История появления образа
Жировицкая икона Божией Матери имеет интересную историю происхождения. Как сказано в легенде, в далеком 1470 году выпасавшие на лугу отару дети-пастухи обратили внимание на исходивший от грушевого дерева яркий свет. Приблизившись к источнику света, юные пастухи заметили на ветках дерева икону. Яркое сияние исходило от маленького образа, который мог поместиться в детских ладошках. Сняв с дерева икону с изображением Богоматери и Богомладенца, пастухи отнесли ее литовскому казначею Александру Солтану, поскольку эти земли принадлежали православному вельможе.
Святой лик был обнаружен на грушевом дереве
Литовский казначей, не уделив особого внимания находке, отправил святой образ в небольшой ларец. На следующий день православный вельможа принимал в своем доме знатных гостей. Неожиданно вспомнив о вчерашней находке, вельможа решил показать святыню своим гостям. Однако иконы не оказалось в ларце. Спустя несколько дней святой лик снова был обнаружен на грушевом дереве, где его впервые увидели дети-пастухи.
На месте грушевого дерева литовский казначей соорудил деревянную церковь, где и была установлена святыня. В 1560 году случился пожар, храм был полностью уничтожен. Местные жители думали, что икона сгорела в огне. Каково же было их удивление, когда однажды деревенские дети, возвращаясь со школы, стали свидетелями необыкновенного видения. На камне близ сгоревшего храма сидела Дева с иконкой в руках. Когда священник и местные жители прибыли к горе, они обнаружили на камне образ Богоматери и Богомладенца. На иконе не было никаких следов пожара.
Поскольку случилось это событие в белорусской деревне Жировичи, святой лик нарекли Жировичской (спустя годы – Жировицкой) иконой Божией Матери.
История святыни
История о том, как возникла эта прекрасная Жировицкая икона Божией Матери, считается одной из наиболее чудесных за всю историю христианской веры. В конце XV столетия она была обнаружена на территории леса простыми пастухами. Икона непонятным образом попала на ветви грушевого дерева. Произошло это неподалеку от небольшого городка Жировицы, на территории Беларуси. В качестве символа того места, где была обнаружена икона, написаны красивые цветы вокруг нимбов Девы Марии и Спасителя.
Икона была названа Жировицкой в честь поселения, возле которого ее нашли. После обнаружения пастухи передали икону Божией Матери хозяину тех территорий, Александру Солтану — вельможе литовского происхождения. Изначально этот человек не придал ей никакого значения, он даже не предполагал, что находка может оказаться ценной. По этой причине он просто положил ее в свой ларец и запер там.
Жировицкий монастырь в Белоруссии
Уже на следующий день случилось удивительное: икона снова была найдена на том самом месте, в ларце вельможа ее уже не обнаружил. Это событие было растолковано таким образом: сама Богородица желает, чтобы на том месте, где уже дважды была найдена икона, был построен храм. Небольшая деревянная церковь в ее честь там и появилась.
В начале XVI века церковь была полностью сожжена, но икона снова стала объектом чуда. Никто даже и не думал, что она могла сохраниться после такого пожара. Через некоторое время ее нашли. Она располагалась на одном из камней на горе, под которой ранее была та самая церковь. Перед ликом, изображенным на иконе, горела церковная свеча. Через некоторое время на этом месте был возведен еще один храм и мужской монастырь.
В течение последующих лет святой образ Богородицы и Спасителя успел повидать еще множество мест и городов, но вернулся в церковь при Жировицком монастыре.
Особенности иконографии
Иконографический тип святого лика – «Милостивая» или «Умиление». За основу взят фрагмент полудрагоценной яшмы. Форма образа – овальная с небольшим сужением в верхней части. Младенец Иисус Христос и Пресвятая Дева Мария изображены в темно-красных и зеленых оттенках. Такое сочетание напоминает расцветку охры.
За годы существования икона подвергалась нескольким реставрациям. Целостность образа была восстановлена путем применения воска. К сожалению, со временем была утрачена прославляющая ангелов надпись.
Описание и значение Жировицкой иконы Божией Матери
Для иконографического типа «Умиление» характерно изображение Богоматери с Богомладенцем на руках. Голова Матери Божией наклонена в правую сторону – к Сыну Божиему. Младенец Иисус прильнул лицом к Матери. Левой рукой Он нежно обнимает Богородицу за шею. Младенец облачен в короткий хитон, колени Его оголены.
Для нимбов характерна эллипсовидная форма. На изображении сохранились греческие буквы, обозначающие имена Богородицы и Сына Ее.
Жировицкая икона Божией Матери несет в себе глубокий смысл. Пречистая Дева Мария являет людям Сына Божиего. Чтобы в жизни обрести путь истинный, нужно познать веру в Иисуса Христа.
Икона выполнена на фрагменте полудрагоценной яшмы
О чем молятся и в чем помогает святой лик
Читать молитвы пред ликом Матери Божией и Сына Ее, изображенных на Жировицкой иконе, можно в нижеперечисленных случаях:
- при врожденных и/или приобретенных патологиях острой и хронической форм протекания;
- при пагубном пристрастии к алкоголю, табачным и наркотическим изделиям, азартным играм;
- при полной или частичной амнезии;
- при различных стихийных бедствиях и природных аномалиях, угрожающих жизни и здоровью людей и животных, а также разрушению жилья;
- для быстрых и благополучных родов;
- для принятия правильного решения при сложном выборе;
- для преодоления нерешительности, страха и сомнений;
- для обретения веры в себя и Силы Небесные;
- для наставления на путь истинный и праведный.
Услышав искренность в словах просящего, Пречистая Дева Мария защищает и направляет на путь истинный. Святой лик помогает восстановить утраченную веру в свои собственные силы. Чудотворный образ защищает от неприятностей и бед, укрепляет здоровье и помогает исцелиться даже от самых тяжелых недугов.
Святыня с ликами Богоматери и Богомладенца защищает от бед и неприятностей
Мольбы перед образом
К Жировицкой иконе с изображением Матери Божией обращаются в молитве с самыми различными просьбами. Молятся и возносят:
- просьбы об исцелении;
- мольбы об укреплении веры;
- о помощи в поисках верного пути;
- об избавлении от сомнений.
Известно множество случаев, в которых молитва перед этой иконой помогла людям и снова научила их верить в чудеса и радоваться каждому мгновению жизни.
- Обломки камней, взятые из монастыря, сохранили жизнь женщине и ее новорожденному младенцу.
- Благодаря тому, что родственники молились о здравии женщины перед святыней, она полностью оправилась от чахотки.
- Однажды был исцелен мальчик во время исполнения отходного песнопения. Все благодаря тому, что мать горячо читала молитву перед ликом Божией Матери.
- Икона помогла мужчине избавиться от тяжелого заболевания, из-за которого он не мог двигаться и утратил почти все физические силы.
- Одна пожилая женщина полностью вылечилась от ревматизма благодаря тому, что ее суставы были помазаны маслом, которое горело в лампе, стоящей перед святым ликом.
- У сына одной бедной женщины была обнаружена киста мозга. Она молилась перед святыней и даже привозила несколько раз мальчика в тот самый храм. После первого визита его самочувствие заметно улучшилось, а после 5 раза врачи провели обследование и не обнаружили злокачественного образования.
Исцеления перед святыней
Верующие в Господа Бога и Пречистую Деву Марию христиане часто называют Жировицкую икону целительной. В истории святого образа насчитывается не одна сотня чудотворных деяний и необъяснимых для науки исцелений.
Умирающей при тяжелых родах женщине дали в руки кусочек камня, специально привезенного из Успенского Жировицкого монастыря. И случилось чудо: роженица не только выжила, но и родила полностью здорового младенца.
Отчаявшись спасти умирающую от чахотки молодую женщину, родственники упали на колени пред иконой «Живорицкая» и обратились с мольбами к Богородице. Искренность молебна была услышана – больная исцелилась от тяжелой болезни.
В библиографии святого образа зафиксировано немало случаев чудотворных исцелений от мигрени, потери памяти и аутоиммунных заболеваний.
В период Второй мировой войны фашистские войска вошли в белорусский поселок Жировичи. В Божьем храме фашисты разместили свои боеприпасы. Однажды им явилась Пресвятая Дева Мария. Испугавшись увиденного, немцы хотели взорвать храм с боеприпасами, но все их попытки оказались безрезультатными. Стены храма выстояли.
Советские летчики рассказывали, что, пролетая над поселком Жировичи, не видели монастырь. Бытует мнение, что так святой лик защищал дом Божий от врагов.
Жировицкие святыни
Жители Жировице и по сей день стараются чтить святой образ и связанные с ним предметы и явления. Корень грушевого дерева, на котором явилась икона, сохранился до наших дней в церкви Успения Пресвятой Богородицы. Он расположен под алтарем, и из него вытекает источник, из которого течет святая вода, используемая верующими для различных религиозных целей.
Кроме того, камень, на котором была заново открыта икона, сохранился до наших дней. Согласно этой истории, дети сначала пошли гулять на место, где был первый храм, и на камне увидели изображение прекрасной женщины, которая явно не была обычным человеком. Дети рассказали об этом взрослым в своей деревне, и тогда взрослые увидели свечу и восстановленный образ.
Камень находится в Явленском храме и является основанием алтарного престола. На поверхности камня сохранился отпечаток руки Пресвятой Девы Марии, которая много веков назад явилась детям в этом месте.
Многочисленные паломники посещают его и сегодня.
Местонахождение иконы
В период Первой мировой войны святой лик переместили в Москву. Некоторое время Жировицкая икона находилась в столице России. И лишь в 20-х годах святыню вернули в родной храм. Сегодня икона Богородицы «Жировичская» находится в соборе, расположенном на территории Успенского Жировицкого монастыря (Гродненская область, Беларусь).
Официальная дата празднования чудотворного образа припадает на 20 мая.
Свято-Успенский Жировицкий монастырь
Собор на территории монастыря
Чудотворный образ Божией Матери в Соборе
Молитва Жировицкой иконе Богородицы
«О, Премилосердная Госпоже, Дево Богородице! Киима устнама прикоснуся ко святыни Твоей, или киими словесы исповем щедроты Твоя, людем являемыя: никтоже бо, притекаяй к Тебе, отходит тощ и не услышан. От юности моея взысках помощи и заступления Твоего, и николиже лишен бых милосердия Твоего. Зриши, Госпоже, скорби сердца моего и язвы души моея веси. И ныне, коленопреклоненн о предстоя пред пречистым Твоим образом, моления моя приношу Ти. Не лиши мя всесильнаго ходатайства Твоего в день скорби моея, и в день печали моея заступи мя. Тока слез моих не отврати, Владычице, и радости мое сердце исполни. Прибежище и предстательство буди мне, Милостивая, и света Твоего зарями ум мой просвети. И не токмо о себе молю Тя, но и о людех, притекающих к заступлению Твоему. Церковь Сына Твоего во благости соблюди, и огради ю от злокозненных наветов враг, возстающих на ню. Архипастырем нашим посли помощь Твою во апостольстве, и сохрани их здравы, долгоденствующи, право правящи слово истины Господни. Пастырем испроси у Бога Сына твоего ревность и бдение о душах врученнаго им стада словеснаго, и дух разума и благочестия, чистоты и правды божественныя им ниспосли. Испроси такожде, Владычице, у Господа властем предержащим и градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, всем же притекающим к Тебе дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве. Еще же молю Тя, Премилосердная, осени страну нашу кровом Твоея благостыни, и избави ю от бедствий стихийных, нашествия иноплеменников и междоусобных нестроений, да вси, живущии в ней, в любве и мире пребывающе, тихое и безмятежное житие поживут, и благ вечных молитвами Твоими унаследивше, возмогут купно с Тобою восхваляти Бога на небеси во веки. Аминь».
Нельзя использовать силу Жировицкой иконы Божией Матери против кого-то. Любая дурная мысль или просьба вернется к просящему. Будьте чистыми и открытыми в своих речах к Богоматери и Господу Богу.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Акафист Жировицкой Божьей Матери
Кондак 1
Избранной от всех родов Царица и Владычица похвальную песнь принесем, яко Ходатаица и Заступница семейства христианского. Ты ведь, яко благая, Предстательница перед Богом умоли Отпрыска Твоего и Господа нашего, даровать нам наследие удобств постоянных, да радующееся о тебе взываем: Возрадуйся, Пре милосердная Владычица, предстательствуй наше и все радостное заступление.
Икос 1
Архангел Гавриил, с небес посланный к тебе, Дева незапятнанная вещаем тебе: Возрадуйся, Благодатный Господь с Тобою! Мы ведь благодатью Божьею чрез тебя озарении, восхвалим тебя песнями сицевыми; Возрадуйся, пред избранная до этих веков Советом Божьим; Возрадуйся, Агница, родившая Агнца Божия, внемлющего грехи мира. Возрадуйся, сокровищнице спасения нашего, превысшая сил Ангельских; Возрадуйся, Отроковица пре непорочная и Матерь Света. Возрадуйся, горо несекомая, источник воды живые источившая. Возрадуйся, Раю цветоносный, Священное Древо жизни произрастившая. Возрадуйся, Бого обрадованная Мать, удовлетворенность небу и земли родившая; Возрадуйся, мощью Всевышнего осененная, Священный класс, Спасителя миру, прозябшая. Возрадуйся, Пре милосердная Владычица, предстательствуй наше и все радостное заступление.
Кондак 2
Видя верные чада Твоя в бедах житейских унывающие и поддержки небесные от Тебе требующие, Ты, Богоматерь, надежда христианам, удивительным действом на древе святые Твоею иконы насельником веси Жировицкия, исполнила еси готовностью и развлечением печальные сердца их, да все благодарственно вопиют в Тебе Всевышнему: Аллилуйя.
Икос 2
Умом, никак не уразумев секреты Удивительного действа в древе иконы Твоя, Богоматерь Пресвятая дева, скры болярин Солтан в ковчеге проявленный Тобою честнейший облик Твой. Твоя милость ведь, Дева Богоматерь, большим действом в этом ведь древе иконы сея образумила еси его, несомненно всегда узнаютт талант милосердия народам Тобою даруемый, и в развлечении возопиют: Возрадуйся, Кладезю неистощимую веселья; Возрадуйся, цвете духовитый несказанный лакомства. Возрадуйся, как древом существования, надежная религиозно услаждающая; Возрадуйся, состояние лёгкое абсолютно всем Усматривающим подавающая. Возрадуйся, благодати Твоею и милости заплутавшийых никак не лишающая: Возрадуйся, покровом Твоим абсолютно всех приливающих к иконе Твоей осеняющая. Возрадуйся, сообщу моления абсолютно всех тоскующих податливая; Возрадуйся, Матерь милосердия, нескудная. Возрадуйся, Пре милосердая Царица небесная, предстательствуй наше и всегда веселое заступленные.
Кондак 3
Мощью вразумления о явлении чудодейственной иконы Твоей просвещенный, позна болярин Солтан, что образ эта в отрада больным Тобою от бога ниспослана бысть, и, жалобно возносятся о неразумии собственном, воздвижении собора на участке действа данного, несомненно всегда общество, мольбы в нем Всевышнему вознося, отдают непрестанную о Тебе хвалу: Аллилуйя.
Икос 3
Имущий благосостояние милосердия неизреченное, никак не отверчь еси примышлением выбранных Твоих, в горести велицей настоящих. Когда, ибо собор, когда бе иконы Твоя честная, пламени предадеся, Твоя милость, Всеблагая, Утешительнице, сохраншееся с пламени неврождённою, еще обнаружила в камене около собора, пламенем сожженного. Люди ведь, узревши такое чудо природы, во спеша тебе хвалебное песнопение сицевое: Возрадуйся, Купино горящая, не опально в огни честнейший Твой облик сохранившая; Возрадуйся, скорбный народ Твоя чудотворная иконы никак не отнявшая. Возрадуйся, кровом крыла Твоего христиан покрывающая; Возрадуйся, предстательством Твоим святыни Твоя оберегающая. Возрадуйся, в камене честнейший Твой обличье еще явившая; Возрадуйся, вразумлением Твоим на камене религии стопы наша подтвердившая. Возрадуйся, словно стену неразрушимую нашего убежища Тебе стожаром; Возрадуйся, будто бы благо мощную Покровительницу Тя познахом. Возрадуйся, Пре милосердная Владычица, хлопоты наше и все радостное защита.
Кондак 4
Бурею влечений и обольщений одержимее вернии Твои, молящееся перед чудотворною иконою Твоею, спокойствие и искреннее ликование обретают. Твоя милость бо, Дева Истинная, христиан Проводница, справедливому дороги их наставлявши и суть существования земного познать способствуешь, несомненно все бог красною песнью восхваляют Творца, поющее Ему: Аллилуйя.
Икос 4
Слышавшие люди, будто бы оказанная Тобою образ задаром удивительных вещей переизбыточествует, с верою и чаяньем в сострадание Твое к ней притекают и изобилием щедрот Твоих обогатившееся, воспевают Ти похвалу такую: Возрадуйся, Мати милосердия, множество щедрот христианам изливающая; Радуйся, ликование целому свету приносящая. Возрадуйся, святое убежище преданных; Возрадуйся, Подательнице удобств постоянных. Возрадуйся, Усладителъница несчастий наших; Возрадуйся, сильное восстание абсолютно всех опустившихся. Возрадуйся, ослабевающих Заступнице и усиление; Возрадуйся, в мучениях наших присное удовольствие. Возрадуйся, Пре милосердная Владычице, хлопоты наше и все радостное защищение.
Кондак 5
Боготечней звезде, с восхода воссиявшей, сходственна существовала еси, Пресвятая Дева, когда в лучезарном блистании в виде супруги красы, неизреченные явился еси детям, указуя положение действа пречестная иконы Твоею, Прекрасно Тобою с пламени сохранённая. Никак не отняла еси и небольших этих Твоею благостыни, наставляя их о большом милосердии Твоем, несомненно, подражающее детям израилевым, восклицавшим Христу: Слава, воспоют о Тебе хвалу Господу. Аллилуйя.
Икос 5
Видевши необычное и славнейшее чудо природы иконою Твоею являемое, (пресвятая, когда девица некоторая Ира, в хвори сущая, подвигшися в почитание святыне Твоей, в пути умер, и когда иноцы инициирована совершать Порядок погребения ея перед иконою Твоею, воскресе, все люди с трепетом восклицали: Возрадуйся, Речь бытия плотью принесшая; Возрадуйся, мольбами Твоими бездушную невольницу Твою воскресившая. Возрадуйся, ковчеже бытия нашею, с потопа смертного нас сберегающая; Возрадуйся, рассудке пресветлый, лакомства бытия вечное изучение нам одаривающий. Возрадуйся, иконою Твоею родники удивительных вещей знаменитых нам являющая; Возрадуйся, бездну бесчеловечных обстоятельств с почитанием отгоняющая. Возрадуйся, знаменьями непонятными молящихся Ти ободряющая; Возрадуйся, матерними щедротами абсолютно всех прибегающих к Тебе наведывающаяся. Возрадуйся, Пре милосердная Владычица, хлопоты наше и все радостное защита.
Кондак 6
Проповедницы благостыни Твоею явившаяся все притекающии к цельбоносней иконе Твоей, Владычице. Никак не отверчь бо еси никого же с их, в теплей мольбе руце собственные к ней простирающих, несомненно, постигнув силу подарка чудесного Тобою в ней являемого, возопиют Господу признательную песня: Аллилуйя.
Икос 6
Воссиявшим лучам светозарным путь жития благо нравственного осеняющим, явися все честнейшая обитель Жировицкая, перед кровом святыни Твоея, Богоматери, сооруженная. Настоящий бо кров геройских поступков иноческих, и заведение божественного разумения молодым людям, озари землю Литовскую проблесками истинного бог ведения, несомненно все Тебе, разума Священного Насадительницу, тако воспоют в песнях достохвальных: Возрадуйся, Богородительнице освещение непостижимого; Возрадуйся, заре Небесного светила незаходимого. Возрадуйся, лествице, к небесам возводящая; Возрадуйся, глупых интеллектом Духовным умудряющая. Возрадуйся, заведение благочестия в государстве нашей Насадительница; Возрадуйся, в постижении учений Христовых умная Руководительница. Возрадуйся, душ преданных прекрасно питающая; Возрадуйся, верных млеком мудрости питающая. Возрадуйся, Пре милосердная Владычица, хлопоты наше и все радостное заступление.
Кондак 7
Хотящие воздать почитание иконе Твоей, многочисленным чудесам просиявшей, посещаху дом Жировицкую никак не лишь худороднее, однако и царие земнии, припадающее к Пречистому Твоему образу, Владычица, и, чающее с Тебе великие и богатые милости, приношу Ти песнь хвалебную и Богови воспеваю: Аллилуйя.
Икос 7
Дивное поистине примышление обнаружила еси. Владычица, правильным Твоим, когда бо дом Жировицкая похвально и давлением от православия отгорожена бысть, заступлением Твоим еще вдадимся людям православным. Этого для все правые религии поклонницы, притекли к пречистому Типу Твоему с увеселением во спеша: Возрадуйся, в печальных обстояниях прочное наше убежище; Возрадуйся, разыскивающим спасения спокойное жилище. Возрадуйся, с апостолы вероисповедания Христовы Насадительнице; Возрадуйся, глубины фразы Божия умная Преподавательнице. Возрадуйся, светильник Три солнечного Излучения, истиною нас освещающий; Возрадуйся, столпе жаркий, способ правые религии нам показующий. Радуйся, с неблаготворных теорий наше оберегание; Возрадуйся, душе вредных теорий афронт. Возрадуйся, Пре милосердная Владычица, хлопоты наше и все радостное заступление.
Кондак 8
Странная и славнейшая чудеса, да и только познаша в Тебе, Богоматери, верни Твои, будто бы не только иконою Твоею благоприятная таланты им являешь, однако и водам ключа, в участке действа Твоею иконы проистекшего, талант недуги исцелять подавши, несомненно все, большую и изобильную благосклонность, от Тебе воспринимая, воспоют хвалебную песнь Богови: Аллилуйя.
Икос 8
Все к покрову твоему прибегающие, никак не отступают с Тебе тощи и никак не услышаны; Твоя милость бо, Богоматери, горести матерния рядом кресте Отпрыска Твоего восприявшая, веси тяжесть скорбей наших. Посему к Тебе, Мати, в горести искушенней, будто бы общины горести и мучений Отпрыска Твоего, такой упрашиваем: Возрадуйся, ненадеянным надеяниям; Возрадуйся, печальных удовольствие. Возрадуйся, грусти наша утоляющая; Возрадуйся, целому свету удовольствие дарующая. Возрадуйся, в бедах настоящим руку поддержки вскоре подувающая; Возрадуйся, матернюю чувство и сострадание нам являющая. Возрадуйся, Твоими мольбами перед Всевышним наша Ходатайка; Возрадуйся, в напастях превеликая защитнице. Возрадуйся, Пре милосердная Владычица, прошение наше и все радостная защита.