24 октября. Собор преподобных Оптинских старцев Собор всех святых в Оптиной пустыни просиявших


***

Старчество в Оптиной пустыни берет начало от схиархимандрита Паисия Величковского (1722-15/28 ноября 1794), молдавского старца, выходца из Полтавской губернии, переводчика и составителя славянского варианта знаменитого духовного свода «Добротолюбия». В 1829 году в Оптину переселились его последователи во главе с иеромонахом Леонидом (в схиме Львом) (1768-11/24 октября 1841). До этого он некоторое время, пребывал в разных монастырях, и в одном из них встретился с учеником молдавского старца Паисия отцом Феодором. Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда еще отца Леонида, высшему монашескому деланию — «умной молитве». Преподобный Лев обладал многими духовными дарованиями. Был у него и дар исцелений. Приводили к нему многих бесноватых. Победа над бесами была одержана преподобным Львом, конечно, только после победы над своими страстями. Никто не видел его возмущенным от страшного гнева и раздражения, не слышал от него слов возмущения и ропота. Спокойствие и христианская радость не оставляли его. Преподобный Лев все время творил Иисусову молитву, а на вопрос своего ученика, как он приобрел такие духовные дарования, отвечал: «Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит Свою милость».

Святитель Киприан

После Куликовской битвы, когда Господь даровал победу русскому воинству, когда на Куликовом поле объединилась вся Русь — мы снова видим результат действий и слов преподобного Сергия, молившегося во время боя. Князь принимает святителя Киприана, одного из мудрейших людей своего времени.

Сегодня мы мало знаем о святителе Киприане. А он был очень деятельным и образованным человеком. В его лице Святая Русь восприняла святого, очень близкого по духу и святителю Алексию, и преподобному Сергию Радонежскому. Святитель Киприан начал реформу богослужения на Руси, им были принесена на Русь афонская традиция умного делания. Киевская Псалтирь, миниатюры которой нас до сих пор вдохновляют и восхищают, была составлена протодиаконом митрополита Киприана. Святитель много трудился над переводами южно-славянских рукописей на привычный для Руси язык, приводил богослужения в достойный вид.

К прочтению Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября 2020 года

***

Ученик и сотаинник старца Льва — иеросхимонах Макарий (1788-7/20 сентября 1860), прибыл в Оптину пустынь вслед за преподобным Львом и поступил под его духовное руководство. Ранее он познакомился со старцем Львом в Площанской пустыни, где пребывал под руководством старца Афанасия, ближайшего ученика преподобного Паисия Величковского. Старец Афанасий обладал большим количеством переводов святоотеческих творений, сделанных преподобным Паисием, и приобщил к исследовательской и литературной деятельности преподобного Макария. Позднее, уже в Оптиной, преподобный Макарий возглавляет группу ученых и литераторов — монахов и мирских лиц, которые переводят, обрабатывают и перекладывают на литературный язык писания (в основном в переводах старца Паисия) величайших аскетов древности: Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника. Даровал Господь преподобному Макарию и дар духовного рассуждения. Его смиренное слово о духовной пользе ближнего подкреплялось истинным смирением и во внешности, в одежде, в каждом его движении. Лицо преподобного постоянно было светло, сияло духовной радостью и любовью к ближнему, в чем проявлялось видимое действие творимой им непрестанно Иисусовой молитвы.

Использованные материалы

  • Из слова патриарха Московского и всея Руси Алексия II в день прославления Собора старцев Оптинских, Свято-Введенский собор Оптиной пустыни, 26 июля 1996:
  • «Преподобный Макарий Оптинский,» страница православной энциклопедии Азбука веры

    :

  • Минея. Октябрь, изд. Московской Патриархии, с. 896 (тропарь, кондак):
  • Служба Оптинским старцам (Россия) // Блог священника Максима Плякина (ин тропарь, ин кондак, Оптина пустынь):

Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2014 г. — Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2013 // Напечатано по благословенію Высокопреосвященнѣйшаго ИЛАРИОНА Митрополита Восточно-Американскаго и Нью Іоркскаго. — С. 136; Календарь на официальном сайте Кафедрального собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в г. Мюнхене (Русская Православная Церковь Заграницей), .

«Диакон Максим Плякин, Агиологические и канонические последствия воссоединения с РПЦЗ», страница ЖЖ пользователя sobor_voronezh, .

***

Старчество, процветавшее в Оптиной, во многом обязано своим существованием схиархимандриту Моисею (1782-16/29 июня 1862). Заслуга преподобного Моисея состоит в том, что именно благодаря ему, его соработничеству со старцами Львом и Макарием, стало возможно не только внешнее благоустройство Оптиной Пустыни, но и самый ее духовный расцвет. Когда преподобный Моисей после основания им Оптинского скита сделался настоятелем всей обители, в скит прибыл отец Леонид (старец Лев), положивший начало старчеству в Оптиной. Благодаря тому, что преподобный Моисей прошел тот же духовный путь внутреннего делания, что и старец Лев, между обоими строгими подвижниками сложилось глубокое взаимное понимание, единодушие в полном смысле этого слова. Сам строгий постник и подвижник, преподобный Моисей был преисполнен самой нежной любовью к людям и снисходителен к их погрешностям. Всю жизнь преподобного можно выразить такими словами: он жил сокровенно в Боге среди непрестанных забот и попечений внешних. Старец Моисей успел благополучно скрыть себя от людей, почему многие, не знавшие Оптинского игумена близко, считали его, хотя и хорошим, но обыкновенным человеком: только духовные мужи ощущали благоухание добродетелей преподобного Моисея и считали его высоко-духовным старцем.

Молитва, раздвигающая границы

Мы живем сегодня в непростом обществе, каждый из нас является частью государства

Твое поведение как гражданина, как части общества чрезвычайно важно

Жизнь преподобного Сергия ярко свидетельствует об этих отношениях — о ценностях, которые выбирает человек.

Преподобный Сергий не думал о своем авторитете и значении для людей. Он ушел от мира. Можно сказать, вычеркнул себя из него. Он ушел в Радонежские леса, поселился в такой аскетической обстановке, что даже его родной брат не выдержал тягот, легших на плечи молодых отшельников, для которых существовал только Бог и молитва.

К прочтению Церковь чтит память Святых апостолов от 70-ти: Архиппа, Филимона и мученицы равноапостольной Апфии

Эта молитва раздвинула границы отшельничества и привлекла многих людей — и простых, и знатных.

Этот выбор и стойкость преподобного для нас очень важны.

Преподобный жил при двух святителях — святителе Алексии Московском и его преемнике святителе Киприане. Это был непростой период для Святой Руси — во-первых, собирание страны вокруг Москвы, во-вторых, борьба за власть — не только княжескую, но и духовную. Во всех этих моментах преподобный являет для нас образец стояния в верности Богу. Он был вне всех этих событий — и в то же время их активным участником.

Можно было бы быть просто внешним свидетелем этой борьбы, не участвовать в ней — а можно мудростью от Бога ситуацию выправить. Этим для нас образ преподобного Сергия и ярок.

***

Схиигумен Антоний (1795-7/20 августа 1865) в 1825 году, после назначения его брата по плоти — преподобного Моисея, настоятелем Оптиной Пустыни, был определен начальником Оптинского Иоанно-Предтеческого скита. А до этого он, так же со своим братом, подвизался в строгой жизни в Рославльских лесах, пока наконец они не сошлись с последователями духовной традиции молдавского старца Паисия — преподобным Львом и преподобным Макарием. Во время настоятельства преподобного Антония в Предтеченском скиту туда с разных сторон стали стекаться мудрые в монашеской жизни и крепкие в духовных подвигах отцы. Вскоре, впрочем, преподобный был назначен настоятелем другого монастыря, однако затем по болезни вернулся в Оптину уже навсегда. Сокровенным монашеским подвигом преподобного Антония было несение через всю жизнь креста тяжелого, продолжительного недуга. Многие, видя всегда светлое его лицо и слыша его оживленную беседу, не понимали, какой страдалец находится перед ними. Как великий любитель безмолвия преподобный Антоний желал уединенной жизни, проводимой в молитвенных трудах, чтении и богомыслии. Но его духовные дарования привлекали к нему множество посетителей, желающих принять благословение и духовное назидание. Были основательные причины утверждать, что преподобный Антоний имел великое дерзновение в молитве к Богу, и сподоблялся духовных видений и других благодатных посещений.

Есть ли сейчас старцы?

Старческое служение не могло возродиться быстро после многих лет атеизма

Поэтому слово «старец» употребляется сейчас с большой осторожностью. Тем не менее, сейчас в Церкви известны духовники, чьи дарования сопоставимы с дарованиями подвижников прошлого

К их числу, по мнению многих, принадлежит духовник братии Оптиной Пустыни о. Илий (Ноздрин). О.Илий также – духовник патриарха Кирилла.

Кто же они, оптинские старцы? Подвижники далекого прошлого? Тогда почему так действенно обращение к ним, как к живым? Возможно, потому, что для святых нет границ ни времени, ни пространства. Их старческое служение не закончено и продолжается. А возможно – по-прежнему передается. От учителя к ученику.

***

Оптина достигает своего расцвета при старце иеросхимонахе Амвросии (1812-10/23 октября 1891) ученике преподобного Льва и преподобного Макария. В 1835 году Александр Гренков (будущий старец Амвросий) опасно заболел и дал обет в случае выздоровления стать монахом. Господь внял его молитве. В 1836 году Александр закончил семинарию. Четыре года он откладывал исполнение обета, занимаясь преподаванием, пока известный затворник старец Иларион Троекуровуский не сказал ему: «Иди в Оптину! Ты в Оптиной нужен!». 8 октября 1839 года Александр Гренков прибыл в Оптину пустынь. Он стал келейником старца Льва. Затем он исполнял различные монастырские послушания в самой обители и в скиту; летом 1841 года он был пострижен в рясофор, в 1842 году — в мантию. В 1843 году его рукоположили во иеродиакона. А 7 декабря на пути в Калугу, на рукоположение во иеромонаха, отец Амвросий, уже к тому времени очень больной человек, простудился и тяжело захворал. Так началась беспрерывная цепь его недугов. Но столь слабый физически иеромонах Амвросий обладал иной силой — духовной и благодатной. С 36 лет он поставлен помощником оптинского старца Макария в деле монастырского духовничества и окормления мирян. С ним же он разделял труды по переводу и изданию святоотеческих текстов. После смерти старца Макария (1860 г.) отец Амвросий становится единственным духовником оптинской братии и паломников. К нему, облагодатствованному Богом великим даром утешения, устремляется со всех концов России многоскорбный наш народ: это и дворяне, и ученая интеллигенция, и простой люд, — представители всех сословий, объединяла которых вера в Бога, жажда духовного утешения и любовь к старцу Амвросию, в ответ на сострадание его неутомимого в любви к Богу и людям сердца. Обладал старец и таким удивительным даром как умение скрывать свою прозорливость и благодатную помощь под покровом шутки. Известны многочисленные случаи его духовной прозорливости, чудотворений и исцелений. К старцу приезжали Достоевский и Леонтьев, Толстой, Погодин, Юркевич и Страхов. Неподалеку от Оптиной, в Шамордино, трудами преподобного Амвросия была устроена женская Казанская обитель, расцветшая столь быстро, что уже к 90-м гг. XIX в. число монашествующих в ней достигло 500 человек. В Шамордино старец провел свои последние дни и отошел ко Господу.

Отец Амвросий

Его первый ученик, отец Амвросий, имел с ним много сходного в своем характере. Он был такой же мягкой любвеобильной души, полной снисхождения к слабостям человеческим. Недаром он глубоко любил своего авву. Пишущий эти строки помнит, как однажды кто-то неодобрительно при нем отозвался о наружности почившего старца. Отец Амвросий взял его портрет в руки и долго с любовию глядел на него, говоря: «Нет, он был очень хорош». И невыразимой нежностью светилось при этом лицо его. Если мы говорим, что он был снисходителен к немощам людским, то этим не хотим сказать, что он потворствовал им. Нет, все грязное, нечистое отталкивало его, и он очень строго относился к тем, которые без угрызения совести нарушали правила нравственности. «Мы не прогневлять Бога пришли в монастырь, а умилостивлять Его», – говорил он инокам, преступающим монастырские правила и не раскаивающимся в нарушении их. Но если в согрешившем он видел искреннее раскаяние, сердечную скорбь о грехах своих, то он преображался: лаской и прощением отзывался он на их покаянные слезы, и этим сердечным участием он тотчас снимал тяжесть греха с грешника. «Батюшка с тебя скорбь-то, как шубу, снимает», – выразился о нем один купец, его духовный сын.

Собор преподобных Оптинских старцев

Отличительным его свойством была христианская любовь. «Не та пристрастная языческая любовь, любящая только любящего его и делающая добро только тем, которые почему-нибудь полезны или приятны для нее, но та любовь, которая во всех людях видит прежде всего образ и подобие Божие – и любит его, и плачет об его искажениях, если замечает их. И не гордым словом упрека встречает слабости и немощи человеческие, но все их несет в себе. Та любовь, которая заставила одного святого в молитвах с дерзновением воззвать к Богу: «Господи, если я приобрел благодать пред Тобою, если я достиг Царства Небесного, то вели и братьям моим войти со мною, а без них и я не пойду туда». Этой же любви он учил и всех духовных чад своих: ее особенно старался насадить в их душах. В его письмах и праздничных приветствиях он постоянно указывает на любовь христианскую как на высшую добродетель, к достижению которой должен стремиться человек. Его преимущественно пред другими старцами можно назвать проповедником любви. «Господь наш Иисус Христос две исходные заповеди изрек ученикам своим: мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам (Ин. 14:24). И паки: заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 14:34). Не вотще повторяется мудрое слово старинных людей: «Где мир и любовь, там и Бог». А «где Бог, там всякое благо». «Слыша многократно повторяемые слова в пасхальной стихире – и ненавидящим нас простим вся воскресением, – постараемся не только прощать, но вместе и сами ни к кому не иметь ненависти. Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть». «Сестры о Господе, и матери, и чада духовные! Понудим себя иметь ко всем любовь и благорасположение и доброжелательство всем любящим и не любящим нас, благосклонным и неблаго¬склонным, благоприветливым и неблагоприветливым. Не вотще сказано в слове Божием: Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Ин. 4:16)».

Митрополит Трифон (Туркестанов)

***

Иеросхимонах Иларион (1805-18 сентября/1 октября 1873), в миру Родион, еще с детства чувствовал в себе стремление стать монахом. В 1829 году, будучи 24 лет от роду, Родион переехал с семейством своим в город Саратов, где провел девять лет жизни. В Саратове, под покровительством Преосвященного Иакова, Родион Никитич мужественно боролся с раскольниками различных толков за чистоту Православия. Постепенно, с духовной зрелостью, приходит и окончательная решимость оставить все и последовать Христу. После посещения многих монастырей, Родион успокаивается в Оптиной пустыни. 13 марта 1839 года он был уже принят в число скитской братии. Родион был избран преподобным Макарием ему в келейники и в этом послушании пробыл в течение двадцати лет, до дня блаженной кончины старца Макария в 1860 году. Взяв на себя «спасительный крест послушничества», возрастая во внутреннем делании, преподобный Иларион всемерно понуждал себя к несению и телесных трудов. Кроме послушаний, которые преподобный Иларион нес как келейник своего старца, он так же по нуждам скитской братии и хозяйства был огородником, садовником, варил квас, пек хлебы, занимался на пасеке уходом за пчелами. В последние дни своей жизни старец Макарий благословил преподобного Илариона продолжать старческую деятельность, вручив его духовному руководству многих из своих духовных детей, чем подчеркнул преуспеяние преподобного Илариона во внутреннем делании. Наряду с благодатным даром духовного рассуждения, старец Иларион имел дар и прозорливости, был мужем учительным, ведущим истинно подвижническую жизнь. Однако не только почитание и любовь выпадали на его долю, но иногда и хулу, и клевету приходилось терпеть преподобному. Но все это он переносил с великим смирением и снисхождением ко всем немощам людским.

Преподобный Сергий и ближние

Ученики преподобного Сергия — особый разговор.

Более сорока учеников, выросших у ног этого молитвенника, более сорока основанных ими обителей! Среди них такие жемчужины и форпосты духовной жизни как Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтов монастырь, Саввино-Сторожевский монастырь…

Все это — труды подвижника, предпочитавшего уединенную молитву.

В связи с образом преподобного Сергия я хочу обратить внимание еще и на данное им яркое свидетельство о заповедях Божьих. Несмотря на свое стремление к монашеской жизни, он до самого конца понес заповедь почитания и попечения о своих родителях

Сегодня многие приходят и жалуются: «Папа и мама мешают моей духовной жизни! Не отпускают меня ни в монастырь, ни по святым местам!» Я в ответ на это всегда привожу в пример преподобного Сергия, который был возле своих родителей, неся это послушание, исполняя заповедь Божью. Лишь проводив родителей в путь всея земли, счел возможным приступить к собственному духовному деланию, к монашескому подвигу.

Внимайте себе, братия!

Образ преподобного должен быть для нас ярким и поучительным. Мы должны не просто вспоминать об этом святом, а применять его образ жизни и мысли в своей жизни.

Хочется вспомнить слова из завещания преподобного, переданные его учеником, составившим его первое житие.

Самым главным преподобный Сергий считал внимательное отношение к себе: «Внимайте себе, братия! Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную».

Эти слова стали заветом для всех нас.

Подготовила Мария Сеньчукова

***

Иеросхимонах Иосиф (1837-9/22 мая 1911), будучи еще восьмилетним отроком, удостоился явления Божией Матери, что предопределило путь будущего подвижника. С этого момента он очень изменился, стал тих и задумчив, избегал детских игр. В юности преподобный отправился на богомолье в Киев и по пути зашел в Оптину пустынь к преподобному Амвросию. Старец, выслушав юношу, сказал: «Зачем тебе в Киев, оставайся здесь». Новоначальный послушник был назначен одним из келейников старца Амвросия. В его «хибарке» он прожил более полувека: тридцать лет вместе с преподобным и двадцать — уже без него. Старец Амвросий доверял отцу Иосифу во всем, называя его своей правой рукой, и никогда в течение тридцати лет не расставался с ним. В 1888 году во время тяжелой болезни, когда преподобного Иосифа в виду казавшейся неминуемой смерти постригли в схиму, Своего избранника вновь посетила Царица Небесная со словами: «Потерпи, любимче Мой, немного осталось». Вскоре преподобный Иосиф был назначен оптинским скитоначальником; пребывая в этой должности он, после кончины старца Амвросия, являлся признанным духовником оптинской братии и мирян. Сохранилось множество свидетельств о даре прозорливости и исцелений по молитвам старца Иосифа. В апреле 1911 года старец занемог, болезнь его постепенно усиливалась и 9 мая он тихо отошел ко Господу.

Святой против интриг

Когда святитель Алексий был уже немощен, именно в преподобном он видел своего преемника. Святой категорически не соглашался на это — это было немыслимо для его духовного устроения. После смерти святителя мы видим активную борьбу среди духовных лиц за Киевский, Московский и всея Руси митрополичий престол.

Здесь были интриги и князя Дмитрия Донского, которого мы тоже чтим как святого — во многом благодаря преподобному Сергию! Ставленник со стороны князя, один из его друзей, быстро стал архимандритом, а потом и кандидатом на митрополичий престол. В борьбу активно включился святитель Дионисий Суздальский. Все кандидаты устремились в Константинополь, в котором тоже в то время была нелегкая ситуация, и за ней кандидаты на епископские кафедры Руси следить не успевали — так поспешно сменялись императоры и патриархи…

В этой борьбе преподобный оставался самим собой — он и Бог. Когда святитель Киприан — законный, канонический — отправился на московский престол, князь Дмитрий Донской его не принял — унизил, ограбил, изгнал из пределов своего княжества. Как поступил преподобный? Он перестал общаться с князем. И видя силу его авторитета, глубину его советов, князь вынужден был исправиться, смириться, стать другим, отбросить свои человеческие амбиции и последовать наставлению старца.

Мы знаем из истории этот сюжет: князь Дмитрий Донской получает благословение преподобного перед Куликовской битвой. Но ведь это благословение — не просто молитвенное предстояние перед святым, а акт покаяния. Преподобный князя не принимал и не благословлял, требуя от него смирения своей гордыни, а в обмен на это — оправдания в глазах Божьих. Благословение накануне Куликовской битвы — это результат раскаяния князя.

***

Преподобный Анатолий «старший» (1824-1894). После окончания духовной семинарии Алексей (мирское имя преподобного Анатолия) тяжело заболел чахоткой и дал обет: если исцелит его Господь, то примет он монашеский постриг. Господь даровал ему жизнь, и вскоре, в июле 1853 года он пришел в Оптину Пустынь. Старец Макарий стал руководить духовной жизнью молодого послушника, а затем передал его в руководство преподобному Амвросию. С самых первых лет пребывания в обители жизнь будущего старца Анатолия была посвящена трудам на пользу ближних. Позже старец Амвросий увидев, что ученик созрел для того, чтобы наставлять других в духовном делании, стал постепенно вводить его в старческий труд, готовя себе ближайшего сотрудника и помощника. А с 1874 года, за послушание старцу Амвросию, принял преподобный Анатолий должность скитоначальника. Ему же поручил старец Амвросий и окормление новосозданной Шамординской женской обители. Преподобный Анатолий имел необыкновенно милостивый, сострадательный характер. Если он узнавал о чьем-нибудь горе, то так волновался, что у него начиналась ужасная головная боль, а потом начинало болеть и сердце… Двадцать один год был он для инокинь Шамордина преданным, бесконечно любящим отцом и наставником. Преподобный Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости и духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Несколькими словами, исполненными любви и духовного опыта, он умел утешить скорбящую душу, осторожно предупредить о грядущих испытаниях, подготовить к близкой смерти. Вскоре после кончины старца Амвросия преподобный Анатолий начал угасать. Кротко и смиренно переносил он предсмертную болезнь. 15 декабря 1893 года он тайно принял схиму.

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841)

Церковь чтит память преподобных Оптинских старцев

Иеросхимонах Лев (Наголкин)

Первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа.

Старчество преподобного Льва продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. Чудеса, совершаемые преподобным, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему, окружали его, и всем им как мог помогал преподобный. Иеромонах Леонид (будущий наместник Троице-Сергиевой лавры) писал, что простой люд говорил ему о старце: «Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые».

К прочтению Церковь чтит память святых мучеников 14 000 убиенных Вифлеемских младенцев

Преподобный Лев часто говорил людям о пользе уступчивости: «Где смирение, там неподалеку и спасение».

***

Схиархимандрит Исаакий (1810 — 22 августа/4 сентября 1894) приходит в Оптину в зрелом возрасте (36 лет) и становится послушником уже известного к тому времени оптинского старца преподобного Макария. Преподобный Исаакий отличался удивительной скромностью, искренним и открытым отношением к братии, одновременно оставаясь строгим и требовательным к себе, во всем полагаясь на духовные наставления старца. В 1860 году преподобный старец Макарий, предчувствуя близкий конец, завещает отцу Исаакию перейти под руководство старца Амвросия. А еще через два года, в 1862 году, после смерти настоятеля Оптиной пустыни старца Моисея, преподобный Исаакий становится его преемником. В течение тридцати с лишним лет ведет он монастырь, продолжая начатое еще преподобным Моисеем строительство, по тем временам немалое. Уже будучи игуменом, а позже, в 1885 году — архимандритом, преподобный не совершал без благословения старца никаких монастырских дел и учил этому братию. «Отцы и братия! Нужно ходить к старцу для очищения совести», — часто повторял он. Так благоговейно, почти до умаления себя, стоял он со всеми в очереди к своему духовнику, преподобному старцу Амвросию, и беседовал с ним, стоя на коленях, как простой послушник. После кончины преподобного Амвросия на настоятеля преподобного Исаакия последовали тайные доносы о неспособности его, по преклонным годам и болезни, управлять обителью. И хотя братия единодушно встала на защиту своего настоятеля, силы его уже угасали. Умирал он тихо, окруженный плачущими чадами своими, которым дал последнее наставление: «Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных…».

Собор оптинских старцев — древо

Празднуется 11 октября

В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославление преподобного Амвросия Оптинского.

26-27 июля 1996 года еще тринадцать оптинских старцев были причислены к лику местно-чтимых святых Оптиной пустыни. Общее соборное празднование им было установлено 11 октября.

10 июля 1998 года были обретены мощи преподобного Амвросия вместе с мощами ещё шести оптинских старцев.

В 2000 году преподобные оптинские старцы были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

В Собор входят:

  • Прп. Лев, иеросхимонах (+ 1841, память 11 октября)
  • Прп. Макарий, иеросхимонах (+ 1860, память 7 сентября)
  • Прп. Моисей, схиархимандрит (+ 1862, память 16 июня)
  • Прп. Антоний, схиигумен (+ 1865, память 7 августа)
  • Прп.Иларион, иеромонах (+ 1873, память 18 сентября)
  • Прп. Амвросий, иеросхимонах (+ 1891, память 27 июня, 10 октября)
  • Прп. Анатолий Старший, иеросхимонах (+ 1894, память 25 января)
  • Прп. Исаакий Старший, схиархимандрит (+ 1894, память 22 августа)
  • Прп.Иосиф, иеросхимонах (+ 1911, память 9 мая)
  • Прп. Варсонофий, схиархимандрит (+ 1913, память 1 апреля)
  • Прп. Анатолий Младший, иеросхимонах (+ 1922, память 30 июля)
  • Прп. Нектарий, иеромонах (+ 1928, память 29 апреля)
  • Прп.Никон, иеромонах, исповедник (+ 1931, память 25 июня)
  • Прмч. Исаакий Младший, архимандрит (+ 1938, память 26 декабря)

Молитвословия

Тропарь, глас 6

Православные веры светильницы, /монашества непоколебимии столпи,/ земли Российския утешителе, /преподобнии старцы Оптинскии,/ любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии,/ молитеся ко Господу,/ да утвердит земное отечество ваше в православии и благочестии/ и спасет души наша.

Кондак, глас 4

Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещении отцы, тайная сердца человеческого ведущее, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощеннныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждующим и немощным спострадаша и исцеления дароваша. ныне же, во славе Божией пребывающее, молятся непрестанно о душах наших.

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/6305.html

***

Путь в монастырь для Павла Ивановича Плиханкова, схиархимандрита Варсонофия (1845-1/14 апреля 1913), был долог и нелегок: в миру прошло 46 лет — большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера. Прямая возможность к стяжанию всех мирских благ. И… отказ от всего. Мысль о монашестве поначалу страшила, уход в монастырь казался делом невозможным. Но постепенно созревала решимость оставить мир. Оставалось лишь сделать выбор: в какой обители положить начало иноческому подвигу? В период этих раздумий попался в руки Павлу Ивановичу один духовный журнал, а в нем — статья об Оптиной Пустыни и преподобном старце Амвросии. Побывав у старца и услышав слова: «Через два года приезжайте, я вас приму», Павел Иванович, подав в отставку, прибыл в Оптину, но уже не застал преподобного Амвросия в живых. 10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу. В 1907 году, после возвращения с русско-японской войны, где он выполнял послушание священника и духовника, преподобный Варсонофий возводится в сан игумена и назначается скитоначальником. Как в спасительную гавань, стремился народ одобно благословенный Оптинский скит к преподобному Варсонофию за исцелением не только телес, но и истерзанных, истомленных грехом душ. Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное, а это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, исцелять душевные и телесные болезни, изгонять бесов. В 1912 году преподобного Варсонофия назначают настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Находясь фактически в положении изгнанника из любимой Оптиной, старец Варсонофий мужественно перенес тяжелую предсмертную болезнь и предал свою чистую душу Господу.

Оптина и интеллигенция

В XIX – начале XX в. в монастырь часто ехали представители образованного сословия. Здесь бывали братья Киреевские, философ Константин Леонтьев (впоследствии монах Климент), Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, П.И.Чайковский, браться Аксаковы, А.С. Хомяков, историк С.М.Соловьев, великий князь Константин Романов (известен как поэт под псевдонимом «К.Р.») и многие другие.

Монастырь тогда играл для интеллигенции миссионерскую роль. С XVIII в. оторванные от родных корней, получившие европейское образование представители интеллектуальной элиты пребывали в духовном вакууме. Духовные поиски привели к распространению оккультных практик, увлечению масонством. Пример живой святости, явленный оптинскими старцами, часто переворачивал весь мир российского интеллектуала.

Так случилось с Н.В.Гоголем, К.Н.Леонтьевым, Ф.М.Достоевским. Но немало было и тех, для кого встреча со старцем ничего не меняла. О Л.Н.Толстом, приезжавшем к прп. Амвросию, старец с сокрушением говорил: «Какой гордый человек!»

***

Иеросхимонах Анатолий «младший» (1855-30 июля/12 августа 1922), приняв монашеский постриг в Оптиной в 1895 году, постепенно входил в старческий труд и после кончины старцев преподобного Иосифа и преподобного Варсонофия вместе с преподобным Нектарием стал продолжателем старческого духовного делания. Старцы не отвергают никого, но так уж сложилось, что к преподобному Нектарию стремились монашествующие и интеллигенция, а к преподобному Анатолию шел простой люд со своими попечениями и жалобами, скорбями и болезнями. «Всегда смиренный и никогда не унывающий» — в народе его ласково называли «утешителем», а еще — «вторым Серафимом». После закрытия Оптиной Пустыни пришли с обыском и к преподобному Анатолию, вытащили из келии то немногое, что он не успел еще раздать чадам. Наконец больного старца решили арестовать. Приехавшая комиссия ГПУ спросила келейника старца отца Варнаву: «Старец готов?» — «Да, готов», — ответил отец Варнава. И впустил их в келлию. Там, на столе, в гробу лежал «приготовившийся» почивший старец. Господь принял Своего раба, оказавшегося действительно готовым к тому, чтобы предстать перед Богом.

Монастырь Введенская Богородичная Оптина Пустынь: история, где находится

Время основания Оптиной Пустыни точно не известно, современные ученые говорят о XIII, XIV, или даже XVI веке. Разнятся и версии названия. По одной из них, оно происходит от имени одного из первых насельников, бывшего разбойника Опты, совершавшего здесь подвиг покаяния.

Оптина пустынь

Более распространенная и основательная версия – «оптиными» на Руси называли монастыри смешанного состава, где проживали как иноки, так и инокини. Такие обители часто стихийно возникали там, где поселялись подвижники. «Оптин» монастырь мог появиться также вследствие разорения, когда насельники обители переселялись в другую. При этом могла образоваться смешанная община. Подобное часто случалось на Руси, например, времен монгольского ига.

Интересный факт

Запрет на «оптины» монастыри стал действовать только с конца XV в.

Сведения об истории обители XVI-XVII вв. минимальны, с XVIII в. она и вовсе запустела. Расцвет и известность наступают с XIX в. с возникновением здесь старческого служения.

Сейчас Оптина Пустынь – ставропигиальный мужской монастырь в 4 км от г. Козельска.

Сердце обители – собор Введения во храм Пресвятой Богородицы, восстановленный после разрушения советских лет. Всего сейчас 8 храмов, 4 из которых всегда открыты для паломников. Кроме Введенского — Казанский, Владимирский и Преображенский.

Другие церкви расположены на территории скита, паломнических гостиниц, на монастырском кладбище. Часть из них закрыты для посещения мирянами, в других службы проводятся не каждый день. Особым почитанием пользуется часовня на могилах иеромонаха Василия и иноков Ферапонта и Трофима, убитых на Пасху 1993 г.

18

Апрель 1993 года

В пасхальную ночь были убиты трое насельников Оптиной пустыни: иеромонаха Василия (Рослякова) и иноков Ферапонта (Пушкарёва) и Трофима (Татарникова).

Существует и скит Св. Иоанна Предтечи, где с XIX в. положено начало старчеству. Сейчас он закрыт для паломников, но миряне могут посетить келью прп. Амвросия. Четырежды за год совершается также литургия, так называемая «открытая», с участием паломников. Происходит это в дни памяти св. Иоанна Предтечи и в Светлый Понедельник. Количество братии в скиту – около 10 человек.

Адрес обители: Калужская область, деревня Оптина Пустынь, рядом с г. Козельском.

***

Иеросхимонах Нектарий (1853-29 апреля/12 мая 1928) был последним соборно избранным оптинским старцем. Николай, так звали преподобного в миру, пришел в Оптину Пустынь в 1873 году, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Принял Николая преподобный старец Амвросий. О чем была их беседа, преподобный Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном преподобного Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к преподобному старцу Амвросию. У преподобного Нектария, исполнявшего пономарское послушание, была келия, выходившая дверью в церковь, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только ходил к старцу или духовнику и обратно. Сам он любил повторять, что для монаха есть только два выхода из келии — в храм да в могилу. В 1912 году оптинская братия избрала его в старцы. Но преподобный Нектарий отказывался, говоря: «Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу». И только по послушанию он согласился принять на себя старчество. После закрытия монастыря в 1923 году преподобного Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы старец жил в селе Холмищи. Необыкновенным было смирение преподобного старца: исцеляя больных, обладая даром прозорливости, чудотворения и рассуждения, он эти высокие духовные дарования скрывал под внешним юродством. Скончался преподобный Нектарий в глубокой старости в 1928 году и был похоронен на местном кладбище. После возрождения Оптиной Пустыни состоялось обретение мощей преподобного Нектария и перенесение их в родную Оптину.

Отец Леонид

Отец Леонид, судя по его жизнеописанию и по рассказам о нем современников, является пред нами прежде всего человеком непоколебимой веры в свое высокое призвание, отсюда уже вытекают и прочие свойства его характера: необычайная смелость, твердость и энергия в отстаивании дорогого для него старчества. «Хоть в Сибирь меня пошлите, хоть костер разведите, хоть на огонь поставьте, я буду все тот же Леонид», – так отвечал он настоятелю, когда тот указывал ему на угрозу епархиального архиерея сослать его за прием посетителей под начал. Так же смело ответил и самому епископу, когда тот посетил Оптину пустынь. Владыка шел в церковь по монастырскому двору, полному народа; вдруг вышел из келии своей и отец Леонид, чтобы идти в ту же церковь. Мгновенно толпа отхлынула от архиерея и бросилась к старцу, окружила его, теснясь и требуя благословения. Отец Леонид старался, со своей стороны, протесниться к владыке, чтобы поклониться ему. Когда он приблизился, архиерей сказал ему укорительно: «А ты все еще с народом возишься?» «Пою Богу моему, дондеже есмь!» – отвечал твердо и спокойно отец Леонид.

Оптинский старец Леонид

Страх людского суда для него не существовал: он наполнен был лишь страха Божия суда. Оттого его слова отличались замечательной смелостью, простотой и иногда даже резкостью. Он не заботился об изысканности или красоте выражения, о смягчении своих слов, он всем говорил правду не обинуясь, всем говорил «ты», и тогда, когда видел ближнего, старался вырвать у него самолюбие. Часто в способе действий и выражений он прибегал к полуюродству, желая прикрыть этим свою духовную мудрость и прозорливость. Иногда его резкостью сначала некоторые обижались, но, узнав ближе его любвеобильную душу, делались потом его преданнейшими учениками. Такой характер мог образоваться только благодаря скорбям и лишениям, которые его закалили. Оттого почти во всех письмах, им написанных (они подписаны и отцом Макарием), основная мысль та, что скорби необходимы для очищения души человеческой. «Вы описываете, – пишет он, – случившиеся скорби. О необходимости для нас скорбей нечего и писать Вам, ибо Вы сами знаете сию истину, как Господь наш Иисус Христос Сам пострадал, нам оставив образ, да и мы последуем стопам Его (1 Пет. 2:21), и ученикам Своим, яко некое наследие, оставил скорби: в мире скорбни будете (Ин. 16:33). В нахождении скорбей надобно наблюдать, чтобы всякий случай скорбный относить к посланным от Промысла Божия; оскорбляющих нас считать орудиями Божиими, коими Бог действует в деле нашего спасения, почитать их своими благодетелями. Когда же обратите вину на оскорбляющих и будете на них роптать, то скорби более умножаются и отягощаются до малодушия, которое есть матерь мучения, а напротив, терпение есть матерь утешения».

Митрополит Трифон (Туркестанов) С картины Павла Корина

Вследствие своего закаленного искушениями характера он все принимал равнодушно. «Всеобщий и всезлобный враг диавол, – писал он одному духовному сыну своему, – хотя и многие творит подсады нам, но ничтоже успеет, если мы будем уповать на Бога, помня сие учение: блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5:11, 12), и хоть есть нечто смущенное в нас, но Господь Всемогущий поколь сохраняет мое ничтожество, и впредь уповаю и вручаюсь Промыслу Его».

«Вы печетесь о моей худости, что я будто нахожусь в оскорблении, – писал он другому лицу, – попечение сие доказывает чувства Вашей ко мне любви, и я за оные чувствительно Вас благодарю. Но что касается до меня, то благодарение всевышнему и всеблагому обо мне Промыслу! Не вижу таковых скорбей, которые были бы невыносимы. Аще же какие и случаются, то получаю и помощь Божию, во еже понести оные. Невозможно же, чтобы совершенно избавиться от них… Какие Господу угодно послать нам скорби, принимать должны все с благодарением».

Таков был мужественный борец за старчество отец Леонид.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: