Телеграм канал @ieshua.org
Когда Иисус учил христиан молиться молитвой «Отче наш», Он говорил, что в молитве должны быть такие слова: «И прости нам долги наши» (Матф. 6:12; или «грехи» — Луки 11:4).
Это говорит о том, что мы никогда не достигнем совершенства в этой жизни, но всегда будем иметь долги, требующие прощения Бога. В этом нет ничего удивительного (ср. 1 Иоанна 1:8). Но это также поднимает практический вопрос: если я христианин, оправданный по вере, то разве Бог уже не простил мне все мои прошлые, настоящие и будущие грехи? И если да, то почему мне нужно продолжать просить об этом? Разве это не означает, что я сомневаюсь в обещании Бога?
Очевидно, что Иисус не стал бы учить нас молиться таким образом, чтобы вызвать сомнения в нашем Небесном Отце. Однако, как соотносится истина оправдания «Свершилось!» с постоянной необходимостью просить о прощении?
Оправдание и окончательное прощение
Прощены ли все твои грехи — прошлые, настоящие и будущие, если ты христианин? В каком-то смысле ответ должен быть положительным. Обратите особое внимание на выделенные слова:
«И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту». (Кол. 2:13–14)
По словам Павла, все наши преступления были прощены, когда мы ожили со Христом. Все наши долги были пригвождены к кресту. Когда Иисус понес наши грехи в Своем теле на древе, Он не лишил этого никого из еще не родившихся людей.
Это великолепная истина оправдания. Когда мы соединяемся со Христом в Его смерти и воскресении, мы не только переживаем окончательный приговор Бога — «праведен!»; мы также входим в постоянное состояние мира с Богом, которое гарантирует наше окончательное спасение (Рим. 5:1, 9–10; 8:30). Это не значит, что всё, что мы делаем в нашем оправданном состоянии, приемлемо для Бога (мы все еще грешим); но теперь Он может принять нас, так как Он больше не вменяет нам наши грехи (Рим. 4:7–8; ср. Пс. 102:10).
Это основополагающая часть Евангелия, как видно из глав 1-8 Послания к Римлянам.
«Вера – это красный цвет»
В 1870 году Ф. М. Достоевский напишет А. Н. Майкову: «Главный вопрос… которым я мучился сознательно или бессознательно всю мою жизнь, – существование Божие». Ответ на сложнейшую дилемму оформится со временем в Символ веры писателя: «Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». Достоевский проводит своих героев через круги ада сомнений, бунтов, восстаний против законов бытия и Бога. В характерах отражены поиски и исповедь писателя, его путь к Истине: «Не как дурак же, фанатик, я верую в Бога»; «Через большое горнило сомнений моя осанна прошла…». Именно под влиянием библейского слова формировалось мировоззрение Достоевского об утопии «земного рая» без Творца. В «Братьях Карамазовых» читаем: «Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку! Точно изваяние мира и человека и характеров человеческих, и названо всё и указано на веки веков». Отсюда и рассуждения автора о том, что проверка для верности убеждений человеческих одна – Христос, а вера – это красный цвет.
Евангелие Достоевского. НИОР РГБ. Ф. 93, к. 53, ед. хр. 1.
Освящение и постоянное прощение
Тем не менее, авторы Нового Завета, по-видимому, не считают, что прощение раз-и-навсегда (оправдание) противоречит необходимости постоянного прощения (освящения). Это можно увидеть не только в молитве «Отче наш», но и в 1 Послании Иоанна 1:9: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».
В контексте, Иоанн не имеет в виду однократное исповедание, которое приводит к одноразовому прощению. Он говорит о прощении, которое является как условным («если мы исповедуем наши грехи»), так и продолжающимся («кровь Иисуса, Его Сына, очищает нас от всех грехов»). Ходя во свете, мы все более ясно видим наши грехи; по мере того, как мы видим их яснее, мы исповедуем их; а когда мы их исповедуем, Бог верен в том, что прощает снова и снова.
Таким образом, в этом смысле, если вы спросите: «Прощены ли мои будущие грехи?» ответ зависит от того, что вы имеете в виду. Если вы имеете в виду: «Мои будущие грехи уже прощены, так что мне никогда не придется их исповедовать?» — ответ отрицательный. Но если вы имеете в виду: «Были ли уже полностью искуплены мои будущие грехи?», тогда ответ — славное «да». Кровь, очищающая все наши грехи — прошлые, настоящие и будущие — уже пролита раз и навсегда. Когда мы грешим как христиане, мы не прибегаем к какому-то плану Б; мы возвращаемся к плану А: «А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника» (1 Иоанна 2:1).
Как видно из молитвы «Отче наш», это неотъемлемая часть нормальной христианской жизни.
Бог прощает из-за неведения людей
И когда пришли на место, называемое Лобным, то там и распяли Его и преступников, одного справа от Него, а другого слева. Иисус же говорил: «Отец, прости им, ибо они не ведают, что творят», а они бросали жребий, деля между собой Его одежду. Народ стоял и смотрел, а их предводители глумились над Иисусом, говоря: «Он спасал других; пусть спасёт и Себя, если Он Христос, Божий Избранник!» (От Луки 23:33-35)
Незнание закона не освобождает от ответственности. Но даже в уголовном праве есть снисхождение к тем, кто совершил преступления в первый раз или в состоянии аффекта. Грех подобным образом обманывает людей и вводит их в неведение. Человек как бы находится в состоянии аффекта из-за своих греховных эмоций или поступков. Это очень опасное состояние, если с ним не иметь дело. Ведь если грех укоренится, то он породит смерть.
Что это означает на практике
Причина, по которой мы молимся «Прости нам наши долги» не в том, что мы утратили благодатное состояние и нуждаемся в повторном спасении. Оправдание неизменно. Скорее, признание греха напоминает нам, что спасение — это нечто большее, чем оправдание. Спасение также предполагает освящение и обращение как с сыновьями.
Как судья Бог больше не видит нашего греха, потому что Его «праведный» приговор снимает всякое осуждение (Рим. 8:1). Но как Отец Он прекрасно осведомлен о грехе, который все еще остается в нашей жизни, и Он хочет, чтобы мы тоже знали о нем, чтобы могли бороться с ним, истреблять его и просить Отца простить его. Но мы должны понимать, что Бог видит наши грехи как любящий Отец, а не как сердитый критик. Молитва «Отче наш» начинается словами не «Судья наш», а «Отче наш» (Матф. 6:9; Луки 11:2). Мы молимся об этом внутри семьи Божьей, а не извне, пытаясь вернуться в нее.
Это правда, что естественный способ получения прощения состоит в том, чтобы исповедать грех и просить о прощении. И все же, по крайней мере, когда дело доходит до конкретных грехов, практически наверняка мы все умрем с неисповеданным грехом просто потому, что существует так много грехов, которых мы не осознаем. Павел, например, понимал, что, хотя он не знал о наличии в своей жизни хотя бы одного скрытого греха, это не делало его невиновным (1 Кор. 4:4).
Вы могли бы подумать, что это заставило его бояться столкнуться с Богом после смерти, но это не так. Вместо осуждения Павел ожидал «похвалы» (1 Кор. 4:5; ср. Пс. 18:13). Павел знал, что за всем его неполным признанием грехов и несовершенным покаянием были отношения Отца и сына между ним и Богом, построенные на прочном основании крови и праведности Иисуса. Вот почему он был уверен, что, даже несмотря на все грехи, которые остались незамеченными в его жизни, смерть приведет его прямо в присутствие Иисуса.
Каждый христианин может иметь такую же уверенность. Молитва «Прости нам долги наши» — это не просто обязанность грешников; это привилегия, которую мы имеем как сыновья. Она не просто напоминает нам, что мы все еще грешим; она уверяет нас, что Отец готов и желает простить. Он ищет возможности проявить милосердие. И поэтому Он снова и снова с радостью прощает наши долги.
Автор — Джастин Диллехей / thegospelcoalition.org Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Пожертвовать Последнее: 28.02. Спасибо!
Подписывайтесь: Telegram • Facebook • • • Twitter • Instagram • Youtube
Прощение грехов в Библии — 2 примера договора
31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. (Иер 31:31-34).
1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, 2 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. 3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. (Лк 3:1-3).
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. 5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих? 12 И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? 13 А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. 14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: 15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; 16 но это есть предреченное пророком Иоилем: 17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. 18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. 19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. 20 Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. 21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. (Деян 2:1-21).
Об уме и свободе
Согласно писателю, вера должна превалировать над умом. Только смирением гордыни, злых помыслов, взращиванием ответственности за людей, считает Достоевский, можно избавиться от веры рациональной (рассудочной), присущей, в частности, идеологии Льва Толстого: «Одно тут спасение: возьми себя и сделай себя же ответчиком за весь грех людской. Друг, да это и вправду так, ибо чуть только сделаешь себя за все и всех ответчиком искренно, то тотчас же увидишь, что оно так и есть в самом деле и что ты-то и есть за всех и вся виноват. А скидывая свою же лень и свое бессилие на людей, кончишь тем, что гордости сатанинской приобщишься и на Бога возропщешь».
В «Братьях Карамазовых» Достоевский расширяет контекст мирской жизни, усматривая в грехопадении человека необычайную роль свободы: «Провозгласил мир свободу, в последнее время особенно, и что же видим в этой свободе ихней: одно лишь рабство и самоубийство! Ибо мир говорит: ‟Имеешь потребности, а потому насыщай их, ибо имеешь права такие же, как и у знатнейших и богатейших людей. Не бойся насыщать их, но даже приумножайˮ – вот нынешнее учение мира. В этом и видят свободу. И что же выходит из сего права на приумножение потребностей? У богатых уединение и духовное самоубийство, у бедных – зависть и убийство, ибо права то дали, а чем насытить потребности еще не указали».
Тщательное планирование
В православии праздник состоится 1 марта 2022 года, еще есть время подготовиться. Требуется серьезная духовная работа, чтобы попросить прощения за содеянное. И не меньшая, чтобы простить обидчика. Однако за вами нет никакой обязанности делать все перечисленное. Если желаете осмыслить произошедшее, возьмите тайм-аут, поскольку без искренности все будет напрасно. Не обязательно ждать знаменательной даты или подстраиваться под нее, если действительно хотите помириться с ближними.
Но это ничуть не мешает отвечать «Бог простит» на ритуальные извинения в этот день. Благое пожелание никогда не бывает лишним, его краткая форма уместна в любой ситуации. И даже атеистам не так сложно продемонстрировать вежливость, а равно и знание традиций.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Господь простил наши долги
Пролив Свою кровь Христос, не знавший греха, стал грехом за нас. Мы были прощены, грех больше не имеет значения. Нам остается лишь принять этот драгоценный дар и поделиться им с другими людьми.
В Евангелие от Матфея 18 главе рассказывается, как апостол Петр пришел к Иисусу и спросил: “Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?”. Не знаю, почему Петр выбрал именно это число. Но согласитесь, простить брата семь раз, в принципе возможно.
Но Христос сказал: ”Не говорю тебе “до семи”, но до седмижды семидесяти раз”. Только давайте не будем сейчас умножать число семь на семьдесят. Результат не имеет значения, потому что Божьему прощению нет никаких границ. Это выражение означает, что наше прощение должно быть безграничным, ведь Божье прощение безгранично.
И затем, Иисус рассказал притчу о царе, который решил проверить всех своих рабов, которые имели долги перед ним. Слуга в этой притче был должен своему царю сумму, которая в переводе на наши деньги равняется 60 миллиардов рублей.
Чтобы вернуть этот долг, царь был намерен отправить слугу в рабство вместе с женой и детьми. Тем не менее, когда слуга пал на колени перед господином и стал умолять о милости, тот сжалился над ним и простил его долг. Этой притчей Иисус учит нас — несмотря на то, что мы совершаем множество грехов, Он приходит к нам и говорит: “Все наказание отменено, потому что Я умер за всех людей и заплатил за все долги”.
Но история на этом не заканчивается. Тот же самый слуга, которому простили крупный долг, схватил за горло своего приятеля, который был ему должен, по сегодняшним меркам, всего несколько тысяч рублей, и требовал вернуть долг. Товарищ просил его потерпеть еще немного, но получил отказ и был брошен в тюрьму. Весть об этом дошла до государя, и тот ужасно разгневался, узнав о происшедшем.
Мартин Лютер обычно говорил, что все мы перед Ним нищие. Мы не должны надеяться, что уплатим свои долги.
Слуга, которому был прощен долг в 60 миллиардов рублей, был отдан истязателям в долговой работный дом, где применялись пытки. Некоторые поступают так же, как тот слуга. Христос простил нам так много, но часто мы не можем простить кого-то за то малое, что он причинил нам. Это лишь подвергает нас мучительным пыткам в нашей эмоциональной и духовной жизни. Поэтому мы можем жить постоянно в состоянии обиды, гнева и непрощения.