и тела, а также целостность нашей души.
Виктор Глебов
Об унынии
Под унынием нужно понимать не столько депрессивное состояние, сколько лень, как бы странно это ни звучало. Депрессия, мрачный настрой, отсутствие радости и прочее – болезни, с которыми следует идти на прием к врачам соответствующих специализаций.
Уныние же как смертное прегрешение — это отсутствие работы человека над собственным духовным развитием и физическим состоянием. Под физическим состоянием не нужно понимать крепость мышц или красоту форм. Работа над собственным телом гораздо шире заботы о внешности, с одной стороны, а с другой – заключается в обыденных банальностях. То есть опрятный внешний вид, чистая одежда, вымытые волосы и вычищенные зубы – это тоже физическая работа над собой. Человек, которому лень помыться или постирать белье, совершает смертное прегрешение.
Что же касается духовной работы, то она намного более широка, чем хождение на религиозную службу. В это понятие входит в первую очередь развитие человека как личности. То есть постоянное обучение чему-то, знакомство с новым и разделение с другими собственных знаний и опыта. Под обучением не нужно понимать посещение каких-либо курсов, хотя, конечно, это не возбраняется. Тем не менее учиться можно и у окружающих людей, и даже у природы. Абсолютно все, что окружает человека, способно послужить его развитию. Так Бог устроил этот мир.
Процесс обучения, скорее, является развитием, самосовершенствованием. К нему относится и преодоление пагубных страстей, и самодисциплина, и многое другое. То есть уныние – это лень во всех ее вариациях, проявляющаяся как в мирском существовании, так и в состоянии души и интеллекта.