Преподобный Лаврентий Черниговский о нашем времени и грядущем антихристе


Прп. Лаврентий (Проскура)

Лаврентий Черниговский
(1868 — 1950), схиархимандрит, преподобный Память 29 декабря и в Соборе Черниговских святых

В миру Лука Евсеевич Проскура, родился в 1868 году в селе Карыльском Кролевецкого уезда Черниговской губернии. Отец и мать были глубоко религиозные люди и детей воспитывали в вере в Бога. Семья жила бедно.

Учился в начальной земской школе, был очень способным. В 13 лет он окончил школу и был оставлен помощником учителя.

С детских лет регулярно ходил в церковь, имел прекрасный слух, пел в церковном хоре. Однажды в Коропе он познакомился с бывшим регентом императорского хора, уроженцем этих мест, который сразу оценил способности юноши и стал обучать его регентскому искусству. В Коропе он провёл около года и освоил игру на скрипке. По возвращении домой стал регентом сельского хора.

Чтобы помочь семье, обучился шитью и начал зарабатывать своим трудом. К 17 годам стал прекрасным портным, так что заказчиков у него было всегда много. В это время скончалась его мать, и он решил уйти в монастырь, но старший брат Варфоломей настоял чтобы Лука не покидал семью, и тот смирился с волей брата.

Со своим другом юности Симеоном Лука ходил пешком в Киев к отцу Ионе, чтобы он благословил получить духовное образование. Но отец Иона сказал им: «Ваша семинария при вас

» — и не благословил. Затем вместе с тем же Симеоном Лука отправился на Афон где, после настойчивых просьб, был принят в братию одного из монастырей. Но один из афонских старцев потом сказал ему: «
Езжай в Россию, ты там нужен будешь
,» после чего Лука вернулся домой.

Вскоре молодого талантливого регента пригласили управлять хором Рыхловского Никольского монастыря. Пение в Рыхловском монастыре стало привлекать не только молящихся, зачастую регенты из других мест специально приезжали послушать хор, который приобрел немалую известность. На хор обратил внимание и епископ Черниговский Антоний (Соколов), который велел настоятелю Рыхловского монастыря направить регента Луку в Черниговский Троицкий архиерейский дом для управления хором.

Приблизительно в 1905 году Лука переехал в Чернигов на место нового служения. В 1912 году был пострижен в монашество с именем Лаврентий. В 1914 году был рукоположен во иеродиакона, а в 1916 году — во иеромонаха.

Прп. Лаврентий Черниговский

В 1923 году в Киеве был тайно пострижен в схиму лаврским схиигуменом Гавриилом. До самого закрытия Черниговского Троицкого монастыря в первой половине 1920-х годов неизменно был регентом хора, уставщиком и ведал монастырским книгохранилищем.
Был строгим последователем православного вероисповедания. Постепенно его возрастал авторитет как духовника высокой жизни. К нему стремились и простые люди, и черниговская интеллигенция, и приезжие. Его любвеобилие, дар рассудительности, дар прозрения привлекали не только мирян, но и многих духовных лиц. Его суждение весьма дорожили Черниговские епископы.

Когда закрыли монастырь, отец Лаврентий поселился в маленьком убогом домике. Богослужения совершал в небольшом Ильининском храме. В 1928 году по определению экзарха Украины митрополита Михаила был возведен в сан архимандрита.

После 20 лет служения в Ильинском храме, эта церковь также была закрыта. Лишенный возможности прославлять Бога песнопением в храме, отец Лаврентий никогда не оставлял положенного правила церковной молитвы. Он бережно сохранял он богослужебные книги и обширную нотную библиотеку, а на вопрос: «Разве ноты еще понадобятся

?» — неизменно отвечал: «
Конечно, будем еще читать и петь

Во время Великой Отечественной войны, в период немецкой оккупации Чернигова, было разрешено открыть Троице-Ильинскую обитель. По зову старца собрались послушницы, просто верующие люди, и обитель была вскоре возрождена. Отец Лаврентий вернулся на место регента. Если обычно дирижируют, стоя лицом к хористам и спиной к иконостасу (если хоры устроены в западной части храма), но отец Лаврентий всегда обращен был лицом к алтарю, а певчие располагались симметрично полукругом по обе стороны от него.

Преставился 19 января 1950 года.

Икона преподобного Лаврентия Черниговского

Почитание

Чин погребения возглавлял епископ Черниговский Иаков. По решению владыки местом упокоения была определена усыпальница под Троицким собором, где покоились семь архиереев. До повторного закрытия монастыря в сентябре 1962 года в храме регулярно совершались панихиды по почившему.

В июле 1993 года Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви был причислен к лику святых в чине преподобного. В августе того же года последовало обретение его мощей [1].

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имя преподобного Лаврентия Черниговского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания [2].

Молитвословия

Тропарь, глас 4

От ю́ности Христа́ возлюби́л еси́,/ и Тому́ те́сным путе́м после́дуя,/ сосу́д избра́н Ду́ха Свята́го бы́в,/ да́р чудотворе́ния и прозре́ния восприи́м:/ сего́ ра́ди в невече́рнем све́те Пресвяты́я Тро́ицы при́сно ра́дуяся,/ помина́й ча́д твои́х,// Лавре́нтие преподо́бне, о́тче на́ш.

Ин тропарь, глас 8

Дне́сь све́тло красу́ется гра́д Черни́гов,/ и торжеству́ет оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы,/ в не́й бо моли́твою и посто́м пребыва́я,/ и́ночествующим и ве́рным лю́дем ве́лий наста́вниче и ско́рый помо́щниче,/ и избра́нник пречу́дный Цари́цы Небе́сныя яви́лся еси́,/ я́ко звезда́ лучеза́рная в стране́ Росси́йстей,/ преподо́бне о́тче на́ш Лавре́нтие,// моли́ Человеколю́бца Бо́га спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4

Ми́р оста́вив, чистоту́ а́нгельскую стяжа́в/ и ми́рови любо́вию послужи́в,/ о́тче на́ш Лавре́нтие,/ по́мощь благода́тную с ве́рою приходя́щим оби́льно явля́я:/ те́мже и в преми́рная селе́ния досто́йно всели́вся,/ те́лом нетле́нным с на́ми пребыва́еши,/ утвержда́я на́с в правосла́вней ве́ре отце́в на́ших,/ душе́ю светоза́рною Пода́телю ми́ра мо́лишися// дарова́ти на́м ми́р и ве́лию ми́лость.

Ин кондак, глас 4

Возсия́л еси́, яко свети́льник лучеза́рный,/ услы́ша гла́с Цари́цы Небе́сныя,/ и после́довав невозвра́тно зо́ву Ея́./ Прише́л в оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы,/ иде́же Влады́чицы Богоро́дицы чудотво́рная ико́на,/ целому́дренно собра́в ста́до слове́сных ове́ц./ Не забу́ди и на́с, после́довавших ти́,/ и да изба́вит Госпо́дь гее́нны ве́чныя,/ соверша́ющих святу́ю па́мять твою́,// преподо́бне о́тче на́ш Лавре́нтие.

Пророчества Лаврентия

Почитания он заслужил своими деяниями. Ему приписывают некоторые прорицания, которые широко распространились в данных кругах. У него было свое видение ситуаций. С некоторыми из них можно спорить и не соглашаться. Но стоит помнить, что каждая информация может трактоваться по разному и не может восприниматься как постулат.

Особенное мнение было у святого Лаврентия Черниговского об Украине. Он говорил, что существовала Русь, а не Украина. Ее отдельное существование без России немыслимо, что обязательно приведет к ее разрушению. Крещение также проводилось всей Киевской Руси, а не ее отдельной части. Часть земли, которую поляки завоевали, отдали в аренду.

Название Малороссия им не нравилось и поэтому ее начали называть окраиной. Через некоторое время узаконили, как Украина. Основной смысл заключается сего послания в том, что земли бывшей Руси должны всегда быть вместе. Только такое сочетание поможет им достичь максимального развития и процветания.

Использованные материалы

  • Страница сайта Киевского Феодосие-Черниговского прихода:
  • Житие в календаре на портале Православие.RU
    :
  • Страница сайта Дортмундского Свято-Троицкого прихода Московского Патриархата:
  • (использованы молитвословия)

[1] Согласно — прославление состоялось 9/22 августа. Вероятно это день обретения мощей.

[2] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых

, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви, .

Венок на могилку Батюшки Лаврентия. Вечной памяти отца архимандрита Лаврентия (Постникова)!

От Редакции: Так получилось, что в связи со всей этой плано-ковидной истерией прошло почти никем не замеченное отшествие ко Господу одного из самых значимых старцев Троице-Сергиевой Лавры — Архимандрита Лаврентия (Постникова)! Признаться, есть и вина самой Редакции в том, что мы не выставили данный материал ранее, сразу после кончины Старца: автор прислал нам его очень вовремя — но мы, будучи в «запарке» из-за известных событий, убрали его в далекий, как говорят журналисты, «загон». Сейчас мы исправляем ошибку, и эта публикация — дань уважения нашему глубоко уважаемому и почившему о. Лаврентию…

Кроме того, материал об этом Старце необходимо было бы непременно поставить еще и по той причине, что он, как нам было известно, ВСЕГДА и НАСТОЙЧИВО выступал против принятия людьми документов, «номеров» и карточек! И в этом смысле, был, своего рода, «знаменем» для практически всего старшего поколения насельников Лавры! О младшем — мы просто, увы, промолчим…

+ + +

БЛАЖЕННА ТА ОБИТЕЛЬ, ГДЕ ЕСТЬ СТАРЕЦ,

НА НЕЕ ПРИВЛЕКАЕТСЯ ОСОБАЯ БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ…

ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ

8 мая 2022 года отошел ко Господу один из старейших и авторитетнейших насельников Троице-Сергиевой Лавры Отец Архимандрит Лаврентий (Постников). 16 июня Святая Лавра и духовные чада Батюшки о. После ухода в вечность Отцов Кирилла (Павлова) и Наума (Байбородина) это был третий по духовной значимости Старец Лавры, имевший за своими плечами громадный духовный стаж монашеской лаврской жизни и являющийся одним из образцов отечественного российского духовнического монашеского делания.

Мне посчастливилось значительное время видеть и знать этого святого старца, слышать его спасительные проповеди и наставления, и слышать его необыкновенное пение. Православный народ называл отца Лаврентия «Батюшка-утешитель». Он никогда не отказывал никому в приходящем к нему лично за советом и просьбой, никогда не позволил возгордиться тем, что он якобы такой почтенный старец и не может по занятости принимать вопрощающих.

Наоборот, старец Лаврентий порицал тех так называемых «старцев», а точнее стариков, которые не по разуму и не по совести, кичась своим мнимым величием, отталкивали от себя, а вернее от Бога, всех, кто пытался найти у них помощь и совет.

С батюшкой Лаврентием я познакомился через другого духоносного и очень известного старца России – отца архимандрита Петра (Кучминского).

Отец Петр в последние 50 с лишним лет проживал в Сергиеве-Посаде, в собственном доме, но в 60-е годы прошлого века учился в Московской Духовной Семинарии и был в те годы рясофорным насельником Троице-Сергиевой, а также с 1990 по 2003 состоял в сане игумена в штате духовников Обители Преподобного Сергия , принимавших исповедь у народа в Иоанно-Предтеченском храме Лавры.

Отец Лаврентий (Постников) и отец Петр (Кучминский) шли бок о бок с тех самых 60-ых годов 20 века как самые близкие братья по вере и духу. Отец Лаврентий личный духовник отца Петра, хотя и моложе его по возрасту на 5 лет.

Оба старца вышли из многодетных бедных крестьянских семей. Прошли самые тяжкие тяготы голодной предвоенной и послевоенной жизни и гонений на церковь в советское время. Оба были с детства приучены к тяжелому крестьянскому труду и к православной вере. Оба с детства прислуживали в храме и знали с ранних лет весь круг церковного богослужения. Оба служили в армии в послевоенное время. Оба в молодости имели в духовных авторитетах местночтимых Святых – отец Петр окормлялся у Блаженной Валентины Минской, а отец Лаврентий – у Блаженной Матери Анны Нижегородской.

Отец Петр и отец Лаврентий дружно делили одну келью в Лавре, когда о. Петр был рясофорным послушником, а о. Лаврентий уже иеродиаконом. Оба имели радость общения с Лаврскими духовниками — самыми великими святыми отцами Святой Обители в советское время – преподобным Кириллом (Павловым) и Тихоном (Агриковым). Оба были безстрашными великолепными проповедниками Святаго Евангелия и привели к Богу множество народа. Оба смиренно, кротко и твердо претерпевали все издевательства безбожной власти, но никогда не посмели усомниться в правильности выбранном пастырском православном подвиге.

Самое близкое соприкосновение с отцом Лаврентием я имел в скорбные дни отшествия отца Петра ко Господу 20 марта 2016 года. 89 –летний Отец Петр умирал в своем доме, съехались проститься десятки его чад, и, конечно, не мог не прийти проводить своего собрата его духовник, отец архимандрит Лаврентий. Я хорошо помню их последнюю встречу 19 марта, когда беспомощного и не говорящего уже старца Петра, с просматривающимся черепом, на коляске вывезли к отцу Лаврентию. Братья обнялись и расплакались. Отец Лаврентий все спрашивал у батюшки: «Тебе легко сидеть и меня слушать, тебе не больно, ты все слышишь?» И отец Петр ясно и четко кивал головой на все реплики батюшки Лаврентия. Старче Лаврентий успокаивал и назидал отца Петра перед вступлением в вечность. Говорил ему—вот ты отойдешь, а потом и я. Вместе с тобой на одном нашем кладбище монастырском будем лежать костями. Будем молиться Господу, чтобы он нас помиловал и поселил рядом, как когда-то, в Лавре жили в одной келье. Ты и я смерти не боимся – мы с тобой боимся немилости Божией.

На все реплики своего собрата и духовника Лаврентия умирающий отец Петр четко и ясно кивал головой, не рыдал, не кричал, а стоически, молитвенно внимал всему, что говорил его авторитетный сотоварищ и наставник, отец Лаврентий вопросил батюшку Петра – брате, спеть тебе напоследок ? И на доброе кивание головой умирающего старца Петра, отче Лаврентий сочно и величаво затянул свое на весь мир знаменитое «Житейское море — играет волнами». Все замерли и прослезились.

Потом, старцы остались одни для последнего исповедания умирающего отца Петра перед отходом в вечность.

21 марта отец Петр блаженно почил в своей келье в доме № 21 (!) по ул. Пушкарская — Града Сергиева Посада, а 23 марта, в третий день, отец Лаврентий возглавил отпевание в сослужении 25 священников новопреставленного отца архимандрита Петра (Кучминского) на монастырско-кладбищенском подворье Троице-Сергиевой Лавры в Храме Спаса Нерукотворного в селе Деулино.

На фото слева: могилка отца Петра на Деулинском кладбище.

В последующие поминальные дни, до 40 дней, до 1 года, и почти все последующие памятные дни Ангела Отца Петра 12 июля, и дни его рождения – 21 марта Отец Лаврентий посещал могилку своего собрата на Деулинском кладбище и в его доме, на поминальных трапезах.

Мы, чада батюшки Петра, старались трепетно внимать каждому слову отца Лаврентия, когда он вспоминал о своем собрате, отце Петре, о своей жизни до войны и после войны, о своих духовниках и о насельничестве в Троице-Сергиевой, о нашем времени и последних временах.

Это были удивительные речи и проповеди настоящего лаврского монаха-старца, одного из последних живых старцев нашего времени.

Как-то на таких встречах отца Лаврентия Батюшка, на вопрос — как жить теперь в наше время, в последнее время? — услышали очень простой и верный ответ: «Жить по Евангелию. По Христу. А в помощь этой жизни по Христу – Святоотеческое Предание. Высказывание, поучения и советы Святых Отцов. Вот один из самых простых и боговоплощенных советов Преподобного Отца Амвросия Оптинского : «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Вот так, по-простому, по Евангельски, и по Божьему и живите«.

Говоря о нашей жизни, очень сетовал отец Лаврентий насчет того, как наша жизнь стала безчестной, безстыдной и антибожией. Не мог он смиряться с тем, как блудно и аморально живет антисемейной жизнью нынешняя молодежь. «Что такое гражданский брак? Это – похабные случки, где мужики и бабы – кобели и сучки, а не боговенчанные муж и жена. Такое и потомство похабное они произведут без Бога», —

возмущался старец.

Однажды, я явился свидетелем, как на всенощеной елепомазывал народ отец Лаврентий в Лаврском Успенском Соборе в конце 2000-ых годов. К нему по очереди, после приложения к иконе подходит, так бы сказать, дама, без косынки, с оголенном до безобразия декольте и в похотливо обтягивающих со всех сторон джинсах. Я шел впереди нее, и специально после того, как батюшка меня помазал елеем, я решил остановиться и посмотреть реакцию батюшки на подход этой полуголенной и обтянутой дамы к нему, в Святом Храме, на елепомазние. Я увидел, как отец Лаврентий демонстративно и пристально осмотрел эту женщину снизу вверх, и очень деликатно, но твердо, мановением руки указал ей на сторону со словами: «Оденьтесь, как следует, ведь в храм пришли». И все, и не стал ее помазывать.

Очень его огорчало, как резко уже в наше,

свободное время, сократилось отечественное паломничество в Лавру.
«Сейчас по Лавре, как правило, только китайцы ходят. А раньше?! Все Лаврские храмы в советское время в 60-80-е годы были народом битком забиты! Мы, монахи-служащие, пройти свободно не могли от притвора к алтарю! Не могли – народ православный стоял на службах плечом к плечу, как на фронте».
На наши вопросы к батюшке – не страшно было в советское время быть монахом-священником в Лавре – сразу был твердый ответ: «Никогда

.
Лавра в советское время была особым предметом нападения от сатаны через своих слуг, партийцев, комсомольцев, провокаторов и бесноватых. Мы знали, что на нас могут донести всякую грязь, чтобы выселить нас и посадить. Мы знали, что под видом богомольцев в лаврские храмы ходят гебисты, провокаторы, сознательные бесноватые с красными билетами. Помню, как однажды, уже в сане игумена, в 70-е годы, выхожу на амвон для Причастия с чашей. И только начинаю причащать, вдруг один мужичок подскаивает и бросает в Чашу с Кровью и Плотью Христа что-то металлическое, и быстро убегает к выходу. А нам и наместник Иероним, и патриарх Пимен, и отец Кирилл всегда говорили, если что-то в Чашу бросят, тут же разворачиваетесь, и аккуратно, чтобы не расплескать Причастие, идете в Алтарь, аккуратно вытаскиваете брошенное —как правило это были гвоздь, гайка – и выпиваете все Причастие сами, потом вновь по новому служите, набираете и освящаете Дары, и выходите вновь на Причастие к народу. Вот так мы и делали. Не боялись сатаны«.
Очень тепло и трогательно отец Лаврентий рассказывал о своих великих духовниках Лавры – Отце Кирилле (Павлове) и Отце Тихоне (Агрикове). «Господь послал нам в Лавру своих защитников –Отца Кирилла и Отца Тихона. Таких как они, конечно, больше не будет. Это – настоящие преподобные отцы, не боящиеся никого и ничего, кроме греха и немилости Божия. И очень любвеобильны. Не посмели никогда никого оскорбить или унизить. Прозорливцы святые. Терпели все буквально, все напасти и несправедливости, но грозно молитвой отгоняли сатану. Ведь на отца Тихона постоянно нападали кликуши — бесноватые. Где бы он ни был – на него враг рода человеческого посылал своих слуг! И он не боялся их. Укладывал их на землю мановением руки, держа впереди сатаны Святой крест».

На вопрос о наших временах, старец Лаврентий отвечал: «То время было гонимым, страшным, внешне, да, безбожным, но спасительным, радостно-укрепляющим и настоящим духовным. Понимаете, советская власть с ее безбожием дала нашей Святой Церкви целый сонм новомучеников и исповедников, настоящих блаженных, юродивых, наших современных защитников, о которых о появлении сейчас, как мне видится, говорить не приходится. Тогда, в гонение, был настоящий духовный расцвет нашей веры и церкви. Мы, по-настоящему, были со Христом, с Его Матерью, не боялись ничего, не боялись умереть за Него, за Христа. Сейчас—внешний расцвет Церкви и как бы отсутствие такого ярого внешнего гонения на церковь и веру, но вот внутреннее состояние и внешнее поведение нашего народа требует желать намного-намного лучшего».

Вот такие были незабываемые светлые моменты общения с настоящим святым лаврским старцем Лаврентием, который отошел в своей родной Лаврской обители, в Светлые Пасхальные Сорокодневные Дни, отошел в «обители небесные праведные», где «несть ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

Теперь и Отче Лаврентий (Постников), и Отче Петр (Кучминский), как они и предрекали, покоятся на одном монастырском Лаврском кладбище в Деулино, вместе с другими своими знаменитыми духоносными братьями-монахами.

Вечная им память! Вечная память Отцу Архимандриту Лаврентию (Постникову) — ревностному и верному сыну Святой Русской Церкви Православной!

Владимир Николаев,

Июнь 2022 года

+ + +

От Редакции:

Лука-регент

Однако вскоре Лука стал регентом и захотел уйти послушником в монастырь, но его старший брат попросил не бросать их. Вместе со своим другом Симеоном он побывал в Киеве у отца Ионы, на Афоне и в Палестине. Симеона приняли в братию Афонского монастыря, а Луку отправили обратно в Россию, потому что там он был нужнее.

В 1912 году, когда Луке было 45 лет, он был пострижен в монахи с именем Лаврентий. Потом прошло два года, и он стал иеродиаконом, еще через два — иеромонахом. В 1928 году его тайно посвятили в сан архимандрита.

После революции он, подобно Киево-Печерским преподобным святым Антонию и Феодосию, принял на себя подвиг пещерного жития, выкопав в Чернигове в Болдинской горе рядом с Троицким монастырем пещеры, которые стали называться Лаврентиевыми. Рядом были Алипиевы пещеры, над которыми потрудился игумен Алипий. Отец Лаврентий открыл игумену Алипию мученическую смерть, позже его действительно убили безбожники в селе Ульяновка Сумской области.

Когда случился обновленческий раскол, отец Лаврентий поддержал Патриарха Тихона. Непримиримой была его позиция и по отношению РПЦ за рубежом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: