Молитва Шахарит. Утренние благословения
Служение Всевышнему начинается сразу после пробуждения. Вслед за утренними благословениями следует описание службы, которая проходила в иерусалимском Храме. После этого молящийся читает список правил, согласно которым принято изучать и комментировать тексты Торы.
После пробуждения произносят:
Благодарю Тебя, Царь живой и сущий, за то, что Ты по милости Своей возвратил мне мою душу. Велика моя вера в Тебя.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который освятил нас заповедями Своими и повелел нам омывать руки.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который по мудрости создал человека и сотворил в нем многочисленные отверстия и полости. Открыто и известно престолу славы Твоей, что если бы отворилось одно из них или замкнулось одно из них, нельзя было бы существовать и устоять перед Тобою ни часа. Благословен Ты, Господь, излечивающий все живое и творящий чудеса.
Бог мой! Душа, которую Ты дал мне, чиста она! Ты сотворил ее, Ты создал ее, Ты вдохнул ее в меня, и Ты хранишь ее во мне, и Ты заберешь ее у меня и вернешь мне ее в будущем. Все время, пока душа во мне, я благодарю Тебя, Господь, Бог мой и Бог отцов моих, Владыка всех творений, Господин всех душ. Благословен Ты, Господь, возвращающий души мертвым.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который освятил нас заповедями Своими и повелел нам произносит речи Торы.
Сделай так, Господь, чтобы речи Торы Твоей были усладой в наших устах и в устах народа Твоего, Дома Израиля. Все мы, и наши потомки, и потомки народа Твоего, Дома Израиля, познаем имя Твое и бескорыстно изучать будем Тору Твою. Благословен Ты, Господь, обучающий Торе народ Свой, Израиль!
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который избрал нас из среды народов и дал нам Тору Свою. Благословен Ты, Господь, дающий Тору!
Да благословит тебя Господь и сохранит тебя. Да прояснит Господь лицо Свое для тебя и помилует тебя. Да обратит Господь лицо Свое к тебе и даст тебе мир.
Вот добрые дела, для которых не установлено ограничений: оставлять недожатый край поля для бедных, приносить в Храм плоды первого урожая, жертвовать дары во время прихода в Храм, заниматься благотворительностью и изучать Тору.
Вот добрые дела, плоды которых человек вкушает в этом мире, но сами они остаются для мира грядущего, а именно: почитание отца и матери, благотворительность, ранний приход в учебный дом утром и вечером, гостеприимство и посещение больных, помощь бедным невестам в устройстве свадьбы, проводы умершего, сосредоточенность при молитве и установление мира между человеком и его ближним. Однако изучение Торы равноценно всем им.
Надевая цицит, произносят
: Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который освятил нас заповедями Своими и дал нам заповедь о цицит.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который дал петуху способность отличать день от ночи.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, не сотворивший меня иноверцем.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, не сотворивший меня рабом.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, не сотворивший меня женщиной.
Женщины говорят:
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, создавший меня по воле Своей!
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, открывающий глаза слепым.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, одевающий нагих!
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освобождающий узников от оков.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, распрямляющий согбенных.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, возвышающий сушу над водами.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, создавший для меня все необходимое.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, направляющий шаги человека.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, препоясывающий народ Израиля великолепием.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, венчающий народ Израиля славою.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, дающий силы уставшему.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, отводящий сон от глаз моих и дремоту от век моих.
И да будет воля Твоя, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, на то, чтобы приучать нас к Торе Твоей и вселять в нас верность заповедям Твоим. И не вводи нас ни в грех, ни в преступление, ни в злодеяния, ни в искушение, ни в позор. Да не возьмет над нами верх злое начало. И отдаляй нас от плохого человека и от дурного товарища. И привлекай нас к доброму началу и к добрым делам. И заставь начало наше покориться Тебе. И дай нам в этот день и во всякий день обрести благосклонность, милость и милосердие в Твоих глазах и в глазах всех видящих нас. И воздай нам любовью благодатной. Благословен Ты, Господь, воздающий благодеяниями добрыми народу Своему, Израилю!
Да будет угодно Тебе, Господь, Бог мой и Бог отцов моих, оберегать меня сегодня и впредь от дерзких людей и от дерзости, от человека дурного и от товарища плохого, и от соседа злого, и от несчастного случая, и от смертельного врага, от тяжелого суда и неуступчивого истца, как еврея, так и нееврея.
Как прекрасны шатры твои, Яаков, жилища твои, Израиль! И я, по великой Твоей милости, вхожу в дом Твой, в трепете преклоняюсь Святилищу Твоему. Господь, люблю я обитель дома Твоего и место пребывания Славы Твоей. Поклонюсь я и склонюсь, преклоню колена перед Господом, Творцом моим. Молитва же моя к Тебе, Господь, пусть придется на время благоволения. Бог, в великой милости Твоей ответь мне истинным Твоим спасением.
Облачение в талит
Благослови, душа моя, Господа! Господь, Бог мой, безгранично величие Твое, в сияние и великолепие облекся Ты. Окутан светом, словно плащом, простираешь небеса, подобно пологу.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший закутываться в цицит.
Как драгоценна милость Твоя, Бог! Сыны человеческие обретают защиту под сенью крыльев Твоих. Они насыщаются тучными яствами Дома Твоего, из потока Твоих услад Ты даешь им испить. Ибо у Тебя источник жизни, в свете Твоем мы видим свет. Устреми же милость Твою к знающим Тебя и справедливость Твою — к тем, кто прям сердцем.
Возложение тфиллин
Перед тем, как возложить тфиллин на руку, произносят:
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который освятил нас заповедями Своими и повелел нам возлагать тфиллин!
Возлагая тфиллин на голову, произносят:
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который освятил нас заповедями Своими и дал нам заповедь о тфиллин!
Вслед за этим произносят:
Благословенно имя славного царства Его во веки веков!
Трижды обвивая средний палец ремнем тфиллин, произносят:
И обручу тебя Мне навеки, и обручу тебя Мне в правде и правосудии, в милости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и познаешь ты Господа.
Властелин Вселенной, Который царствовал еще до сотворения мира, с момента сотворения мира Его начали называть Царем. И после конца света Он, Грозный, один останется Царем. Ведь Он был, Он есть, и Он пребудет вечно в Своем великолепии. Он Один, и нет другого, способного сравниться бы с Ним. Нет Ему ни начала, ни конца, у Него сила и власть. Он — Бог мой и живой Избавитель, оплот судьбы моей в час беды. Он — знамя мое и прибежище, убежище и чаша моя в день, когда к Нему взываю. Руке Его я вручаю душу свою перед сном и по пробуждении, а вместе с душой — тело мое. Господь со мной, и я не убоюсь.
Тринадцать основ веры
Будь возвеличен, Бог вечно живой, и прославляем! Он сущ, и нет предела Его существованию. Он Един, и нет других, которые были бы так едины. Он скрыт, единству его нет предела. Нет у Него телесного подобия и нет никакой телесности. Ни с чем не сравнима Его святость. Он предшествовал всему, что сотворено. Он первый, и нет начала у Его начала. Он Господин мира, и всему сотворенному показывает Он величие Свое и царскую власть. Щедро наделил пророчеством Своим избранных, во славу Себе. Не было больше в Израиле пророка, подобного Моше, который видел ясно образ Его. Истинное учение дал Бог народу Своему через Своего пророка, верного слугу в Доме Его. Никогда не изменит и не заменит Бог Закон Свой другим законом. Он предвидит и знает тайны наши, знает заранее, чем завершится дело. Вознаграждает благочестивого согласно заслугам его, дает злодею наказание по злодейству его. В конце дней Он пошлет Машиаха, чтобы искупить ждущих от Него окончательного спасения. Мертвых воскресит Бог по великой милости Своей. Благословенно навечно прославленное имя Его!
Бог наш и Бог отцов наших, вспомни о нас благосклонно и обратись к нам с превечных небесных высот, даруя спасение и милость, и вспомни для блага нашего, Господи, Бог наш, любовь к Тебе праотцов — Авраама, Ицхака и Израиля, рабов Твоих, и Завет Свой, и милость Свою, и клятву, которую Ты дал Аврааму, отцу нашему, на горе Мория. И вспомни о том, как связал Он сына Своего Ицхака и возложил на жертвенник. Как написано в Торе твоей:
«И было после этих событий: Бог испытал Авраама. И сказал Он ему: “Авраам!” И сказал он: “Вот я.” И сказал Он: “Возьми же сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака, и пойди в землю Мория, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, о которой скажу тебе”. И поднялся Авраам рано утром, и оседлал осла своего, и взял он двух отроков своих с собою, и Ицхака, сына своего, и наколол дров для всесожжения, и встал, и пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день поднял Авраам свои глаза и увидел это место издалека. И сказал Авраам своим отрокам: “Сидите здесь с ослом, мы же с отроком пойдем туда, и поклонимся и возвратимся к вам”. И взял Авраам дрова для всесожжения и возложил на Ицхака, сына своего, и взял в руку свою огонь и нож. И пошли они оба вместе. И сказал Ицхак Аврааму, своему отцу, говоря: “Отец мой”! И сказал он: “Вот я, сын мой”! И сказал он: “Вот огонь и дрова, — где же агнец для всесожжения?” И сказал Авраам: “Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой”. И шли они оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог. И построил там Авраам жертвенник, и разложил он дрова, и связал Ицхака, сына своего, и положил его на жертвенник поверх дров. И протянул Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. И воззвал к нему ангел Господень с небес и сказал: “Авраам, Авраам”! И сказал он: “Вот я”. И сказал: “Не простирай руки твоей к отроку, и не делай ему ничего. Ибо теперь узнал Я, что боишься ты Бога, — и не спрятал ты сына твоего, единственного твоего от Меня”. И поднял Авраам глаза свои после того и увидел: и вот баран запутался в заросли рогами своими. И пошел Авраам и взял барана, и вознес он его во всесожжение вместо сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: “Господь усмотрит”! Как говорится по сей день: “На горе Господней увиден будет”. И воззвал ангел Господень к Аврааму во второй раз с небес, и сказал: “Мною клянусь, — говорит Господь, — за то, что ты сделал такое и не сокрыл сына твоего, единственного твоего, Я благословлю, благословлю тебя и умножу, умножу потомство твое, как звезды небесные и как песок на морском берегу, и овладеет потомство твое вратами своих врагов. И благословятся в твоем потомстве все племена земли, за то, что ты послушался голоса Моего”. И возвратился Авраам к отрокам своим, и поднялись они и пошли вместе в Беэр-Шеву, и обитал Авраам в Беэр-Шеве».
Властелин мира! Подобно тому, как Авраам, отец наш, преодолел свое милосердие, чтобы исполнить от всего сердца волю Твою, да преодолеет милосердие Твое гнев Твой, который направлен на нас. Да возобладает милосердие Твое над строгостью Твоей, и отнесись к нам, Господь, Бог наш, с любовью и состраданием. И по великой доброте Своей отврати Свой гнев от народа Своего, и от города Своего, и от страны Своей, и от наследия Своего. И исполни для нас, Господь, Бог наш, то, что обещал Ты нам в Торе Своей, записанной Моше, рабом Твоим, как сказано: «И вспомню Я союз Свой с Яаковом, и союз Свой с Ицхаком, и вспомню союз Свой с Авраамом, и вспомню о Земле Израиля».
Пусть всегда человек будет Богобоязненным, даже в одиночестве. Пусть признает истину и говорит правду в сердце своем. Пусть скажет, вставая рано утром:
Властелин всех миров! Не не праведность свою полагаемся мы, обращая к Тебе мольбы наши, а ради Твоего великого милосердия. Что есть мы, что наша жизнь, что наши добрые дела, что наша праведность, что наша помощь, что наша сила, что наше могущество? Что мы можем сказать пред Тобою, Бог наш и Бог отцов наших? Ведь все сильные — ничто пред Тобою, а мужей прославленных словно не было вовсе, и мудрецы подобны лишенным знания, и разумные — как лишенные разума. Ибо множество дел их кажется несущественным, а дни их жизни — суета пред Тобою, и преимущества у человека перед скотом нет, ибо все суета.
Однако мы — народ Твой, сыны Твоего завета, сыны Авраама, возлюбившего Тебя, которому Ты дал клятву на горе Мориа. Мы — потомки Ицхака, единственного его сына, который связанным был возложен на жертвенник. Мы — община Яакова, первенца Твоего, которого Ты в любви и радости назвал Израилем и Йешуруном.
Поэтому мы обязаны благодарить Тебя, и восхвалять Тебя, и прославлять Тебя, и благословлять, и провозглашать святость, и возвосить хвалу и благодареность Имени Твоему. Счастливы мы, как хороша доля наша и как желанна судьба наша, и как прекрасно наследие наше. Счастливы мы: поднимаясь и ложась, вечером и утром, возглашаем дважды каждый день:
Слушай, Израиль! Господь — Бог наш, Господь Один!
Благословенно имя славного царства Его во веки веков!
Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душою твоей, и всем существом твоим. И будут эти слова, которые Я заповедовал тебе сегодня, в сердце твоем, и повторяй их сыновьям твоим, и произноси их, сидя в доме твоем, находясь в дороге, ложась и вставая; и повяжи их как знак на руку твою, и будут они знаками над глазами твоими, и напиши их на дверных косяках дома твоего и на воротах твоих.
Ты был Таким же до сотворения мира, Ты Тот же после сотворения мира. Ты Такой же в этом мире, и Ты Такой же в мире грядущем. Освящай Имя Твое над освящающими Имя Твое, и освящай Имя Твое в мире Твоем, и спасением Твоим возвысь и вознеси достоинство наше. Благословен Ты, Господь, освящающий имя Свое среди многих!
Ты — Господь, Бог наш на небе и на земле, и в небесных высях. Воистину, Ты первый и Ты последний, и кроме Тебя нет Бога. Собери с четырех концов земли тех, кто надеется на Тебя, пусть постигнут и поймут все обитатели земли, что только Ты — Бог над всеми земными царствами. Ты создал небеса и землю, море и все, что в них.
Кто из всех созданных руками Твоими, среди высших или низших миров, может спросить Тебя: «Что Ты делаешь?» Отец наш небесный! Поступи с нами милосердно ради Имени Твоего великого, нареченного над нами, и исполни для нас, Господь, Бог наш, то, что написано: «В то время Я приведу вас, и в то время Я соберу вас, ибо Я дам вам имя и славу среди всех народов земли, возвращая пленников ваших пред глазами вашими, — говорит Господь».
И говорил Господь Моше так: «И сделаешь умывальник для омовения медный и подножие его медное для омовений, и поместишь его между шатром собрания и жертвенником, и нальей в него воды. И пусть омывают Аарон и сыны его из него руки свои и ноги свои. Перед тем, как войти в шатер собрания, пусть они омываются водой, чтобы им не умереть, перед тем, как пойти к жертвеннику для священнослужения, для воскурения огнепалимой жертвы Господу. И пусть омывают руки свои и ноги свои, чтобы им не умереть. И да будет это им законом вечным — ему и потомкам его для всех поколений их».
И говорил Господь Моше так: «Заповедай Аарону и сынам его следующее. Вот закон всесожжения: оно, всесожжение, на костре, на жертвеннике пусть будет всю ночь до утра, и огонь жертвенника пусть горит на нем. И пусть наденет священник свою льняную одежду и льняные штаны, и поднимет золу от всесожжения, которое сжег огонь на жертвеннике, и положит его возле жертвенника. И пусть снимет с себя одежды свои и наденет другие одежды, и вынесет золу в чистое место за пределы лагеря. А огонь на жертвеннике пусть горит, не угасая. И пусть сжигает на нем священник дрова по утрам и возлагает на него всесожжение. И воскурит он на нем жир мирных жертв за благополучие. Огонь постоянный пусть горит на жертвеннике, не угасая».
Да будет воля Твоя, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы Ты сжалился над нами и простил нам все грехи наши, и искупил все прегрешения наши, и чтобы Ты извинил нам все проступки наши. И чтобы вновь был отстроен Храм вскоре, во дни наши, и мы будем приносить перед Тобой постоянную жертву во искупление наше, как Ты предписал нам в Торе Твоей, записанной Моше, рабом Твоим из уст Твоих, Высокочтимый, как сказано:
И говорил Господь Моше так: «Прикажи сынам Израиля и скажи им: жертву Мою, хлеб Мой для возжиганий Моих, приятное благоухание для Меня, обязательно приносите Мне в свое время. И скажешь им: вот огнепалимая жертва, которую вы должны приносить Богу: овец годовалых без порока двух в день — во всесожжение постоянное. Одну овцу приноси утром, а другую овцу приноси под вечер, и приноси в мучной дар десятую часть эфы тонкой пшеничной муки, смешанной с четвертью ина взбитого елея. Это постоянное всесожжение, которое производилось у горы Синай, для благоухания приятного, в возжигание Господу. И при нем возлияние — четверть ина на одну овцу, в святилище совершай Мне возлияние крепкого вина. А другую овцу приноси под вечер, как утром — с мучным даром и возлиянием приноси, — возжигание, приятное благоухание Богу.»
И зарежет ее сбоку от жертвенника, на северной стороне, перед Господом, и окропят сыны Аарона, священники, кровью ее жертвенник кругом.
Да будет воля Твоя, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы эти слова были так же важны, желанны и приняты Тобой, как само ежедневное жертвоприношение, сделанное в нужный срок, в указанном месте и правильным образом.
Ты — Господь, Бог наш, перед Которым отцы наши воскуривали благовонные воскурения в то время, когда Храм еще существовал, как Ты повелел нам через Моше, пророка Твоего, как сказано в Торе Твоей:
И сказал Господь Моше: «Возьми себе благовония: смолу благовонную, и оникс, и хелбену, пряности, и левану чистой в равных пропорциях. И сделай из этого смесь для воскурения, изготовленную составителем смесей, смешанную в чистоте и святости. И истолки мелко часть ее, и положи часть ее перед Ковчегом Завета в шатре собрания, где буду Я являться тебе, совершенно святой да будет она для вас». И сказано: «И будет воскуривать на нем Аарон ароматные благовония. Каждое утро, когда оправляет светильники, пусть совершает воскурение. И когда Аарон возжигает светильники под вечер, пусть совершает воскурение, воскурение постоянное перед Господом, заповеданное всем поколениям вашим».
Учили мудрецы: как приготавливают смесь для воскурения? Весу в ней было 368 манэ:365 манэ по числу дней солнечного года, манэ ежедневно — половина утром и половина под вечер, и оставшиеся три манэ, из которых первосвященник вносил полную горсть в Святая Святых в Йом-Кипур, и которые он вновь клал в ступу накануне Йом-Кипур и тщательно растирал, превращая в тончайшую пудру. В этой смеси было одиннадцать видов благовоний, и вот они: смола благовонная и оникс, хелбена и левана — каждое вещество весом 70 манэ, мирра и кассий, стебли нарда и шафран — каждого по 16 манэ, кошта — 12 манэ, индийская корица — 3 манэ и обычная корица — 9 манэ. Кроме этого, мыло из каршины — 9 кавов, вино кипрское — 3 сеа и 3 кава, если нет кипрского вина, подойдет белое старое вино; соль Сдома — 1/4 кава и немного дымной травы. Рабби Натан из Вавилона говорит: туда входило также немного янтаря из долины Иордана. Примесь меда оскверняет весь состав. А если не додал одно из этих веществ, полагается смерть.
Рабан Шимон, сын Гамлиэля, говорит: смола благовонная — это не что иное, как смола, капающая из бальзамового дерева. Мыло из каршины — зачем оно нужно? Чтобы придать красоту ониксу, чтобы был он прекрасен. Кипрское вино зачем оно нужно? В нем вымачивали оникс, чтобы был крепче, а ведь вода из источника Раглаим также пригодна была 6ы, но не вносили ее в святилище ради приличия.
Рабби Натан говорит: растирая ароматные вещества, приговаривают: «Растирай хорошо, растирай хорошо!», потому что звучание голоса улучшает благовония. Если смесь приготовлена в половинном количестве, состав пригоден. Касательно трети или четверти количества — нам не известно. Сказал рабби Йегуда: вот общее правило — если пропорция соблюдена, годна и половина количества. А если не додал одно из этих веществ, полагается смерть.
Бар-Капара говорит: раз в 60 или 70 лет набиралась из остатков половина всего требуемого количества. И еще учил Бар-Калара: если б прибавили к составу чуточку меда, то человек не мог бы устоять перед его запахом. Почему же не примешивают к нему мед? Потому что Тора говорит: «Никакой закваски и никакого меда не воскуривайте на огне в жертву Господу».
3 раза:
Господь воинств с нами, Бог Яакова — крепость наша.
3 раза:
Господь воинств! Счастлив человек, полагающийся на Тебя.
3 раза:
3 раза: Господь, помоги! Царь да ответит нам в день, когда взываем мы.
Ты — укрытие мне, от врага Ты хранишь меня, песней избавления навек окружишь меня. И будет приятен Господу дар Иудеи и Иерусалима, как в дни давние и как в годы древние.
Аббайе описывал порядок повседневной службы в Храме согласно традиции и в соответствии с мнением Абы Шауля: укладка большой поленницы на жертвеннике производится до укладки второй поленницы для воскурения. Укладка второй поленницы для воскурения производится до укладки двух поленьев. Укладка двух поленьев предшествует очистке внутреннего жертвенника от золы. Очистка внутреннего жертвенника от пепла предшествует очистке пяти светильников. Очистка пяти светильников — кроплению кровью ежедневной жертвы. Кропление кровью ежедневной жертвы предшествует очистке двух светильников. Очистка двух светильников — воскурению благовоний. Воскурение благовоний предшествует сжиганию частей ежедневной жертвы. Сжигание частей ежедневной жертвы — мучному приношению минха. Минха предшествует дару, испеченному на сковороде. Дар, испеченный на сковороде, — возлиянию вина. Возлияние вина — дополнительным жертвам. Дополнительные жертвы — чашам с леваной. Чаши с леваной предшествуют предвечерней жертве, как сказано: «И разложит на на большом костре жертву всесожжения и сожжет на нем тук жертв мирных». Этим полностью завершаются все ежедневные жертвоприношения.
О, великой силой десницы Твоей освободи связанную путами.
Прими молитву народа Твоего, укрепи и очисти нас, о Грозный!
О Могучий! Храни провозглашающих единство Твое, как зеницу ока.
Благослови, очисти их и помилуй, одаряй их неизменно милостью Твоей.
Непоколебимый, Святой! По великой доброте Твоей направляй общину Твою!
Единственный, наивысший, обратись к народу Твоему, который помнит о святости Твоей.
Нашу мольбу прими и услышь наш крик, о Знающий тайное! Благословенно имя славы царства Его во веки веков!
Владыка миров! Ты повелел нам приносить ежедневную жертву в назначенное для нее время и быть коэнам на службе их, и левитам на хорах их, и народу — на месте их. А сейчас из-за наших грехов разрушен Храм, отменена ежедневное жертвоприношение, и нет у нас ни коэна на службе его, ни левита на хорах его, ни народа на месте его. Поэтому да будет воля Твоя, Господь наш и Бог отцов наших, чтобы молитва уст наших была зачтена, и принято, и желанна Тобой, как если бы мы принесли ежедневную жертву в срок ее, и на месте для нее, и по правилам для нее.
В новомесячье:
И в новомесячие ваше принесите всесожжение Богу: двух молодых быков, и одного барана, и семь годовалых овец, без порока. И три десятых эфы тонкой муки, замешанной на елее, — в мучной дар на одного быка. И две десятых эфы тонкой муки, замешанной на елее, в мучной дар на одного барана. И по одной десятой эфы тонкой муки, замешанной на елее, в мучной дар на каждую овцу. Это всесожжение, приятное благоухание, жертва огненная Богу. И возлияния к ним пол-ина вина на быка, и треть ина — на барана, и четверть ина — на овцу. Это всесожжение из месяца в месяц, во все месяцы года. И одного козла в очистительную жертву Богу — сверх постоянного всесожжения должно быть сделано это — и возлияние вина.
(1) Где было место принесения жертв? Наиболее святые жертвы закалывали на северной стороне от жертвенника. Тельца и козла Дня искупления закалывали на северной стороне и собирали их кровь в сосуд, предназначенный для служения, на северной стороне. Их кровью следовало совершить кропления между шестами, и на завесу, и на золотой жертвенник. Пропуск одного из кроплений делал жертвоприношение недействительным. Остатки крови священнослужитель выливал у основания внешнего жертвенника с запада. Однако если он этого не делал, жертвоприношение не признавалось недействительным.
(2) Сжигаемых тельцов закалывали на северной стороне, их кровь собирали в предназначенный для служения сосуд на северной стороне. Их кровью следовало окропить завесу и золотой жертвенник. Пропуск одного из окроплений делал недействительным все. Остатки крови священнослужитель выливал к основанию внешнего жертвенника с запада, но если он этого не сделал, все не становилось недействительным. Те и другие жертвы сжигались на месте, куда выносили золу.
(З) Очистительные жертвы от имени общины и частного лица, козлов, приносимых в новомесячия и в праздники, закалывали на северной стороне и кровь их собирали в предназначенный для служения сосуд на северной стороне. Их кровью следовало совершить четыре кропления на четыре рога жертвенника. Как это происходило? Священнослужитель поднимался по пандусу и, двигаясь по уступу, подходил к юго-восточному, северо-восточному, северо-западному и юго-западному выступам. Остатки крови он выливал к основанию жертвенника с юга. Мясо жертвенных животных, приготовленное в любом виде, ели священнослужители-мужчины внутри двора в день жертвоприношения и ночью до полуночи.
(4) Жертву всесожжения из числа самых святых жертв закалывали на северной стороне и собирали ее кровь в предназначенный для служения сосуд на северной стороне. Ее кровью следовало совершить два кропления на два противоположных выступа, что являло собой четыре. С жертвенного животного снимали кожу, разрезали его на части и предавали огню целиком.
(5) Мирные жертвы, которые приносились общиной, и жертвы, приносимые за провинности. К жертвам за провинности относятся: жертва за ограбление, жертва за пользование имуществом, посвященным Храму, жертва за помолвленную рабыню, жертва назорея, жертва прокаженного, повинная жертва сомневающегося, не требует ли совершенное им действие очистительной жертвы. Эти жертвы закалывали на северной стороне и кровь их собирали в предназначенный для служения сосуд на северной стороне. Их кровью необходимо было совершить два кропления, что являло собой четыре. Мясо жертвенных животных, приготовленное в любом виде, ели священнослужители-мужчины внутри двора в день жертвоприношения и ночью до полуночи.
(6) Благодарственная жертва и овен назорея относятся к менее святым жертвам, их закалывали в любой части двора. Их кровью следовало совершить два кропления, что являло собой четыре. Мясо жертвенных животных мог есть всякий в любой части города, приготовленным в любом виде, в день жертвоприношения и ночью до полуночи. Это относится также к частям, отдаваемым священнослужителям. Но эти части могли есть только священнослужители, их жены и дети, и рабы.
(7) Мирные жертвы относятся к менее святым жертвам, их закалывали в любой части двора. Их кровью следовало совершить два кропления, что являло собой четыре. Мясо жертвенных животных мог есть всякий в любой части города, приготовленным в любом виде, на протяжении двух дней и одной ночи. Это относится также к частям, выделенным для священнослужителей. Но выделенное могли есть только священнослужители, их жены и дети, и рабы.
(8) Первородный скот, десятина из скота и пасхальная жертва относятся к менее святым жертвам. Их закалывали в любой части двора. Их кровью следовало совершить одно кропление у основания жертвенника. Существовали различия в том, как ели мясо этих жертвенных животных: первородное из скота могут есть только священнослужители, а десятину из скота может есть всякий человек. Их едят в любой части города, приготовленными в любом виде, на протяжении двух дней и одной ночи. Но пасхальную жертву можно есть только ночью, только до полуночи, и только тем, для кого она предназначена, и только испеченную на огне.
Рабби Ишмаэль говорит: тринадцатью методами исследуется Тора. 1. «Легко и трудно». 2. Суждение, основанное на похожести слов или предложений. 3. «Главное строение» (вывод, основанный на одном или двух стихах Торы, установление прецедента). 4. От общего правила к частному. 5. От частного правила к общему. 6. Общее, частное и общее — судить следует по частному. 7. Общее, нуждающееся в частном, и частное — в общем. 8. Все, что подразумевалось общим утверждением и выделено особо для поучения с целью выявить новые данные, выделено не ради поучения лишь о самом себе, но и для уточнения этого общего. 9. Все, что подразумевалось общим, выделено особо для доказательства частного, аналогичного ему утверждения, выделено, чтобы облегчить, а не усложнить частное. 10. Все, что подразумевалось общим, выделено особо для доказательства иного, не аналогичного утверждения, выделено как для того, чтобы облегчить в одном отношении, так и для того, чтобы усложнить в другом. 11. Вывод, уже вошедший в общее правило, а затем выделенный из него для разбора нового вопроса, не включают в общее снова, кроме случая, когда на это явно указывает текст Торы. 12. Вывод, вытекающий из данного текста, и вывод из заключительной его части. 13. И, наконец, два стиха Торы, воспринимаемые как противоречащие один другому, могут быть поняты посредством третьего, согласовывающего их.
Да будет воля Твоя, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, на то, чтобы вскоре был воздвигнут Храм, в наши дни, и дай нам удел в Твоем Учении. И там мы будем служить Тебе в трепете, как в давние дни и как в годы прежние.
Раввинский кадиш
Да возвеличится и святится великое имя Его в мире, который создал Он по воле Своей, и да явит Он царствование Свое, и взрастит спасение Свое, и приблизит пришествие Машиаха Своего при жизни вашей, и во дни ваши, и при жизни всего дома Израиля, вскоре, в ближайшее время. И возгласите: амен!
Да будет благословенно великое имя Его всегда и во веки вечные. Да будет благословляемо и восхваляемо, чествуемо и величаемо, и превозносимо, и почитаемо, и возвеличено, и прославляемо имя Святого, благословен Он, выше (в Десять дней покаяния:
и превыше) всех благословений, и песнопений, и восхвалений, и слов умиления, произносимых в мире. И возгласите: амен!
И над народом Израиля, и над учителями нашими, и над учениками их, и над учениками учеников их, и над всеми, занимающимися изучением Торы, которые живут в этом месте или в любом другом месте, — да будет ниспослан нами вам мир великий, благоволение и милость, и милосердие, и долголетие, и изобилие пищи, и спасение — от Отца их, который на небе. И возгласите: амен!
Да пребудет с небес мир великий и жизнь благая нам и всему Израилю. И возгласите: амен!
Творящий мир на высотах Своих, Он да сотворит в милосердии Своем мир нам и всему Израилю. И возгласите: амен!
Псалмовая песнь на освящение Храма: Превозношу Тебя, Господь, ибо Ты поднял меня и не дал моим врагам торжествовать надо мною. Господь, Бог мой! Я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня. Господь, Ты вывел душу мою из ада, оживил меня, чтобы мне не сойти в пропасть. Пойте Господу, ревнители Его, превозносите святость Его Имени. Ибо гнев Его продлится лишь мгновение, а жизнь пройдует в благоволении Его. Вечером человек ляжет с плачем, а наутро с радостью встанет. Я же сказал в своей безмятежности: Не поколеблюсь вовеки. Господь! По воле Твоей Ты сделал гору мою неприступно могучей. Когда же Ты сокрыл лицо Твое, убоялся я. К Тебе, Господь, я взываю, Господина моего молю: Что пользы в крови моей, в том, что я сойду в могилу. Прославит ли прах Тебя, будет ли возвещать истину Твою? Услышь, Господь, и помилуй меня, помоги мне. Ты обратил скорбный плач мой в пляс, Ты развязал вретище мое и препоясал меня радостью. Потому будет воспевать Тебя моя душа, не смолкая. Господь, Бог мой, вовеки буду благодарить Тебя.
Кадиш скорбящего
Да возвеличится и святится великое имя Его в мире, который создал Он по воле Своей, и да явит Он царствование Свое, и взрастит спасение Свое, и приблизит пришествие Машиаха Своего при жизни вашей, и во дни ваши, и при жизни всего дома Израиля, вскоре, в ближайшее время. И возгласите: амен!
Да будет благословенно великое имя Его всегда и во веки вечные. Да будет благословляемо и восхваляемо, чествуемо и величаемо, и превозносимо, и почитаемо, и возвеличено, и прославляемо имя Святого, благословен Он, выше (в Десять дней покаяния:
и превыше) всех благословений, и песнопений, и восхвалений, и слов умиления, произносимых в мире. И возгласите: амен!
Да будет с небес мир великий и жизнь благая нам и всему Израилю. И возгласите: амен!
Творящий мир на высотах Своих, Он да сотворит в милосердии Своем мир нам и всему Израилю. И возгласите: амен!
Молитвы в субботу и в праздники
1. Четвертое, заключительное благословение «Шма» в «Маариве» при наступлении субботы («Дай нам… с миром отойти ко сну») – более короткое, чем в будни. На словах «И раскинь над нами Свой мирный шатер» – встают, чтобы послушать «Хацикадиш» и затем молиться «Амиду» (которая аналогична «Шмонээсрэ» будней).
Если молящийся по ошибке закончил это благословение так же, как в будни, но спохватился немедленно, нужно исправить ошибку: «…Раскидывающий мирный шатер…» и т. д. Но если вспомнил об этом лишь спустя несколько секунд, повторять благословение не надо.
2. После «Амиды», прочтенной шепотом, все молящиеся хором произносят отрывок из Торы о седьмом дне Творения, первой субботе в истории Вселенной: «И были завершены…» (Брейшит, 2:13). Поскольку это – свидетельство о сотворении мира Всевышним, то при этом надо стоять, поскольку, по закону Торы, свидетельство сообщается только стоя.
Затем хазан произносит благословение, коротко излагающее темы семи благословений, составляющих субботнюю «Амиду». Принято, что средний раздел этого благословения («Защитник отцов…») произносят все присутствующие вместе с хазаном. Так же поступает тот, кто молится субботний «Маарив» без «миньяна».
Благословение это читают также в субботы, совпадающие с праздниками, – но если первый день Песаха выпадает на субботу, его не читают.
3. В субботу принято начинать молиться «Шахарит» позже, чем в будни, так как сон – одно из наслаждений субботы.
4. В субботы и праздники, кроме обычных трех молитв, читают четвертую, дополнительную (ее название на иврите «Мусаф» и означает «дополнительная»). Время для ее прочтения – от окончания «Шахарит» до конца 7го солнечного часа, а в крайнем случае – весь день.
5. В субботней «Минхе» перед тем, как выносят свиток Торы, произносят стих из Тегилим (69:14): «И я молюсь Тебе в час Твоего благоволения…». Это – благодарность Всевышнему за то, что Он выделил нас из других народов мира, у которых принято, наевшись и напившись, давать волю своим инстинктам и делать все, что взбредет в голову. У нас же – даже самые легкомысленные люди после обильной субботней трапезы приходят в синагогу слушать чтение Торы.
В праздник, совпавший с будничным днем, в «Минху» Тору не читают и, соответственно, не произносят «И я молюсь…». Однако в субботу даже тогда, когда у «миньяна» нет свитка Торы, все равно произносят этот стих перед «Хацикадишем», предваряющим «Амиду».
После же повторения «Амиды» хазаном принято прочитывать три цитаты из Тегилим, в которых говорится о справедливости Всевышнего. Они напоминают о трex великих праведниках, умерших в субботу: Иосефе, Моше и Давиде. Если суббота совпадает с днем, когда не читают «Таханун», эти цитаты не произносят (за исключением случая, когда в субботу молятся «Минху» в доме скорбящего).
6. Когда во время чтения «Амиды» в субботу (или праздник) после первых трех благословений по инерции продолжают говорить текст будничной «Шмонээсрэ», то, заметив ошибку, следует закончить начатое благословение, а затем перейти к соответствующему месту субботней или праздничной «Амиды». Причина такого установления состоит в том, что вообщето в субботу или праздник можно было бы читать полную «Шмонээсрэ» и, как и в рошходеш,
упомянуть об особенности этого дня в 17м благословении («Рцэ»), но в честь праздника и субботы мудрецы установили сокращенный вариант этой молитвы. Поэтому в данном случае разрешено прочитать до конца начатое благословение – ведь, в принципе, оно могло бы быть прочитано в субботу и по букве закона.
Это правило действует даже тогда, когда молящийся успел произнести лишь одно слово «Ты…» из 4го благословения будней. В субботние «Шахарит» и «Мусаф» надо сперва закончить начатое будничное благословение, а уже потом читать то, что надо. Однако в субботних «Маариве» и «Минхе» средний раздел «Амиды» тоже начинается со слова «Ты…», и поэтому, сказав только это слово и вспомнив, что сегодня суббота, можно продолжить «…освятил» (в «Маариве») или «…один, и имя Твое – едино» (в «Минхе»).
Все это верно для того случая, когда молящийся действительно забыл, что сегодня суббота. Но если он знал об этом, но машинально, по привычке, начал следующее благословение словом «Ты», его не надо доводить до конца. Как только он осознал ошибку, надо оборвать будничный текст и читать субботний (или праздничный).
Если же он не вспомнил о своей ошибке, пока не начал три последние благословения «Амиды», то тоже прерывается на том слове, где остановился, и начинает средний раздел субботней или праздничной «Амиды». А когда спохватился только после окончания заключительного благоcловения («Даруй мир»), не остается ничего другого, как прочитать молитву сначала.
7. Говорят мудрецы, что такая ошибка – чтение будничной молитвы в субботу – дурной знак, и тот, кто ее совершил, обязан хорошенько проанализировать свои поступки, раскаяться в совершенных грехах и принять твердое решение не повторять их впредь.
8. Если же перепутали субботние молитвы – например, в «Минху» начали читать средний раздел «Амиды» молитвы «Шахарит», – спохватившись до окончания благословения, надо исправить ошибку. Но, вспомнив об этом только после него, повторять молитву не надо, поскольку главный момент в трех основных субботних молитвах (упоминание о субботе) – один и тот же.
Исключение составляет «Мусаф»: тот, кто прочитал его средний раздел в любой другой субботней молитве, долг свой не исполнил, так как не упомянул о жертвоприношении «Мусаф». То же самое относится и к тому случаю, если ошиблись в прочтении среднего раздела «Мусафа» в любой другой из субботних молитв. Поэтому в этих случаях следует исправлять ошибку (так, как сказано выше в п. 6).
9. Закончив в праздник по ошибке средний раздел «Амиды» так, как его заканчивают в субботу, надо немедленно исправиться, сказав: «Освящающий Израиль во времена праздников». Если молящийся вспомнил об этой ошибке, уже начав следующее благословение, он должен прерваться и снова начать со слов «Ты избрал нас…».
Глава 78
«Кидуш» и субботние трапезы
1. «Помни день субботний, чтобы освятить его» (Шмот, 20:8) – это заповедь о том, что мы обязаны совершать определенные церемонии перед началом субботы и на ее исходе. Церемонии эти – «Кидуш» и «Гавдала». Мудрецы постановили, что и «Кидуш», и «Гавдалу» следует совершать над бокалом вина.
2. Весьма желательно иметь для «Кидуша» старое выдержанное вино. Если вино достать невозможно, «Кидуш» произносят над хлебом. Тогда нетилат ядаим
для трапезы совершают не после, а перед «Кидушем» (так как его прочтение не является перерывом между
нетилат ядаим
и началом трапезы), вместо благословения над вином произносят «Благословен… выращивающий хлеб из земли», а фазу после окончания «Кидуша» разрезают хлеб и начинают его есть.
3. «Кидуш» при наступлении субботы или праздника принято совершать стоя, днем в субботу или праздник – сидя (однако слегка приподнимаясь при произнесении благословения над вином).
4. Согласно принципу «Во множестве народа – великолепие царя» один человек может совершать «Кидуш» для многих. Однако, чтобы для того, кто слушает «Кидуш», это было засчитано как его совершение, необходимо прослушать его от начала до конца, не пропуская ни одного слова, и ответить «амен» на оба благословения. Слова «Благословен Он, и благословенно имя Его» говорить не следует.
Есть обычай, слушая «Кидуш», повторять про себя слово в слово то, что произносит совершающий его.
5. Заповедь о «Кидуше» и «Гавдале» в равной степени относится и к мужчинам, и к женщинам.
6. Бокал для совершения «Кидуша» должен быть целым, без щербинок и трещин, чистым и вмещать по крайней мере 86 мл. Перед тем, как приступить к «Кидушу», бокал следует вымыть снаружи и изнутри или, по крайней мере, тщательно протереть салфеткой.
7. Бокал должен быть наполнен вином до краев. Если ктото прежде, чем совершить «Кидуш», отпил из бокала – он сделал вино непригодным. Чтобы исправить это, надо добавить в бокал вина.
8. Принято брать бокал правой рукой, передать его в левую и опустить на ладонь правой руки, четыре пальца которой слегка согнуты, а большой – лежит вровень с ладонью. Бокал приподымают над столом на 2025 см.
9. Хлеб должен быть накрыт чистой белой салфеткой или полотенцем – безразлично, совершают ли «Кидуш» над хлебом или над вином. Это символизирует ман –
чудесный хлеб, которым Всевышний питал евреев после того, как вывел их из Египта: когда
ман
появлялся по утрам вокруг лагеря, он был покрыт росой.
10. Закончив чтение текста «Кидуша», тот, кто совершает его, садится и отпивает вино из бокала – желательно, большую его часть. Похвально, если он дает попробовать вино из бокала «Кидуша» всем присутствующим.
11. Перед совершением «Кидуша» как вечером, так и днем запрещено чтолибо есть и пить (даже воду).
12. Если нет вина, дневной «Кидуш» желательно совершить над какимнибудь другим напитком, но не над хлебом. Однако не рекомендуется брать для этого крепкие алкогольные напитки, чтобы можно было выпить большую часть бокала не останавливаясь, как полагается.
13. Как вечерний «Кидуш», так и дневной должны быть совершены только там, где будет проходить трапеза. Человек не исполняет свой долг в отношении «Кидуша» не только тогда, когда совершает его не в том доме, в котором собирается есть, но даже в том случае, если, начав читать «Кидуш», намеревается уйти в другое место.
Приступать к еде надо сразу же после «Кидуша» – иначе его совершение также не засчитывается как исполнение заповеди. Если сразу после «Кидуша» не собираются есть полную трапезу, достаточно слегка закусить сладкими мучными изделиями и выпить не менее 86 мл вина, чтобы затем произнести «Тройное благословение»: «За пищу и средства к существованию, за виноградную лозу и плод виноградной лозы». Так разрешено поступить даже перед «Мусафом», если чувствуют сильный голод, мешающий молиться. (Только не следует есть больше 57 г мучных изделий – в отличие от фруктов, количество которых Галаха не ограничивает.)
14. Согласно Кабале, приступать к вечернему «Кидушу» надо по истечении 7го часа от астрономического полудня (обычного, не солнечного, часа). Сезонные изменения времени восхода и заката солнца не учитывают и не совершают «Кидуш» до истечения 7го часа от среднего времени полудня (между его крайними точками – летней и зимней).
15. В трех субботних трапезах обязаны участвовать и мужчины, и женщины. Одну из трапез устраивают ночью, после наступления субботы, а две – днем, после молитв «Шахарит», «Мусаф» и «Минхи». Галаха придает чрезвычайно большое значение третьей субботней трапезе.
Желательно во время этой трапезы есть хлеб –хотя бы немного, всего 57 г (кабейца),
поэтому не следует есть досыта во время второй утренней трапезы. Хлеб можно заменить мучными изделиями, прежде, чем есть которые, произносят благословение «Творящий различные виды пищи», а потом – «Тройное благословение». В самом крайнем случае (например, когда «Шахарит» заканчивают поздно) в качестве третьей трапезы можно есть фрукты. Однако не следует отменять третью трапезу вообще, поскольку, согласно Кабале, ее время – это время особого благоволения свыше. Один из мудрецов Мишны даже говорит по этому поводу: «Пусть мой удел будет таким же, как у тех, кто ест третью субботнюю трапезу!».
16. В субботу и в праздники благословение «Выращивающий хлеб из земли» произносят над двумя халами («двойной хлеб»). Произнося это благословение, берут в руки обе халы, но разрезают сначала только одну: согласно обычаю, вечером – левую, днем – правую. Принято также, чтобы вечером халы лежали одна возле другой, а днем – чтобы правая частично лежала на левой.
Перед произнесением благословения помечают (не надрезая!) на хале ножом то место, где будут резать (ср. выше, 44:2).
В субботу благословение над «двойным хлебом» произносят каждый раз, приступая к еде. Делается это в память о том, что в честь субботы Всевышний давал нашим предкам в пустыне порцию мана
вдвое большую, чем в будни. Так намекает на это Тора: «И благословил Гсподь день седьмой» (Брейшит, 2:3) – благословение означает приумножение, изобилие, и в
мане
это проявилось самым наглядным образом.
17. Не обязательно каждому из участвующих в трапезе иметь «двойной хлеб» – достаточно, чтобы хозяин произнес благословение над двумя халами.
Есть обычай, согласно которому каждый из сидящих за столом, получив свой кусок хлеба, шепотом также произносит благословение «Выращивающий хлеб из земли».
18. Запрещено поститься в субботу даже короткое время с соответствующим намерением. Но даже и без него запрещено чтолибо есть до полудня.
19. В субботу надо воздерживаться от выражения скорби, переживаний, забот и т. п. А вместо этого лучше молиться Тому, Кто является источником милосердия и сострадания.
20. Галаха рекомендует есть в субботу больше сладостей и фруктов, а также вдыхать ароматы. Вопервых, благодаря этому произносят больше благословений (что компенсирует их меньшее число, чем в будни, в субботних молитвах), вовторых, это способствует созданию праздничного субботнего настроения.
21. Еще одно из наслаждений субботы – сон днем. Однако галаха запрещает спать днем с намерением отдохнуть перед предстоящей после субботы работой.
22. Тора говорит: «А день седьмой да будет вам свят – днем полного покоя, посвященного Гсподу» (Шмот, 35:2). Значит, физический покой – сравнительно малозначащий аспект субботнего отдыха. Всевышний освободил нас от работы в субботу для того, чтобы мы позаботились о потребностях своей души. Поэтому во время субботних трапез принято петь особые субботние песни (змирот),
написанные величайшими еврейскими поэтами и мудрецами, а в промежутках между сменой блюд беседуют на темы Торы – чаще всего о том разделе Торы, который читают в синагоге в эту субботу. После отдыха днем остальное время посвящают изучению Торы. Сказали наши мудрецы: «Субботы и праздники даны Израилю только для того, чтобы в эти дни заниматься Торой». Работая всю неделю, многие не имеют достаточно времени и сил, чтобы учить Тору как следует. Поэтому именно они – более, чем те, кто все свое время отдает изучению Торы, – в субботы и праздники обязаны заниматься Торой.
Глава 79
Иудаизм для почемучек — Псукей де-зимра
«Псукей де-зимра» (что можно перевести как «оды», торжественная поэзия, прославляющая Всевышнего) — второй раздел молитвы «Шахарит», подводящий к первой кульминации — «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль…»). Основная часть «Псукей де-зимра» заключена между двумя благословениями: «Барух ше-амар» («Благословен Тот, по слову Которого возник мир») и «Иштабах» («Да будет восхваляемо имя Твое…»). КША (Кицур Шулхан Арух)
Нам известно о нескольких молитвах Моше рабейну (Моисея, учителя нашего), о котором сказано, что он говорил с Б-гом «лицом к лицу». Молитва его была проста: «Прошу Тебя, Б-г, вылечи ее!». Сказано в Агаде, что молитва его «прорубала окна в небесных чертогах», такая была в ней сила и вера в Б-га.
Сказано что после разрушения Храма «железная стена» возникла между народом Израиля и Творцом. И закрылись все врата для молитв, кроме врат слез. Тем не менее, общение с Б-гом в молитве доступно каждому и в любой час. Хотя бывают времена и состояния духа, благоприятные для молитвы в большей или меньшей степени (см. главу «Еврейский календарь»).
Из книги «Я верю»
Почему общественная молитва «Шахарит» начинается именно со слов «Благодарите Б-га, взывайте к имени Его, повествуйте народам о Его деяниях»? |
Потому что царь Давид постановил произносить эту фразу (первой, — прим. ред.
) ежедневно перед Ковчегом завета .
(Тур, Орах хаим, 51)
Почему слова «Б-г — владыка, Б-г — был владыкой, Б-г будет владыкой вечно!» следует произносить стоя? |
В Агаде приводится описание ангела: утром ангел становится в небесах и произносит «Б-г — владыка, Б-г — был владыкой, Б-г будет владыкой вечно!»
, и все ангелы, отвечая, вторят ему. Так же, как ангелы произносят эти слова, стоя, так и мы.
(Бейт Йосеф, Орах хаим, 50)
Почему первая часть молитвы называется «Псукей де-зимра» (досл., фразы воспевания)? |
Простой смысл — в основе этого блока молитвы лежат песнопения царя Давида, главы из книги «Теhилим».
«Лезамэр» в иврите означает «воспевать», а также «обрезать (шелуху, скорлупу)». А кто видел на полу Дома учения шелуху!? Но здесь имеется в виду очищение от шелухи (קליפות) в сердце и в духе. К примеру, когда человек произнесет слова «Велик Б-г и велика слава Его!»
, сердце его склонится к возвращению к Б-гу. И тогда он скажет себе:
«Верю я в сказанное. Действительно, велик Б-г, и вся земля полна славы Его! Зачем же я совершаю грехи?!»
. А ведь человек прекрасно знает свои недостатки, нереализованные возможности и мелкие мыслишки. Тогда начнет он раскаиваться, сожалеть о содеянном, и очищать себя от «шелухи».
(Ор hа-меир, комментарии к Рош hа-Шана
)
С какой целью были установлены «Псукей де-зимра»? |
Сказано в трактате Талмуда «Брахот» от имени рабби Самлаи: «Всегда пусть человек произнесет восхваления Вездесущему и лишь затем — молится (просит о нуждах)!»
. Поэтому было установлено произносить «Псукей де-зимра» прежде, чем приступить к основной молитве «Амида» (др. назв., «Шмонэ Эсрэ»).
В другом трактате Талмуда упоминается фраза, сказанная рабби Йоси: «Да будет мой удел с произносящими восхваления каждый день!»
. Мудрецы, обсуждая это высказывание, приходят к заключению, что упомянутые «восхваления» означают «Псукей де-зимра».
(Тур, Орах хаим, 51)
Абзац, начинающийся словами «Счастливы находящиеся в Храме Твоем…» состоит из 145-й главы книги «Теhилим» ( «Хвалебная песнь Давида…» ). Но в начале к ней добавляются две фразы из других глав «Теhилим», а в конце — еще одна . Почему? |
Первая из добавочных фраз — «Счастливы находящиеся в доме Твоем, вовек они будут восхвалять Тебя»
. Согласно Талмуду, порядок событий в ней (вначале — нахождение в доме и лишь затем — восхваление) — намек на правильное поведение в синагоге: нельзя забежать в синагогу и сразу же начать произносить слова молитвы, вначале следует немного подождать. Поэтому именно ее было установлено произносить перед началом восхвалений.
Вторая — «Счастлив народ, у которого все так. Счастлив народ, чей Бог — Всесильный»
— в ней дважды упоминается слово «счастливы», а вместе с еще одним в первой фразе получается три. Это намек на сказанное в Талмуде:
«Произносящий
(молитву, начинающуюся со слов)
“счастливы” трижды в день, обещано ему, что удостоится удела в будущем мире»
.
Третья (ее добавляют в конце) — «Мы же благословлять будем Б-га отныне и вовек: Восхвалите Б-га!»
— произносится в подтверждение вышеупомянутой идеи: да удостоимся мы восхвалять Б-га отныне (в этом мире) и вовек (в грядущем мире).
(Бейт Йосеф, Орах хаим, 50)
Почему в ходе молитвы (по завершении того или иного этапа) несколько раз произносят хаци кадиш (краткий кадиш )? |
Действительно, в hалахе
приводится, казалось бы, иное правило: после слов Письменной Торы, изученных в присутствии десяти взрослых мужчин (евреев), следует произнести
кадиш шалем
(полный кадиш). Молитва же не входит в это правило, поскольку здесь
хаци кадиш
произносится не в знак завершения изучения Торы, а в знак завершения исполнения заповеди, мольбы или восхваления.
(При мегадим, Орах хаим, 55:1)
У Вас возник вопрос, задайте его раввину!