В Оптиной пустыни новый наместник. Рассказываем, что о нем известно


В Оптиной пустыни новый наместник. Рассказываем, что о нем известно

Решение о смене наместника в одном из самых известных православных монастырей мира было принято 29 декабря в Москве на заседании Священного Синода. Возглавил заседание Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Судя по синодальным журналам, перед тем как принять решение о смене наместника, Синод сначала заслушал “суждения” о положении дел в Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь. На бумаге это выглядит вот так:

ЖУРНАЛ № 105

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о положении дел в Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Преосвященного епископа Можайского Леонида освободить от должности наместника Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь.

2. Наместником Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь и викарием Патриарха Московского и всея Руси быть Преосвященному епископу Тарусскому Иосифу с титулом «Можайский».

3. Преосвященному Леониду быть викарием Калужской епархии с титулом «Тарусский»”.

Напомним, епископ Леонид был назначен наместником Оптиной в июле 2018 года, до этого он управлял Уржумской епархией.

В колыбели старчества отец Леонид был своим человеком, именно здесь в 2003 он был пострижен в монашество наместником Оптиной пустыни архимандритом Венедиктом (Пеньковым).

Братии и прихожанам монастыря отец Леонид запомнился как человек, который много внимания уделял сохранению истории обители.

«Были какие-то материалы, которые я нашел, которые не были известны, так скажу. Уже потом наместник, покойный отец Венедикт, поставил меня на послушание, не связанное с издательской деятельностью. Я оказался на подсобном хозяйстве, потому что у меня было необходимое образование – там я провел, наверное, около десяти лет. Прошел практически все послушания: конюшня, птичник, в садах, даже механизатором был какую-то зиму. Был благочинным и заведующим подсобным хозяйством некоторое время», – рассказывал отец Леонид вскоре после назначения на должность наместника.

Встав у руля знаменитой обители епископ Леонид продолжил заниматься историей и просвещением. До пандемии популярностью пользовались лектории, которые проводились в монастыре с подачи как раз наместника.

В то же время отец Леонид прославился тем, что закрыл от посетителей скит монастыря – тот самый, который навсегда вошел в историю и русской Церкви и русской культуры.

Его роль как наместника еще предстоит оценить современникам, но а пока в истории Оптиной открывается новая страниц.

Нынешний наместник Оптиной пустыни тоже не чужой человек в монастыре и в Козельске. Будучи викарием митрополита Калужского и Боровского Климента епископ Иосиф часто бывал в Козельском районе, он в добрых отношениях с братией окрестных монастырей и лично с епископом Козельским и Людиновским Никитой.

Местные священнослужители называют епископа Иосифа примером кротости и добродетели.

Что еще известно о новом наместнике Оптиной?

Ему 44 года, два высших образования – Калужская семинария и Московская духовная академия. Есть еще два курса политехнического техникума на Алтае, где и родился Олег Королев (мирское имя епископа). Светскую специальность Олег так и не получил, в 1994 году поступил послушником в Пафнутьев Боровский монастырь. Интересно, что в иночество он был пострижен с именем Иосиф в честь преподобного Иосифа Волоцкого, это случилось в 2002 году, а вот в мантию инока постригали уже в честь преподобного Иосифа Оптинского.

Нынешний наместник будучи в Боровске, а затем в Тарусе много занимался просвещением, культурой, социальным служением и даже СМИ.
Поделись с друзьями:

Русская Православная Церковь

Паломническое послушание — неотъемлемая часть монастырской жизни большинства известных обителей Русской Православной Церкви. Не является исключением и Оптина пустынь. Как в прошлые столетия, так и теперь, духовная жизнь для многих людей начинается именно с поездки в монастырь. Думается, что и сегодня среди тех, кто приезжает в монастыри в качестве паломников, есть и будущие монахи. Что включает в себя паломническое послушание в Оптиной? О чем рассказывают монахи-экскурсоводы приезжающим в монастырь гостям? Есть ли старцы в современных обителях и у кого можно получить духовный совет? На эти и другие вопросы порталу «Монастырский вестник» ответил ответственный за паломническую службу игумен Лаврентий (Балаев).

— Отец Лаврентий, до начала пандемии коронавирусной инфекции много ли бывало в монастыре паломников и насколько их число сократилось сейчас?

— Мы постоянно ощущаем повышенный интерес к своему монастырю. Сравнивая показатели летних месяцев 2022 и 2022 годов, я могу сказать, что число паломников не только не сократилось, но мы даже наблюдали его небольшой прирост. Правда, стало меньше экскурсионных групп. Паломники сейчас приезжают в нашу обитель в основном частным образом. Но работы у экскурсионной службы не уменьшилось, чему мы очень рады. Люди, которые приезжают в монастырь первый раз, хотят узнать побольше об Оптиной пустыни, ее старцах, святынях, истории, заказывают экскурсии, и наша задача — помочь им в этом.

— Из каких краев теперь приезжают паломники в Оптину пустынь?

— Раньше люди приезжали из самых разных уголков земного шара. Сейчас, в основном из Москвы и Московской области, поскольку не во всех регионах нашей страны спокойная эпидемиологическая обстановка. До пандемии приезжали группы со всей России, из Сербии, Германии, Франции и даже Австралии, ну, и конечно, из Белоруссии и с Украины. Причем с Украины паломники приезжали даже в самые трудные времена. Украинцы — вообще народ благочестивый. Они очень трепетно относятся к богослужениям, посещению храмов и молитве… А еще недавно к нам приезжали студенты из Индонезии. От них я узнал, например, что в нашем экзархате там действуют около 60 православных церквей.

— Достаточно ли гостиниц и трапезных в монастыре, чтобы принимать большой поток паломников?

— Положа руку на сердце, не могу сказать, что в самом монастыре ресурсов достаточно. С размещением и питанием нам помогают близлежащие гостиницы. В нашей обители, конечно, есть места для проживания и трапезные, но, чтобы принять весь поток паломников, жилья и мест общественного питания должно быть гораздо больше. Однако монастырь не ставит перед собой цель удовлетворять любые потребности приезжающих к нам людей. Главное, что Оптина открыта для общения. Паломники в большом количестве приходят на исповедь. У многих знакомство с монастырем происходит после беседы с батюшками, которые тоже являются носителями оптинского духа. Самое важное, что люди посещают богослужения, где уже Сам Господь беседует со всеми нами.

Для общения с паломниками нужны любовь и желание разговаривать с людьми на духовные темы

— Нашу жизнь можно условно разделить на периоды «до пандемии» и «после». Скажите, а до пандемии не жаловались ли братия на дискомфорт, который причиняют паломники насельникам монастыря, отвлекая монахов от молитвенного делания?

— В Оптиной пустыни наша жизнь организована таким образом, чтобы паломники не мешали братии. Братская территория отделена от тех мест, которые доступны мирянам. Братия, которые несут послушания, связанные с приемом гостей, обычно дежурят в храме или трудятся за свечным ящиком. На богослужении насельники монастыря тоже молятся в «своем пространстве», отдельно от мирян. Болезненного напряжения или ропота за собой или братией по этому поводу я не замечал. Более того, монахи с интересом воспринимают работу в экскурсионной службе. Они сами хотят лучше узнавать историю монастыря и знакомить с нею других людей. Тех, кто не хочет этим заниматься, Священноначалие и не принуждает к такому послушанию. С кислым выражением лица можно заниматься, наверное, почти всем, кроме общения с людьми. Для проведения экскурсий нужны любовь и желание разговаривать с народом на духовные темы. Ведь это не только работа со словом, но и с душами. В глазах людей экскурсовод видит отношение паломников к тому, о чем он говорит, и к тому, как он сам живет. Некоторые наши экскурсоводы даже замечали, что усталость после общения с паломниками кажется незначительной по сравнению с той радостью, которая наполняет душу.

— Для многих людей духовная жизнь началась с паломничества в Оптину пустынь. В связи с этим хочется спросить, каким образом Вы подбираете экскурсоводов?

— Здесь опять же, отправной точкой служит любовь к Богу и людям. Меня впервые попросили провести экскурсию, когда я был послушником в монастырской трапезной. И уже тогда я понял, что самый главный секрет — это благословение наместника. Все наши экскурсоводы в этом абсолютно уверены, потому что в святом послушании помогает Сам Господь. Я всегда говорю тому, кто проводит экскурсию, что если вдруг ему будет уж слишком трудно разговориться, то наши паломники обязательно придут на помощь — зададут интересный вопрос, сами подскажут какую-то тему… Ведь нет никакой нужды в том, чтобы донести до слушателя сухую информацию, исторические сведения и даты. Паломники должны увидеть в глазах насельника монастыря веру и жизнь по вере. Только тогда они могут захотеть жить духовной жизнью, когда увидят достойный пример для подражания. Из этого принципа мы и исходим. А у нас практически все братья стремятся к чистоте жизни, и не заметить этого стремления невозможно.

— Какие вопросы чаще всего задают Вам паломники во время экскурсий?

— Сейчас спектр вопросов сильно изменился. Возможно, это связано с тем, что я и сам поменялся. Я — священник, с крестом, в рясе, и наиболее часто задаваемые вопросы так или иначе связаны с тем, как человеку построить свою духовную жизнь. Другими словами, как сделать, чтобы Господь Бог вошел в жизнь человека? Обычно после подобных вопросов наш разговор превращается в беседу духовно-нравственного содержания. Я всегда стараюсь подкреплять свои ответы примерами из жизни Оптинских старцев.

В одной из книжек, изданной в 1990-е годы, я прочитал такую притчу. Язычник принял на работу верующего человека с условием, что тот ни слова не будет говорить ему о религии. Через год сам работодатель пришел со слезами на глазах к этому сотруднику, умоляя помочь ему стать христианином. На этом примере можно убедиться в том, что задача православных людей — собственной жизнью свидетельствовать всему миру о том, что с нами Бог, чтобы люди захотели жить, как мы. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам писал: Всем бых вся, да всяко некия спасу (1 Кор. 9: 22).

И еще наши экскурсоводы знают, что в беседах с паломниками очень важен индивидуальный подход, поскольку у разных людей разные потребности. На исповеди часто люди удивляются, когда я задаю вопрос, кто человек по специальности. Но ведь совершенно разные акценты приходится расставлять, в зависимости от того, кто к тебе пришел: инженер, космонавт, военный или домохозяйка. Работа — это отражение жизни человека.

— Как братия монастыря реагирует, когда в монастырь приходят паломники вызывающего вида — в открытой одежде, с татуировками на теле или излишне экстравагантными прическами?

— В таких ситуациях, конечно же, надо проявлять терпение, снисхождение и любовь. Невозможно без любви воспитать человека. По моему мнению, если люди пришли в монастырь, это означает, что у них есть желание услышать истину. Если они зайдут в монастырь в неподходящей одежде и им никто ничего не скажет, то они могут это неправильно истолковать. На моей памяти было немало случаев, когда человек приходил на исповедь в неподобающем виде, но после разговора со священником осознавал, что это неправильно. Но, опять же, замечания надо делать терпеливо и в мягкой форме.

Что касается открытой одежды, то раньше на вахте у нас стояли монахи, и не было необходимости предлагать паломникам какую-то дополнительную одежду — люди сами понимали, в каком виде следует приходить в монастырь. Сейчас на святых вратах человеку в открытой одежде выдают специальные накидочки, которые мы стараемся содержать в надлежащем состоянии.

— О чем экскурсоводы рассказывают гостям Оптиной?

— В первую очередь, мы стараемся познакомить экскурсантов с историей монастыря: рассказываем о зарождении и развитии Оптиной. Ведь сначала это был заштатный монастырек, но после своего визита в Оптину, митрополит Платон (Левшин) (†11 (23) ноября 1812) пригласил сюда монахов, и именно с этого момента начинается расцвет обители. Наибольший подъем монастырь пережил в периоды настоятельства игумена Авраамия († 14 (27) января 1817) и преподобного Моисея Оптинского († 16 (29) июня 1862).

Центральная часть рассказа — это жизнеописание преподобных Оптинских старцев и их поучения. Чтобы люди почувствовали дух каждого из них, мы зачитываем выдержки из писем прпп. Амвросия, Макария, Льва Оптинских, посвященные разным проблемам. Далее мы рассказываем о периоде закрытия Оптиной пустыни после Октябрьской революции 1917 года. Мы внимательно изучали вопрос, связанный с дальнейшей жизнью насельников монастыря, подробно интересовались, где и как они закончили свои дни. Затем переходим к теме возрождения обители и современной жизни монастыря. Практически всегда наш рассказ перемежается вопросами духовно-нравственного характера. Почти не бывает экскурсий, содержащих лишь сухую информацию. Паломники обязательно задают вопросы, которые превращают познавательный рассказ монаха-экскурсовода в духовную беседу.

Духовная жизнь человека часто начинается с паломничества в монастырь

— Надо ли, на Ваш взгляд, как-то готовиться к паломнической поездке в монастырь? Что бы Вы посоветовали почитать или сделать человеку, который собирается посетить Оптину, в качестве подготовки к паломничеству?

— На этот вопрос, когда его задают в письме, которое приходит на наш e-mail ([email protected]), я отвечаю так: главное — не забудьте заручиться благословением Вашего духовника. Просить благословения на любое дело — очень важно. Ведь Вы получаете Божие благословение, которое будет Вас сопровождать, оберегать и укреплять. Посещение святых мест требует особенной молитвенной подготовки. Собираясь в паломничество в Оптину пустынь, желательно почитать жития Оптинских старцев, помолиться им. Остальное уже Господь устроит. Конечно же, надо понимать, что в поездке могут возникать трудности. В прошлом веке людям приходилось предпринимать большие усилия для совершения паломничества. В наши дни условия любого путешествия стали гораздо более комфортными, но Господь обязательно подает человеку испытания. Будь то трудности в общении или в отношениях. Люди часто рассказывают, что в паломничестве, несмотря на то что, все шло хорошо, неожиданно возникали какие-то проблемы. Надо понимать, что испытание веры — неотъемлемая часть посещения святыни. Христианин понимает подлинную причину этих трудностей.

— Из Москвы приехать в Оптину пустынь можно с паломническим автобусом, который отправляется каждую субботу от монастырского подворья. Поездки также организуют многие паломнические службы. Но есть люди, которым больше нравится путешествовать самостоятельно. Какой способ Вы назвали бы наиболее правильным для оптинского паломника?

— Мы принимаем всех, кто приезжает, вне зависимости от того, каким способом люди к нам добираются. Одинаково радушно и добросовестно мы проводим как групповые, так и индивидуальные экскурсии. Наиболее простой способ попасть в обитель — приехать с группой от своего храма. Вообще в духовной жизни, помимо молитвенного делания, очень важно вымолить у Бога храм или монастырь, приход которого стал бы для верующего человека своим. Быть постоянным прихожанином какого-то конкретного храма очень важно для христианина. Ведь в паломничество не получится ездить каждую неделю, а на приходе батюшка обязательно даст человеку какое-нибудь поручение. Например, привлечет к совместной подготовке праздников, уборке храма, поездкам. Человек начинает участвовать в делах прихода, и постепенно становится полноценным членом Церкви. Лично мне в свое время это очень нравилось — ведь это и есть духовное развитие.

На Оптинском сайте в разделе «Паломничество» подробно описаны все возможные способы паломнических поездок: на общественном транспорте — с какого вокзала, по какому расписанию ходит автобус или поезд, по какой трассе надо ехать на личном транспорте. Указаны номера телефонов гостиниц для предварительного бронирования номеров, телефон паломнической службы для заказа экскурсий. Мы рады всем.

— Есть ли в числе братии те, кто начал свой монашеский путь с паломничества в Оптину пустынь?

— Не могу сказать, что таких монахов много, но они есть. Многие из оптинской братии познакомились с духовной жизнью, посетив тот или иной монастырь. Именно так порой и зарождается желание быть церковным человеком. Люди начинают читать святых отцов, чаще приезжать в обитель. Затем периоды пребывания в монастыре увеличиваются. Так что польза от паломничества, безусловно, есть. Это одно из обязательных направлений деятельности Церкви, которое надо развивать.

Я всегда стараюсь советовать людям посещать святые места, даже в случае, если они едут в отпуск на курорт. Помню, как-то я попросил одного человека, который ехал в Грецию, привезти мне что-нибудь на память из кафедрального собора Димитрия Солунского в Салониках, поскольку этот человек, как я думал, должен был находиться где-то неподалеку. Когда же он вернулся, рассказал, что его путь туда от места, где он отдыхал, составил более 300 километров. Но, пообещав привезти мне сувенир, мой знакомый считал важным выполнить обещание. Для паломничества он выбрал пасмурный день, в дороге очень устал, но был весьма впечатлен и о поездке не пожалел.

Так что, если человек, находясь на отдыхе, посетит святое место, это добавит ему приятных воспоминаний о проведенном времени.

Мы придаем очень большое значение паломническому движению. Ведь порой человек заходит в храм только для того, чтобы поставить свечку или написать записки. Но если мы предложим ему наш буклетик о паломничестве в Оптину, то есть надежда, что в следующий раз его знакомство с монастырем, а значит, и с Церковью, будет более глубоким. Еще раз повторю: если человек к нам приехал — это означает, что он уже проявил интерес к церковной жизни, и не ответить ему было бы неправильно.

Беседовала Екатерина Орлова

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

О́ПТИНА ПУ́СТЫНЬ

О́ПТИНА ПУ́СТЫНЬ, пра­во­слав­ный став­ро­пи­ги­аль­ный (с 1987) муж­ской в честь Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы мо­на­стырь, рас­по­ло­жен­ный при­мер­но в 3 км от г. Ко­зельск (Ка­луж­ская обл.), вбли­зи р. Жиз­д­ра.

Оптина пустынь. Общий вид. Фото А. И. Нагаева

На­зва­ние, по пре­да­нию, вос­хо­дит к ле­ген­дар­но­му рас­ка­яв­ше­му­ся раз­бой­ни­ку Оп­те, яко­бы ос­но­вав­ше­му О. п. Бо­лее ве­ро­ят­на связь на­зва­ния с пе­рио­дом со­вме­ст­но­го («оп­том») про­жи­ва­ния в оби­те­ли мо­на­хов и мо­на­хинь. Воз­мож­но, ос­но­ва­ние О. п. от­но­сит­ся к 15 в. Впер­вые она упо­ми­на­ет­ся в пис­цо­вых кни­гах Ко­зель­ско­го у. за 1629–31 (в тек­сте име­ет­ся ука­за­ние на су­ще­ст­во­ва­ние О. п. в кон. 16 в.). В Смут­ное вре­мя О. п., ве­ро­ят­нее все­го, бы­ла ра­зо­ре­на, но вско­ре вос­ста­нов­ле­на. Вклад­чи­ка­ми мо­на­сты­ря бы­ли ца­рев­на Со­фья Алек­се­ев­на, царь Иван V Алек­сее­вич, его же­на – ца­ри­ца Пра­ско­вья Фё­до­ров­на, царь (с 1721 имп.) Пётр I и др. В 1724 О. п. уп­разд­не­на и при­пи­са­на к бе­лёв­ско­му Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­му мон., но уже в 1726 по про­ше­нию бла­го­тво­ри­те­лей вос­ста­нов­ле­на. В 1764 оп­ре­де­ле­на за­штат­ным мо­на­сты­рём, брат­ст­во со­стоя­ло из не­сколь­ких мо­на­хов. По­сте­пен­ное воз­ро­ж­де­ние О. п. на­ча­лось с кон. 18 в., че­му спо­соб­ст­во­ва­ла дея­тель­ность митр. Мо­с­ков­ско­го Пла­то­на (Лев­ши­на). В 1821 под по­кро­ви­тель­ст­вом еп. Ка­луж­ско­го (впо­след­ст­вии митр. Ки­ев­ско­го) Фи­ла­ре­та (Ам­фи­те­ат­ро­ва) близ О. п. для уе­ди­нён­ной мо­на­ше­ской жиз­ни ос­но­ван Ио­ан­но-Пред­те­чен­ский скит, в ко­то­ром ста­ли под­ви­зать­ся при­гла­шён­ные в оби­тель еп. Фи­ла­ре­том под­виж­ни­ки бра­тья Мои­сей (Пу­ти­лов) и Ан­то­ний (Пу­ти­лов) и ещё неск. мо­на­хов. В 1824 в О. п. при­нят стро­гий об­ще­жи­тель­ный ус­тав на ос­но­ве ус­та­ва Ко­нев­ско­го Ро­ж­де­ст­во-Бо­го­ро­дич­но­го мо­на­сты­ря.

Икона «Собор преподобных старцев оптинских». Конец 20 в. Мастерская Оптиной пустыни. Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери Оптиной пустыни.

В пе­ри­од на­стоя­тель­ст­ва схи­ар­хи­ман­д­ри­тов Мои­сея (Пу­ти­ло­ва) (1826–62, фак­ти­че­ски с 1825) и Исаа­кия (Ан­ти­мо­но­ва) (1862–94) О. п. при­об­ре­ла ши­ро­кую из­вест­ность бла­го­да­ря стар­че­ст­ву. Тра­ди­ция оп­тин­ско­го стар­че­ст­ва вос­хо­дит к уче­ни­кам прп. Паи­сия Ве­лич­ков­ско­го и бе­рёт на­ча­ло с по­се­ле­ния в 1829 в О. п. ие­рос­хи­мо­наха Льва (На­гол­ки­на). Стар­цы жи­ли в Ио­ан­но-Пред­те­чен­ском ски­ту. Здесь уда­лось обес­пе­чить пре­ем­ст­вен­ность и не­пре­рыв­ность стар­че­ст­ва: по­сле смер­ти стар­ца стар­шая бра­тия вы­би­ра­ла его пре­ем­ни­ка, ино­гда слу­же­ние со­вер­ша­ли неск. стар­цев од­но­вре­мен­но. Наи­бо­лее по­чи­тае­мы­ми оп­тин­ски­ми стар­ца­ми бы­ли иерос­хи­мо­на­хи Лев (На­гол­кин), Ма­ка­рий (Ива­нов), Ам­вро­сий (Грен­ков; см. Ам­вро­сий Оп­тин­ский), Ила­ри­он (По­но­ма­рёв), Ана­то­лий (Зер­ца­лов), Ио­сиф (Ли­тов­кин), схи­ар­хи­ман­д­рит Вар­со­но­фий (Пли­хан­ков), ие­рос­хи­мо­на­хи Ана­то­лий (По­та­пов), Нек­та­рий (Ти­хо­нов) и ие­ро­мо­нах Ни­кон (Бе­ля­ев). Стар­цы при­ни­ма­ли и окорм­ля­ли не толь­ко бра­тию, но и всех же­лаю­щих па­лом­ни­ков, ве­ли с ни­ми пе­ре­пис­ку.

Сре­ди мно­го­числ. по­се­ти­те­лей стар­цев – ар­хие­реи [митр. Ио­ан­ни­кий (Руд­нев), еп. Ни­кон (Ро­ж­де­ст­вен­ский), свт. Ма­ка­рий (Нев­ский), мн. ка­луж­ские епи­ско­пы и др.], чле­ны имп. фа­ми­лии (вел. кн. Кон­стан­тин Кон­стан­ти­но­вич с деть­ми, вел. кн. прмц. Ели­за­ве­та Фё­до­ров­на), учё­ные, фи­ло­со­фы, пи­са­те­ли, по­эты (Н. В. Го­голь, бра­тья И. В. Ки­ре­ев­ский и П. В. Ки­ре­ев­ский, К. С. Ак­са­ков и И. С. Ак­са­ков, С. П. Ше­вы­рёв, М. А. Мак­си­мо­вич, А. Н. Му­равь­ёв, Ф. М. Дос­то­ев­ский, К. Н. Ле­он­ть­ев, В. С. Со­ловь­ёв, Л. Н. Тол­стой, С. А. Ни­лус, С. Н. Ду­ры­лин и др.).

С 1840-х гг. по ини­циа­ти­ве стар­ца Ма­ка­рия (Ива­но­ва) наи­бо­лее об­ра­зо­ван­ные мо­на­хи О. п., в т. ч. Ле­о­нид (Ка­велин) и Юве­на­лий (По­лов­цев), ве­ли про­све­ти­тель­скую дея­тель­ность. Бла­го­да­ря ор­га­ни­за­тор­ским уси­ли­ям от­ца Ма­ка­рия (Ива­но­ва), И. В. Ки­ре­ев­ско­го и др., по­кро­ви­тель­ст­ву ря­да ие­рар­хов, пре­ж­де все­го митр. Мо­с­ков­ско­го свт. Фи­ла­ре­та (Дроз­до­ва), О. п. по­лу­чи­ла воз­мож­ность вес­ти из­да­тель­скую дея­тель­ность: бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны пе­ре­во­ды тво­ре­ний пре­по­доб­ных Вар­со­но­фия Ве­ли­ко­го и Ио­ан­на Про­ро­ка, ав­вы До­ро­фея Газ­ско­го, пре­по­доб­ных Мар­ка По­движ­ни­ка, Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка, Си­ме­о­на Но­во­го Бо­го­сло­ва, Фео­до­ра Сту­ди­та, Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка, Исаа­ка Си­ри­на, Ио­ан­на Да­ма­ски­на, тво­ре­ния прп. Ни­ла Сор­ско­го и др., жиз­не­опи­сания и пе­ре­пис­ка оп­тин­ских стар­цев. В биб­лио­те­ках О. п. и ски­та хра­ни­лись цен­ные ру­ко­пи­си, са­мая древ­няя из них – слав. ру­ко­пись «Сло­вес по­ст­ни­че­ских» прп. Исаа­ка Си­ри­на, пе­ре­пи­сан­ная в 1389 в Ве­ли­кой Лав­ре на Афо­не. В Ио­ан­но-Пред­те­чен­ском ски­ту ве­лась ле­то­пись, ох­ва­ты­вав­шая вре­мя с 1820 по 1918 (за ис­клю­че­ни­ем 1861–1864 и 1883–99), в ко­то­рой фик­си­ро­ва­лись со­став и пе­ре­ме­ще­ния бра­тии, по­стри­ги, по­свя­ще­ния в сан, кон­чи­на мо­на­ше­ст­вую­щих, при­езд из­вест­ных лю­дей, круп­ные по­жерт­во­ва­ния, мо­на­стыр­ское строи­тель­ст­во, вы­ход в свет под­го­тов­лен­ных мо­на­ха­ми книг, а так­же осо­бо важ­ные со­бы­тия в цер­ков­ной и по­ли­тич. жиз­ни Рос­сии, чу­дес­ные со­бы­тия и др.

«Вид скита Святого Иоанна Предтечи». Литография. 1881.

В 19 – нач. 20 вв. чис­ло на­сель­ни­ков О. п. бы­ст­ро рос­ло, к 1915 в ней жи­ли 355 мо­на­ше­ст­вую­щих. Мн. на­сель­ни­ки О. п. на­зна­ча­лись на вы­со­кие долж­но­сти в др. мо­на­сты­рях и ду­хов­ных мис­си­ях, ар­хие­рея­ми ста­ли Иг­на­тий (Брян­ча­ни­нов), Юве­на­лий (По­лов­цев), Три­фон (Тур­ке­ста­нов), Ми­хей (Алек­се­ев). Со 2-й четв. 19 в. ук­ре­пи­лось ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние О. п., ве­лось мас­штаб­ное строи­тель­ст­во, бы­ло от­кры­то неск. за­во­дов и мас­тер­ских, уст­ро­ен во­до­про­вод, вы­ве­де­на оп­тин­ская по­ро­да ко­ров. Бра­тия ак­тив­но за­ни­ма­лась бла­го­тво­ри­тель­но­стью: при О. п. от­кры­та шко­ла, уч­ре­ж­де­ны ин­ва­лид­ный дом, дет­ский при­ют, бо­га­дель­ня. Во вре­мя рус.-тур. вой­ны 1877–78, рус.-япон. вой­ны 1904–05 и 1-й ми­ро­вой вой­ны в мо­на­стыр­скую боль­ни­цу при­ни­ма­лись ра­не­ные, мо­на­стырь вы­де­лял мес­та для бе­жен­цев, де­лал по­жерт­во­ва­ния на ну­ж­ды ар­мии.

В 1918 О. п. бы­ла офи­ци­аль­но за­кры­та, мо­на­ше­ская об­щи­на про­дол­жа­ла су­ще­ст­во­ва­ние как с.-х. ар­тель. С ли­к­ви­да­ци­ей в 1923 ар­те­ли ос­тав­ших­ся мо­на­ше­ст­вую­щих вы­се­ли­ли, мно­гие из них впо­след­ст­вии бы­ли от­прав­ле­ны в ссыл­ку или рас­стре­ля­ны. В 1919–28 на тер­ри­то­рии О. п. и ски­та дей­ст­во­вал му­зей «Оп­ти­на пус­тынь». По­сле за­кры­тия му­зея оп­тин­ский ар­хив по­пал в Гос. б-ку СССР им. В. И. Ле­ни­на (ны­не со­став­ля­ет фон­ды 213 и 214 От­де­ла ру­ко­пи­сей РГБ). В раз­ные го­ды на тер­ри­то­рии О. п. рас­по­ла­га­лись дом от­ды­ха (с 1931), ла­герь НКВД (1939–41), эва­ку­ац. гос­пи­таль (1941–43), дет­ский дом (с 1949), проф.-тех­нич. уч-ще (с 1959). Ар­хит. ан­самбль О. п. по­нёс боль­шие ут­ра­ты. В 1974 О. п. во­шла в чис­ло ох­ра­няе­мых го­су­дар­ст­вом объ­ек­тов, на­ча­лась мед­лен­ная рес­тав­ра­ция строе­ний.

О. п. воз­вра­ще­на РПЦ 17.11.1987; мо­на­стырь был во­зоб­нов­лён и при­об­рёл ста­тус став­ро­пи­ги­аль­но­го. 1.2.1990 мо­на­сты­рю пе­ре­да­на б. ч. ски­та (др. часть при­над­ле­жа­ла лит. от­де­лу Ко­зель­ско­го му­зея в 1967–2005). В ка­че­ст­ве под­во­рий О. п. пе­ре­да­ны: в 1991 в С.-Пе­тер­бур­ге Ус­пен­ская ц. на на­бе­реж­ной Лей­те­нан­та Шмид­та (1895–1900, арх. В. А. Ко­ся­ков), в 1997 в Мо­ск­ве ц. Апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла в Ясе­не­ве (1751, тра­пез­ная и ко­ло­коль­ня при­строе­ны в 1860-х гг.). В пас­халь­ную ночь 18.4.1993 в О. п. про­изош­ло убий­ст­во ие­ро­мо­на­ха Ва­си­лия (Рос­ля­ко­ва) и ино­ков Тро­фи­ма (Та­тар­ни­ко­ва) и Фе­ра­пон­та (Пуш­ка­рё­ва), вы­звав­шее боль­шой об­ществ. ре­зо­нанс.

По­ме­ст­ным со­бо­ром РПЦ 1988 ка­но­ни­зи­ро­ван ста­рец Ам­вро­сий Оп­тин­ский. В 1996 со­стоя­лась ка­но­ни­за­ция в ли­ке ме­ст­ноч­ти­мых свя­тых др. стар­цев, а так­же схи­ар­хи­ман­д­ри­та Мои­сея (Пу­ти­ло­ва), схии­гу­ме­на Ан­то­ния (Пу­ти­ло­ва), схи­ар­хи­ман­д­ри­та Исаа­кия (Ан­ти­мо­но­ва) и ар­хим. Исаа­кия (Боб­ра­ко­ва) в со­ста­ве Со­бо­ра пре­по­доб­ных от­цов и стар­цев, в Оп­ти­ной пус­ты­ни про­си­яв­ших. Ар­хие­рей­ским со­бо­ром РПЦ 2000 ус­та­нов­ле­но их об­ще­цер­ков­ное по­чи­та­ние.

Наи­бо­лее ран­ний из ны­не со­хра­нив­ших­ся па­мят­ни­ков О. п. – Вве­ден­ский со­бор, по­стро­ен­ный в тра­ди­ци­ях клас­си­циз­ма (1750–71; час­тич­но раз­ру­шен в го­ды сов. вла­сти, вос­ста­нов­лен и ос­вя­щён в 1988). Над его сре­док­ре­сти­ем воз­вы­ша­ет­ся куб, увен­чан­ный 5 гла­ва­ми. В 19 в. храм был рас­ши­рен, при­строе­ны юж. и сев. при­де­лы (1837) и крыль­цо с зап. вхо­да с при­под­ня­ты­ми на вы­со­ких по­ста­мен­тах пар­ны­ми ко­лон­на­ми. Совр. ар­хит. ан­самбль О. п. сло­жил­ся в об­щих чер­тах в 19 в. В 1802–04 воз­ве­де­на 4-ярус­ная ко­ло­коль­ня выс. ок. 64 м в сти­ле клас­си­циз­ма, за­вер­шён­ная ат­ти­ко­вым яру­сом с ча­са­ми и вы­со­ким шпи­лем (верх раз­ру­шен во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны, вос­ста­нов­лен к 1999). В 1805–11 к югу от Вве­ден­ско­го со­бо­ра вы­стро­ен со­бор в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в сти­ле ам­пир (час­тич­но раз­рушен в го­ды сов. вла­сти, вос­ста­нов­лен и ос­вя­щён в 1996), увен­чан­ный ку­по­лом с не­боль­шой гла­вой без све­то­во­го ба­ра­ба­на. В 1809–11 строи­лась боль­нич­ная цер­ковь в честь Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (в сер. 20 в. пол­но­стью раз­ру­ше­на, вос­ста­нов­ле­на к 1998). В 1858 ос­вя­щён рас­по­ло­жен­ный к се­ве­ру от Вве­ден­ско­го со­бо­ра храм Прп. Ма­рии Еги­пет­ской и Пра­вед­ной Ан­ны, поя­вив­ший­ся в ре­зуль­та­те ре­кон­ст­рук­ции ста­рой тра­пез­ной (1822–24) и вы­пол­нен­ный в сти­ле клас­си­циз­ма; на крест­ча­тое зда­ние был во­дру­жён вось­ме­рик с од­ной гла­вой. С по­яв­ле­ни­ем но­вой церк­ви мо­на­стыр­ские хра­мы вме­сте с ко­ло­коль­ней на пла­не об­ра­зо­ва­ли крест с Вве­ден­ским со­бо­ром в цен­тре. В 1832–39 тер­ри­то­рия О. п. бы­ла ок­ру­же­на ка­мен­ной ог­ра­дой (час­тич­но раз­ру­ше­на в го­ды сов. вла­сти) с 7 баш­ня­ми и 2 въезд­ны­ми во­ро­та­ми, Свя­тые вра­та рас­по­ла­га­лись в зап. баш­не с шат­ром, увен­чан­ным фи­гур­кой тру­бя­ще­го ан­ге­ла.

В Ио­ан­но-Пред­те­чен­ском ски­ту соз­да­вал­ся отд. ар­хит. ан­самбль, от­ли­чав­ший­ся про­сто­той и скром­но­стью; боль­шин­ст­во строе­ний бы­ли де­ре­вян­ны­ми. В цен­тре уча­ст­ка в 1821–22 по­стро­ен гл. скит­ский храм, по­свя­щён­ный со­бо­ру Св. Ио­ан­на Пред­те­чи, – де­рев. цер­ковь в сти­ле ам­пир, со­стоя­щая из не­сколь­ких сру­бов: при­тво­ра, тра­пез­ной и ку­бич. хра­ма с 7-гран­ной ап­си­дой; по бо­ко­вым сто­ро­нам уст­рое­ны 4-ко­лон­ные пор­ти­ки с фрон­то­на­ми. В 1857 в ски­ту поя­ви­лись ка­мен­ные Свя­тые вра­та (на 2-м яру­се – звон­ни­ца). Ка­мен­ный храм во имя свт. Льва еп. Ка­тан­ско­го и прп. Ио­ан­на Рыль­ско­го воз­ве­дён в 1901–02 в рус­ском сти­ле. У во­рот ски­та на­хо­дил­ся ис­точ­ник во имя свт. Ам­вро­сия Ме­дио­лан­ско­го с ко­лод­цем.

Ряд по­стро­ек рас­по­ло­жен за ог­ра­дой О. п. На но­вом клад­би­ще в 1864 со­ору­же­на не­боль­шая од­но­гла­вая ку­би­че­ская ц. во имя Всех свя­тых (в 20 в. пол­но­стью раз­ру­ше­на, от­строе­на за­но­во к 2008). У юж. во­рот в 1874 вы­стро­ен 2-этаж­ный боль­нич­ный кор­пус с до­мо­вой од­но­гла­вой ц. Прп. Ила­рио­на Ве­ли­ко­го в рус­ском сти­ле. На р. Жиз­д­ра на­хо­дил­ся ис­точ­ник прп. Паф­ну­тия Бо­ров­ско­го с ча­сов­ней и ку­паль­ней.

По­сле во­зоб­нов­ле­ния мо­на­сты­ря в кон. 20 в. по­строе­ны но­вые церк­ви: в 1997–2000 – в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов» на тер­ри­то­рии мо­на­стыр­ско­го под­соб­но­го хо­зяй­ст­ва, в 2005–07 – Пре­об­ра­жен­ская ц. око­ло Свя­тых врат мо­на­сты­ря; в 2008 в юго-вост. час­ти мо­на­сты­ря над мо­ги­ла­ми мо­на­хов, уби­тых в 1993, воз­двиг­ну­та ча­сов­ня.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: