Радоница — это родительский день поминовения усопших предков. Суть праздника, история, традиции, приметы. Что можно и нельзя делать? Картинки.
Ра́доница — родительский день поминовения предков
Какого числа будет родительский день в 2022 году?
Родительский день или Радоницу отмечают во вторник, на 9-й день после Пасхи. В 2022 году она выпадает на 3 мая.
Когда поминальные дни после Пасхи?
Красная горка или Фомино воскресение — это первое воскресенье после Пасхи. В 2022 году это будет 1 мая. Красную горку еще называют Антипасха (подобная Пасхе).
Радоницу будут отмечать через два дня, 3 мая, во вторник Фоминой недели.
Суть праздника Радоница
Радоница — это родительский день поминовения усопших предков. У праздника языческие корни (Пасха мертвых). Настоящее имя Ра́доница или Ра́дуница происходит от слова ра́дость. Православные впервые после Светлой Пасхи посещают могилы родных и близких, чтобы вместе с усопшими порадоваться Воскресению Христову. В этот день поминовения нет места скорби.
Что такое родительский день и какого он числа?
Радоницу называют родительским днем. Как и родительские субботы, это всецерковный день особого поминовения усопших. Но, поскольку его отмечают во вторник, он называется «родительский день», а не «родительская суббота». Название «поминальный день» — тоже не синоним Радоницы, потому что суть термина поминальный день заключается в поминовении всех усопших христиан. Хотя к тому и призывает РПЦ, но в народной традиции на Радоницу больше вспоминают родителей и родных.
Поминальные дни в традициях славян
- Русалии. Русалий — древний языческий славянский праздник и родоначальник народных традиций поминовения мертвых. РПЦ осуждает его.
- Пасха мертвых — Считалось, что с Пасхи до Радоницы мертвые посещают дома и отмечают свою Пасху, а службу им служат умершие священники.
- Де́ды или дзя́ды — поминальные дни у белорусов и украинцев. В эти дни умершие деды, души, родители возвращаются в дома на поминальный ужин.
- На задушницы у южных славян раздавали еду соседям и нищим, украшали могилы, зажигали свечи и разводили костры, что освещало умершим душам путь в земной мир.
- “Задушки — дни поминовения у славян-католиков, приуроченные к дням Всех Святых (01.11) и Душ Умерших родственников (02.11)”. Вот как проходят задушки в Польше.
Подробнее: поминальные дни у славян и народов мира
История праздника Радоница
Народный славянский праздник Радоница восходит к языческому представлению о весеннем «воскрешении» природы после долгой русской зимы.
Этот поминальный день символизируют зелень, трава и живые цветы.
И дождь, и солнце — все знаки весенней природы на Радоницу ко двору.
Обычаи и традиции определяются древней «дохристианской» историей праздника.
- За тысячи лет до крещения Руси славяне вспоминали о своих умерших предках, веря в их загробную жизнь и радуясь новому циклу жизни земной.
- РПЦ, хотя и не включило Радоницу в церковный канон как день поминовения усопших верных, православие одобрило и поддержало эту народную традицию.
Поэтому Радоница — это праздник православных христиан и поминальный родительский день, когда посещают кладбища и церкви.
Радоница — Пасха мертвых
Пасха мертвых — отголосок языческой традиции и народных верований. На Страстной, пасхальной или Радоницкой неделях Господь, в представлении предков, открывает рай и ад и выпускает души умерших, чтобы они могли посетить дома близких и отметить свою Пасху мертвых.
Окликание предков
Окликание покойников на Радоницу — это языческий и уже почти забытый обряд. Суть его в том, что нужно было плакать и причитать над могилой, умоляя умершего появиться или подать какой-то знак или голос. Окликали родителей, как правило, женщины, но традиция окликания мертвых не была повсеместной у древних славян.
Этимология
По мнению Ю. Лаучюте, слово заимствовано у балтов: лит. raudine «молитва за умерших с плачем и причитанием», лит. rauda «плач с причитанием»[3]. По мнению М. Мурко и А. В. Десницкой, название Радуница
явилось переосмысленным (путём сближения с
рад, радость
) производным от греч. ροδωνια «розовый куст, розовый сад» — кальки лат.
Rosalia
«день роз» с тем же значением «праздника поминовения мёртвых»[4] (аналогичная этимология общепринята для названия праздника
Русалий
). М. Фасмер возражал против подобной этимологии рус.
Радуница
, ссылаясь на отсутствие в среднегреческом языке подобного термина для поминок, и считал наиболее приемлемым понимание
Радуницы
как праздника радостного пасхального поминовения мёртвых и её сближение с
рад-
(«радование, радость»)[5]. Сравните полесское название праздника —
Деды радостные
. Это полностью отвечает как диалектным названиям этого праздника (активно сближающим
Радуница
с
радоваться
), так и христианскому восприятию Пасхи[2], имея в виду радость о воскресшем Христе и грядущем всеобщем воскресении мёртвых[6].
Что можно делать на Радоницу
Заказать изготовление памятника
Что нужно делать православным?
- Накануне Радоницы нужно подать в церковной свечной лавке записку об упокоении с именами близких и заказать сорокоуст или литургию.
- Принести жертву в храм. В родительский день в центре храма устанавливают канунные столы для приношений. Православные дарят хлеб, крупы, фрукты, конфеты, муку. Принимая приношение, священники поминают тех, за кого родные приносят подарки.
- В родительский день православные посещают кладбища. Нужно прибраться на могиле, поухаживать за памятником и цветником. На Радоницу хорошо приживаются однолетние живые растения в цветниках могил. Православные должны зажечь лампадку или свечу и помолиться.
- Если посетить храм не получается, помянуть усопших можно молитвой и дома перед иконой.
Для чего на Радоницу ходят на кладбище?
Прежде всего, в родительский день кладбища посещают, чтобы поделиться с усопшими радостью о Воскресении Христовом.
И вознести молитву с места упокоения.
На Радоницу убирают могилки и высаживают живые цветы и декоративные растения. В этот светлый праздник сама природа призывает украсить место захоронения.
Что на Радоницу ставят на поминальный стол?
- Пост закончился, поэтому снова можно есть мясное. Радоница часто приходится на майские праздники, когда законными хозяевами стола становятся шашлыки на даче или на природе.
- Традиционный поминальный стол включает кутью, коливо, блины, пирожки, рыбные закуски, а также квас, компот и кисель.
- Весна берет свое, а какой весенний стол обойдется без свежей зелени и овощей?
- Мироздание устами православных священников предупреждает: не злоупотребляйте алкоголем!
Что нельзя делать на Радоницу?
- Священники призывают в этот день не горевать и не печалиться по умершим близким.
- Нельзя отказывать ни в помощи, ни в милостыни, ни в подаянии.
- Негоже ссориться, сквернословить или поминать предков со злобой или обидой.
- Поминальные столы могут быть радостными, но без чрезмерного потребления спиртного.
- РПЦ категорически осуждает оккульные практики и мистику: гадания, вызов духов, окликание покойников, а также азартные игры.
Подробнее: Что не надо делать в родительские субботы
Картинки и открытки
Радоница — светлый праздник памяти о родителях. Православные и все, кто хочет вспомнить о предках, обмениваются картинками и открытками. Сайт Соболезнования.ру оформил открытки на Радоницу и Родительские субботы так, что картинка и текст на смартфонах друзей выглядят как ваше личное обращение.
Радоница — время украсить могилы предков
Родительский день
Время вспомнить о родителях
Делитесь!
Народные приметы
- Окликание дождя. В родительский день ждали дождя. Девушки ждали, потому что верили: умывшись на Радоницу дождевой водой, они долго-долго останутся красивыми и молодыми. Крестьяне замечали: «Дождь на Радоницу — к урожаю и изобилию». Окликали дождь и детишки: когда взрослые радуются, то и им что-нибудь перепадет.
- Но и хорошей погоде на Радоницу радовались тоже. Древние славяне верили, что умершие посылают им солнечные дни в знак их чудесного покровительства с небес.
- На Радуницу не принято что-либо сажать в огороде или сеять. Какая бы ни была погода, в этот день «не беспокоят землю». Истоки этого обычая — дать свободное время крестьянам, чтобы помянуть родителей. А вот украсить могилу и посадить живые цветы не только можно, но и нужно.
- Как и на Пасху, на Радоницу красят яйца. Праздничный стол с кутьей, блинами, свежей зеленью и крашеными яйцами смотрится празднично и радостно.
Другие названия
рус. Радуница, Родоница, Радовница, Радольница, Радонница, Радошно, Радошница, Радожное, Радунец, Радостное, Радушное воскресенье, Редомное воскресенье
[2], Навьи проводы, Навий день[7]; на Украине:
Могилки, Гробки
[8]; в Белоруссии:
Навий день, Родительская, Радованцы, Усопшая Радованица, Радованские поминки
[8]; укр. Про́води, Бабский Великдень, Мертвецький великден[9][10], белор. Небожчицкій велик день[11],
Ра́даўнiца, Радуніца, Раданiца, Радуніцкія Дзяды, Вялікдзень мёртвых
, полес. Деды́ ра́достные.
Литература
- Агапкина Т. А.
[www.inslav.ru/images/stories/pdf/2002_Agapkina_%20Mifopoeticheskie_osnovy_slav’anskogo_narodnogo_kalendar’a_Vesenne-letnij%20_cikl.pdf Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл]. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). - Радуница / [www.inslav.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=831:2011-08-29-08-34-05&catid=12:2009-08-05-10-49-56&Itemid=22 Т. А. Агапкина] // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 389—391. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
- Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др.
Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб.: Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5. - Богданович А. Е.
Пережитки древняго миросозерцания у белоруссов. Этнографический очерк. — Гродна: Губернская типография, 1895. — 186 с. (Рэпрынтнае выданне:
Багдановіч Адам Ягоравіч.
Перажыткі старажытнага светасузірання ў беларусаў. Этнаграфічны нарыс. — Mінск: Беларусь, 1995. — 186 с. — 6000 экз. — ISBN 985-01-0057-5.) - Булгаков С. В.
[log-in.ru/books/s-v-bulgakov-nastolnaya-kniga-svyashenno-cserkovno-sluzhitelya-bulgakov-sergeiy-vasilevich-spravochniki/ Настольная книга священно-церковно-служителей]. — М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. — 1794 с. — ISBN 5-87301-066-8. - Грушко Е., Медведев Ю.
[books.google.com/books?id=Rjt-AAAAMAAJ Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий]. — Русский купец, 1996. — ISBN 9785882040474. - Поминать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- Радость/Радужник // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- Добровольский В. Н.
[www.bibliophika.ru/index.php?id=3173 Смоленский областной словарь]. — Смоленск: Типография П.А. Силина, 1914. — 1022 с. - Коринфский А. А.
Радоница — Красная Горка // Народная Русь. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 241-248. — 723 с. - Максимов С. В.
Радуница // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — 529 с. - Мельников-Печёрский П. И.
[az.lib.ru/m/melxnikowpecherskij_p/text_0060.shtml В лесах. Книга вторая]. — М., 1875. - Митрофан (Алексеев В. Н.; монах).
[azbyka.ru/vera_i_neverie/zhizn_posle_smerti/zagrobnaja-zhizn-all.shtml Загробная жизнь : Как живут наши умершие и как будем жить и мы после смерти – по учению православной церкви, по предчувствию общечеловеческого духа и выводам науки. — Воспр. изд. СПб., 1897]. — К.: Радуга, 1991. — 330 с. — ISBN 5-88490-030-9. - Нэй В. А.
Пасха. Красная горка. Традиции, обряды, рецепты. — М.: Рипол Классик, 2012. — 251 с. — ISBN 538603989X. - [books.google.ru/books?id=7Ug-AQAAMAAJ&pg=PA120&dq=%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D1%8C%D0%B8+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B&hl=ru&sa=X&ved=0CCsQ6AEwA2oVChMIs-K6nrDNyAIVw9YsCh1E1AK6#v=onepage&q=%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D1%8C%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B&f=false Опытъ Областнаго Великорусскаго Словаря, изданнаго вторымъ отдѣленіемъ Имп. Академіи Наукъ] / под ред. А. Х. Востокова. — СПб.: Имп. Академія Наукъ, 1852. — XII, 275 с.
- Сапіга В. К.
Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9. (укр.) - Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русское Православие. В трех томах. / Гл. редактор, составитель О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2009. [krelib.com/files/Religion/Pravosl_3_Plat.pdf Том 3: Р — Я]. — 752 с.
- [etymolog.ruslang.ru/index.php?act=xi-xvii Словарь русского языка XI — XVII вв. Вып. 21]. — М.: Наука, 1995. — С. 126. — 280 с. — (Российская академия наук. Институт русского языка). — ISBN 5-02-011253-4.
- Снегирёв И.
Русские простонародные праздники и суеверные обряды. (Выпуск 3). — М.: Университетская типография, 1838. — 214 с. - Поминки / Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 162—169. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
- [starling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?root=%2Fusr%2Flocal%2Fshare%2Fstarling%2Fmorpho&basename=morpho\vasmer\vasmer&first=1&text_word=Радуница&method_word=beginning&ww_word=on&ic_word=on&sort=word&encoding=utf-rus Радуница] // [etymolog.ruslang.ru/vasmer.php?id=431&vol=3 Этимологический словарь русского языка] = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1987. — Т. III : Муза — Сят. — С. 431.
Вас также может заинтересовать:
Оберег Цветок Жизни Камень гранат- Оберег Символ Рода в Солнце
- Кельтский узел Любви Оберег
Оберег Алатырь серебро- Браслет Цветок Папоротника — Символ Рода
- Кожаный ремень 24 Руны Футарк, Молот Тора
Примечания
- Словарь русского языка, 1995, с. 126.
- ↑ 123
Агапкина, 2009, с. 390. - Лаучюте Ю. Перунъ, Велесъ
и балто-славянская проблематика // [www.inslav.ru/images/stories/pdf/1983_Balto-slav_etnojaz_otnoshenija_tezisy.pdf Балто-славянские этноязыковые отношения в историческом и ареальном плане]. — М.: Наука, 1983. — С. 30. - Десницкая А. В.
К вопросу о балканизмах в лексике восточнославянских языков // [nkslav.ru/library/files/ssl-viii-1978-jazykoznanije.pdf Славянское языкознание: VIII Международный съезд славистов. М., 1978.] С. 166-167. - Фасмер, 1987, с. 31.
- [skudelnica.ru/radonica/ Духовная жизнь]
- Востоков, 1852, с. 120.
- ↑ 123
Даль/Радужник, 1880—1882. - Сапіга, 1993.
- Мельников, 1875.
- Богданович, 1895, с. 56.
- Агапкина, 2009, с. 389.
- ↑ 123
Агапкина, 2009, с. 391. - [www.trm.md/ru/social/crestini-ortodocsi-sarbatoresc-blajinilor/ Православные христиане отмечают Дни поминовения усопших]
- Снегирёв, 1838, с. 47.
- Агапкина, 2002, с. 566.
- Даль/Поминать, 1880—1882.
- Митрофан, 1991, с. 121.
- Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи», 3-е «зри»
- [azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Saharov/o-pominovenii-usopshikh-po-ustavu-pravoslavnoi-cerkvi/3_13 О поминовении усопших по уставу Православной церкви]
- Булгаков, 1993, с. 653.
- [newsby.org/by/2012/04/23/text23958.htm Радоница: Как вести себя на кладбище]
- Добровольский, 1914, с. 764—765.
- Баранова и др., 2001, с. 474.
- Грушко, Медведев, 1996, с. 484.
- ↑ 12345
Коринфский, 1901, с. 246-247. - [www.unn.ru/folklore/fzaklich.htm Заклички]. ННУ
- Нэй, 2012, с. 62–63.
Об упавшей ложке
На Русском Севере после приготовления поминального обеда открывали все окна и двери, а родня на пороге встречала невидимых почивших предков. После трапезы на улице пели «Вечную память», а затем хозяин дома вывешивал на окошко холстину, на которой в могилу ранее опускали гроб. Тем самым он намекал гостям, что пора прощаться.
В других регионах считалось, что умершие родственники на Пасху мертвых заходят в свой дом и участвуют в общей трапезе, поэтому для них устраивали праздничное застолье, а на стол клали лишние приборы по числу покойников в семье. Столько же ставили пустых тарелок. Каждый из сидящих за столом должен был зачерпнуть угощение из своей тарелки и положить в тарелку умершего. На Смоленщине верили, что предки едят теми же ложками, что и сидящие за столом. Поэтому ложку время от времени обязательно клали на стол, чтобы душа покойника смогла ее взять и поесть.
А вот если ложка падала на пол, поднимать ее запрещалось. Полагали, что это пришедшая на праздник душа подает сигнал о своем присутствии. Если поминальный обед не был приготовлен в срок или родня нарушила правила (например, за столом начались перебранки и ругань или хозяйка обтерла поминальный хлеб грязной тряпицей), души злились, обижались и уходили из дома раньше срока. Это сулило непутевым родственникам беды и неспокойную жизнь. До следующей Пасхи мертвых обиженная душа могла приходить в дом, стучать по ночам в окна или дверь, ходить по избе, бить посуду, являться в тяжелых снах.
Поминальные традиции
Во времена язычества день радоницы был условно поделен на 3 важных части.
- Утро посвящали работе;
- В обед шли на погост где поминали усопших, оставляли там пищу, после трапез могли и поспать на кургане (могилке).
- Вечер посвящали веселью, накрывали праздничный стол.
Всю неделю радоницы принято было оставлять пищу на столе, считалось что в полночь ушедшие родичи смогут подкрепиться после долгой зимы.
Главным поминальным блюдом считается кутья.
В современно культуре традиции посещения кладбища сохранились, претерпев некоторые изменения.
Раньше на могилке принято было оставлять еду: кашу, яйца крашенные в луковой шелухе, пироги. Кроме еды ставили стакан чистой родниковой воды. Обязательно часть еды закапывали в землю, а часть раздавали окружающим либо скармливали животным.
Вечером проводились праздники. Люди стремились разделить радость от встречи с умершими. За трапезой старались собраться всей семьей. На столе обязательно ставили 3 лишних тарелки и приборы для зашедших на огонек духов.
Еще одной традицией радоницы было приготовление бани и чистого постельного белья. Чистое белье оставляли в натопленной бане и оставляли на сутки. В это время никто из живых туда не входил. Спустя сутки люди искали следы пребывания в бане духов.
Опасное наблюдение
Понятно, что увидеть присутствующих за столом предков было невозможно. Но когда любопытство пересиливало, некоторые смельчаки решались на отчаянный эксперимент. Целый день до Пасхи мертвых они постились и хранили молчание, чтобы уподобиться мертвому.
Затем во время поминального ужина залезали на печь и смотрели на застолье через хомут. В Полесье на печи жгли щепки от гроба. Так якобы можно было увидеть сидящих за столом предков и даже услышать их разговор с предсказаниями – какие беды обрушатся на родных, кто в семье заболеет, а кто – скоро умрет. Немного находилось желающих полезть на печь, ведь считалось, что подсмотревший за душами покойников в скором времени отправится за ними следом.
Как в Православии принято поминать усопших?
Основные формы поминовения усопших (не «мертвых», а именно «уснувших» до всеобщего воскресения) включают:
- молитву, совершаемую дома;
- церковную молитву как за специальными службами, посвященными усопшим, так и просто во время литургии;
- милостыню, которая раздается родными, близкими о душе.
Молиться дома можно как за крещенного православии, так и за человека, который не был членом Церкви – с надеждой на милость Божию к этой душе.
Священники обычно советуют обращаться к Господу как своими словами, так и, особенно, молитвословиями, составленными Церковью. Они не только помогают душе почившего близкого, но также умиротворяют самого молящегося, особенно – скорбящего в первые дни, месяцы по смерти близкого человека.
Поминовение за богослужением возможно только за крещеного усопшего. Это может быть
- отпевание, совершаемое, как правило, на третий день по кончине; оно проводится как непосредственно «при гробе», так и заочно, если нет возможности доставить тело к храму, либо пригласить священника домой; во время Светлой Седмицы заочное отпевание не совершается;
- сорокадневное поминание за литургией (сорокоуст), когда священник вынимает о упокоении частицы из просфоры;
- молитва о упокоении на ектении;
- панихида – особое заупокойное богослужение.
Запрещена церковная молитва о крещенных, но самовольно лишивших себя жизни.
Особенно полезна душе милостыня в память почившего.
- вещи усопшего – малоимущим, а также просто желающим принять их, как память о человеке;
- пожертвования на храмы, монастыри, лечение больных, вообще помощь нуждающимся;
- формой милостыни являются поминки – поминальная трапеза.