Бесплодная смоковница: Может ли у Бога кончиться терпение?


Бесплодная смоковница — это фразеологизм

До революции в России считалось хорошим тоном знать текст Священного Писания. Культурные, образованные люди изучали Ветхий и Новый Завет. Поэтому они знали, что в них говориться.

При этом многие из них не считались религиозными и даже выступали против религии.

Именно из среды интеллигенции стали проникать в народ библейские фразеологизмы. Это устойчивые выражения, носящие ярко выраженный эмоционально-оценочный характер. Они носят переносное значение и позволяют сделать речь яркой, образной.

Библейские фразеологизмы образуют библейскую фразеологию, то есть, совокупность выражений восходящих к Библии. Библейские фразеологизмы обычно происходят из книг Ветхого и Нового Завета.

Библейские фразеологизмы происходят из книг Ветхого и Нового Завета.

К библейским фразеологизмам относится и выражение бесплодная смоковница. Происходит оно от новозаветной притчи. Её содержание следующее: однажды Иисус шёл по дороге и увидел смоковницу. Он подошёл к ней и не увидел на ней ни одного плода. Тогда Христос сказал:

«Да не будет же впредь от тебя плода на век».

(Матф. 21.19)

После слов Спасителя дерево засохло.

Естественно, что притча носит символический характер и имеет переносный смысл, поэтому этот библейский текст не нужно понимать буквально. Что же касается расшифровки выражения «бесплодная смоковница», то значение фразеологизма двоякое.

Так, в первом случае этим именем называют бездетную женщину. Во втором подобную характеристику дают тому, кто ведёт бесплодную деятельность.

LiveInternetLiveInternet

Вторник, 27 Апреля 2022 г. 08:31 + в цитатник Galyshenka

все записи автора Гранат, Огурец, Полынь, Терновник, Это случилось за несколько дней до казни на Голгофе, в Великий понедельник. Последнюю неделю своей земной жизни Иисус провел в Иерусалиме, вместе с учениками. Под вечер он уходил ночевать в пригород – на Елеонскую гору. Вот что говорится в Евангелии: «По утру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:8-19). Евангелист Марк дополняет Матфея поразительной деталью: Иисус подошел к дереву, хотя «еще не время было собирания смокв» (Мк 11:13). На первый взгляд кажется, что Христос ни за что наказал дерево – ведь оно же не виновато в отсутствии плодов. Тем более, какой вообще смысл искать на нем плоды, если не сезон?

Рубрики: мифология/Религии и верования природа, экология/Растительный мир живопись, графика, акварель/Религиозная живопись

Метки:
смоковница инжир притча страстная седмица религия

Процитировано 4 раз Понравилось: 11 пользователям

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • 11
    Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось11
0

Смоковица — это инжир или фиговое дерево

Смоковица носит несколько названий. Так её ещё называют инжир и фига. Кроме того, ещё бытует название «винная ягода».

С точки зрения ботаники, это субтропическое листопадное растение. Его латинское название — Fícus cárica. Это дерево из рода Фикус, семейства Тутовых.

Родина инжира — горные районы Карии. Такое название в древности носила одна из провинций в Малой Азии. Его выращивают как ценное плодовое растение, ведь одно даёт плоды, называющиеся винные ягоды.

Ареал распространения смоковницы широк. Например, она распространена на территории Средней Азии, Средиземноморья, Иранском нагорье.

Считается, что инжир — это самое древнее культурное растение. Первоначально оно выращивалось в Аравии. Позже его заимствовали египтяне, сирийцы, и финикийцы. Знали смоковницу и на территории Древней Иудеи.

Листья фигового дерева крупные, имеют три, пять или семь лопастей. Они твёрдые и жёсткие. В пищу употребляют сочные, сладкие соплодия, имеющие грушевидную форму. Они покрыты тонкой кожицей с мелкими волосками.

Цвет плодов инжира разный начиная от жёлтого до чёрно-синего. Чаще всего же встречаются жёлто-зелёные плоды. Кроме того, фиги используют в медицине как лекарство, например, для лечения бронхиальной астмы.

Под библейской смоковницей понимается сикимор

Необходимо отметить, что библейская смоковница — это обычная смоковница, к которой всей привыкли. Под смоковнице в Священном Писании понимают сикимор. Сикимора или «дикая смоковница», так же как и обыкновенная смоковница, относится к роду Фикус семейства Тутовых.

Это вечнозелёное дерево, которое произрастает в африканских саваннах и лесах. Ствол его прямой, имеет высоту 30 — 40 метров, а в Палестине до 20.

В холодные зимы растение листья может сбрасывать. Ветки с млечным соком. Листья крупные, длинной 18 — 20 сантиметров, овальной формы.

Сикмор в Палестине вырастает до 20 метров в высоту.

Плоды сикимора съедобны, при этом они мельче плодов настоящих смокв. Ими часто питались жители Иудеи, так их сбором занимался пророк Амос (Мам. 7:14). При этом главная ценность библейской смоковницы заключается в её древесине, а не плодах.

Дело в то, что растение обладает быстрорастущим прямым стволом. Он пригоден для выполнения любых строительных работ.

От обычной смоковницы сикимор отличается тем что, это вечнозелёное высокое дерево со стройным стволом. Смоковница же — это невысокое дерево, с толстым стволом. Смоковница даёт плоды двух типов: сочные и сухие, сикимор — одного.

Смоковница произрастает в прохладных субтропиках, а сикимор растёт в Африке, в более тёплой местности.

В наше время библейская смоковница растёт в диком состоянии. Учёные же утверждают, что сюда её первоначально принёс человек, как ценную хозяйственную породу дерева. Библия говорит о том, что выращивать сикимор в Иудее и Палестине начал царь Соломон (3Цар. 10:27, 2Пар. 1:15).

Дело в том, что он не хотел покупать у других народов строительную древесину и решил развести рощи сикиморов на территории собственной страны.

Кроме того, такие рощи, высаженные на спорных с соседними племенами, территориях символизировали господство царя Соломона над ними.

В Синодальном переводе иногда сикимора называется смоковницей. Это важно для понимания смысла притчи о бесплодной смоковнице. Скорее всего, Иисус проклял обычную смоквицу, которая сбрасывает листья.

Дикий же вариант этого растения — листья никогда не сбрасывает. Кроме того, согласно коптской легенде святое семейство укрылось под сикиморой во время его бегства в Египет.

Таким образом, Иисус должен был знать его отличительные признаки и уметь отличить его от домашней смоковницы, плоды которой значительно вкуснее и сочнее.

Библия неоднократно говорит о смоковнице

Библия часто упоминает смоковницу. Это дерево единственное, упомянутое среди многочисленных деревьев, которые произрастали в Эдемском саду (Быт 3,7).

Именно поэтому из листьев смоквы или же фигового дерева Адам и Ева сделали себе одежду после того, как вкусили запретный плод с Древа познания добра и зла.

Кроме того, в священном Писании также говориться о том, что в Палестине всегда росло много смоковниц (Втор. 8:8). Среди иудеев это дерево, имеющее широкую крону и дающие сладкие, вкусные плоды всегда считалось символом мира и благополучия.

Созревать смоквы начинали с праздника Пятидесятницы. С этого дня начинался годовой цикл, во время которого инжир-смоква плодоносил.

Всего же дерево давало три урожая. Особенно ценились ранние смоквы (Ис. 28: 4; Иер. 24:2; Наум. 3:12). Неурожай инжира считался большим бедствием.

На этом дереве вначале появляются плоды и потом только вырастают листья. Появление листьев означает наступление лета. Естественно, что дерево с листьями, но без плодов достойно осуждения.

Появление листьев на смоковнице говорит о наступлении лета.

Все эти сведения необходимы для того, чтобы правильно понять поступок Христа. Без них невозможно уяснить смысл притчи и понять, почему Иисус проклял смоковницу.

Значимость этого поступка Спасителя столь велика, что о нём поминается не только в Евангелии от Матфея 21.19, но и ещё три раза: (Мф. 21.20, Мк. 11:20, 11:21).

Иоанн Креститель использовал образ плодовых деревьев, чтобы передать ту же самую истину

Библия говорит нам следующее:

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам “, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. (Матфея 3:7-10)

Как мы видим, и в этом случае плод дерева несет в себе образ истинного покаяния, которое приносит добрые дела. Да сохранит нас Бог от судьбы тех, кто отказывается от истинного покаяния и, следовательно, подпадают под проклятие и наказание. Перевод: Моисей Наталья

Иисус проклял смоковницу, потому что она не накормила Его

Иисус перед въездом в Иерусалим находился в Вифании. Отсюда Он отправился в святой город для того, чтобы проповедовать там во Храме. Иерусалим лежит от Вифании на расстоянии трёх километров.

В Вифании Христос со своими учениками остановился в доме Марфы. Это был вторник. Вполне возможно, что в доме Марфы ученики Иисуса позавтракали, а сам Спаситель использовал это время для молитвы. Позже в пути Он проголодался и захотел что-то съесть.

Проходя мимо местности под названием Виффагия, что в переводе значит «дом смокв», Христос увидел стоящую возле дороги смоковницу. На ней росли зелёные листья.

Иисус направился к ней, для того, чтобы утолить её плодами голод. Он не мог разглядеть их под густой кроной, и сильно разочаровался, когда их не нашёл.

Увидев, что плодов на дереве нет, Христос проклинает его, говоря:

«Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!»

(Мк. 11,14)

Несмотря на то, что ученики Спасителя шли в отдалении от Него, они эту фразу услышали. Апостол Марк даже удивился и спросил, почему Учитель ищет плоду на смоковнице, хотя знает, что в это время года она ещё не лаёт спелые плоды.

Телеканал Спас. Беседы с батюшкой. Великий Вторник. Эфир от 26 апреля 2016г. На второй минуте автор рассказывает о событиях вторника страстной седмицы и о том, кто дал Иисусу власть над силами природы.

Это человеческое объяснение поступка Иисуса. При этом необходимо знать, что во времена Христа все учёные разговоры велись в иносказательном смысле.

Кроме того, учитель или религиозный деятель мог своими поступками, также имеющими символическое значение, указывать на то или иное событие или понятие.

Поэтому поступок Христа, проклявшего бесплодную смоковницу, имеет символическое значение.

Под Бесплодной смоковницей Спаситель имел в виду народ Израиля

Толкование притчи о бесплодной смоковнице необходимо начать с того, что в Библии сикимора или смоковница признана символом достатка и благословения.

Древние иудеи под этим деревом ежедневно молились. Уничтожать смоквы категорически запрещалось.

Пророк Иеремия сравнивал с хорошими ранними смоквами (самыми вкусными) верных Богу пленников-иудеев. Неверные же сравнивались им с плохими плодами (Иерем. 24:2, 5, 8, 10).

Таким образом, Израиль в Священном Писании неоднократно сравнивается со смоковницей. Сам Иисус рассказал своим ученикам притчу о винограднике и неплодоносном инжире. Согласно ей у одного человека в винограднике рос инжир, который не плодоносил три года.

Хозяин сада решил его срубить, но виноградарь упросил хозяина оставить дерева на год, чтобы виноградарь смог его выходить, обложив навозом (Лук. 13:8, 9).

К моменту проклятия Христом бесплодной смоковницы, он проповедовал среди израильтян уже три года. Таким образом, Он символически удобрял плод для того, чтобы дерево, представляющее собой народ Израиля, могло дать плод, то есть принять новую веру.

Находясь в Вифании, Он скрывался от тайных недоброжелателей и народных волнений. Впереди у него — Страдания на кресте. Они произойдут через четыре дня.

Через 4 дня после того, как Христос проклял бесплодную смоковницу, он взошёл на Голгофу.

Таким образом, притча о смоковнице говорит о народе Израиля, который, несмотря на то, что его готовили, не принял новой веры. Проклиная смоковницу, Христос указывал на то, что в будущем Бог перестанет считать евреев своим избранным народом (Мк. 11:20, 21).

Кроме того, Спаситель сравнивал Свое появление с летом, при наступлении которого инжир распускает листья. Это истинное объяснение того, почему Иисус проклял смоковницу.

Неужели Бог дает нам только год на исправление?

Учение Иисуса разбивает сразу несколько стереотипов, характерных для ветхозаветного представления о том, как строятся взаимоотношения между Богом и людьми: а) за грехи одного человека или группы людей Бог может наказать большее число людей или даже целый народ; б) внезапная смерть постигает грешников в наказание за грехи, а праведники должны быть от нее избавлены; в) смерть невинных людей умилостивляет Бога (как это было в случае с сынами Левииными, пролившими кровь своих братьев по приказу Моисея).

Рисунок Натальи Доренковой

В то же время притча о бесплодной смоковнице показывает, что долготерпение Божие не безгранично: рано или поздно человек должен будет дать отчет о своих делах, о плодах, которые он принес или не принес. Время ожидания этих плодов в притче соответствует тому дополнительному году, который получает бесплодная смоковница. Если и этот год, в течение которого виноградарь будет ухаживать за ней особым образом, не поможет ей принести плоды, она будет срублена.

Год, отпущенный смоковнице, — это весь промежуток времени между Первым и Вторым Пришествием Сына Божия. В течение этого времени Сын Божий через созданную им на земле Церковь будет вести людей по пути покаяния, проявляя по отношению к ним милость и долготерпение:

Покаяние есть врачевство, истребляющее грех; оно есть дар небесный, чудес­ная сила, благодатию побеждающая силу законов, почему оно ни блудника не отвергает, ни прелюбодея не отгоняет, ни пьяницы не отвращается, ни идолослужителем не гнушается, ни поносителя не отметает, ни хулителя не гонит, ни гордеца, но всех изменяет…

Когда Бог долготерпит грешникам, то имеет двоякую спасительную цель: с одной стороны Он ищет чрез покаяние спасения им самим, а с другой — предуготовляет благодеяние для их потомков, которые будут успевать в добродетели.

Бог, повторю опять, долготерпит, чтобы и сам грешник покаялся, и своим потомкам не заключил пути ко спасению, потому что, хотя сам грешник и остается нераскаянным, Бог часто щадит корень, чтобы сохранить плоды, часто же… исправляет и самый корень; а когда последний подвергается окончательной порче, то Бог отсрочивает наказание, ожидая, чтобы другие спаслись чрез покаяние (Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии 7 (PG 49, 323–324). Рус. пер.: С. 359).

Долготерпение Божие не имеет пределов. Однако по отношению к человечеству оно действует во временных рамках человеческой истории, а по отношению к каждому конкретному человеку — в пределах его жизни. Однако окончательный итог жизни каждого человека зависит не только от Бога. В значительной степени он зависит от воли и выбора человека — от того, последует ли он за Ним, захочет ли исполнять Его волю и жить по Его заповедям.

Заголовок, анонс статьи и подзаголовки даны редакцией

Это фрагмент из новой книги митрополита Волоколамского Илариона — четвертого тома из шеститомной серии «Иисус Христос. Жизнь и учение». Четвертый том серии посвящен притчам Христа.

Проклиная смоковницу, Христос поступал как Бог, а не как человек

Необходимо отметить, что находясь в своей человеческой ипостаси, Христос испытывал человеческие желания, то есть Ему требовалось есть и пить. Кроме того, Он чувствовал боль и был смертен. При этом Он мог показать свою Божественную природу, и совершать чудеса.

Заявляя о Своём голоде, Христос, во-первых, показал своим ученикам то, что Он готов разделить все страдания людей, взойдя за их грехи на Голгофу. Во-вторых, Иисус тем самым объявил о Своей духовной жажде, то есть жажде того, чтобы израильтяне приняли его веру.

Израиль имел договор с Богом — Ветхий Завет, пророков, царей и судей. Именно поэтому он должен был раньше всех других народов принять веру Христову. Он этого не сделал, хотя сам Спаситель пришёл на его землю и проповедовал там три года.

Именно поэтому Христос проклял его в лице смоковницы, у которой Он не нашёл плодов, как не нашёл веру в народе Израиля.

Спаситель проповедовал на земле Израиля 3 года, но его народ так и не принял новую веру.

При этом необходимо помнить, что Христос проклял бесплодную смоковницу до корня. Смоква же может размножаться, давая побеги от него.

Таким образом, символически уничтожив Божественный договор с израильским народом, Христом даровал Новый Завет, заключённый уже со всем человечеством.

Апостолам же на этом примере он показал, что вера может сделать человека сопричастным к Божественному всемогуществу.

Христос говорил о том, что моля о таком могуществе необходимо прежде простить своим врагам все прегрешения их. В противном случае Отец Небесный в такой просьбе откажет.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Кто заступится за обреченного человека?

Как правило, в притчах, где в числе действующих лиц имеется царь, или господин, или хозяин, он символизирует Бога. Данная притча не исключение. Однако помимо хозяина в притче присутствует еще одно лицо — виноградарь, ходатайствующий за смоковницу и обещающий потрудиться, чтобы она наконец начала приносить плоды. Кто этот ходатай?

Ветхий Завет изобилует примерами, когда человек ходатайствует перед Богом о людях, прося Бога проявить к ним долготерпение. Авраам ходатайствовал о жителях Содома, вопрошая: Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?.. Не может быть, чтобы Ты поступил так… не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? И далее спрашивает, погубит ли Бог Содом, если в городе останется хотя бы пятьдесят, сорок пять, сорок, тридцать, двадцать или десять праведников (Быт 18:22–33). Диалог напоминает торг: Авраам постепенно снижает количество праведников, и Бог в ответ обещает не истребить город даже ради десяти праведников.

Представленное здесь понимание Божественного правосудия отличается от того, которое вытекает из поучения Иисуса в Евангелии от Луки. Авраам исходит из того, что внезапная смерть является наказанием за грехи и что праведники должны быть спасены от нее. Иисус же говорит об обратном: жертвы репрессий или несчастного случая не были более грешны, чем те, кто остались в живых. Божественное правосудие действует иначе, чем то представляется людям. Бог оставляет в живых не только праведников, но и грешников, чтобы дать им возможность принести покаяние и изменить жизнь (подобно тому, как Он оставляет расти плевелы вместе с пшеницей до времени жатвы).

Еще одним примером ходатайства перед Богом за народ был Моисей. В то время, как он находился на Синае, народ изготовил золотого тельца и начал поклоняться ему. Об этом Бог сказал Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Но Моисей начал прекословить Богу, напоминать Ему об обетованиях, которые Он дал Аврааму, Исааку и Иакову. И Бог отменил зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой (Исх 32:1–14). Моисей сам свершил правосудие, как он понимал его, и от меча сынов Левииных погибло около трех тысяч человек (Исх 32:25–28). После этого он вернулся к Богу и сказал: Народ сей сделал великий грех… прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. На этот раз Бог остался неумолим: Того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей. И поразил народ за сделанного тельца (Исх 32:31–35).

Бесплодная смоковница: Может ли у Бога кончиться терпение?

Образы ветхозаветных праведников, ходатайствовавших за народ, служат прообразами того ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника, Который есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин 2:1–2). Он, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр 7:24–25). Подобно Моисею, просившему изгладить его из книги жизни, Иисус принес Свою жизнь в жертву за людей: Он умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас (Рим 8:34).

Именно в таком ключе понимали притчу древние толкователи. Согласно Исидору Пелусиоту, хозяин виноградника — это Бог, виноградарь — Сын Божий, смоковница — народ Израильский или все человечество. Закон и пророки не смогли исправить людей и заставить их принести плоды. Сын Божий Своим учением и Своими страданиями должен привести их к покаянию. Если же этого не произойдет, в вечной жизни они будут отсечены от части праведных (Исидор Пелусиот. Письма 1, 312 (PG 78, 364). Рус. пер.: С. 181).

В свете новозаветного представления об Иисусе Христе как ходатае перед Богом не только за избранный народ, но и за весь мир, следует понимать слова виноградаря, обращенные к хозяину. Даже если терпение Бога Отца исчерпалось, Сын Божий готов выступать посредником между Ним и грешными людьми. Это вносит полный переворот в представление о божественном правосудии. Отныне даже у бесплодной смоковницы появляется ходатай в лице доброго виноградаря, который готов ее окапывать и удобрять, «не принесет ли плода».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: