Почему Иуда Искариот предал Иисуса Христа по Библии?

Начинающему христианину

Опубликовано 15.11.2017

Так почему же Иуда Искариот предал Иисуса Христа? Имя Иуда вот уже много столетий ассоциируется с предательством и стало именем нарицательным. В Библии не так много раз упоминается Иуда, но причины его предательства Иисуса описаны хорошо. Давайте разбираться.

Было ли пре­да­тель­ство Иуды необ­хо­ди­мым звеном в деле Искуп­ле­ния чело­века?

В насто­я­щее время нередко при­хо­дится стал­ки­ваться с предубеж­де­нием отно­си­тельно роли Иуды в Боже­ствен­ном Про­мысле. По мнению ряда мыс­ли­те­лей, если бы он не предал Спа­си­теля, Его бы не схва­тили и не рас­пяли, а значит, и не было бы Иску­пи­тель­ной Крест­ной Жертвы, не было бы про­ще­ния грехов и спа­се­ния. В более осто­рож­ном вари­анте эта фило­соф­ская идея под­ме­ня­ется другой: в случае отказа Иуды от пре­да­тель­ства, его роль непре­менно должен был испол­нить кто-нибудь другой, ибо в этом состоял Божий план Искуп­ле­ния.

В русле подоб­ных кон­цеп­ций нрав­ствен­ная оценка Иуды варьи­ру­ется.

По одной версии, он был моти­ви­ро­ван вовсе не жаждой наживы (трид­цать среб­ре­ни­ков – цена раба), а жела­нием ско­рей­шего про­яв­ле­ния Боже­ствен­ной славы Христа. В рамках этого суж­де­ния, Иуда будто бы пола­гал, что когда Гос­подь сде­ла­ется добы­чей врагов, тогда непре­менно про­явит и все­на­родно обна­ру­жит скры­тую мощь Своего Боже­ства, чем вызо­вет все­об­щее при­зна­ние Своей Боже­ствен­но­сти, послу­ша­ние, спа­се­ние.

Ещё более ори­ги­наль­ное утвер­жде­ние гласит, что Иуда, продав Христа, в дей­стви­тель­но­сти Его не пре­да­вал, а совер­шил подвиг сми­ре­ния и само­уни­чи­же­ния, будто бы он, испол­нив задачу пре­да­теля, осу­ще­ствил пору­че­ние Гос­пода, чем и послу­жил реа­ли­за­ции Божьего замысла, вклю­чав­шего взятие Христа под стражу, допрос, Крест­ные Стра­да­ния, смерть. Стало быть, будучи пору­гаем за пре­да­тель­ство, он пору­га­ется неза­слу­женно. Сле­до­ва­тельно, ком­мен­та­рий к этой исто­рии сле­дует пере­пи­сать, ведь в очах Божьих Иуда — вели­кий святой.

Что можно на это ска­зать? Мнение о том, что Иуда Иска­риот — как бы и не пре­да­тель, явля­ется сквер­ным. Следуя этой воль­ной интер­пре­та­ции легко прийти к заклю­че­нию, что опре­де­лен­ная заслуга в деле Спа­се­ния при­над­ле­жит и убий­цам Христа. Ведь и о них можно (но не нужно) ска­зать: если бы не убийцы, не было бы Крест­ной смерти, не было бы победы над адом и Вос­кре­се­ния.

Но это — не так. И дело здесь вот в чём. В отли­чие от людей детали зем­ного слу­же­ния Сына Божия были известны Ему ещё прежде тво­ре­ния мира. Он от веч­но­сти знал, что многие иудеи, в силу жесто­ко­сер­дия и без­рас­суд­ства, не примут Его Бла­го­ве­стия, и от веч­но­сти знал, что один из Его уче­ни­ков, польстив­шись нажи­вой, не устоит в бла­го­че­стии. Если бы собы­тиям тех времен, по каким-либо при­чи­нам, суж­дено было раз­ви­ваться иначе, это повли­яло бы на отдель­ные детали плана Спа­се­ния, но не на замы­сел в целом. Спа­се­ние все равно состо­я­лось бы.

Зло­дей­ство Иуды прямо запе­чат­лено сло­вами Еван­ге­лия, сви­де­тель­ству­ю­щими, что пре­да­тель­ство он совер­шил не по душев­ной про­стоте и, тем более, не по тай­ному бла­го­сло­ве­нию Божию, а осо­знанно, по наитию сатаны (Лк.22:3). Кроме того Спа­си­тель лично назвал его диа­во­лом (в то время как под­стре­ка­тели к Его убий­ству были названы «лишь» детьми сатаны Ин.8:44, Ин.6:70).

***

про­то­и­е­рей Димит­рий Юревич, заве­ду­ю­щий кафед­рой биб­ле­и­стики Санкт-Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии

Варианты апокрифов: превращение в свиней и смертельные прыжки

В некоторых версиях трех рассмотренных в этой статье евангелий детства встречается еще одна история, возможно, пришедшая из эфиопских сборников апокрифических сказаний.

В ней Иисус катается перед другими детьми на солнечных лучах. Они, увлеченные его весельем, пытаются сделать то же самое, однако падают, ломая руки и ноги.

Спаситель их, конечно же, исцеляет — впрочем, в некоторых версиях текста автор указывает, что Христос предвидел будущее, а следовательно специально искушал других детей, чтобы они помучались, ломая конечности.

В европейских рукописях встречаются многочисленные варианты перечисленных выше историй, в которых они становятся еще более фантастическими. К примеру, в эпизоде с прячущимися детьми те залезают в печь, а Иисус спрашивает у их родителей, что там. В ответ они сообщают ему, что там свиньи, и, открывая задвижку, удивляются тому, что ребята и правда превратились в свиней. Впрочем, Иисус сразу расколдовывает их, чтобы наконец-то с кем-то поиграть.

В другом варианте горожанин, боящийся за своего сына из-за Иисуса, запирает того дома, однако Христос вызволяет своего товарища по играм, вытаскивая его прямо через замочную скважину.

В альтернативном варианте сцены с разбитым у колодца горшком его специально разбивают мальчишки, которые недолюбливают Иисуса. В ответ Сын Божий преспокойно собирает его обратно из осколков и вешает сушиться на солнечный луч (средневековый художник неправильно понял это слово и превратил луч в деревянную балку).

Мальчишки бьют свои горшки, чтобы слепить их обратно, как это только что сделал Христос, однако у них ничего не выходит — тогда Спаситель чинит их горшки и тоже вешает их на луч.

История о прыжках с крыши тоже имеет альтернативу — в ней дети прыгают с горок, что также приводит к их гибели.

Во многих версиях апокрифа о красильщике Иисус даже становится его подмастерьем. В этом варианте семилетнему Христу не терпелось скорее уйти домой от ненавистной работы, и он со злости бросил все ткани в чан с индиго. Расстроенный красильщик начал было ругать непослушного ученика, однако Христос, вытаскивая ткани обратно, чудесным образом поменял их цвета на необходимые (в некоторых версиях его об этом просит раздосадованная поведением сына Дева Мария). Эпизод с чаном особенно полюбился средневековому цеху красильщиков, которые считали Иисуса одним из святых покровителей своего ремесла.

Кроме того, на некоторых средневековых иллюстрациях к раннехристианским апокрифам о детстве Спасителя он помогает родителям с домашней работой, стирает белье, разжигает очаг или подает на стол.

Традиция таких изображений, где юный Иисус занят домашней работой, дожила до недавнего времени. На них Святое семейство предстает как идеал для всякой семьи, а прилежный отрок Иисус (который, например, подметает полы) становится образцом поведения для любого ребенка.

В России с конца XVIII в. иногда писали поучительные иконы на сюжет о «Физическом труде Святого Семейства» по европейским образцам: на них Иисус помогает своему отчиму Иосифу работать по дереву, а Богородица занимается пряжей. Они были распространены и в советский период во время обновленчества — движения, пытавшегося приспособить православие под новые социалистические реалии.

Молоток, которым трудился Христос, на таких иконах мог напоминать молот советского герба, а сама икона была переназвана в духе лозунгов социалистического плаката: «Святое семейство — учитель труда».

Такой образ имел дидактическую функцию и показывал прилежного и послушного отрока Иисуса в качестве образца поведения для советского ребенка.

***

Удивительным образом апокрифы дожили до наших дней не только благодаря запоминающимся сюжетам о детстве Христа и иллюстрациям к ним, но и потому, что новые тексты такого рода появлялись даже в XX веке. К примеру, в 1910 году в Германии один издатель утверждал, что нашел древнюю коптскую рукопись о детстве Христа, которую самостоятельно перевел на немецкий. В ней от лица египетского врача Бенана, якобы друга детства Иисуса, рассказывалось о том, как Спасителя воспитывал некий египетский астроном, а также о том, как его затем посвятили в тайное искусство лечения. Спустя десять лет ученые поняли, что перед ними подделка, однако сегодня ее также можно рассматривать как самобытный литературный памятник, показывающий, какое неизгладимое впечатление на ценителей старинной литературы в XX веке производили подлинные апокрифы о детстве Христа.

Какова во всем этом была роль Иуды? Без него никак невоз­можно было про­из­ве­сти арест?

Роль была клю­че­вой. Пре­да­тель­ство Иуды не огра­ни­чи­лось только тем, что в среду он пришел к пер­во­свя­щен­ни­кам, сооб­щил некую инфор­ма­цию и полу­чил за нее трид­цать среб­ре­ни­ков. Нет, за эти деньги от него тре­бо­ва­лось боль­шее: он должен был руко­во­дить всей «спе­цо­пе­ра­цией». То есть, во-первых, при­ве­сти хра­мо­вую стражу и рим­ских солдат в нужное время в нужное место, во-вторых, пока­зать, кого именно сле­дует аре­сто­вать, кто из собрав­шихся на Еле­он­ской горе — Иисус. Для рим­ских солдат все эти иудеи были на одно лицо, им нужно было дать знак, кого хва­тать. В‑третьих, Иуде сле­до­вало «раз­ру­лить» про­блемы, если те вдруг воз­ник­нут.

И про­блемы дей­стви­тельно воз­никли. Из Еван­ге­лия от Иоанна Бого­слова мы знаем важную подроб­ность, кото­рой нет у других еван­ге­ли­стов. Когда эта воору­жен­ная толпа под­хо­дит, то Хри­стос, зная наме­ре­ния их сердец, спра­ши­вает: «Кого ищете?» Они отве­чают: «Иисуса из Наза­рета». Он отве­чает: «Это Я!» И тут же все падают ниц. Все, вклю­чая рим­ских солдат.

Почему они падают? Есть версия, что слова Иисуса, в гре­че­ском пере­воде пере­дан­ные как «Я есть», по-еврей­ски зву­чали как имя Божие. То есть «Яхве». Это имя в ту эпоху уже не должно было про­из­но­ситься вслух, и, услы­шав его, иудеи упали ниц от страха. Но почему тогда упали рим­ляне, для кото­рых все это ничего не зна­чило? Ком­мен­ти­руя это место, свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст пред­по­ла­гает, что в момент, когда Гос­подь назвался, что-то про­изо­шло, каким-то обра­зом Он явил Свою власть. Про­няло даже рим­ских солдат, воз­никли сумя­тица, сму­ще­ние. И тогда Иуда, чтобы пре­сечь воз­мож­ную панику, реши­тельно вме­ши­ва­ется, выхо­дит на первый план. Он при­вет­ствует Иисуса — и чтобы пока­зать воинам, кого хва­тать, и чтобы успо­ко­ить их: мол, все в порядке, все под кон­тро­лем, это обыч­ный чело­век, раз я так по-свой­ски его при­вет­ствую.

Библейский образ

образ Иуды

Все 11 учеников Иисуса Христа были выходцами из Галилеи (север Палестины), а вот Иуда – единственный уроженец Иудеи.

Кстати, само название этой земли дано от тезки предателя, – человека, который считается праотцом всего иудейского народа. Более того, во времена жизни Христа данное имя было очень распространенным. Даже в Библии оно встречается более 14 раз в контексте о разных людях.

Какими же еще качествами Иуда Искариот обладает согласно Святому Писанию?

  • Для ведения проповедей и исцеления больных был избран самим Господом. Обладал такими же качествами, как и все остальные ученики Христа, и был полноценным апостолом.
  • Иуда Искариот обладал недурными экономическими навыками и умением считать деньги. За это ему поручили опекать урну с капиталом Христовым, который Спаситель зарабатывал, спасая людей.
  • Сказано, что дата рождения предателя – 1 апреля. Этот день считается неблагоприятным во многих религиях мира.

История же самого предательства описана кратко и сухо. Более того, не сказано, почему Иуда предал Христа и каким был мотив. Но достоверно известно, что, удаляясь с Последней трапезы (Тайной вечери), этот апостол отправился к первосвященникам, которые давно охотились на Мессию.

Познавательно! Высказывания апостола Павла о любви в послании к коринфянам.

Приведя их в то самое место, где Христос почивал со своими учениками, он сказал: «Кого поцелую – того и арестуйте». После чего поцеловал Христа, и того отправили на казнь.

После этого некогда Иуда Святой, а теперь проклятый и даже бесноватый, явился вновь к первосвященникам с желанием вернуть плату в 30 серебреников. Промолвив: «Согрешил я, предав кровь невинную», получил ответ «И что с того?». Уходя, предатель бросил деньги на пол и, сожалея о содеянном, покончил с собой. Повесился Иуда на осине (бузине), а внутренности вывалились наружу.

Что же, с библейской версией и фактами мы ознакомились, а теперь давайте обсудим то, что только узнали.

А цело­вать-то было зачем? Недо­ста­точно было просто ткнуть паль­цем?

В то время в Иудее это было обыч­ное при­вет­ствие между дру­зьями. И, при­бе­гая к такой форме обра­ще­ния, Иуда тем самым пока­зы­вает свою особую бли­зость к Учи­телю (воз­можно, пре­одо­ле­вая тем самым соб­ствен­ное сму­ще­ние, робость) — и одно­вре­менно дает сол­да­там знак, кого хва­тать. Но мало того: он тем самым как бы под­чер­ки­вает, что это не Бог, перед Кото­рым они только что падали ниц, а обыч­ный чело­век, с кото­рым он, руко­во­ди­тель группы захвата, там пани­брат­ски здо­ро­ва­ется. В этом-то и заклю­ча­ется изощ­рен­ность Иуды, кото­рый хочет под­черк­нуть свою бли­зость к тому, Кого пре­дает.

На этот его цинизм, кстати, ука­зы­вает и Сам Гос­подь сло­вами: Цело­ва­нием ли пре­да­ешь Сына Чело­ве­че­ского? (Лк. 22:48).

Пра­во­слав­ный журнал “Фома”

***

Текст молитвы

Простая

Святой Фаддей! Ты имел счастье принадлежать к семье Христа Спасителя, преславный апостол и мученику. Ты светлеет большими достоинствами, верный заместителю тех, кто тебя прославляют и к тебе с доверием приходятся! Ты опекун и заместитель наш в трудный обстоятельствах. Поэтому становлюсь перед тобой и молю из глубины моего сердца:

Приди на помощь мне своим мощным покровительством, ибо у тебя от Бога милость приходить со скоро помощью тем, кто потерял уже всякую надежду на спасение. Глянь на меня ласково!

Моя жизнь — жизнь крестов, а дни жизни — море страданий. Дороги жизни моего покрытые терном и каждая минута его — свидетель слез и вздохов. А на увеличение моему несчастью черные мысли вкрадываются к моему сердцу. Беспокойство, малодушие, недостаток доверия, даже отчаяние жмутся к сердцу. Провидение закрытое перед глазами моими, и вера шатается в сердце моем. такие мысли внедряют меня в черные тучи грусти. Не оставь меня в таком тяжелом состоянии, а приди с помощью мне!

Прошу тебя покорно: Глянь милосердно на меня и не презрения моей просьбе. Пусть доверие мое не будет предано! Тебя одарил Бог лаской приходить на помощь тем, кто попал в безнадежное положение. Поэтому и я, тоже оказался в затруднении, пожалуйста о заступничестве перед Христом Спасителем. Всю жизнь мою составлять буду тебе мою благодарность и прославлять имя твое и уважать тебя как моего особого опекуна. Славить буду Бога за милости, полученные через твое посредничество. Славлю тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

девушка в храме

Девятница

Святой Апостоле Иуда Фаддей! С именем Господа нашего Иисуса Христа в сердце обращаю молитву к Тебе. Ты был верным учеником и последователем Брата Твоего и Учителя Иисуса Христа, нес его учения, давал помощь людям в большой беде и нужде .

Ты принял мученическую смерть от рук язычников , но ни мыслью, ни словом, ни делом не изменил своему Брату и Учителю, и за то Тебе великая и вечная благодарность в человеческих сердцах.

Помоги мне, грешному, выйти из моей затруднения, отврати беду от меня, а я за милость Твою и ласку отблагодарю Тебя праведной жизнью и буду поминать имя Твое в молитвах. Славлю Тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа ныне и присно во веки веков. Аминь.

Какие собы­тия, свя­зан­ные с Иудой Иска­ри­о­том, опи­саны в Еван­ге­лии?

Еван­ге­лия отра­жают еди­но­об­раз­ную после­до­ва­тель­ность собы­тий в целом, в связи с кото­рыми упо­ми­на­ется Иуда Иска­риот: 1) при­зва­ние в число апо­сто­лов (его имя упо­мя­нуто в списке апо­сто­лов); 2) наме­ре­ние Иуды пре­дать Иисуса и объ­яв­ле­ние этого наме­ре­ния пер­во­свя­щен­ни­кам; 3) Тайная вечеря: пред­ска­за­ние Иисуса о том, что Он будет предан; крат­кий диалог Иисуса с Иудой Иска­ри­о­том, обли­ча­ю­щий его наме­ре­ния, уход Иуды Иска­ри­ота для совер­ше­ния пре­да­тель­ства; 4) сцена в Геф­си­ман­ском саду: Иуда Иска­риот при­хо­дит вместе с воору­жен­ным отря­дом на место собра­ния уче­ни­ков и выдает Иисуса лице­мер­ным при­вет­ствием и лоб­за­нием; 5) рас­ка­я­ние Иуды Иска­ри­ота о соде­ян­ном и его само­убий­ство (только у еван­ге­ли­ста Матфея).

Кто он такой

Рассказывая долгую историю кратко, чаще всего говорят: «Иуда был одним из двенадцати учеников-

кто такой Иуда

апостолов Иисуса Христа, тем самым, что предал своего учителя за 30 серебреников.

Совершив столь гнусный поступок, покончил с собой, предварительно вернув уплаченные за предательство деньги первосвященникам». Такую трактовку часто дает Википедия, а также ряд иных источников, которые позволяют бегло ознакомиться с сутью происходящего.

Но больше интересует вопрос о том, кем был этот персонаж ранее, начиная с момента рождения и заканчивая суицидом? Почему решился на предательство собственного наставника? Где же логика в поступках?

Библия очень скупа на описание жизненного пути этого человека, его деяний и помыслов. Писание дает ответы лишь на простейшие вопросы: «Кто это такой – Иуда Искариот?», «Что он сделал?», «Как погиб?». Остальные версии – наработки историков, археологов и исследователей в области старины. Все они одинаково правдивы и додуманы, так как докопаться до истины, увы, наверное уже никто не сможет.

Исходя из длительных поисков, стало достоверно известно, что этот апостол обладал неплохими духовными качествами, был весьма умен и смекалист. А вот загадкой остается тот самый поступок, который не вписывается ни в рамки христианского мировоззрения, ни в логические соображения.

В чем раз­ница между пока­я­нием Петра и рас­ка­я­нием Иуды?

Анализ подо­плеки греха Иуды и греха Петра при­во­дят, в конеч­ном счете, к про­ти­во­по­став­ле­нию этих еван­гель­ских пер­со­на­жей, один из кото­рых рас­ка­ялся, однако не пока­ялся в еван­гель­ском смысле «пере­мены ума» («мета­нойя») и, про­дол­жая пре­бы­вать в гре­хов­ном мраке, отча­ялся и уда­вился, а другой – плакал горько (Мф.26:75) и, испол­нен­ный любви ко Христу, прибег к Его мило­сер­дию, пока­ялся, был прощен, полу­чил Гос­подне бла­го­сло­ве­ние, стал пер­во­вер­хов­ным апо­сто­лом и засви­де­тель­ство­вал свою вер­ность Гос­поду муче­ни­че­ской кон­чи­ной. Это гово­рит, прежде всего, о том, что между рас­ка­я­нием Иуды и пока­я­нием Петра суще­ствует кар­ди­наль­ная мета­фи­зи­че­ская раз­ница. Рас­ка­я­ние ока­зы­ва­ется лишь муками нечи­стой сове­сти, не ищущей и не чающей, однако, про­ще­ния, не веря­щей в Того, Кто имеет власть остав­лять грехи, Кто взял на себя грех мира (Ин.1:29). Рас­ка­я­ние, таким обра­зом, может настичь и неве­ру­ю­щего чело­века, но пока­я­ние про­ис­хо­дит исклю­чи­тельно перед лицом Гос­под­ним, в пред­две­рии при­бли­зив­ше­гося Цар­ства Небес­ного. Покай­тесь; ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное (Мф.4:17) – с этими сло­вами Гос­подь выхо­дит на про­по­ведь после иску­ше­ния Его сата­ною в пустыне.

Происхождение апостола и его имени

Как уже говорилось выше, само имя в те времена было более чем распространенным. Его корни обращались вглубь веков, ведь именно так окликали самого родоначальника иудейского народа. Его, так сказать, «фамилия» – Искариот, указывала на родной город, в котором будущий апостол был рожден.

Интересно знать! В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова указано, что предатель был из некого города Кириафа. Тут весь фокус кроется в расшифровке и транскрипции древних мертвых языков. По одной из версий родиной действительно был некий город под названием то ли Кириаф, то ли Кефира.

апостол

После этого о том, святой Иуда или же нет, смог судить лишь Христос, и он, как мы знаем, приписал ему данное «звание».

Века спустя образ Христа-Спасителя и всех, кто его окружал, включая предателя, изображались с нимбами над головой. Но только у нашего героя этот ореол имел черный, угольный окрас (фото икон и фресок подтверждают это). Более того, в византийской и православной церквях самого предателя никогда не изображают анфас, дабы человек не встретился с его лукавым взглядом.

Библия дает четко понять, что сам Господь наделяет Иуду Искариота даром исцеления, тайными знаниями и умениями. Вместе с тем Иисус называл этого своего ученика несчастнейшим человеком, утверждая, что спасения нельзя добиться без предательства.

Исходя из всех этих фактов, некоторые исследователи утверждают, что Иуда предал того, на кого указал Господь. Был своего рода оружием в руках Божьих, благодаря которому Христос смог воскреснуть и вознестись к Небесам, став настоящим и бессмертным Мессией.

Как отно­ситься к так назы­ва­е­мому «Еван­ге­лию от Иуды»?

На про­тя­же­нии двух тысяч лет суще­ство­ва­ния хри­сти­ан­ства мно­го­кратно имели место попытки посе­ять сомне­ния в души и сердца людей. Одной из таких попы­ток стало созда­ние во II–IV вв. гно­сти­че­ского апо­крифа, извест­ного как «Еван­ге­лие» Иуды. Счи­та­ется, что данное про­из­ве­де­ние было напи­сано на копт­ском языке. Оно вхо­дило в состав папи­рус­ного «Кодекса Чакос», най­ден­ного в Египте в 1978 г. Одна из целей этого сочи­не­ния — раз­мыть еван­гель­ский образ Иуды — злодея-пре­да­теля — и заме­нить его псев­до­е­ван­гель­ским.

Откуда взялись фашисты в «Острых козырьках»? История Освальда Мосли

В конце августа стартовал очередной сезон британского шоу «Острые козырьки». На сей раз глава криминальной семьи Томас Шелби пересекся с реальной и весьма знаковой исторической фигурой Великобритании первой половины XX века — основателем Британского союза фашистов, Освальдом Мосли. Этот молодой и даровитый ветеран Первой мировойво многом похож на Томми, но, к сожалению, весь свой талант он потратил на то, чтобы восстановить против себя английский народ. Рассказываем, как это было.

Воз­можна ли «реа­би­ли­та­ция» Иуды?

Отно­ше­ние Церкви к Иуде как к послуш­нику диа­вола ясно обо­зна­чено и зафик­си­ро­вано в ико­но­гра­фии Страш­ного Суда. Как фрески, так и иконы этого типа вос­про­из­во­дят его с мешоч­ком в руках (сим­во­ли­зи­ру­ю­щим коше­лек с трид­ца­тью среб­ре­ни­ками), сидя­щим на коле­нях у диа­вола; обоих охва­ты­вает адский огонь. Неслу­чайно перед евха­ри­сти­че­ской чашей пра­во­слав­ные хри­сти­ане про­из­но­сят: «Ни лоб­за­ние Ти дам, яко Иуда». Образ Иуды сохра­ня­ется в памяти Церкви как пример чело­века, пере­сту­пив­шего послед­нюю черту – ту, кото­рую чело­век ни при каких обсто­я­тель­ствах и ни за какие деньги не должен пере­сту­пать. За этой чертой – поги­бель, смерть.

Почитание

В православии апостола Иуду Фаддея прославляют 19 июня (2 июля). Католический день памяти — 28 октября.

Святого Иуду почитают в восточных и западных странах. Частица мощей апостола — одна из главных реликвий Эчмиадзинского монастыря, оплота Армянской Апостольской церкви. Часть останков армяне передали американским католикам — в Чикаго хранится частица предплечья святого.

Украинская католическая церковь также почитает апостола Фаддея. Его частица досталась львовской церкви Святого Георгия, а также греко-католическому храму Андрея Первозванного и православному Свято-Ильинскому монастырю в Одессе.

В честь апостола освящена церковь в Иордании. До 1934-го года в Баку действовал Кафедральный Собор Святых Фаддея и Варфоломея, впоследствии разрушенный. В Иране находится монастырь имени апостола. Обитель покинута, но в день памяти святого Иуды в главном храме собираются паломники, и проходит праздничная служба.

Святого увековечили в западной культуре. Покровителю отчаявшихся посвящена картина Эль Греко «Апостол Иуда Фаддей». Художник эпохи испанского Ренессанса изобразил святого с алебардой в руках. В Праге установлен памятник Фаддею, апостолу и преданному другу Христа.

святой иуда

Упо­ми­на­ния об Иуде в Новом Завете:^

Еван­ге­лие по Матфею

Две­на­дцати же Апо­сто­лов имена суть сии: первый Симон, назы­ва­е­мый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеве­деев и Иоанн, брат его, Филипп и Вар­фо­ло­мей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, про­зван­ный Фад­деем, Симон Кана­нит и Иуда Иска­риот, кото­рый и предал Его. (Мф.10:2-4).

Тогда один из две­на­дцати, назы­ва­е­мый Иуда Иска­риот, пошел к пер­во­свя­щен­ни­кам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они пред­ло­жили ему трид­цать сереб­рен­ни­ков; и с того вре­мени он искал удоб­ного случая пре­дать Его. В первый же день опрес­ноч­ный при­сту­пили уче­ники к Иисусу и ска­зали Ему: где велишь нам при­го­то­вить Тебе пасху? Он сказал: пой­дите в город к такому-то и ска­жите ему: Учи­тель гово­рит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с уче­ни­ками Моими. Уче­ники сде­лали, как пове­лел им Иисус, и при­го­то­вили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с две­на­дца­тью уче­ни­ками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас пре­даст Меня. Они весьма опе­ча­ли­лись, и начали гово­рить Ему, каждый из них: не я ли, Гос­поди? Он же сказал в ответ: опу­стив­ший со Мною руку в блюдо, этот пре­даст Меня; впро­чем Сын Чело­ве­че­ский идет, как писано о Нем, но горе тому чело­веку, кото­рым Сын Чело­ве­че­ский пре­да­ется: лучше было бы этому чело­веку не родиться. При сем и Иуда, пре­да­ю­щий Его, сказал: не я ли, Равви? [Иисус] гово­рит ему: ты сказал. (Мф.26:14-25).

Тогда при­хо­дит к уче­ни­кам Своим и гово­рит им: вы всё еще спите и почи­ва­ете? вот, при­бли­зился час, и Сын Чело­ве­че­ский пре­да­ется в руки греш­ни­ков; встаньте, пойдем: вот, при­бли­зился пре­да­ю­щий Меня. И, когда еще гово­рил Он, вот Иуда, один из две­на­дцати, пришел, и с ним мно­же­ство народа с мечами и кольями, от пер­во­свя­щен­ни­ков и ста­рей­шин народ­ных. Пре­да­ю­щий же Его дал им знак, сказав: Кого я поце­лую, Тот и есть, возь­мите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поце­ло­вал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подо­шли и воз­ло­жили руки на Иисуса, и взяли Его. (Мф.26:45-50).

Тогда Иуда, пре­дав­ший Его, увидев, что Он осуж­ден, и, рас­ка­яв­шись, воз­вра­тил трид­цать среб­ре­ни­ков пер­во­свя­щен­ни­кам и ста­рей­ши­нам, говоря: согре­шил я, предав кровь невин­ную. Они же ска­зали ему: что́ нам до того? смотри сам. И, бросив среб­ре­ники в храме, он вышел, пошел и уда­вился. Пер­во­свя­щен­ники, взяв среб­ре­ники, ска­зали: непоз­во­ли­тельно поло­жить их в сокро­вищ­ницу цер­ков­ную, потому что это цена крови. Сделав же сове­ща­ние, купили на них землю гор­шеч­ника, для погре­бе­ния стран­ни­ков; посему и назы­ва­ется земля та «землею крови» до сего дня. Тогда сбы­лось речен­ное через про­рока Иере­мию, кото­рый гово­рит: и взяли трид­цать среб­ре­ни­ков, цену Оце­нен­ного, Кото­рого оце­нили сыны Изра­иля, и дали их за землю гор­шеч­ника, как сказал мне Гос­подь. (Мф.27:3-10).

Еван­ге­лие по Марку

Поста­вил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеве­де­ева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанер­гес, то есть «сыны гро­мовы», Андрея, Филиппа, Вар­фо­ло­мея, Матфея, Фому, Иакова Алфе­ева, Фаддея, Симона Кана­нита и Иуду Иска­ри­от­ского, кото­рый и предал Его. (Мк.3:16-19).

И пошел Иуда Иска­риот, один из две­на­дцати, к пер­во­свя­щен­ни­кам, чтобы пре­дать Его им. Они же, услы­шав, обра­до­ва­лись, и обе­щали дать ему среб­ре­ники. И он искал, как бы в удоб­ное время пре­дать Его. (Мк.14:10-11).

И, когда они воз­ле­жали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, пре­даст Меня. Они опе­ча­ли­лись и стали гово­рить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из две­на­дцати, обма­ки­ва­ю­щий со Мною в блюдо. Впро­чем Сын Чело­ве­че­ский идет, как писано о Нем; но горе тому чело­веку, кото­рым Сын Чело­ве­че­ский пре­да­ется: лучше было бы тому чело­веку не родиться. (Мк.14:18-21).

И тотчас, как Он еще гово­рил, при­хо­дит Иуда, один из две­на­дцати, и с ним мно­же­ство народа с мечами и кольями, от пер­во­свя­щен­ни­ков и книж­ни­ков и ста­рей­шин. Пре­да­ю­щий же Его дал им знак, сказав: Кого я поце­лую, Тот и есть, возь­мите Его и ведите осто­рожно. И, придя, тотчас подо­шел к Нему и гово­рит: Равви́! Равви́! и поце­ло­вал Его. (Мк.14:43-45).

Еван­ге­лие по Луке

Когда же настал день, при­звал уче­ни­ков Своих и избрал из них две­на­дцать, кото­рых и наиме­но­вал Апо­сто­лами: Симона, кото­рого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Вар­фо­ло­мея, Матфея и Фому, Иакова Алфе­ева и Симона, про­зы­ва­е­мого Зило­том, Иуду Иако­влева и Иуду Иска­ри­ота, кото­рый потом сде­лался пре­да­те­лем. (Лк.6:13-16).

Вошел же сатана в Иуду, про­зван­ного Иска­ри­о­том, одного из числа две­на­дцати, и он пошел, и гово­рил с пер­во­свя­щен­ни­ками и началь­ни­ками, как Его пре­дать им. Они обра­до­ва­лись и согла­си­лись дать ему денег; и он обещал, и искал удоб­ного вре­мени, чтобы пре­дать Его им не при народе. (Лк.22:3-6).

Когда Он еще гово­рил это, появился народ, а впе­реди его шел один из две­на­дцати, назы­ва­е­мый Иуда, и он подо­шел к Иисусу, чтобы поце­ло­вать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поце­лую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! цело­ва­нием ли пре­да­ешь Сына Чело­ве­че­ского? (Лк.22:47-48).

Еван­ге­лие по Иоанну

Но есть из вас неко­то­рые неве­ру­ю­щие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неве­ру­ю­щие и кто пре­даст Его. (Ин.6:64).

Иисус отве­чал им: не две­на­дцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это гово­рил Он об Иуде Симо­нове Иска­ри­оте, ибо сей хотел пре­дать Его, будучи один из две­на­дцати. (Ин.6:70-71).

Тогда один из уче­ни­ков Его, Иуда Симо­нов Иска­риот, кото­рый хотел пре­дать Его, сказал: Для чего бы не про­дать это миро за триста дина­риев и не раз­дать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы забо­тился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денеж­ный ящик и носил, что туда опус­кали. (Ин.12:1-6).

И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симо­нову Иска­ри­оту пре­дать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отхо­дит, встал с вечери, снял с Себя верх­нюю одежду и, взяв поло­тенце, пре­по­я­сался. (Ин.13:2-4).

Не о всех вас говорю; Я знаю, кото­рых избрал. Но да сбу­дется Писа­ние: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Теперь ска­зы­ваю вам, прежде нежели то сбы­лось, дабы, когда сбу­дется, вы пове­рили, что это Я. Истинно, истинно говорю вам: при­ни­ма­ю­щий того, кого Я пошлю, Меня при­ни­мает; а при­ни­ма­ю­щий Меня при­ни­мает Послав­шего Меня. Сказав это, Иисус воз­му­тился духом, и засви­де­тель­ство­вал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас пре­даст Меня. Тогда уче­ники ози­ра­лись друг на друга, недо­уме­вая, о ком Он гово­рит. Один же из уче­ни­ков Его, кото­рого любил Иисус, воз­ле­жал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спро­сил, кто это, о кото­ром гово­рит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Гос­поди! кто это? Иисус отве­чал: тот, кому Я, обмак­нув кусок хлеба, подам. И, обмак­нув кусок, подал Иуде Симо­нову Иска­ри­оту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что дела­ешь, делай скорее. Но никто из воз­ле­жав­ших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то неко­то­рые думали, что Иисус гово­рит ему: купи, что нам нужно к празд­нику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. (Ин.13:18-30).

Когда Я был с ними в мире, Я соблю­дал их во имя Твое; тех, кото­рых Ты дал Мне, Я сохра­нил, и никто из них не погиб, кроме сына поги­бели, да сбу­дется Писа­ние. (Ин.17:12).

Знал же это место и Иуда, пре­да­тель Его, потому что Иисус часто соби­рался там с уче­ни­ками Своими. Итак Иуда, взяв отряд воинов и слу­жи­те­лей от пер­во­свя­щен­ни­ков и фари­сеев, при­хо­дит туда с фона­рями и све­тиль­ни­ками и ору­жием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отве­чали: Иисуса Назо­рея. Иисус гово­рит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, пре­да­тель Его. (Ин.18:2-5).

Деяния апо­сто­лов

И в те дни Петр, став посреди уче­ни­ков, сказал (было же собра­ние чело­век около ста два­дцати): мужи братия! Над­ле­жало испол­ниться тому, что в Писа­нии пред­рек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, кото­рые взяли Иисуса; он был сопри­чис­лен к нам и полу­чил жребий слу­же­ния сего; но при­об­рел землю непра­вед­ною мздою, и когда низ­ри­нулся, рас­се­лось чрево его, и выпали все внут­рен­но­сти его; и это сде­ла­лось известно всем жите­лям Иеру­са­лима, так что земля та на оте­че­ствен­ном их наре­чии названа Акел­дама́, то есть земля крови. В книге же Псал­мов напи­сано: да будет двор его пуст, и да не будет живу­щего в нем; и: досто­ин­ство его да при­и­мет другой. (Деян.1:15-20).

И помо­ли­лись и ска­зали: Ты, Гос­поди, Серд­це­ве­дец всех, покажи из сих двоих одного, кото­рого Ты избрал при­нять жребий сего слу­же­ния и Апо­столь­ства, от кото­рого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. (Деян.1:24-25).

Судьба несчастного апостола

Этот вопрос также является тяжелым и спорным. Матфей утверждает: Искариот раскаялся в совершенном деянии и выбросил проклятые серебряники в храме, когда не смог вернуть их первосвященникам.

Однако сожаление о собственном преступлении возникло у Иуды не от искренней веры в Спасителя, а от обыкновенного угрызения совести. Матфей заключает, что после раскаяния предатель ушел и удавился.

  • Апостол Петр в своих речах добавляет: когда низринулся Искариот с петлей на шее, из чрева его выпали внутренности. Далее, веревка порвалась, и труп упал на землю. Самоубийство произошло через несколько часов после осуждения Спасителя.
  • На деньги, брошенные предателем, первосвященники приобрели Акелдаму (участок земли в Иерусалиме). Можно говорить, что неправедной мздою Иуда купил область, хотя воспользоваться ей никогда не смог бы.
  • Блаженный Феокфилат рассказывает о другой судьбе. Он утверждает, что Иуда не совершал самоубийства в петле, а еще некоторое время жил. Однако он чрезвычайно мучился: тело его сильно распухло, а глаз заплыли водянистой жидкостью, не позволяющей видеть дневного света. Предатель умер после продолжительных терзаний на собственной земле. Участок этот никто не заселял, потому что он испускал отвратительный смрад. Даже сегодня здесь нельзя пройти, не закрыв органы обоняния руками. Такая версия возникает на основании неканонического понимания дальнейшей судьбы Искариота.

После всех событий ученики Христа намерились выбрать нового апостола вместо Искариота. Этот человек должен был присутствовать в общине все время, когда Божий Сын проповедовал знание, от Крещения до смерти на кресте. Жребий бросили между двумя именами, Иосифа и Матфия. Последний стал новым апостолом и обязался нести христианское учение в округе.

На заметку! Имя Иуды стало нарицательным и обозначает предательство, а его поцелуй — символическое обозначение наивысшего коварства. Несмотря на то, что этот духовный крамольник изгонял бесов, исцелял больных и совершал знамения, он навсегда лишился Царства Небесного, так как в душе своей был и остался разбойником и коварным вором, стремящимся к наживе.

Примеры

Ленин Владимир Ильич (1870 – 1924)

В статье «О краске стыда у Иудушки Троцкого» Ильич называет Троцкого как Иудушка Троцкий.

Репин Илья Ефимович (1844 – 1930)

«Далекое близкое» (Юность 1859—1861. III Никулин):

«Никyлин жe был кpacив, caнoвит и дaжe иyдин пoцeлyй Дeмки пpинял, кaк зaкoннoe.»

Достоевский Федор Михайлович (1821 – 1881)

«Униженные и оскорбленные» — Маслобоев говорит про князя:

«А только главное в том: берегись ты этого князя. Это Иуда-предатель

и даже хуже того.»

Маслобоев говорит про одного мужчину:

«Другой, пожилой, — Архипов, тоже что-то вроде купца или управляющего, шлялся и по откупам; бестия, шельма и теперешний товарищ Сизобрюхова, Иуда

и Фальстаф, все вместе, двукратный банкрот и отвратительно чувственная тварь, с разными вычурами.»

Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)

«Человек в футляре» — учитель Коваленко говорит про Беликова (человека в футляре):

«- Не понимаю, — говорил он нам, пожимая плечами, — не понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке. Нет, братцы, поживу с вами еще немного и уеду к себе на хутор, и буду там раков ловить и хохлят учить. Уеду, а вы оставайтесь тут со своим Иудой

, нехай вин лопне.»

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 – 1889)

«Господа Головлевы» (1875 г.) – главный герой – Порфирий Владимирович Головлев – прозван своими братьями Иудушкой за алчность, ханжеское сладкоречие и холодное жестокосердие.

Героическое прошлое

Освальд Мосли родился в богатой и привилегированной семье. Он получил хорошее образование и в 18 лет поступил в Королевское военное училище, где до этого обучался Уинстон Черчилль. Однако вскоре его оттуда выгнали за «буйный акт возмездия». Тем не менее, полученные там навыки вскоре пригодились Мосли на Западном фронте Первой мировой войны. Он успел послужить в рядах кавалерии и подняться до одного из разведчиков Королевского летного корпуса. В 1915 году во время тренировочного полета Мосли неудачно приземлился и сломал ногу в нескольких местах. Нога ныла и не давала нормально ходить, но отважный юноша рвался обратно в бой. Хромой он вернулся на фронт, в траншеи, но в битве при Лосе потерял сознание — не от очередного ранения, а от мучившей его боли в ноге. Этот акт отчаянного безрассудства принес ему славу храбреца и безумца.

К концу войны западный мир медленно погружался в пучину маячившего на горизонте глобального экономического кризиса. Мосли с его неудержимым характером пассионария не мог стоять в стороне. Доблестный солдат, красноречивый оратор и активный гражданин, в 22 года он стал самым молодым депутатом. По его словам, он получил место в Палате общин, чтобы представлять там поколение людей, переживших войну: «Меня преследовала одна мысль: сделать все от меня зависящее при любых обстоятельствах, чтобы это больше никогда не повторилась».

За внезапно возросшей безработицей произошел обвал фондового рынка, и на острова, через океан, перекинулась Великая депрессия. Мосли был уверен, что знает, как излечить Британию от экономической чумы, но в Консервативной партии его взглядов не разделяли, поэтому он перешел к более прогрессивным лейбористам.

Тогда он выпустил меморандум, где на шестнадцати страницах расписал меры по борьбе с безработицей. В нем он обвинял британские власти в чрезмерной опоре на экспорт. В противовес он предлагал набиравшую популярность кейнсианскую модель. По его мнению, британцам стоило ограничить импорт и экспорт, отгородиться от глобального рынка и обеспечивать самих себя.

Как ни странно, лейбористы тоже оказались недостаточно продвинутыми для его идей. В 1931 году он вышел из партии, отчеканив перед уходом невероятно пылкую и яркую речь. В ней он сыпал цифрами пугающей статистики. Индия традиционно считалась эксклюзивным рынком для сбыта хлопка. Британия продавала ей 5,6 миллиарда квадратных ярдов хлопка в год, но теперь Индия сама выращивала миллиард, и прибыль англичан падала. Опасным конкурентов в этой же области становилась Япония. «Дайте силам нашей страны шанс, который они ждут, чтобы пробудиться», — взывал он к правительству, говоря об автономии. Всю следующую неделю газеты цитировали его слова и называли Мосли блестящим оратором, способным достойно и открыто защищать свою точку зрения. В глазах общественности он представал молодым, амбициозным и прогрессивным политиком.

История жизни

В официальных источниках жизнь Иуды лишена детальных подробностей. В Библии это один из 12 апостолов Иисуса, к тому же на него возложена миссия казначея маленькой общины. Ответственная должность досталась герою за бережливость, умение отказываться от бесполезных и необоснованных трат денег. В канонических документах описан момент, когда Иуда упрекает Марию из Вифании за то, что та умастила ноги Иисуса миром стоимостью в 300 динариев. Деньги-то серьезные, вполне хватило бы накормить множество нищих.

Иуда Искариот

Иуда Искариот

В следующий раз персонаж появляется во время Тайной вечери: Иуда и другие ученики Иисуса ужинают за общим столом, и учитель пророчит предательство со стороны одного из присутствующих.

Неканонические источники более щедры на подробности биографии предателя. Иуда родился 1 апреля (с тех пор день считается самым несчастливым в году). Ребенку не повезло с самого начала: перед рождением мать увидела ужасный сон, который предупреждал, что новорожденный сын погубит семью.

Иуда Искариот и Иисус Христос

Иуда Искариот и Иисус Христос

Поэтому родители решили сбросить младенца в ковчеге в реку. Но Иуда остался жив и невредим, попал на остров Кариоф, а когда вырос и возмужал, вернулся в родные пенаты. Страшное пророчество исполнил – убил отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью.

Затем Иуда прозрел и раскаялся. Чтобы замолить грехи, он 33 года ежедневно, набрав в рот воды, поднимался на гору и поливал высохшую палку. Чудо свершилось – мертвое растение выпустило новые листочки, а Иуда подался в ученики Иисуса.

В других апокрифах утверждается, что герой с детства жил по соседству с Иисусом. Болезненный мальчик попал на лечение к малолетнему целителю, но во время процедуры в него вселился демон, поэтому Иуда укусил Иисуса за бок. В оставшийся шрам позже попало копье римского легионера. Часть легенд и вовсе говорит о родстве Иуды и Иисуса – персонажей даже называют братьями.

Иуда Искариот в числе 12 апостолов

Иуда Искариот в числе 12 апостолов

По поводу значения прозвища «Искариот» нет единого мнения. Сын Симона иш Кариофа Иуда (хотя имя отца прямо не называется) получил второе имя для отличия от своего тезки, еще одного ученика Иисуса. Искариот появилось как переиначенное название родины – герой единственный из всех апостолов родился в городе Кариот (или Кариоф), остальные были уроженцами Галилеи.

Некоторые исследователи предполагают, что слово «кериййот» означает просто «пригород», деревня близ Иерусалима. Другие углядывают аналогию с греческими и арамейскими словами, что переводятся как «лживый», «убийца», «вооруженный кинжалом».

Иуда Искариот задумывает предательство

Иуда Искариот задумывает предательство

Образ Иуды сложился из описаний древних апокрифов. Персонаж представлен как невысокий и смуглый мужчина с темными волосами, крайне суетливый, любящий серебро (казначей нередко крал из денежного ящика).

В Евангелии цвет волос не указывается, этой особенностью внешности героя наделили литераторы. А позднее укоренилось мнение, что Иуда был рыжим. Например, Эмиль Золя и Оноре де Бальзак в своих произведениях использовали выражение «рыжий как Иуда». Апостол носил одежды из белой ткани, которые обязательно украшал кожаный передник с карманами. В исламе Иуда выглядит, как Иисус, – Аллах сделал так, чтобы его распяли вместо Мессии.

Икона Иуды Искариота

Икона Иуды Искариота

Смерть Иуды точно описана в Библии, правда, в двух вариантах. Предав своего учителя, казначей пошел и повесился. Легенда гласит, что для этих целей мужчина выбрал осину. Именно с тех пор листья деревьев стали дрожать на ветру, а само растение обрело удивительные свойства. Из древесины осины выходит отличное оружие против нечисти (вампиров), из нее нельзя возводить жилье, исключительно надворные постройки.

Вторая каноническая версия утверждает:

Священники не видят здесь противоречия, считая, что веревка, на которой повесился Иуда, оборвалась, и он «низринулся». По некоторым источникам, предатель Иисуса умер в глубокой старости от непонятной неизлечимой болезни.

Заражение фашизмом

Изначально англичане не придавали значения новой идеологии, которая зарождалась в Италии 20-х, но ситуация медленно менялась. Газета The Times от 18 ноября 1922 года назвала Муссолини властным человеком, чья программа несет печать его сильного характера. Другие издания отнеслись к нему куда более скептично и предсказали тиранию в Риме. Бомбардировка Корфу в 1923-м убедила всех в агрессивном характере новой власти.

В 1932 году Мосли вместе с женой отправился в Италию. То, что он там увидел, возродило в нем интерес к политике. Он все еще переживал из-за своего поражения, но подъем Италии Муссолини вселил в него надежду. «Мы уверены, что правительство Муссолини противостоит народу, но когда я посмотрел на людей во время своей поездки, я увидел, что они приветствуют своего вождя так, как, наверное, никто и никогда на Земле не приветствовал ни одного человека», — говорил Мосли. Хоть он и не встретил своего кумира лично, он настолько вдохновился его примером, что по возвращении сообщил своему другу: «Как лидер фашистов я мог бы добиться большего, чем как депутат». Ради этого он был готов пойти на любой риск.

«Новое сознание итальянцев куда более сконцентрированное, жесткое и целенаправленное, в общем, современное», — писал Мосли о своей поездке в Daily Mail. Он был убежден, что для столь прогрессивных умов фашизм – единственно возможный путь развития. И искренне верил в максиму: «Если XIX век был веком человека, индивидуалиста, то нынешнее время – век коллектива, век государственности».

В то же время он считал, что обществом необходимо эффективно управлять, а парламент с его вечными обсуждениями и долгими бюрократическими процедурами только тормозит принятие любых решений. Современность не терпит медлительности, а потому на смену парламенту и демократии должен прийти фашизм.

Под фашизмом он понимал диктатуру, но всячески отрицал негативную коннотацию. «Фашизм – это не диктатура в старом смысле слова, которое подразумевало, что правительство идет против воли народа», — писал он. В его видении диктатура подчинялась Законодательному собранию. Он не желал насильственной узурпации власти, но хотел убедить людей в том, что иного пути, кроме фашизма, у Британии нет. Только так их страна выйдет из кризиса.

Новая идеология стоила Освальду Мосли старых друзей и жены, которые не разделяли его приверженности фашизму и считали, что исповедуемые им идеи слишком радикальны. Бывшие коллеги из обеих партий сохранили о нем добрую память, и когда тот вернулся в политику, предлагали ему место у себя, но к тому моменту Мосли уже прекрасно знал, чем займется. Он больше не будет тратить время на подковерные игры в политических партиях. Он создаст объедение, которое начнет действовать, а не разглагольствовать, и этим объединением станет…

Новая партия

Вдохновленный недавним успехом, Мосли решил основать собственную партию, которую назвал просто – «Новая партия«». По его замыслу, она должна была принципиально отличаться от остальных. Ее постулаты почти полностью совпадали с тезисами меморандума, за исключением нескольких новых положений. Одно из них, например, предполагало создание совета из шести человек, который бы одобрял или запрещал вступление нового закона в силу.

Мосли обладал оригинальным видением того, как должна развиваться современная политическая организация. Он основал Молодежный клуб Новой партии (New Party Youth Clubs, NUPA), благодаря которому надеялся привлечь внимание молодых людей к политике. Молодежь резвилась, занималась спортом, и при этом проникалась идеями харизматичного лидера. Подкупал его модернистский взгляд на общество. Он делил людей на два типа: современных, которых характеризовал как жестких и реалистичных, и предвоенных, которые навсегда застряли в старом-добром прошлом.

К несчастью для Мосли, в самый разгар политической кампании Новой партии его свалил плеврит. Он лежал, прикованный к постели, не в силах встать и выйти к людям, жаждущих вдохновляющих речей. Заменить его никто не мог. В отсутствие Мосли популярность Новой партии стала снижаться, а вместе с ней уходили и деньги. Филантропы, поначалу вкладывавшие десятки тысяч фунтов стерлингов, уже не видели смысла расточать на Новую партию свои накопления.

К 1932 году весь флер с Новой партии спал. На ее развитие денег не осталось, а число сторонников стремительно уменьшалось. Сам Мосли лишился даже места в Палате общин. От его некогда амбициозной политической карьеры не осталось и следа. Он был раздавлен, опустошён и зарекся больше никогда не лезть в политику.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: