Если максимально внимательно вникнуть в науку православной церкви, то можно не один раз услышать о том, что все люди, которые осознанно и постоянно грешили при жизни, так и не раскаявшись, будут терпеть вечные мучения в аду. Конечно же, многих людей это сильно пугает и настораживает, но не все на сто процентов уверены, что так будет на самом деле. Да, можно много рассуждать о том, что же будет с душой человека после смерти, но, чтобы дать ответ на вопрос, будут ли мучения души в аду бесконечными, стоит не просто рассуждать на эту тему, но и изучать соответственную христианскую литературу, а также слушать поучения святых отцов.
Что такое ад – основные понятия
Фото: Elitsy.ru
Рассуждая о том, что такое ад, многие могут создавать в своем воображении действительно страшные картины, о которых даже думать неприятно. На самом же деле, ад – это такое место, которое максимально отдаляет грешников от Бога, а когда человек понимает, что он своим поведением отдалил себя от любящего и милосердного Отца, то начинает терзать себя максимально сам, испытывая при этом сильные мучения.
Ад – это невозможность удовлетворить главные потребности собственной души, поэтому он и будет местом страшных мучений, когда человек осознает, что из-за сомнительных удовольствий он потерял. Основные мучения грешников в аду буду заключаться в том, что они навсегда лишаться Божьей благодати, которая так необходима для души. Ад – это то место, где царит полная тьма, где горит вечный огонь, доставляющий грешникам сильную боль.
Состояние грешников после смерти до Страшного Суда
Согласно церковному учению, в входят души тех грешников, которые, по определению Частного Суда, лишаются (как минимум временного) упокоения в Царстве Славы, тех, например, «кто умирает, прогневав Бога и отчаявшись» (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 68), также, к слову, тех христиан, кто при жизни совершал смертные грехи, покаялся до смерти, но не принес никаких плодов покаяния (Послание восточных патриархов, член 18). В аду они воспринимают воздаяние за грехи.
Может ли наказывать вечными мучениями людей Бог, который есть любовь?
Фото: Flickr.com
Часто люди думают о том, что если Бог есть любовь и учит всех любви, то он не может подвергать вечным мучениям даже нераскаянного грешника, который совершал при своей жизни страшное зло. На самом деле, адские муки не стоит воспринимать, как Божий гнев или его наказание, поскольку они являются последствием деяний конкретной личности, которая, имея свободную волю, выбрала жизнь в грехе, а не вечную благодать.
Если внимательно прочитать толкования, поданные христианам Симеоном Богословом, то можно понять тот факт, что основания ада лежит в глубине греховного человеческого сердца и вечные муки для грешников готовит не любящий Бог, а они сами, не выполняя Его заповеди. Грешники – это духовно слепые люди, которые не могут видеть Бога во всей Его славе, не могут ощутить его любовь, тем самым создавая для себя ад.
В чем же состоят мучения душ грешников в этот период?
Ряд православных богословов связывают формы мучения грешников в аду с определенной библейской символикой: с символикой горения в огне – муки совести, с символикой червя – проявления не уврачеванных греховных страстей, с символикой тьмы – чувство богооставленности.
А, например, свт. Марк Ефесский упоминая испытываемые грешниками страх, угрызение совести, неизвестность будущего, лишение созерцания Бога, в своих «Ответах на вопросы латинян» выражает мнение, что грешники «еще не терпят мучения в гееннском огне, но как бы пред очами его имеют; по причине же видения и ожидания впасть в него, несомненно, горько страдают». Относительно вопроса о том подвергаются ли пленники ада всем мучениям одновременно, он говорит, что «поскольку эти мучения различны и равняются соответственно человеческим грехам, то для некоторых соответствуют все таковыя мучения, для иных же – некоторые из них; и для одних более тяжкия, а для других – более легкия».
Основываясь на святоотеческом учении и видениях загробной участи из церковного предания, можно отметить следующее.
«Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» (Рим.2:9), – говорит апостол Павел. Прп. Паисий Святогорец раскрывает этот духовный закон так: «Мы уже в этой жизни или будем в некоторой степени вкушать райскую сладость и отсюда отправимся в рай, или же будем отчасти переносить адские мучения и — избави нас от этого, Боже — попадем в ад. Добро — это есть рай, а зло — это адское мучение. Творя добро, человек радуется, греша — мучается. Чем больше добрых дел совершает человек, тем большую радость он чувствует, чем больше творит зла, тем сильнее томится душой». Осознание того, что жизнь была прожита и загублена пороками, непрестанные укоры совести за все совершенные грехи, тягостнейшее осознание невозможности что-либо немедленно изменить, – все это будет непрестанно терзать несчастных. Кроме того, невозможность удовлетворить своим греховным пожеланиям и страстям, приобретенным при жизни, и которые никуда не исчезнут, будут жечь этих бедных существ подобно пламени.
Души грешников пребывают «в состоянии мрака, скорби и страдания» (Простр. христ. катехизис). В аду присутствуют мрак, теснота, долетающие отовсюду звуки воплей, души лишены возможности видеть друг друга, однако видят духов злобы в их адском безобразии.
Будут ли мучения в аду бесконечными на самом деле?
Фото: Pravmir.ru
Ответить однозначно на вопрос, будут ли вечными мучения в аду, пока еще никто не осмелился. На счет этого вопроса возникает довольно много споров, поскольку одни считают, что мучения будут вечными, а другие говорят, что ад скорее предназначен для того, чтобы вылечить душу от греха и довести ее до того состояния, когда она будет готова прибывать вечно с Богом. Можно часто услышать мнение о том, что вечные адские муки предназначены для людей, которые совершали грехи особой тяжести. Что же касается мнения святых отцов, которые часто рассуждали про ад и вечные муки, то они пишут по этому поводу такое:
- мучения в аду не будут временными для грешников, а будут длиться целую вечность, говорит Иоанн Златоуст;
- кроме Божьей Любви, существует еще и Божья правда, поэтому люди, осмысленно грешившие при жизни и не раскаявшиеся справедливо проведут вечность в аду, говорит Феофан Затворник;
- грешникам будет некомфортно в раю и неприятно находиться перед Богом, поэтому для них приготовлен ад, говорит Феофан Затворник.
Хоть католики считают ад местом очищения, в православии к этому вопросу относятся более критично и считают, что нераскаянные грешники не могут попасть в рай, даже через прохождение страшных мучений в аду определенное время. Православные отцы и учителя церкви считают, что нераскаянные грешники никогда не будут достойными пребывания в раю и даже не смогут там находиться, поэтому для них подготовлены вечные мучения в аду, которым никогда не будет конца.
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
В этой статье, я попытаюсь рассказать о противоположном мнении относительно доктрины о вечном аде, приводя различные аргументы ЗА и ПРОТИВ. В конечном итоге, только вы решаете во что верить. Эта тема является достаточно важной в понимании характера Бога. От того, как верующие и неверующие люди воспринимают Бога, строятся их отношения или отсутствие таковых.
Я буду ссылаться на следующие стихи из библии, которые обычно приводятся в качестве аргументов вечного ада:
«А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучится день и ночь во веки веков. И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими». (Откровение 20:10-12)
«И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть — вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». (Откровение 20:14-15)
«Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». (Матфея 22:13)
«Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10).
«Каждый из нас даст за себя отчет Богу» (Рим. 14:12).
«Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмет их…» (Ам. 9:2).
«Ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поядает землю и произведения ее, и поядает основания гор» (Втор. 32:22)
«Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деяния 2:31).
«Боязливых же и не верных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою; это смерть вторая» (Откровение 21:8)
«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дияволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.» (от Матфея 25:41)
Мат 5:22: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.»
Мат 5:29: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.»
Мар 9:43-44: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает.»
Также в доказательство вечного ада, упоминают притчу о богаче и Лазаре в Луки 16, но я ее приведу в конце.
Может быть, это не все стихи, говорящие нам о вечном аде, но приводить абсолютно все, как по мне, не имеет смысла, потому что все они имеют одинаковые выражения и одинаковые объяснения этих выражений.
Например: «ввержен в озеро огненное и серное», «будут мучится день и ночь во веки веков», «И смерть и ад повержены в озеро огненное», «тьма внешняя», «плач и скрежет зубов», «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово», «каждый…даст… отчет…», «жжет до ада преисподнего», «не оставлена душа его в аде», «огонь вечный», «муку вечную», «геенна огненная», «ввержено в геенну», «огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает».
Предлагаю взглянуть на эти стихи с другой стороны:
Для начала, надо выяснить для себя, что означает слово «ад», и откуда берет начало доктрина о «вечных муках».
Посмотрим в оригинал библии и выясним в контексте Писания происхождение этого слова:
Слово «шеол», переводчики перевели в ветхом завете как «ад». «Шеол» ̶ это еврейское слово, которое переводится прежде всего, как: «МОГИЛА, ГРОБ, ОБИТЕЛЬ МЕРТВЫХ, СМЕРТЬ, ДУХОВНАЯ СМЕРТЬ». Ветхий завет был написан на древнееврейском и арамейском языках. А в новом завете стоят древнегреческие слова «хадес, аид», так как новый завет написан на древнегреческом. Эти слова означают наше русское слово «ад», которое, кстати, созвучно с греческими эквивалентами «хадес» и «аид», и это означает, что в русский язык слово «ад» пришло из греческого языка. Еврейские писатели нового завета стремились передать смысл древнееврейского слова «шеол» на греческом, заменив «шеол» на «хадес» и «аид». Но в греческом языке эти слова имеют другую смысловую нагрузку, более мифологическую и языческую. Например в греческой мифологии «Хадес (Аид)» ̶ это сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона, властитель подземного царства. Поэтому неважно какую смысловую нагрузку имеют слова «хадес» и «аид». Корни значения этих слов ̶ языческие. И не удивительно, что сейчас, слово «ад», многими христианами воспринимается как некий иной мир, с большим огненным озером, в котором люди горят день и ночь и не умирают, а сатана и черти руководят этим процессом. Потому что в ортодоксальном христианстве много греческого, языческого и некоторые протестанты также не обратили на это внимание. Поэтому, я предлагаю ориентироваться на слово «шеол». В нем нет мифологического контекста.
К сожалению, в греческом нет другого слова, которое хоть приблизительно означает то же, что и «шеол». Поэтому апостолы и использовали эти греческие эквиваленты, хоть они не идеально подходили под описание «шеол». Википедия про «шеол»:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D0%BE%D0%BB
Вообще, если копнуть еще глубже, то доктрина «вечных мук» пришла в Древнюю Грецию, Рим и в последствии к нам из Вавилона. То есть этой доктрине уже много лет. Подробнее по этой ссылке: https://nauka.bible.com.ua/noah/noah2-03.htm
Приступим к рассмотрению тех фраз из стихов, которые приведены выше:
В фразе «тьма внешняя» нет упоминания об огне и вечных муках. Соответственно, это не может служить доказательством ада. «Тьма внешняя» ̶ это, скорее, прообраз отделения от Бога. То есть то, что следует после уничтожения, тьма внешняя ̶ отделение от Бога, Который является Светом.
Касательно фразы «ада преисподнего» обратимся к оригиналу. На месте слова «ад», в еврейском оригинале стоит «шеол». Как мы уже поняли, это слово не несет какой-то мифологический смысл и чаще всего переводится как «могила, смерть», а слово «преисподний» ̶ старое русское слово, которое означает – «подземный, низменный, глубокий», т.е. то, что ниже уровня земли и в итоге, мы переводим как: «Могила подземная» или «глубокая», «низменная». А теперь рассмотрим весь стих:
«Ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада (могилы) преисподнего (подземной, глубокой), и поядает ЗЕМЛЮ и произведения ее, и поядает основания гор» (Втор. 32:22)
Господь гневается за грешные дела рук человеческих и его наказание распространяется по всем местам на земле. Будь то земля и ее произведения, будь то горы или то, что под землей (могилы ̶ «ад»).
Также слово «шеол» в некоторых местах в синодальном переводе библии перевели как «преисподний». Например, в одном из стихов, приведенных выше, есть слово «преисподнюю», но в оригинале стоит «шеол», «Хотя бы они зарылись в преисподнюю (в могилу), и оттуда рука Моя возьмет их…» (Ам. 9:2). Господь имеет власть над всем: над живым и мертвым. Даже если человек умер и тело его похоронено в земле, то от Бога этот человек никуда не спрячется, потому что в конечном итоге, все придут на суд Божий.
Пророк Иона даже чрево кита называл преисподней, поэтому, данное слово никак не синоним ада, и тем более не подразумевает собой вечных мук, хотя Господь и накажет грешников в озере огненном, но грешники не будут вечно мучиться в огне:
«И сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из ЧРЕВА ПРЕИСПОДНЕЙ я возопил, и Ты услышал голос мой.» (Иона 2:3)
В подтверждении вечных мук, приводился еще такой стих:
«Боязливых же и не верных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою; это смерть вторая» (Откр. 21:8)
Что касается озера горящего огнем и серою. Действительно, когда много огня, тем более с серою, то выглядит это как озеро. Также, стоит заметить, что в библии много образов, сравнений и разных литературных приемов.
Далее, напрямую в стихе говорится: «ЭТО СМЕРТЬ ВТОРАЯ». Из этого мы видим, что этот стих доказывает обратное, то есть не вечные муки, а СМЕРТЬ! Всех людей, которые не приняли Христа, жили нечестиво, Бог бросит в озеро огненное и после этого следует СМЕРТЬ!
Когда христиане читают это место из Писания, то почти никто не берет во внимание весь контекст стиха. Многие останавливаются на этом месте: «участь в озере, горящем огнем и серою», не замечая, что тут же идет объяснение, к чему приводит людей участь в огненном озере ̶ к смерти!
Состояние смерти, хорошо описывает Иисус. Мы видим, что после смерти Лазарь не попал в ад, а он просто как бы «уснул». То есть Иисус сравнивает смерть со сном:
11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, УСНУЛ; но Я иду РАЗБУДИТЬ его.
12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
13 Иисус говорил о СМЕРТИ его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь УМЕР;
(От Иоанна 11:11-14)
Следующие стихи:
«Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10).
Каждый из нас даст за себя отчет Богу (Рим. 14:12).
Каждый получит или наказание, или вознаграждение – венец жизни. Только наказание не вечных мук, а вечного отделения от Бога, участи в озере огненном и в конечном итоге смерти. Здесь абсолютно не говорится о вечном процессе. Стоит разобраться, что будет вечно, наказание или последствия этого наказания.
Есть фраза в стихах, что будут мучиться «во веки веков»: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога И ПОЖРАЛ ИХ, а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь ВО ВЕКИ ВЕКОВ.» (Откр.20:7-10)
Что случилось с нечестивыми? Огонь пожрал (в оригинале еще стоит: поедать, поглощать, истреблять) их. Не поджарил, а пожрал. То есть окончательный и бесповоротный ИТОГ. Что касается распространенных аргументов вечных мук на основании слов «будут мучиться день и ночь во веки веков» и подобных, то следует понимать, что это не более чем еврейское идиоматическое выражение, означающее «бесповоротно, окончательно, навсегда». К примеру, пророчество Исаии об Едоме:
«И превратятся реки его в смолу, и прах его ̶ в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; ВЕЧНО БУДЕТ ВОСХОДИТЬ ДЫМ ЕЕ; будет от рода в род оставаться опустелою; ВО ВЕКИ ВЕКОВ никто не пройдет по ней и завладеют ею пеликан и еж; и филин и ворон поселятся в ней; и протянут по ней вервь разорения и отвес уничтожения.» (Исаия 34:9-11)
На территории бывшего Едома сейчас ничего не горит и не дымит, и она не опустела на веки ̶ на ней живут люди.
Еще один пример:
«Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут КАК СОЛОМА, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо ОНИ БУДУТ ПРАХОМ под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф.» (Малахия 4:1-3)
Что случилось с нечестивыми? Они сгорят, как солома, и будут прахом, а не будут тлеть вечно. Не оставит Господь ни корня (дьявола), ни ветвей (грешников).
Далее: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.» (Матфея 25:46)
Варианта перевода «мука» в оригинале вообще нет. Там стоит греческое слово, означающее: «наказание», «кара», «возмездие» и др. То есть в синодальном переводе перевели не точно. На самом деле, этот стих должен звучать так: «И пойдут сии в наказание вечное, а праведники в жизнь вечную.»
«Ибо возмездие за грех — СМЕРТЬ, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.» (Послание к Римлянам 6:23)
«И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.» (Откровение Иоанна Богослова 20:14,15)
Здесь опять мы видим, что стих сам себя объясняет. «И смерть и ад повержены в озеро огненное» ̶ то есть Бог уничтожит все, что он создал на земле. Будь то физические греховные тела или биологические процессы. Будь то проклятие греха, которое порождало смерть каждого человека. Бог это уничтожит! Конечным результатом будет ̶ «…смерть вторая.»
«И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их…»
(Откровение Иоанна Богослова 20:9)
Итак: Что будет вечным, наказание или его последствия?
Что же произойдет с сатаной?
18. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и ПОЖРЕТ тебя: и Я превращу тебя В ПЕПЕЛ на земле перед глазами всех, видящих тебя. 19. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и НЕ БУДЕТ ТЕБЯ ВО ВЕКИ. (Иезекииль 28:18,19)
«Не будет тебя во веки» ̶ библия сама показывает участь сатаны. Его НЕ БУДЕТ уже НИКОГДА! Но если сатана будет гореть вечно в огненном озере, то это означает, что он будет жить вечно! Неужели Господь не справится со злом раз и навсегда? Позволит ли Он греху существовать априори? Позволит ли Он чтобы сатана и его армия ангелов и людей имели жизнь вечную, горя в озере?
12 Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.
13 А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера;
14 взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».
15 Но ты низвержен в АД (могилу), в глубины ПРЕИСПОДНЕЙ (подземельные, глубокие).
(Исаия 14:12-15)
18 Все цари народов, ВСЕ ЛЕЖАТ с честью, каждый в своей УСЫПАЛЬНИЦЕ;
19 а ты повержен ВНЕ ГРОБНИЦЫ своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, — ты, как попираемый ТРУП,
20 не соединишься с ними в МОГИЛЕ; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев.
(Исаия 14:18-20)
Библия уже содержит примеры и описание того, как это должно произойти, потому что земля уже подвергалась ОГНЮ ВЕЧНОМУ:
«и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил В ПЕПЕЛ, показав пример будущим нечестивцам…» (Второе послание Петра 2:6)
«Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни ОГНЯ ВЕЧНОГО, поставлены в пример, —
8. так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.» (Послание Иуды 7,8)
Казнь вечного огня в этом стихе ̶ это последствие от огня, то есть истребление, смерть. Значит и остальные стихи о вечном огне, не означают, что он будет вечным и люди будут мучиться вечно, а последствие от огня будет вечным.
«Ибо, как вы пили на святой горе Моей, так все народы всегда будут пить, будут пить, проглотят и будут, КАК БЫ ИХ НЕ БЫЛО. 17. А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею; и дом Иакова получит во владение наследие свое.» (Авдий 16,17)
9. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы КТО ПОГИБ (был предан смерти), но чтобы все пришли к покаянию. 10. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, РАЗРУШАТСЯ, земля и все дела на ней СГОРЯТ. (Второе послание Петра 3:9,10)
Что касается плача и скрежета зубов. Опять же, тут не говорится о вечных муках. Люди осознают, что навеки отделены от Бога и, что нет пути обратно, только смерть. Это страшное наказание и не надо даже пугать вечными мучениями.
Доктрина о вечных муках выражает не характер Бога, а характер другого существа ̶ сатаны, который постоянно стремится оболгать Бога и извратить Его совершенный характер. Библия не учит вечным мукам, а библию попросту извращают. Бог милостив!
«Скажи им: живу Я, говорит Господь НЕ ХОЧУ СМЕРТИ ГРЕШНИКА (опять же, не говорится: «не хочу вечных мучений грешника в аду», а просто «СМЕРТИ»!), но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; ДЛЯ ЧЕГО УМИРАТЬ вам, дом Израилев?» (Иезекииль 33:11)
«Ибо Я НЕ ХОЧУ СМЕРТИ умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» (Иезекииль 18:32)
Что касается этих стихов:
Мар 9:43-44: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает.»
«И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис.66:24). Получается, что если понимать буквально, то: это червь, который не успокоится, не умрёт, пока у него есть пища ̶ гниющая плоть. Пока эта пища есть ̶ червь не умирает.
«Геенна» ̶ имеет еврейское происхождение. В синодальном переводе она переведена как «ад», «геенна огненная». Это слово образовано от долины «Хинам». Опять же, если бы мы очень хорошо знали ветхозаветные Писания и историю, мы сразу вспомнили бы о долине ХИНАМ (Енном или Гинном), которая располагалась с южной стороны от Иерусалима, и обо всём, чем она была печально знаменита. А «знаменита» она была узким и глубоким оврагом (Тофет), точнее, тем, что в нем происходило.
Там, при царе Ахазе, впавшие в идолопоклонство иудеи сжигали своих детей в честь идола Молоха, при этом они играли на музыкальных инструментах, для того, чтобы заглушить их жалобные вопли.
«Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме; и он не делал угодного в очах Господних, как [делал] Давид, отец его: он шел путями царей Израильских, и даже сделал литые статуи Ваалов; и он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых; и приносил жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким ветвистым деревом» (4Цар.2:4)
«Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его; и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сжигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило». (Иер. 7:30-31)
Царь Иосия, истребляя идолопоклонство, осквернил это место так, чтобы там больше никогда не приносились мерзкие жертвы: в него стали выбрасывать городские нечистоты, кости человеческие, трупы казненных преступников и дохлых животных:
«И осквернил он Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей чрез огонь Молоху» (4Цар.23:10) В связи с тем, что в овраге постоянно гнили трупы, там всегда были и трупные черви, которые никогда не умирали…. Почему? Потому что в этот овраг постоянно сваливали городские нечистоты, животных и трупы казнённых преступников, которых в последствии просто сжигали в пепел. Т.е. это не черви были бессмертными, а просто у них всегда была пища ̶ нечистоты, животные и тела беззаконников.
Зловоние от этого оврага было ужасным, да и зараза от гнили могла распространиться на город, поэтому для уничтожения зловония и предохранения города от заразы, в этой долине постоянно горел огонь, который поддерживался добавлением в него серы. Таким образом, уничтожением гниющей плоти занимались огонь и трупные черви, которые никогда не «умирали», потому что у них всегда была «пища».
Совершенно понятно, что постепенно это место стало для израильтян местом ужаса и отвращения, символом самой страшной смерти, которая только может постигнуть человека. Поэтому, когда Иисус объяснял слушавшим Его израильтянам суть того, что произойдёт с человеческой плотью, когда настанет Последний День, Он употребил известный им образ: «…если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Марк.9:43-44).
Т.е. лучше тебе пострадать сейчас, при твоей физической, телесной жизни, но перестать-таки грешить (1Петр.4:1), (ведь всё равно нам обещано новое тело (1Кор.15:54)), чем оказаться там, где огонь не угаснет и червь не прекратит свою работу, пока нынешнее физическое тело человека не будет полностью уничтожено. Лучше пострадать сейчас, соблюдая себя в праведности Божией, чем умереть смертью беззаконника, потому что ничто не может быть ужаснее этой вечной смерти, вечного отделения от Бога.
Опять же, Иисус говорит о важности не согрешать, используя данные образы не для того, чтобы люди занимались членовредительством, иначе все ходили бы безрукие, безногие и безглазые. Также само и образ геенны Он использует не совсем буквально.
Написано в библии, что плача уже не будет в Царствии Божьем. Бог отрет всякую слезу, но к сожалению, если верить концепции вечных мук, получается, что вместо того чтобы успокоиться от боли потери близких неверующих людей, неизбежно то, что мы будем видеть близких нам людей вечно страдающими в огне. Не думаю, что тебе будет приятно от этого. Но Бог обещает, что мы будем радоваться и печали не будет. Поэтому вряд ли вся эта сцена будет показываться спасенным вечно. К тому же, неужели у Бога такой характер и Он способен на это?
Хоть это и падшие ангелы и люди-грешники, но все-таки это Его творения.
Можно ли сказать, что Бог любящий, всепрощающий и милостивый, если Он будет вечно мучить своих творений? Тогда это такой же злобный бог ислама, который будет вечно одевать неверным новую кожу, чтобы продлить муки?
Нигде не говорится о том, что душа вечна: «Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та УМРЕТ.» (Иезекииль 18:4)
«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и ДУШУ и ТЕЛО ПОГУБИТЬ в геенне.» (От Матфея 10:28)
Что касается притчи в Евангелии от Луки 16:19-31 о Лазаре, то там говорится о том, что человек еще в этой жизни решает свою вечную участь. Люди своим выбором сами создают пропасть между собой и Богом. Богач не чувствовал своей зависимости от Бога, для бедняка же, Он был единой опорой в жизни. Богач не прогонял нищего Лазаря, тот жил около него, но богач оставался равнодушным к нуждам страдающего и жил для себя, «пиршествовал блистательно» (стих 19), как многие люди в наше время. Богатый человек эгоистично пользовался доверенным Богом богатством для прославления себя, а не для помощи другим нуждающимся, голодным и больным людям. Но вот пришла смерть. Умер Лазарь, умер и богач. Нищий безропотно вынес все страдания, испытания веры и по своей смерти представлен как тот, кто был отнесен Ангелами на лоно Авраамово. Лазарь представляет здесь каждого страдающего бедняка, который верит во Христа, и при звуке трубы воскреснет, встанет из могилы и получит свою награду.
Почему Христос представил притчу именно таким образом, что, якобы, после смерти возможны жизнь, эмоции, желания и нужды? В этой притче Христос встречается с людьми на их собственном основании, используя те представления, которые имели эти люди.
«Считалось, что истинные израильтяне, и особенно мученики, пребудут в мире ином вместе с Авраамом. Наиболее почетное место на пиру было рядом с хозяином, так что ближайший гость мог склонить голову к нему на грудь (ЛОНО)». (Библейский культурно-исторический комментарий. НЗ, Кинер)
Многие из них считали, что между смертью и воскресением человек находится в сознательном состоянии. Господь знал об этих предрассудках, и поэтому воспользовался ими в Своей притче, чтобы открыть людям святую истину. Он как бы поставил зеркало перед ними, чтоб слушатели могли увидеть себя в нем, и какие на самом деле построены взаимоотношения с Богом. Христос использовал это широко распространенное заблуждение, чтобы люди поняли важную истину о том, что все дается Богом. Не человек хозяин своего богатства и неправильное использование даров поставит человека ниже самого бедного и несчастного, но любящего Бога.
Христос показал, что земная жизнь является тем единственным временем, когда можно приготовиться к вечности. Потому что после смерти получить спасение ̶ невозможно! Один раз дается шанс. Это время нашей земной жизни. Нет надежды на второй испытательный срок, утверждена уже «великая пропасть» (стих 26). После смерти нет НИЧЕГО: «Живые знают, что умрут, а мертвые НИЧЕГО не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже ИСЧЕЗЛИ, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем. … Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, НЕТ ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.» (Екклесиаст 9:5-6, 10)
Богач растратил неразумно свою жизнь и данные благословения, пировал и гулял, и теперь уже с опозданием понял свою ошибку, когда отверг свет и ожесточил сердце и оказался ниже нищего.
Богач осужден не потому, что он богат, а потому что оказался неверным управителем, забыл о Боге и своем долге перед Ним. Деньги невозможно взять с собой в вечность, но добрые дела, сделанные от души для Христа, последуют за нами в вечную жизнь. Богач вошел в мир ни с чем, и вышел из мира также ̶ ни с чем. Сцена, которую показал Господь, заставляет задуматься о том, правильно ли мы живем, имеем ли близкие отношения с Богом, чувствуем ли свою зависимость от Него или мы забыли о Боге, как богач, и живем только для себя?
Сердце, стремящееся к мирским удовольствиям, не может служить Богу. Легкомысленность может погубить человека навечно, привести как богача к той черте, где нет уже выбора между добром и злом. Потому что «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (Псалом 146:4).
Согласно фарисейской доктрине, Тора, которую Бог дал Моисею, включала как Письменный, так и Устный Закон: Божественные откровения, зафиксированные в Пятикнижии, дополненные и разъяснённые пророками и устной традицией. В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ САДДУКЕЯМ, ФАРИСЕИ ВЕРИЛИ В БЕССМЕРТИЕ ДУШИ, ПОСМЕРТНОЕ ВОЗДАЯНИЕ и в воскресение из мертвых перед наступлением царства Божия. Источник: Wikipedia: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E0%F0%E8%F1%E5%E8#.D0.A1.D1.83.D1.82.D1.8C_.D1.83.D1.87.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона написано: «Фарисеи верят в бессмертие души; за гробом людей ожидает суд и награда за добродетель или возмездие за преступность при жизни; грешники подвергаются вечному заточению, а добродетельные имеют возможность вновь воскреснуть. Иосиф Флавий характеризует фарисеев как «искуснейших толкователей закона», прибавляя, что «фарисеи передали народу, на основании древнего предания, множество положений, которые не входят в состав Моисеева законодательства, между тем как секта саддукеев совершенно отвергает все эти наслоения, признавая обязательность одного Писанного Закона».
Если использовать буквальное толкование, то возникают следующие вопросы:
Почему самого нищего (а не его душу) отнесли на лоно Авраама?
Что это за особое место «лоно Авраама» (буквально «грудь Авраама» ), которое больше нигде в Библии не упоминается?
Почему нищий и богач минули суд Божий и сразу получили свое воздаяние? Ведь это не соответствует библейскому учению ̶ «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд». (Евреям 9:27). К тому же, если сейчас есть ад, то кто в нем? Зачем тогда суд, если ад уже есть? Кто решил кому в этом аду быть сейчас или не быть?
4. Разве видно из Рая Ад и из Ада Рай?
5. Разве у души есть язык? И может ли помочь вода остудить язык души богача?
и т.д.
Эта притча противоречит приведенным выше местам Писания и вообще всей Библии. Нигде в Писании (не считая этой притчи) не упоминалось даже подобного. Разве что, скорее всего, в устном предании евреев (Талмуд и т.д.). Поэтому, скорее всего Иисус хотел на понятном фарисеям языке донести основную для них мысль.
Выводы:
Умершие люди находятся как бы в состоянии сна, ожидая конечного суда, после которого либо получат вечную жизнь в Царствии Бога, либо попадут в озеро огненное.
Грешники попадут в озеро огненное и там умрут. Их мучения будут не долгими. Вероятно мера мучений и длительность наказания будет зависеть от количества зла совершенного людьми (мы этого до конца знать не можем), но участь у всех одна: «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть — вторая…» (Откровение 20:14-15)