История встречи Христа и самарянки: как зло может быть обращено в добро


Беседа Христа и самарянки. История

Пятая неделя по Пасхе в церковном богослужении посвящена воспоминанию беседы Спасителя с женщиной-самаряныней. Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Исус Христос со Своими учениками проходил через страну самарянскую. Ассирийский царь Салманассар покорил израильтян и отвел их в плен, а на их месте поселил язычников из Вавилона и других мест. От смешения этих переселенцев с оставшимися евреями и произошли самаряне. Самаряне приняли Пятикнижие Моисея, но не забывали и своих богов. Когда евреи вернулись из вавилонского плена и начали восстанавливать Иерусалимский храм, самаряне тоже захотели принять в этом участие, но евреи не допустили их, а потому они выстроили себе отдельный храм на горе Гаризим. Приняв книги Моисея, самаряне, однако, отвергли писания пророков и все предания, и за это иудеи относились к ним хуже, чем к язычникам, всячески избегали какого-либо общения с ними, гнушаясь и презирая их.

Проходя через самарянскую страну, Господь со Своими учениками остановился отдохнуть около колодца, который, по преданию, был выкопан Иаковом. В полдень, во время большого зноя, к колодцу подошла женщина почерпнуть воды. Ученики Исуса отлучились в город за пищей, и Он обратился к самарянке с просьбой: «Дай Мне пить». Узнав, возможно, по одежде или по манере речи, что обращающийся к ней — иудей, самарянка выразила свое удивление в том, что Он, будучи иудеем, просит пить у нее, самарянки, имея в виду то презрение, которое иудеи проявляли к самарянам. Но Исус говорит женщине, что она бы не стала задавать подобного вопроса, зная, Кто говорит с ней и какое счастье Бог послал ей в этой встрече. Если бы она знала, Кто просит у нее пить, то сама бы попросила Его утолить ее духовную жажду, открыть ей ту истину, познать которую стремятся все люди; и Он дал бы ей «воду живую» (Ин. 7:38-39). Самарянка не поняла Господа: подумала, что он имел в виду ключевую воду, которая находится на дне колодца, а потому и спросила Исуса, откуда Он может иметь живую воду, если Ему и почерпнуть нечем, а колодец глубокий. «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (Ин. 4:12). Тогда Господь сказал:

Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:13-14).

Самарянка не поняла этих слов Спасителя и сказала: «Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Христос, желая, чтобы самарянка поняла, о чем говорит Он с ней, сначала велел ей позвать к Нему ее мужа. Женщина же сказала: «У меня нет мужа». Тогда Исус Христос сказал ей: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа. Потому что у тебя было пять мужей; и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала». Самарянка, пораженная всеведением Спасителя, обнаружившего всю ее жизнь, поняла теперь, что говорит не с обыкновенным человеком. Она сразу же обратилась к Нему за разрешением давнего спора между самарянами и иудеями: чья вера правильнее и чья служба угоднее Богу. «Господи! Вижу, что Ты пророк», — сказала она, — «отцы наши покланялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». Господь отвечает на вопрос самарянки, что неверно было бы думать, будто поклоняться Богу можно только в одном каком-то определенном месте, и спорный вопрос между самарянами и иудеями скоро сам собой потеряет свое значение, потому что оба типа богослужения — как иудейское, так и самарянское — прекратятся в недалеком будущем. Это предсказание исполнилось, когда самаряне, истребляемые войнами, разубедились в значении своей горы, а Иерусалим был разрушен римлянами и храм сожжен в 70-м году по Рождестве Христовом. Самарянка поняла смысл слов Исуса и сказала: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Самаряне также ожидали Мессию. Они в Его лице ждали пророка, а не вождя. Поэтому Исус, долго не называвший себя Мессией при иудеях, этой простой самарянской женщине прямо говорит, что Он и есть обещанный Моисеем Мессия-Христос. В восторге от счастья, что она видит Мессию, самарянка бросает у колодца свой водонос и спешит в город возвестить всем о пришествии Мессии, Который, как Сердцеведец, сказал ей все, что она сделала. Пришедшие в это время ученики Его удивились тому, что их Учитель беседует с женщиной. Однако, благоговея перед своим Учителем, ученики никак не выразили своего удивления и только попросили Его отведать принесенную ими пищу. Но Он отвечал им:

У Меня есть пища, которой вы не знаете (Ин. 4:32).

Ученики не поняли Его слов, не решаясь расспрашивать Его дальше, они говорили между собою: «Разве кто принес Ему есть?» (Ин. 4:33). Исус, прозрев их удивление, объясняет им Свои первые слова:

Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин. 4:34).

Не о голоде и жажде, не о зное и усталости, не о полуденном отдыхе и обеде думает Он в эти священные минуты. Теперь душа Его у Бога, Который послал Его, теперь весь дух Его погружен в великое дело, которое Отец поручил Ему. Самаряне спешили к Нему через поле. Потому Он продолжает: «Не говорите ли вы во время сеяния: еще четыре месяца, и наступит жатва» (Ин. 4:35). Между тем подошли самаряне. Они поверили свидетельству женщины и просили Исуса остаться у них. Он пробыл у них два дня, и это время исполнено было плодов и благословения. Если они прежде уверовали в Него по слову женщины, то теперь уверовали по Его слову, потому что сами узнали и испытали, что Он есть Мессия, Спаситель мира.

Самарянка, которую Христос встретил у колодца, носила имя Фотиния. Она стала христианкой и приняла мученическую смерть в Риме в 66 году. Вместе с ней за Христа пострадали ее сыновья Иосия и Виктор, а также сестры Анафролия, Парасковия, Кириакия, Фота и Афотина. Память Фотинии совершается 2 апреля (20 марта по ст. ст.). Воспоминание беседы Спасителя с Фотинией Самаряныней о живой воде, Его божественном и спасительном учении, совершается в пятую Неделю по Пасхе.

Интерпретации

Ученые отметили, что эта история, похоже, основана на стандартной обручение ‘тип сцены’из еврейских писаний, в частности Джейкоб в Бытие 29.[8] Эта конвенция, которая была бы знакома еврейским читателям, следующая из более ранней сцены, в которой Иоанн Креститель сравнивает свои отношения с Иисусом с отношениями друга жениха.[1] Джо-Энн А. Брант, например, заключает, что «среди литературных критиков существует почти единодушное мнение о том, что сцена у колодца Джейкоба соответствует условностям типовой сцены обручения, обнаруженной в еврейском повествовании».[9] Другие ученые отмечают существенные различия между Иоанном 4 и сценами обручения в еврейской Библии.[10][11] Например, Дороти А. Ли перечисляет несколько несоответствий между сценами обручения на иврите и Иоанна 4: «Самарянка — не молодая еврейская девственница, и обручения не происходит; колодец не связан с половым плодородием, но является образом спасения (см. Ис. 12: 3); Иисус представлен не как жених, а как податель воды живой ».[12]

Этот Евангелие эпизод упоминается как » парадигма за нашу связь с истиной «, в Римская курия книга Христианское размышление о Новой Эре

, как говорится в диалоге: «Вы кланяетесь тому, чего не знаете; мы кланяемся тому, что знаем», и предлагает пример «Иисуса Христа, носителя воды жизни».[13] Отрывки, составляющие Иоанна 4: 10–26 иногда называют Беседа о воде жизни, который является дополнением к Беседа о хлебе жизни.[14]

В восточно-христианской традиции имя женщины во время ее встречи с Иисусом неизвестно, хотя позже она была крещена «Фотини». Она прославляется как известная святая. Как далее рассказывается в Иоанна 4: 28–30 и Иоанна 4: 39–42, она быстро распространила весть о своей встрече с Иисусом, и благодаря этому многие уверовали в Него. Ее постоянное свидетельство, как говорят, привело к христианской вере так много людей, что ее описывают как «равный апостолам». В конце концов, обратив внимание Император Нерон, ее привели к нему, чтобы она ответила за свою веру, претерпев множество пыток и умерла мученической смертью после того, как была брошена в сухой колодец. Ее вспоминают в воскресенье через четыре недели после Пасха, который известен как «воскресенье самарянки».

В Оахака, Оахака, Мексика, празднование самарянки проходит в четвертую пятницу Пост. В этот день в церквях, школах и на предприятиях раздают морсы прохожим.[15]

Неделя о самаряныне. Тропарь, кондак и канон

Тропарь:

Свётлую воскrніz пр0повэдь, t ѓнGла ўвёдэвше гDни ўчн7цы, и3 прaдэднее њсуждeніе tвeрг8шіи, ґпcтлwмъ хвaлzщесz гlаху, и3спровeржесz смeрть, востA хrт0съ бGъ, дaруzи ми1рови вeлію млcть.

Кондак:

Вёрою пришeдши на и3ст0чникъ самарzнhни ви1дэ премu1дрости в0ду тебE хrтE, напи1вшисz њби1лнw. и3 цRьствіz вhшнzгw наслёдовавши вёчнw, приснослaвнаz.

Библиотека Русской веры Канон в неделю о самаряныне →

Читать онлайн

Беседа Христа и самарянки. Иконы

Сюжет беседы Исуса Христа с самарянкой является одним из самых распространенных изображений в раннехристианском искусстве. У колодца изображена фигура женщины, достающей из него сосуд с водой, а с другой стороны колодца — Спасителя, беседующего с женщиной. К наиболее ранним изображениям этого сюжета относятся: фреска церковного дома в Дура-Европос (ок. 250 года, сохранилась только фигура самарянки), фрески катакомб Претекстата на Виа Латина (IV век), рельеф на пластине из слоновой кости на кафедре Максимиана (VI век).

С VI века происходит изменение в изображении композиции — Исуса Христа изображают сидящим возле колодца (например, мозаика равеннской церкви Сант-Аполлинаре Нуово, VI век). К XII-XIV векам в иконописи в сцене беседы Христа с самарянкой приобретает акцент на ее учительном значении (например, роспись новгородской церкви Феодора Стратилата на Ручью, 1380-е годы).

Беседа Христа с самарянкой. Италия, Ravenna, VI век

Рекомендации

Цитаты

  1. ^ аб
    Линкольн 2005, п. 170-171.
  2. Самкутты 2006, п. 81.
  3. Crown, Davey & Sixdenier 1995, п. 134.
  4. Бургель 2022.
  5. Фергюсон 2003, п. 534.
  6. Самкутты 2006, п. 85.
  7. Самкутты 2006С. 100–101.
  8. Quast 1991, п. 29.
  9. Брант 1996.
  10. Окурэ 1988С. 88-89.
  11. Resseguie 2001, п. 76, п. 45.
  12. Ли 1994, п. 67, п. 3.
  13. Папский совет по культуре; Папский совет по межрелигиозному диалогу (2 марта 2003 г.). Иисус Христос, носитель воды жизни: христианское размышление о «Новой Эре»
    . Ватикан: Интернет-офис Святого Престола.
  14. Барретт 1978, п. 12.
  15. «La Samaritana 2011 en Oaxaca» (на испанском). Vive Oaxaca. Получено 3 июн 2013.
  16. «Гимн: Наполни мою чашу, Господь». www.hymnal.net
    . Получено 20 марта, 2022.

Источники

  • Барретт, К. К. (1978). Евангелие от Иоанна: Введение с комментариями и примечаниями к греческому тексту
    (2-е изд.). Вестминстерская пресса Джона Нокса. ISBN 978-0-664-22180-5 .CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Бургель, Джонатан (2018). «Иоанна 4: 4–42: Определение способа вивенди между евреями и самаритянами». Журнал богословских исследований
    .
    69
    (1): 39–65. Дои:10.1093 / jts / flx215. ISSN 0022-5185.CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Брант, Джо-Энн А. (1996). «Охота на мужа: характеристика и повествовательное искусство в Евангелии от Иоанна». Библейское толкование
    .
    4
    (2): 205–223. Дои:10.1163 / 156851596X00194. ISSN 0927-2569.
  • Корона, Алан Дэвид; Дэйви, Люси; Сиксденье, Гай Доминик, ред. (1995), «Очерки в честь Г.Д. Сексденье: новые самаритянские исследования Société d’études samaritaines», Исследования по иудаике 5
    , Сидней: Мандельбаум / Сиднейский университетCS1 maint: ref = harv (связь)
  • Фергюсон, Эверетт (2003). Истоки раннего христианства
    . Wm. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2221-5 .CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Ли, Дороти А. (1994). Символические повествования Четвертого Евангелия: взаимодействие формы и смысла
    . Шеффилд: Sheffield Academic Press. ISBN 978-1-85075-468-8 .CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Линкольн, Эндрю Т. (2005). Евангелие от Иоанна
    . Hendrickson Publishers. ISBN 978-1-56563-401-5 . OCLC 61129929.CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Окуре, Тереза ​​(1988). Подход Иоанна к миссии: контекстное исследование Иоанна 4: 1-42
    . Тюбинген: J. C. B. Mohr. ISBN 978-3-16-145049-5 .CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Quast, Кевин (1991). Чтение Евангелия от Иоанна: Введение
    . Paulist Press. ISBN 978-0-8091-3297-3 .CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Resseguie, Джеймс Л. (2001). Странное Евангелие: план повествования и точка зрения у Иоанна
    . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-12206-0 .CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Самкутты, В. Дж. (2006). Самаритянская миссия в Деяниях
    . A&C Black. ISBN 978-0-567-04464-8 .CS1 maint: ref = harv (связь)

Беседа Христа и самарянки. Картины

К сюжету беседы Христа и самарянки обращались многие живописцы, в частности, Пьетро Перуджино (1446-1524 гг.), Артсен, Питер (1505/06 – 1578 гг.), Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669 гг.), Генрих Семирадский (1843-1902 гг.) и другие.

Культурные ссылки

В изобразительном искусстве

В музыке

  • «Иисус встретил женщину у колодца», а Евангелие песня, датируемая 1949 годом или ранее (самая ранняя известная запись Фэрфилдская четверка)
  • «Поднимите его, вот и все», евангельская песня, датируемая 1927 годом или ранее (самая ранняя известная запись Вашингтон Филлипс)
  • Женщина Самарии
    священный кантата 1867 г. англичанами классический композитор Уильям Стерндейл Беннетт
  • «Наполни мою чашу, повелитель», гимн, написанный Ричардом Бланшаром в 1959 году.[16]
  • «Иисус дал мне воду», евангельская песня группы The Soul Stirrers в 1951 году.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: