Православная гостиная «Святые воины-заступники Веры и Отечества »


Святой равноапостольный великий князь Владимир Святославич

0
Смотреть все фото в галерее

Все мы знаем, что именно мудрому князю Владимиру мы обязаны как нашей верой, так и нашей великой культурой. В молодости князь Владимир был язычником и часто поступал жестоко и неблагородно. Но, познав истинную веру, он прошёл через глубокие внутренние изменения, стал регулярно молиться, много благотворить, строить храмы и основывать княжеские училища в городах Руси. Благодаря своему крещению и обращению страны в Православие святой князь сумел заключить союз с Византией — самым сильным и культурным государством его времени и вступил в брак с сестрой византийского императора царевной Анной. Но Господь благоволил святому и на воинской стезе: князь серьёзно укрепил и расширил доставшееся ему по наследству государство, присоединив к нему земли вятичей и радимичей, богатые города Червен и Перемышль на границе с Польшей, земли ятвягов на берегу Балтийского моря и земли белых хорватов в Прикарпатье. Кроме того, святой Владимир сумел утихомирить беспокойных восточных соседей из Великой степи, ранее докучавших постоянными грабительскими набегами: в нескольких походах он разбил волжских булгар и хазар и заключил выгодный мир, обложив кочевников данью. За его апостольскую деятельность, благочестивую жизнь после принятия крещения и заботу о благе и безопасности своих подданных Церковь причислила князя Владимира к лику святых.

×

Преподобный Илия Муромец

0
Святой жил в XII веке. Он происходил он из простой крестьянской семьи и, как повествуют былинные источники, в детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен по молитве странников. Обретя здравие он решил встать на путь воинского служения, поступил в дружину киевского князя и много лет охранял границы Руси, где прославился воинскими подвигами и невиданной силой. Достоверных известий о его жизни сохранилось немного, но его подвиги послужили основанием для целого цикла русских былин и германских эпосов. В преклонных летах богатырь Илия поступил в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг и провёл свои последние годы в духовных подвигах. Скончался он, вероятнее всего, в конце 80-х годов XII века. В 1643 году преподобный Илия Муромец был официально канонизирован в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство издавна считает святого богатыря своим покровителем.

Благоверный великий князь Дмитрий Донской

0
С именем этого святого связано событие, не менее важное для истории России, чем крещение нашей страны — освобождение от почти 250-летнего Татаро-Монгольского ига. Великий князь Московский перешёл от междуусобной брани с другими русскими князьями к заботам об интересах всего Отечества. Занятый собиранием русских земель, великий князь Димитрий сумел собрать коалицию русских княжеств против татарского войска Мамая, угрожавшего очередным разорением Руси. Это было тяжёлое решение, ведь крупных побед над татарами до Куликова поля русская армия не знала. Князь Димитрий даже ездил за советом и благословением к святому преподобному Сергию Радонежскому, который заверил его в своей молитвенной поддержке и дал в помощь двух иноков своего монастыря. В результате русские армии под руководством князя Димитрия на Куликовом поле разбили орду Мамая и этим положили начало освобождению от татарской угрозы и восстановлению единого национального русского государства. За свою победу князь получил прозвище «Донской».

Пророк божий Илья

Самый почитаемый святой из Ветхого Завета призывал царя и израильтян уверовать в Бога, чтобы спастись от засухи, но те не поверили ему. Тогда пророк сложил жертвенник, на который с неба упал огонь, – и это заставило людей уверовать.

В день памяти пророка Ильи – 2 августа 1930 года – во время военных учений произошло первое десантирование, и руководство нашей страны подписало указ о создании Воздушно-десантных войск. Поэтому святой считается покровителем десантников, а день ВДВ о.

Преподобный Александр Пересвет

0
Преподобный Александр Пересвет был одним из двух иноков, которые по благословению своего игумена преподобного Сергия Радонежского в виде исключения (церковные правила запрещают воевать лицам духовного звания) приняли участие в Куликовской битве. Оба схимника до принятия монашества были воинами и служили в княжеских дружинах, а их присутствие на поле боя по мысли преподобного Сергия должно было воодушевить русскую рать. Перед началом сражения он вступил в единоборство с татарским поединщиком Челубееем, который по преданию владел оккультными магическими практиками и мог вселить страх в любого противника. Но в схватке с православным монахом, который даже не надел доспехов, оставаясь в схиме, ему это не помогло. После сшибки оба поединщика пали мёртвыми, но Челубей был выбит из седла в сторону противника, что считалось несомненной победой Пересвета.

Преподобный Андрей Ослябя

0
Второй схимонах из Троице-Сергиевой лавры, бившийся на Куликовом поле. Как и Александр Пересвет, Андрей Ослябя бился без доспехов в своих монашеских одеждах. Ему, по жребию брошенному между двумя иноками, выпало находиться в бою возле князя Дмитрия Донского и оберегать его от татарских сабель. Свою задачу преподобный Андрей выполнил до конца и пал бою, однако князю Димитрию благодаря его помощи удалось уцелеть. До пострижения в монахи — Андрей Ослябя был знатным боярином и профессиональным военным. Предположительно, он даже командовал московской тысячей в Пьянском побоище.

«Мы видели, как молятся русские!»

«Святой праведный воин» — в таком чине Русская православная церковь прославила адмирала Фёдора Ушакова. Даже в распоряжениях по флоту Ушаков постоянно брал равнение на церковные дела: «Моряк — как и монах, постоянно должен пребывать в трудах и в молитве». В XVIII веке, «веке просвещения», это многим казалось смешным. Но на практике давало потрясающие результаты. Греческое население Ионических островов было поражено рыцарским отношением русских моряков и к войне, и к налаживанию мирной жизни. Купец Николай Пасхалис, которому довелось наблюдать, как русские ведут себя после изгнания французов с архипелага, о.

Картина А. Блинкова «Сражение у острова Тендра 28-29 августа 1790 года».

Благоверный князь Довмонт Псковский

0
Святой князь Довмонт (в крещении Тимофей) происходил из литовского княжеского рода и был младшим современником святого благоверного князя Александра Невского. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, князь был вынужден бежать из Литвы с дружиной и с 300 литовскими семьями во Псков. Псковская земля стала его второй родиной, здесь он принял крещение и уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. В течение 33 лет князь Довмонт управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Святому много пришлось повоевать за свободу Пскова с различными западными неприятелями. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч. В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками, а свою последнюю победу одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско.

Святой благоверный князь Александр Невский

0
Эта личность столь известна в русской истории, что не будем излишне подробно останавливаться на его известных победах. Напомним только, что в 1240 году князь одержал победу над шведами на Неве, за что и получил своё летописное прозвище, а в 1242 году на льду Чудского озера разбил армию немецких рыцарей. Позже князь Александр перешёл от обороны к наступлению, совершив несколько походов в земли Ордена и Литвы и уничтожив большое количество неприятеля в Торопце, близ Жижицкого озера и под Усвятом так, что тот запросил мира. По выражению летописца, литовцы впали в такой страх, что стали «блюстися имени его». Перед каждым сражением князь горячо молился и просил помощи у Бога, а в своей княжеской жизни был рачительным хозяином, дальновидным дипломатом-миротворцем и справедливым судьёй. Перед своей смертью (предположительно, был отравлен в Орде), князь принял монашество с именем Алексей.

Во имя Отечества и Бога

Современники полководца рассказывают , что был он, уже в своем почтенном возрасте, довольно набожным человеком. Он всегда говорил о том, что необходимо не отпускать Бога из сердца, даже если его совсем не видно на поле брани среди крови и смерти. Также крайне добрым Суворов был к своим солдатам, называя их чудо-богатырями. Историки утверждают, что так Суворов говорил еще из-за своей собственной не богатырской стати.

Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов известен всем нам тем, что он очень любил в боевых походах обедать вместе с рядовыми солдатами на биваках или в боевых окопах. Он делал это не только для того, чтобы поднять боевой дух своим солдатам, но также и чтобы просто узнать, о чем они говорят в быту, прочувствовать их настроения.

Праведный Феодор Ушаков

0
Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков участвовал в войнах России с Османской империей при Екатерине II Великой. Возглавляя Черноморский флот России, адмирал Ушаков несколько раз разгромил в сражениях флот турок и, наконец, полностью уничтожил его при Калиакрии. Позже он участвовал в освобождении греков Ионических островов от французской оккупации, где стал автором Конституции и заложил основы народного правления. Как флотоводец, Фёдор Ушаков стал основоположником новой тактики морских сражений и автором беспрецедентной операции по овладению морской крепостью Корфу с помощью корабельного десанта. Родной дядя Адмирала, также Фёдор Ушаков, стал монахом Санаксарского монастыря в Мордовии. Его влияние и воспитание родителей послужили основанием к глубокой вере, и личному благочестию адмирала: он регулярно посещал службы, был весьма скромен в быту, а свои деньги неоднократно жертвовал на обустройство быта нижних чинов и семьям погибших матросов. Уже в отставке, в период Отечественной войны 1812 года Фёдор Фёдорович пожертвовал всё своё состояние на госпиталь для раненых русских солдат и формирование Тамбовского пехотного полка.

Конкурс Золотое Руно 2022 5 – 7 класс ответы на вопросы

Конкурс получил свое название благодаря журналу «Золотое руно». Издание выходило в России в начале XX века и внесло большой вклад в культурное просвещение населения. Первый раз соревнование прошло в 2003 году, а начиная с 2004 года конкурс «Золотое руно» стал ежегодным.

Словосочетание «золотое руно» возникло из греческой мифологии. Термин олицетворяет важнейшее сокровище, духовные ценности. Поход за «золотым руном» ‒ поиск духовного знания, попытка получить то, что кажется недостижимым. Ознакомиться с историей о походе за золотым руном можно, прочитав цикл древнегреческих мифов «Аргонафты». Выполнение заданий конкурса также предполагает приобретение участниками ценных знаний по истории и мировой художественной культуре.

Тема конкурса известна заранее, что дает возможность найти и изучить необходимый материал. Но вопросы конкурса выходят за рамки школьного курса, что часто вызывает определенные сложности у участников. Поэтому обязательно следует познакомиться с заданиями предыдущих лет, чтобы понять направление заданий, их сложность, а также предположить возможные вопросы в текущем году.

Перед битвой с войском Хана Мамая московского князя Дмитрия благословил… Кто?

  • А). Варлаам Хутынский
  • В). Протокол Аввакум
  • С). Кирилл Белозерский
  • D). Сергий Радонежский

Этот военачальник в одной из войн защищал, а в другой штурмовал Смоленск.

  • А). М. В. Скопин- Шуйский
  • В). Д. М. Пожарский
  • С). Д. И. Шуйский
  • D). М. Б. Шейн

Этот полководец одержал первую крупную победу в Северной войне.

  • A). Б. Л. Шереметьев
  • B). П. А. Румянцев
  • C). А. В. Суворов
  • D). М. И. Кутузов

Одну из ключевых ролей в ходе переворота в пользу Елизаветы Петровны сыграл…

  • A). Г. Г. Орлов
  • B). М. И. Воронцов
  • C). Э. И. Бирон
  • D). К. Г. Разумовский

Поводом к написанию первого русского неофициального гимна стало взятие крепости войсками под командованием…

  • A). П. А. Румянцева
  • B). А. В. Суворова
  • C). М. И. Кутузов
  • D). М. Д. Скобелева

Этот выдающийся полководец представлен в скульптуре работы С. И. Козловского в образе бога Марса.

  • A). Г. А. Потёмкин
  • B). М. И. Кутузов
  • C). А. В. Суворова
  • D). П. И. Багратион

Первой западной русской армией в начале Отечественной войны 1812 года командовал….

  • A). А. В. Суворова
  • B). М. И. Кутузов
  • C). П. И. Багратион
  • D). М. Б. Барклай-де-Толли

В память о героях Отечественной войны 1812 года благодаря пожертвованию генерала Ф. П. Уварова в Санкт-Петербурге были построены …

  • A). Памятник М. Б. Барклай-де-Толли и М. И. Кутузову
  • B). Александрийская колонна и арка Главного штаба
  • C). Нарвские триумфальные ворота
  • D). Московские триумфальные ворота

Этот адмирал, причисленный к лику святых, считается покровителем российского военно- морского флота.

  • A). П. С. Нахимов
  • B). Ф. Ф. Ушаков
  • C). С. О. Макаров
  • D). М. П. Лазарев

В бою изображённом на полотне К. И. Айвазовского, русской эскадрой командовал…..

  • A). П. С. Нахимов
  • B). Ф. М. Апраксин
  • C). А. Г. Орлов
  • D). Ф. Ф. Ушаков

Под руководством этого инженера были созданы оборонительные сооружения Севастополя в ходе осады города в 1854-55 годах.

  • A). В. И. Истомин
  • B). В. А. Корнилов
  • C). Э. И. Тотлебен
  • D). П. С. Нахимов

Этот врач стан одним из героев панорамы Ф. А. Рубо «Оборона Севастополя 1854-1855 гг»

  • A). Н. И. Пирогов
  • B). И. И. Мечников
  • C). С. П. Боткин
  • D). М. И. Сеченов

Центральным персонажем повести А. А. Бека «Волоколамское шоссе», посвященный подвигу героев-панфиловцев, стал….

  • A). Джамбул Джабаев
  • B). Бауыржан Момышулы
  • C). Талгат Бигельдинов
  • D). Жумагали Калдыкараев

Повесть, посвященную подвигу военного летчика А. П. Маресьева, написал…

  • A). Б. Н. Полевой
  • B). М. А. Шолохов
  • C). Н. А. Островский
  • D). К. М. Симонов

Исполнение седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде сопровождалось операцией «Шквал» под командованием генерала…

  • A). Г. К. Жукова
  • B). К. К. Рокоссовского
  • C). И. С. Конева
  • D). Л. А. Говорова

Этот путешественник описал в своих путевых записях пребывание в стране «Индея».

  • А). С.И. Дежнёв
  • В). Н.Н. Миклухо-Маклай
  • С). Н.М. Пржевальский
  • D). А. Никитин

Именем этого российского мореплавателя названы пролив, остров и море на севере Тихого океана.

  • А). В.И. Беринг
  • В). А.Никитин
  • С). С.И.Дежнёв
  • D). И.Ф. Крузенштерн

Этот учёный и поэт, заложивший основы изучения стекла, писал в своих стихах: «Пою перед тобой в восторге похвалу; не камням дорогим, ни злату, но стеклу».

  • А). Д.И. Виноградов
  • В). В.К. Тредиаковский
  • С). А.Т. Болотов
  • D). М.В. Ломоносов

Именем этого мореплавателя названа крайняя восточная точка материка Евразия.

Ответ: D). С. И Дежнёв

Этот мореплаватель был руководителем первой русской Антарктической экспедиции, открывшей в 1820 Антарктиду.

Ответ: В). Ф.Ф. Беллинсгаузер

Кораблями «Нева» и «Надежда», совершившими первое русское кругосветное путешествие, командовали….

Ответ: В) И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский

Этот выдающийся хирург и учёный является основоположником отечественной школы анестезии.

Ответ: D) Н. И. Пирогов

Этот этнограф и путешественник назвал своим именем территорию «вокруг Астролаб-Бай бухты с архипелагом Довольных людей».

Ответ: В) Н. Н. Миклухо-Маклай

Этот учёный создал первый в мире электромагнитный телеграф и основал первую в России литографскую мастерскую при Коллегии иностранных дел.

Ответ: D) П. Л. Шиллинг

Экспедицией 1933 года, участники которой провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы, руководил….

Ответ: D) С. И. Челюскин

Первый в истории человечества искусственный спутник Земли был разработан конструкторским бюро под руководством …

Ответ: С) С. П. Королёва

В честь этого летчика, совершившего первый беспосадочный перелёт из СССР в США через Северный полюс, назван остров в Сахалинском заливе.

Ответ: С) В. П. Чкалов

В честь этого учёного назван подмосковный город, один из главных центров российской космонавтики.

Ответ: В) С. П. Королёв

Первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского союза, стала летчица

Ответ: D) В. С. Гризодубова

«В тот день она как будто меньше стала, Но стала людям, может быть, родней», – пишет А. Т. Твардовский о Земле в стихотворении, посвящённом памяти….

Ответ: С) Ю. А. Гагарина

Имя этого ростовского мастера записано в синодике местной церкви вторым среди «лучших» людей города

Ответ: C — Каменщик Петр Досаев

Эта икона является центром композиции произведения Симона Ушакова «Древо государства Московского»

Ответ: D) Богоматерь Живоносный источник

Этот композитор увековечил борьбы с польско-шведской интервенцией XVII века в первой русской оратории

Ответ: A) С.А. Дегтярев

Этот художник получил большую золотую медаль Академии художеств за создание картины «Бегство Григория Отрепьева из корчмы».

Ответ: B) Г.Г. Мясоедов

Этот поэт так написал в одном из своих произведений про М.В. Ломоносова: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Ответ: D) А.С. Пушкин

События стрелецкого бунта 1682 года положены в основу либретто оперы М.П. Мусоргского…

Ответ: B) Хованщина

В этом произведении И.С. Тургенев выступил с резким осуждением крепостного права

Ответ: B) Записки охотника

Автор этой картины известен полотнами, изображающими московский быт XVII века

Ответ: D) А. П. Рябушкин

Роман этого писателя стал литературной основой более чем 40 фильмов, снятых на пяти континентах, а в советской версии 1974 года главную роль исполнила М.М. Плисецкая

Ответ: B) Л. Н. Толстой

Этот художник в своих произведениях с высокой точностью изображал виды Москвы

Ответ: B) А. М. Васнецов

Часть обоев в детской комнате этого ученого заменяли записи лекций по дифференциальному и интегральному исчислению

Ответ: A) С.В. Ковалевская

Этот художник сделал главной темой своего творчества драматические исторические события в России XVII-XVIII веков

Ответ: D) В. И. Суриков

Этот писатель стал первым лауреатом Нобелевской премии по литературе, пишущем на русском языке

Ответ: C) И. А. Бунин

Этот композитор в начале Великой Отечественной войны стал бойцом добровольной пожарной команды

Ответ: B) Д. Д. Шостакович

Этой оперой во второй половине 20 века традиционно открывался сезон Большого театра в Москве

Ответ: B) Иван Сусанин

Понравилось? Поделись с друзьями:

Праведный Иоанн Русский

0
Потомственный казак Иоанн родился в семье благочестивых родителей на землях Войска Запорожского в Русском царстве около 1690 года. Достигнув зрелости, Иоанн был рекрутирован вместе со многими другими казаками в армию Петра Великого, который в те годы (1710-1713 годы) вёл борьбу с Турцией за выход к Чёрному морю. О его воинских подвигах сведений не сохранилось, но можно сказать, что он был честным солдатом и защищал своё отечество до того момента, когда во время Прутского похода Петра I, вероятнее всего, это произошло в битве за Азов, вместе с другими солдатами не был взят в плен союзниками татарами. После пленения Иоанн был переправлен в Константинополь и продан в рабство аге (воинское звание) турецкой кавалерии из города Ургюп, что он воспринял, как волю Божию. Иоанн твёрдо отказался от перехода в ислам, за что поначалу был подвергаем издевательствам со стороны своего хозяина. Несмотря на это, он честно и усердно выполнял порученную работу, понимая её как свой христианский долг, за что его шельмовали уже другие рабы аги. Со временем, однако, незлобие, трудолюбие и готовность святого помочь каждому расположили к нему сердце его господина и всех, кто его только знал. Ага даже предложил ему свободу, но Иоанн отказался покидать его, объяснив это промыслом Божьим. Днём Иоанн трудился, соблюдал строгий пост и молился, а по ночам тайком ходил в пещерную церковь святого Георгия, где на паперти читал молитвы Всенощного бдения и каждую субботу причащался Святых Тайн, так что со временем приобрёл от Бога дар чудотворения. Однажды, когда его господин совершал хадж в Мекку, Иоанн, находясь в Ургюпе, передал ему от жены блюдо с пловом. Когда ага вернулся из путешествия, то привёз домашнее блюдо с собой. Этот случай так поразил местных жителей, что Иоанна Русского стали почитать как святого все жители тех мест, в том числе и мусульмане. После смерти святого почитание его только укрепилось, на его могиле стали совершаться чудеса, а в 1962 году Церковь причислила Иоанна Русского к лику православных святых.

В наших храмах большинство этих святых нетрудно узнать по латам, копьям и мечам, с которыми они предстоят на святых образах. Вот они небесные покровители нашего воинства: праведный Иисус Навин, великомученик Никита, благоверный великий князь Игорь Черниговский, преподобный Сергий игумен Радонежский, великомученик Евстафий Плакида, мученик Лонгин Сотник, великомученик Артемий, мученик Арефа, великомученик Дмитрий Солунский, мученик Аффоний, Архангел Михаил, великомученик Мина, великомученик Меркурий, великомученик Иаков Персянин, святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, апостол Андрей Первозванный, великомученик Феодор Стратилат, великомученик Феодор Тирон, благоверный и преподобный князь Даниил Московский, благоверный князь Всеволод, великомученик Георгий Победоносец, мученик Савва Стратилат, страстотерпцы князья Борис и Глеб, мученик Христофор, благоверный царевич Дмитрий Угличский, благоверный князь Дмитрий Донской, благоверный князь Довмонт Псковский, равноапостольный царь Константин, равноапостольный великий князь Владимир, великомученик Прокопий, мученик Евстигний, мученик Андрей Стратилат, благоверный князь Александр Невский.

…Так же как не отделима от судьбы России судьба ее христолюбивого воинства, так же невозможно, как-то особенно, выделить имена святых покровителей его. Как не вспомнить здесь святого Иоанна воина, Ослябю, Пересвета, Илию Муромца и многих других. Каждый из них дал Церкви Православной и нашему народу столь многое, что трудно перечислить: поддержку, защиту и опору, духовное окормление и свет веры христианской.

Подтверждением единения небесных сил в деле покровительства нашему народу и воинству стали многочисленные и любимые народом иконы. «Образ христолюбивого воинства» живописует 12 воинов-христиан, прославляемых нашей Церковью. В разное время они жили на Руси, но каждый из них много сделал для собирания, защиты и процветания нашей православной родины».

У любого здравомыслящего человека, прочитавшего этот сумбурный текст, возникает ряд вопросов. Во-первых, дивизия имени Дзержинского – начальника политической полиции. Так при чем тут какая-то «защита Отечества»? Тот хунту защищал от инакомыслящих и от своего собственного народа.

Во-вторых, вначале говорится о защите Отечества – дело, не спорим, хорошее. А в конце: «каждый из них много сделал для собирания… нашей православной родины». «Собирание» и «защита Отечества» — вещи совершенно разные! Собирание – это агрессия и захват, разбой и геноцид, лишение соседей государственности и свободы. А называть Российскую империю «нашей православной родиной» язык не повернется: в ее состав насобирали поляков, финнов, татар, казахов, туркмен, узбеков, бурятов, кавказские народы и т.д. – все они не принадлежат РПЦ. И сегодня РФ вовсе не православное государство, а многоконфессиональное, и дивизия служит народу не «нашему русскому», а российскому народу Российской Федерации.

В-третьих, с какой стати архангел Михаил является частью «воинства Москвы» в битвах с другими православными и христианам (в битвах, например, с ВКЛ-Беларусью)? Еще как-то можно понять, когда идет речь о своих славянизированных татарах и финно-уграх Московии типа Ильи Муромца. Но при чем тут архангелы и апостолы? Их-то с какой стати «приватизирует» в свой состав дивизия имени Железного Феликса? Который, кстати, в юности был членом сионисткой организации и развешивал в Вильне сионистские антироссийские листовки. А в СССР стал главным редактором журнала «Красный террорист». Удивительная каша!

«Благоверный царевич Дмитрий Угличский» — это маленький мальчик, который играл в «ножики» и в приступе эпилепсии сам себя зарезал. Как он может быть «защитником Отечества» — уму непостижимо. По другой версии его зарезали, по третьей – его спрятали, и он является Лжедмитрием, которого казнили банды Минина и Пожарского. Потом его прах зарядили в пушку и выстрелили в сторону Беларуси.

«Благоверный князь Довмонт Псковский» — никакой не защитник Московии, а литвинский князь ВКЛ. А «равноапостольный великий князь Владимир» захватил Полоцк и изнасиловал княжну Рогнеду на глазах связанных ее родителей и братьев – чтобы они это видели – а потом их убил уже перед ее глазами. Это, надо полагать, образец «чести воина» для дивизии имени Дзержинского. И образец «святости» для РПЦ: в святые возвели насильника и убийцу. Ну а инициативная группа певицы Жанны Бичевской, озабоченной великодержавием, требует ввести в святые вообще Ивана Грозного.

О времена, о нравы!

СВЯТЫЕ ВОИНЫ БПЦ

На официальном портале БПЦ помещен раздел «Из истории военного духовенства», который написал И.В. Оржеховский, профессор БГУ, историк. Пишет он следующее:

«Во все времена существования Русской Православной Церкви ее важнейшей миссией было служение национальным интересам Отечества. Именно она содействовала государственному объединению разрозненных славянских племен в единую державу, а позднее оказала решающее влияние на процесс сохранения национального единства Русской земли, целостности и общности живущих на ней народов.

С первых веков принятия христианства на Руси оформился тесный союз служителей веры и воинства. И связь эта имела огромное значение. На окруженной недругами Руси Православие издревле было воинственным, а воинство – православным.

…Куликовская битва в 1380 году и последующее освобождение от монголо-татарского ига, борьба с интервентами за сохранение государственной независимости в начале XVII века, многочисленные последующие военные события свидетельствуют, что Русская Православная Церковь никогда не стояла в стороне от событий, переживаемых народом и государством, но всегда делила с ним все радости и горести. В периоды междоусобных войн, смут, раздробленности, иноземного ига именно Церковь призывала народ, власти и воинство к единству для защиты Отечества».

У профессора странные познания в истории. Даже дети в школе знают, что РПЦ Москвы была создана только в 1589 году при Борисе Годунове. А Куликовская битва была на две века раньше. До 1589 года РПЦ вообще была 140 лет автокефальной – не признавалась Православным миром православной, а Христианским миром христианской. Почему не признавалась? Да потому что была ордынской несторианской, обожествляющей власть царей Орды и затем власть правителей Московии.

В 1380 году храмы Москвы были расписаны фресками с ликом царя Тохтамыша как равного Иисусу. Ничего подобного не было у настоящей РПЦ в Киеве, Полоцке, Твери, Пскове, Новгороде – вот их Византия признавала, они не были автокефальными. За что Иван Грозный и вырезал все православное духовенство во время захвата Полоцка, Твери, Пскова, Новгорода – в Москве Иван Грозный был на фресках, ему молились московиты как своему божку.

Что касается «борьбы с интервентами», то профессор БГУ нас самих, беларусов, этими интервентами и именует. В 1612 году в Москве были вовсе не «поляки» и не «литовцы», а литвины – ныне называемые беларусами.

История беларуского православия начинается вовсе не с 1839 года, как кажется профессору. Полоцк был православным еще до первого упоминания о Москве как деревне в пять хат. Но мы были возмущены сделкой Годунова с греками, потому создали Унию в 1596 году. Сохраняя все традиции православной службы, но переходя под власть уже не греков, а Папы Римского. В 1839 году указом царя была фактически уничтожена Беларуская православная церковь – пусть и униатская, но православная и национально БЕЛАРУСКАЯ. А вместо нее насаждена чуждая нам и не имеющая ничего общего с Беларусью московская религия. Вот поэтому и как бы «получается», что БПЦ «своей истории не имеет» (как и «Беларусь своей истории не имеет, начинается с СССР»). И профессор пишет:

«До учреждения в Русском государстве регулярного войска обязанность по духовному окормлению ратных людей возлагалась на придворное духовенство. Поэтому можно предположить, что к середине XVI века, когда в Московии было создано постоянное стрелецкое войско, насчитывавшее 20-25 тысяч человек, появились и первые восточнославянские военные священники (однако письменных свидетельств об этом не сохранилось).

Во всяком случае, достоверно известно о наличии военных священников в период царствования государя Алексея Михайловича Романова (1645-1676). Об этом свидетельствует устав того времени: «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей» (1647), в котором впервые упоминается полковой священник и определяется его жалованье. С этого времени уже начинает создаваться система управления военным духовенством».

Что это такое – «Русское государство», если профессор сам его называет «Московией»? Это мы и были «Русским государством», потому что мы тогда Великое княжество Литовское и Русское! С какой стати ордынский улус Москвы, к тому же автокефальный, нам должен диктовать моду на православие? Вон еще Эфиопия тоже православная страна, но означает ли это, что мы должны перенимать их православные традиции обрезания мальчиков, как у иудеев?

Профессор начал со слов «Во все времена существования Русской Православной Церкви ее важнейшей миссией было служение национальным интересам Отечества». Правильно. А Отечество для беларуса – Беларусь, а вовсе не иностранные православные страны типа Эфиопии, России или Украины. Так почему отвергнут и запрещен список НАШИХ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫХ, а вместо него навязаны святые типа князей Залесья Александра Невского и Дмитрия Донского, которые к нашему Отечеству абсолютно никакого отношения не имеют?

Профессор пишет: «Дальнейшее становление и совершенствование структуры военного духовенства связано с реформами Петра I. Так, в «Воинском уставе» 1716 года впервые появилась глава «О священнослужителях», которая определяла правовое положение священников в армии, их обязанности и основные формы деятельности».

Простите, а кто для нас этот Петр I? Он нами не правил, ничего у нас не реформировал. Только взорвал Полоцкую Софию, где до этого там пьяный вырезал наше главное духовенство. Вот только этим он в нашем Отечестве и «прославился».

Все поставлено с ног на голову! В битве под Оршей – о которой профессор, конечно, не вспоминает – 8 сентября 1514 года православное войско Великого княжества Литовского и Русского под командованием православного гетмана К.И. Острожского разгромило армию оккупантов – иноверцев татаро-московитов. Те тогда по вере были автокефальными, не принадлежали РПЦ Киева.

Мы тогда защищали русскую православную веру от агрессии несториан Московии. А не те якобы «несли нам православие РПЦ», так как мы и были тогда РПЦ, а их не считали никто ни православными, ни христианами.

Но Острожского возводить в святые мы не стали, как и прочих наших полководцев, князей, канцлеров ВКЛ. У нас иные святые, вполне мирные. Например, Андрей Баболя – миссионер в Пинске, которого во время войны 1654-1667 годов зарубили «друзья беларусов» царские казаки и закопали в навоз. Мученик за веру, и останки не тленны, что подтверждали многие комиссии. Он был святым для униатов Беларуси, а с 1839 года запрещен таковым считаться. Остается святым для католиков Беларуси, но БПЦ его не признает, потому что его зарубили казаки Московии. Если бы зарубили немцы или иные — то признали бы. А так, коль это российское преступление, то это «бросает тень» на пафос «царских освободителей» нашего народа от нашего национального государства и национальной религии.

Вообще же, нежелание, как кажется, БПЦ являться хранителем национальных беларуских традиций – противоречит жизни в стране, является причиной массовой популярности протестантизма и католичества, где службы идут на нашей национальной мове. Сегодня для БПЦ это огромнейшая проблема, и как она будет решаться – непонятно. Но ясно, что БПЦ должна перейти от российских к беларуским национальным реалиям – иначе в ближайшие лет 10 потеряет всю паству в стране. О необходимости давно назревших реформ в БПЦ высказалось в конце июля 2013 года и руководство Беларуси. Президент сказал, посещая строящийся в Минске Аквапарк: «Церковь должна меняться. Мне кажется, что мы накануне некой реформы Православной Церкви… Православная Церковь с государством недорабатывают. Мы можем потерять целое поколение молодежи».

ВОИН ВОИНУ РОЗНЬ

Вернемся к сути вопроса. По мнению РПЦ, если человек убивает человека, защищая свою Родину, то это как бы не считается нарушением Заповеди «Не убей».

Но, во-первых, подобного уточнения в Библии нет. Там нигде не говорится, что ради защиты Родины можно красть, насиловать и тем более убивать. Бог дал человеку жизнь – и только Бог может ее забрать, и, кстати, из этой логики цивилизованные страны отменяют смертную казнь.

Во-вторых, «защита Родины» — понятие условное. Например, в мае 1945 г. части СС защищали Берлин от «советских орд». Означает ли это, что эсесовцы, защищая Родину, вершили святое и богоугодное дело, убивали справедливо? Или иной пример: РПЦ не считает нарушением Заповеди «Не убей» действия советских военных в Афганистане. Однако Родину они там не защищали, да к тому же СССР вообще не объявлял войну Афганистану. А полтора миллиона афганцев после этого вторжения Советского Союза погибли.

В этой связи всплывает уже другое понятие – «защита интересов Родины», что отнюдь не нечто «святое» и «справедливое», а лицемерная политика в рамках конкуренции государств и народов. Здесь просматривается аналогия с Талмудом, который разрешает иудею нарушать Заповедь «Не убей» в «исключительных случаях», к которым относятся: угроза смерти его и его близких, угроза имуществу и даже… угроза утраты возможных прибылей. Вот по последнему поводу и возникали в основном войны между государствами, в том числе в ХХ в.

В-третьих, в библейском понимании «святые воины» — это не те, кто обрел святость за свои ратные подвиги. Они стали святыми в борьбе за веру во Христа, потому скорее миссионеры. Яркий пример – апостол Павел. Изначально он был иудеем по имени Шаул-ха-Тарси и в должности по нынешним представлениям генерала командовал массовым истреблением христиан. Апостолом он стал, что ясно, вовсе не за эти преступления. Ему во сне явился Иисус и наставил его на путь истинный, он раскаялся и поверил в Него, стал проповедником христианства среди не иудеев (среди не обрезанных эллинов).

Кто-то может возразить, что адмирал Ушаков тоже после своей службы на флоте увлекся христианством. Но ведь апостола Павла никто не изображает с саблей в руках, а вот Ушаков на иконах с саблей, что подчеркивает, что он канонизирован не за миссионерство, а именно за военную деятельность. С мечом в руках изображают на иконах и Александра Невского, но тот этим мечом в основном дань для татар собирал по Руси и русских резал.

В-четвертых, кажется ошибочной позиция церкви считать любого военнослужащего «защитником Отечества». Одно дело – воевать на передовой в рукопашном бое с фанатиком-эсесовцем. Это честная схватка против врага. И совсем другое дело – бомбить город, кидая тысячами тонн зажигательные бомбы на жилые кварталы и убивая не комбатантов, то есть не участников боевых действий, а женщин, детей, стариков, раненных. И зачастую такие бомбы убивали и свое собственное население (до сих пор идут споры, сколько сотен тысяч граждан СССР погибли в войну от бомбардировок своей же советской авиации).

Перед выборами в РФ патриарх Кирилл сказал, что у России нет друзей, кроме ядерных стратегических ракет, флота, армии и РПЦ. Но вызывает сомнения, что оружие массового поражения (ядерное, биологическое, химическое) – нечто «богоугодное», что воины РВСН являются «святым воинством России». В средние века воин – это рыцарь с кодексом чести, а сегодня – это убийца миллионов невинных людей, уничтожающий нажатием кнопки целые города и вообще все живое на планете.

В новую эпоху изменился и сам характер войн: их ведут уже не для того, чтобы ограбить и уничтожить соседа (как агрессия Московии против ВКЛ-Беларуси 1654-1667), а только чтобы подчинить его политически. Но это оказывается хлопотным делом, так как приходится отвечать за захваченное государство и брать на себя все его социально-экономические проблемы (что выгоднее в итоге проигравшей стороне и обременительно победившей). В итоге проще достичь целей, ведя ИНФОРМАЦИОННУЮ войну – без использования военной силы. Следует ли ожидать появления новых религиозных святых – «святых воинов информационных войн»?

Абсурдность очевидна. Конечно, можно себе представить икону некоего новоявленного «святого воина», у которого в одной руке охапка ядерных ракет, а в другой сервер для всемирного шпионажа. Но скорее это будет напоминать политическую карикатуру из журнала «Крокодил» времен СССР…

И последнее. В нормальном обществе святыми считают тех, кто является светочем духовности. Таковой для России Лев Толстой. Но его РПЦ предала анафеме – и не сняла эту анафему по сей день. Ни казачество, ни Жанна Бичевская, ни ВМФ, вообще ни одна «патриотически озабоченная группа граждан» России не обратилась к РПЦ с просьбой снять анафему с великого русского классика. Вот тоже повод задуматься о мере духовности тех, кто требует от РПЦ возводить в святые военных и правителей…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: