Что в Библии говорится о молитве за других?
Молитва за других позволяет нам делиться любовью Христа. Наши собственные отношения с Иисусом становятся глубже по мере того, как мы возносим просьбы, касающиеся других людей, к нашему Небесному Отцу. Признание наших грехов и молитва друг за друга — это большая сила. Об этом говорится в Новом Завете, в Послании Иакова (5:16).
В Евангелии от Матфея (5:44) нам предлагается молиться за наших близких, а также за наших врагов. Священное Писание призывает любить врагов и просить за тех, кто нас преследует. Иногда это сделать не так просто. Но в христианстве принято молиться за всех, а не только за тех, кого мы любим.
О чем и как нужно молиться за других людей? В Послании к Римлянам (8:26) апостол Павел дает ответ на этот вопрос. Не следует беспокоиться о том, какие именно слова будут сказаны. А также неважно, будет ли молитва громкой или тихой, будет она произноситься утром или перед сном. Главное, быть искренним и рассказать о чужой боли, попросить помощи, необходимой другому человеку, или поблагодарить Бога за посланные им благословение и любовь.
Интрига есть: что понравилось в сериале «Преступление-2»
Сыр, творог и другие продукты, с которых не стоит начинать день: полный список
Подойдёт и для гостинной, и для кухни: рифленый столик, созданный своими руками
Иисусова молитва. Тонкости и ньюансы. Преп. Паисий Святогорец
– Геронда, как ум сходит в сердце?
– Когда сердце болит, ум сходит в сердце. Как болит сердце? Когда я размышляю о благодеяниях Божиих и о собственной неблагодарности, сердце уязвляется, болит, и ум направляется туда.
– Геронда, когда у меня болит голова, то я не могу молиться.
– Если у тебя болит нога и в этот момент ты порежешь себе ножом руку, то забываешь о боли в ноге и думаешь о руке. Так и когда болит голова и ты не можешь молиться, то думай сначала о собственных грехах, потом о страданиях людей и тогда у тебя начнёт болеть сердце. Боль сердца нейтрализует головную боль, и ты станешь молиться сердцем о себе самой и обо всём мире.
– Геронда, что нужно делать, чтобы ум не блуждал тут и там?
– Трудно обуздать ум, который носится со скоростью, большей скорости света. Нужно «взять его за ручку» и повести к страждущим, больным, покинутым, усопшим. Тогда ум, который всё это видит, стучится в сердце, и оно, каким бы чёрствым не было, умягчается, и молитва становится сердечной. Потом человек со слезами просит Бога о помощи. Но если человек думает обо всём этом и не сострадает – не трогают его ни людские беды, ни муки осуждённых усопших, ни страдания их душ, тогда это значит, что у такого человека всего в изобилии, он живёт в пресыщении, и плотское мудрование и ветхий человек в нём очень сильны.
– Геронда, часто во время службы мой ум устремляется не к небесному, а к страданиям людей.
– Одно с другим связано. Вопрос не в том, чтобы просто говорить молитву или только иметь ум свободный от помыслов; нужно, чтобы «моторчик» работал, чтобы сердце соболезновало тому, о чём молишься.
– Геронда, когда я прихожу в келью после послушания, то пытаюсь сосредоточить мозг, освободить от мыслей о работе и разных образов, но чувствую в голове тяжесть и напряжение.
– «Сосредоточить ум» надо говорить. Но ты верно сказала «сосредоточить мозг», потому что молишься головой. Когда человек молится головой, естественно, что мозг напрягается и болит голова. То же самое вижу и у других: занимаются чем-то душеполезным, к примеру, читают какую-нибудь душеполезную книгу и работают не умом, а мозгами, а потом болит голова. Как и те, кто механически подходят к сердечной молитве, и потом болит сердце. Когда я хочу помолиться и стараюсь сосредоточиться, ум должен обратиться ко Христу. Тогда он не рассеивается – тут же направляет телеграмму сердцу, и тут же ум соединяется с сердцем.
Другое дело – работа рассудком, потому утомляется. Почему говорю, что чужую боль нужно сделать своей? Ум должен обратиться к боли другого и тогда молиться. Иначе получается что-то безжизненное. К примеру, говоришь рассудком, что есть больные люди и нужно о них помолиться, а ни ум, ни сердце в этом не участвуют. Но если у тебя самого что-то болит, тогда ум постоянно об этом думает. То же самое, если сделаешь своей боль другого человека, тогда ум неотступно будет в ней.
– И не будет отвлекаться?
– Может и отвлекаться. Это зависит от того, насколько сильно чувствуется боль. Например, в доме, где есть больной, которому вырезали аппендицит: родные и посидят немного рядом с ним, могут и попеть, и поплясать, а потом каждый займётся своими делами. Другое дело, если человек болен раком, после операции: здесь великое горе, о котором никто ни на минуту не может забыть. Только тот, кто не понимает всей серьёзности положения, может забыться.
Вот я, когда был маленьким и однажды привезли домой мою тяжелобольную сестру, почти при смерти, взял гармошку, сел рядом с ней и стал играть – не понимал, в каком критическом положении она находится.
– Геронда, наш мозг – это телесный орган, а ум – духовный?
– Да, как алкоголь: главное – спирт, который в нём содержится, он действует, а не вода. Так и ум – это суть мозга, лучшее, что есть в человеке.
– Значит, геронда, сердце не работает от того, что не работает ум?
– Конечно, дорогая! В нём вся сила.
– А рассудок, геронда, совсем не нужен?
– Нужен до некоторой степени; нужен, чтобы сказать, что ум должен обратиться к боли другого человека Только это, а потом начинает работать ум. Подумать о скорбящих людях, почувствовать к ним сострадание и начать молиться.
Причины, по которым фраза «Я молюсь за тебя» так сильна
Если вы сообщите кому-то, что вы молились за него, то и вы, и этот человек станете ближе к Богу. Как известно, через молитву Бог слушает и утешает нас. Когда человек знает, что за него молятся, он освобождается от тяжелого бремени, обретает покой, понимает, что не одинок, что ему помогает Бог.
В Евангелии от Иоанна (8:32) есть строки о том, что молитва позволяет нам полагаться на Бога, а не на свои человеческие способности. Когда мы беседуем с Богом, наша вера укрепляется, поскольку Он окружает нас своей славой.
Фраза «Я молюсь за тебя» является убедительной демонстрацией любви, веры и доверия к нашему Небесному Отцу. Мы не полагаемся на мир в поисках ответов. Истина, путь и свет находятся в Нем.
Молиться Богу с постоянством
«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых». (Послание Ефесянам 6:18)
«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать». (Послание Колоссянам 4:2-4)
Постоянство играет важнейшую роль в вопросе молитвы. Когда Иисус Христос рассказывал известную притчу, то сказал следующие слова про добрую почву: «»Зёрна же, попавшие в хорошую землю, означают тех, кто слушает слово Божье с чистым и добрым сердцем, верно хранят его и не отступают, пока оно не принесёт плодов». (От Луки 8:15)». Если в случае с семенами необходимо иметь терпение и не отступать до появления плодов, то в случае с молитвами терпение часто выражается как раз в постоянстве.
Постоянство показывает, насколько важно для человека то, чем он занимается. Это касается спортивных результатов, например. Плох тот спортсмен, который сдается после первых же неудач. Но тот, кто на протяжении многих лет целенаправленно идет к своей цели, достигнет успеха. Может он и не достигнет самых высоких мест на пьедестале, но точно будет награжден сильным характером и другими плодами своих тренировок. Это касается профессиональной карьеры любого работника. Постоянная работа над собой и своим делом принесет плоды. Так и с молитвой. Постоянство в молитвах показывает Богу наше искреннее желание и важность того, о чем мы просим.
Как молятся за других?
Каждый раз, когда мы разговариваем с Богом, мы можем быть уверены, что Он нас слышит. Стоим ли мы на коленях или поднимаем руки в хвале и благодарении, у нас есть возможность молиться за других. Независимо от того, находимся ли мы одни или в группе, мы можем поделиться с Отцом Небесным проблемами, касающимися других людей.
В некоторых церквях есть группы людей, которые добровольно молятся не за себя самих. Днем или ночью с ними связываются по телефону, по электронной почте или лично, когда требуется молитва. В некоторых ситуациях люди, заботясь о сохранении конфиденциальности, не называют своего имени. Но это не мешает возносить за них молитвы, потому что для Бога нет тайн.
Молитвенные группы и молитвенных партнеров можно найти по всему миру. Они существуют и в местных сообществах, и в весьма отдаленных местах. Но через них можно поделиться со Всевышним заботами и радостями, попросить об исцелении от болезни, о наставлении на путь истинный в принятии трудного решения, поблагодарить за помощь.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Об опасности Иисусовой молитвы
Считается, что темные силы чаще «атакуют» людей, которые молятся Сыну Божьему. Священнослужители утверждают, что это связано с тем, что Иисусова молитва для женщин и мужчин обладает огромной силой способной провести человека в рай. Чтобы увести «жертву» на темную сторону, бесы начинают раскрывать перед человеком его грехи и внушают ему мысль, что спасение невозможно. Рекомендуется перед использованием Иисусовой молитвы получить благословение в церкви и начинать с небольшого количества ее повторений.
Важно уделить внимание и возможным духовным преградам, которые могут появиться при чтении Иисусовой молитвы. Священнослужители утверждают, что не нужно стараться читать молитву, огромное количество времени, поскольку дело не в количестве. Во время произношения стройтесь сохранять смирение духа. Искушения появляются не на первых этапах, а через какое-то время, поэтому пригодится опытный духовный наставник. Еще бывают ситуации, когда особенно сложно даются конкретные слова. В такой ситуации нужно отнестись к ним внимательно, вникнув в глубину богословского смысла.
Иисусову молитву называют мантрой, но лучше вообще не рассуждать о чужих традициях из лона своей
Представители восточных традиций высказывают мнение, будто Иисусова молитва — это форма медитации. Спорить с этим бесполезно, поскольку с их точки зрения всё действительно именно так.
Высказываются мнения, что читать Иисусову молитву нужно с правильно поставленным ритмом дыхания. Упоминают ещё один признак медитации — духовные цели молитвы.
Святитель Иоанн Лествичнк советует:
«Не пытайся многословить, чтобы не рассеялся ум в поисках молитвы».
Сосредоточенность ума — критерий медитации.
Но речь именно о формальном сходстве. Для человека со стороны — это медитация. Его не переубедить. У православия свой взгляд на Иисусову молитву, но вес он имеет именно для членов Церкви. Нехристиан невозможно убедить христианскими аргументами.
Часто люди, не сведущие в восточных учениях, пытаются провести такое разграничение:
- молитва — это общение с Богом;
- медитация — просто духовная практика.
Это вовсе не так. Мантровые медитации тоже обращены к Высшим силам, так что стоит избегать желания подойти со своим мерилом к чужим традициям.
Поэтому не стоит спорить с представителями других учений, что есть медиация, а что нет. У них своё представление, а у православных своё.
Ииусову молитву можно читать мирянам
Ииусова молитва известна как практика монахов. Это действительно так. Её выполняют с опытным наставником по определённым правилам. Но мирянам тоже можно читать такую молитву.
Разве что отношение к ней должно быть таким же, как и к любой другой молитве. Не нужно никаких техник, дыхательных ритмов и т.д. Для мирян — это просто молитва. Так об этом говорит священник Димитрий Шишкин:
«Об Иисусовой молитве для мирянина сказано очень много и святыми отцами, и современными опытными духовниками: она необходима.
Но весь «секрет» ее заключается в том, что никакого секрета нет.
И если мы сами себе эти «секреты» не придумываем, то сердечное и внимательное обращение к Господу в простоте и сокрушении, несомненно, будет содействовать нашему доброму прохождению пути христианской жизни.
Здесь надо различать «делание умной молитвы» монахом под руководством опытного духовника (это отдельная тема, которой мы не будем сейчас касаться) и повторение молитвы мирянином во всякое время и во всякий час: вслух, если есть такая возможность, или про себя, если человек находится в общественном месте.
Простота и сердечность, осознание своей немощи и всецелое предание себя в руки Божии — главное здесь, как и в любой молитве».
Дмитрий Шишкин
священник
В каких случаях необходимо помолиться о другом человеке
Конечно же, не существует никаких ограничений, касающихся того, когда и как может быть прочитана молитва за другого человека. Попросить о помощи не для себя, а для того, кто в ней нуждается, у святых или Господа можно при любых обстоятельствах. Для молитвы вовсе не нужно ждать, когда у человека случится беда. Если возникает интуитивное желание попросить Всевышнего о милосердии и помощи для кого-то, это следует сделать без раздумий.
Традиционно же молитва за другого человека читается в случае наличия в его жизни каких-либо проблем, разлада в семье, несчастья, болезни. Молятся и о тех, кто подвержен пагубным страстям – алкоголизму, увлечению азартными играми, наркомании или иным. Помимо этого, нужно молиться и о тех, у кого в жизни вроде бы все ладится, но сами люди далеки от Бога, грешны, мелочны, суетливы, злы, чванливы. И конечно же, нужно помолиться о людях, которые в силу жизненных обстоятельств, к примеру, тяжелого заболевания, не могут сделать этого самостоятельно.