«Возлюбите врагов ваших», — призыв, если задуматься, странный призыв. Ведь нельзя же заставить себя любить кого-то? Да и правильно ли испытывать тёплые чувства к тем, кто их явно не заслуживает.
Тем не менее, согласно Евангелию, фразу эту сказал самый главный авторитет христианства — Иисус Христос. Мог ли Он ошибиться? Или фразу записали с ошибкой? Призыв ненавидь врага — кажется более характерным для Библии, если вспомнить Ветхий Завет. Эта статья пояснит ситуацию.
Эту фразу «любите врагов ваших» Иисус Христос в Нагорной проповеди в Евангелии от Матфея
Место в Библии, где это сказано, — Евангелие от Матфея. Иисус Христос в Нагорной проповеди произносит:
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
Мф. 5:43–44
Похожая фраза есть в Евангелии от Луки:
«Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас».
Лк. 6:27–28
Иисус Христос — пример христианской добродетели. Даже распятый на кресте, Он молился за врагов
Пример любви к врагам демонстрирует сам Иисус Христос. Когда Его распяли, Мессия обращается к Богу:
«Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают».
Лк. 23–34
Это реализация принципа молитесь за врагов ваших.
Святые, являющиеся явным образцом любви и добродетели
Святой Андрей, над которым насмехались прохожие, толкали его и оплевывали увидели, что демоны записывают имена его обидчиков. Юродивый начал усердно молиться, тем самым стер эти записи. Он сказал, что упросил Господа не наказывать обидчиков, потому-что они не понимают, что творят.
Татьяна
Еще один пример добродетели и снисхождения к врагам явила святая мученица Татьяна. В ответ на свои мучения она молитвами упросила, чтоб Господь не карать ее истязателей, а дал им познать правду. После чего обидчики увидели Татьяну в окружении четырех ангелов и осознали, как гадко поступили. Они попросили у Святой прощения и благодаря ее искренней молитве стали христианами.
Это высказывание отсылает к ветхозаветным заповедям о любви
Помимо десяти законов на скрижалях, существовали и другие заповеди, которые следовало выполнять верующими. Одними из них были две заповеди о любви. Они есть в тексте Ветхого Завета, а Иисус Христос дополнил эти идеи в своих проповедях.
1 заповедь любви. Отношение к Богу. О них сказано:
«… и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими».
Втор. 6:5
2 заповедь любви. Отношение к людям.
«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя».
Лев. 19:18
«Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его. Пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской».
Лев. 19:33-34
Иисус Христос расширил ветхозаветные заповеди о любви.
Вот слова Иисуса Христа на эту тему:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
Мф. 22:37–40
Хотя Мессия ещё много раз коснётся вопросов того, как важно делать добро людям, быть, как Он выражается, сынами Отца Вашего Небесного, и не только любить любящих, но и вообще друг друга в любом случае.
Как простому человеку научиться прощать своих врагов?
Если вдуматься в смысл заповеди становится понятно, что в любой ситуации надо контролировать свои эмоции. Если каждый из нас станет хоть чуточку добрее и терпимей мы сможем изменить мир в лучшую сторону. Прекратятся войны, где люди убивают друг друга, брат предает брата, сын поднимает руку на родителей, которые дали ему жизнь и воспитали.
Возрождайте любовь
Есть еще одна заповедь Христа, которая гласит: «Если вас ударили по щеке, подставьте другую». Никогда не отвечайте злом на обиду, лучше молча уйдите, дайте пылающему в вашей душе гневу остыть. Посмотрите на сложившуюся ситуацию спокойно, тогда может и обида вам покажется не столь значимой, как на первый взгляд.
Если человек вам чем-то неприятен лучше избегайте общения с ним, но ни в коем случае не проклинайте его даже в душе. Любое проклятие вернется к вам бедой. Давайте любить и уважать друг друга и самих себя. Пусть зло навсегда уйдет из нашей жизни.
Фраза по-разному выглядит в источниках
«Толковая Библия Лопухина» сообщает, что текст этот в разных источниках отличается.
«Выражение: «благословляйте проклинающих вас» выпущено в Синайском, Ватиканском, Вульгате некоторых других латин. переводах, у Тишенд. и Вестк. Хорта, и имеется в recepta, почти всех курсивных, Иоанна Златоуста, Феодорита, Феофилакта и многих других.
Выражение: «благотворите ненавидящим вас» выпущено в Синайском, Ватиканском, но имеется в recepta, почти во всех курсивных, Вульгате и Сирийском Пешито.
Наконец: «за обижающих вас» выпущено в Синайском, иканском у Тишенд. и Вест. Хорта; но имеется в recepta, почти во всех курсивных, древних лат. и Пешито. (Но все эти слова есть в славянском. Прим. ред.).
Таким образом, в ряде кодексов указанных слов нет; но зато в пользу их подавляющее большинство рукописей и цитат у церковных писателей. Многие экзегеты думают, что слова эти интерполированы из Лк. 6:27, 28. Сравнивая текст Матфея и Луки находим, что, если не обращать внимания на перестановки, он одинаков у того и другого евангелиста. Но другие экзегеты держатся других мнений и говорят, что подозревать здесь интерполяцию нет достаточных оснований. Цан признает текст подлинным, хотя и не высказывается решительно».
А.П. Лопухин
автор «Толковой Библии Лопухина»
Также «Толковая Библия Лопухина» приводит похожие заповеди из буддийских источников:
«Побеждай гнев отсутствием гнева
Побеждай несправедливость добротой,
Побеждай подлого человека даром,
А лжеца — истиной».
«Толковая Библия Лопухина»
Благотворить ненавидящих призывали и многие другие религии. Яркий пример — индуизм. Его тексты Бхагават-Гита и Шримад Бхагаватам в основном касаются любви к ближнему, врагам, Богу и всему в нашем мире.
В действительности проявляли любовь и считали её высшим чувством представители многих культур и религий. Так поступают и язычники, так что христиане должны в особенной степени усердствовать в любви, доброте, сострадательности и умении встать на чужое место.
Мы, верующие, формируем облик православия. И его благочестивая репутация — это тоже задача жизни христианина, который вознамерился попасть в Царство Небесное.
Молиться за врагов — высшая ступень благодетели
Иоанн Златоуст пишет, что есть девять ступеней благодетели:
«Первая степень — не начинать обиды;
вторая, когда она уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему;
третья — не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным;
четвертая — предоставлять себя самого злостраданию;
пятая — отдавать более, нежели сколько хочет взять причиняющий обиду;
шестая – не питать к нему ненависти;
седьмая — даже любить его; восьмая — благодетельствовать ему; девятая – молиться о нем Богу».
Иоанн Златоуст
архиепископ Константинопольский
Толкователи этой фразы уточняют, что любить врагов не значит помогать им в плохих делах
Фразу Иисуса Христа подробно разобрал епископ Михаил (Лузин). Сперва он уточняет, кто такой враг и какие есть виды любви:
«Любите врагов ваших. Враг — тот, кто делает нам зло так или иначе. Есть два рода любви к людям: первый — это расположение к человеку, жизнь и действия которого мы одобряем, который нам нравится; второй — расположение и желание добра тем, жизнь и действия которых мы не одобряем, недобрым действиям которых в отношении к нам или другим мы противодействуем.
Это последнее чувство и есть любовь, которую мы должны оказывать врагам. Невозможно любить действия человека, который наносит нам обиды, вред, оскорбляет законы божеские и человеческие, но мы можем, отвращаясь от его действий, желать добра ему самому, не платить ему злом за зло помогать ему в нуждах и затруднениях, оказывать ему услугу, желать ему вечных благ (Рим. 12:17–20).
Это — любовь ко врагам, свидетельствующая о высокой степени совершенства имеющих сию добродетель.»
Михаил (Лузин)
епископ
Продолжая толкование, епископ Михаил (Лузин) уточняет, что благословение к врагам — это вовсе не одобрение всех его действий, а иногда даже наоборот — резкое противодействие его намерениям из благих побуждений:
«Благословляйте проклинающих вас и прочее. Частное развитие общей мысли о любви к врагам, указание, в чем может выражаться эта любовь к различным образом проявляющим свою вражду. Благословлять — собственно значит не только не говорить о враге нашем дурного, но говорить доброе, не умалять его добрых качеств, но хвалить их, поставлять на вид, потом — благословлять, благожелать.
Обижать — неправильно преследовать судом; отсюда — обвинять несправедливо, оскорблять, поносить, вредить словом или делом. Очевидно, что с заповедью о любви к врагам совершенно не согласна была бы такая любовь к врагам, с которой соединялось бы соучастие в их действиях; напротив, истинная, любовь требует иногда обличения и укоризн, когда из-за вражеских действий оскорбляется слава Божия или совращаются люди с пути спасения. Потому и Сам Господь, и Его Апостолы нередко обращались к врагам своим с словом грозным, обличительным (Мф. 23:33; Гал. 1:8; Деян. 23:3; 1 Ин. 5:16; 2 Ин. 1:10 и др.)».
Михаил (Лузин)
епископ
Любить врага — это не отвечать на зло злом
Христианам не стоит по-разному относиться к праведным и неправедным. Любви ближнего может быть удостоен любой человек, кем бы он не был. Если же некто пытается сделать нам зло, то отвечать ему нужно разумно, но никак не злом. Апостольские постановления св. Климента епископа содержат следующие рассуждения:
Но, тебя проклинает кто-нибудь? Ты благословляй его; потому что в книге Чисел написано:
«… благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят».
Чис. 24:9
Подобно и в Евангелии написано:
«…благословляйте проклинающих вас».
Мф. 5:44
Когда вас обижают, вы не обижайте взаимно, но терпите; потому что Писание говорит:
«Не говори: отомщу врагу за то, что обидел меня, но потерпи, да отомстит за тебя Господь и наведет отмщение на обижающего тебя».
Притч. 20:22
И, опять, в Евангелии говорит оно:
«Любите врагов ваших, творите добро ненавидящим вас, и молитесь за творящих вам напасть и гонителей, и будете сынами Отца вашего, Господа на небе, ибо солнце Своё поднимает на злых и добрых, и посылает дождь на праведных и неправедных.
Будем, возлюбленные, внимать этим заповедям, чтобы чрез исполнение их оказаться нам сынами света. Итак, сносите, рабы и сыны Божии, друг друга».
Мф. 5:44–45
Христианин может противостоять злу, но только не злом, а разумом.
А блаженный Феофилакт Болгарский и вовсе был убеждён, что враги — это то, что даёт нам способность стать лучше:
«Ибо их должно почитать, как благодетелей, потому что каждый, кто преследует и искушает нас, уменьшает нам наказание за грехи. С другой стороны, и Бог воздаст нам за это великой наградой. Ибо слушай: «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
Феофилакт Болгарский
архиепископ Охрида в Болгарии
Это вовсе не означает, что верующий должен терпеть зло в свою сторону. Однако, если тебя кто-то обокрал, ударил, оболгал, можно обратиться в полицию, прессу, суд и т.д. А вот мстить — это не по-христиански, на такой путь верующему не стоит восходить.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Почему нам так трудно возлюбить врагов наших?
Человеческая душа многогранна, мы можем любить и ненавидеть, прощать и карать, быть добрыми и жестокими, показывать свое раздражение и злость. В силу разных обстоятельств под воздействием различного рода ситуаций мы выражаем свое душевное состояние по-разному.
Если вокруг светит солнце, поют птички, то и на душе светло и спокойно. В такие минуты хочется радоваться жизни и дарить добро всем окружающим. Но если, что-то не складывается, неприятности на работе и в семье, то мы становимся раздражительными и готовы сорвать зло на первом встречном. А если в такие минуты еще кто-то накричит, толкнет или нахамит, то в ответ мы ведем себя точно также, отвечая грубостью на грубость.