Библейская притча об Иакове и Исаве — это история о том, как мир ненависти, разделения, насилия, гнева и недоверия преобразуется в мир согласия, братства, взаимности и гармонии. Это также история двух братьев, повествующая нам о том, как они сумели измениться и примириться после долгих лет враждебного разъединения.
Сын Авраама, Исаак, женился на Ревекке, и у них двадцать лет не было детей. Наконец, после молитвы Ревекка зачала близнецов, которые дрались у нее в чреве. В это время она получила пророчество от Бога: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему». У Исаака и Ревекки родились близнецы, которых назвали Исав и Иаков. Исав родился первым, и потому он был старшим братом. Когда мальчики выросли, Исав стал искусным охотником, а Иаков был человеком кротким, живущим в шатрах. Исаак любил Исава, потому что дичь была ему по вкусу, а Ревекка любила Иакова. Однажды Иаков сварил похлебку, а Исав пришел с поля голодный. Он сказал Иакову: «Дай мне поесть этой чечевичной похлебки! Я умираю с голоду!» Иаков ответил: «Продай мне твое первородство». — «Вот, я умираю,— сказал Исав,— что мне в этом первородстве?» Иаков сказал: «Поклянись мне теперь же». Исав поклялся брату, и продал ему свое первородство. Тогда Иаков дал Исаву хлеба и чечевичной похлебки. Он поел, затем встал и пошел. Так Исав пренебрег первородством. Когда Исаак состарился, он сказал своему старшему сыну Исаву: «Я теперь стар и слеп, и не знаю дня моей смерти. Пойди налови мне дичи и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы я благословил тебя прежде, чем умру.» Ревекка слышала эти слова. Когда Исав ушел, она велела Иакову взять двух козлят, чтобы она могла приготовить для Исаака его любимое кушанье. Потом Иаков должен был притвориться Исавом и отнести отцу еду, чтобы самому получить его благословение. Иакову не хотелось этого делать, но мать уговорила его. Иаков, притворясь Исавом, вошел к отцу и сказал: «Я Исав, первенец твой. Я сделал, как ты сказал мне. Поешь моей дичи, чтобы ты мог благословить меня». Поев, Исаак благословил его и сказал: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина. Да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена. Будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей».
Едва Исаак закончил благословение, и Иаков покинул отца, явился с охоты Исав. Он тоже приготовил вкусное блюдо и принес его отцу. Затем он сказал: » Отец, сядь и поешь дичи моей, чтобы тебе благословить меня». «Кто ты?»— спросил Исаак. «Я твой сын, первенец твой, Исав,»— был ответ. И вострепетал Исаак, и спросил: «Кто же это, который достал дичи и принес мне? И я ел, прежде чем ты пришел, и благословил его». Исав, выслушав слова отца, возроптал. Исаак сказал: «Брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое «. Исав не мог скрыть своего гнева на младшего брата: «Он обманул меня уже дважды! Он взял мое первородство, а теперь — и мое благословение.» Исав затаил злобу против Иакова из-за благословения, которым наделил его отец. Он сказал себе: «Скоро отец умрет; и тогда я убью брата моего Иакова «. Когда Ревекка услышала слова Исава, она отправила Иакова к своему брату Лавану, чтобы он избежал опасности и нашел себе жену. По пути туда Иакову приснился сон, что Бог будет оберегать его, и что он с миром вернется в дом отца.
У Лавана было две дочери: Старшую звали Лия, а младшую Рахиль. В отличие от старшей сестры Рахиль была очень красива. Иаков сразу же полюбил Рахиль и сказал ее отцу: «Я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою». Лаван согласился, и Иаков семь лет служил, чтобы получить в жены Рахиль, но они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее. Когда семь лет истекли, Лаван устроил свадебный пир для Иакова. Однако на следующее утро Иаков, проснувшись, увидел рядом с собой не Рахиль, которую он любил, а Лию. Иаков очень рассердился. Но узнав, что по местному обычаю первой должна выйти замуж старшая дочь, он согласился служить еще семь лет за Рахиль. В течение этого времени дядя много раз обманывал Иакова. Тем не менее Иаков процветал, семья его росла, он приобрел большие стада, слуг, верблюдов. Прошел двадцать один год. Иакову вновь приснилось, что ему пора возвращаться к себе на родину. Получив благословение Лавана, он взял семью и имущество и отправился в обратный путь.
Иакова страшила встреча с Исавом. И он послал впереди себя гонцов, чтобы они встретили Исава. Гонцы вернулись и сказали Иакову, что Исав вышел ему навстречу, и с ним четыреста человек. Иаков испугался и стал молиться: «Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи, сказавший мне: возвратись в землю твою, но родину твою, и я буду благотворить тебе! Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые ты сотворил рабу твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана. Избавь меня от руки брата моего Исава, ибо я боюсь его, что он придет и убьет меня и матерей с детьми. Ты сказал: я буду благотворить тебе, и сделаю твое потомство как песок морской, которого не исчислить.» На следующий день Иаков принес в дар Исаву двести коз, двадцать овец, тридцать верблюдиц, пятьдесят коров и быков и тридцать ослов. С каждым стадом Иаков послал раба, и думал: «Умилостивлю его дарами, которые идут передо мной, и потом, когда увижу его, может быть, он примет меня «.
На следующее утро Иаков с семьей отправился навстречу Исаву. Увидев брата, он вышел вперед, и семь раз поклонился ему до земли. И Исав побежал ему навстречу, и обнял его, и бросился ему на шею. И они плакали. Затем Исав взглянул на женщин и детей и спросил: «Кто это у тебя?» Иаков ответил: «Дети, которых Бог даровал рабу твоему». И подошли служанки с детьми, и поклонились. Затем подошла Лия и дети ее, и поклонились. Наконец, подошли Рахиль и Иосиф, и поклонились, и Исав спросил: «Для чего у тебя это множество, которое я встретил?» Иаков сказал: «Чтобы приобрести благоволение в твоих глазах, мой господин». Но Исав сказал: «У меня много, брат мой. Пусть будет твое у тебя». Иаков ответил: «Нет, если я приобрел твое благоволение, прими мой дар. Потому что я увидел лицо твое, как будто лицо Божие, и ты был благосклонен ко мне. Прими же дар, который я принес тебе, потому что Бог даровал мне, и у меня есть все. И он упросил его, и тот взял.
Вопросы для размышления.
- Так же, как и притча о Каине и Авеле, история Иакова и Исава может многому нас научить. Это не просто еще одна библейская легенда. Если мы задумаемся над причинами поступков двух братьев и попытаемся соотнести их со своим собственным отношением к людям, то мы сможем по-новому увидеть многие наши поступки и найти более мудрые пути разрешения возникающих в нашей жизни конфликтов. Итак, обратимся к истории Иакова и Исава.
- Почему Исав продал первородство? Как Вы думаете, должны ли в нашей жизни быть приоритеты, определяющие, что является для нас самым важным, а что — второстепенным?
- Прав ли был Иаков, получив благословение? Можно ли было это сделать по-другому?
- Когда Вы стремитесь к достижению цели, которая Вам кажется справедливой и оправданной, считаете ли Вы допустимым использовать любые средства?
- Прав ли был Исав, желая убить Иакова? Представьте себе, что кто-то сильно Вас обидел. Как Вы поступите? Предпримете ли Вы что-нибудь из желания отомстить обидчику? Как Вы думаете, оправдано ли будет такое желание?
- Почему Иаков не перестал служить своему дяде, который так плохо обошелся с ним?
- Как Вы поступите, если Вы сильно обидели кого-то из своих друзей, а потом переехали в другой город, и у Вас нет возможности даже извиниться перед этим человеком?
- Почему Иаков отправился домой, зная, что Исав, как и прежде, может захотеть убить его? Как Вы думаете, если в отношениях между людьми произошел серьезный конфликт, может ли он «сам собой» разрешиться с течением времени? Имеет ли право человек, ставший причиной конфликта, за давностью лет сам себя простить?
- Почему подарки и отношение Иакова произвели такое сильное впечатление на Исава?
- Представьте себе, что Вы находитесь в состоянии конфликта с кем-то из Ваших друзей или родителей. Как Вы думаете, что может убедить этого человека в искренности Вашего стремления к примирению? Достаточно ли просто купить дорогой подарок? Как может пример Иакова и Исава помочь нам сегодня при решении проблем, возникающих в отношениях между людьми?
- Поучителен ли этот пример только в плане личных отношений, или такой подход можно использовать также в отношениях между группами людей и даже между странами?
- Чему нас учит история Иакова и Исава?
Читая притчу о Каине и Авеле, мы видели, что Каин не смог справиться со своим гневом и убил брата. История Иакова и Исава вполне могла кончиться тем же. В чем же разница?
Как справиться с гневом
Примирение Иакова и Исава произошло потому, что оба брата изменились. Когда Иаков присвоил и первородство, и благословение с помощью хитрости и обмана, он не думал о том, что чувствует Исав. Только в Харане, испытав на себе хитрость и обман Лавана, он сумел понять, как сам, должно быть, обидел брата. Если бы Иаков повел себя так же по отношению к Лавану, желая его смерти или разорения, ни о каком примирении не могло бы быть и речи. К счастью, несмотря на то, что с ним обошлись несправедливо, Иаков не жаловался и не таил злобы, которая могла бы отравить его душу. Вместо этого он простил своего дядю и усердно служил ему, хотя Лаван много раз обманывал его. Глубокая любовь Иакова к Рахили помогла ему стерпеть и преодолеть все испытания. Через страдания, которые ему пришлось перенести, его сердце и душа очистились и укрепились. Не правда ли, когда к нам относятся несправедливо, мы часто начинаем обижаться, злиться и жаловаться, обвиняя во всем своих недругов? Однако лучше остановиться и подумать. Мы можем задуматься о нашей прошлой жизни и вспомнить случай, когда мы сами были с кем-то несправедливы. Может быть, мы просто пожинаем то, что сами посеяли? Даже если мы не можем вспомнить за собой никаких неправедных поступков, месть ничего не решит. Она будет умножать несправедливость, и к тому же наш характер будет становиться только хуже.
Авраам
Авраам жил в стране Халдейской, недалеко от Вавилона. Он был потомком Сима и, со всем своим семейством, сохранил истинную веру в Бога. Он был богат, имел много скота, серебра и золота, и много слуг; но не имел детей и скорбел об этом.
Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. А чтобы оградить его и его потомство от родного ему языческого народа (потому что среди родных людей — язычников скорее можно было научиться идолопоклонству), Бог явился Аврааму и сказал: «Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое. И благословятся в тебе все племена земные
», то есть в этом народе — в его потомстве, со временем родится обещанный первым людям Спаситель мира, Который благословит все народы земли.
Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Он повиновался Господу, взял жену свою Сарру, племянника Лота и все имение, которое они приобрели, всех слуг своих, и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанскою
и была весьма плодородна. Там жили тогда хананеяне. Это был один из самых нечестивых народов. Хананеяне были потомками Ханаана, сына Хамова. Здесь Господь снова явился Аврааму и сказал: «Всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству». Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву.
После этого земля Ханаанская стала называться обетованною
, то есть обещанною, так как Бог обещал дать ее Аврааму и его потомству. А теперь она называется
Палестиною
. Находится эта земля на восточном берегу Средиземного моря, и по средине ее протекает река Иордан.
Когда стада Авраама и Лота так размножились, что им становилось вместе тесно и между их пастухами стали происходить непрестанные споры, тогда они решили дружелюбно разойтись.
Авраам сказал Лоту: «Да не будет раздора между нами, так как мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня; если ты — направо, то я — налево».
Лот выбрал себе долину иорданскую и поселился в Содоме. А Авраам остался жить в земле Ханаанской и поселился близ Хеврона, у дубравы Мамры. Там около дуба Мамрийского
, он раскинул свой шатер и устроил жертвенник Господу. Этот дуб Мамрийский и до сих пор еще растет в Палестине, около города Хеврона.
Спустя немного времени после того, как Лот поселился в Содоме, соседний царь Еламский напал на Содом, разгромил город и взял в плен людей и имущество. В числе пленников был и Лот.
Авраам, узнав об этом, тотчас же собрал своих слуг (318 человек), пригласил на помощь соседей, догнал неприятеля, напал на него и отбил всю добычу.
Когда Авраам возвращался, его встречали с торжеством. Мелхиседек
, который был
священником Бога Всевышнего
и
царем Салимским
, принес Аврааму в дар
хлеб
и
вино
и благословил его.
О Мелхиседеке — его происхождении и смерти ничего неизвестно. Имя Мелхиседек
значит
царь правды
: слово
салим
значит
мир
. Мелхиседек прообразовал собою Иисуса Христа: как Мелхиседек был вместе священником и царем, так и Иисус Христос есть Первосвященник и Царь. Как о Мелхиседеке не указано ни начала, ни конца жизни его — он как бы
во веки жив
, — так и Христос есть вечный Бог, Царь и Первосвященник; и мы называем Иисуса Христа — Первосвященником во век по чину Мелхиседекову. И как Господь наш Иисус Христос дал нам под видом хлеба и вина тело и кровь Свою, т. е. св. причастие, так и Мелхиседек, прообразовавши Спасителя, принес Аврааму хлеб и вино, и как старший благословил Авраама.
Авраам с благоговением принял от Мелхиседека благословение и подарил ему десятую часть своей добычи.
Примечание
: см. Библию, в кн. «Бытие»: главы
12, 14, 15, 16, 17.
Искупление
Что мы должны делать, если кто-то зол на нас? К сожалению, это случается в жизни довольно часто: мы рассердили кого-то своими словами, поступками, или кто-то в плохом настроении срывает на нас злость. Если не приложить усилий по разрешению этой ситуации, хорошие отношения могут легко испортиться и постепенно сойти на нет. Например, если мы нечаянно обидели кого-то, достаточно попросить прощения, и все будет забыто. Если мы, например, разбили очень красивую и дорогую хрустальную вазу, то извинения, наверное, будет недостаточно, и нам придется заменить чем-то разбитую вещь в знак нашей искренности. В любом случае, мы должны что-то сделать, чтобы возместить причиненный ущерб. Эти усилия, направленные на преодоление конфликта, устранение совершенной нами ошибки, называются искуплением. При этом необходимо помнить, что если мы хотим по-настоящему искупить свою вину, то важны не столько слова извинения или дорогие подарки, сколько искренность нашего сердца.
Чтобы восстановить отношения с братом, Иаков должен был прежде всего измениться сам, чтобы осознать, почему Исав так рассердился на него. Потом он должен был полюбить брата, который хотел убить его. В знак этого изменившегося отношения Иаков принес брату большой дар из того, что заработал за долгие годы, причем он сделал это не высокомерно, а смиренно и великодушно. Именно поэтому Исав даже не захотел принимать подарка — все былые обиды и злоба были смыты сердечной искренностью Иакова. Исав тоже изменился. Он не убил Иакова и не воспринял его дар, как причитающуюся ему по праву компенсацию. Его сердце было достаточно открыто — его тронули подарки и отношение Иакова, и он пожелал примирения. Любовь Иакова оказалась сильнее, чем ненависть Исава.
Исав и Иаков. Иосиф. Иов. Египетское рабство.
Автор:Слободской Серафим, протоиерей
Исав и Иаков
У Исаака было два сына: Исав и Иаков.
Исав был искусным звероловом (охотником) и часто жил в поле, Иаков был кроткий и тихий, жил в шатрах вместе с отцом и матерью.
Исаак больше любил Исава, который угождал ему пищей из дичи своей, а Ревекка больше любила Иакова.
Исаву, как старшему сыну, принадлежало первородство, то есть преимущество над Иаковом в благословении от отца.
Но вот, однажды Исав возвратился с поля усталым и голодным. Иаков в это время варил себе похлебку из чечевицы.
И сказал ему Исав: «Дай мне поесть».
Иаков же сказал: «Продай мне свое первородство», так как ему очень хотелось, чтобы к нему стало относиться благословение, данное Богом Аврааму, и тем самым ревностно послужить Богу.
Исав ответил: «вот я умираю от голода, что мне в этом первородстве?» Таким ответом Исав показал свое пренебрежительное отношение к благословению Божию.
Иаков сказал: «Поклянись».
Исав продает свое первородство Иакову за чечевичную похлебку
Исав поклялся и продал свое первородство Иакову за чечевичную похлебку.
Когда же Исаак состарился и ослеп, то, чувствуя, что жизнь его подходит к концу, он захотел благословить Исава, как старшего сына. Но, благодаря хитрости, устроенной Ревеккой, он вместо Исава благословил Иакова. Исаак вскоре узнал свою ошибку, и не смотря на это, все же утвердил за Иаковом свое благословение.
За это Исав возненавидел брата и даже хотел убить его, так что Иаков должен был уйти из родной семьи.
По совету родителей, он отправился на родину своей матери в Месопотамию, в землю Вавилонскую, к брату ее Лавану, чтобы пожить у него, пока не пройдет гнев Исава, и при этом жениться на одной из дочерей Лавана.
ПРИМЧАНИЕ: См. Библию, в кн. «Бытие»: гл. 23; 24; 25; 27, 1-9.
Видение Иаковом таинственной лестницы
На пути Иаков остановился в поле ночевать, подложил под голову камень и уснул. И вот, он видит во сне: стоит лестница на земле, а верх ее касается неба. Ангелы Божии восходят и нисходят по ней, а на верху лестницы стоит Сам Господь.
И говорит Господь Иакову: «Я Господь, Бог Авраама и Исаака. Не бойся! Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и твоему потомству. И будет потомство твое многочисленно, как песок земной, и в семенитвоем благословятся все народы земли. И вот, Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя в эту землю».
Здесь под семенем или потомком его, через которого благословятся, то есть осчастливятся, все народы, разумеется Спаситель. Лестница же, соединявшая небо с землею, прообразовала Божию Матерь, через Которую Сын Божий, родившись от Нее, сошел на землю для спасения людей. Божия Матерь, как та лестница, соединила небо с землею.
Проснувшись, Иаков сказал: «Страшно сие место: это — дом Божий, это — врата небесные». Камень, на котором он спал, поставил он памятником и возлил на него елей (масло) в жертву Богу. Место это он назвал Вефиль, что значит: дом Божий. После этого, с надеждою на помощь Божию, он спокойно продолжал свой путь в Месопотамию.
Иаков пришел в Харран к Лавану, к брату матери своей (т. е. к шурину, или иначе, к швагеру). Иаков рассказал Лавану обо всем и остался жить и работать у Лавана.
Лаван спросил Иакова, какую он хочет плату за свою работу. Иаков согласился работать Лавану семь лет за дочь его, Рахиль, чтобы потом жениться на ней, т. к. он ее полюбил.
Но Лаван хитростью отдал Иакову в жену не Рахиль, а старшую свою дочь Лию, оправдываясь тем, что таков местный закон, чтобы не отдавать младшую дочь раньше старшей.
Тогда обманутый Иаков согласился работать еще семь лет за Рахиль.
Через двадцать лет Иаков благополучно возвратился к отцу своему, в землю Ханаанскую, с большою семьей и имуществом. Исав же, давно не видевший брата своего, радостно встретил Иакова еще на пути.
Господь, при особых таинственных обстоятельствах испытав силу Иакова, дал ему новое имя Израиль, что значит «бого-борец». И стал Иаков родоначальником народа Израильского, или, что то же, Еврейского.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, в кн. «Бытие»: гл. 28, 10-22; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35.
Иосиф
У Иакова было двенадцать сыновей: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф и Вениамин. От них потом произошли двенадцать колен, или племен, народа еврейского.
Из всех своих сыновей Иаков больше всего любил Иосифа за кротость и послушание и сшил ему разноцветную одежду. Братья же стали завидовать Иосифу и возненавидели его.
Однажды Иосиф видел сон, что он с братьями был в поле и вязал снопы. И вот его сноп встал посредине прямо, а снопы братьев окружили его сноп и поклонились ему. В другой раз Иосиф видел во сне, что солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились ему. Когда он рассказывал свои сны, отец заметил ему: «Что это за сны? Неужели я и твоя мать и братья будем кланяться тебе?» Братья же еще больше стали ненавидеть Иосифа.
Вскоре после этого братья пасли стада далеко от дома, и отец послал Иосифа навестить их и узнать, здоровы ли братья его и цел ли скот. Когда он подходил к ним, братья еще издали увидели Иосифа и стали говорить: «Вот идет сновидец, давайте убьем его и тогда посмотрим, как исполнятся сны его». Но Рувим, старший из братьев, сказал: «Не проливайте крови; бросьте его лучше в ров». А сам думал потом спасти Иосифа и возвратить отцу. Братья послушались; они сняли с Иосифа разноцветную одежду и бросили его в глубокий ров, в котором не было воды. В это время проезжали мимо них купцы с товарами в Египетскую землю. Один из братьев — Иуда посоветовал продать Иосифа, и они продали его за двадцать сребреников. Затем они взяли одежду Иосифа, вымазали ее кровью козленка, принесли к отцу и сказали: «мы нашли эту одежду, не Иосифа ли она?» Иаков узнал одежду. «Верно, дикий зверь растерзал Иосифа!» с горестью воскликнул он, Потом он долго оплакивал своего любимого сына и не мог утешиться.
Продажа Иосифа братьями
Иосиф, проданный братьями (по совету брата Иуды) за 20 сребрен., был прообразом Христа, проданного иудой за 30 сребренников.
ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. «Бытие»: гл. 37; и кн. «Исход»: гл. 1, 1-4.
Иосиф в Египте
Купцы привезли Иосифа в Египет и продали одному царедворцу, по имени Потифару (или Пентефрию). Живя в Египте, среди язычников, Иосиф твердо хранил веру в истинного Бога и боялся в чем-либо согрешить пред Ним; своему господину служил честно. Потифар полюбил его и сделал управляющим в своем доме. Но злая и коварная жена Потифарова оклеветала Иосифа перед своим мужем. Потифар поверил жене и посадил Иосифа в тюрьму.
Но Бог видел невинность Иосифа и помог ему. В той же тюрьме сидели виночерпий и хлебодар фараона, царя египетского. Однажды они видели сны. Виночерпию снилось, что он собрал с трех виноградных лоз ягоды, выжал из них сок в чашу и подал фараону. Хлебодар же видел, будто он нес на голове три корзины с хлебом, и птицы прилетали и клевали из них. Иосиф объяснил эти сны. Виночерпию он сказал, что через три дня фараон простит его, и он снова будет виночерпием, а хлебодару сказал, что фараон через три дня велит его повесить, и птицы будут клевать его тело. И все исполнилось так, как сказал Иосиф.
Через два года после этого увидел фараон в одну ночь два особенных сна. Ему снилось, будто он стоит на берегу реки, и вот, вышли из реки сначала семь коров полных и красивых, а за ними семь коров тощих; тощие коровы поглотили полных, а сами не сделались полнее. Другой же сон — будто на одном стебле выросло семь колосьев полных, а после семь колосьев сухих и тощих и тощие колосья поглотили семь полных колосьев. Утром фараон призвал всех мудрецов египетских, но никто из них не мог истолковать ему снов.
Тогда виночерпий вспомнил об Иосифе и сказал о нем царю. Иосифа привели к фараону, и он объяснил сны. «Оба сна, — сказал он, — означают одно и то же: вот, наступит в земле египетской семь лет изобилия; после же них наступит семь лет голода». При этом Иосиф дал фараону совет заготовить в урожайные годы столько хлеба, чтобы его достало на все время голода.
Фараон понял, что Сам Бог открыл Иосифу значение снов, и сделал его главным начальником в земле Египетской, первым после себя, и ему поручил заготовлять хлеб,
ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, в кн. «Бытие» гл. 39; 40; 41, 1-46.
Свидание Иосифа с братьями и переселение Иакова с семейством в Египет
В семь плодородных лет Иосиф собрал в Египте столько хлеба, что его достало и на голодные годы, и даже можно было продавать и в другие страны. Отовсюду стали приезжать в Египет за хлебом, потому что голод был по всей земле.
Приехали в Египет за хлебом и сыновья Иакова, из земли Ханаанской. Они пришли к Иосифу, поклонились ему до земли, но не узнали его. Иосиф же узнал братьев и невольно вспомнил сны своего детства; но чтобы видеть, сделались ли братья лучшими, обошелся с ними сурово и сказал им: «Вы, верно, соглядатаи (чужие разведчики), пришли высмотреть все в нашей земле, чтобы потом завоевать ее».
— «Нет», ответили братья, «мы — люди честные и все сыновья одного человека в земле Ханаанской. Нас было двенадцать, но одного не стало, а младший остался с отцом».
— «Если вы говорите правду», сказал Иосиф, «то пусть один из вас останется здесь, а остальные пусть отвезут хлеб и привезут младшего брата».
Братья стали тогда говорить между собою, думая, что Иосиф не понимает их, так как он говорил с ними через переводчика: «Вот, мы терпим наказание за грех против нашего брата. Мы не пощадили его, зато и постигло нас такое горе».
Иосиф же, когда услышал, что они говорят, отошел от них и заплакал. Потом, он оставил у себя Симеона, а прочих братьев отпустил.
Через год братья снова приехали в Египет за хлебом и привезли с собою младшего брата Вениамина. Иосиф, увидев между ними Вениамина, приказал ввести их в дом свой и устроил для них обед. И когда смотрел на Вениамина, то от радости прослезился. Чтобы братья не заметили его слез, он ушел в другую комнату и умыл свое лицо. После обеда Иосиф велел насыпать им хлеба в мешки, а в мешок Вениамина приказал положить серебряную чашу, из которой пил сам. На следующее утро он отпустил их домой.
Но едва братья выехали, как Иосиф велел своему управителю догнать их и обыскать, не они ли украли чашу. Чаша нашлась в мешке Вениамина. Братья все вернулись к Иосифу, пали пред ним на землю и сказали: «Бог открыл неправду нашу; теперь мы все рабы твои».
«Нет, — отвечал Иосиф, — пусть останется рабом тот, у кого нашлась чаша, а вы можете возвратиться к отцу».
Тогда выступил Иуда и сказал Иосифу: «Господин мой! Отец наш стар и этого сына любит больше всех; я поручился привезти его в целости назад; пусть лучше я останусь рабом у тебя вместо него, а его отпусти с братьями к отцу; потому что, если он не вернется, то отец наш умрет с горя».
Теперь Иосиф увидел, что братья исправились, и больше не стал скрываться от них. Он выслал всех слуг, заплакал и сказал им: «я — брат ваш Иосиф, которого вы продали в Египет!»
Иосиф открывается братьям своим
Братья так смутились, что не могли говорить.
Но Иосиф продолжал: «Не бойтесь! Сам Бог привел меня сюда, для сохранения вашей жизни. Отправляйтесь скорее к отцу и скажите ему, чтобы он ехал в Египет ко мне, потому что еще остается пять лет голода». Потом стал он обнимать и целовать Вениамина и всех братьев и плакал, обнимая их.
Когда Иаков с великой радостью узнал, что сын его Иосиф жив, он переселился со всем своим семейством в Египет.
Семнадцать лет прожил престарелый Иаков-Израиль в Египте и стал приближаться к смерти. Сначала он благословил Иосифа и его детей — Манассию и Ефрема. Иосиф подвел сыновей своих к отцу так, что старший Манассия стоял против правой руки Иакова, а младший Ефрем стоял против левой. Но Иаков сложил руки крестомтак, что правая его рука легла на голову Ефрема, а левая — на голову Манассии. И благословил их: Ефрема, как старшего, а Манассию, как младшего.
Это крестообразное сложение рук Иаковом для благословения было прообразом Креста Христоваи того времени, когда люди будут получать благословение Господне не по старшинству, а по своим добрым делам и заслугам.
Потом, собрав вокруг постели всех сыновей своих, он каждому из них дал благословение и предсказал Иуде, что из потомства его будут цари над еврейским народом до тех пор, пока не придет Примиритель, то есть Христос Спаситель.
После всего он заповедал сыновьям своим, чтобы они похоронили его в земле Ханаанской, там, где похоронены его отцы. И умер Иаков-Израиль ста сорока семи лет, и отнесен был сыновьями в землю Ханаанскую и похоронен там.
Переселение Иакова с семейством в Египет
Через пятьдесят лет после Иакова умер и Иосиф. Перед смертью он сказал, что Бог выведет еврейский народ из Египта и возвратить в землю Ханаанскую. Он заповедал также, чтобы кости его были перенесены в родную землю.
В Египте семья Иакова-Израиля скоро умножилась и составила народ, который стал называться израильским или еврейским. Он делился на двенадцать колен по числу двенадцати сыновей Иакова.
История Иосифа
, пострадавшего от своих братьев, потом прославившегося и спасшего им жизнь, была прообразом Христа Спасителя. Спаситель также пострадал от своего народа, умер на кресте, потом воскрес и прославился, и спас людей от греха и вечной смерти.
ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. «Бытие»: гл. 41, 47-57; гл. 42 по 50 гл.
Беседа: история Иосифа, записанная на языке деревьев
Рационалисты (люди, признающее источником познания только один разум, отвергающие всякий опыт и Божеств. Откровение), не верящие в историчность библейских повествований, относятся к истории Иосифа, как к легенде. Однако, этот рассказ не легенда, а действительное событие, имевшее место в истории древнего Египта. Автор этих строк со всей смелостью утверждает историчность данного события, так как оно оказалось записанным самою природою и записано совершенно неожиданным способом. В двадцатых годах текущего столетия автор занимался исследованием зависимости прироста древесины деревьев от различных природных деятелей: от орошения, от осадков, климата, пожаров, вредителей, в связи с работами в этом направлена многих исследователей в России, в Америке и в Швеции. Тогда же было проведено обследование древесных остатков, сохранившихся в различных палеонтологических и археологических коллекциях. Особенно остановили наше внимание коллекции деревянных предметов, сохранившихся от времен древнего Египта. Таких предметов, в египетском отделе Петербургского Эрмитажа оказалось значительное число. Все они были в прекрасной сохранности, позволявшей точно установить, какое дерево было употреблено для той или другой вещи.
Таким образом, было выяснено, что часть вещей была сделана из деревьев, произрастающих до наших дней в Абиссинии и в областях верхних озер, откуда берет начало Голубой и Белый Нил. Эти породы были, конечно, в Египте привозными. Но не малое количество, находившихся в коллекции вещей было сделано из видов деревьев, до сих пор растущих в долине Нила. Среди этих видов столярами древнего Египта наиболее часто были использованы два вида: нильская акация и сикомора. Путем изучения строения древесины этих видов нам удалось установить, что имеется прямая зависимость ширины древесных колец от разливов Нила.
Как известно, от величины этих разливов зависит вся экономика Египта: когда разлив обильный, все население благоденствует, так как растительность Нильской долины в такие годы развивается бурно, поля дают обильный урожай; оказалось, что в такие годы и деревья, растущие по берегам Нила, образуют широкие кольца. В годы же слабых разливов — в стране недород и голод, а кольца деревьев становятся узкими, так как вся растительность страдает от недостатка влаги. Когда связь между урожаями и шириной древесных колец была установлена, я пришел к следующему заключению: если библейский рассказ передает действительно имевшее место в истории Египта событие, то 7 лет необычайных урожаев и семь лет сильных неурожаев должны были запечатлеться в кольцах, произраставших в то время на берегах Нила, деревьев.
Тогда я попросил помощницу хранителя Египетского Отдела Эрмитажа (им в те годы был акад. В. В. Струве), г-жу Н. Д. Флитнер, указать мне, какие деревянные предметы коллекций могут быть отнесены ко времени ХIII-ХVIII династий? К этой эпохе исследователи библейской археологии, как известно, относят историю пребывания евреев в Египте. Г-жа Флитнер указала мне ряд таких вещей. В числе их оказались: ящичек для хранения благовоний, сделанный из нильской акации, саркофаг одной из царевен, выдолбленный из сикоморы и некоторые другие предметы. Я произвел тщательное обследование этих предметов, начавши с ящичка для благовоний. Это небольшая вещичка, приблизительно 12 см. длины, 7 см. ширины и 8 см. глубины. (В свое время у меня были сделаны точные измерения и снимки, но они погибли во время бегства из СССР). Сделан был этот ящичек из одного и того же обрубка нильской акации. Обрубок был мастером расколоть на тонкие дощечки, из которых при помощи растительной смолы и был склеен ящичек. Тождественность рисунка древесных слоев была видна на всех стенках ящичка, причем рисунок этот оказался исключительным: на всех дощечках бросалось в глаза наличие очень широких и очень узких слоев. Это чередование шло таким образом: сначала шла группа из шести необычайно широких слоев; а за ней непосредственно следовала группа, состоявшая из семи слоев очень узких. (Последовательность слоев во времени может быть установлена без особого затруднения каждым, кто знаком со строением так называемой весенней и осенней древесины). Выше мы сказали, что ширина древесных слоев на берегах Нила соответствует его разливам и связанными с этим урожаями или неурожаями. Таким образом, природа сама записала, что во время, соответствующее эпохе жизни Иосифа в Египте, в этой стране в несколько лет подряд имели место обильные урожаи. В эти годы и деревья образовывали необычайно широкие кольца. Таких годичных колец на ящичке, нами обследованном, оказалось — шесть. Но и перед этими кольца не были узкими, так что заметного расхождения с библейским рассказом о семи годах изобилия здесь нет. Относительно же следовавших за годами урожаев семи годов неурожая, строение древесины, нами обследованной, свидетельствует с неопровержимой точностью.
Кроме названного ящичка, мною был обследован также вышеназванный саркофаг. Его сохранность была несколько хуже сохранности ящичка для благовоний, но все-таки и на древесине сикоморы, из ствола которой был сделан саркофаг, удалось обнаружить подобную же группу слоев, подтверждающих с неопровержимой ясностью, что в основе библейского рассказа лежит несомненный факт, записанный на страницах великой книги Природы.
О сделанном открытии, в общих чертах, я сообщил в публичном докладе на вечере в память Д. Н. Кайгородова в феврале 1928 года и пытался напечатать с приложением всех материалов, полученных исследованием. Сделать этого не удалось, так как цензурные условия, существующие в СССР, не позволяют напечатать ничего, могущего способствовать увеличению авторитета книг Священного Писания.
К сказанному считаю полезным присоединить справку, относящуюся к истории древнего Египта.
Согласно библейской хронологии, продажа Иосифа братьями в Египет и следовавшее затем переселение туда патриарха Иакова имело место за 18 веков до Рождества Христова. Некоторые историки устанавливают точно дату переселения Иакова, а именно 1825 год. Замечательно, что при фараонах XII династии, в частности при Аменемхете III, царствовавшем в эти годы, сеть искусственного орошения была значительно расширена и усовершенствована. Уровень воды в Ниле при фараонах XII династии отмечался на скалах около Семнэ, у 2-го порога. В надписи, обнаруженной здесь и относящейся к 14 году царствования Аменемхета (т. е. к 1835 году до Р. X.) отмечен максимальный уровень, который превышал на 7 метров уровень воды, наблюдающийся теперь.
Очевидно, специальные чиновники следили за высотой подъема воды в Ниле, так как государственная власть отдавала себе ясный отчет в том, какое огромное значение для хозяйственной жизни страны имела система искусственного орошения, действие которой целиком зависело от количества воды в Ниле.
Особенно крупные работы в этот период имели место в Фаюмском оазисе. Здесь находилось большое водохранилище названное греками Меридово озеро. Озеро соединялось каналом со шлюзами, и эта система давала возможность регулировать орошение очень большой площади Фаюмского оазиса. (См. об этом у Масперо и Авдиева).
Остается добавить к вышеизложенному следующее: если бы можно было обследовать богатейшие египетские коллекции Британского и Каирского музеев, мы, несомненно, нашли бы еще ряд вещей, запечатлевших на себе события, описанные в последних главах книги Бытия.
Протоиерей Н. Смирнов.
Из газеты «Наша Страна», Буэнос Айрес. 1960 г.
История многострадального Иова
В очень давние времена жил к востоку от Палестины праведный человек, по имени Иов. Это был справедливый и добрый человек, который всегда старался во всей жизни своей угодить Богу. Господь наградил его за благочестие большими благами. Он имел многие сотни крупного и тысячи мелкого скота. Утешала его большая и дружная семья: у него было семь сыновей и три дочери.
Но диавол позавидовал Иову. Он стал клеветать Богу на праведного Иова: «Разве даром богобоязнен (праведен) Иов? Отними у него все, что у него есть, — благословит ли он Тебя?» Бог же, чтобы показать всем, насколько верен Ему Иов, и чтобы научить людей терпению в их страданиях, разрешил диаволу отнять у Иова все, что он имел. И вот, в один день, разбойники угнали у Иова весь его скот, слуг перебили, а страшный вихрь из пустыни разрушил дом, в котором собрались дети Иова, и все они погибли. Но Иов не только не стал роптать на Бога, а сказал: «Бог дал, Бог и взял: да будет благословенно имя Господне«.
Посрамленный диавол не удовлетворился этим. Он снова стал клеветать на Иова: «3а жизнь свою отдаст человек все, что есть у него: но коснись его костей, его тела (т. е. порази его болезнью), — увидишь, благословит ли он Тебя?» Бог разрешил диаволу лишить Иова еще и здоровья. И вот заболел Иов самою страшною болезнью — проказой. Тогда даже жена Иова стала уговаривать его сказать слово ропота против Бога, а друзья его, вместо утешения, только расстраивали невинного страдальца своими несправедливыми подозрениями. Но Иов остался тверд, не потерял надежды на милосердие Божие и только просил Господа засвидетельствовать, что он терпит все невинно.
В беседе с друзьями Иов пророчествовал об Искупителе (о Спасителе) и о будущем воскресении: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю (увижу) Бога. Я узрю (увижу) Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19, 25-27).
После этого Бог, показав всем пример верности и терпения в Своем рабе Иове, Сам явился и велел друзьям его, взиравшим на Иова, как на великого грешника, просить молитв за себя у него. Бог наградил Своего верного раба. Иову вернулось здоровье. У него было снова семь сыновей и три дочери, а скота стало вдвое больше прежнего, и жил Иов еще сто сорок лет в почете спокойно, благочестиво и счастливо.
История многострадального Иова учит нас, что несчастья Бог посылает не только за грехи, но иногда Бог посылает несчастья и праведникам для еще большего утверждения их в добре, для посрамления диавола и для прославления правды Божией. Затем история жизни Иова раскрывает нам, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека и учит нас также быть сострадательными к несчастным.
Иов, своими невинными страданиями и терпением, прообразовал Господа Иисуса Христа. Поэтому в дни воспоминания страданий Иисуса Христа (на Страстной седмице) в церкви читается повествование из книги Иова.
ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в «Книге Иова».
Египетское рабство
В Египте евреям сначала жилось хорошо. Но новые фараоны, вступавшие на египетский престол, стали забывать Иосифа и его заслуги. Они стали опасаться умножения еврейского народа, они боялись, что евреи станут сильнее египтян и восстанут против них. Фараоны стали изнурять их тяжелыми работами. Но чем больше изнуряли их, тем более они умножались. Тогда один из фараонов приказал убивать всех рождающихся у евреев мальчиков.
В то время, когда евреям жилось еще хорошо, они начали забывать Бога и стали перенимать языческие обычаи у египтян. Теперь, когда начались беды, они вспомнили о Боге и обратились к Нему с молитвою о спасении. Милосердный Господь услышал их и послал им избавление через пророка и вождя Моисея.
ПРИМЧАНИЕ: см. Библию, в кн. «Исход»: гл. 1.
[ Далее… ]
Страница сгенерирована за 0.07 секунд !