История креста
Ещё до появления христианства крест, как магический знак, широко использовался у языческих народов. В Египте почитание креста датируется XV веком до Р.Х. Интересно, что крест у египтян был заключён в кольцо и назывался Анх.
Египтяне верили, что он является символом жизни и богов и рисовали его на мумиях. Традиция почитания креста такой формы распространилась на следующие цивилизации — Вавилон и его колонию Ассирию. Позже аналогичный крест стал символом масонов.
См. также: Книги о масонах и Конце света. Польза или вред?
Археологические находки подтверждают, что в дохристианские времена крестом в религиозных целях пользовались и на более далёких материках — Северной и Южной Америках, Азии. В Индии крест изображали на руках бога Кришны. В Перу считалось, что крест изгоняет злых духов.
Поэтому христианские философы первых веков Тертуллиан и Минуций Феликс в своих трудах указывали, что крест был известен языческим народам и почитался ими.
В то же время, в Римской империи крест считался орудием казни. В единственной на то время монотеистической религии — иудаизме — крест вообще не упоминался. Хотя прообразы креста мы видим во многих местах Ветхого Завета.
Согласно Ветхому Завету, Моисей наслал на израильтян ядовитых змей за то, что те роптали на него. Когда израильтяне раскаялись и взмолили о пощаде, Моисей, чтобы отогнать настоящих змей установил на Т-образный шест медного змея. Такой медный змей по преданию обладал целительной силой
Тем не менее, принять, что долгожданный Мессия умрёт на кресте, иудеям было дико. На это указывает Апостол Павел в словах: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:23).
Поклонение кресту у христиан известно с конца II века. Из языческих источников мы знаем, что христиан тогда называли crucis religiosi или крестопоклонниками. Подобный эпитет не отвергался христианскими апологетами и отцами Церкви.
В первые века христианства Церковь не устанавливала какую-либо обязательную форму изображения креста. Его рисовали в свободной форме, что подтверждают современные археологические исследования. Главное, чтобы изображение хотя бы отдалённо напоминало крест.
Период до Вселенских соборов характеризуется монограммным начертанием креста как имени Христова. В настоящее время украшения в виде имени Христова можно часто встретить в православных магазинах и свечных лавках.
Основными элементами такой монограммы являются буквы «Х» и «Р». Буква «Х» обозначает имя Христос. В ней христиане первых веков выражали свою веру и всю сущность христианства. Монограмма имени Христа с буквой «Х» была так популярна, что римские императоры — гонители христиан — обозначали борьбу с христианством, как борьбу против Х.
В 355 году в монограмме имени Христова появляется символ «Р», который обозначает вторую букву в имени Христа. Со второй половины IV века данный символ становится основным в христианстве. В первые века в христианстве изображение креста как такового, ещё не утвердилось. Это связано с многочисленными гонениями на Церковь.
Известно изображение креста, которое начертано на лабаруме Константина Великого. Именно под этим знамением войска Константина одержали победу после явления креста на небе.
Видно, что христианский характер этому знамени придавал не сам крест, а монограмма имени Христова. В дальнейшем император продолжил использовать данное изображение в качестве своего флага.
Лишь со второй половины IV века символические формы начертания креста в виде монограммы имени Сына Божия начинают уступать место собственному изображению креста. Во время правления императора Феодосия христианство окончательно торжествует над язычеством. Изображения креста начинают открыто появляться во всех сферах жизни римлян — в Церкви, в государственной атрибутике, в быту. Как замечал святитель Иоанн Златоуст: «Крест находится повсюду».
История, символика и значение
Православный крест впервые встречается в рукописях с IV века. В те времена церковь не делилась на католическую и православную. На церковных фресках изображались кресты различных видов. А на куполах символ начал воздвигаться с 1551 г. по инициативе Ивана Грозного. Позже его стали изображать на военной и российской символике. Крест характеризует факт исповедания христианства, и великой силы, способной защитить человека от вражьих нападок. Даже для простого совершения молитвы требуется одеть его.
История берет свое начало именно с момента распятия Иисуса. Ранее о кресте было слышно только в рамках смертной казни, когда римляне использовали такое орудие для распятия преступников.
При этом раньше ветхозаветной церкви такой вид казни не применялся, он пришёл из греко-римских традиций.
Крестная казнь считалась языческой традицией, а еврейским народом она стала применяться только за несколько десятилетий до Рождества. Крест в те времена являлся местом позорной казни, которая избиралась сатаной. Люди тех лет свято чтили символ веры, он вызывал у них непреодолимый страх. Однако после того как распяли Иисуса, и он воскрес, крест стал желанным атрибутом, вызывающим радостные чувства. С тех пор привычка носить его при себе стала обыденной. Крестики носили как вельможи, так и простой народ. Символ определяет единение человека невидимой связью между Иисусом и всеми людьми земли.
Позже в Палестине возникла новозаветная церковь, состоящая из бывших иудеев. Вхождение креста, было затруднено, поскольку церковь запрещала любые языческие знаки. Но со временем произошло увеличение числа христиан из разных народов, у которых крест являлся традиционным изображением веры, поэтому влияние иудейских начал постепенно затихло.
Во времена Иисуса христиане подвергались гонениям, верующие вынуждены были проводить свои обряды и молитвы тайно. И сегодня в церквях сохраняются меры предосторожности для охраны от противников христианства. Христианский крест означает преклонение людей перед страданиями искупителя.
Считается, что символ должен всегда находиться с человеком, что он защищает его от недоброжелателей, от болезней и прочих неприятностей.
Формы креста
Принято выделять три основных вида христианского креста: crux commissa, crux immissa и crux decussata.
Crux commissa или patibulata — древнейшая форма христианского креста. Тау-крест состоит из двух брусьев таким образом, что они составляют собою фигуру греческой буквы Т. Данная форма креста появилась из-за мнения, что именно на таком кресте был распят Иисус Христос. Известный отец Церкви Тертуллиан свидетельствует, что «греческая буква ταῦ есть образ креста».
Crux immissa или capitata — четырехконечный крест, в котором две его балки пересекаются под прямым углом. Данная форма креста в свою очередь делится на греческую или квадратную и на латинскую, у которой вертикальная линия креста намного длиннее горизонтальной.
С V века изображение вида crux immissa становится общеупотребительным.
Crux decussata — косой, или по-нашему Андреевский крест является третьей древней формой креста. Он представляет собой крест в виде буквы X. Кроме привычного нам названия, в Западной церкви его нередко именуют бургундским. Crux decussata не является крестом в строгом смысле этого слова, но сочетает в себе древнюю традицию монограммного написания имени Христова. Греческая буква X представляет собой Христа, так как этой буквой начинается Его имя — Χριστός.
Виды
Помимо формы, символы веры различаются и по виду. Типы возникали в различные исторические эпохи, приурочены к различным значимым событиям.
Георгиевский
Наградной вариант, предназначенный для поддержания веры служителей церкви и офицеров. Он имеет 4 конца, и его форма признается максимально верной. В свое время эта награда была утверждена Екатериной Великой.
Виноградная лоза
На восьмиконечном кресте изображена виноградная лоза, а в центре часто размещают портрет Спасителя или буквы ХВ. Идея креста такова, что Иисус – лоза, а все люди – ветви. Основное таинство, которое связано с этой идеей – Таинство причащения.
Семиконечный
Бывают и семиконечные крестики. Сегодня в качестве нательного не производятся, однако таким типом украшены иконы 15 века, а также купола старейших храмов.
Терновый венец
На иконах 12 века можно встретить изображение колючего венца на крестах. Так авторы старались изобразить страдания Христа.
Виселицеобразный
Современный вариант украшения храмов. Широко распространен при украшении предметов церковной службы, церковных облачений, а также на множестве икон, которыми украшены стены церквей.
Мальтийский
Вид Мальтийского креста «пришел» с острова Мальта, где шла долгая битва против масонства. Форма символа – равносторонняя, с лучами, расширяющимися на концах. Его нельзя купить – он вручается только за особую доблесть в боях. В частности, в свое время он был утвержден орденом Иоанна Иерусалимского. Крест украшал гербы многих городов и регионов.
Просфорный
Просфора – уникальная печать с изображением греческой фразы «Иисус-победитель». По форме просфорный крест похож на георгиевскую разновидность, но имеет дополнительную надпись. Изначально существовал в ограниченном количестве церквей, а сегодня его изображение печатаются на просфорах.
IC.XP.NIKA – Иисус Христос Победитель. Печатается на просфорах и означает, что Искупитель выкупил грешников из греховного плена.
Каплевидный четырехконечный
Именно этот округленный крест расположен в греческой версии Евангелия, выпущенного во II веке. Капли на концах изделия символизируют кровь Иисуса, а также борьбу за свою веру до конца.
Восьмиконечный
Самый популярный, почитаемый вид крестика. Он символизирует момент распятия Христа. Свои кресты те, кто шел на казнь тащили на себе. По форме это были четырех конечные сооружения. Потом, после казни Иисуса на кресте сделали подножку, чтобы закрепить ноги сына Бога. На верхней планке Понтий Пилат распорядился поместить табличку.
Во времена Елизаветы Петровны восьмиконечная форма была закреплена законом, а кресты использовались в качестве наградных. Такую форму считают наиболее близкой к вере, поскольку на верхней планке была надпись «Иисус – царь Иудейский». Именно с того смертельного часа Христос получил признание.
Равносторонний
Это тип изделия с двумя перпендикулярными балками. Придуман для разнообразия, не несет какой-либо особой идеи. По форме напоминает квадрат.
Какой из крестов считается нательным в православии
Нательным считается крестик, который не снимают. Верующий не должен расставаться с изделием даже во время купания. Ношение креста – символ искупления перед Господом. Нет каких-либо требований по выбору символа веры, но есть ряд советов:
- Господь более располагает к деревянным и металлическим изделиям, однако не всем людям подходят материалы. Наиболее долговечным и безопасным считаются золото и серебро. Церковь не видит ничего предосудительного в украшении изделия.
- Неважно, носится крест на шнурке или цепочке. Главное – удобство верующего, а также безопасность. Детям больше подойдут серебряные цепочки.
- Не нужно выбирать огромные изделия, они часто теряются, их неудобно носить.
Надписи, изображения не имеют значения. Церковь допускает различные варианты. Если изделие продается в церковной лавке, значит, оно освящено.
Отрицающие святыню
Но некоторые христианские церкви и секты изображения креста не признают. Как и первые христиане, они тоже считают его орудием пытки и мученической смерти. Не приняли этого символа болгарские богомилы и средневековые катары (альбигойцы), которые отказывались надевать на шею такое нечестивое изображение. Одной из причин церковных обвинений этих добрых христиан в ереси как раз и был отказ от почитания ими креста. Не признают креста также мормоны, иеговисты и молокане. У иеговистов претензии к священному христианскому символу особые: мало того что для них такое почитание равно идолопоклонству — они вообще не верят, что Иисус был распят на кресте. По их мнению, во времена Римской империи преступников все же казнили на столбах. Сатанисты используют в своих ритуалах перевернутый крест и перевернутую фигурку Иисуса, но вместо почитания выказывают непочтение — плюют на крест, топчут его ногами, выкрикивают богохульства и совершают иные отвратительные для верующих действия. Впрочем, для жителей Европы и Америки эпоха поголовной христианизации даром не прошла. Крест и сегодня является самым распространенным украшением, и его носят модницы и модники, не задумывающиеся ни на минуту о священном смысле этого символа.
Чем отличается православный крест от католического
На католическом кресте, ноги Христа перекрещены, прибиты одним гвоздем. Изображен он живым, испытывающим страшные муки. Надпись имеет обозначение INRI.
Православное распятие показывает нам Христа после воскрешения. Ноги не скрещены. Надпись имеет обозначение ІНЦІ. Также она есть и на тыльной стороне «Спаси и сохрани»
Так что же означает крест святого Петра?
Простота рисования обоих видов креста сама по себе предполагает, что символ появлялся у разных народов, изолированных друг от друга. Они развивали свои идеи и в итоге мы получаем один и тот же символ с разными значениями. Так было всегда – одни воспринимали знак положительно, другие – отрицательно. Никто специально не хотел перевёртывать «обычный» или как его называют «латинский» крест. Он изначально был таким у многих народов.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что все значения символики мы придаём сами. И неважно, какой символ ты используешь и какую веру исповедуешь. Куда важнее оставаться миролюбивым человеком, не причинять другим вред, вестись на провокации и так далее. Не символы определяют человека, а его поступки по отношению к окружающему его миру.
Распятие в христианстве
Форма распятия до сих пор является предметом богословских и философских споров. Традиционный крест, состоящий из двух перпендикулярных балок, называется латинским крестом и используется в католической ветви христианства вместе со скульптурным изображением на нем распятого Христа.
В православной традиции, кроме перекладины для рук, существует еще нижняя косая перекладина, куда были прибиты ноги Христа, и верхняя в виде таблички, на которой написано ІНЦІ ( «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Косая перекладина символизирует двух разбойников, которые приняли смерть вместе с Иисусом: конец, который смотрит вверх — того, что раскаялся и вознесся на небо, опущенный вниз — того, что упорствовал в грехе и попал в ад.
Кроме того, существует версия, что казнь через распятие проводили вовсе не на кресте, а на обычном столбе. Вследствие этого многие религиозные течения вообще отрицают существование креста либо отрицают поклонение ему как реликвии: катары, мормоны, Свидетели Иеговы.
Символ креста из религиозной традиции прочно вошел в повседневную жизнь с множеством устоявшихся выражений. Например, «нести свой крест» означает «переносить трудности», а сказать, что на человеке креста нет — значит обозвать его бессовестным.