Монастырь при Сергии Радонежском
Ряд исторических источников, в том числе и известная многим «Повесть временных лет», показывают, что одинокое существование Сергия Радонежского продолжалось не более 5-7 лет. Уже около 1342-1345 гг. на холме Маковец появились и другие обитатели – насельники. В результате пустошь стала особножительным монастырем.
На заметку! Такая форма проживания предполагала наличие у каждого монаха личной собственности, но, при этом, жилье у обитателей пустоши оставалось общим. В определенное время все монахи собирались в одном месте на богослужение, проводившееся несколько раз в день.
Особножительный монастырь на Маковце просуществовал до 1354 или до 1364 г. Точное время неизвестно. Но предположительно именно в период, то есть, между 1354-1364, а, возможно, и в 1376 г. по благословению Константинопольского патриарха Филофея и образовался общежительный монастырь. Монахи лишились личной собственности и отныне все делали только сообща.
В выбранном под обитель месте отстроили из дерева:
- храм Святой Троицы;
- трапезную;
- кельи;
- хозяйственные постройки;
- церковь Димитрия Солунского;
- ограду.
Сподвижники Радонежского разбили огороды и завели небольшое хозяйство. Первым игуменом монастыря на холме был не Радонежский, а некий Митрофан, он же, кстати, и постриг Радонежского в монахи. Но после смерти Митрофана обитель перешла под управление Сергия, под предводительством которого она очень быстро превратилась в духовный центр русских земель.
Занимательный факт! Именно у стен Троице-Сергиевой обители для получения напутствия и благословения на Куликовскую битву остановился Дмитрий Донской. И Сергий Радонежский, нарушив устав, отправил с князем иноков-богатырей – Пересвета и Ослаблю, во многом изменивших ход сражения.
Сергий Радонежский преставился в 1392 г. Захоронили его в стенах храма Святой Троицы. Новым игуменом стал любимый ученик преподобного Никон Радонежский.
Троице-Сергиева лавра в XV—XVI веках: первые каменные сооружения
Со времени основания монастыря после смерти основателя прошел целый век, и уже в начале XV столетия Троице-Сергиева лавра предстает незримым зрителем в виде комплекса из нескольких, в том числе, и каменных строений. Воздвижение на территории монастыря последних началось после сожжения его ханом Едигеем в 1408 г. Первое каменное сооружение появилось в 1422 г. Им стал Троицкий собор.
Строили его сербские монахи, поселившиеся в стенах обители после битвы на Косовом поле. Расписали храм Андрей Рублев и Даниил Черный, первый расписал и иконостас, где появилась его знаменитая «Троица».
Вторым каменным сооружением на территории монастыря стало двухэтажное здание трапезной. Его воздвиг московский зодчий Василий Ермолин. С 1540 г. вокруг монастыря началось возведение каменных стен. Спустя десятилетие ограждение, протяженностью в 1.5 км, было полностью построено.
Одновременно монахи создали запруды и выкопали пруд, что превратило Троице-Сергиеву лавру в одну из мощнейших средневековых крепостей. В 1559 г. на территории лавры заложили первый камень в основание Успенского собора. Освещение его случилось только в 1585 г., поскольку быстрому строительству помешал сильный пожар 1565 г., после которого от прежней обители осталось не так-то и много, и все пришлось отстраивать заново.
В 1561 г. монастырю присваивается статус архимандрита, что было вполне оправданно, поскольку именно к стенам Троице-Сергиевой лавры приходили князь и первые цари за советом и утешением. Именно здесь в 1530 г крестили будущего Ивана Грозного, а ранее, в 1442 г., в период междоусобных войн состоялось примирение Василия II с двоюродным братом Дмитрием Шемякой.
Правда мир длился недолго. Спустя два года Василия здесь же у гроба Сергия Радонежского схватили люди Дмитрия. Он был доставлен в Москву, ослеплен и далее переправлен в Углич.
На заметку! К концу XVI столетия Троице-Сергиева лавра становится крупнейшим монастырем на территории Московского княжества. В собственности монахов оказалось около 3 тысяч различных поселений. Имелись в распоряжении братии и собственные торговые суда. Иноки вели активную торговлю с зарубежными странами, попутно укрепляя также и полезные политические отношения.
Развитие монастыря в XVII — начале XVIII вв
Начало XVII было временем великой смуты и интервенции, беда эта коснулась и монахов. В 1608 г. монастырь осадили поляки. Братия оборонялась 2 года, дождавшись в конце концов снятия осады войсками Михаила Скопина-Шуйского.
После этого Троице-Сергиева лавра превратилась в оплот для Второго ополчения под предводительством Минина и Пожарского. Архимандрит Дионисия помогал ополченцам словом и делом. Богатства монастыря несколько уменьшились, но благодаря последовавшим после снятия осады щедрым пожертвованиям Троице-Сергиева лавра быстро отстроилась.
Именно в это время стены и башни монастыря приобрели тот облик, который видит современный человек. Появились новые здания, например:
- колокольня у Духовной церкви;
- церковь Михаила Малеина;
- царские хоромы;
- каменные двухэтажные кельи;
- церковь Зосимы и Савватия;
- больничные палаты.
После последней осады монастыря в 1618 г. Троице-Сергиева лавра увеличилась до невероятных пределов. Монахи владели почти 17 тысячам крепостных, у монастыря было больше земель, чем у патриарха или даже царя.
Монахи занимались разведением и продажей рыбы, мололи муку на собственных мельницах, делали кирпичи на своих же кирпичных заводах, собирали фрукты в садах. Также они активно участвовали в политической жизни страны. В разное время в стенах лавры искали приюта Софья Алексеевна, а также ее братья Петр и Иван. Петр, в частности, скрывался в монастыре в 1689 г. Он покинул его для того, чтобы стать полновластным правителем, но услуги не забыл, приказав построить прекрасную трапезную и храм преподобного Сергия Радонежского – Трапезную церковь.
На заметку! Одновременно с этим у восточной стены монастыря Строгановы воздвигли надквадратную церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Начало XVIII столетия стало не самым удачным для монастыря. В это время Петр I приступил к строительству будущего Петербурга и ввязался в Северную войну. Казна остро нуждалась в деньгах, часть которых правитель позаимствовал у лавры. Кроме того, было запрещено каменное строительство, поскольку весь материал уходил на постройку новой столицы.
Но в 1708 г. возникла угроза проникновения шведов вглубь страны, вследствие чего вокруг стен лавры обустроили бастионы, рвы и новые укрепления. В результате после правления
Петра I Троице-Сергиева лавра перестает быть оплотом духовной мощи царей, ею перестали восторгаться и даже говорили о перемещении обители в другое место. Возможно, это связано с ее, можно сказать, переспециализацией со святого строения на военно-оборонительное.
Расцвет Лавры
Новый виток интереса к монастырской жизни возник в правление Елизаветы Петровны. По ее приказу в 1742 г. в стенах лавры открыли духовную семинарию. Именно при дочери Петра монастырь получил почетный титул – «лавра». Возглавил ее Митрополит Московский. Елизавета любила монастырь всей душой, частые визиты ее сопровождались празднествами и фейерверками.
Правительница поддержала идею полной перестройки монастыря, над проектом трудились видные архитекторы того времени. Начатые при ней реставрационные работы продолжились уже при Екатерине Второй. И теперь отреставрированные монастырские сооружения стали напоминать дворцы, а не места проживания монахов и простых людей, отошедших от мирской суеты.
На заметку! Яркая расцветка зданий подчеркивала позолоту лепнины. В 1792 г. в центральной части монастыря появился обелиск с медальоном, повествующий о древней истории лавры. Обелиск также использовался в качестве хронометра, поскольку на каждой из трех его сторон были сооружены солнечные часы.
В XIX век лавра вновь входит в качестве богатейшего монастыря на территории страны. К середине столетия монастырю принадлежало уже свыше 100 тысяч крепостных крестьян. Богатства лавры складывались, в основном, из пожертвований, а также прибыли от торговли. При этом, монахи и сами никогда не гнушались вносить свою лепту.
Обратите внимание! В 1812 г. лавра отдала русской армии около 70 тысяч рублей в качестве поддержки, что являлось баснословной суммой в те времена.
Монастырь в XX веке
В начале XX века положение Троице-Сергиевой лавры, как культурного и просветительского центра, богатейшей из православных обителей, почти не изменилось. Во время волны крестьянских выкупов братия лишилась многих крепостных, но ей все еще принадлежали обширные территории, мастерские, заводы, типография.
В 1910 г. в стенах лавры все еще обитает порядка 400 монахов, хранятся мощи многих святых. Лавра стала последним пристанищем и для ряда русских князей, например, в ее склепах похоронен князь Дмитрий Трубецкой, Прокопий Ляпунов, представители семейства Годуновых и иных именитых фамилий.
Но после революции 1917 г. лавра была закрыта, Московская духовная академия распущена, а занимаемые ею помещения отведены под электротехнические курсы. Мощи Сергия Радонежского вскрыли, а лавру превратили в музей. Оставшуюся братию переселили в трудовые коммуны.
Последнее богослужение на территории монастыря удалось совершить в конце мая 1920 г., после чего лавра окончательно стала музеем. Колокола переплавили, а на территорию монастыря перевели учащихся педагогического института.
Реставрация Лавры
Сразу же после завершения активных военных действий 1917-1918 гг. в прилежащей к лавре местности большевики создали комиссию для защиты древних ценностей, которые хранились в монастыре, а также организации по проведению реставрационных работ. Но велись эти работы из рук вон плохо, поскольку какого-либо единого представления о том, как должна выглядеть новая лавра, и зачем она вообще необходима, не было.
На заметку! Планомерные реставрационные работы начали проводиться только в 1938 г. после приглашения к участию в них молодого архитектора Игнатия Трофимова.
Два года ушло у Трофимова на подготовку справки о музее и проекта реставрационных работ. 1 февраля 1940 г. лавру и прилегающие территорию объявили Загорским государственным историко-художественным музеем-заповедником. Трофимова же назначили главным архитектором, выделив на реставрацию 6 млн. рублей.
Завершению ее помешала война. Но несмотря на военные действия и послевоенную разруху, разрушения лавры удалось избежать. Часть памятников была восстановлена, а часть возведена почти с нуля.
Восстановление лавры – это первостепенная и главнейшая задача, которую поставило перед Трофимовым правительство. В 1950 гг. дело Трофимова продолжил его ученик — архитектор В.И. Балдин. В 1963 г. к делу подключился А.Г. Устинов, настаивавший на комплексном восстановлении ансамбля лавры. К началу 1970 гг. большая часть реставрационных работ была выполнена, но на этом восстановление лавры не прекратилось.
Дело первых архитекторов продолжило молодое поколение. Многие части монастыря сейчас можно увидеть именно благодаря труду архитекторов Ю.Д. Беляева и Ю.Н. Шахова.
В 1990-2000 гг. лавре был возвращен изначальный дореволюционный облик, перекрашены некоторые стены, воссоздана прежняя роспись, отремонтирована колокольня. В 2004 г. на колокольню вернулся Царь-колокол. Его пришлось отливать заново, поскольку прежний был расплавлен.
Важно! В 1993 г. Юнеско включило Троице-Сергиев монастырь в список мирового культурного наследия.
История Свято-Троицкой Сергиевской Лавры
Свято-Троицкая Сергиевская Лавра обязана своим появлением двум братьям — Стефану и Варфоломею, родившимся в боярской семье. Варфоломей с самого детства стремился служить богу, однако, родители не давали ему благословения на это. Когда мать и отец, состарившись, решили уйти в монастырь, братья все-таки смогли покинуть мирскую жизнь.
Становление монастыря
В 1337 году неподалеку от города Радонеж на холме в лесистой местности Стефан и Варфоломей собственными руками возвели келью и небольшую церквушку. Старший брат не смог долго жить в уединении, а Варфоломей смиренно молился и служил Богу. Мог ли 23-летний молодой мужчина представить, что место, которое выбрал он для своей отшельнической жизни станет величайшей православной святыней? Игумен одного из монастырей, находившегося неподалеку, постриг Варфоломея в монахи под именем Сергия. Так началась славная жизнь Сергия Радонежского, который в будущем оказал огромное влияние на духовную жизнь не только близлежащих сел и деревень, но и всей Руси. Ведя отшельнический образ жизни, Сергий научился смирению — он работал на земле, усиленно молился и совсем не желал славы. Однако, судьба распорядилась по-другому. Его церквушка стала привлекать все больше людей, которые просили научить их, как вести благочестивую жизнь. Около кельи Сергия стали появляться другие жилища. Постепенно местность была заселена людьми, которые проповедовали православие. Можно говорить о появлении в этот период времени монастыря, точная дата основания которого неизвестна (по одним источникам — это 1337 год, по другим — 1342). Сначала игуменом был тот самый монах, который постриг Варфоломея — Митрофан. После его кончины это место занял преподобный Сергий.
В 1355 году произошли некоторые изменения на монастырской земле: ее разделили на 3 зоны: жилую, хозяйственную и защитную. Возведена новая Троицкая церковь из дерева, рядом находились жилые постройки — кельи и трапезная. В общественной зоне располагались хозяйственные постройки и обработанные земли. Территорию монастыря оградили забором, у центральных ворот находилась деревянная церковь имени Дмитрия Солунского. Общее расположение сооружений на территории не претерпело сильных изменений. Популярность Троицкого монастыря как духовного центра русских земель нарастала с необычной силой. Все больше московских князей искали здесь благословения. Известен факт, что Сергий Радонежский оказал огромную поддержку Дмитрию Донскому, благословив его перед Куликовской битвой. Преподобный Сергий отправил с войском двух монахов — Пересвета и Ослаблю, вопреки строгим монастырским правилам. В 1932 году Сергий Радонежский ушел на вечный покой, его похоронили внутри главного храма. В тот момент игуменом значился один из его учеников Никон.
Новая жизнь монастыря
В 1408 году случилась беда: хан Едигей практически стер монастырь с лица земли. Но, возможно, это послужило началом нового этапа развития обители. В 1415 году игумен Никон заложил первое здание из камня — Троицкий собор. Строительство осуществляли мастера из Косово, которые с некоторых пор обрели здесь кров. Роспись храма внутри осуществляли известные мастера иконописной живописи Андрей Рублев и Даниил Черный. Интересен факт, что знаменитая икона «Троица» была написана целенаправленно для украшения иконостаса данного собора.
В 1469 году стартовало строительство еще одного каменного здания — трапезной. Ее особенностью было то, что она имела тип одностолпной палаты, этот прием впоследствии стали широко применять в зодчестве. На нижнем этаже находились трапезные для братии, а на верхнем — царские палаты. В 1476 году вблизи собора появился еще один храм. Во времена царствования Ивана Грозного, который часто посещал монастырь, территорию снова видоизменили. В частности, по периметру возведены стены из белого камня. Их длина составляла почти полтора километра. Благодаря устроенным запрудам и окружению высокими стенами монастырь превратился в настоящую крепость. В середине XVI века монастырь получил новый статус — архимандрии. Иван Грозный способствовал заложению первого камня в строительстве крупного Успенского собора. Однако, через пять лет строительство остановили из-за пожара, вследствие которого многие строения сильно пострадали. Успенский собор все-таки достроили, но Ивану Грозному не суждено было увидеть построенный храм, его освещение состоялось после смерти государя в 1585 году. Ко второй половине XVI века равных Троицкому монастырю в государстве не существовало: в его ведении находились почти 3000 поселений, которые не только полностью обеспечивали себя всем необходимым, но и осуществляли торговлю за рубежом.
Непростые времена — XVII век
В 1608 году началась осада монастыря польско-литовскими захватчиками. Но это было не самое страшное: через год внутри монастыря люди стали повально гибнуть от цинги. Но это, к счастью, не стало причиной захвата земель. Неведомая сила позволила отстоять монастырь. Вовремя подоспела помощь: зимой 1610 года войско под руководством Михаила Скопина-Шуйского освободило монастырь. Через несколько лет Троице-Сергиевский монастырь снова подвергся атаке, на этот раз завоевать его пожелал польский королевич Владислав. Но мечтам его тоже сбыться было не суждено.
Процветание монастыря в XVII-XVIII веках
После осады быстрыми темпами началось восстановление: существенно укреплены стены, башни приобрели вид, дошедший до наших дней. Появились новые сооружения: большая колокольня, церковь Михаила Малеина, царские хоромы, чуть позже — дополнительные кельи из камня, больничный комплекс и еще 2 церкви. Жизнь процветала — владения монастыря стали превышать царские и патриаршие. При Петре I здесь появились трапезная и церковь в честь Сергия Радонежского, а также надвратная церковь. Чуть позже монастырь был укреплен из-за неожиданной возможности захвата шведами. Был выкопан ров, сооружены 2 каменных моста. Земляные укрепления существуют до сих пор. После Петра I интерес к Троице-Сергиевскому монастырю угас, существовал даже вариант переноса его поближе к Петербургу. Однако, в 1738 году управлять жизнью здесь стал Духовный совет.
Новая веха в развитии Лавры
С приходом на трон Елизаветы Петровны начинается следующая эпоха развития. В 1742 году здесь открывается духовная семинария, а в 1744 году монастырю присвоили титул Лавры, руководителем ее становится Митрополит Московский.
Императрица очень любила бывать в Лавре, она способствовала тому, что почти все строения внутри монастыря изменили свой внешний вид по сравнению с первоначальным. Появилась колокольня в 1770 году, для которой отлили огромный колокол, вес его — 4065 пудов. Лавра продолжает оставаться крупнейшим духовно-культурным центром, роль ее еще более усилилось после перевода сюда в 1814 году Духовной академии. Если исключить тот факт, что из-за этого пришлось нарушить общую целостность архитектурного комплекса строений монастыря, то Духовная академия сделала Лавру еще более мощным средством формирования духовного наследия. XVIII — XIX века — время небывалого расцвета Лавры. Богатства монастыря с каждым годом приумножались. Этому способствовало огромное количество принадлежащих ему земель, крестьянских душ, а также активная торговая деятельность. Троицкий монастырь был настоящей сокровищницей: именно там находились мощи многих святых, в том числе Сергия Радонежского, Никона, митрополита Иосафа и др. К тому же именно стены этого храма украшало самое известное творение Андрея Рублева — икона Святой Живоначальной Троицы.
Лавра в период Советской власти
В начале XX века началось сложное время, отразившееся на всей монастырской жизни. В один из майских дней 1920 года в последний раз здесь встретили прихожан, после чего Лавру закрыли, распустили Духовную академию. В годы Советской власти многие здания были реконструированы и стали выполнять функции хозяйственных и жилых построек. Переплавлена большая часть древних колоколов. В 1940 году начались работы по устройству здесь государственного историко-художественного музея-заповедника, власти пытались полностью изменить территорию, недостаточное внимание уделялось сохранности святынь и объектов, представляющих огромную ценность. После Великой Отечественной войны здесь открыли училище, а годом позже Успенский собор был возвращен Патриархии. В послевоенный период проводились масштабные восстановительные работы по приданию объектам архитектуры вида, максимально приближенного к первоначальному.
Троице-Сергиевская Лавра сегодня
В 1993 году Троице-Сергиевской Лавра включена в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Сейчас территория монастыря включает в себя множество архитектурных памятников, подобия которым нет нигде. Современная Лавра — уникальный действующий мужской монастырь, в котором насчитывается примерно две сотни монахов. Приехать в это удивительное место может любой желающий – ежедневно для паломников и туристов со всего мира проводятся интереснейшие экскурсии.
Религиозная жизнь Троице Сергиевой Лавры
После революции многие прихожане и монахи сомневались в том, что им когда-либо доведется увидеть лавру в прежнем виде и осуществить в ее стенах богослужения. Но после победы в Великой Отечественной войне отношение к религии стало более лояльным. Опиум для народа оказался весьма полезным, монахи и священники доказали, что помимо физической пищи людям для победы нужна и пища духовная.
В 1946 г. на территории лавры возобновляется монашеская жизнь. Здесь же находится и патриаршая усадьба (до 1983 г.). Вернулись в лавру и мощи Сергия Радонежского. Их вновь разместили в Успенском соборе. Храм преподобного Сергия Радонежского, закрытый с 1921 г. в 1946 г., был освящен заново.
Важно! Судьбоносное событие для братии и монастыря в целом произошло в конце 1946 г. Лавра была показана сыну президента США – Элиоту Рузвельту. С этого времени местные власти начинают активно участвовать в жизни монастыря, настаивая на проведении все новых и новых реставрационных работ. Но контроль и надзор за деятельностью лавры все еще оставался строгим: верующим не доверяли, а территорию монастыря не раз посещала полиция.
Как сообщает официальный сайт Троице-Сергиевой лавры, в конце 1950 гг. монастырю были переданы новые здания в г. Загорске. Прежних жильцов расселили за счет Патриархии. В ноябре 1959 г. патриарх Алексий I благословил новый Устав.
Успенский собор
Успенский собор. Строительство осуществлено в 1585 году по указу Иоанна Грозного. Пяти купольный собор построен в центре Лавры. Центральный золотой купол возведен в честь Спасителя, остальные купола, оформленные как звездное небо – в честь Св. Богородицы. Внешне это самый фундаментальный из соборов Лавры. Внутри, если в него войти – создается удивительное ощущение простора, высоты и обилия света. Храм почти столетие оставался не расписанным и только в 1684 году, на средства архиепископа Моисея Рязанского были приглашены мастера иконописцы и под руководством Дм. Плеханова Собор был оформлен фресками с изображением святых и благоверных лиц княжеского рода. Главной святыней Собора остается погребальная Сергия Радонежского.
Учебные заведения на территории монастыря
В 1742 г. Елизавета Петровна повелела открыть на территории монастыря первое учебное заведение. Им стала Троицкая лаврская духовная семинария. Первый опыт оказался положительным, потому в последующие десятилетия и даже столетия монастырские стены принимали у себя учащихся. Внимания достойны:
- Московской духовной академии (1814 — 1917 гг.);
- Училища иконописания (1885 -1917 гг.);
- Московской духовной семинарии (1989 г.).
Обратите внимание! На территории монастыря в первые годы советской власти размещались различные училища, никак не связанные с получением учащимися духовного образования.
Современная жизнь в лавре
В стенах современного монастырского комплекса постоянно проживает до 200 монахов. В 2022 г. наместником стал Фома (Демчук). Архимандритом является Патриарх Московский и всея Руси. Управляется лавра с 1897 г. Духовным собором. Это — коллегиальный орган.
На территории Троице-Сергиева монастыря расположены:
- Водяная башня (выстроена еще в XVII в.);
- Звонковая башня (XVI-XVII вв.);
- Благовещенское подворье;
- Богородское подворье;
- Белокаменная мастерская;
- Витражная мастерская.
Для паломников построены современные гостиницы, о чем сообщает официальный сайт Троице-Сергиевой лавры.
Настоятели и наместники
С 1344 по 1560 гг. сменилось 35 Игуменов, а 1561 по 1766 гг. 34 Архимандрита. Нынешний наместник Фома — уже 41 в ряду своих предшественников. Он является наместником Патриарха Московского, формально считающегося главной лавры.
Интересно, что всего 16 предстоятелей Русской православной церкви до нынешнего Патриарха Московского возглавляли лавру, среди них числятся такие известные, как митрополит Филарет и патриарх Тихон, вступивший в открытое противостояние с большевиками по поводу положения Русской православной церкви в государстве.
Информация паломнику
Всю интересующую верующих и паломников информацию можно найти на официальном сайте Троице-Сергиевой лавры. Мы же отобрали для вас наиболее полезную и готовы с ней поделиться.
Как добраться
Лавра расположена в Московской области в городе Сергиев Посад. Телефон монастырской проходной. Звонить можно круглосуточно. Для того чтобы добраться до места, на Ярославском вокзале в Москве нужно сесть на пригородный электропоезд и доехать на нем до Сергиева Посада. Также можно сесть на пригородный автобус. Для этого необходимо доехать до Щелковского автовокзала на метро (станция Щелковская или ВДНХ).
Телефон справочной железнодорожного вокзала в Сергиевом Посаде – (496) 540-58-78, автостанции –.
Где остановиться
К услугам паломников две гостиницы – Вознесенская и Паломническая при Воскресенском подворье. Вознесенская гостиница находится на ул. Вознесенской в историческом центре города Сергиев Посад. Для заказа номера в Паломнической гостинице необходимо отправиться по адресу улица 1-й Ударной Армии, дом 17.
Также можно позвонить по телефону, для Вознесенской гостиницы — 7;, для Паломнической — +7 (496) 547-36-45. Есть парковка. Но график посещения и поселения нужно уточнять.
Какие проводятся богослужения Троице-Сергиевой Лавре
Расписание Троице-Сергиевой лавры лучше заблаговременно узнавать на сайте. Служба идет с понедельника по субботу. Проводятся, в том числе, и заказные молебны, а также молебны с акафистом у раки преподобного Сергия. Начинаются молебны в 8.30 и заканчиваются примерно в 20.00.
На Воскресном подворье совершаются Неусыпаемая Псалтирь и Соборования. Панихиды служат после окончания ранней и поздней Литургий.
Сергиев Посад.
Продолжение моей однодневной вылазки из Москвы начинается на железнодорожном вокзале Сергиева Посада, куда меня довезла электричка из Александрова. Про начало моего путешествия, что меня сподвигло на него, о городе Александров и Александровской слободе можно почитать в статье “На поезде в Александров, Александровская Слобода”. Подъезжая к Сергиеву Посаду, я заметил, что недалеко от станции очень красивый вид на Свято-Троицкую Лавру и решил дойти до этого места. Но сначала, к моему изумлению, на выходе с перрона мне пришлось пройти солидный кордон из полицейских с собаками и военнослужащих. Честно говоря, я и фотоаппарат побоялся вытаскивать, лица у всех были слишком уж серьёзные. На привокзальной площади много кафе, тут и Макдональдс и Бургер Кинг, где можно перекусить. Пополнив свой запас необходимыми калориями, я пошёл искать смотровую площадку. Идти долго не пришлось, она находится в метрах 400 от вокзала. Только предупреждаю, что в дождь и с детьми повторять мой поход не стоит, нужно идти по грунтовой тропинке и вдоль железнодорожного полотна.
Отзывы и комментарии туристов, паломников и простых посетителей
Анастасия: “На территории лавры находится впечатляющий своей красотой Троицкий собор, и это — главная ее достопримечательность. Верующей меня назвать трудно, но даже я была поражена. Это еще и историческая реликвия, было интересно ее рассмотреть поближе. Высокие древние стены и купола впечатлили. Не зря лавра сегодня, вчера и даже завтра играла и играет главную роль в духовном просвещении людей”.
Дмитрий: “Впервые посетил Лавру. Сегодня исполнилась моя детская мечта. Ни разу не пожалел, хоть и добирался довольно далеко. Единственное, что волновался по поводу места проживания, но к монастырю, оказывается, относятся и две гостиницы, в которых можно с комфортом остановиться”.
Сергей: “Лавра впечатляет масштабностью. Как представлю, что строилось все это еще, когда Мамай на Русь ходил, берет непередаваемый восторг. Батюшки приветливые, принял исповедь”.
Троице-Сергиева лавра – центр русского православия. Основал ее Сергий Радонежский еще в начале XIV века. С той поры монастырь перестраивался, реставрировался, но сумел сохранить и духовную, и историческую значимость. Ежегодно в Лавру приезжают сотни тысяч паломников со всего мира. Приобщиться к святым мощам Сергия Радонежского стремятся очень многие.
Родина матрёшки.
Сергиев Посад считают Родиной матрёшки. По теории, именно здесь зарождался игрушечный промысел Руси. В Сергиеве посаде по этому случаю имеется единственный в России Институт игрушки. А в музее игрушки можно посмотреть экспонаты и ознакомиться с историей.
На пересечении улицы Вознесенской с Сергиевской, на лучшей смотровой площадке города заканчиваю свой рассказ о Сергиеве Посаде.
ИТОГИ ПОЕЗДКИ: Поездку в Сергиев Посад я совместил с поездкой в Александров. По хорошему, для более тщательного осмотра Сергиева Посада нужно выделить целый день: в городе есть ещё красивый Черниговский Скит XIX века, а в 11 километрах от города в посёлке Хотьково стоит старый Покровский монастырь, откуда уже рукой подать до музея-заповедника Абрамцево – вотчины Аксакова, написавшего “Аленький цветочек”. Вот у меня и нашёлся повод, чтобы приехать в это замечательное место ещё раз.