В Оптиной пустыни новый наместник. Рассказываем, что о нем известно
Решение о смене наместника в одном из самых известных православных монастырей мира было принято 29 декабря в Москве на заседании Священного Синода. Возглавил заседание Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Судя по синодальным журналам, перед тем как принять решение о смене наместника, Синод сначала заслушал “суждения” о положении дел в Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь. На бумаге это выглядит вот так:
“ЖУРНАЛ № 105
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о положении дел в Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Преосвященного епископа Можайского Леонида освободить от должности наместника Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь.
2. Наместником Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь и викарием Патриарха Московского и всея Руси быть Преосвященному епископу Тарусскому Иосифу с титулом «Можайский».
3. Преосвященному Леониду быть викарием Калужской епархии с титулом «Тарусский»”.
Напомним, епископ Леонид был назначен наместником Оптиной в июле 2018 года, до этого он управлял Уржумской епархией.
В колыбели старчества отец Леонид был своим человеком, именно здесь в 2003 он был пострижен в монашество наместником Оптиной пустыни архимандритом Венедиктом (Пеньковым).
Братии и прихожанам монастыря отец Леонид запомнился как человек, который много внимания уделял сохранению истории обители.
«Были какие-то материалы, которые я нашел, которые не были известны, так скажу. Уже потом наместник, покойный отец Венедикт, поставил меня на послушание, не связанное с издательской деятельностью. Я оказался на подсобном хозяйстве, потому что у меня было необходимое образование – там я провел, наверное, около десяти лет. Прошел практически все послушания: конюшня, птичник, в садах, даже механизатором был какую-то зиму. Был благочинным и заведующим подсобным хозяйством некоторое время», – рассказывал отец Леонид вскоре после назначения на должность наместника.
Встав у руля знаменитой обители епископ Леонид продолжил заниматься историей и просвещением. До пандемии популярностью пользовались лектории, которые проводились в монастыре с подачи как раз наместника.
В то же время отец Леонид прославился тем, что закрыл от посетителей скит монастыря – тот самый, который навсегда вошел в историю и русской Церкви и русской культуры.
Его роль как наместника еще предстоит оценить современникам, но а пока в истории Оптиной открывается новая страниц.
Нынешний наместник Оптиной пустыни тоже не чужой человек в монастыре и в Козельске. Будучи викарием митрополита Калужского и Боровского Климента епископ Иосиф часто бывал в Козельском районе, он в добрых отношениях с братией окрестных монастырей и лично с епископом Козельским и Людиновским Никитой.
Местные священнослужители называют епископа Иосифа примером кротости и добродетели.
Что еще известно о новом наместнике Оптиной?
Ему 44 года, два высших образования – Калужская семинария и Московская духовная академия. Есть еще два курса политехнического техникума на Алтае, где и родился Олег Королев (мирское имя епископа). Светскую специальность Олег так и не получил, в 1994 году поступил послушником в Пафнутьев Боровский монастырь. Интересно, что в иночество он был пострижен с именем Иосиф в честь преподобного Иосифа Волоцкого, это случилось в 2002 году, а вот в мантию инока постригали уже в честь преподобного Иосифа Оптинского.
Нынешний наместник будучи в Боровске, а затем в Тарусе много занимался просвещением, культурой, социальным служением и даже СМИ.
Поделись с друзьями:
Русская Православная Церковь
Паломническое послушание — неотъемлемая часть монастырской жизни большинства известных обителей Русской Православной Церкви. Не является исключением и Оптина пустынь. Как в прошлые столетия, так и теперь, духовная жизнь для многих людей начинается именно с поездки в монастырь. Думается, что и сегодня среди тех, кто приезжает в монастыри в качестве паломников, есть и будущие монахи. Что включает в себя паломническое послушание в Оптиной? О чем рассказывают монахи-экскурсоводы приезжающим в монастырь гостям? Есть ли старцы в современных обителях и у кого можно получить духовный совет? На эти и другие вопросы порталу «Монастырский вестник» ответил ответственный за паломническую службу игумен Лаврентий (Балаев).
— Отец Лаврентий, до начала пандемии коронавирусной инфекции много ли бывало в монастыре паломников и насколько их число сократилось сейчас?
— Мы постоянно ощущаем повышенный интерес к своему монастырю. Сравнивая показатели летних месяцев 2022 и 2022 годов, я могу сказать, что число паломников не только не сократилось, но мы даже наблюдали его небольшой прирост. Правда, стало меньше экскурсионных групп. Паломники сейчас приезжают в нашу обитель в основном частным образом. Но работы у экскурсионной службы не уменьшилось, чему мы очень рады. Люди, которые приезжают в монастырь первый раз, хотят узнать побольше об Оптиной пустыни, ее старцах, святынях, истории, заказывают экскурсии, и наша задача — помочь им в этом.
— Из каких краев теперь приезжают паломники в Оптину пустынь?
— Раньше люди приезжали из самых разных уголков земного шара. Сейчас, в основном из Москвы и Московской области, поскольку не во всех регионах нашей страны спокойная эпидемиологическая обстановка. До пандемии приезжали группы со всей России, из Сербии, Германии, Франции и даже Австралии, ну, и конечно, из Белоруссии и с Украины. Причем с Украины паломники приезжали даже в самые трудные времена. Украинцы — вообще народ благочестивый. Они очень трепетно относятся к богослужениям, посещению храмов и молитве… А еще недавно к нам приезжали студенты из Индонезии. От них я узнал, например, что в нашем экзархате там действуют около 60 православных церквей.
— Достаточно ли гостиниц и трапезных в монастыре, чтобы принимать большой поток паломников?
— Положа руку на сердце, не могу сказать, что в самом монастыре ресурсов достаточно. С размещением и питанием нам помогают близлежащие гостиницы. В нашей обители, конечно, есть места для проживания и трапезные, но, чтобы принять весь поток паломников, жилья и мест общественного питания должно быть гораздо больше. Однако монастырь не ставит перед собой цель удовлетворять любые потребности приезжающих к нам людей. Главное, что Оптина открыта для общения. Паломники в большом количестве приходят на исповедь. У многих знакомство с монастырем происходит после беседы с батюшками, которые тоже являются носителями оптинского духа. Самое важное, что люди посещают богослужения, где уже Сам Господь беседует со всеми нами.
Для общения с паломниками нужны любовь и желание разговаривать с людьми на духовные темы
— Нашу жизнь можно условно разделить на периоды «до пандемии» и «после». Скажите, а до пандемии не жаловались ли братия на дискомфорт, который причиняют паломники насельникам монастыря, отвлекая монахов от молитвенного делания?
— В Оптиной пустыни наша жизнь организована таким образом, чтобы паломники не мешали братии. Братская территория отделена от тех мест, которые доступны мирянам. Братия, которые несут послушания, связанные с приемом гостей, обычно дежурят в храме или трудятся за свечным ящиком. На богослужении насельники монастыря тоже молятся в «своем пространстве», отдельно от мирян. Болезненного напряжения или ропота за собой или братией по этому поводу я не замечал. Более того, монахи с интересом воспринимают работу в экскурсионной службе. Они сами хотят лучше узнавать историю монастыря и знакомить с нею других людей. Тех, кто не хочет этим заниматься, Священноначалие и не принуждает к такому послушанию. С кислым выражением лица можно заниматься, наверное, почти всем, кроме общения с людьми. Для проведения экскурсий нужны любовь и желание разговаривать с народом на духовные темы. Ведь это не только работа со словом, но и с душами. В глазах людей экскурсовод видит отношение паломников к тому, о чем он говорит, и к тому, как он сам живет. Некоторые наши экскурсоводы даже замечали, что усталость после общения с паломниками кажется незначительной по сравнению с той радостью, которая наполняет душу.
— Для многих людей духовная жизнь началась с паломничества в Оптину пустынь. В связи с этим хочется спросить, каким образом Вы подбираете экскурсоводов?
— Здесь опять же, отправной точкой служит любовь к Богу и людям. Меня впервые попросили провести экскурсию, когда я был послушником в монастырской трапезной. И уже тогда я понял, что самый главный секрет — это благословение наместника. Все наши экскурсоводы в этом абсолютно уверены, потому что в святом послушании помогает Сам Господь. Я всегда говорю тому, кто проводит экскурсию, что если вдруг ему будет уж слишком трудно разговориться, то наши паломники обязательно придут на помощь — зададут интересный вопрос, сами подскажут какую-то тему… Ведь нет никакой нужды в том, чтобы донести до слушателя сухую информацию, исторические сведения и даты. Паломники должны увидеть в глазах насельника монастыря веру и жизнь по вере. Только тогда они могут захотеть жить духовной жизнью, когда увидят достойный пример для подражания. Из этого принципа мы и исходим. А у нас практически все братья стремятся к чистоте жизни, и не заметить этого стремления невозможно.
— Какие вопросы чаще всего задают Вам паломники во время экскурсий?
— Сейчас спектр вопросов сильно изменился. Возможно, это связано с тем, что я и сам поменялся. Я — священник, с крестом, в рясе, и наиболее часто задаваемые вопросы так или иначе связаны с тем, как человеку построить свою духовную жизнь. Другими словами, как сделать, чтобы Господь Бог вошел в жизнь человека? Обычно после подобных вопросов наш разговор превращается в беседу духовно-нравственного содержания. Я всегда стараюсь подкреплять свои ответы примерами из жизни Оптинских старцев.
В одной из книжек, изданной в 1990-е годы, я прочитал такую притчу. Язычник принял на работу верующего человека с условием, что тот ни слова не будет говорить ему о религии. Через год сам работодатель пришел со слезами на глазах к этому сотруднику, умоляя помочь ему стать христианином. На этом примере можно убедиться в том, что задача православных людей — собственной жизнью свидетельствовать всему миру о том, что с нами Бог, чтобы люди захотели жить, как мы. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам писал: Всем бых вся, да всяко некия спасу (1 Кор. 9: 22).
И еще наши экскурсоводы знают, что в беседах с паломниками очень важен индивидуальный подход, поскольку у разных людей разные потребности. На исповеди часто люди удивляются, когда я задаю вопрос, кто человек по специальности. Но ведь совершенно разные акценты приходится расставлять, в зависимости от того, кто к тебе пришел: инженер, космонавт, военный или домохозяйка. Работа — это отражение жизни человека.
— Как братия монастыря реагирует, когда в монастырь приходят паломники вызывающего вида — в открытой одежде, с татуировками на теле или излишне экстравагантными прическами?
— В таких ситуациях, конечно же, надо проявлять терпение, снисхождение и любовь. Невозможно без любви воспитать человека. По моему мнению, если люди пришли в монастырь, это означает, что у них есть желание услышать истину. Если они зайдут в монастырь в неподходящей одежде и им никто ничего не скажет, то они могут это неправильно истолковать. На моей памяти было немало случаев, когда человек приходил на исповедь в неподобающем виде, но после разговора со священником осознавал, что это неправильно. Но, опять же, замечания надо делать терпеливо и в мягкой форме.
Что касается открытой одежды, то раньше на вахте у нас стояли монахи, и не было необходимости предлагать паломникам какую-то дополнительную одежду — люди сами понимали, в каком виде следует приходить в монастырь. Сейчас на святых вратах человеку в открытой одежде выдают специальные накидочки, которые мы стараемся содержать в надлежащем состоянии.
— О чем экскурсоводы рассказывают гостям Оптиной?
— В первую очередь, мы стараемся познакомить экскурсантов с историей монастыря: рассказываем о зарождении и развитии Оптиной. Ведь сначала это был заштатный монастырек, но после своего визита в Оптину, митрополит Платон (Левшин) (†11 (23) ноября 1812) пригласил сюда монахов, и именно с этого момента начинается расцвет обители. Наибольший подъем монастырь пережил в периоды настоятельства игумена Авраамия († 14 (27) января 1817) и преподобного Моисея Оптинского († 16 (29) июня 1862).
Центральная часть рассказа — это жизнеописание преподобных Оптинских старцев и их поучения. Чтобы люди почувствовали дух каждого из них, мы зачитываем выдержки из писем прпп. Амвросия, Макария, Льва Оптинских, посвященные разным проблемам. Далее мы рассказываем о периоде закрытия Оптиной пустыни после Октябрьской революции 1917 года. Мы внимательно изучали вопрос, связанный с дальнейшей жизнью насельников монастыря, подробно интересовались, где и как они закончили свои дни. Затем переходим к теме возрождения обители и современной жизни монастыря. Практически всегда наш рассказ перемежается вопросами духовно-нравственного характера. Почти не бывает экскурсий, содержащих лишь сухую информацию. Паломники обязательно задают вопросы, которые превращают познавательный рассказ монаха-экскурсовода в духовную беседу.
Духовная жизнь человека часто начинается с паломничества в монастырь
— Надо ли, на Ваш взгляд, как-то готовиться к паломнической поездке в монастырь? Что бы Вы посоветовали почитать или сделать человеку, который собирается посетить Оптину, в качестве подготовки к паломничеству?
— На этот вопрос, когда его задают в письме, которое приходит на наш e-mail ([email protected]), я отвечаю так: главное — не забудьте заручиться благословением Вашего духовника. Просить благословения на любое дело — очень важно. Ведь Вы получаете Божие благословение, которое будет Вас сопровождать, оберегать и укреплять. Посещение святых мест требует особенной молитвенной подготовки. Собираясь в паломничество в Оптину пустынь, желательно почитать жития Оптинских старцев, помолиться им. Остальное уже Господь устроит. Конечно же, надо понимать, что в поездке могут возникать трудности. В прошлом веке людям приходилось предпринимать большие усилия для совершения паломничества. В наши дни условия любого путешествия стали гораздо более комфортными, но Господь обязательно подает человеку испытания. Будь то трудности в общении или в отношениях. Люди часто рассказывают, что в паломничестве, несмотря на то что, все шло хорошо, неожиданно возникали какие-то проблемы. Надо понимать, что испытание веры — неотъемлемая часть посещения святыни. Христианин понимает подлинную причину этих трудностей.
— Из Москвы приехать в Оптину пустынь можно с паломническим автобусом, который отправляется каждую субботу от монастырского подворья. Поездки также организуют многие паломнические службы. Но есть люди, которым больше нравится путешествовать самостоятельно. Какой способ Вы назвали бы наиболее правильным для оптинского паломника?
— Мы принимаем всех, кто приезжает, вне зависимости от того, каким способом люди к нам добираются. Одинаково радушно и добросовестно мы проводим как групповые, так и индивидуальные экскурсии. Наиболее простой способ попасть в обитель — приехать с группой от своего храма. Вообще в духовной жизни, помимо молитвенного делания, очень важно вымолить у Бога храм или монастырь, приход которого стал бы для верующего человека своим. Быть постоянным прихожанином какого-то конкретного храма очень важно для христианина. Ведь в паломничество не получится ездить каждую неделю, а на приходе батюшка обязательно даст человеку какое-нибудь поручение. Например, привлечет к совместной подготовке праздников, уборке храма, поездкам. Человек начинает участвовать в делах прихода, и постепенно становится полноценным членом Церкви. Лично мне в свое время это очень нравилось — ведь это и есть духовное развитие.
На Оптинском сайте в разделе «Паломничество» подробно описаны все возможные способы паломнических поездок: на общественном транспорте — с какого вокзала, по какому расписанию ходит автобус или поезд, по какой трассе надо ехать на личном транспорте. Указаны номера телефонов гостиниц для предварительного бронирования номеров, телефон паломнической службы для заказа экскурсий. Мы рады всем.
— Есть ли в числе братии те, кто начал свой монашеский путь с паломничества в Оптину пустынь?
— Не могу сказать, что таких монахов много, но они есть. Многие из оптинской братии познакомились с духовной жизнью, посетив тот или иной монастырь. Именно так порой и зарождается желание быть церковным человеком. Люди начинают читать святых отцов, чаще приезжать в обитель. Затем периоды пребывания в монастыре увеличиваются. Так что польза от паломничества, безусловно, есть. Это одно из обязательных направлений деятельности Церкви, которое надо развивать.
Я всегда стараюсь советовать людям посещать святые места, даже в случае, если они едут в отпуск на курорт. Помню, как-то я попросил одного человека, который ехал в Грецию, привезти мне что-нибудь на память из кафедрального собора Димитрия Солунского в Салониках, поскольку этот человек, как я думал, должен был находиться где-то неподалеку. Когда же он вернулся, рассказал, что его путь туда от места, где он отдыхал, составил более 300 километров. Но, пообещав привезти мне сувенир, мой знакомый считал важным выполнить обещание. Для паломничества он выбрал пасмурный день, в дороге очень устал, но был весьма впечатлен и о поездке не пожалел.
Так что, если человек, находясь на отдыхе, посетит святое место, это добавит ему приятных воспоминаний о проведенном времени.
Мы придаем очень большое значение паломническому движению. Ведь порой человек заходит в храм только для того, чтобы поставить свечку или написать записки. Но если мы предложим ему наш буклетик о паломничестве в Оптину, то есть надежда, что в следующий раз его знакомство с монастырем, а значит, и с Церковью, будет более глубоким. Еще раз повторю: если человек к нам приехал — это означает, что он уже проявил интерес к церковной жизни, и не ответить ему было бы неправильно.
Беседовала Екатерина Орлова
Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru
О́ПТИНА ПУ́СТЫНЬ
О́ПТИНА ПУ́СТЫНЬ, православный ставропигиальный (с 1987) мужской в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь, расположенный примерно в 3 км от г. Козельск (Калужская обл.), вблизи р. Жиздра.
Оптина пустынь. Общий вид. Фото А. И. Нагаева
Название, по преданию, восходит к легендарному раскаявшемуся разбойнику Опте, якобы основавшему О. п. Более вероятна связь названия с периодом совместного («оптом») проживания в обители монахов и монахинь. Возможно, основание О. п. относится к 15 в. Впервые она упоминается в писцовых книгах Козельского у. за 1629–31 (в тексте имеется указание на существование О. п. в кон. 16 в.). В Смутное время О. п., вероятнее всего, была разорена, но вскоре восстановлена. Вкладчиками монастыря были царевна Софья Алексеевна, царь Иван V Алексеевич, его жена – царица Прасковья Фёдоровна, царь (с 1721 имп.) Пётр I и др. В 1724 О. п. упразднена и приписана к белёвскому Спасо-Преображенскому мон., но уже в 1726 по прошению благотворителей восстановлена. В 1764 определена заштатным монастырём, братство состояло из нескольких монахов. Постепенное возрождение О. п. началось с кон. 18 в., чему способствовала деятельность митр. Московского Платона (Левшина). В 1821 под покровительством еп. Калужского (впоследствии митр. Киевского) Филарета (Амфитеатрова) близ О. п. для уединённой монашеской жизни основан Иоанно-Предтеченский скит, в котором стали подвизаться приглашённые в обитель еп. Филаретом подвижники братья Моисей (Путилов) и Антоний (Путилов) и ещё неск. монахов. В 1824 в О. п. принят строгий общежительный устав на основе устава Коневского Рождество-Богородичного монастыря.
Икона «Собор преподобных старцев оптинских». Конец 20 в. Мастерская Оптиной пустыни. Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери Оптиной пустыни.
В период настоятельства схиархимандритов Моисея (Путилова) (1826–62, фактически с 1825) и Исаакия (Антимонова) (1862–94) О. п. приобрела широкую известность благодаря старчеству. Традиция оптинского старчества восходит к ученикам прп. Паисия Величковского и берёт начало с поселения в 1829 в О. п. иеросхимонаха Льва (Наголкина). Старцы жили в Иоанно-Предтеченском скиту. Здесь удалось обеспечить преемственность и непрерывность старчества: после смерти старца старшая братия выбирала его преемника, иногда служение совершали неск. старцев одновременно. Наиболее почитаемыми оптинскими старцами были иеросхимонахи Лев (Наголкин), Макарий (Иванов), Амвросий (Гренков; см. Амвросий Оптинский), Иларион (Пономарёв), Анатолий (Зерцалов), Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), иеросхимонахи Анатолий (Потапов), Нектарий (Тихонов) и иеромонах Никон (Беляев). Старцы принимали и окормляли не только братию, но и всех желающих паломников, вели с ними переписку.
Среди многочисл. посетителей старцев – архиереи [митр. Иоанникий (Руднев), еп. Никон (Рождественский), свт. Макарий (Невский), мн. калужские епископы и др.], члены имп. фамилии (вел. кн. Константин Константинович с детьми, вел. кн. прмц. Елизавета Фёдоровна), учёные, философы, писатели, поэты (Н. В. Гоголь, братья И. В. Киреевский и П. В. Киреевский, К. С. Аксаков и И. С. Аксаков, С. П. Шевырёв, М. А. Максимович, А. Н. Муравьёв, Ф. М. Достоевский, К. Н. Леонтьев, В. С. Соловьёв, Л. Н. Толстой, С. А. Нилус, С. Н. Дурылин и др.).
С 1840-х гг. по инициативе старца Макария (Иванова) наиболее образованные монахи О. п., в т. ч. Леонид (Кавелин) и Ювеналий (Половцев), вели просветительскую деятельность. Благодаря организаторским усилиям отца Макария (Иванова), И. В. Киреевского и др., покровительству ряда иерархов, прежде всего митр. Московского свт. Филарета (Дроздова), О. п. получила возможность вести издательскую деятельность: были опубликованы переводы творений преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея Газского, преподобных Марка Подвижника, Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Максима Исповедника, Исаака Сирина, Иоанна Дамаскина, творения прп. Нила Сорского и др., жизнеописания и переписка оптинских старцев. В библиотеках О. п. и скита хранились ценные рукописи, самая древняя из них – слав. рукопись «Словес постнических» прп. Исаака Сирина, переписанная в 1389 в Великой Лавре на Афоне. В Иоанно-Предтеченском скиту велась летопись, охватывавшая время с 1820 по 1918 (за исключением 1861–1864 и 1883–99), в которой фиксировались состав и перемещения братии, постриги, посвящения в сан, кончина монашествующих, приезд известных людей, крупные пожертвования, монастырское строительство, выход в свет подготовленных монахами книг, а также особо важные события в церковной и политич. жизни России, чудесные события и др.
«Вид скита Святого Иоанна Предтечи». Литография. 1881.
В 19 – нач. 20 вв. число насельников О. п. быстро росло, к 1915 в ней жили 355 монашествующих. Мн. насельники О. п. назначались на высокие должности в др. монастырях и духовных миссиях, архиереями стали Игнатий (Брянчанинов), Ювеналий (Половцев), Трифон (Туркестанов), Михей (Алексеев). Со 2-й четв. 19 в. укрепилось материальное положение О. п., велось масштабное строительство, было открыто неск. заводов и мастерских, устроен водопровод, выведена оптинская порода коров. Братия активно занималась благотворительностью: при О. п. открыта школа, учреждены инвалидный дом, детский приют, богадельня. Во время рус.-тур. войны 1877–78, рус.-япон. войны 1904–05 и 1-й мировой войны в монастырскую больницу принимались раненые, монастырь выделял места для беженцев, делал пожертвования на нужды армии.
В 1918 О. п. была официально закрыта, монашеская община продолжала существование как с.-х. артель. С ликвидацией в 1923 артели оставшихся монашествующих выселили, многие из них впоследствии были отправлены в ссылку или расстреляны. В 1919–28 на территории О. п. и скита действовал музей «Оптина пустынь». После закрытия музея оптинский архив попал в Гос. б-ку СССР им. В. И. Ленина (ныне составляет фонды 213 и 214 Отдела рукописей РГБ). В разные годы на территории О. п. располагались дом отдыха (с 1931), лагерь НКВД (1939–41), эвакуац. госпиталь (1941–43), детский дом (с 1949), проф.-технич. уч-ще (с 1959). Архит. ансамбль О. п. понёс большие утраты. В 1974 О. п. вошла в число охраняемых государством объектов, началась медленная реставрация строений.
О. п. возвращена РПЦ 17.11.1987; монастырь был возобновлён и приобрёл статус ставропигиального. 1.2.1990 монастырю передана б. ч. скита (др. часть принадлежала лит. отделу Козельского музея в 1967–2005). В качестве подворий О. п. переданы: в 1991 в С.-Петербурге Успенская ц. на набережной Лейтенанта Шмидта (1895–1900, арх. В. А. Косяков), в 1997 в Москве ц. Апостолов Петра и Павла в Ясеневе (1751, трапезная и колокольня пристроены в 1860-х гг.). В пасхальную ночь 18.4.1993 в О. п. произошло убийство иеромонаха Василия (Рослякова) и иноков Трофима (Татарникова) и Ферапонта (Пушкарёва), вызвавшее большой обществ. резонанс.
Поместным собором РПЦ 1988 канонизирован старец Амвросий Оптинский. В 1996 состоялась канонизация в лике местночтимых святых др. старцев, а также схиархимандрита Моисея (Путилова), схиигумена Антония (Путилова), схиархимандрита Исаакия (Антимонова) и архим. Исаакия (Бобракова) в составе Собора преподобных отцов и старцев, в Оптиной пустыни просиявших. Архиерейским собором РПЦ 2000 установлено их общецерковное почитание.
Наиболее ранний из ныне сохранившихся памятников О. п. – Введенский собор, построенный в традициях классицизма (1750–71; частично разрушен в годы сов. власти, восстановлен и освящён в 1988). Над его средокрестием возвышается куб, увенчанный 5 главами. В 19 в. храм был расширен, пристроены юж. и сев. приделы (1837) и крыльцо с зап. входа с приподнятыми на высоких постаментах парными колоннами. Совр. архит. ансамбль О. п. сложился в общих чертах в 19 в. В 1802–04 возведена 4-ярусная колокольня выс. ок. 64 м в стиле классицизма, завершённая аттиковым ярусом с часами и высоким шпилем (верх разрушен во время Вел. Отеч. войны, восстановлен к 1999). В 1805–11 к югу от Введенского собора выстроен собор в честь Казанской иконы Божией Матери в стиле ампир (частично разрушен в годы сов. власти, восстановлен и освящён в 1996), увенчанный куполом с небольшой главой без светового барабана. В 1809–11 строилась больничная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери (в сер. 20 в. полностью разрушена, восстановлена к 1998). В 1858 освящён расположенный к северу от Введенского собора храм Прп. Марии Египетской и Праведной Анны, появившийся в результате реконструкции старой трапезной (1822–24) и выполненный в стиле классицизма; на крестчатое здание был водружён восьмерик с одной главой. С появлением новой церкви монастырские храмы вместе с колокольней на плане образовали крест с Введенским собором в центре. В 1832–39 территория О. п. была окружена каменной оградой (частично разрушена в годы сов. власти) с 7 башнями и 2 въездными воротами, Святые врата располагались в зап. башне с шатром, увенчанным фигуркой трубящего ангела.
В Иоанно-Предтеченском скиту создавался отд. архит. ансамбль, отличавшийся простотой и скромностью; большинство строений были деревянными. В центре участка в 1821–22 построен гл. скитский храм, посвящённый собору Св. Иоанна Предтечи, – дерев. церковь в стиле ампир, состоящая из нескольких срубов: притвора, трапезной и кубич. храма с 7-гранной апсидой; по боковым сторонам устроены 4-колонные портики с фронтонами. В 1857 в скиту появились каменные Святые врата (на 2-м ярусе – звонница). Каменный храм во имя свт. Льва еп. Катанского и прп. Иоанна Рыльского возведён в 1901–02 в русском стиле. У ворот скита находился источник во имя свт. Амвросия Медиоланского с колодцем.
Ряд построек расположен за оградой О. п. На новом кладбище в 1864 сооружена небольшая одноглавая кубическая ц. во имя Всех святых (в 20 в. полностью разрушена, отстроена заново к 2008). У юж. ворот в 1874 выстроен 2-этажный больничный корпус с домовой одноглавой ц. Прп. Илариона Великого в русском стиле. На р. Жиздра находился источник прп. Пафнутия Боровского с часовней и купальней.
После возобновления монастыря в кон. 20 в. построены новые церкви: в 1997–2000 – в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» на территории монастырского подсобного хозяйства, в 2005–07 – Преображенская ц. около Святых врат монастыря; в 2008 в юго-вост. части монастыря над могилами монахов, убитых в 1993, воздвигнута часовня.