Как молиться за умерших без покаяния. Схемы чтения канонов Паисию Великому, мученику Уару и во Вселенские субботы

Многие христиане хоть раз задавались вопросом: как и кому молиться за умерших без покаяния родственников, друзей, знакомых. Настоящий материал содержит в себе схемы чтения канонов за умерших без покаяния, которые может молиться православный христианин. Древлеправославная, старообрядческая традиция знает несколько имен святых, которым Господь даровал особое право ходатайствовать за умерших без покаяния и нераскаянных грешников. Среди таковых святых угодников Божиих наибольшую известность имеют преподобный Паисий Великий и мученик Уар.

Канон преподобному Паисию Великому

Преподобный Паисий Великий. Фреска, 1547 г.

Семипоклонный начал. Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс, если молятся несколько человек, то эти 3 поклоны кладет только старший, а именно — тот, кто замолитствует).

Запев Исусу: «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс).

Трисвятое, и по Отче наш. «Господи, помилуй» (12 раз).

Слава, и ныне. «Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс).

Псалом 142 «Господи, услыши молитву мою …»

Слава, и ныне. «Аллилуия…» (трижды, с поклонами в пояс).

«Господи, помилуй» (12 раз). Слава, и ныне.

«Бог Господь и явися нам, благословен грядыи во имя Господне».

«Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его».

«Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им».

«Не умру, но жив буду и повем дела Господня».

«Камень, Его же не брегоша зиждущии, Сей бысть во главу углу, от Господа бысть Сей и есть дивна во очию нашею» (и после каждого стиха глаголем:«Бог Господь…».).

Далее читается тропарь преподобному Паисию Великому дважды: «Божественною любовию…».

Слава, и ныне (богородичен): «Вся паче смысла…»

Псалом 50 «Помилуй мя, Боже…»

«Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс).

Далее читается сам канон преподобному Паисию Великому. Канон состоит из 9-ти песен, 2-ая песнь отсутствует. По 1-й песни читается запев: «Преподобне отче Паисие Великии, моли Бога о нас» (поклон). По 3-й песни канона читается седален, глас 2-й: «Душу связав любовию Христовою…». Слава, и ныне, богородичен: «Скорыи покров…». По 6-й пенсии канона читается кондак, глас 2-й: «Житейских молв оставль…». Икос: «Христов глас услышав…». По 9-й песни читается задостойник, на глас 8: «Владычице, приими молитву раб Своих…»(поклон земной).

Затем читается Трисвятое, и по Отче наш. Исусова молитва. Тропарь преподобному Паисию Великому дважды: «Божественною любовию…».

Слава, кондак: «Житейских молв оставль…». И ныне, богородичен: «Вся паче смысла…».

«Господи, помилуй» (40 раз). Слава, и ныне. «Честнейшую херувим…». Слава, и ныне. Господи, помилуй(дважды), Господи, благослови (с поклонами в пояс). Отпуст: «Господи Исусе Христе Сыне Божии….»

«Господи, помилуй» (трижды). Исходные поклоны.

История заупокойных канонов

Признаваемые православной церковью каноны о усопших написал преподобный Феофан Исповедник, епископ Никейский. Об этом можно утверждать достаточно точно, поскольку его имя зашифровано в акростихе одного из канонов. Тексты, созданные преподобным, неразрывно связаны, и составляют единое целое. Феофан Исповедник родился в Иерусалиме в христианской семье, на рубеже VIII-IX веков после Рождества Христова. Вместе со своим старшим братом Феодором он обучался в Лавре святого Саввы, где оба брата приняли иночество и сан пресвитера. Братья Феодор и Феофан прославились как поборники иконопочитания. Не раз они публично обличали византийских императоров-иконоборцев, за что им пришлось вынести заточение, голод и тяжкие муки. Преподобный Феодор скончался в темнице. Феофан, брат его по плоти и по духу, положил тело умершего во гроб, пропев над ним надгробные песнопения – считается, что так и было положено начало созданию заупокойных канонов, которые потом были собраны в книгу, называемую «Октоих». По преданию, преподобный Феофан дожил до окончания иконоборческого гонения на православие, и по возвращении из ссылки он был рукоположен в сан епископа Никейского. Около 850 года преподобный Феофан скончался; память его Православная Церковь празднует 11 (24) октября.

Преподобный Феофан был автором многих сочинений и написал множество церковных песнопений: всего ему принадлежит около 150 канонов в Октоихе, Минее и Триоди. Каноны об усопших принадлежат к лучшим творениям преподобного Феофана; их высокое достоинство отмечают многие исследователи церковной гимнографии.

Канон мученику Уару

Мученик Уар. Фреска в афонском монастыре Дионисиат, 1547 год
Также о людях, умерших в неверии или еретичестве, читается канон мученику Уару. Существует два канона ему, второй канон — великий. Память мученику Уару совершается 1 ноября (н.ст.). Надо отметить, что молитва о людях, умерших в ереси или неверии, совершается келейно, дома, вне церкви, поскольку во время своей жизни эти люди не посещали храм Божий. Бывают случаи, когда люди при жизни открыто богоборствовали или кощунствовали. В таких случаях о возможности поминовения усопшего следует советоваться со своим духовным отцом или другим опытным священником.

Семипоклонный начал. Молитва мытаря «Боже, милостив…»(3 поклона в пояс, если молятся несколько человек, то эти 3 поклоны кладет только старший, а именнотот, кто замолитствует).

Запев Исусу: «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс).

Трисвятое, и по Отче наш. «Господи, помилуй» (12 раз).

Слава, и ныне. «Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс).

Псалом 142 «Господи, услыши молитву мою …»

Слава, и ныне. «Аллилуия…» (трижды, с поклонами в пояс).

«Господи, помилуй» (12 раз). Слава, и ныне.

«Бог Господь и явися нам, благословен грядыи во имя Господне».

«Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его».

«Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им».

«Не умру, но жив буду и повем дела Господня».

«Камень, Его же не брегоша зиждущии, Сей бысть во главу углу, от Господа бысть Сей и есть дивна во очию нашею» (и после каждого стиха глаголем: «Бог Господь…».).

Далее читается два тропаря мученику Уару: «Мученик Твой Господи Уар…», «Воинством святых страждущих законне…»

Слава, и ныне (богородичен): «Иже от века утаенное …»

Псалом 50 «Помилуй мя, Боже…»

«Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс).

Далее читается сам канон мученику Уару. Канон состоит из 9-ти песен, 2-ая песня отсутствует. По 1-й песни читается запев: «Святыи мучениче Уаре, моли Бога о нас» (поклон). По 3-й песни канона читается седален, глас 1-й: «Страсти честных видев мученик…». Слава, и ныне, богородичен: «Надежде християном Пресвятая Дево…». По 6-й пенсии канона читается кондак, глас 4-й: «Христу последуя мучениче Уаре…». Икос: «Пение ми даруй Боже мой…». По 9-й песни читается «Достойно есть…»(поклон земной).

Затем читается Трисвятое, и по Отче наш. Исусова молитва. Два тропаря мученику Уару: «Мученик Твой Господи Уар…», «Воинством святых страждущих законне…»

Слава, кондак: «Христу последуя мучениче Уаре…». И ныне, богородичен: «Иже от века утаенное…».

«Господи, помилуй» (40 раз). Слава, и ныне. «Честнейшую херувим…». Слава, и ныне. Господи, помилуй(дважды), Господи, благослови (с поклонами в пояс). Отпуст: «Господи Исусе Христе Сыне Божии….»

«Господи, помилуй» (трижды). Исходные поклоны.

Великий канон мученику Уару имеет такую же схему чтения, как предыдущий.

Для чего нужен заупокойный канон

Молитва есть в первую очередь выражение христианской любви, реализация потребности любви к своим собратьям по вере. Православными христианами издревле принято молиться для поминовения своих умерших единоверцев, поскольку забота о спасении душ усопших и обращение просьб о них к Господу Богу есть то немногое, что живые могут сделать для тех, кто покинул этот мир. По усопшим обычно читают Псалтирь и акафисты, служат Панихиды, поминают их на Проскомидии и Литургии, а также ради них устраиваются молитвенные чтения канонов. Каноны о усопших входят в большинство заупокойных служб, поскольку они весьма разнообразны по содержанию и настроению, а также выразительны и наполнены яркими образами. Подобно текстам Псалтири, тексты канонов несут в себе очень живые и выразительные описания Священной Истории, вспоминание о которых помогает молящимся о спасении души умершего легче перенести свое горе.

Вторая причина, по которой поминание умерших Православная церковь рекомендует проводить с помощью канонов, кроется в самом значении слова «канон», происходящего от греческого слова «порядок». В канонах задается определенная последовательность молитвенных текстов, соблюдение которое имеет значение. Церковь учит, что при молитве за упокой души умерших важно знать церковный чин поминовения и следовать ему. Например, об этом писал выдающийся знаток церковного Устава святитель Афанасий (Сахаров) в своей книге «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви», указывая на необходимость послушания Церкви во всяком духовном делании, особенно же в молитве. Он отмечал, что молитва не по церковному чину опасна не для умерших, за которых мы молимся, а для нас, молящихся. Поступая самочинно и отвергая вековой опыт Церкви, люди даже из благих побуждений рискуют стать на опасный путь гордости и вместо пользы причинить вред и себе и другим. Что важно – это то относится не только к богослужениям, совершаемым в храме, но и к домашней молитве. Церковные чины и последования молитвенных трудов – в частности, и правила поминовения усопших, слагались из молитвенного опыта святых. Христианам следует со смирением и любовью принимать их не как навязанную и чуждую норму, но как благой и легкий совет, даваемый Церковью.

Песнь 7.

Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно и на росу огнь преложиша, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.

Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев.

Все желание мучеников простреся ко единому Владыце, любовию Тому соединяемое, и поющее: благословен еси, Господи Боже, во веки.

Покой, Господи, души усопших раб Твоих.

Подаеши верою преставльшимся светлость Божественнаго Царствия, нетления одежду даруяй вопиющим: благословен еси, Господи Боже, во веки.

Слава: Исполни радости и веселия яже преставил еси рабы Твоя, Щедре, сподобивый их взывати Тебе и пети: благословен еси, Господи Боже, во веки.

И ныне: Разрешая Евину клятву, в пренепорочную вселился еси Деву, благословения источник источая вопиющим: благословен, Пречистая, Плод Твоего чрева.

Молитва о усопшем в день похорон — Sgei.ru

| admin|

Умерший человек, с момента смерти которого прошло не более 40 дней, считается новопреставленным. Считается, что первые 2 дня душа умершего находится на земле и только на третий день переносится на небеса, где будет находиться до 40 дня. Православные молитвы об усопшем человеке помогают его душе пройти все воздушные мытарства, и способствуют прощению Господом свершенных земных прегрешений.

Молитва о новопреставленном до 40 дней

В период до 40 дней молитвы об усопшем человеке следует читать, следуя определенным правилам. Все дело в том, что со дня наступления смерти Господь призывает к себе своего раба и с этого момента начинается сложный и тернистый путь для определения места для души усопшего.

Текст молитвы, читать над телом усопшего до 3 дней

Третий день после смерти человека называется третинами. На данные сутки душа упокоившегося отправляется на небо. Поэтому очень важно все три дня возносить молитвы над телом и после похорон, чтобы душа не маялась, а получила временное успокоение.

Сразу после смерти совершается специальный обряд омовения и облачения покойного. После него близкие люди могут прочитать молитву-обращение к Ангелу Хранителю над телом покойного.

Звучит она следующим образом:

Канон об усопшем: текст читаемый мирянином дома и в церкви

Молитва за упокой после похорон

Молитва за упокой сразу после похорон очень важна, так именно в этот момент душе очень важна поддержка живущих близких людей. Ни в коем случае нельзя относится небрежно к умершим людям, так как в этом случае Господь оценит такое отношение и не окажет снисходительности к душе умершего на Страшном Суде.

Считается, что после похорон лучше всего прочесть специальную молитву в храме. Это самая сильная молитва. С ее помощью можно вымолить прощение многих грехов покойного человека, которые он свершил при жизни.

Текст молитвы после похорон звучит так:

Молитва на 9 день после смерти

С третьего на девятый день на небесах душе усопшего показывают райские кущи. После этого ей придется блуждать по аду, переживая разные мытарства. Чтобы поддержать душу усопшего перед ожидаемыми испытаниями, в тот день рекомендуется обязательно устраивать поминки.

Молитва, которая читается на 9 день после смерти, звучит так:

Молитва к Пресвятой Богородице за новопреставленного

Очень сильной молитвой за новопреставленного является обращение к Пресвятой Богородице. При жизни Пречистая Дева Мария испытала много горя, связанного с потерей близких людей. Поэтому ее молитвы всегда успокаивают, но самое главное, то такие обращения обязательно учитываются Господом при вершении Суда.

Молитва об упокоении души новопреставленного

До 40 дней молитва к Пресвятой Богородице за новопреставленного звучит следующим образом:

Молитва о новопреставленном усопшем после 40 дней

После 40 дней молиться об упокоении усопшего, обращаясь к Пресвятой Богородице, нужно в специальные дни, а также тогда, когда в этом возникает внутренняя необходимость. Для этого не обязательно посещать. Можно возносить молитву Пречистой Деве Марии в домашних условиях перед ее образом.

Звучит молитва так:

Канон об усопшем: текст читаемый мирянином дома и в церкви

Какие молитвы принято читать об усопших и зачем это нужно

Согласно канонам православной веры, умершие люди, если за них возносятся молитвы за упокоение души, получают облегчение, а иногда и освобождение от загробных Божьих наказаний за свершенные при земной жизни прегрешения. Об это говорит Святитель Иоанн в своей «Жизни после смерти».

Звучит это приблизительно так:

Поминовение новопреставленного должно обязательно проводиться на 3,9 и 40 день. При этом:

  • В 3-й день после смерти поминальные молитвы читаются в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и образа Пресвятой Троицы.
  • В 9-й день после смерти молитвенные обращения совершаются в честь девяти ангельских чинов, являющихся слугами Царя Небесного и ходатайствующих о помиловании усопшего.
  • В 40 -й день, по преданию апостолов, основанием для молитв является сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея.

После 40 дня особенно сильны поминовения на Литургии, которые совершаются священниками для упоминания усопших верующими подаются специальные записки.

Следует понимать, что определенного установленного числа молитв, гарантирующих попадания душ в рай не существует. Живущие не могут ничего знать о Божьем Суде.

Поэтому при каждом возможном случае следует подавать записку в храме перед проведением Литургии.

Кроме того поминальные молитвы важны для живущих, так как только с их помощью можно утолить скорбь разлуки с умершим человеком. Во время молитвенных обращений приходит понимание того, что христианство не связывает жизнь с концом всего. Она является переходным этапом, который предначертано Богом пройти любому человеку.

Смерть с точки зрения христианства — это переход на другой, более совершенный уровень жизни. Душа бессмертна, поэтому провожать ее в другой мир всем живущим нужно не слезами, а молитвой за упокой души. А после того, как ее участь будет решена на Божьем Суде, необходимо поддерживать ее периодическим чтением молитв за упокой в определенные, назначенные Церковью дни.

В это время читаются панихиды — общественные богослужения.

Молитва усопшему до похорон

Канон об усопшем: текст читаемый мирянином дома и в церкви

Советуем ознакомиться молитва усопшему до похорон с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции

Молитва об усопшем родственнике, читаемые дома до 40 дней

Источник: https://sgei.ru/574-molitva-o-usopshem-v-den-pohoron

Песнь 8.

Ирмос: Мусикийским органом2 согласующим и людем безчисленным, покланяющимся образу в Деире, три отроцы не повинувшеся, Господа воспеваху и славословляху во вся веки.

Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев.

Земленыя подвиги прошедше, небесныя прияша венцы мученицы истиннии, вопиюще Ти непрестанно: Господа пойте и превозносите Его во вся веки.

Покой, Господи, души усопших раб Твоих.

Сошед в ров преисподнейший, иже во гробех живущия воскресил еси живоначальною дланию и подал еси рабом Твоим, верою прежде усопшим покой, Щедре.

Слава: Яко источник жизни присносущныя, яко сладости сый поток, рабы Твоя, благочестно к Тебе преставленныя сподоби пети и славословити Тя во вся веки.

И ныне: Марие Дево Богородице, яже Бога Спаса человеком рождшая телесно, спасай верою поющия Твое Рождество, и превозносящия во вся веки.

Как правильно читать каноны о усопших

Каноны о усопших можно читать в домашней молитве по выбору и желанию в любое время, кроме двунадесятых и великих праздников, а также дней Страстной и Светлой седмиц. За одного усопшего всегда следует читать «канон о едином усопшем». Его читают ежедневно в первые сорок дней по кончине христианина – во время сугубого поминовения, особенно же в 3-й, 9-й и 40-й дни. За многих усопших читается один из канонов о усопших 8-и гласов, желательно канон текущего гласа (то есть того гласа, на который в ту седмицу поются песнопения Октоиха). Этот канон можно читать за всех своих родственников и близких накануне субботы.

26 октября 2021

Возможно, вам будет интересно:

  • Поминовение
  • Отпевание после похорон
  • Что взять на кладбище в день поминовения

Песнь 1.

Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Припев: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев (поклон).

Смертию смерть Христову, и страстьми Страсть подражавше честную, мученицы вси Божественныя и блаженныя жизни получиша.

Покой, Господи, души усопших раб Твоих (поклон)1.

Юности прегрешения презря и грехи превосходя, Христе Спасе, прежде усопшия рабы Твоя со избранными Твоими сопричти.

Слава: Юже получиша славу же и радость, иже блаженное стяжавше пребывание, подаждь богатно Твоим рабом, яже приял еси, Многомилостиве.

И ныне: Зачала еси Слово Отчее, плоти соединившееся по ипостаси, Еже из Тебе, всенепорочная Отроковице, ад Божественною силою упразднившее.

Песнь 4.

Ирмос: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, ты мое радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче.

Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев.

Да Твоея, Владыко, славы узрят, и светлость Твою светодательную на небесех получат светло, всяк вид мучений носити претерпеша мученицы Божественнии, Тебе, Христе, поюще: силе Твоей слава, Человеколюбче.

Покой, Господи, души усопших раб Твоих.

Многи обители у Тебе, Спасе, суть, по достоянию всем разделяемы, по мере добродетелей: тыя убо, Щедре, исполнити сих сподоби, яже верою преставльшияся, благочестно Тебе вопиющия: силе Твоей слава, Человеколюбче.

Слава: Равен нам человек явился еси, Безсмертне, всем равно смерть претерпел еси и жизни показал еси путь, еяже преставльшияся сподоби, яко человеколюбец, прощение согрешений, яко Владыка подавая, и света причастие даруй.

И ныне: Ты верных похвала еси, Безневестная, Ты предстательница и Ты прибежище христиан: стена и пристанище, к Сыну Твоему мольбы носиши, Всенепорочная, и спасаеши от бед иже верою и любовию Богородице Чистую Тя ведущия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: