Начинающему христианину
Опубликовано 15.11.2017
Так почему же Иуда Искариот предал Иисуса Христа? Имя Иуда вот уже много столетий ассоциируется с предательством и стало именем нарицательным. В Библии не так много раз упоминается Иуда, но причины его предательства Иисуса описаны хорошо. Давайте разбираться.
Было ли предательство Иуды необходимым звеном в деле Искупления человека?
В настоящее время нередко приходится сталкиваться с предубеждением относительно роли Иуды в Божественном Промысле. По мнению ряда мыслителей, если бы он не предал Спасителя, Его бы не схватили и не распяли, а значит, и не было бы Искупительной Крестной Жертвы, не было бы прощения грехов и спасения. В более осторожном варианте эта философская идея подменяется другой: в случае отказа Иуды от предательства, его роль непременно должен был исполнить кто-нибудь другой, ибо в этом состоял Божий план Искупления.
В русле подобных концепций нравственная оценка Иуды варьируется.
По одной версии, он был мотивирован вовсе не жаждой наживы (тридцать сребреников – цена раба), а желанием скорейшего проявления Божественной славы Христа. В рамках этого суждения, Иуда будто бы полагал, что когда Господь сделается добычей врагов, тогда непременно проявит и всенародно обнаружит скрытую мощь Своего Божества, чем вызовет всеобщее признание Своей Божественности, послушание, спасение.
Ещё более оригинальное утверждение гласит, что Иуда, продав Христа, в действительности Его не предавал, а совершил подвиг смирения и самоуничижения, будто бы он, исполнив задачу предателя, осуществил поручение Господа, чем и послужил реализации Божьего замысла, включавшего взятие Христа под стражу, допрос, Крестные Страдания, смерть. Стало быть, будучи поругаем за предательство, он поругается незаслуженно. Следовательно, комментарий к этой истории следует переписать, ведь в очах Божьих Иуда — великий святой.
Что можно на это сказать? Мнение о том, что Иуда Искариот — как бы и не предатель, является скверным. Следуя этой вольной интерпретации легко прийти к заключению, что определенная заслуга в деле Спасения принадлежит и убийцам Христа. Ведь и о них можно (но не нужно) сказать: если бы не убийцы, не было бы Крестной смерти, не было бы победы над адом и Воскресения.
Но это — не так. И дело здесь вот в чём. В отличие от людей детали земного служения Сына Божия были известны Ему ещё прежде творения мира. Он от вечности знал, что многие иудеи, в силу жестокосердия и безрассудства, не примут Его Благовестия, и от вечности знал, что один из Его учеников, польстившись наживой, не устоит в благочестии. Если бы событиям тех времен, по каким-либо причинам, суждено было развиваться иначе, это повлияло бы на отдельные детали плана Спасения, но не на замысел в целом. Спасение все равно состоялось бы.
Злодейство Иуды прямо запечатлено словами Евангелия, свидетельствующими, что предательство он совершил не по душевной простоте и, тем более, не по тайному благословению Божию, а осознанно, по наитию сатаны (Лк.22:3). Кроме того Спаситель лично назвал его диаволом (в то время как подстрекатели к Его убийству были названы «лишь» детьми сатаны Ин.8:44, Ин.6:70).
***
протоиерей Димитрий Юревич, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии
Варианты апокрифов: превращение в свиней и смертельные прыжки
В некоторых версиях трех рассмотренных в этой статье евангелий детства встречается еще одна история, возможно, пришедшая из эфиопских сборников апокрифических сказаний.
В ней Иисус катается перед другими детьми на солнечных лучах. Они, увлеченные его весельем, пытаются сделать то же самое, однако падают, ломая руки и ноги.
Спаситель их, конечно же, исцеляет — впрочем, в некоторых версиях текста автор указывает, что Христос предвидел будущее, а следовательно специально искушал других детей, чтобы они помучались, ломая конечности.
В европейских рукописях встречаются многочисленные варианты перечисленных выше историй, в которых они становятся еще более фантастическими. К примеру, в эпизоде с прячущимися детьми те залезают в печь, а Иисус спрашивает у их родителей, что там. В ответ они сообщают ему, что там свиньи, и, открывая задвижку, удивляются тому, что ребята и правда превратились в свиней. Впрочем, Иисус сразу расколдовывает их, чтобы наконец-то с кем-то поиграть.
В другом варианте горожанин, боящийся за своего сына из-за Иисуса, запирает того дома, однако Христос вызволяет своего товарища по играм, вытаскивая его прямо через замочную скважину.
В альтернативном варианте сцены с разбитым у колодца горшком его специально разбивают мальчишки, которые недолюбливают Иисуса. В ответ Сын Божий преспокойно собирает его обратно из осколков и вешает сушиться на солнечный луч (средневековый художник неправильно понял это слово и превратил луч в деревянную балку).
Мальчишки бьют свои горшки, чтобы слепить их обратно, как это только что сделал Христос, однако у них ничего не выходит — тогда Спаситель чинит их горшки и тоже вешает их на луч.
История о прыжках с крыши тоже имеет альтернативу — в ней дети прыгают с горок, что также приводит к их гибели.
Во многих версиях апокрифа о красильщике Иисус даже становится его подмастерьем. В этом варианте семилетнему Христу не терпелось скорее уйти домой от ненавистной работы, и он со злости бросил все ткани в чан с индиго. Расстроенный красильщик начал было ругать непослушного ученика, однако Христос, вытаскивая ткани обратно, чудесным образом поменял их цвета на необходимые (в некоторых версиях его об этом просит раздосадованная поведением сына Дева Мария). Эпизод с чаном особенно полюбился средневековому цеху красильщиков, которые считали Иисуса одним из святых покровителей своего ремесла.
Кроме того, на некоторых средневековых иллюстрациях к раннехристианским апокрифам о детстве Спасителя он помогает родителям с домашней работой, стирает белье, разжигает очаг или подает на стол.
Традиция таких изображений, где юный Иисус занят домашней работой, дожила до недавнего времени. На них Святое семейство предстает как идеал для всякой семьи, а прилежный отрок Иисус (который, например, подметает полы) становится образцом поведения для любого ребенка.
В России с конца XVIII в. иногда писали поучительные иконы на сюжет о «Физическом труде Святого Семейства» по европейским образцам: на них Иисус помогает своему отчиму Иосифу работать по дереву, а Богородица занимается пряжей. Они были распространены и в советский период во время обновленчества — движения, пытавшегося приспособить православие под новые социалистические реалии.
Молоток, которым трудился Христос, на таких иконах мог напоминать молот советского герба, а сама икона была переназвана в духе лозунгов социалистического плаката: «Святое семейство — учитель труда».
Такой образ имел дидактическую функцию и показывал прилежного и послушного отрока Иисуса в качестве образца поведения для советского ребенка.
***
Удивительным образом апокрифы дожили до наших дней не только благодаря запоминающимся сюжетам о детстве Христа и иллюстрациям к ним, но и потому, что новые тексты такого рода появлялись даже в XX веке. К примеру, в 1910 году в Германии один издатель утверждал, что нашел древнюю коптскую рукопись о детстве Христа, которую самостоятельно перевел на немецкий. В ней от лица египетского врача Бенана, якобы друга детства Иисуса, рассказывалось о том, как Спасителя воспитывал некий египетский астроном, а также о том, как его затем посвятили в тайное искусство лечения. Спустя десять лет ученые поняли, что перед ними подделка, однако сегодня ее также можно рассматривать как самобытный литературный памятник, показывающий, какое неизгладимое впечатление на ценителей старинной литературы в XX веке производили подлинные апокрифы о детстве Христа.
Какова во всем этом была роль Иуды? Без него никак невозможно было произвести арест?
Роль была ключевой. Предательство Иуды не ограничилось только тем, что в среду он пришел к первосвященникам, сообщил некую информацию и получил за нее тридцать сребреников. Нет, за эти деньги от него требовалось большее: он должен был руководить всей «спецоперацией». То есть, во-первых, привести храмовую стражу и римских солдат в нужное время в нужное место, во-вторых, показать, кого именно следует арестовать, кто из собравшихся на Елеонской горе — Иисус. Для римских солдат все эти иудеи были на одно лицо, им нужно было дать знак, кого хватать. В‑третьих, Иуде следовало «разрулить» проблемы, если те вдруг возникнут.
И проблемы действительно возникли. Из Евангелия от Иоанна Богослова мы знаем важную подробность, которой нет у других евангелистов. Когда эта вооруженная толпа подходит, то Христос, зная намерения их сердец, спрашивает: «Кого ищете?» Они отвечают: «Иисуса из Назарета». Он отвечает: «Это Я!» И тут же все падают ниц. Все, включая римских солдат.
Почему они падают? Есть версия, что слова Иисуса, в греческом переводе переданные как «Я есть», по-еврейски звучали как имя Божие. То есть «Яхве». Это имя в ту эпоху уже не должно было произноситься вслух, и, услышав его, иудеи упали ниц от страха. Но почему тогда упали римляне, для которых все это ничего не значило? Комментируя это место, святитель Иоанн Златоуст предполагает, что в момент, когда Господь назвался, что-то произошло, каким-то образом Он явил Свою власть. Проняло даже римских солдат, возникли сумятица, смущение. И тогда Иуда, чтобы пресечь возможную панику, решительно вмешивается, выходит на первый план. Он приветствует Иисуса — и чтобы показать воинам, кого хватать, и чтобы успокоить их: мол, все в порядке, все под контролем, это обычный человек, раз я так по-свойски его приветствую.
Библейский образ
В самом начале мы рассмотрим, кто такой Иуда в Библии и что пишут его побратимы – такие же ученики Христовы, как он.
Стоит отметить, что из всех двенадцати апостолов о предателе удосужились сделать отметку лишь двое – Иоанн и Матфей. Первый дал характеристику самой крамоле, совершенной отступником, второй же описал момент смерти предателя.
Все 11 учеников Иисуса Христа были выходцами из Галилеи (север Палестины), а вот Иуда – единственный уроженец Иудеи.
Кстати, само название этой земли дано от тезки предателя, – человека, который считается праотцом всего иудейского народа. Более того, во времена жизни Христа данное имя было очень распространенным. Даже в Библии оно встречается более 14 раз в контексте о разных людях.
Какими же еще качествами Иуда Искариот обладает согласно Святому Писанию?
- Для ведения проповедей и исцеления больных был избран самим Господом. Обладал такими же качествами, как и все остальные ученики Христа, и был полноценным апостолом.
- Иуда Искариот обладал недурными экономическими навыками и умением считать деньги. За это ему поручили опекать урну с капиталом Христовым, который Спаситель зарабатывал, спасая людей.
- Сказано, что дата рождения предателя – 1 апреля. Этот день считается неблагоприятным во многих религиях мира.
История же самого предательства описана кратко и сухо. Более того, не сказано, почему Иуда предал Христа и каким был мотив. Но достоверно известно, что, удаляясь с Последней трапезы (Тайной вечери), этот апостол отправился к первосвященникам, которые давно охотились на Мессию.
Познавательно! Высказывания апостола Павла о любви в послании к коринфянам.
Приведя их в то самое место, где Христос почивал со своими учениками, он сказал: «Кого поцелую – того и арестуйте». После чего поцеловал Христа, и того отправили на казнь.
После этого некогда Иуда Святой, а теперь проклятый и даже бесноватый, явился вновь к первосвященникам с желанием вернуть плату в 30 серебреников. Промолвив: «Согрешил я, предав кровь невинную», получил ответ «И что с того?». Уходя, предатель бросил деньги на пол и, сожалея о содеянном, покончил с собой. Повесился Иуда на осине (бузине), а внутренности вывалились наружу.
Что же, с библейской версией и фактами мы ознакомились, а теперь давайте обсудим то, что только узнали.
А целовать-то было зачем? Недостаточно было просто ткнуть пальцем?
В то время в Иудее это было обычное приветствие между друзьями. И, прибегая к такой форме обращения, Иуда тем самым показывает свою особую близость к Учителю (возможно, преодолевая тем самым собственное смущение, робость) — и одновременно дает солдатам знак, кого хватать. Но мало того: он тем самым как бы подчеркивает, что это не Бог, перед Которым они только что падали ниц, а обычный человек, с которым он, руководитель группы захвата, там панибратски здоровается. В этом-то и заключается изощренность Иуды, который хочет подчеркнуть свою близость к тому, Кого предает.
На этот его цинизм, кстати, указывает и Сам Господь словами: Целованием ли предаешь Сына Человеческого? (Лк. 22:48).
Православный журнал “Фома”
***
Текст молитвы
Простая
Святой Фаддей! Ты имел счастье принадлежать к семье Христа Спасителя, преславный апостол и мученику. Ты светлеет большими достоинствами, верный заместителю тех, кто тебя прославляют и к тебе с доверием приходятся! Ты опекун и заместитель наш в трудный обстоятельствах. Поэтому становлюсь перед тобой и молю из глубины моего сердца:
Приди на помощь мне своим мощным покровительством, ибо у тебя от Бога милость приходить со скоро помощью тем, кто потерял уже всякую надежду на спасение. Глянь на меня ласково!
Моя жизнь — жизнь крестов, а дни жизни — море страданий. Дороги жизни моего покрытые терном и каждая минута его — свидетель слез и вздохов. А на увеличение моему несчастью черные мысли вкрадываются к моему сердцу. Беспокойство, малодушие, недостаток доверия, даже отчаяние жмутся к сердцу. Провидение закрытое перед глазами моими, и вера шатается в сердце моем. такие мысли внедряют меня в черные тучи грусти. Не оставь меня в таком тяжелом состоянии, а приди с помощью мне!
Прошу тебя покорно: Глянь милосердно на меня и не презрения моей просьбе. Пусть доверие мое не будет предано! Тебя одарил Бог лаской приходить на помощь тем, кто попал в безнадежное положение. Поэтому и я, тоже оказался в затруднении, пожалуйста о заступничестве перед Христом Спасителем. Всю жизнь мою составлять буду тебе мою благодарность и прославлять имя твое и уважать тебя как моего особого опекуна. Славить буду Бога за милости, полученные через твое посредничество. Славлю тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.
Девятница
Святой Апостоле Иуда Фаддей! С именем Господа нашего Иисуса Христа в сердце обращаю молитву к Тебе. Ты был верным учеником и последователем Брата Твоего и Учителя Иисуса Христа, нес его учения, давал помощь людям в большой беде и нужде .
Ты принял мученическую смерть от рук язычников , но ни мыслью, ни словом, ни делом не изменил своему Брату и Учителю, и за то Тебе великая и вечная благодарность в человеческих сердцах.
Помоги мне, грешному, выйти из моей затруднения, отврати беду от меня, а я за милость Твою и ласку отблагодарю Тебя праведной жизнью и буду поминать имя Твое в молитвах. Славлю Тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа ныне и присно во веки веков. Аминь.
Какие события, связанные с Иудой Искариотом, описаны в Евангелии?
Евангелия отражают единообразную последовательность событий в целом, в связи с которыми упоминается Иуда Искариот: 1) призвание в число апостолов (его имя упомянуто в списке апостолов); 2) намерение Иуды предать Иисуса и объявление этого намерения первосвященникам; 3) Тайная вечеря: предсказание Иисуса о том, что Он будет предан; краткий диалог Иисуса с Иудой Искариотом, обличающий его намерения, уход Иуды Искариота для совершения предательства; 4) сцена в Гефсиманском саду: Иуда Искариот приходит вместе с вооруженным отрядом на место собрания учеников и выдает Иисуса лицемерным приветствием и лобзанием; 5) раскаяние Иуды Искариота о содеянном и его самоубийство (только у евангелиста Матфея).
Кто он такой
Рассказывая долгую историю кратко, чаще всего говорят: «Иуда был одним из двенадцати учеников-
апостолов Иисуса Христа, тем самым, что предал своего учителя за 30 серебреников.
Совершив столь гнусный поступок, покончил с собой, предварительно вернув уплаченные за предательство деньги первосвященникам». Такую трактовку часто дает Википедия, а также ряд иных источников, которые позволяют бегло ознакомиться с сутью происходящего.
Но больше интересует вопрос о том, кем был этот персонаж ранее, начиная с момента рождения и заканчивая суицидом? Почему решился на предательство собственного наставника? Где же логика в поступках?
Библия очень скупа на описание жизненного пути этого человека, его деяний и помыслов. Писание дает ответы лишь на простейшие вопросы: «Кто это такой – Иуда Искариот?», «Что он сделал?», «Как погиб?». Остальные версии – наработки историков, археологов и исследователей в области старины. Все они одинаково правдивы и додуманы, так как докопаться до истины, увы, наверное уже никто не сможет.
Исходя из длительных поисков, стало достоверно известно, что этот апостол обладал неплохими духовными качествами, был весьма умен и смекалист. А вот загадкой остается тот самый поступок, который не вписывается ни в рамки христианского мировоззрения, ни в логические соображения.
В чем разница между покаянием Петра и раскаянием Иуды?
Анализ подоплеки греха Иуды и греха Петра приводят, в конечном счете, к противопоставлению этих евангельских персонажей, один из которых раскаялся, однако не покаялся в евангельском смысле «перемены ума» («метанойя») и, продолжая пребывать в греховном мраке, отчаялся и удавился, а другой – плакал горько (Мф.26:75) и, исполненный любви ко Христу, прибег к Его милосердию, покаялся, был прощен, получил Господне благословение, стал первоверховным апостолом и засвидетельствовал свою верность Господу мученической кончиной. Это говорит, прежде всего, о том, что между раскаянием Иуды и покаянием Петра существует кардинальная метафизическая разница. Раскаяние оказывается лишь муками нечистой совести, не ищущей и не чающей, однако, прощения, не верящей в Того, Кто имеет власть оставлять грехи, Кто взял на себя грех мира (Ин.1:29). Раскаяние, таким образом, может настичь и неверующего человека, но покаяние происходит исключительно перед лицом Господним, в преддверии приблизившегося Царства Небесного. Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.4:17) – с этими словами Господь выходит на проповедь после искушения Его сатаною в пустыне.
Происхождение апостола и его имени
Как уже говорилось выше, само имя в те времена было более чем распространенным. Его корни обращались вглубь веков, ведь именно так окликали самого родоначальника иудейского народа. Его, так сказать, «фамилия» – Искариот, указывала на родной город, в котором будущий апостол был рожден.
Интересно знать! В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова указано, что предатель был из некого города Кириафа. Тут весь фокус кроется в расшифровке и транскрипции древних мертвых языков. По одной из версий родиной действительно был некий город под названием то ли Кириаф, то ли Кефира.
Родители по неизвестным причинам увидели в младенце зло и выбросили его в реку. Назло им и природе ребенок выжил и даже неплохо устроился на новом месте. Позднее вернулся на родину, расправился с отцом и совершил грех кровосмешения с матерью.
За это ему пришлось долго расплачиваться, прежде чем стать одним из учеников Мессии, совершая аскетичные поступки.
После этого о том, святой Иуда или же нет, смог судить лишь Христос, и он, как мы знаем, приписал ему данное «звание».
Века спустя образ Христа-Спасителя и всех, кто его окружал, включая предателя, изображались с нимбами над головой. Но только у нашего героя этот ореол имел черный, угольный окрас (фото икон и фресок подтверждают это). Более того, в византийской и православной церквях самого предателя никогда не изображают анфас, дабы человек не встретился с его лукавым взглядом.
Библия дает четко понять, что сам Господь наделяет Иуду Искариота даром исцеления, тайными знаниями и умениями. Вместе с тем Иисус называл этого своего ученика несчастнейшим человеком, утверждая, что спасения нельзя добиться без предательства.
Исходя из всех этих фактов, некоторые исследователи утверждают, что Иуда предал того, на кого указал Господь. Был своего рода оружием в руках Божьих, благодаря которому Христос смог воскреснуть и вознестись к Небесам, став настоящим и бессмертным Мессией.
Как относиться к так называемому «Евангелию от Иуды»?
На протяжении двух тысяч лет существования христианства многократно имели место попытки посеять сомнения в души и сердца людей. Одной из таких попыток стало создание во II–IV вв. гностического апокрифа, известного как «Евангелие» Иуды. Считается, что данное произведение было написано на коптском языке. Оно входило в состав папирусного «Кодекса Чакос», найденного в Египте в 1978 г. Одна из целей этого сочинения — размыть евангельский образ Иуды — злодея-предателя — и заменить его псевдоевангельским.
Откуда взялись фашисты в «Острых козырьках»? История Освальда Мосли
В конце августа стартовал очередной сезон британского шоу «Острые козырьки». На сей раз глава криминальной семьи Томас Шелби пересекся с реальной и весьма знаковой исторической фигурой Великобритании первой половины XX века — основателем Британского союза фашистов, Освальдом Мосли. Этот молодой и даровитый ветеран Первой мировойво многом похож на Томми, но, к сожалению, весь свой талант он потратил на то, чтобы восстановить против себя английский народ. Рассказываем, как это было.
Возможна ли «реабилитация» Иуды?
Отношение Церкви к Иуде как к послушнику диавола ясно обозначено и зафиксировано в иконографии Страшного Суда. Как фрески, так и иконы этого типа воспроизводят его с мешочком в руках (символизирующим кошелек с тридцатью сребрениками), сидящим на коленях у диавола; обоих охватывает адский огонь. Неслучайно перед евхаристической чашей православные христиане произносят: «Ни лобзание Ти дам, яко Иуда». Образ Иуды сохраняется в памяти Церкви как пример человека, переступившего последнюю черту – ту, которую человек ни при каких обстоятельствах и ни за какие деньги не должен переступать. За этой чертой – погибель, смерть.
Почитание
В православии апостола Иуду Фаддея прославляют 19 июня (2 июля). Католический день памяти — 28 октября.
Святого Иуду почитают в восточных и западных странах. Частица мощей апостола — одна из главных реликвий Эчмиадзинского монастыря, оплота Армянской Апостольской церкви. Часть останков армяне передали американским католикам — в Чикаго хранится частица предплечья святого.
Украинская католическая церковь также почитает апостола Фаддея. Его частица досталась львовской церкви Святого Георгия, а также греко-католическому храму Андрея Первозванного и православному Свято-Ильинскому монастырю в Одессе.
В честь апостола освящена церковь в Иордании. До 1934-го года в Баку действовал Кафедральный Собор Святых Фаддея и Варфоломея, впоследствии разрушенный. В Иране находится монастырь имени апостола. Обитель покинута, но в день памяти святого Иуды в главном храме собираются паломники, и проходит праздничная служба.
Святого увековечили в западной культуре. Покровителю отчаявшихся посвящена картина Эль Греко «Апостол Иуда Фаддей». Художник эпохи испанского Ренессанса изобразил святого с алебардой в руках. В Праге установлен памятник Фаддею, апостолу и преданному другу Христа.
Упоминания об Иуде в Новом Завете:^
Евангелие по Матфею
Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. (Мф.10:2-4).
Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его. В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? [Иисус] говорит ему: ты сказал. (Мф.26:14-25).
Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. (Мф.26:45-50).
Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что́ нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь. (Мф.27:3-10).
Евангелие по Марку
Поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его. (Мк.3:16-19).
И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники. И он искал, как бы в удобное время предать Его. (Мк.14:10-11).
И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться. (Мк.14:18-21).
И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви́! Равви́! и поцеловал Его. (Мк.14:43-45).
Евангелие по Луке
Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем. (Лк.6:13-16).
Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег; и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе. (Лк.22:3-6).
Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? (Лк.22:47-48).
Евангелие по Иоанну
Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. (Ин.6:64).
Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати. (Ин.6:70-71).
Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. (Ин.12:1-6).
И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. (Ин.13:2-4).
Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня. Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. (Ин.13:18-30).
Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. (Ин.17:12).
Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими. Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. (Ин.18:2-5).
Деяния апостолов
И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама́, то есть земля крови. В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой. (Деян.1:15-20).
И помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. (Деян.1:24-25).
Судьба несчастного апостола
Этот вопрос также является тяжелым и спорным. Матфей утверждает: Искариот раскаялся в совершенном деянии и выбросил проклятые серебряники в храме, когда не смог вернуть их первосвященникам.
Однако сожаление о собственном преступлении возникло у Иуды не от искренней веры в Спасителя, а от обыкновенного угрызения совести. Матфей заключает, что после раскаяния предатель ушел и удавился.
- Апостол Петр в своих речах добавляет: когда низринулся Искариот с петлей на шее, из чрева его выпали внутренности. Далее, веревка порвалась, и труп упал на землю. Самоубийство произошло через несколько часов после осуждения Спасителя.
- На деньги, брошенные предателем, первосвященники приобрели Акелдаму (участок земли в Иерусалиме). Можно говорить, что неправедной мздою Иуда купил область, хотя воспользоваться ей никогда не смог бы.
- Блаженный Феокфилат рассказывает о другой судьбе. Он утверждает, что Иуда не совершал самоубийства в петле, а еще некоторое время жил. Однако он чрезвычайно мучился: тело его сильно распухло, а глаз заплыли водянистой жидкостью, не позволяющей видеть дневного света. Предатель умер после продолжительных терзаний на собственной земле. Участок этот никто не заселял, потому что он испускал отвратительный смрад. Даже сегодня здесь нельзя пройти, не закрыв органы обоняния руками. Такая версия возникает на основании неканонического понимания дальнейшей судьбы Искариота.
Поцелуй Иуды. Фреска Джотто. ок 1305 г.
После всех событий ученики Христа намерились выбрать нового апостола вместо Искариота. Этот человек должен был присутствовать в общине все время, когда Божий Сын проповедовал знание, от Крещения до смерти на кресте. Жребий бросили между двумя именами, Иосифа и Матфия. Последний стал новым апостолом и обязался нести христианское учение в округе.
На заметку! Имя Иуды стало нарицательным и обозначает предательство, а его поцелуй — символическое обозначение наивысшего коварства. Несмотря на то, что этот духовный крамольник изгонял бесов, исцелял больных и совершал знамения, он навсегда лишился Царства Небесного, так как в душе своей был и остался разбойником и коварным вором, стремящимся к наживе.
Примеры
Ленин Владимир Ильич (1870 – 1924)
В статье «О краске стыда у Иудушки Троцкого» Ильич называет Троцкого как Иудушка Троцкий.
Репин Илья Ефимович (1844 – 1930)
«Далекое близкое» (Юность 1859—1861. III Никулин):
«Никyлин жe был кpacив, caнoвит и дaжe иyдин пoцeлyй Дeмки пpинял, кaк зaкoннoe.»
Достоевский Федор Михайлович (1821 – 1881)
«Униженные и оскорбленные» — Маслобоев говорит про князя:
«А только главное в том: берегись ты этого князя. Это Иуда-предатель
и даже хуже того.»
Маслобоев говорит про одного мужчину:
«Другой, пожилой, — Архипов, тоже что-то вроде купца или управляющего, шлялся и по откупам; бестия, шельма и теперешний товарищ Сизобрюхова, Иуда
и Фальстаф, все вместе, двукратный банкрот и отвратительно чувственная тварь, с разными вычурами.»
Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)
«Человек в футляре» — учитель Коваленко говорит про Беликова (человека в футляре):
«- Не понимаю, — говорил он нам, пожимая плечами, — не понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке. Нет, братцы, поживу с вами еще немного и уеду к себе на хутор, и буду там раков ловить и хохлят учить. Уеду, а вы оставайтесь тут со своим Иудой
, нехай вин лопне.»
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 – 1889)
«Господа Головлевы» (1875 г.) – главный герой – Порфирий Владимирович Головлев – прозван своими братьями Иудушкой за алчность, ханжеское сладкоречие и холодное жестокосердие.
Героическое прошлое
Освальд Мосли родился в богатой и привилегированной семье. Он получил хорошее образование и в 18 лет поступил в Королевское военное училище, где до этого обучался Уинстон Черчилль. Однако вскоре его оттуда выгнали за «буйный акт возмездия». Тем не менее, полученные там навыки вскоре пригодились Мосли на Западном фронте Первой мировой войны. Он успел послужить в рядах кавалерии и подняться до одного из разведчиков Королевского летного корпуса. В 1915 году во время тренировочного полета Мосли неудачно приземлился и сломал ногу в нескольких местах. Нога ныла и не давала нормально ходить, но отважный юноша рвался обратно в бой. Хромой он вернулся на фронт, в траншеи, но в битве при Лосе потерял сознание — не от очередного ранения, а от мучившей его боли в ноге. Этот акт отчаянного безрассудства принес ему славу храбреца и безумца.
Освальд Мосли в «Острых козырьках»
…и в реальности
К концу войны западный мир медленно погружался в пучину маячившего на горизонте глобального экономического кризиса. Мосли с его неудержимым характером пассионария не мог стоять в стороне. Доблестный солдат, красноречивый оратор и активный гражданин, в 22 года он стал самым молодым депутатом. По его словам, он получил место в Палате общин, чтобы представлять там поколение людей, переживших войну: «Меня преследовала одна мысль: сделать все от меня зависящее при любых обстоятельствах, чтобы это больше никогда не повторилась».
За внезапно возросшей безработицей произошел обвал фондового рынка, и на острова, через океан, перекинулась Великая депрессия. Мосли был уверен, что знает, как излечить Британию от экономической чумы, но в Консервативной партии его взглядов не разделяли, поэтому он перешел к более прогрессивным лейбористам.
Тогда он выпустил меморандум, где на шестнадцати страницах расписал меры по борьбе с безработицей. В нем он обвинял британские власти в чрезмерной опоре на экспорт. В противовес он предлагал набиравшую популярность кейнсианскую модель. По его мнению, британцам стоило ограничить импорт и экспорт, отгородиться от глобального рынка и обеспечивать самих себя.
Как ни странно, лейбористы тоже оказались недостаточно продвинутыми для его идей. В 1931 году он вышел из партии, отчеканив перед уходом невероятно пылкую и яркую речь. В ней он сыпал цифрами пугающей статистики. Индия традиционно считалась эксклюзивным рынком для сбыта хлопка. Британия продавала ей 5,6 миллиарда квадратных ярдов хлопка в год, но теперь Индия сама выращивала миллиард, и прибыль англичан падала. Опасным конкурентов в этой же области становилась Япония. «Дайте силам нашей страны шанс, который они ждут, чтобы пробудиться», — взывал он к правительству, говоря об автономии. Всю следующую неделю газеты цитировали его слова и называли Мосли блестящим оратором, способным достойно и открыто защищать свою точку зрения. В глазах общественности он представал молодым, амбициозным и прогрессивным политиком.
История жизни
В официальных источниках жизнь Иуды лишена детальных подробностей. В Библии это один из 12 апостолов Иисуса, к тому же на него возложена миссия казначея маленькой общины. Ответственная должность досталась герою за бережливость, умение отказываться от бесполезных и необоснованных трат денег. В канонических документах описан момент, когда Иуда упрекает Марию из Вифании за то, что та умастила ноги Иисуса миром стоимостью в 300 динариев. Деньги-то серьезные, вполне хватило бы накормить множество нищих.
Иуда Искариот
В следующий раз персонаж появляется во время Тайной вечери: Иуда и другие ученики Иисуса ужинают за общим столом, и учитель пророчит предательство со стороны одного из присутствующих.
Неканонические источники более щедры на подробности биографии предателя. Иуда родился 1 апреля (с тех пор день считается самым несчастливым в году). Ребенку не повезло с самого начала: перед рождением мать увидела ужасный сон, который предупреждал, что новорожденный сын погубит семью.
Иуда Искариот и Иисус Христос
Поэтому родители решили сбросить младенца в ковчеге в реку. Но Иуда остался жив и невредим, попал на остров Кариоф, а когда вырос и возмужал, вернулся в родные пенаты. Страшное пророчество исполнил – убил отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью.
Затем Иуда прозрел и раскаялся. Чтобы замолить грехи, он 33 года ежедневно, набрав в рот воды, поднимался на гору и поливал высохшую палку. Чудо свершилось – мертвое растение выпустило новые листочки, а Иуда подался в ученики Иисуса.
В других апокрифах утверждается, что герой с детства жил по соседству с Иисусом. Болезненный мальчик попал на лечение к малолетнему целителю, но во время процедуры в него вселился демон, поэтому Иуда укусил Иисуса за бок. В оставшийся шрам позже попало копье римского легионера. Часть легенд и вовсе говорит о родстве Иуды и Иисуса – персонажей даже называют братьями.
Иуда Искариот в числе 12 апостолов
По поводу значения прозвища «Искариот» нет единого мнения. Сын Симона иш Кариофа Иуда (хотя имя отца прямо не называется) получил второе имя для отличия от своего тезки, еще одного ученика Иисуса. Искариот появилось как переиначенное название родины – герой единственный из всех апостолов родился в городе Кариот (или Кариоф), остальные были уроженцами Галилеи.
Некоторые исследователи предполагают, что слово «кериййот» означает просто «пригород», деревня близ Иерусалима. Другие углядывают аналогию с греческими и арамейскими словами, что переводятся как «лживый», «убийца», «вооруженный кинжалом».
Иуда Искариот задумывает предательство
Образ Иуды сложился из описаний древних апокрифов. Персонаж представлен как невысокий и смуглый мужчина с темными волосами, крайне суетливый, любящий серебро (казначей нередко крал из денежного ящика).
В Евангелии цвет волос не указывается, этой особенностью внешности героя наделили литераторы. А позднее укоренилось мнение, что Иуда был рыжим. Например, Эмиль Золя и Оноре де Бальзак в своих произведениях использовали выражение «рыжий как Иуда». Апостол носил одежды из белой ткани, которые обязательно украшал кожаный передник с карманами. В исламе Иуда выглядит, как Иисус, – Аллах сделал так, чтобы его распяли вместо Мессии.
Икона Иуды Искариота
Смерть Иуды точно описана в Библии, правда, в двух вариантах. Предав своего учителя, казначей пошел и повесился. Легенда гласит, что для этих целей мужчина выбрал осину. Именно с тех пор листья деревьев стали дрожать на ветру, а само растение обрело удивительные свойства. Из древесины осины выходит отличное оружие против нечисти (вампиров), из нее нельзя возводить жилье, исключительно надворные постройки.
Вторая каноническая версия утверждает:
Священники не видят здесь противоречия, считая, что веревка, на которой повесился Иуда, оборвалась, и он «низринулся». По некоторым источникам, предатель Иисуса умер в глубокой старости от непонятной неизлечимой болезни.
Заражение фашизмом
Изначально англичане не придавали значения новой идеологии, которая зарождалась в Италии 20-х, но ситуация медленно менялась. Газета The Times от 18 ноября 1922 года назвала Муссолини властным человеком, чья программа несет печать его сильного характера. Другие издания отнеслись к нему куда более скептично и предсказали тиранию в Риме. Бомбардировка Корфу в 1923-м убедила всех в агрессивном характере новой власти.
В 1932 году Мосли вместе с женой отправился в Италию. То, что он там увидел, возродило в нем интерес к политике. Он все еще переживал из-за своего поражения, но подъем Италии Муссолини вселил в него надежду. «Мы уверены, что правительство Муссолини противостоит народу, но когда я посмотрел на людей во время своей поездки, я увидел, что они приветствуют своего вождя так, как, наверное, никто и никогда на Земле не приветствовал ни одного человека», — говорил Мосли. Хоть он и не встретил своего кумира лично, он настолько вдохновился его примером, что по возвращении сообщил своему другу: «Как лидер фашистов я мог бы добиться большего, чем как депутат». Ради этого он был готов пойти на любой риск.
Освальд Мосли с женой Синтией Керзон
«Новое сознание итальянцев куда более сконцентрированное, жесткое и целенаправленное, в общем, современное», — писал Мосли о своей поездке в Daily Mail. Он был убежден, что для столь прогрессивных умов фашизм – единственно возможный путь развития. И искренне верил в максиму: «Если XIX век был веком человека, индивидуалиста, то нынешнее время – век коллектива, век государственности».
В то же время он считал, что обществом необходимо эффективно управлять, а парламент с его вечными обсуждениями и долгими бюрократическими процедурами только тормозит принятие любых решений. Современность не терпит медлительности, а потому на смену парламенту и демократии должен прийти фашизм.
The Head of the British Union of Fascists reviewing his guard of honnor in Milbank. Le chef du mouvement fasciste britannique inspectant sa garde d’honneur à Millbank.
Под фашизмом он понимал диктатуру, но всячески отрицал негативную коннотацию. «Фашизм – это не диктатура в старом смысле слова, которое подразумевало, что правительство идет против воли народа», — писал он. В его видении диктатура подчинялась Законодательному собранию. Он не желал насильственной узурпации власти, но хотел убедить людей в том, что иного пути, кроме фашизма, у Британии нет. Только так их страна выйдет из кризиса.
Новая идеология стоила Освальду Мосли старых друзей и жены, которые не разделяли его приверженности фашизму и считали, что исповедуемые им идеи слишком радикальны. Бывшие коллеги из обеих партий сохранили о нем добрую память, и когда тот вернулся в политику, предлагали ему место у себя, но к тому моменту Мосли уже прекрасно знал, чем займется. Он больше не будет тратить время на подковерные игры в политических партиях. Он создаст объедение, которое начнет действовать, а не разглагольствовать, и этим объединением станет…
Новая партия
Вдохновленный недавним успехом, Мосли решил основать собственную партию, которую назвал просто – «Новая партия«». По его замыслу, она должна была принципиально отличаться от остальных. Ее постулаты почти полностью совпадали с тезисами меморандума, за исключением нескольких новых положений. Одно из них, например, предполагало создание совета из шести человек, который бы одобрял или запрещал вступление нового закона в силу.
Мосли обладал оригинальным видением того, как должна развиваться современная политическая организация. Он основал Молодежный клуб Новой партии (New Party Youth Clubs, NUPA), благодаря которому надеялся привлечь внимание молодых людей к политике. Молодежь резвилась, занималась спортом, и при этом проникалась идеями харизматичного лидера. Подкупал его модернистский взгляд на общество. Он делил людей на два типа: современных, которых характеризовал как жестких и реалистичных, и предвоенных, которые навсегда застряли в старом-добром прошлом.
К несчастью для Мосли, в самый разгар политической кампании Новой партии его свалил плеврит. Он лежал, прикованный к постели, не в силах встать и выйти к людям, жаждущих вдохновляющих речей. Заменить его никто не мог. В отсутствие Мосли популярность Новой партии стала снижаться, а вместе с ней уходили и деньги. Филантропы, поначалу вкладывавшие десятки тысяч фунтов стерлингов, уже не видели смысла расточать на Новую партию свои накопления.
К 1932 году весь флер с Новой партии спал. На ее развитие денег не осталось, а число сторонников стремительно уменьшалось. Сам Мосли лишился даже места в Палате общин. От его некогда амбициозной политической карьеры не осталось и следа. Он был раздавлен, опустошён и зарекся больше никогда не лезть в политику.