Смысл:
Стихира поётся в самом начале пасхальной утрени, перед крестным ходом. В Русской православной церкви было установлено начинать утреню ровно в полночь — точное время Воскресения Христова нигде не указано. Ровно в двенадцать часов по местному времени духовенство при закрытых царских вратах «тихим гласом» начинает петь стихиру, второй раз стихира поётся уже громко, открываются врата и третий раз священники поют ее до половины — песнопение подхватывает хор, а затем и народ.
Верующие с пением и колокольным звоном обходят храм и останавливаются у закрытых дверей входа — как некогда мироносицы у закрытого входа в пещеру, где лежало тело Христа.
«И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.» (Мк; 16, 2-6).
И символизируя Ангела, благовестившего жёнам о Воскресении Спасителя, священник встает перед дверями и возглашает: «Слава Святей, и Единосущней (существующей Единой), и Животворящей (творящей жизнь), и Нераздельней Троице всегда, ныне (сейчас) и присно (навсегда), и во веки веков».
Возгласом благодарения Богу начинается сама светлая пасхальная служба.
«Воскресение Твое, Христе Спасе» — важнейшее песнопение, это первое небесное славословие воскресшего Спасителя:
«…К торжеству приступили мы песнею, в которой исповедали, что Воскресение Христово ангелы поют на небесах, потом и себе просили благодати славить оное чистым сердцем, и сия песнь вначале возглашена в затворенном алтаре, когда церковь еще молчала. Что значит сей чин? И здесь видно исследование событию. Ангелы узнали и прославили Воскресение Христово прежде человеков: ибо человеки узнали оное вначале от ангелов» (свт. Филарет Московский).
По традиции стихира исполняется на 6 глас (глас – мотив в богослужебном пении Православной Церкви, всего существует 8 гласов), по обиходному распеву.
Песнопения Святой Пасхи — Светлого Христова Воскресения
Начальная стихира Воскресная, глас 6:
Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се, / А́нгели пою́т на небесе́х, / и нас на земли́ сподо́би / чи́стым се́рдцем / Тебе́ сла́вити.
Тропарь Пасхи, во глас 5:
Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Пасхальное начало:
Первый стих: Да воскре́снет Бог, / и расточа́тся врази́ Его́.
И на кийждо стих поем тропарь: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (единожды).
Вторый стих: Я́ко исчеза́ет дым, / да исче́знут.
Христо́с воскре́се: (единожды).
Третий стих: Та́ко да поги́бнут гре́шницы от Лица́ Бо́жия, / а пра́ведницы да возвеселя́тся.
Христо́с воскре́се: (единожды).
Четвертый стих: Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, / возра́дуемся и возвесели́мся в онь.
Христо́с воскре́се: (единожды).
Слава: Христо́с воскре́се: (единожды).
И ныне: Христо́с воскре́се: (единожды).
Таже вышшим гласом: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Кондак, глас 8:
А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, / но а́дову разруши́л еси́ си́лу, / и воскре́сл еси́, я́ко победитель, Христе́ Бо́же, / жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся, / и Твои́м апо́столом мир да́руяй, / па́дшим подая́й воскресе́ние.
Задостойник Пасхи:
А́нгел вопия́ше Благода́тней: / Чи́стая Де́во, ра́дуйся! / И па́ки реку́: ра́дуйся! / Твой Сын воскре́се / тридне́вен от гро́ба, / и ме́ртвыя воздви́гнувый, / лю́дие, весели́теся.
Свети́ся, свети́ся, / но́вый Иерусали́ме, / сла́ва бо Госпо́дня / на тебе́ возсия́. / Лику́й ны́не / и весели́ся, Сио́не. / Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, / о воста́нии Рождества́ Твоего́.
Стихиры Пасхи. Глас 5.
Стих: Да воскре́снет Бог, / и расточа́тся врази́ Его́.
Па́сха / свяще́нная нам днесь показа́ся; / Па́сха но́ва свята́я; / Па́сха та́инственная; / Па́сха всечестна́я. / Па́сха Христо́с Изба́витель; / Па́сха непоро́чная; / Па́сха вели́кая; / Па́сха ве́рных. / Па́сха две́ри ра́йския нам отверза́ющая. / Па́сха всех освяща́ющая ве́рных.
Стих: Я́ко исчеза́ет дым, / да исче́знут.
Прииди́те / от виде́ния жены́ благове́стницы, / и Сио́ну рцы́те: / приими́ / от нас ра́дости благове́щения, Воскресе́ния Христо́ва: / красу́йся, лику́й / и ра́дуйся, Иерусали́ме, / Царя́ Христа́ узре́в из гро́ба, / я́ко жениха́ происходя́ща.
Стих: Та́ко да поги́бнут гре́шницы от Лица́ Бо́жия, / а пра́ведницы да возвеселя́тся.
Мироно́сицы жены́, / у́тру глубоку́, / предста́вша гро́бу Живода́вца, / обрето́ша А́нгела / на ка́мени седя́ща, / и той провеща́в им, / си́це глаго́лаше: / что и́щете Жива́го с ме́ртвыми; / что пла́чете Нетле́ннаго во тли? / Ше́дше, пропове́дите ученико́м Его́.
Стих: Сей день, его́же сотвори Госпо́дь, / возра́дуемся и возвесели́мся в онь.
Па́сха кра́сная, / Па́сха, Госпо́дня Па́сха! / Па́сха всечестна́я / нам возсия́. Па́сха, / ра́достию друг дру́га обы́мем. / О Па́сха! / Избавле́ние ско́рби, / и́бо из гро́ба днесь, / я́ко от черто́га / возсия́в Христо́с, / жены́ ра́дости испо́лни, глаго́ля: / пропове́дите апо́столом.
Слава, и ныне, глас 5:
Воскресе́ния день, / и просвети́мся торжество́м, / и друг дру́га обы́мем. / Рцем бра́тие, / и ненави́дящим нас, / прости́м вся Воскресе́нием, / и та́ко возопии́м: / Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Иже во святых отца нашего Иоанна, Архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, слово Огласительное во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения.
А́ще кто благочести́в и боголюби́в, да наслади́тся сего́ до́браго и све́тлаго торжества́. А́ще кто раб благоразу́мный, да вни́дет ра́дуяся в ра́дость Го́спода своего́. А́ще кто потруди́ся постя́ся, да восприи́мет ны́не дина́рий. А́ще кто от пе́рваго часа́ де́лал есть, да прии́мет днесь пра́ведный долг. А́ще кто по тре́тием часе́ прии́де, благодаря́ да пра́зднует. А́ще кто по шесто́м часе́ дости́же, ничто́же да сумни́тся, и́бо ничи́мже отщетева́ется. А́ще кто лиши́ся и девя́таго часа́, да присту́пит, ничто́же сумня́ся, ничто́же боя́ся. А́ще кто то́чию дости́же, и во единонадеся́тый час, да не устраши́тся замедле́ния: любочести́в бо Сый Влады́ка, прие́млет после́дняго я́коже и пе́рваго: упокоева́ет в единонадеся́тый час прише́дшаго, я́коже де́лавшаго от пе́рваго часа́. И после́дняго ми́лует, и пе́рвому угожда́ет, и о́ному дае́т, и сему́ да́рствует, и дела́ прие́млет, и наме́рение целу́ет, и дея́ние почита́ет, и предложе́ние хва́лит. Те́мже у́бо вни́дите вси в ра́дость Го́спода своего́: и пе́рвии и втори́и, мзду приими́те. Бога́тии и убо́зии, друг со дру́гом лику́йте. Возде́ржницы и лени́вии, день почти́те. Пости́вшиися и непости́вшиися, возвесели́теся днесь. Трапе́за испо́лнена, наслади́теся вси. Теле́ц упита́нный, никто́же да изы́дет а́лчай, вси наслади́теся пи́ра ве́ры: вси восприими́те бога́тство бла́гости. Никто́же да рыда́ет убо́жества, яви́ся бо о́бщее Ца́рство. Никто́же да пла́чет прегреше́ний, проще́ние бо от гро́ба возсия́. Никто́же да убои́тся сме́рти, свободи́ бо нас Спа́сова смерть. Угаси́ ю́, И́же от нея́ держи́мый. Плени́ а́да, Соше́дый во ад. Огорчи́ его́ вкуси́вша пло́ти Его́. И сие́ предприе́мый Иса́иа возопи́: ад, глаго́лет, огорчи́ся, срет Тя до́ле. Огорчи́ся, и́бо упраздни́ся. Огорчи́ся, и́бо пору́ган бысть. Огорчи́ся, и́бо умертви́ся. Огорчи́ся, и́бо низложи́ся. Огорчи́ся, и́бо связа́ся. Прия́т те́ло, и Бо́гу прирази́ся. Прия́т зе́млю, и сре́те Не́бо. Прия́т е́же ви́дяше, и впаде́ во е́же не ви́дяше. Где твое́, сме́рте, жа́ло; где твоя́, а́де, побе́да? Воскре́се Христо́с, и ты низве́рглся еси́. Воскре́се Христо́с, и падо́ша де́мони. Воскре́се Христо́с, и ра́дуются А́нгели. Воскре́се Христо́с, и жизнь жи́тельствует. Воскре́се Христо́с, и ме́ртвый ни еди́н во гро́бе. Христо́с бо воста́в от ме́ртвых, Нача́ток усо́пших бысть. Тому́ сла́ва и держа́ва, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
«Воскресение Твое, Христе Спасе»
Поделиться
Фото хора с международного фестиваля церковной музыки «Хайнувка»
Богослужение праздника Пасхи начинается с крестного хода. Священник вместе с церковнослужителями и прихожанами торжественно обходят храм, неся в руках Евангелие, свечи и иконы. Пасхальный крестный ход — древняя традиция. Она возникла ещё в первые века христианства, когда крещение совершалось преимущественно над взрослыми людьми. Подготовка к таинству могла длиться в те времена несколько лет. А само крещение совершалось обычно накануне великих праздников. Прежде всего, накануне Пасхи. Крещение проходило в открытых водоёмах или специальных храмах — баптистериях. Приняв таинство, новокрещёные отправлялись в главный храм города. Они шли не поодиночке, а единым шествием, которое и стало первым в истории крестным ходом. Принявшие таинство люди шли в храм, воспевая особые молитвословия. Одно из них мы и сегодня слышим перед началом пасхального богослужения. По первым своим словам оно называется — «Воскресение Твое, Христе Спасе». Подробнее о содержании этого молитвословия рассказывает священник Антоний Борисов.
Большую часть песнопений пасхального богослужения составил великий церковный поэт — Иоанн Дамаскин. Святой Иоанн родился в седьмом веке и вырос на территории Персидской империи. Сначала он занимал государственную должность, а затем удалился в монастырь, где и написал свои знаменитые богослужебные песнопения. Одно из них — молитвословие, с которого начинается пасхальное богослужение. Его церковнославянский текст звучит так:
«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем тебе славити».
Перевод на русский язык выглядит следующим образом:
«Твоё воскресение, Спаситель Христос, ангелы воспевают на небесах, и нас на земле удостой чистым сердцем славить Тебя».
Молитвословие поётся много раз в самом начале пасхальной службы, перед крестным ходом. В Русской Православной Церкви принято начинать богослужение Пасхи в полночь. Ровно в двенадцать часов ночи по местному времени духовенство при закрытых царских вратах тихо начинает петь «Воскресение Твое, Христе Спасе». Второй раз молитвословие поётся тоже священнослужителями, но уже громче. Открываются царские врата. В третий раз священники поют «Воскресение Твое, Христе Спасе» до половины — песнопение подхватывает хор, а затем и все прихожане.
Молитвословие «Воскресение Твое, Христе Спасе» стало настоящим символом пасхального богослужения. Оно поётся не только в начале службы, но и в течение всего крестного хода. Песнопение призывает всех пришедших в храм встретить Воскресение Христа со светлым, чистым сердцем и таким образом стать похожими на ангелов, рассказавших апостолам и жёнам-мироносицам о восстании Спасителя из мёртвых. Давайте послушаем песнопение «Воскресение Твое, Христе Спасе» в исполнении хора Оптиной пустыни.
Светлое Христово Воскресение – Пасха Господня
19 апреля 2022 года все православные христиане празднуют Праздник праздников и Торжество торжеств, радостно возглашая: «Христос Воскресе!»
«Христос воскресе из мертвых»
«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».
Эти два ключевых Пасхальных песнопения — стихира и тропарь самого главного церковного праздника — знают все православные христиане. Все, кто хотя бы раз в жизни пришёл к Пасхальной заутрене, кто прошёл торжественным крестным ходом вокруг храма в самую светлую ночь в году. «Светлую» не в понимании северных «белых ночей», но озарённую неземным благодатным светом Воскресшего Христа.
Жёны-мироносицы. Фото: www.oopnm.ru
В эти моменты мы не просто находимся в том или ином городе или селе и не просто 19 апреля 2022 года (надеюсь, единственный год, когда большинство православных христиан будут лишены возможности молиться в храмах), а вне времени и пространства. Таинственным образом мы пребываем и во Святом граде Иерусалиме в тот самый день, когда ещё никто из учеников Христа не знал о том, что Господь воскрес из мертвых, но только Ангелы на Небесах славили Его Воскресение. И уже на следующий день об этом узнали святые жёны-мироносицы. Вот как описывает это в Евангелии апостол-евангелист Марк:
По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен…»
И мы сегодняшние, столь разные и столь одинаковые в своих пасхальных чувствах, в чём-то близким тем святым жёнам, которые первыми узнали о Христовом Воскресении. И если кто-то не соблюдал Великий пост, то и ему стоит напомнить слова Святителя Иоанна Златоуста, которые читаются в эту святую ночь. В своём огласительном поучении великий учитель нашей Церкви говорит, что безо всякого сомнения и опасения этим торжеством должен насладиться каждый:
Воздержаные и нерадивые, день почтите! Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь сегодня! Трапеза полна пищи! Наслаждайтесь все! Телец огромный: пусть никто не уйдет голодным! Все пользуйтесь богатством благости! Никто пусть не плачет от бедности, потому что явилось общее царство! Никто пусть не оплакивает согрешений: прощение возсияло из гроба! Никто пусть не страшится смерти, потому что освободила нас смерть Спасителя!
«Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»
Фото: 5ph/www.shutterstock.com
Весь смысл Пасхи Господней заключён в Победе над смертью. Практически в каждой семье принято красить пасхальные яйца, но не каждый задумывался над символикой этого древнего обычая. А ведь обычное куриное яйцо уже само по себе символизирует гроб и воскресение. Ну а красный цвет, причём неважно — насыщенно-алый от анилиновых красок или оранжево-багровый от луковой шелухи, — это Кровь Распятого Христа. И, конечно, нельзя не вспомнить предание, как святая Мария Магдалина подарила императору Тиберию пасхальное яйцо со словами «Христос Воскресе!». По одной из версий этого предания, яйцо само окрасилось в красный цвет, когда император-язычник усомнился в Чуде Христова Воскресения.
Фото: www.pravoslavie.ru
Пасха – это возможность почувствовать, что смерти нет
Именно Крестная смерть Спасителя искупила грехи всех людей. И когда мы видим на иконе Христа, который сходит в ад и спасает оттуда наших прародителей Адама и Еву, то должны понимать весь глубокий смысл этого образа. Ведь даже ветхозаветные праведники из-за грехопадения праотцев до Христова Воскресения находились в аду, и именно Спаситель, «сущим во гробех живот даровав», подарил вечную жизнь всем прежде умершим. И сегодня каждый христианин должен помнить, что никакой смерти нет, что земное умирание — это начало вечной жизни. Наверное, лучше многих других проповедников об этом сказал современник наших дедов и прадедов, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) в одной из своих проповедей 1946 года:
Смерти нет, но к смерти надо готовиться всю жизнь, потому что смерть — это дверь в вечность. Какое это великое, ни с чем не сравнимое счастье — наше бессмертие! Святой Григорий Богослов, рассуждая о бессмертии в одной из своих проповедей, говорит: «У меня дух замирает, когда я представляю себе то нескончаемое будущее, которое лежит предо мной».
И здесь очень важно помнить, что самое главное, к чему мы должны готовиться всю жизнь, — это спасение наших душ и их соединение с Богом. Именно в этом и заключается не просто ключевой, а единственный смысл земной жизни каждого христианина. Жизни, средоточием которой является сегодняшний Праздник.
Поздравляем православных христиан со Светлым Христовым Воскресением — Пасхой Господней! Христос Воскресе!
Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех! (комментарий в свете веры)
Преп. Андрей Рублев. Сошествие во ад. Нач. XV в. |
Стихира праздника Пасхи Христовой, глас 6:
Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.
Тропарь, глас 5:
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
Кондак, глас 8:
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся! и Твоим апостолам мир даруяй, подшим подаяй Воскресение.
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru |
Ночью с 30 апреля на 1 мая, в праздник Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил череду Пасхальных богослужений в Храме Христа Спасителя.
Перед началом Крестного хода Святейший Патриарх по телевидению обратился к пастве:
В эту Пасхальную ночь я сердечно поздравляю архипастырей и пастырей, монашествующих, всех православных верующих, во Отечестве и в рассеянии сущих, с праздником Светлого Христова Воскресения и приветствую всех вас радостным идущим от апостольских времен Пасхальным приветствием: Христос Воскресе!
Я желаю, чтобы радость праздника коснулась каждого сердца, чтобы каждый ощутил радость от встречи с Воскресшим Господом и Спасителем. И пусть эта радость дает силы, мужество переносить все жизненные тревоги, испытания, болезни. Мы должны сознавать, что Господь с нами, а если Господь с нами, то нам не страшны никакие испытания, которые встают на нашем жизненном пути.
Через несколько дней в нашем Отечестве и во всем мире будет отмечаться годовщина окончания самой кровопролитной войны – 60-летие Победы в Великой Отечественной войне, которая была достигнута ценой неисчислимого количества жертв. Все мы должны помнить тот подвиг, который совершили наши отцы и деды ради освобождения нашего Отечества и все мира от фашизма. Я поздравляю всех вас с этим грядущим праздником. Мы вспоминали об этом беспримерном подвиге, отмечая 20-летие Победы, мы помним о нем сегодня, когда отмечаем 60-у годовщину окончания войны. Пусть же граждане России, отмечая и 80-летие подвига своих отцов и дедов, и последующие юбилеи Великой Победы, вечно помнят о том великом мужестве, которое явил наш народ в борьбе с фашизмом. Это мужество должно воспитывать молодое поколение, которое не знает ужасов войны, не знает тех страданий, которые перенесли их отцы и деды наши, защищая наше Отечество.
Я еще раз желаю всем светлого и радостного праздника Пасхи Христовой. Знаменательно, что и в День Победы, 60 лет тому назад, мы отмечали окончание войны в Пасхальный период. И ныне 60-летие Великой Победы мы отмечаем в дни Пасхальных торжеств, радуясь о Воскресшем Господе Спасителе и веря, что Господь дарует нам и в дальнейшем победу над грехом, дарует нам Свою благодать и Свою милость. Радости о Господе Воскресшем желаю всем вам, мира душевного, здоровья и помощи Божией во всех делах ваших и на всем вашем жизненном пути.
С праздником! Христос Воскресе!
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru |
Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил Полунощницу и Крестный ход, после чего совершил Пасхальную заутреню и Божественную литургию в Храме Христа Спасителя.
Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений и епископ Дмитровский Александр.
На Пасхальном богослужении присутствовали Президент России Владимир Владимирович Путин, председатель Правительства Михаил Ефимович Фрадков, глава Администрации Президента Дмитрий Анатольевич Медведев, Полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Георгий Сергеевич Полтавченко, мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков, другие видные государственные и общественные деятели.
Патриаршее богослужение транслировалось по центральным каналам телевидения. Перед началом Крестного хода Святейший Патриарх по телевидению обратился к пастве.
Во время Крестного хода епископ Красногорский Савва передал Предстоятеляю Русской Православной Церкви Благодатый огонь, доставленный в Москву из Храма Живоносного Гроба Господня в Иерусалиме.
По древней традиции за Пасхальной заутреней Его Святейшество прочитал Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста.
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru |
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru |
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru |
По окончании заутрени Святейший Патриарх Алексий обратился с Пасхальным приветствием к Президенту России В.В.Путину, руководителям государства и участникам богослужения:
«Христос Воскресе! Я сердечно приветствую Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, который несколько дней тому назад посетил Храм Воскресения Христова в Иерусалиме и молился у Живоносного Гроба Спасителя, вознося молитву за Отечество и народ наш. Ваше пребывание ныне на Пасхальном богослужении в Храме Христа Спасителя для нас особенно знаменательно: Вы как бы передаете благословение от святыни, перед которой молились в дни Страстной седмицы.
В нынешнем году, как и 60 лет тому назад, праздник Победы отмечается в Пасхальный период, когда мы прославляем Воскресшего Господа Спасителя. Отмечая этот общий для всех нас праздник в дни Святой Пасхи, мы снова и снова вспоминаем великий подвиг наших отцов и дедов, которые вместе ковали Победу, не разделяясь ни по национальной принадлежности, ни по религиозным взглядам. Будут проходить десятилетия с этих великий дней, но мы должны помнить о неисчислимых жертвах, которые принес наш народ ради Победы. Памятование об этом всенародном подвиге имеет огромное воспитательное значение для всех нас, особенно для молодого поколения, для тех, на чью долю не выпали те огромные тяготы и лишения, которые вынесли на своих плечах наши отцы и деды.
От всего народа Божия хочу поздравить Вас, Владимир Владимирович, а также Главу правительства, Главу Администрации, Полномочного представителя в Центральном федеральном округе, мэра Москвы с праздником Светлого Христова Воскресения. Пусть радость о Воскресшем Господе укрепляет вас в подвиге служения Отечеству и нашему народу. Дай Бог, чтобы великая дата — 60-летие Победы в Великой Отечественной войне — объединила всех нас в памятовании о том огромном подвиге, который совершил наш народ. Христос Воскресе!».
Перед началом Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий сообщил:
«К крестному ходу из святого града Иерусалима был доставлен Благодатный огонь, который по уже сложившейся традиции ежегодно привозится в Москву, а из стольного града рассылается по городам и весям нашего Отечества. И сегодня мы откроем сосуд с этой святыней и дадим возможность сошедшему чудесным образом на Живоносный Гроб Господень огню распространиться среди верующих, а некоторые богомольцы унесут его в свои дома». Затем Его Святейшество возжег свечи от Благодатного огня и раздал их участникам богослужения.
За Божественной литургией было оглашено Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru |
По окончании Пасхальной Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение артоса и еще раз поздравил участников богослужения с Пасхой Христовой:
Поздравляю собратьев архипастырей, всечестных отцов, всех вас, дорогие братья и сестры, с праздником Светлого Христова Воскресения!
Слава Богу, дожили мы до праздника Пасхи и торжественно празднуем и встречаем Воскресшего Господа Спасителя! Я молитвенно желаю всем вам радости о Воскресшем Господе нашем. Желаю, чтобы Он даровал всем вам, семьям вашим, близким вашим мир, здравие душевное и телесное, чтобы каждый из нас чувствовал, что с нами Бог, Который воскрес, Который пришел на землю, совершил искупительный подвиг нас ради человек и нашего ради спасения. Пусть же эта радость о Воскресшем Господе и Спасителе нашем укрепляет нас в жизненных скорбях, трудностях и печалях. Мы должны чувствовать, что с нами Господь, а с Господом нам не страшны никакие испытания.
Я приветствую вас вновь и вновь радостным, идущим от времен апостольских, Пасхальным приветствием: Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Светлого, радостного, спасительного праздника Пасхи Христовой желаю всем вам, дорогие братья и сестры!
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru |
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru |
Президент России Владимир Владимирович Путин направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II поздравление с праздником Светлого Христова Воскресения. В послании говорится:
«Ваше Святейшество! Сердечно поздравляю Вас со Светлым Христовым Воскресением.
Многолетняя плодотворная деятельность на посту Предстоятеля Русской Православной Церкви заслужила Вам высокий авторитет и уважение в обществе. Граждане России ценят Вашу неустанную заботу о сохранении в стране гражданского мира и согласия, развитии межрелигиозного диалога, укреплении духовно-нравственных основ общества.
От всей души желаю Вам здоровья и новых успехов в ответственном служении на благо России».
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru |
1 мая, в праздник Светлого Христова Воскресения, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великую вечерню.
Его Святейшеству сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископы Можайский Григорий, Истринский Арсений, Верейский Евгений, председатель Учебного комитета при Священном Синоде, Орехово-Зуевский Алексий, епископы Киринский Афанасий, представитель Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси, Филипппольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси, Аркадий (Афонин), Никон (Миронов), Красногорский Савва, Видновский Тихон, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк.
Пасхальная вечерня транслировалась по телевидению.
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru |
По окончании богослужения Предстоятель принял традиционные Пасхальные поздравления архипастырей Русской Православной Церкви, представителей Поместных Православных Церквей, клириков и мирян Первопрестольного града Москвы. Поздравляя Святейшего Патриарха от лица Священного Синода и всей Полноты Русской Православной Церкви, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий преподнес Его Святейшеству Пасхальное яйцо с изображениями Пасхи Христовой и двух отмечаемых в нынешнем году славных исторических юбилеев — 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и 625-летия Куликовской битвы.
Обращаясь к Предстоятелю Русской Православной Церкви с Пасхальным приветствием, митрополит Ювеналий сказал:
«Сегодня в Пасхальную ночь мы вошли в радость Господа нашего, празднуя Его тридневное Воскресение. И сегодня вечером в радости духовной мы стоим рядом с Вами, продолжая праздновать Пасху Божию спасительную.
В Евангельском повествовании, прочитанном ныне за вечерним богослужением, диссонансом прозвучали слова апостола Фомы, который среди всеобщей радости, услышав от своих собратьев и жен-мироносиц весть о Воскресении Христовом, ответил, что не поверит сей вести, пока сам не приложит руки свои к ранам Спасителя. И мы знаем, что прошло восемь томительных для апостола Фомы дней, прежде чем он воскликнул: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20. 28).
Чем-то подобен ему и наш народ. Не восемь дней, Ваше Святейшество, но пятнадцать лет с жертвенной любовью и воодушевлением Вы проповедуете Евангельское слово в нашей земле, проповедуете народу, который в течение нескольких десятилетий пребывал в атмосфере атеизма. В результате миссионерской, просветительской деятельности Святой Русской Церкви, Предстоятелем которой Вы являетесь, миллионы наших сограждан вернулись к отеческой вере. Но мы знаем, что и до сегодняшнего дня не все могут сказать подобно апостолу Фоме «Господь мой и Бог мой!» Поэтому хочется пожелать многой Божественной помощи Вам как Первосвятителю земли Русской, чтобы и дальше наша Церковь, вдохновляемая Вашим живым примером, Вашим самоотверженным, жертвенным служением, продолжала обращаться к тем, кто не познал еще радости Богообщения, дабы во благовремении они смогли сказать вместе с Христовым учеником: «Господь мой и Бог мой».
Позвольте в этот Пасхальный вечер горячо и сердечно приветствовать Вас от лица Священного Синода, от епископата Русской Православной Церкви, Синодальных учреждений, Духовных школ, святых обителей и многомиллионной паствы Вашей, в России и в рассеянии сущей, от представителей Православных Поместных Церквей при Вашем Патриаршем престоле. Мы молимся Господу Жизнодавцу, чтобы он умножал до бесконечности Ваши силы для того, чтобы и дальше Вы вели нашу Церковь ко спасению людей, к возрождению духовной жизни в Отечестве. Христос Воскресе!».
Святейший Патриарх обратился к митрополиту Ювеналию и всем собравшимся с ответным словом:
«Ваше Высокопреосвященство, я сердечно благодарю Вас за поздравление, которое Вы передали от имени членов Священного Синода, от лица епископата нашей Церкви, представителей Поместных Православных Церквей, находящихся в Москве, обителей земли Русской, Синодальных отделов, Духовных учебных заведений и всей Полноты нашей Святой Церкви. Спасибо Вам, Вы всегда вкладываете в Пасхальный дар особое содержание. И в этот раз в нем отражены два юбилея, которые мы отмечаем в этом году. Ваш нынешний Пасхальный дар напоминает сегодня не только о Светлом Христовом Воскресении, но и о двух славных годовщинах нашей истории — 60-летии Победы в Великой Отечественной войне и 625-летии Куликовской битвы.
Все мы осознаем живую связь с историей нашей страны. Только в единении с нею мы по-настоящему можем ощутить, что являемся преемниками и наследниками наших славных предков. Среди них – сонм православных подвижников, в числе которых преподобный Сергий, благословивший святого великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, а также миллионы русских воинов, которые отдали свои жизни, защищая наше Отечество. 60 лет прошло со дня Великой Победы, но думаю, что и далее, на протяжении многих лет, народ России будет хранить память о беспримерном подвиге, который явили наши отцы и деды, встав на защиту Отчизны от фашизма и отдав свои жизни ради Великой Победы. Победа была достигнута дорогой ценой – за нее пожертвовали своими жизнями многие миллионы наших соотечественников.
Благодаря беспримерному подвигу наших отцов и дедов мы имеем сегодня возможность строить обновленную жизнь нашей России и созидать дело ее духовного возрождения. Его зримым символом стал Храм Христа Спасителя, в котором мы совершаем Пасхальные богослужения. Сегодня в Пасхальную ночь в беседе с мэром Москвы Ю.М.Лужковым мы говорили о том, что если бы не было Храма Христа Спасителя, нам негде было бы совершать такие масштабные богослужения, на которые стекается множество верующих, и должным образом отмечать памятные даты истории нашей страны.
Но возрождаются сотни и тысячи других храмов России и ее столицы. Вчера, в преддверии Пасхи, я по традиции посетил девять приходов города Москвы в новых, так называемых «спальных», районах. В одном из них первое богослужение состоялось в праздник Пасхи Христовой. Я увидел сотни людей, стекающихся к этому храму, начинающему свою молитвенную жизнь, свое служение нашему многострадальному народу.
Еще не всех людей коснулась весть о Воскресшем Господе Спасителе, многие еще не могут вместе с апостолом Фомой воскликнуть: «Господь мой и Бог мой». Поэтому архипастыри и пастыри должны не ослабевать в служении и подвигах, просвещая светом веры Христовой наших соотечественников. Миссионерская деятельность Церкви – сегодня одно из ее главнейших служений. Отрадно, что уже сейчас мы можем свидетельствовать: все больше и больше людей в России осознают, что без Бога нельзя жить, и возвращаются в ограду Церкви Христовой, где молились, находили утешение и духовную поддержку их предки.
На протяжении тысячелетней истории России Православная Церковь всегда была со своим народом, разделяя его трудности и его радости. Так было в прошлом, так будет и в будущем. И мы надеемся, что наши общие усилия будут и дальше приносить добрые плоды. Я молитвенно желаю Вашему Высокопреосвященству, всем архипастырям и пастырям, монашествующим, труженикам на ниве духовного просвещения, миссионерам нашей Церкви, представителям Поместных Православных Церквей, которые вносят свой вклад в просвещение нашего народа, чтобы Господь всем нам дал силы и мужество совершать это служение и сподобил нас увидеть, что слова наши и наши усилия находят отклик в сердцах и душах соотечественников.
Радость Пасхи Христовой разделяют с нами миллионы людей, проживающих на просторах России от Дальнего Востока до западных границ нашего Отечества и в рассеянии сущих. Много наших соотечественников в силу различных обстоятельств оказались за рубежом. В странах, где они проживают, создается все больше православных приходов. В них наши соотечественники обретают живую связь со своей Родиной, получают возможность почувствовать, что они не сироты, что они не одиноки, хотя и живут в чужой земле, среди людей иного языка, иной культуры, других религий. Наши соотечественники за рубежом получают в Церкви укрепление сил, заряд духовной бодрости, которые им так необходимы.
Спасибо всем, кто сегодня в этот вечер первого дня Пасхи Христовой разделил с Нами молитву за Пасхальной Великой вечерней. Да укрепит всех нас Воскресший Господь Своей благодатию в несении жизненного креста, в возрастании в христианских добродетелях, чтобы жизнь наша являла пример окружающим, как о том сказал Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего Небесного» (Мф 5. 16).
В заключение я хочу еще и еще раз приветствовать всех вас радостным Пасхальным приветствием. Оно переходит из рода в род, из поколения в поколение. Оно пришло к нам от времен апостольских, утешает, дает надежду и веру, что Воскресший Господь пребывает с нами. А если Господь с нами, а мы – с Господом, то нам не страшны никакие трудности, тяготы и испытания. Христос Вокресе! Воистину Воскресе!»
Участники богослужения получили Первосвятительское благословение и обменялись с Предстоятелем Церкви традиционными Пасхальными подарками.
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru |
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru |
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
Мы погреблись с Ним крещением в смерть,
дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца,так и нам ходить в обновленной жизни.Рим. 6, 4
Возлюбленные о Христе Воскресшем Преосвященные архипастыри, весь священнический, диаконский и монашеский чин, боголюбивые чада нашей Святой Православной Церкви! Приветствуя каждого из вас пасхальным целованием, обращаю к вам полные неизреченной радости слова:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Величайший из праздников празднуем мы сегодня, прекраснейшее из торжеств торжествуем. Светлая пасхальная радость, сияющая в наших сердцах, согревает нас среди земных забот, вдохновляет на жизнь в добре и любви, дарует нам предчувствие собственного грядущего воскресения. Всем отверзает Господь благодатный источник этой радости и не спрашивает сегодня, в который час кто вышел на делание свое. Знает Он верных Своих, трудившихся от первого часа, но знает и то, что пришедшие к одиннадцатому часу преодолели, быть может, самую трудную часть пути. И нет дела более угодного Богу, чем принести эту святую радость тем, кто ее не знает, чьи души еще не озарил нетленный свет Пасхи Христовой. И эта светоносная, преображающая, животворящая радость отвалит камни от гробов, в которых запечатаны их души.
Обращая ликующие пасхальные песнопения к Восставшему из мертвых, Первенцу среди умерших (1 Кор. 15, 20), мы и в самих себе ощущаем чудо совоскрешения: мы более не мертвы духовно, но Живы благодатию Божией, искупившей нас от греха и смерти, соделавшей нас во Христе новым творением.
Это чудо творит любовь Воскресшего Спасителя, победившего смерть Крестным Подвигом. Для спасения человечества, отступившего от Божия замысла, Сотворивший Жизнь сошел во ад, смирив Себя до смерти, даже до смерти крестной, и даровал нам Новую Пасху — таинственный переход от смерти к Жизни, от тьмы к свету, от земли к вечному Царству Божию. И этот переход открывается для нас уже в этой нашей временной жизни, если мы в земном своем странствии через молитву и смиренное принятие воли Божией, через дела милосердия и служение ближним соединяемся со Христом.
Освобождаясь из греховного плена, всеми силами устремляясь к сияющему свету Христову, мы делаем прекраснее нашу жизнь, ибо умножаем в своей душе вечные богатства — по слову Писания: «Собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль, ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 20-21).
Откровение о том, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8), — это величайший дар Воплотившегося Сына Божия человечеству. Любовь преображает, очищает и освящает все вокруг нас. И мы, следуя заповеди Спасителя о жертвенной, самоотверженной любви к людям, приобщаемся к Божественной любви, которая, разгоревшись в наших сердцах, неугасимой пасхальной радостью наполнит и всю нашу Жизнь. Тогда исполнятся на нас апостольские слова: «Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин. 4, 7).
Будем же идти путем спасения неленостно и неуклонно. Да, сей путь всегда бывает тернист и узок. И не случайно многие в окружающем нас мире ушли с этого пути, затуманив свой духовный взор стремлением к власти и славе, комфорту и обладанию земными сокровищами, безудержному потреблению и бесконечным развлечениям. Церковь знает, что такая дорога ведет человека в тупик и никогда не сделает его счастливым. Путь же Христов, путь крестоношения и воскресения, приводит нас к свету, воссиявшему от живоносного Гроба Господня. Жить в этом свете — значит побеждать любую скорбь и печаль, иметь полноту мира и радости.
Возлюбленные! Будем по завету апостольскому «ходить в обновленной жизни». Отринем вражду и распри, греховные привычки и душевную расслабленность. Каждым днем и часом нашей жизни исполним заповедь Христову: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).
Среди нас множество людей, остро нуждающихся в помощи и заботе. Это наши пожилые сограждане, жертвы войн, преступлений и стихийных бедствий, те, кто страдает от болезней, бедности, одиночества, сиротства, бездомности. Принесем каждому из них как пасхальный дар нашу деятельную любовь, наши лепты и труды милосердия.
«День Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, — пишет святой Иоанн Златоуст, — основание мира, начало примирения, прекращение враждебных действий, разрушение смерти, поражение диавола». Пусть Пасха Христова водворит мир там, где льется кровь и разгорается ненависть. Пусть все люди Земли протянут друг другу руку братства и соработничества на общее благо. Заверяю каждого, что Русская Православная Церковь будет трудиться во имя благословенного примирения и согласия всего человеческого рода. В этом служении мы неизменно открыты к совместным трудам с государством и многоразличными общественными силами, с людьми разных вер и убеждений.
Через несколько дней мы будем торжественно отмечать 60-летие победы в Великой Отечественной войне. В те тяжелые годы, на грани жизни и смерти, в душе народной с новой силой пробудилась святая православная вера. Для многих наших соотечественников это стало началом новой жизни — жизни во Христе. Тогда светозарный Праздник Пасхи Христовой также пришелся на майские дни и предшествовал всенародному празднику Великой Победы. Христос Спаситель благословил обратившихся к Нему людей Своих миром (Пс. 28, 11).
Возлюбленные о Господе архипастыри, пастыри и чада церковные, в этот светлый и святой день сердечно поздравляю всех вас с Праздником Светлого Христова Воскресения! Ныне, когда сердца православных христиан переполняет пасхальная радость, спешу поделиться ею со всеми нашими братьями и сестрами — православными, христианами других исповеданий, каждым человеком, ближним или дальним.
Всех же священнослужителей, монашествующих и мирян нашей Святой Церкви вновь и вновь прошу совершенствоваться в вере и добрых делах, «дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Пет. 4, 11).
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
1 мая, в день праздника Пасхи Христовой, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к телезрителям с Пасхальным приветствием:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
От всего сердца поздравляю всех вас со светлым праздником Святой Пасхи.
Своими крестными страданиями и Воскресением Христос искупил человечество, освободил каждого из нас от рабства греху, победил смерть и открыл людям путь к Небесному Отцу. Этот нелегкий, но спасительный путь лежит и через наши отношения с ближними. Вот почему радость пасхального торжества для нас будет полной, если мы поделимся этой радостью с теми, кто окружает нас в нашей повседневной жизни: с родными и близкими, друзьями и знакомыми. Пусть в эти святые дни утихнут ссоры и взаимная вражда, а в душах воцарятся мир, любовь и уважение друг к другу.
Давайте не забудем и тех, кто скорбит, кто болен, всех, кто нуждается в нашей поддержке и человеческом участии. Согреем их братской любовью! Ведь и Христос пришел в мир, принял страдания, воскрес из мертвых именно для того, чтобы мы «имели любовь нелицемерную».
Через несколько дней наша Родина и весь мир будут отмечать 60-летие Победы. Война принесла нашему народу неисчислимые страдания. Люди моего поколения помнят, что в военные годы возродилась вера, в открывшиеся храмы потянулись люди, прошедшие окопы и концентрационные лагеря. И среди тех, кто сегодня празднует Светлое Христово Воскресение есть те, кто прошел фронтовые испытания или детьми и подростками пережил ужасы войны. Пусть теперь в их сердцах царит мир. Пусть их старость будет достойной. Об этом должны позаботиться новые поколения – их дети и внуки.
Пасху Господню вместе с нами празднуют миллионы православных за пределами России – на Украине и в Белоруссии, в балтийских государствах и Западной Европе, по всему миру. Мы молимся о том, чтобы разделения, конфликты и расколы, не омрачали жизнь наших единоверцев. Я призываю власти и политиков, которым вверены судьбы людей, помнить об их ответственности перед Богом и историей.
Желаю вам, дорогие братья и сестры, помощи Божией во всех ваших благих делах и начинаниях, мира и счастья вашим домам, светлой радости о Воскресшем Господе. С великим праздником вас!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения
Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества. Аще кто раб благоразумный, да внидет, радуяся, в радость Господа своего. Аще кто потрудися постяся, да восприимет ныне динарий. Аще кто от перваго часа делал есть, да приимет днесь праведный долг. Аще кто по третием часе прииде, благодаря да празднует. Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится; ибо ничим отщетевается. Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже сумняся, ничтоже бояся. Аще кто точию достиже и во единонадесятый час, да не устрашится замедления: любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа; и последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует; и дела приемлет, и намерение целует; и деяние почитает, и предложение хвалит. Темже убо внидите вси в радость Господа своего: и первии, и втории, мзду приимите. Богатии и убозии, друг со другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившийся и не постившийся, возвеселитеся днесь. Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай; вси насладитеся пира веры; вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества: явися бо общее Царство. Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть. Угаси ю, Иже от нея держимый. Плени ада, Сошедый во ад. Огорчи ада, вкусивша плоти его. И сие предприемый Исаиа возопи: ад, глаголет, огорчися, срет Тя доле. Огорчися, ибо упразднися, огорчися, ибо поруган бысть. Огорчися, ибо умертвися. Огорчися, ибо низложися. Огорчися, ибо связася. Прият тело, и Богу приразися. Прият землю и срете небо. Прият, еже видяше, и впаде во еже не видяше. Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть. Тому слава и держава во веки веков. Аминь.
Митрополит Сурожский Антоний (Блум)
Слово в день Пасхи Христовой (14 апреля 1985 г.)
Христос воскресе!
Святой апостол Павел в одном из своих посланий говорит: если не воскрес Христос, то мы самые несчастные из всех людей… И действительно, если не воскрес Христос, то вся наша вера, все, что мы называем нашим духовным опытом, построено на лжи или на иллюзии.
И Христос воистину воскрес! Об этом мы знаем личным опытом; не только десятки, не только тысячи, но миллионы людей опытно в своей жизни испытали живое присутствие и прикосновение Самого Христа. Но мы верим также и в Его плотское, телесное воскресение, о котором свидетельствуют апостолы, говоря, что повествуют о том, что они своими глазами видели, своими ушами слышали, своими руками осязали (1 Ин. 1, 1).
И действительно, жены-мироносицы пришли ко гробу и нашли, что камень был отвален от гроба, и ангел призвал их войти и засвидетельствовать, что гроб пуст; за ними Петр и Иоанн пришли и также обнаружили пустой гроб и пелены, которыми был обвит Христос, лежащие опустошенными, пустыми, потому что тела Христова там уже не было. И вновь явился Христос Своим ученикам: Он с ними ел, Он с ними говорил, они прикасались Его воскресшему телу, они опытом своим, телесным опытом дознались, что Христос – не дух, не привидение, а воскресший плотью их Учитель, победивший смерть. И правда: что в этом удивительного? Если мы действительно верим, что Христос был Сын Божий, Сам Бог, пришедший плотью для спасения мира, то трудно поверить в Его смерть, но легко поверить в Его воскресение. Как мог Христос умереть телом, будучи самой Жизнью, как мог бы Христос остаться в плену у смерти, будучи Жизнью торжествующей, вечной?! Поэтому с радостью и верой будем друг друга приветствовать, зная, что воскрес Христос плотью Своей и что в этом – обещание нашего воскресения, в свое время. Смерть перестала быть для нас предметом страха: она – разверзающаяся дверь в вечность; и когда придет время, глас Божий, который призвал все существующее в бытие, загремит, и воскреснем мы все плотью и духом, и воспоем Господу вечную песнь радости, торжества и благодарения!
Христос воскресе!