Молитва перед иконой Покрова Пресвятой Богородицы


Молитва Покрову Пресвятой Богородицы

«О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Читать другие молитвы Покрову Пресвятой Богородицы.

«Покров всю землю покрывает, ограждает»

Покров Пресвятой Богородицы. Новгород, 1401-1425 годы. 1/14 октября Церковь вспоминает Покров Пресвятой Богородицы. Изначально греческий праздник, на русской земле он становится любимым осенним торжеством.

Предлагаем читателям сайта Православие.ру богословско-филологический комментарий тропаря этого праздника.

Установление празднования Покрова Пресвятой Богородицы принято относить к XII столетию, когда при князе Андрее Боголюбском отстраивается и освящается прекрасный храм, шедевр русского зодчества – церковь Покрова-на-Нерли. После храмы в честь этого церковного торжества появятся во многих городах Руси.

Богослужебный текст праздника Покрова на церковнославянском языке входит в общецерковную практику в XIV веке. Он появляется независимо от греческого: следа о таком празднике и его праздновании в Византии нет[1]. При этом тропарь и кондак создаются уже в XIII столетии.

Интересно проанализировать тропарь праздника Покрова – самобытное произведение литургического творчества на Руси.

Тропарь – краткое песнопение, выражающее суть церковного празднования.

Церковнославянский текст тропаря праздника Покрова звучит следующим образом:

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша[2].

В XX–XXI веках приведенный текст неоднократно переводится на современный русский язык. Обращение к этим переводам позволит более широко, а в некоторых местах и на контрасте рассмотреть особенности церковнославянского оригинала. Мы укажем переводы, сделанные митрополитом Иларионом (Алфеевым), протоиереем Владимиром Успенским и иеромонахом Феофаном (Адаменко).

Митрополит Иларион (Алфеев):

Сегодня мы, благоверные люди, светло празднуем, осеняемые Твоим присутствием, Богоматерь, и, взирая на Твой пречистый образ, с умилением говорим: покрой нас драгоценным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, моля Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши[3].

Протоиерей Владимир Успенский:

Сегодня, правоверные люди, мы празднуем торжественно, благословляемые Твоим, Богоматерь, приходом (к нам), и, взирая на Твой пречистый образ, мы сокрушенно воскликнем: покрой (защити) нас Своим честным покровом и избавь нас от всякаго зла (бедствий, несчастий), умоляя Сына Своего, Христа Бога нашего, о спасении наших душ[4].

Иеромонах Феофан (Адаменко):

Ныне, правоверные люди, мы торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богоматерь, посещением, и, взирая на Твой пречистый образ, с умилением воскликнем: покрой нас Своим честным Покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Своего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших[5].

Днесь

Тропарь Покрова начинается с церковнославянского слова «днесь». В русских переводах оно чаще всего звучит как «ныне» или «сегодня». Неизвестный автор песнопения использует это слово, чтобы ввести верующих в литургическое пространство, где нет времени. Когда мы участвуем в богослужении, у нас есть возможность прикоснуться к вечности и одновременно перенестись в момент воспоминаемого события.

Мы будто в той Влахернской церкви Константинополя и непосредственно сами наблюдаем видение юродивого Андрея: Богородица над нами раскрывает Свой покров, тем самым защищает и оберегает нас.

Светло празднуем

Совершая торжество Покрова, мы светло празднуем это церковное событие. В церковнославянском языке слово «светло» обозначает «блистательно, ярко, весело, радостно, торжественно, проникновенно»[6]. И авторы русских переводов – протоиерей Владимир Успенский и иеромонах Феофан (Адаменко) – передают церковнославянское «светло» как «торжественно».

Только пребывая во Христе, мы пребываем во свете. Только так мы можем светло праздновать Покров Пресвятой Девы

Для христиан Сам Бог является Светом. Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди называет слушающих светом мира (Мф. 5: 14). А святой Иоанн Богослов в своем послании пишет:

Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине (1 Ин. 1: 5–6).

Только пребывая во Христе, мы может говорить, что пребываем во свете. Только так мы можем светло праздновать Покров Пресвятой Девы.

Под сенью Богородицы

Во Влахернской церкви святой Андрей и его ученик Епифаний во время всенощного бдения сподобились созерцать Святую Богородицу в воздухе, пришедшую с ангелами, Предтечей и Иоанном Богословом и многими другими святыми. Пречистая Дева, согласно сказанию, «распростерла Свой честной омофор, блиставший сильнее солнца, над людьми, бывшими в церкви»[7].

И в тропаре праздника молящиеся признают, что осеняемы пришествием Самой Богоматери. Остановимся на церковнославянских словах осеняеми и пришествие.

Первое – осеняеми – образовано от глагола осеняти, который многозначен: это и «сиять, светить, бросать отблеск», и «покрывать собой, своей тенью», и «осенять крестным знамением», и «описывать, очерчивать»[8].

Конечно, в самом тропаре мы прославляем Богородицу за то, что Она покрыла нас Своим омофором и защитила. Интересно, что переводчики тропаря стремятся показать духовное благословение Пресвятой Владычицы.

Второе – пришествие – имеет смысл прихода, прибытия кого-либо[9]. Мы, вспоминающие явление юродивому Андрею, сами переживаем встречу с Богоматерью. От этого мы радостно восклицаем, или по-церковнославянски, умильно глаголем.

Радостная печаль

Умиление в русском языке означает трогательное, нежное чувство, а в церковнославянском – печаль, сокрушение, помилование, соболезнование[10]. Это слово передает то, что преподобный Иоанн Лествичник называет радостотворным плачем:

«Размышляя о свойстве умиления, изумляюсь тому, каким образом плач и так называемая печаль заключают в себе радость и веселие, как мед заключается в соте»[11].

Почему же, взирая на Богородицу, мы одновременно светло празднуем и умильно глаголем? Ответ таков: переживая встречу с Пречистой Девой, мы и радуемся, что сподобились взирать на Нее, и осознаем свою греховность и недостойность такой встречи.

Омофор и/или мафорий Богородицы

Понимая свое духовное положение, мы порой сквозь слезы и от всего сердца начинаем молить Богородицу: Покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла. Молитвенное заступничество Пречистой Девы ощущается как покрытие нас омофором, или покровом.

Омофор – слово греческое, которым чаще всего обозначают предмет архиерейского облачения – широкую ленту с изображением крестов[12].

Омофор следует отличать от мафория – плата, покрывающего голову и плечи[13]. Именно его в православной иконографии изображают на иконах Богородицы. Мафорий Богоматери хранили во Влахернской церкви Константинополя с 473 года, когда его перенесли из Палестины патрикии Гальбий и Кандид[14].

Из-за созвучности слов омофор и мафорий в церковнославянских текстах в основном используется именно первый вариант. Но в рассматриваемом нами тропаре фиксируется синоним – покров. При этом в припеве акафиста праздника Покрова следующий запев:

«Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором»[15].

А в романе «Лето Господне» И.С. Шмелева старый плотник Горкин так объясняет Ване смысл Покрова Богородицы:

«Сама Пречистая на большой высоте стоит, с Крестителем Господним и твоим Ангелом – Иван-Богословом, и со ангельскими воинствами и держит над всей землей великий Покров-омофор, и освящается небо и земля, и все церкви засветятся, и люди возвеселятся»[16].

Твой Сын – наш Бог

Ее Сын – наш Бог: тут еще и наше исповедание: Единородный Сын воплотился от Пречистой Девы

В конце тропаря мы поем: Молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша. Краткое церковнославянское причастие чаще всего на русский переводится деепричастием: молящи – умоляя.

Богородица, будучи Заступницей рода христианского, молит и умоляет Своего Сына о спасении наших душ. Ее Сын – наш Бог, Господь и Спаситель. Данная идея часто встречается в православной гимнографии. Песнотворцы апеллируют к тому, что Иисус Христос для Богородицы – Сын, а для нас – Бог. Через это мы начинаем дерзновенно просить Пречистую о молитвенной помощи и заступничестве.

Это еще и наше исповедание: Единородный Сын воплотился от Пречистой Девы, Он наш Господь и Спаситель, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4: 12).

***

В тропаре Покрова переплетаются воспоминание исторического события, бывшего в константинопольской Влахернской Церкви, и наше переживание Покрова Богородицы. Мы в радостнотворном плаче умильно взываем к Пресвятой Владычице с молитвой о заступничестве и покрове.

Неизвестный автор песнопения создает уникальное настроение: здесь и радость, и сокрушение, и молитвенное дерзновение. В тексте каждое слово становится важным, поскольку обладает глубоким смыслом и назиданием для молящихся.

Ино величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Ма́ти Христа́, Бо́га на́шего,// и всесла́вный сла́вим Покро́в Твой.

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Ма́ти Христа́, Бо́га на́шего,/ И́же к Сы́ну Свои́ ру́це простира́ющи, и о ми́ре моля́щися,/ и честны́м Свои́м омофо́ром защища́ющи // град и лю́ди от враго́в на́ших.

Тропарь, глас 4

Днесь, благовернии людие, светло почтим/ седмерицу честную царственных страстотерпец,/ Христову едину домашнюю Церковь:/ Николая и Александру,/ Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию./ Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся,/ от богоборных смерть и поругание телес прияша/ и дерзновение ко Господу в молитве улучиша./ Сего ради к ним с любовию возопиим:/ о святии страстотерпцы,/ гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите,/ землю Российскую в любви к Православию утвердите,/ от междоусобныя брани сохраните,/ мир мирови у Бога испросите// и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 8

Избраннии Царем царствующих и Господем господствующих/ от рода царей Российских,/ благовернии мученицы,/ муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии/ и венцы Небесными увенчавшиися,/ к вам, яко покровителем нашим милостивым,/ с любовию благодарне вопием:/ радуйтеся, царственнии страстотерпцы,// за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы.

Величаем вас,/ святии царственнии страстотерпцы,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа// претерпели есте.

Молитва

О, святая седмерице, царственнии страстотерпцы, Николае, Александро, Алексие, Марие, Ольго, Татиано и Анастасие!

Вы, союзом любве Христовы связуеми, дом ваш, яко малую церковь, благочестно устроили есте и смирением себе посреде земнаго величия украсили есте. В годину же братоубийственныя брани и гонений безбожных во отечестве нашем, все упование на Бога возложивше, образ терпения и страдания всей земли Российстей явили есте и, молящеся о мучителех, клевету, узы и изгнание, глумление, насмеяние и оболгание, убиение и телес поругание мужественне претерпели есте. Сего ради от земнаго царствия к Небесному прешли есте и теплии ходатаи о нас явилися есте.

О, святии угодницы Божии! Молитеся о нас Богу, да Церковь в единомыслии и твердей вере соблюдет, страну нашу миром и благоденствием оградит и от междоусобныя брани и разделения избавит, власть предержащую умудрит, воинство мужеством украсит, народ от разорения сохранит, супруги христианския в верности и любви укрепит, чада в благочестии и послушании возрастит, и вся ны купно с вами сподобит воспевати Пречестное и Великолепое имя Живоначальныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Ина молитва страстотерпцу царю Николаю

О, святый страстотерпче царю мучениче Николае!

Господь тя избра помазанника Своего, во еже милостивно и право судити людем твоим и хранителем Церкве Православныя быти. Сего ради со страхом Божиим царское служение и о душах попечение совершал еси. Господь же, испытуя тя, яко Иова Многострадальнаго, попусти ти поношения, скорби горькия, измену, предательство, ближних отчуждение и в душевных муках земнаго царства оставление. Вся сия ради блага России, яко верный сын ея, претерпев, и, яко истинный раб Христов, мученическую кончину приемь, Небеснаго Царства достигл еси, идеже наслаждаешися Вышния славы у Престола всех Царя, купно со святою супружницею твоею царицею Александрою и царственными чады Алексием, Ольгою, Татианою, Мариею и Анастасиею. Ныне, имея дерзновение велие у Христа Царя, моли, да простит Господь грех отступления народа нашего и подаст грехов прощение и на всякую добродетель наставит нас, да стяжим смирение, кротость и любовь и сподобимся Небеснаго Царствия, идеже купно с тобою и всеми святыми новомученики и исповедники Российскими прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: