«Дары волхвов» или «поклонение волхвов» — упоминание в Евангелии от Матфея, известный сюжет о магах, которые пришли поклониться младенцу Иисусу с особенными подарками. Христиане и католики празднуют это событие 6 января, как день Богоявления, хотя в текстах эта дата варьируется.
Ладан, золото, смирна
Поклонение волхвов. Джентиле да Фабриано, 1423
Собственно, христиане почитают трех волхвов именно за то, что они первыми из числа людей, не принадлежащих богоизбранному израильскому народу, пришли поклониться Христу и признали Его Мессией. Они принесли Спасителю очень символичные дары. Золото было преподнесено Ему как Царю царей. С одной стороны, это символ дани, которую подданные приносят своему правителю. С другой стороны, золото всегда использовалось для изготовления самых роскошных вещей, а нередко им украшали и священные реликвии. Золотыми были херувимы на Ковчеге Завета в Иерусалимском храме, золотыми нимбами украшают лики святых на иконах, золотыми куполами нередко увенчивают храмы… Кроме того, золото — это и символ мудрости («золотые слова», «молчание — золото») и вечности (в силу того, что этот металл не портится со временем). Все эти свойства и смыслы дают очень глубокое понимание того, почему золото было принесено в дар Христу. Ведь Царь царей — мудрейший и славнейший, Тот, Кто имеет власть и всегда использует ее во благо.
Ладан, дорогая ароматическая смола, была преподнесена Христу как Богу и Первосвященнику. Это благовоние традиционно используется для каждения, которое совершает священнослужитель. Так символически выражается благоговение человека перед Богом. Кроме того, каждение напоминает, что повсюду в мире, во всем пребывает Святой Дух, третья ипостась Бога-Троицы. Что же касается чина Первосвященника… Ветхозаветный царь Давид назвал Христа Иереем по чину Мелхиседека, древнего царя, который одновременно был и священником. Об этом человеке мало что известно. Но в Книге Бытия с ним связан один очень символичный эпизод. Когда к Мелхиседеку пришел Авраам, тот приветствовал гостя особым образом — вынес ему хлеб и вино, то есть прообраз Евхаристической жертвы Нового Завета. Поэтому Христа, Который установил Таинство Евхаристии, Тело и Кровь Которого в виде хлеба и вина принимают христиане во время причастия, со ссылкой на Мелхиседека называют Первосвященником.
Смирну, погребальное благовоние, волхвы подарили Христу как Тому, Кто должен умереть за людей. Возможно, они знали из пророчеств, какова будет судьба Мессии, что Он претерпит гонение и страдания, взойдет на крест и отдаст Свою жизнь, чтобы избавить людей от смерти. А за Его смертью последует Воскресение — то, ради чего Он приходил и почему Его так ждали.
Ссылки [ править ]
- ^ a b Шиллер, Гертруда ; Селигман, Джанет (1971). Иконография христианского искусства, Vol. I: Воплощение Христа, детство, крещение, искушение, преображение, дела и чудеса,
(английский перевод с немецкого), стр. 100–114 и фиг. 245–298. Лондон: Лунд Хамфрис. OCLC 59999963 - Эйнсворт, Мариан Винн и др., От Ван Эйка до Брейгеля: Ранние нидерландские картины в Метрополитен-музее
, стр. 35-37, 2009, Метрополитен-музей, 2009. ISBN 0-8709-9870-6 , google книги
Где искать рождественских волхвов?
Однако не только дары волхвов были символичными. Не менее важно и то, что мудрецы проделали огромный путь, чтобы поклониться Христу. Волхвами двигало желание найти Бога — пожалуй, один из самых важных побудительных мотичтобы поклониться Христу. Волхвами двигало желание найти Бога — пожалуй, один из самых важных побудительных мотивов в жизни человека. Этот поиск и привел их в Иудейскую землю. Правда, сначала они отправились не в Вифлеем, а в Иерусалим, к царю Ироду, ошибочно полагая, что Царя царей надо искать во дворце правителя. Трагические последствия этой ошибки известны: безумный Ирод узнал от мудрецов, что родился новый Царь Иудейский, по своим источникам выяснил, что произошло это в Вифлееме, и приказал истребить там всех детей младше двух лет. Их теперь почитают как первых мучеников за Христа.
А волхвы пошли дальше за Звездой, оказались в городке Вифлееме и встретили там своего Бога. Дальнейшая их судьба доподлинно не известна. Предание говорит, что они проповедовали Христа и приняли мученическую смерть в Месопотамии. Христианская община с особым почтением отнеслась к их захоронению. Почему? Дело в том, что три рождественских волхва прославлены как святые. Правда, у западных христиан их почитание гораздо более распространено, чем, например, в России. Но в Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви их тоже любят и приходят к ним молиться в Кёльнский собор — именно там теперь находятся их мощи. Раньше, начиная с V века, святыня хранилась в Медиолане (современный Милан). Оттуда в Кёльн в XII веке их перевез Фридрих Барбаросса. Жители города очень полюбили эту святыню и решили построить для нее совершенно уникальный «ковчег». В средние века была хорошая традиция ради сохранения великой реликвии специально строить собор, такой красивый, какого еще не бывало в городе. И ради «трех королей», как прозвали в Германии рождественских волхвов, начали строить величайший шедевр готики — Кёльнский собор. В самом его центре — в алтаре, в реликварии работы искусного мастера Николая Верденского — мощи трех волхвов и находятся по сей день.
Галерея [ править ]
- Мозаика, Санта-Мария-ин-Трастевере , Рим, Пьетро Каваллини , 13 век
- Джотто ди Бондоне , 1320–1325 гг.
- Джотто , Капелла Скровеньи
- Средневековая Часовая книга, написанная для семьи Грея Рутина, ок. 1390
- Церковь Сен-Тьебо, Тан , около 1400 г.
- Николаус Обильман (1435–1488), ок. 1466
- Ганс Мемлинг , 1470 г.
- Жан Фуке ; один из магов — король Франции Карл VII
- Боттичелли, 1475 г.
- Доменико Гирландайо, 1485-88 гг.
- Джорджоне , гр. 1505
- Поклонение , Ян Мостарт , 1520-е гг.
- Якопо Бассано , 1563–1564 гг.
- Икона , критская школа , начало 17 века
- Диего Веласкес , 1619 г.
- Рубенс, Лион , гр. 1617–1618
- Авраам Блумарт , 1624 г.
- Питер ван Линт , 1630 г.
- Рубенс, Кембридж , 1634 г.
- Рубенса, 1624 г. , в Королевском музее изящных искусств Антверпена.
- Рембрандт , 1632 г.
- Бартоломе Эстебан Мурильо , 1655–1660 гг.
- Домингуш Секейра, 1828 г.
- Гобелен , Эдвард Бёрн-Джонс , Музей Орсе , 1887 г.
- Фрагмент средневековой фрески Кремиковского монастыря
- Витражи, Михайловский собор (Торонто)
B+С+M
Фото Валерия Близнюка
Народная любовь к «трем королям» сохраняется в Германии по сей день и проявляется совершенно по-особому. 6 января, в память об их шествии вслед за Звездой, на улицах Кёльна и многих других городов можно увидеть интереснейшие процессии.
Дети, укутанные в блестящие шлейфы, с коронами на головах и посохами в руках ходят по домам и стучатся в двери. Им с радостью открывают: еще бы, ведь пришли рождественские волхвы, мудрецы с Востока, которые последовали за Вифлеемской звездой и поклонились Христу! Еще пару часов назад «мудрецы» вместе со своими родителями ждали в соборе начала богослужения, после которого им открыли ковчег со святыней, и они один за другим прошли под высоким престолом, на котором ковчег установлен.
«Поздоровавшись» таким образом с волхвами, дети облачились в специально приготовленные костюмы и рассыпались по городу — навещать соседей. Волхвы исполнят рождественские песни и стихи, а взамен попросят чего-нибудь вкусного или мелких денег. Хозяин, который одарит волхвов, в свою очередь тоже получит подарок — благословение. На косяке его двери появится надпись: «B+С+M», с указанием текущего года, например, 2014. Это значит, что Бальтазар, Каспар и Мельхиор посетили дом и благословили его. И сегодня не только в Кёльне, но и в Баварии и других религиозных землях Германии трудно найти дверь, не украшенную заветными буквами.
Сами же Дары волхвов — золото, ладан и смирна — хранятся на Афоне, в монастыре святого Павла Ксиропотамского. Их вывозят в разные земли Греции, чтобы у верующих была возможность прикоснуться к святыне. А на Рождество 2014 года Дары волхвов привезут со Святой Горы в Москву.
Фрагмент слуцкого пояса в орнате священника
Наличие слуцкого пояса в былые времена указывало на высокий статус, ведь этот аксессуар был очень дорогостоящим и бесподобно красивым. В Беларуси сохранилось не так много слуцких поясов, два из них находятся в фонде музея. Пока они не выставляются, хотя в скором времени, возможно, будут.
Какое-то время назад сотрудники музея и мастера рукоделия объединили усилия и восстановили технику создания таких поясов. Так была сделана первая копия одного из поясов, хранящихся в музее. Ее подарили Президенту Беларуси. И с тех пор такие сувениры являются популярными подарками на высшем уровне.
И хотя целый пояс увидеть в музее пока невозможно, в экспозиции представлены несколько их фрагментов. Например, украшенный частью пояса, орнат, то есть одеяние священника. Когда пояс изнашивался, становился старым, его часто использовали как вставки в одежде. Особенно после прихода советской власти, когда носить пояс, как признак высшего класса, было запрещено. Орнат, представленный в музее, был пошит еще в XVIII веке, его удалось найти в костеле Вороновского района. Для пошивки этого пояса использовался шелк, металлические нити и бархат.
Борть и ступа из Чернобыльской зоны
В отдельном зале музея выставлена коллекция предметов, которые были собраны в Чернобыльской зоне. Это экспозиция об отдельном пласте культуры и истории Беларуси. Здесь можно увидеть все то, что в прошлом веке вы бы нашли в любом доме, и что после трагедии стало бесполезным и даже опасным. Сейчас все собранные предметы – не радиоактивны, они прошли специальную обработку.
В коллекции можно найти борть в цельном стволе дерева. Раньше бортники вырезали в деревьях дупла и создавали подходящие условия для пчел, чтобы те там поселились. Также в экспозиции есть бочка из деревянного ствола и ножная ступа и многое-многое другое.
Бытовые предметы вековой давности
В коллекции музея много бытовых предметов прошлых столетий. То, что использовалось белорусами в различных промыслах и просто для ежедневной работы. Многие из них были частыми подарками от мужчин женщинам и наоборот.
Например, если бы уже столетие назад в Беларуси праздновали 8-е марта, подарки любимым женщинам мужчинам пришлось бы делать своими руками. И это была бы либо украшенная резьбой верхняя часть прялки, либо самодельная деревянная расческа, а, может, даже палка с узорами, чтобы делать крепкий сноп изо льна. Ну а трудолюбивые белорусские девушки к приходу весны обязательно бы запаслись разукрашенными пряниками, чтобы было веселее «гукаць» весну. В музее, кстати, есть такие соленые пряники 50-летней давности. Пробовать на вкус не советуется, а вот полюбоваться можно.
Творение Ботичелли
И на Западе, и в России рождественские сюжеты привлекали внимание многих художников. «Поклонение волхвов» Сандро Ботичелли – одна из самых европейских картин на эту тему. Причем прославленного мастера, видимо, так привлекал этот сюжет, что за свою жизнь он написал не менее семи версий картины. Но, пожалуй, самая известная была написана ориентировочно в 1475-1478 годах, сохранилась до наших дней и находится в галерее Уффици во Флоренции.
В центре многолюдной картины – Богородица с Младенцем. Она восседает среди руин античного Рима, символизирующих окончание старого мира и начало нового, христианского. Позади стоит, облокотившись на руку, Иосиф и умиленно смотрит на Спасителя. На этом евангельские герои на картине заканчиваются, остальные персонажи – жители Флоренции и современники Ботичелли.
В образе волхвов он изобразил трех членов семейства Медичи: Козимо Старого, преклонившего колени перед Девой Марией, и его сыновей – Пьеро ди Козимо (коленопреклоненный волхв в красной мантии в центре картины) и Джованни ди Козимо рядом с ним. Все трое ко времени написания картины были уже мертвы, а Флоренцией успешно управлял внук Козимо – Лоренцо Медичи «Великолепный», также изображенный на картине вместе со своим братом Джулиано. В эти годы во Флоренции зрел заговор против клана Медичи – покровителей наук и искусств. Художник дает понять, что жители города поддерживают правящее семейство.
Картина написана по заказу состоятельного флорентийца Гаспаре ди Дзанобе дель Ламы, члена гильдии искусств и ремесел города Флоренции и придворного Медичи, для часовни в базилике Санта-Мария-Новелла. Считается, что Боттичелли изобразил заказчика справа в светло-синем одеянии, указывающим на себя и смотрящим прямо на зрителя. Автопортрет самого Боттичелли выполнен в образе белокурого юноши в желтой мантии у правого края картины.
Обращение именно к этому сюжету в творчестве Сандро не случайно. Семья Медичи состояла в одном из самых влиятельных религиозных братств Флоренции – Братстве трех волхвов, которое устраивало проходившее через весь город многолюдное костюмированное шествие, сильно напоминавшее языческий карнавал. А в центре картины – Богоматерь с Младенцем. И как же важно не забыть, к Кому и зачем приходят с востока волхвы.