Краткое жизнеописание преподобных старцев Оптиной пустыни


Краткое жизнеописание преподобных старцев Оптиной пустыни

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841)

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841)

Первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему. Кончина (день памяти): 11/24 октября 1841 г.
Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860)

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860)

Ученик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях – это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет», — говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Кончина (день памяти): 7/20 сентября 1860 г.
Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862)

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862)

Кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея. Кончина (день памяти): 16/29 июня 1862 г.
Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865)

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865)

Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Перед своей кончиной он говорил: «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку». Кончина (день памяти): 7/20 августа 1865 г.
Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873)

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873)

Ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, вспоминает духовное чадо старца, — мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный…». Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках. Кончина (день памяти): 18 сентября/1 окт. 1873 г.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891)

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891)

Великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления — источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью. Кончина (день памяти): 10/23 октября 1891 г.
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894)

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894)

Скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. Преп. Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается. Кончина (день памяти): 25 января/7 февраля 1894 г.
Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894)

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894)

Приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя – двери келии его были открыты для братства и убогих. В пище, и в одежде, и в убранстве келии соблюдал полную простоту древних подвижников. Кончина (день памяти): 22 августа/4 сент. 1894 г.
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)

Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп. Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву. Кончина (день памяти): 9/22 мая 1911 г.
Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913)

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913)

Скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние. Кончина (день памяти): 1/14 апреля 1913 г.
Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922)

Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922)

Прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере. Кончина (день памяти): 30 июля/12 августа 1922 г.
Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853—1928)

Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853—1928)

Последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. За советами и молитвенной помощью к нему обращались и простые миряне, и великие Святители. Кончина (день памяти): 29 апреля/12 мая 1928 г.
Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931)

Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931)

Ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник. Кончина (день памяти): 25 июня/8 июля 1931 г.
Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938)

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938)

Последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе. Кончина (день памяти): 26 декабря / 8 января 1938 г.

На перепутье

С возрастом Николай стал задумываться о серьезных вещах, его волновали вопросы о том, что такое смерть, грех, загробная участь человека, страдания в аду. Когда наступила пора юности, он никак не мог найти свой путь в жизни. «Помню, что я часто даже в играх, которые любил, чувствовал неудовлетворенность, пустоту. Я не знал, куда мне поступить из гимназии, что выбрать, какую отрасль науки, какой сообразно с этим путь жизни. Ничто мне не нравилось так, чтобы я мог отдаться тому, что выбрал. Был у меня переворот в жизни, когда все вокруг было заражено социальными идеями в нашем юношеском кругу. Мне эта маска, которой прикрыто дело диавола, ведущее в пагубу, сначала как бы понравилась, хотя я и не мог ее совместить с верой в Бога, в которой и о которой я ничего не размышлял и не давал отчета…» Хотя в доме царила благочестивая обстановка, но глубоких понятий о вере и Церкви у Николая не было. Уже позже он сам будет удовлетворять духовную жажду, которую всегда чувствовал, чтением книг.

Окончив гимназию, Николай поступил в Московский университет, но проучился недолго. Он вспоминал: «В университете я успел проучиться немногим более полугода… После Рождества мои мысли и стремления к богоугождению начали несколько формулироваться, и я стал посещать университет хотя и ежедневно, но с некоторой целью… Под предлогом занятий в университете я уходил утром из дома. Приходил в университет и был там до 9 часов, а с 9 часов отправлялся в Казанский собор к обедне, предварительно заходя по дороге к Иверской, если там народу бывало не очень много. Отслушав литургию, стоя иногда даже всю литургию на коленях, я не спеша отправлялся домой и заходил по дороге в часовню Спасителя и, помолившись там, уже без задержек направлялся домой. Дома я, напившись чаю, садился читать Евангелие, которое и читал более месяца или месяц. Когда Евангелие было прочитано, я начал читать Апостол и «Путь ко спасению» епископа Феофана; читал иногда листочки и брошюрки духовного содержания». Со временем Николай стал вести дневник, эту привычку будет в дальнейшем поддерживать у него и старец Варсонофий, считая очень полезным ежедневно записывать наблюдения за своей внутренней жизнью. Вспоминая свою юность, старец по своему состоянию и настроениям причислял себя целиком к поколению молодых людей той эпохи — отметил и период увлечения социальными идеями, и формальное исполнение обязанностей христианина. Но из его же собственных слов видно, как исподволь возрастала в душе устремленность к Богу, как влекли его Церковь, богослужение. Сам он особо о Видимо здесь сказалось и воспитание, влияние деда и матери.

Литература[ | ]

  • Преподобные старцы Оптиной Пустыни : жития. Чудеса. Поучения. — Москва ; Рига: Благовест, 1995. — 416 с. — ISBN 5-87310-031-4.
  • Прославление в лике святых Собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной Пустыни просиявших : 26-27 июля 1996 г. — Козельск: Введенская Оптина Пустынь, 1996. — 79 с. — ISBN 5-86594-041-4.
  • Трифон (Туркестанов), митр.
    Древнехристианские и оптинские старцы : монография. — Москва: Мартис, 1997. — 254 с. — ISBN 5-7248-0041-1.
  • Преподобные Старцы Оптинские: Жития и наставления. — 2-е, испр. и доп. — М.: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2002. — 512 с. — 10 000 экз.
  • Яковлев А. И.
    Великие старцы Оптиной пустыни: сборник биографической информации. — Москва: Терра-Кн. клуб, 2003. — 381 с. — ISBN 5-275-00815-5.
  • Ордина О. Н.
    Феномен старчества и его влияние на русскую философскую мысль XIX века; Фил. Санкт-Петербургского института внешнеэкон. связей, экономики и права в г. Кирове. — Киров ; Санкт-Петербург: Гаруда, 2007. — 116 с. — 600 экз. — ISBN 978-5-7320-0991-0.
  • Оптинские старцы : наставления, письма, дневники. — Москва: Лепта Книга, 2009. — 813 с. — (Путь святости; вып. 11). — 5000 экз. — ISBN 978-5-91173-142-7. — ISBN 978-5-9937-0035-9.
  • Оптинские старцы. Источник светлой радости / автор-составитель И. Булгакова. — Москва : Эксмо, 2022. — 317 с. — (Радость и надежда для души). — 3000 экз. — ISBN 978-5-04-107570-5

Пророчества Исаакия Второго

Последний из настоятелей Оптины — отец Исаакий второй, предупреждающий духовных чад о пришествии в наш мир Антихриста. Это страшное время легко будет распознать по внешнему благолепию храмов и церквей. Их будут ремонтировать, реставрировать, золотить купола, но сами они будут закрыты для простых верующих. И когда закончат облагораживать храмы, состоится коронация Антихриста.

История канонизации[ | ]

  • 1988 год — по решению Поместного собора Русской православной церкви состоялось прославление преподобного Амвросия Оптинского.
  • 26—27 июля 1996 года тринадцать оптинских старцев причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни с общим соборным празднованием 11 (24) октября.
  • 10 июля 1996 года — обретены мощи преподобного Амвросия вместе с мощами ещё шести оптинских старцев.
  • 2000 год — решением Архиерейского собора Оптинские старцы прославлены для общецерковного почитания.

Духовные наставления преподобного Никона Оптинского

Сохранилось «Поучение иеромонаха Никона», записанное им самим для потомков. Оптинский старец завещал верующим читать Святое Евангелие, учить Божьи заповеди. Учение Христа, по мнению батюшки, должно стать настольной книгой любого христианина. Каждый свой поступок нужно сверять с заповедями из Евангелия.

Главной чертой характера любого христианина должно стать смирение. Человек обязан покориться воле Бога, принять покорно все то, что уготовано судьбой. Христиане должны прожить жизнь, полную скорби, печали и трудностей. Каждый верующий обязан нести свой крест. Жизнь христианина в согласии с законом Божьим — это лишь подготовка к вхождению в Небесное Царство.

никон оптинский

На протяжении всей своей жизни верующий должен приходить на исповедь к своему духовнику. Человек, который регулярно исповедуется, очищает свое сердце от всего неугодного Богу. Верующие способны услышать слова Господа, но предварительно им нужно избавить душу от всякого зла.

Краткий список наставлений старца:

  • выучить заповеди Божьи и жить согласно им;
  • бороться со своими греховными желаниями, хранить себя от соблазнов;
  • покоряться воле Господа;
  • любить Бога больше всего на свете;
  • читать творения святых отцов;
  • иметь страх Божий;
  • приготовиться к скорби, терпению;
  • правильно молиться;
  • регулярно каяться в грехах и исповедоваться.

Христианин должен верить в Бога, жить в смирении, творить милость, прощать ближним оскорбления и обиды. Верующие обязаны ежедневно молиться Спасителю, прославлять Господа, благодарить его за жизнь.

Откровения отца Амвросия

О пришествии Антихриста предупреждал и попечитель многих монастырей, подвижник отец Амвросий. Он призывал не бояться обличать нечестивого и указывать на него. Антихрист принесет с собой войны, которые не оставят после себя никого в живых. Перед этим Бог нашлет на землю болезни, чтобы забрать всех слабых в мир иной. Затем начнется Третья мировая война, которую переживут только сильнейшие и достойнейшие быть спасенными. Но таких будет немного.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: