На дворе 21 век, а все продолжают спрашивать: почему крест стал главной святыней христиан? Крест – это же страшно, мрачно, вроде как всему конец. Так думали, наблюдая за казнью Христа, многие люди: распяли, и точка. А оказалось – впереди таааакое продолжение…
На кресте Бог не просто умер, но и воскрес. Ну вот примерно как зерно: бросили его в черную землю, оно умерло, но ведь не только: из него вырос целый колос новых зерен, которые потом также будут давать новую жизнь!
Поэтому христиане и почитают Крест – на нем был распят христианский Бог, чтобы воскреснуть и дать новую, вечную жизнь своим детям. Был ли в истории человечества другой такой бог, который ради людей, «жалкого человечества», пошел на такое? Или отдал сына своего единственного на смерть за человеков? Чаще боги требовали жертв себе, и кровавых.
В «Прологе» есть размышление о Предвечном Совете Божием, предшествующем сотворению мира: «Бог Отец, Премудрая Любовь, обращается к Сыну Своему, Которым всему надлежит быть созданным, и говорит Ему: Сыне, сотворим мир! — И Сын отвечает: Да, Отче! — И Отец говорит Сыну:
но этот мир отпадет от Нас в грех, и для того, чтобы его спасти, Тебе надо будет стать человеком и умереть… И Сын отвечает: Да будет так, Отче!»
И Христос идет на Крест, испытывая все страдания и унижения этой казни. И почему-то не сходит с него, как предлагают собравшиеся поглядеть на мучения назвавшего Себя Сыном Божиим. Был бы Он Сын, а тем более Царь, да разве не смог бы и от Креста спастись, всех победить и всем доказать, каков на деле царь Иудейский! Но ведь не сошел – все видели – значит, обманщик.
«Христос умер на кресте для того, чтобы с нами разделить самое трагическое – смерть. Он умер, потому что только смерть может выразить в предельном смысле любовь, себя отдающую ради другого, – пишет митр. Антоний Сурожский о Кресте Христовом. – Мы-то не всегда готовы пожертвовать жизнью даже ради самых близких. А Бог, Который – сама Жизнь, для того чтобы мы не потеряли ее навсегда, пожертвовал своей.»
Христос был распят вне врат Иерусалима, то есть вне человеческого общества, вне града, как бы изгнанный в пустыню козел отпущения, на которого ложились грехи древнего Израиля и который изгонялся на погибель вне врат, вне города, вне общества; отрубленный, отрезанный ломоть… Умирает плотью бессмертный Сын Божий.
Святой Григорий Богослов говорит: чему не приобщился Христос, того Он не искупил…
Он приобщился всему, включая последствия греха, которые сделали человека смертным и отдалили его от Бога. Он умирает именно в этом ужасе Богооставленности: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?.. (Мф. 27, 46) Он умирает от Богооставленности…»
Но Христос побеждает смерть. Бог смерти не сотворял. Смерть появилась как разрыв связи с Богом. Смерть появилась, когда Адам, наделенный дарованным ему Богом «дыханием жизни» и потому только живущий, захотел сам стать богом – тайком и без труда, – надо только сделать, что нельзя, как посоветовали мимо проползавшие, и вжииик – бог. А то, понимаешь, трудись в Раю, готовься к обожению. И вообще – почему нет? Чем я хуже?
Захотевшие независимости – получили ее. Только сами мало что смогли – например, не смогли жить вечно, прервав связь с Источником вечной жизни. Автономия не состоялась.
Христос, в отличие от непослушных людей, был послушен Отцу. Христос идет на смерть добровольно, чтобы пройти тот же путь умирания, что и человек. Но смерть как следствие греха власти над безгрешным Христом не имеет. Она, как и дьявол, «не имеет в Нем ничего» своего. И потому встреча смерти Христом становится поражением смерти: приняв в крещении грех мира на Себя, Своей жертвенной кровью Богочеловек Христос очищает поврежденную грехом человеческую природу.
А те, кто «имеет в себе часть со Христом», входят в воскресение не только природой, но и личностно.
Так смерть Бога оказывается воскресением человека, а Крест – Древом Жизни. Отныне владычество смерти закончились для тех, кто хочет быть с Богом.
Крест для христиан становится символом победы над злом, болью и смертью.
Какой крест правильный?
На праздничной всенощной под Крестовоздвижение (26 сентября), под пение «Святый Боже…» на середину храма священство выносит Крест. Крест находится на аналое шесть дней, до отдания Праздника, 2 октября. Фото с сайта monastery.ru
Как точно выглядел Крест, на котором распяли Христа, сегодня неизвестно. Крест Спасителя, найденный, по Преданию, святой царицей Еленой, представлял из себя лишь две перекладины, табличку с надписью и подножие.
В истории Церкви случались споры о том, какой крест – правильный, например, четырех или восьмиконечный? По этому поводу св. Иоанн Кронштадтский писал: «Главное, что должно оставаться в Кресте, — это Любовь. Где Крест, там и любовь. В церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы во храме Любви, распятой за нас».
Археологи поняли, как именно был распят Иисус Христос
Иисус был распят не так, как изображено на всех живописных полотнах
Гвозди в пятки
Многочисленные художники, веками изображавшие распятого Иисуса Христа, ошибались. Уже вторая археологическая находка свидетельствует: гвозди, которыми палачи приколотили тело Спасителя к кресту, расположены на живописных полотнах не в тех местах, где они должны быть. Ступни распятым пробивали не в районе плюсневых или предплюсневых костей, как это изображено практических у всех. На самом деле ноги крепили одним гвоздем, проходившим сквозь обе пятки — точнее обе пяточные кости. Характерные повреждения именно в этих местах имеются на обнаруженных останках — на костях людей, погибших на крестах в начале первого века нашей эры. В это время как раз и был казнен Иисус Христос.
Первое материальное подтверждение того, что распятие, как казнь — жестокая и мучительная — действительно существовало, было получено лишь в 1968 году. Тогда в одном из захоронений в Иерусалиме археологи нашли две пяточные кости, скрепленные железным гвоздем, на котором сохранился кусочек древесины. Гвоздь был примерно 18-сантиметровым, кусочек дерева — 2-сантиметровым. В 1985 году находку детально описал ныне покойный греческий археолог Василиос Цаферис (Vassilios Tzaferis ) в журнале Biblical Archaeology Review в статье под названием Crucifixion—The Archaeological Evidence («Распятие — археологическое свидетельство»).
Пробитые гвоздем пятки, найденные в Иерусалиме.
По мнению Цафериса, кости принадлежали знатному еврею возрастом около 25 лет, которого распяли за какое-то политическое преступление. То есть, за измену Риму.
И вот недавно в журнале Archaeological and Anthropological Sciences появилось описание второй аналогичной находки — по сути второго материального подтверждение реальности распятия. Итальянские ученые из Флорентийского и Феррарского университетов доложили о результатах исследования скелета, обнаруженного на севере Италии в 60 километрах от Венеции во время раскопок 2006-2007 годов, проходивших на месте древних захоронений.
Скелет распятого, найденный под Венецией.
Скелет принадлежал мужчине возрастом чуть больше 30 лет, погибшим и захороненным примерно 2 тысяч лет назад. У него пробита одна пятка — правая. Пробита насквозь — примерно так же, как и у жертвы политических репрессий из Иерусалима. Гвоздя, правда, не было. Но археологи, исследовав отверстия — входное диаметром 9 миллиметров и выходное диаметром 6,5 миллиметров, все же рискнули предположить, что и «итальянец» был распят. Ему почему-то «зафиксировали» лишь за одну пятку. Характер повреждения кости свидетельствовал о том, что она была приколочена к некой твердой поверхности.
В Иерусалиме гвоздь имел прямоугольное сечение, близ Венеции — овальное. Археологи уверяют, что именно такой «крепеж и был распространен в тех местах около 2 тысяч лет назад.
Дырки в пятке римлянина.
Модель пятки, пробитой гвоздем. Пятка от скелета римлянина.
Место, гды был найден скелет распятого римлянина.
Гвозди в запястья
Итальянские археологи уверяют, что «их» распятый имел характерные повреждения и на руках. Они свидетельствуют, что руки были прибиты гвоздями, протыкавшими запястья. А что на картинах? Живописцы — опять же массово — изображают распятого Иисуса Христа с пробитыми ладонями. То есть, и тут ошибаются.
Один из примеров: Рубенс изобразил гвозди не там.
То, что человек, приколоченный к кресту за ладони, долго на кресте не продержится, доказал еще в 1931 годы французский хирург Пьер Барбе. Он экспериментировал с благословения Ватикана и выяснил: под тяжестью тела ладони очень скоро порвутся. А вот запястья в этом смысле гораздо крепче.
Понадобились несколько десятилетий, чтобы «медицинскому открытию» нашлось хотя бы одно археологическое свидетельство — тот самый скелет с дырками в пятке и запястьях, исследованный итальянцами — потомками древних римлян.
Кстати, Василиос Цаферис, описавший «первого распятого», снял с них — древних римлян — обвинение в том, что именно они изобрели казнь через распятие. Уверял, что еще в первом тысячелетии до нашей эры подобным образом зверствовали ассирийцы, финикийцы и персы.
«Правильное» расположение ног казненного согласно мнению археологов.
Следы на Туринской плащанице
Туринская плащаница — льняное полотно длиной 437 и шириной 111 сантиметров, которое хранится в соборе Иоанна Крестителя итальянского города Турина. На полотне два негативных опечатка человеческого тела со следами увечий — спереди и сзади.
Одни считают, что именно в это полотно был обернут и положен в гроб снятый с креста Спаситель, чье тело и отпечаталось на ткани сверхъестественным способом. «Проявилось» словно на фотопленке в процессе воскрешения.
Скептики же подозревают, что плащаница все-таки поддельная. То есть, изображение на ней, если и не нарисовано, то каким-то образом получено искусственно.
Скептики ссылаются на исследования 1988 года, когда три независимые лаборатории провели радиоуглеродное датирование ткани. И пришли к выводу, что плащаница была изготовлена в период с 1260 года по 1390. То есть, настоящий она быть не может. Ведь Иисус Христос был распят в 33 году нашей эры.
На плащанице имеются изображения многочисленных ран, полученных Спасителем перед смертью. У фигуры пробиты запястья. Что археологически верно, как теперь выяснилось благодаря итальянским ученым. Это «подробность» — в пользу подлинности плащаницы. А вот раны на ногах «неправильные» — не в области пяток. Что дает скептикам еще один повод усомниться в подлинности реликвии.
Эмануэла Гуалди (Emanuela Gualdi) из Феррарского университета, исследовавшая скелет распятого, который был найден под Венецией, полагает: пятки казненного приколачивали к вертикальной стойке креста двумя способами. Первый — обе ступни повернуты в одну сторону, второй — ступни развернуты в разные стороны. Гвоздь в любом случае был один: пятки совмещали и пробивали разом. Он позволял жертве опираться на него и тем самым продлевать ее мучения.
Об исследованиях следов крови, найденных на льняном полотне, которое возможно, стало погребальным для Иисуса Христа, читайте Получено самое убедительное свидетельство подлинности Туринской плащаницы
ЧУТЬ РАНЬШЕ
Гвозди, которыми был прибит к кресту Иисус Христос, найдены?!
Итальянцы объяснили, почему в скелете «их» распятого дырки от гвоздей есть, а сами х гвоздей нет. Исследователи уверяют, что гвозди с распятия не клали в могилы, а сохраняли. Считали, что они обладают магической силой.
Это научное откровение придает больше доверия утверждению археолога, журналиста и режиссера-кинодокументалиста Симхи Якубовичи (Simcha Jacobovici), прозвучавшему в 2011 году в его документальном фильме «Гвозди Христовы».
Якубовичи утверждает: два гвоздя с округлыми шляпками длиной около 8 сантиметров, загнутые на концах, которые были обнаружены в 1990 году в могиле, случайно откопанной строителями в районе Абу-Тор Иерусалима, те самые. Ими были прибиты руки Иисуса Христа.
Якубовичи с одним из «гвоздей Иисуса Христа».
Могила — семейное захоронение возрастом около 2 тысяч лет — находилась в пещере. Внутри стояли каменные погребальные ящики — оссуарии. На одном из них была выгравирована надпись «Иосиф бар Каиафа». Внутри кости 60-летнего мужчины. Один гвоздь лежал среди них, другой рядом с ящиком.
По мнению исследователей, этот «Иосиф бар Каиафа» вполне мог быть тем саммым Каиафой — первосвященником, в руки которого попал арестованный Сын Божий («…Анна послал его связанного к первосвященнику Каиафе», Иоанн 18- 24).
Якобовичи уверен, что первосвященник сохранил гвозди и даже забрал с собой в могилу, потому что они представляли великую ценность. То есть, были не просто с распятия, а с распятия Иисуса Христа.
Гвозди, которые были изъяты из захоронения в 1990 году, почему-то не попали в официальный список предметов, переданных ученым. И пропали.
Нашлись в 2011 году в одной из лабораторий Тель-Авивского университета. То, что они те самые — из могилы «первосвященника» — подтвердил тогда Исраель Гершкович (Israel Hershkovitz) профессор отделения анатомии и антропологии этого университета (professor of the Department of Anatomy and Anthropology at Tel Aviv University). Но в самом ли деле гвозди с распятия Спасителя? Кто знает… А вдруг? Израильские археологи не отрицают, что в районе Абу-Тор действительно найдена могила первосвященника Каиафы.
Оба гвоздя из могилы первосвященника Каиафы.
СПРАВКА «КП»
Каиафа был назначен первосвященником в 18 году по распоряжению римского губернатора Валериуса Гратиуса. Сменивший его Понтий Пилат не стал назначать нового — оставил на этом посту богатого и влиятельного Каиафу, который был женат на дочери Анны — главы мощного клана.
Каиафа был главой Сендриона, религиозного совета в Иерусалиме. Именно Каиафа выступал за то, чтобы убить Иисуса. Опасался, что его учение поднимет народ на бунт, римляне его подавят, погубив множество людей, а самого Каиафу отрешат от должности («С этого дня положили убить Его», Иоанн, 11, 53).
Каиафа прослужил до 36 года. В 37 году его снял губернатор Сирии Лусиус Ветелиус. Но бывший первосвященник остался очень влиятельным. Умер в возрасте 60 лет.
Что такое – крестная сила?
Дудин монастырь. Фото Vagant1221 с сайта wikimedia.org
Прот. Всеволод Шпиллер:
«Крест – это образ Пресвятой Троицы, Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Но что значит – образ? Мы знаем, что икона – образ Бога. Не Сам Бог, но Его присутствие, Его свойства. Так и в Кресте Господнем есть свойства Бога, самой Пресвятой Троицы. Какие же это свойства?
Бог есть Любовь. И эта Любовь была явлена сначала в Боговоплощении, потом во всей земной жизни Иисуса Христа. Но особенное явление ее было на Кресте, на котором Он дал Себя распять. Распятие Господа на крестном древе — это великая жертва за грехи людей.
И Крест, который есть образ этой любви, имеет в себе и силу этой Любви. Эта сострадательная, состраждущая любовь дарует человеку общность с Божеством.
Когда мы поклоняемся образу Пресвятой Троицы — Кресту Господню, целуем его, мы как бы прикасаемся к краю одежды Христа, как это сделала кровоточивая жена.
И сила, которая есть во Христе, тепло кающегося человека делает причастником Самого Божества, Божественного света, ведет к изменению того грешного естества, которое оказывается достойным и воскресения, и вознесения, и даже седения одесную Бога-Отца. Вот что дает нам Крест, вот что дает состраждущая божественная любовь человеку, тепло кающемуся».
Традиция распинания на кресте
Вообще-то, распинали римляне по-разному. Мы имеем массу свидетельств, что не всегда этот вид казни был классическим. Например, когда распинать приходилось огромное количество людей, то для этого могли использовать что угодно: столбы, деревья, стены домов, двери.
При исследовании Туринской плащаницы было обнаружено, что пригвождение рук происходило в районе запястья. А найденный в Палестине в захоронении распятого юноши фрагмент пяточной кости, говорит нам, что прибивать ноги могли и одним большим гвоздем в пяточную кость через деревянные досточки. Пожалуй, на этом заканчиваются артефакты, свидетельствующие о древней казни римлян, которую они переняли от карфагенцев.
Но главным в этой казни было само умерщвление посредством удушения. Это и был принцип изуверства на столь ужасной виселице! Распятие во все времена было самой позорной казнью.
Обычно распинали людей обнаженными, часто обливали тела испражнениями или помоями, чтобы рой мух одолевал несчастных. В распятых нередко кидали камни, умножая кровоточащие раны. Под мучениками на крестах устраивали гнусные представления, которыми унижали достоинство человека.
Казнь на кресте свидетельствовала о полной беспомощности казнимого. В древние времена беспомощных не любили, они становились объектом нападок и унижения.
Крайняя плоть Иисуса Христа
Если Святой Грааль – самая желанная реликвия, то крайняя плоть Иисуса, – точно, самая необычная. Крайняя плоть (или препуций) – продукт Обрезания Господне, или говоря простыми словами, часть кожи полового члена Христа. Многочисленные монастыри и церкви заявляли и заявляют о том, что у них находится священный препуций, а самой реликвии приписываются многочисленные чудодейственные свойства. По некоторым данным, в мире насчитывается аж 18 препуциев, но официально, церковь не признает ни один из них.[10][11]
Святой Грааль
Святой Грааль – чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого на кресте Спасителя. Несмотря на титанические усилия многих поколений исследователей, Святой Грааль так и не был найден.
Сторонники конспирологии утверждают, что под словом «грааль» подразумевается кровь потомков Иисуса. По мнению же других исследователей, Святой Грааль может означать грудь Марии Магдалины.[9]
Плат Вероники
Плат Вероники
Плат Вероники (Вуаль Вероники) — нерукотворное изображение Иисуса Христа, которое, по преданию, появилось на платке, который святая Вероника подала Иисусу Христу, когда он нёс свой крест на Голгофу. История этой реликвии довольно неоднозначна, ведь первые упоминания о ней встречаются лишь в средневековье. В Средние века было создано множество копий платка, до тех пор, пока в 1600 году Папа Римский не издал запрет на его копирование.
По преданию, истинный Плат Вероники хранится в соборе св. Петра в Риме. Это тонкая ткань, в которой на просвет видно изображение лика Иисуса Христа. Ватикан называет Плат Вероники самой ценной реликвией христианства, которая хранится в Базилике Святого Петра. В 1628 году Папа Урбан VIII издал запрет на публичный показ полотна, и с тех пор он вынимается из колонны на всеобщее обозрение единственный раз в году — в пятую воскресную вечерю Великого Поста. Время показа, при этом, ограничено, а сам плат показывается с высокой лоджии Столпа Святой Вероники. Приблизиться к реликвии разрешается лишь каноникам Базилики Святого Петра.[4]
Плат Вероники показывают с балкона собора Святого Петра
Суда́рь
Суда́рь
Суда́рь (от лат. sudarium — «платок для вытирания пота с лица») — платок, которым накрыли голову Иисуса Христа после смерти. На материале нет никаких изображений, но его поверхность впитала в себя обширные пятна крови. По данным некоторых исследований, пятна крови на сударе точно совпадают с формой соответствующих пятен на Туринской плащанице (см. ниже), что может указывать на то, что оба материала накрывали одно и то же тело. Реликвия хранится в капелле Камара Санта собора Сан-Сальвадор в Испании, и выставляется напоказ три раза в год.[6]
Ларец с сударем в Овьедо
Терновый венец
Терновый венец — венец из ветвей растения с шипами, который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время Его поругания. Сегодня реликвия, почитаемая как Терновый венец Господа, находится в Париже, в соборе Нотр-Дам де Пари. Несмотря на многочисленные исследования, подлинность венца доказать так и не удалось. Реликвия выставляется напоказ в каждую первую пятницу месяца, Страстную пятницу, а также каждую пятницу Великого Поста.[5]
Терновый венец