Что говорить на исповеди перед батюшкой: с каких слов начать, как правильно закончить
Многих новоначальных прихожан, приобщающихся к православию, волнуют вопросы правильного поведения в Храме на исповеди.
Рассмотрим:
- Как подходить к батюшке.
- С каких слов начать исповедь.
- Какими словами закончить покаянную речь.
- Может ли отказать священник в исповеди прихожанину, и по каким причинам.
Предложенная статья ознакомит читателя с некоторыми правилами поведения в церкви и прольет свет на наиболее часто задаваемые вопросы об исповеди и причастии.
Как подходить к батюшке для исповеди
Приняв решение исповедаться, отнеситесь к нему со всей ответственностью:
- Подумайте о прегрешениях.
- Примиритесь с близкими.
- Простите обиды.
- Попросите прощения.
Люди, впервые пришедшие на исповедь, затрудняются обратиться к священнику, не зная:
- С какими словами правильно подойти к архиерею.
- Что говорить на исповеди.
- Какие вопросы задает священник и др.
Многие теряются и боятся выглядеть нелепо.
На сайте «Азбука веры» подробно объясняется данный вопрос, где онлайн любой желающий узнает основные правила:
- Готовясь дома к исповеди, обратитесь с молитвой к Богу с просьбой открыть содеянные грехи.
- Идя в церковь, не надейтесь на память, а запишите свои грехи на бумажке. Многие, подходя к аналою, где происходит исповедь, от переживания забывают о чем сказать.
- Подойдя к батюшке, выполняется поклон головой и, сложив руки крестообразно перед собой, просится о благословении.
- Затем положить два пальца правой руки на Святое Распятие, голову – на Библию.
- Священник покрывает кающегося частью одеяния (епитрахилью), спрашивает имя и просит назвать грехи, совершенные человеком.
- Если обратившийся затрудняется сказать необходимые слова, духовник задает некоторые наводящие вопросы.
- После окончания таинства, над кающимся произносится разрешительная молитва и снимается с головы покрывало.
- Кающийся крестится, целует Распятие и Библию.
- Священник дает поцеловать руку и благословляет совершившего покаяние.
Обратите внимание! В таинстве исповеди человек остается один на один с Богом, а священник – лишь свидетель примирения.
Что делать после исповеди
Самое первое, что нужно сделать — это поблагодарить Господа за прощение грехов. К сожалению, некоторые об этом забывают. А ведь это великий дар Его, благодаря которому человеческая душа очищается от скверны.
Также нужно принять твердое решение изменить свою жизнь. Недостаточно просто исповедать грех перед Богом: нужно стараться больше никогда не повторять подобного впредь. Важно помнить, что для христианина покаяние и борьба с грехом — это работа всей жизни, которая никогда не заканчивается.
При искреннем покаянии на исповеди прощаются все прегрешения. Но это вовсе не означает, что о них сразу же можно забыть. Нет, о совершенных ранее грехах следует помнить всегда, ибо это необходимо нам для смирения и для защиты от возможных падений в будущем.
Если исповедоваться достаточно регулярно, то со временем становится трудно вспоминать свои прегрешения. Но это не значит, что их нет: они просто начинают «прятаться» от нас. В этом случае можно попросить Господа, чтобы он даровал нам видение собственных грехов.
С каких слов начать называть свои грехи и как правильно закончить
Многие не понимают грехов, не видя ничего предосудительного в содеянном, потому для совершения таинства примирения с Богом называют первые понравившиеся слова из общей памятки идущему на исповедь.
Это в корне неверно и не приносит пользы. Чтобы осмысленно подготовиться к таинству, детально воссоздайте в уме собственную жизнь, подмечая поступки, вызывающие чувство сожаления и раскаяния за содеянное.
Такие деяния необходимо называть при исповеди, ничего не приукрашивая и не приуменьшая.
Приступая к таинству, скажите Богу, что согрешили пред ним и начните перечислять совершенные неблаговидные поступки. Во время разговора с Богом не надо во всех подробностях описывать содеянное, достаточно кратко произнести суть.
Окончив диалог скажите, что раскаиваетесь в содеянном и просите Господа простить грехи.
Священник, находясь рядом и являясь свидетелем произошедшего диалога, даст совет, как правильно себя вести в дальнейшей жизни, чтобы избавиться от подобных поступков.
Что такое исповедь и для чего она нужна
Святые Отцы учат, что грех — это главная преграда между человеком и Богом. И эта преграда настолько огромна, что люди не способны преодолеть ее своими силами. Справиться с ней можно лишь с Божией помощью, но для этого человеку нужно сперва признать свой грех и покаяться в нем.
Именно для избавления от греха и существует Таинство исповеди. Когда наш организм заражен опасным вирусом, мы обычно идем в больницу за лекарством. Однако грех — это такой же смертельный вирус, только поражающий не тело, а душу. И чтобы излечиться от него, человеку требуется помощь церкви.
Таинство покаяния часто сравнивают с крещением. Во время крещения новообращенных христианин избавляется от первородного греха, доставшегося от наших прародителей — Адама и Евы. Исповедь же помогает разрешиться от тех грехов, которые были совершены уже после крещения и самим человеком лично.
Обычно для христианина покаяние состоит из трех этапов:
- Покаяться сразу, после прегрешения.
- Попросить у Бога прощения вечером, перед отходом ко сну.
- Сходить на исповедь, во время которой Господь окончательно разрешит этот грех.
Также можно исповедоваться, если на душе тяжело или мучает совесть. И здесь Таинство покаяния играет роль скорой помощи, поскольку помогает избавиться от страданий, причиняемых грехом, и вернуть утраченное душевное здоровье.
Очень важно научиться просить прощения у тех, кого мы обидел. Но еще важнее — это покаяние перед Богом, поскольку перед Ним у нас грехов гораздо больше, чем перед любым из людей.
Многие спрашивают, зачем нужно ходить в церковь и исповедоваться в присутствии священника. Разве не достаточно того, что мы просим у Бога прощения, что нас мучает совесть, и мы раскаиваемся в содеянном?
Нет, недостаточно. Обычно священники дают такое объяснение: если человек, например, испачкался, он не станет чистым лишь из-за того, что осознал свою грязь и устыдился ее. Для очищения ему нужен какой-нибудь внешний источник воды, в котором он сможет помыться. Роль такого источника для христианина как раз и играет Святая Церковь.
Однако важно помнить, что исповедь — это не только раскаяние и освобождение от греха. Это еще и твердая решимость больше не повторять греховных поступков и привести свою жизнь в реальное соответствие с христианским учением.
Пример исповедальной речи
Дома, готовясь к исповеди, надо правильно выявить грехи и подготовиться к оглашению.
Люди, редко подходящие к таинству, испытывают чувства стыда и стеснения.
Чтобы подавить смущение в душе, они выдумывают высокопарную речь, приукрашивая сказанное и включая церковные выражения.
Это неправильно и не полезно; готовя исповедальную речь, помните, что это – разговор с Богом, ведущим человека изнутри, а чрезмерная напыщенность или самоедство заглушают истинные чувства.
Подготавливаясь к таинству и анализируя поступки, руководствуйтесь примерами грехов, описанных в таблице:
Группы грехов | Название | Описание |
Против Бога | Хула на Бога | Недовольство жизнью, человек жалуется, ропщет, считает себя несчастнее других |
Кощунство | Насмешки над церковными таинствами, обрядами, обычаями; анекдоты и юмор, церковной направленности, не важно, слушает человек или рассказывает | |
Клятвопреступления | Дающий клятвы согрешает пред Богом | |
Недержание слова | Любое данное слово или обет должны исполняться | |
Несовершение ежедневной молитвы, нерадение о душе | В молитве человек общается с Богом, без ее ежедневного совершения он отдаляется от Небесного Отца | |
Суеверие, обращение к гадалкам, шептухам | Это мерзость пред Господом | |
Против ближнего | Неуважение к родителям, старшим | Несоблюдение заповеди, данной Богом |
Причинение обиды, осквернение ближнего | Обижая ближнего, наносится вред собственной душе | |
Клевета | Ложь наносит непоправимый вред | |
Ненависть, издевательство, унижение | Приравнивается к человекоубийству | |
Злопамятство | Свидетельствует о себялюбии, высокомерии | |
Осуждение | Кто осуждает ближнего, будет осуждаем Богом | |
Против себя | Лень, празднословие | Развращает душу |
Ложь | Смертный грех | |
Лесть | То же, что и ложь | |
Нетерпение, маловерие | Слабая вера | |
Отчаянье, мысли о самоубийстве | Приравнивается к убийству |
Приведенные в таблице грехи ежедневно совершает каждый человек, они вошли в обыденную жизнь, стали нормой, губя и развращая душу.
Но борьба с пороками – ежедневный подвиг, требующий огромного внимания и желания исправиться.
В одиночку человек не в силах возобладать с грехами, но заручившись помощью Создателя, под силу многое.
Более подробный перечень грехов и образец правильно составленной исповедальной речи представлен в православном молитвослове.
Какие вопросы задает батюшка
В помощь кающемуся, батюшка задает наводящие вопросы:
- В каких делах согрешил.
- Обидел ли кого.
- Всех ли простил.
- Какие помыслы терзают душу.
Иногда священник проводит обряд группового исповедания, от трех и более человек.
Такое таинство совершается при:
- Большом стечении желающих принять участие в покаянии.
- Подготовке к крещению ребенка.
- Перед венчанием.
В таких случаях все желающие выстраиваются перед батюшкой, который, обращаясь к присутствующим, говорит, чтобы каждый произносил собственные грехи и читает разрешительную молитву.
Может ли отказать священник исповедовать, и не допустить к причастию
Священник вправе отказать в исповедании, но только если человек некрещеный. Во всех других ситуациях подобный поступок не допускается.
Если Бог привел человека в церковь, служитель не имеет права отказать в таинстве.
Иногда, если человек пришел на исповедь в неурочное время, а священнослужитель очень занят различными требами, они договариваются о времени проведения таинства.
Если грешник покаялся в совершении смертных грехов, священник вправе назначить епитимью и не допустить к причастию на определенный срок.
Эти вынужденные меры направлены на исцеление души, и должны приниматься с благодарностью.
Настоящая молитва, совершаемая с верой, творит чудеса, исцеляя души и тела. Приучите себя к ежедневной молитве, беседуйте с Богом, и он прибудет в вас.
Сколько раз требуется исповедаться?
Фото: Elitsy.ru
Церковь утверждает, что лучше всего, когда человек исповедуется сразу, как только совершит проступок, из-за которого его мучит совесть. На практике это возможно не всегда. В прежние времена было принято исповедаться и причащаться каждое воскресенье.
Рекомендуется бывать на Исповеди как можно чаще, ведь никто из людей не может быть застрахован от тяжелой болезни или внезапной смерти. Тогда можно просто не успеть исповедаться. А ведь именно из-за совершенных грехов человек часто наказывается Всевышним. Исповедь в большинстве случаев объединяется с другим Таинством – Причастием. Но это не обязательно: допускается посетить Исповедь, а после не отправляться на Причастие.
Как подойти к исповеди и причастию?
Вопрос читателя:
Добрый день! Мне 17 лет и я, к сожалению, ни разу не причащалась, сейчас осознаю, что все мои грехи скопились на мне и от этого очень тяжело. Рядом со мной нет человека, который бы разъяснил мне как всё проходит, а в интернете всё не очень понятно для меня, остались вопросы. Пожалуйста, поясните мне несколько моментов: когда подошла твоя очередь к исповеданию, надо подойти к священнику, сказать ему свое имя, он накроет голову, и надо перед ним раскаяться в своих грехах? А после перекреститься и поцеловать крест и Евангелие? И как попросить благословения после всего, какими словами? Далее, начинается служба, а после службы следует причастие. Как оно проходит? Мне очень страшно совершить ошибку, какую-то мелочь забыть и не сделать, опишите мне, пожалуйста!
Ксения
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте, Ксения! Помощи Божией в Ваших благих намерениях! Сразу скажу, если возникнут какие-то обстоятельства, которые будут препятствовать Вам прийти в храм, подойти к исповеди, причастию и так далее — молитесь про себя Богу и идите, несмотря на все обстоятельства. Потому что бывает, что, когда человек хочет пойти в храм, что-то такое мешающее возникает, вот надо его обходить и от своих намерений не отказываться. Да, когда подходит Ваша очередь, Вы подходите к священнику и говорите ему о совершенных грехах, можно не «книжными», а своими словами, это даже лучше. Имя батюшка спросит потом, когда исповедь закончится. Тогда Вы склоняете голову к Евангелию, священник кладет на Вашу голову епитрахиль — часть облачения, в котором он совершает исповедь — и читает разрешительную молитву. Потом Вы креститесь, целуете крест и Евангелие. Если батюшка что-то посоветует Вам сделать и Вы не все поймете, не постесняйтесь переспросить у него и выяснить. Если в храме исповедь совершается не только во время богослужений, но и в дни приема священников, когда люди могут прийти на беседу, подумайте, может быть, Вам было бы удобнее исповедоваться не во время или перед службой, а в такой день. Благословение просите так: кладете пригоршню правой руки на левую, как бы лодочкой, как когда воду зачерпываете руками, и просите: «Благословите». Священник Вас перекрестит. Причастие — это не после службы, это основная часть службы, то, ради чего Божественная литургия и совершается. Священник выходит с Чашей, в которой находятся Тело и Кровь Христова. Он читает молитву, а после верующие выстраиваются в очередь и по очереди подходят к Чаше. Перед Чашей Вы называете имя, данное Вам в Крещении, открываете рот, священник берет из Чаши на лжицу — специальную ложечку — Хлеб и Вино, которые пресуществились в Тело и Кровь Христа, и кладет Вам в рот, примерно как когда маленьких детей с ложки кормят. Наверное, Вы видели, как проходит Причастие. Потом Вы целуете нижнюю часть Чаши (посмотрите, как будут делать те, кто пойдет перед Вами) и идете за всеми к столику, на котором стоит запивка и лежат кусочки специального хлеба — антидор. Вы съедаете антидор и запиваете запивкой, можно в обратном порядке, сперва запить, потом антидор — это для того, чтобы во рту не осталось частичек Тела и Крови. Читаете благодарственные молитвы по святом Причащении. Если вдруг запивки и антидора не окажется — ничего страшного. И потом постарайтесь провести весь день в спокойствии и мире, чтобы сохранить внутри ту благодать, которую получили в Таинстве Причастия.
Если в чем-то ошибетесь — не переживайте. В другой раз присмотритесь и пойдете уже без страха. И вообще не нужно бояться. Бог есть Любовь и все Таинства, которые совершаются в Церкви, сделаны исключительно для человека, чтобы его душе стало лучше и здоровее. Храни Вас Господь! Помощи Божией!
Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
На заставке фрагмент фото www.flickr.com/spda
Подростковые и детские грехи на исповеди: перечень
Ребенок исповедуется с семи лет. До этого времени позволяется причащение без исповеди. Для детей и подростков во время исповеди предполагаются указания таких грехов (естественно при наличии таковых):
- Забывал (а) о чтении молитв утром и вечером, а также перед и после еды.
- Не готовился (ась) к исповеди.
- Редко посещал (а) храм.
- Не знал (а) основных молитв: Отче наш, Символ Веры, Богородице Дево, радуйся.
- Не слушался (ась) родителей и учителей.
- Повышал (а) голос на старших.
- Дрался (ась), обзывал (а) детей.
- Не учил (а) уроки.
- Играл (а) в азартные игры.
- Не исповедовался (ась) после достижения 7 лет.
- Развлекался (ась) в постные дни.
- Наносил (а) на тело татуировки.
- Не приучал (а) младших родственников к слову Божьему.
- Не почтительно относился (ась) к крестной маме или крестному отцу.
- Воровал (а) или брал (а) без спроса.
- Не умеючи, пытался (ась) рисовать иконы.
- Жил (а) не по Божественным законам.
- Курил (а).
Приучайте ребенка к церкви
Таинство исповеди: как и когда нужно исповедаться?
Время чтения 8 мин Автор публикации Наталия ГлотоваНГ
Каждый верующий человек знает о том, что исповедь является одним из наиболее важных и знаковых обрядов христианской церкви. Способность сначала осознать все свои прегрешения, искренне раскаяться в них и полностью раскрыться перед Богом посредством исповеди – это очень важная ступень духовного развития и самосовершенствования для каждого верующего человека.
Но, к сожалению, далеко не каждый даже крещеный в церкви глубоко верующий человек регулярно исповедуется. В большинстве случаев этому мешает чувство смущения и неловкости, некоторых останавливает гордость.
Прийти в церковь и покаяться могут все взрослые люди и дети старше 7 лет, дети младше этого возраста ходят на причастие.
В наши дни многие взрослые люди не приучены каяться в своих грехах, поэтому они никак не могут решиться на этот шаг и долго отдаляют день покаяния. Причем чем старше человек становится, тем сложнее ему решиться на этот шаг.
Часто люди впервые приходят исповедаться перед крещением или тогда, года решают узаконить свой брак перед Господом, т.е. обвенчаться. Перед венчанием, как правило, проходит индивидуальная исповедь, после чего батюшка разрешает венчаться. Покаяться перед венчанием обязательно должны оба будущих супруга.
Для того чтобы снять со своей души тяжесть, начать разговаривать с Богом и искренне покаяться во всем содеянном, необходимо узнать как проходить исповедь в церкви, ведь проведение данного обряда должно совершаться по определенным правилам. Узнать о том, как проходит причастие и исповедь можно у работников храма, а также в церковных лавках обычно располагающихся поблизости.
Исповедь – грехи: перечисление для женщин и мужчин
Грехи существуют еще со времен Адама и Евы. Они настолько разнообразны, что возможно некоторые даже не знают, что грешат. Предлагаем Вам список грехов, в которых могут себя обличить мужчины и женщины:
- Нарушал (а) правила поведения в храме.
- Сетовал (а) на свою жизнь и окружающих.
- Не усердно совершал (а) молитвы.
- Не воздерживалась от плотских утех во время беременности, а также по средам, пятницам и воскресеньям. Была с мужем в дни поста.
- Не каялся (ась) во грехе сразу.
- Поминал (а) умершего со спиртным.
- Осуждал (а), сомневался (ась) в ближних.
- Имел (а) греховные мечтания.
- Грешен (на) чревоугодием.
- Восхвалял (а) людей, а не Господа.
- Ленился (ась) ходить в храм по воскресеньям.
- Обманывал (а), лицемерил (а), малодушничал (а).
- Верил (а) приметам и был (а) суеверен (на).
- Утаивал (а) грехи при исповеди.
- Носил (а) одежду, которая была не скромной, смотрел (а) на чужую наготу.
Чтение молитв необходимо ежедневно
- Стыдился (ась) креститься, снимал (а) крест при встречах с людьми.
- Не молился (ась) перед употреблением пищи, ложился (ась) спать без молитвы.
- Осуждал (а) священников.
- Советовал (а) или делала аборт.
- Тратил (а) деньги на увеселительные дела, мероприятия.
- Портил (а) воду во время купания в реке, в которой берут воду для питья.
- Посещал (а) гадалок.
- Продавал (а) и изготавливал (а) спиртные напитки.
- Будучи нечистой ходила в храм.
- Рассказывал (а) грешные истории из жизни близких друзей или родственников.
- Грешил (а) блудом и рукоблудием.
- Принимал (а) противозачаточные средства, средства контрацепции.
- Посещал (а) нечестивые места.
- Имел (а) близость с человеком одного пола.
- Занимался (ась) зарядкой с утра, а не читал (а) молитвы.
- По воскресеньям ходил (а) не в храм, а в лес или на речку.
- Ревновал (а) жену (мужа). Пытался (ась) извести соперника (цу) с помощью знахарок.
- Мечтал (а) о путешествиях.
- Приобретал (а) билеты лотереи, надеясь обогатиться.
- Во время кормления грудью имела связь с мужем.
- Вместо молитвы читал (а) журналы, смотрел (а) телевизор.
- Молилась с непокрытой головой (мужчинам – в головном уборе).
- Допускал (а) греховную связь не будучи в браке.
- Имел (а) содомский грех (связь с животными, с родственником по крови).
Это лишь краткий список грехов. На страничках духовных книг их перечислено 472 шт. Некоторые из них повторяются, или указываются с дополнительными уточнениями.
Какой она должна быть?
Исповедь – это особое Таинство, во время совершения которого верующий человек через священника искренне рассказывает Богу обо всех прегрешениях и просит за них прощения, а также обещает больше не совершать подобных действий никогда в жизни. Для того чтобы человек почувствовал как его душа очистилась, отчего стало ему легко и светло, необходимо отнестись к беседе со священнослужителем очень серьезно.
Важно понимать, что обряд отпущения грехов это не монотонное их перечисление вслух, ибо Господь Бог и так о них все знает. Он ждет от верующего человека совсем другого! Он ждет от него искреннего чистосердечного раскаяния и огромного желания очиститься, для того чтобы впредь больше не совершать подобного. Только лишь с такими чувствами и желаниями нужно отправляться в церковь.
«Как же проходит исповедь?» – этот вопрос волнует всех желающих исповедаться впервые.
Таинство происходит по определенным правилам:
- Отбросьте свой страх и стыд признаться священнику в том, что вы несовершенный и грешный человек;
- Главные составляющие обряда — искренние чувства, горькое раскаяние и вера в прощение Всевышнего, который непременно вас услышит;
- Каяться в своих грехах необходимо регулярно и часто. В корне неправильным является убеждение, что достаточно один раз прийти в церковь, рассказать за один раз священнику обо всем и больше никогда не возвращаться сюда;
- К проведению обряда необходимо серьезно. Если вашу душу тревожит то, что в голову приходят плохие помыслы или вы совершили мелкий бытовой проступок, то в этих деяниях можно покаяться дома в молитвах перед иконой;
- Не нужно утаивать своих грехов даже тогда, когда они кажутся вам очень страшными и постыдными.
В ходе данного обряда необходимо обязательно признаться во всех проступках, иначе вы совершите еще один грех – попытаетесь утаить от Бога свои поступки и помыслы, обманите Его. Так как прохождение исповедь и причастия – дело очень ответственное, к нему нужно тщательно и осмысленно готовиться.
Суть Исповеди
Фото: Pravmir.ru
После Крещения, особенно если человек принял веру во взрослом возрасте, он ощущает небывалое воодушевление, его душа чиста и возвышенна, но затем это чувство проходит под тяжестью совершенных грехов.
Во время Крещения оглашенный отрекается от дьявола. Православная церковь считает, что сатана, будучи необычно гордым существом, не в силах перенести такого оскорбления своего достоинства, поэтому начинает мстить человеку. Между ними начинается своеобразное незримое сражение, особенно когда человек искренне желает служить Всевышнему.
Церковь напоминает, что как раз после грехопадения человека Бог отправил на землю своего Сына, чтобы тот на кресте искупил все грехи, совершенные человечеством. После этого верующие получили возможность каяться в своих прегрешениях и получать отпущение грехов. В Священном Писании неоднократно упоминается, как Спаситель прощал некоторым людям совершенные ими греховные поступки. В качестве примеров приводят:
- Блудницу, которая омыла слезами ноги Иисуса, а после вытерла их своими волосами;
- Женщину, которая была уличена в прелюбодеянии;
- Сборщика налогов Матфея;
- Начальника мытарей Закхея.
В Апостольских деяниях упоминается, как однажды Иисус позвал самого жестокого из фарисеев. Когда тот покаялся, то сам стал великим апостолом – это был святой Павел. Спаситель в Новом Завете не раз призывает людей прощать окружающих, так как в этом случае и им самим будут прощены все прегрешения. Идея прощения красной нитью пролегает через весь Новый Завет. В этом его принципиальное отличие от Ветхого Завета, который строится на принципе «око за око». В Новом Завете Божья благодать покрывает собой все прегрешения человека, который искренне раскаивается.
Следуя наставлениям Иисуса, люди должны прощать другим плохие проступки, в этом случае они сами смогут рассчитывать на получение прощения. Это является одним из важных и непременных условий искреннего раскаяния. Если человек не начнет прощать других, то и Бог не отпустит ему его прегрешения. Поэтому, отправляясь на Исповедь, верующий обязательно должен простить остальным людям все зло, которое ему было причинено, даже если это не какой-то конкретный поступок, а недобрый взгляд или злое слово. Тогда можно надеяться, что Всевышним покаяние действительно будет принято.
Подготовка
Большую роль в том насколько удачно пройдет обряд отпущения грехов играет правильная подготовка к нему. Необходимо настроиться на общение с Всевышним, на искренний и откровенный разговор со священнослужителем. Готовьтесь внутренне и внешне, продумывайте каждый отдельный момент.
- Прежде чем отправляться на исповедь, побудьте дома в одиночестве, в спокойной обстановке. Сосредоточьтесь и постарайтесь проникнуться мыслью, что в скором времени вам предстоит общаться с Богом в церкви, в его Храме. Не стоит отвлекаться ни на что вокруг, ведь вы готовитесь совершить очень важный поступок в своей жизни. Настроиться на нужный лад и подготовиться помогут молитвы Иоанна Златоуста.
- Вспомните все свои грехи и прегрешения, начните со смертных, далее вспомните, согрешали вы гневом, гордыней или сребролюбием, восстановите в памяти картины прегрешений. Служители рекомендуют настраиваться на покаяние долго и тщательно, нужно много молиться, вспоминать о грехах в уединении, желательно соблюдать пост.
- Для того чтобы ничего не забыть и не пропустить какой-либо грех, можно записать все на листике. Особенно важно пользоваться такой шпаргалкой на самой первой откровенной беседе со священником.
- Отправляясь на исповедь, особое внимание необходимо уделить своему внешнему виду. Женщинам необходимо надеть юбку ниже колен и кофту с закрытыми плечами и руками, голову нужно обязательно покрыть платком.
- От нанесения косметики в этот день лучше отказаться, губы красить вообще запрещено, потому что вам нужно будет прикладываться к кресту. Мужчинам также не стоит оголяться, даже если на улице жарко в шортах и майке в церковь отправляться не стоит.
Как проходит?
Люди, желающие впервые пройти исповедь, беспокоятся, как же все будет происходить. В православных храмах и церквях проводятся как общие исповеди, посетить которые могут все желающие, так и индивидуальные беседы с прихожанами.
На общих исповедях священник отпускает грехи всем верующим пришедшим в храм, при этом он перечисляет те грехи и прегрешения, которые совершаются людьми чаще всего. Это делается для того, чтобы напомнить людям прегрешения, о которых, возможно, они забыли.
- Войдя в церковь необходимо подойти к аналою, месту, где выстраивается очередь желающих исповедоваться. Пока ожидаете своей очереди нужно молиться и вспоминать свои грехи. Когда подойдет ваш черед, нужно подойти к священнику, который спросит ваше имя, о чем вы хотите рассказать и в чем покаяться.
- Рассказывать нужно все как есть, не смущаясь и ничего не утаивая, на задаваемые батюшкой вопросы отвечать нужно честно. Важно помнить о том, что все, о чем вы расскажете, будете знать только вы сами и священник.
- Во время исповедания священнослужитель накрывает голову человека частью своей одежды, которая напоминает фартук. Это обязательная часть обряда, в этот момент батюшка будет читать молитву. После чего он даст свои наставления и, возможно, назначит епитимию, т. е. наказание.
- Искренне раскаявшемуся человеку его грехи прощаются навсегда. После окончания обряда необходимо перекреститься и поцеловать крест и Евангелие. Затем нужно попросить у батюшки благословения. Исповедь в церквях проходит, как правило, в определенные дни, о которых нужно узнать заранее.
Каждому верующему человеку важно знать следующие моменты:
- таинство исповеди всегда совершается бесплатно;
- исповедоваться человеку или нет – это его личное решение;
- принуждать к исповеданию запрещено.
Лучше всего если у вас будет постоянный духовник, который будет следить за вашим духовным ростом и направлять вас на путь истинный.
Если же вы по каким-то причинам еще не являетесь крещеным человеком и желаете покреститься, будучи уже во взрослом возрасте, вам нужно предварительно узнать в церкви как должна происходить исповедь перед крещением.
Как подготовиться к Таинству покаяния
Подготовка к исповеди сводится к тщательному анализу всех своих поступков, слов и мыслей. Однако их нужно рассматривать не с точки зрения человека, а с точки зрения Божиих заповедей.
Такой самоанализ требует от человека предельной честности с самим собой. Правдиво оценивая свои дела, христианин должен отбросить гордыню и ложный стыд, поскольку эти недостатки заставляют нас умалчивать о своих грехах и даже их оправдывать.
Подготовка к покаянию требует правильного настроя. Нужно не просто механически вспоминать повседневные грехи, а всей душой стремиться к тому, чтобы они остались позади. Также желательно предварительно помириться с теми, перед кем мы согрешили, и попросить у них прощения.
Чтобы не запамятовать о своих грехах, их можно записать на листочек. Не нужно создавать подробный бюрократический отчет — достаточно будет лишь примерной «шпаргалки». Она поможет быстро освежить память перед исповедью и ничего не забыть.
Если вы боитесь упустить что-то важное, воспользуйтесь специальными перечнями грехов для исповеди. В православии они играют роль своеобразных «чек-листов» и позволяют заметить то, на что мы по какой-то причине не обратили внимания. Это Почаевский Листок, помогающий вспомнить грехи на исповеди, перечни для женщин, мужчин, детей и подростков.
Однако на самой исповеди никакими списками и текстами пользоваться не стоит. Говорить лучше своими словами и от чистого сердца, а чтение по бумажке может превратить таинство в пустую формальность.
Еще один способ вспомнить забытые грехи — это рассмотреть их по видам:
- Грехи против Бога: неверие, маловерие, гордыня, нарушение заповедей, упоминание Господа всуе, обращение к экстрасенсам, непосещение церкви и тому подобное.
- Грехи против ближнего: воровство, клевета, сплетни, обиды и предательства.
- Грехи против самого себя: чревоугодие, пьянство, блудный грех, курение, уныние и другие деяния, разрушающие тело и душу.
Часто христиане вспоминают лишь о том, что произошло после последней исповеди. Но к этому обязательно нужно добавить те поступки, о которых мы прошлый раз умолчали из-за стыда или по забывчивости. Также на исповеди можно рассказать о тех прегрешениях, в которых в прошлый раз мы исповедались без должного раскаяния.
Некоторые спрашивают: а допустимо ли исповедание одного и того же греха повторно? В принципе, подобное допускается, поскольку память о прошлых грехах укрепляет человека в смирении. Однако делать это вовсе не обязательно, если покаяние было по-настоящему искренним.
О времени Таинства покаяния лучше узнать заранее. Если желающих исповедаться в этот день будет много, лучше договориться со священником об отдельной встрече.
Вечером накануне исповеди принято читать покаянный канон.
Структура исповеди
Известный церковный деятель современности архимандрит Иоанн (Крестьянкин) выделил два варианта построения исповеди:
- по десяти заповедям;
- по заповедям блаженства.
В своей книге, посвященной исповеди, иерарх приводит пример того, как можно произносить исповедь и каяться в своих грехах. Архимандрит анализирует каждую из заповедей и описывает, какие обязанности должны иметь христиане перед Богом согласно этим заповедям. Иоанн указывает читателям на ошибки в повседневной жизни, которые ведут к забвению веры.
Он анализирует заповеди блаженства и указывает на то, что люди предают небрежению. Рассматривая вторую заповедь блаженства («блаженны плачущие»), он спрашивает читателя, оплакивал ли он осквернение Божьего образа в себе, свою нехристианскую жизнь, приливы гордыни и гнева. Он показывает читателям, как далеко они стоят от ступеней нравственного совершенства.
Эту книгу признают хорошим пособием, объясняющим, что следует считать грехом в человеческой жизни. Но она не может быть инструкцией о том, что нужно говорить. Кающийся должен сам выбирать слова, которые будут идти из его сердца, и искренне желать раскаяться.
Польза частой Исповеди
Старец архимандрит Клеопа (Илие, 1912–1998) широко известен как великий духовник румынского монашества и наставник многих мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Предлагаем читателю фрагменты русской публикации его книги «Ценность души», вышедшей в Издательстве Сретенского монастыря.
Преблагий Бог установил в мире таинство Исповеди, ибо если бы ее не было после крещения, то никто не смог бы спастись. Кому удастся принести чистую исповедь, тому удастся совершить второе крещение, как вы слышали, что священник говорит в молитве: «О сих всех отныне должен еси блюстися, понеже вторым крещением крещаешися, по таинству христианскому…»1
Таинство Исповеди, или Покаяния, является одним из семи таинств Церкви и включает четыре части:
Первая — это сердечная боль о грехах. Пусть исповедующийся сожалеет и плачет о грехе, которым он огорчил Бога.
Вторая — это исповедание грехов вслух перед духовником.
Третья — выполнение епитимии и принятие перед священником твердого решения, что выполнит ее.
Четвертая часть — это ключ Исповеди, то есть отпущение грехов через возложение рук священника на голову верующего. Это называется эпиклезой духовничества2, то есть схождением Духа Святого на голову исповедавшегося чисто. Ибо таинство святой Исповеди не может завершиться иначе, как только тогда, когда священник возложит руку свою на голову исповедующегося, как архиерей возлагает руку на голову диакона или священника, когда рукополагает его, и сходит Дух Святой по апостольскому преемству. Итак, и здесь также Дух Святой сходит через руку священника, чтобы разрешить душу исповедавшуюся.
Исповедь, будучи омытием или духовным крещением души после первого крещения, есть таинство, в котором человеку прощаются грехи через разрешение, получаемое от духовника, и хорошо, чтобы она совершалась как можно чаще.
Потому что нет такого мгновения или минуты, когда мы не согрешали бы перед Богом
Божественный отец Иоанн Златоуст так говорит в своей книге, которая называется «Кладезь», то есть «Колодец»3: «Если возможно будет, о христианин, то и на каждый час исповедуйся у духовника».
Почему? Потому что нет такого мгновения или минуты, когда мы не согрешали бы перед Богом. А поскольку мы каждое мгновение согрешаем перед Богом, то крайне нужно приносить частую исповедь, омывать душу путем чистого исповедания с раскаянием и епитимией, потому что одежда души нашей, очищенная в крещении, оскверняется всевозможными грехами час от часу и с минуты на минуту.
В ранние века святоотеческого христианства христиане исповедовались духовнику каждый день. Но в те времена они и причащались каждый день, как это явствует из Деяний: «и каждый день все единодушно пребывали в храме», когда была основана Церковь, и «постоянно пребывали в учении Апостолов», в причащении и преломлении хлеба и в молитвах… «Все же верующие были вместе и имели всё общее» (Деян. 2, 44, 42, 46). Так появилась первая апостольская община.
Они всё отдавали Церкви и самих себя предавали Христу. В те времена по окончании богослужения стол накрывали тут же, в храме, эти трапезы назывались агапами. Позднее их перенесли на паперть храма, а затем в дома христиан, и они были благословлены святыми апостолами.
Исповедь совершалась с началом каждого дня. Впоследствии, когда люди стали реже причащаться Святых Таин, и исповедоваться тоже стали реже. А теперь видите, и в посты не каждый исповедуется. Так охладели вера и благоговение, особенно по отношению к исповеди и причащению Святых Таин, а ведь они приносят самую большую пользу и дают силу для духовного возрастания душ наших благодаря благодати Духа Святого, сходящей на нас в этих святых таинствах.
Однако скажем здесь не только об исповеди, но и о пользе частого исповедания.
Польза от частой исповеди пятикратна:
Первая польза от частой исповеди заключается в том, что грех не успевает пустить корней в нас, и гнездо сатаны, свитое в душе, разоряется.
Диавол, видя, что ты часто исповедуешься, каешься, молишься и без конца ябедничаешь на него, говорит так: «Я зря тут стараюсь, он же все время ходит к священнику, исповедуется, и тот разрешает его, а я остаюсь с носом. Пойду-ка лучше к тем, кто и в ус не дует, кому и дела нет до спасения, кто годами не исповедуется, эти-то мне не станут противиться!»
Кто часто исповедуется, тот знает, в чем он согрешил, ибо помнит это. Если он не исповедовался пару дней, то скажет: «А ну-ка, что же я натворил?» — и сразу же всё вспоминает, а если промедлит месяц, два или даже год, то где же ему тут всё упомнить?
Ибо если бы ты разок испытал себя, сел бы где-нибудь дома в уголочке и последил бы за своими помыслами только пару часов, то увидел бы, что ум твой чего только ни вытворяет. И к какому количеству грехов он устремляется, если не приструниваешь его молитвой и страхом Божиим. А за день или два? А когда мы находимся в обществе, говорим с людьми, видим всякое и слышим, то как же тогда обременяется душа наша и совесть каждый час?
Итак, вот какова первая польза от частой исповеди. И запомните, что благодаря частой исповеди грехи не могут пустить глубоких корней в сердце того, кто исповедуется.
Вторая польза от частой исповеди та, что человеку легко упомнить прегрешения, совершенные после последней исповеди, тогда как тому, кто исповедуется редко, невозможно вспомнить всего, что он совершил. Таким образом, многие грехи остаются неисповеданными, а следовательно, непрощенными. Поэтому диавол приводит их ему на память в час смерти, но тогда уже нет никакой пользы от этого, ибо язык у него отнимается, и он не может их исповедать.
Горе тому, кто идет на исповедь и открывает какую-то часть грехов, а другую не открывает; или если и называет их, то не чистосердечно, не так, как он их совершил. Подыскивает слова, как бы их замазать — и так и эдак. Он думает, что надо назвать духовнику несколько грехов, и если тот его разрешит, то всё, он уже полностью прощен. Но неужели он думает, что можно обмануть Бога, как будто Бог не знает, как именно произошел грех и каким образом он был совершен?
Духовник разрешает только то, что слышит; остальные грехи остаются связанными, ибо кающийся не был искренен и так и не решился облегчиться. Поэтому второе условие того, чтобы исповедь стала хорошей, — она должна быть искренней и чистой. Всё, что человек помнит, всё нужно сказать, ведь он говорит не священнику, а Богу. Священник такой же перстный человек, как и мы. Он только получил власть вязать и решить грехи, по действию Духа Святого.
Третья польза, которую получает тот, кто исповедуется часто, заключается в том, что даже если бы ему случилось пасть в смертный грех, он тотчас же бежит и исповедуется, входит в благодать Божию и не страдает от того, что его совесть гнетет бремя греха, поскольку он привык очищать себя исповедью.
Четвертая польза, которую получает часто исповедующийся, заключается в том, что смерть застает его очищенным и пребывающим в благодати Божией, питающим великую надежду на спасение.
По свидетельству святого Василия Великого, диавол всегда является при кончине праведников и грешников, надеясь увидеть человека в грехах, чтобы забрать его душу4. Но у тех, кто исповедуется часто и чисто, он не может найти ничего, потому что они исповедались и получили разрешение грехов.
Пятая польза от частой исповеди заключается в том, что человек удерживает себя от грехов при одной только мысли, что через несколько дней он будет исповедоваться опять и получит епитимию от духовника в укор за соделанное. Кто исповедуется часто, тот, как только подумает о том стыде, который его охватит перед духовником, об епитимии, которую получит, — удерживает себя от греха.
Человек обладает такой силой против греха, что если бы явились сразу все бесы из преисподней, то и они ничего не смогут сделать с ним, если он настроен не совершать греха; ибо Бог дал ему великую силу в крещении — побеждать искушения бесов.
А если бы у него не было этой силы, тогда не было бы ни ада, ни наказания за грех. Вы не слышали, что говорит в Псалтири Дух Святой? «Господи: яко оружием благоволения венчал еси нас» (Пс. 5, 13). И еще говорит: Бог «от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его» (Сир. 15, 14).
Если хочет совершить грех — совершает, а если нет — нет. Диавол только наводит его на мысль, а он, если он глуп и прельщается, совершает этот грех на деле. Сможешь ли ты сказать в Судный день:
— Господи, диавол привел меня в пивную; диавол привел меня к этой бабе; диавол привел меня на кражу; диавол привел меня на пьянку, на аборт, на всё ?
Ведь диавол ответит тогда:
— Господи, да пусть приведет свидетелей, которые бы видели, как я его веду в пивную, на блуд или аборт! — А потом скажет человеку: — Ну вот видишь, какой ты дурак? Я подал тебе мысль совершить грех. А ты, дурак, взял и пошел туда сам! Я тебя не тянул за руку! А если уж ты меня послушал, ты мой!
Итак, частым исповеданием разоряется гнездо сатаны
Итак, частым исповеданием разоряется гнездо сатаны. Ты видел когда-нибудь аиста? Он вьет гнездо на крыше дома. И птица эта очень деликатная. Если ты разоришь гнездо ее раз, другой, она больше не прилетит к тебе. Знает, что ты ее враг. Так и мы, если разорим гнездо сатаны, он к нам не пожалует вскоре.
И таков человек, который блюдет душу свою чистой, ибо он терпеть не может грехов.
Посему пятая польза от частой исповеди двояка. Прежде всего та, что мы разрушаем гнездо сатаны в душе, а вторая — что смерть не застигнет нас неисповеданными.
У кого есть обыкновение исповедоваться часто, тот не дает ржавчине греха распространиться в его уме и сердце; кто часто осматривает свою ниву, тот замечает, когда прорастает грех, и тотчас выпалывает его из души исповедью. Такого смерть не застанет неподготовленным.
Вот посмотри, умер сейчас у нас один монах, духовник Нафанаил. Пришел он ко мне в пятницу, исповедался по чину исповеди духовников, причастился Пречистых Таин, а через несколько дней отошел ко Господу с молитвой на губах.
Эта душа хоть и отошла быстро, но была подготовлена. А мы что скажем? «Да ладно, исповедуюсь в следующем году»? Нет! Не будем откладывать, мы ведь не знаем, когда призовет нас Христос!
Не думайте, что мелкие грехи не тяжелы!
Отец Нафанаил не знал, что умрет. Но Ангел Божий помог ему, ибо у него было обыкновение каждую неделю приходить на исповедь. Тут некогда было накопиться злу, ибо на исповеди ему были разрешены все грехи, вплоть до самых мелких.
Не думайте, что мелкие грехи не тяжелы! И их тоже нужно исповедовать, ибо слышишь, что говорит Евангелие? «Ничто нечистое не войдет в Царство Небесное» (Откр. 21, 27).