Фрески Андрея Рублёва и Даниила Чёрного в Успенском соборе Владимира осветили по-новому


СТРАШНЫЙ СУД (АНДРЕЙ РУБЛЕВ)

Часть 1 : Иконы

Часть 2 : Феофан Грек

Пожалуй, начну эту часть с отрывка из фильма Андрея Тарковского

Чем же так мучился Андрей Рублев? Почему не начинал роспись храма? Ведь были древние образцы — с канонической росписью западной стены, были новаторские работы Феофана. Он даже мог их видеть своими глазами, ведь оба работали в конце 14 века в Москве. Если вы посмотрите фильм Тарковского дальше, (https://www.youtube.com/watch?…) вы увидете картины Страшного суда в понимании Андрея Рублева: Страшный суд как создание нового мира — мира единения Неба и Земли, Бога и Человека — русского человека! Эта идея Сергия Радонежского: превозмочь, объединившись, соборно

— дала Руси победу на Куликовом поле и привела, сквозь все невзгоды, к русскому ренессансу 15 века.

Только дважды имя преподобного Андрея Рублева упоминается в летописях. И оба раза оно, среди прочих имен, – стоит последним.

Простой монах, черноризец, отказавшийся от славы и признания мира, Андрей Рублев снискал известность, которой не ведали иные князья и правители. Однако мы не знаем практически ничего о человеке, оставившем после себя шедевры мирового значения. Легенды, версии, гипотезы, предположения – ими полна его биография. И даже житие не дает нам практически никаких конкретных сведений. Но одна дата, в числе всех других, вызывает меньше всего сомнений: в 1408 году Андрей Рублев пришел во Владимир, чтобы расписать уже тогда знаменитый собор Успения Богородицы.

17 июля знаменитый иконописец принял монашеский постриг с именем Андрей – в честь преподобного Андрея Критского. И не случайно было выбрано именно такое имя. Андрей Критский – глубочайший поэт раннего Средневековья, написавший «Покаянный канон», который назвали впоследствии великим каноном. И если Андрей Критский – непревзойденный певец покаяния, то Андрей Рублев – любви к человеку. Потрясает душу умиротворенность и человечность творений Андрея Рублева. Мастер коснулся своей кистью вопросов глубочайшей нравственности.

Фреска «Страшный Суд» преподобного Андрея Рублева, написанная во владимирском Успенском соборе – национальное достояние России, уникальное произведение, причисленной к всемирному наследию ЮНЕСКО. До и после Рублева, как отмечает академик Д. Лихачев, так никто не писал.

Общий вид центрального нефа

Как и Феофан, Андрей Рублев не стал занимать западную стену, расположив композицию под сводами хорового балкона ближе к глазам молящихся. Сам Страшный су в центральном нефе, лоно Авраамово, рай — одесную от Христа (именно эти части композиции дошли до нас). Слева, ошую, видимо, как того требует традиция, написаны были адские муки грешников (эта часть росписи не сохранилась).

Когда проходишь в собор под западной аркой, видишь над головой круг, в который вписана огромная полусжатая Рука Божия, в которой Господь содержит души всех праведных. «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их

» книга Премудростей Соломона

Души праведных в руце Божией

В той же арке он размещает царя Давида (слева от Руки Божией и пророка Исайю (справа от Руки Божией ).

Арка с Рукой Божией, Давидом и Исайией. Общий вид росписи Страшного суда на сводах и в арке слева и справа

В руке Давида свиток со словами, обращенными к тем, кто не боится суда Божия и ходит путями неправедными, зная о своих злодеяниях. Лик царя кроток и полон тревоги за них.

Пророк и царь Давид в арке

Фреска пророка Исайи не сохранилась полностью, остались только его одеяния и свиток со словами, обращенными к жестоковыйному еврейскому народу, у которого и глаза ослепли, и уши не слышат, и не могут они узреть правды.

Ниже образов пророков изображены архангелы с трубами, возвещающими воскресение мертвых для Страшного суда. Под образом пророка Исайи – архангел Гавриил

с поднятой кверху трубой; напротив, под царем Давидом, с опущенной к земле трубой — архангел
Михаил
.

Их трубный глас направлен в ту сторону, где изображены Земля и Море, отдающие своих мертвецов под звуки трубы. Этот призывный клич воспринимается по-разному. Андрей начинает свою фреску с этого трубного гласа, возвещающего начало Суда. Это звуки фанфар, возвещающие о встрече всех с милостивым Спасителем Он выходит навстречу каждому, приглашая войти в единство с Ним.

Земля отдает мертвецов

Море отдает мертвецов

Под сводом, куда арка является входом, Андрей будет расписывать сцену, в которой сольются в единстве не только арки, своды, стены и их сочленения, но и предстанет в полном единстве сцена Страшного суда.

Роспись страшного суда и вход в собор

Главная фигура здесь – «Спас в силах». Христос словно парит над головами входящих под своды храма через арку с изображениями архангелов. Он изображен на чисто голубом фоне в мандорле, окруженный небесными силами: херувимами и серафимами с добрыми глазами.

Христос в Славе (в мандорле). Над Ним Ангелы свивающие небо в свитки

Лик Спаса добр и не внушает страха, серьезен, но не грозен. Господь творит Новый мир и всех приглашает участвовать в этом Творении. Его правая рука поднята кверху в благословляющем жесте. Левая опущена вниз, указывая путь в преисподнюю тем, кто не желает участвовать в творении Новой Земли и Нового неба. Господь Иисус Христос изображен в золотистых тонах, словно вылитый из золота: золотой нимб, светящиеся золотые власы и светящаяся золотая одежда.

Над Спасом изображены два парящих ангела, сворачивающих в свиток старое небо и отживший мир со старыми светилами, луной и звездами, который должен уступить место новому и невиданному царству добра и света.

Под изображением Спаса находится изображение престола, место Суда, пред которым предстанет всяк человек. На нем лежит большой Крест, орудие страстей Господних, и раскрытая книга с деяниями воскресших и пришедших на Суд. Здесь же у подножия престола изображены павшие ниц Адам и Ева, как образ искупленного человечества.

Слева и справа, согласно иконописной традиции деисусного чина, в молитвенных позах стоят Богородица и Иоанн Креститель, умоляя Спасителя пощадить род человеческий за их прегрешения. За Богородицей располагается архангел Михаил, за Иоанном Крестителем — архангел Гавриил. За ними следуют соответственно апостол Петр и апостол Павел.

Престол уготованный, Богоматерь, Иоанн Предтеча, Адам, Ева, ангелы, апостолы Петр и Павел

Среди фигур центральной группы особенно выразительна фигура Богоматери. Мария выступает здесь ходатаем перед Христом за весь «род христианский». Архангелы, выступая впереди ангелов, словно возглавляют их воинство, изображенное за спинами восседающих апостолов. Особенно тепло, легко и в свободном музыкальном ритме изображены ангелы южного свода с благородными и нежными ликами.

Павел и Петр, изображенные отдельно от других апостолов, тоже словно возглавляют ряды апостолов, изображенных на других стенах свода, с северной и южной стороны от арки. На северной стороне склона – апостолы Андрей, Марк, Лука и Матфей. Последним, на склоне восточной арки, мы видим ап. Филиппа.

Роспись северного склона с апп. Матфеем, Лукой, Марком, Андреем и Филиппом

На южной — Фома, Иаков, Варфоломей, Симон и Иоанн. Лики всех участников Страшного Суда (ангелов, архангелов, апостолов) выражают не гнев и страх, а доброжелательное, светлое и спокойное настроение, словно они идут на встречу, которая должна принести только радость и свет.

Роспись южного склона с апостолами (справа налево) Иоанном, Симоном, Варфоломеем, Иаковым и Фомы

Апостол Матфей под кистью Андрея — тихий и кроткий старец, в котором выражена мягкость и расположенность к людям.

Апостол Матфей

Лука изображен молодым и решительным. Он готов участвовать в этом Суде. Марк со спокойным выражением ожидает Суда.

Апостол Лука

Андрея Первозванного Рублев пишет по-особому. По легенде Андрей Первозванный пришел в Крым, в Корсунь и отправился вверх по Днепру. Ночью на одном из привалом ему приснился сон, что здесь будет великий город .

Это предсказание Андрея сбылось: на этой горе возник Киев. Потом он пойдет на север в Новгород. Андрей Первозванный у Рублева – крепкий человек с широкими плечами и крепкой шеей, с густой округлой бородой, размышляющий о том, чему он должен быть свидетелем.

Апостол Андрей Первозванный

В арке, которая ведет под купол, Андрей Рублев напишет в круге четырех зверей, олицетворяющих четыре царства, после которых наступает царство Христово. Они изображены в динамике, словно бегут по внутреннему кругу, опережая друг друга:

медведь (царство Вавилонское), лев (Персидское царство), пантера (Македонское царство) и человекозверь (Римское царство). Но ни у кого из них, кроме последнего, нет хищного выражения. Может быть и другое толкование. Часто характеристика царств исходила из существующей исторической обстановки. Даже такие церковные авторитеты, как Иоанн Златоуст, считали «непогрешительным» их толкование «применительно к своему времени». Возможно, что Андрей Рублев мог подразумевать: под львом — объединенные Польшу и Литву, где римско-католическое вероисповедание стало господствующим; под барсом — агрессивный тевтонский орден; под медведем — княжество Московское, упорно занимавшееся утверждением сильной власти и единства в своих пределах; под чудовищным зверем — татар, с жестокостью которых связывалось у русских представление о наступлении «Страшного суда».

Символы четырех царств

На этот круг указывает пророку Даниилу Ангел. Их фигуры изображены на северной стороне свода, в самом низу

Там, где изображены Море и Земля, отдающие своих мертвецов, мы видим праведных жен, идущих на суд. Они изображены напротив пророка Даниила и Ангела. Их лица не выражают страха, они ждут не наказания, а встречи с тем, Кого так долго ждали, Кто для них радость и счастье.

В южном своде перед иконостасом соратник Андрея Рублева — Даниил Черный создает фреску «Шествие праведников в рай», которая признана всемирным шедевром. Праведников сопровождают Павел и Петр. Апостол любви, Павел, изображен обернувшимся к толпе праведников, словно зовя их согласно свитку в левой руке «Приидите со мною…».Рядом, чуть ниже, – апостол Петр с ключами от рая. В толпе праведников можно различить Николая Угодника и Григория Богослова, Савву Освященного и Антония Великого, Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Шествие праведников в рай и Авраамово лоно (выше шествия)

Напротив «Шествия праведников в рай» размещен сам рай с восседающими в нем праотцами: Авраамом, Исааком и Иаковом. Справа от Авраама — души праведников, в виде детей в русских рубашечках.

Авраамово лоно в Эдеме

Там же в раю, между фреской «Шествие в рай» и Авраамовым лоном мы видим благоразумного разбойника.

Благоразумный разбойник в раю

Из всех персонажей «Шествия…» особенно поражает лик апостола Петра, о котором много написано. Петр в изображении Даниила – это сама любовь, чистая и младенческая, доверчивая и всепрощающая. Это те черты, которые Андрей Рублев хотел подчеркнуть как истинно русские: доброта, мягкость, чистосердечие и открытость. Такими он словно завещал всем нам оставаться всегда, сколько бы веков не прошло: «Будьте, как дети…»

Непревзойденность фресок «Страшного Суда» Успенского Собора города Владимира – в исходящей от них милости. Мы здесь не видим ни плача, ни злобы, ни адских мучений – все пронизано светом, радостью Встречи с Христом. Подобного еще не было. Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Нет ни черных, ни белых; ни плохих, ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству. Именно она, эта «идея соборности

» давала Андрею Рублеву творческие силы. О ней тосковала душа художника, ища в страшной действительности образы для ее воплощения. И как не странно, тема Страшного Суда, до Рублева только лишь разъединявшая, стала одним из выдающихся воплощений союза и связанности людей.

Андрей Рублев стоит у истоков рождения национального искусства, рождения национального самосознания

Фрески Андрея Рублёва и Даниила Чёрного в Успенском соборе Владимира осветили по-новому

Более 300 квадратных метров уникальных фресок начала XV века, сохранившихся в Успенском соборе города Владимира, озарились новым светом. Специалисты Владимиро-Суздальского музея-заповедника заменили старое световое оборудование на современное, что позволило увидеть знаменитые росписи Андрея Рублёва и Даниила Чёрного в новых красках. Работы проведены за счёт собственных средств музея. В пресс-службе главного музея Владимирской области Зебра ТВ уточнили, что проект обошелся в сумму около 400 тысяч рублей.

Уникальное «рублёвское наследие» кафедрального храма города Владимира привлекает миллионы туристов. Два монаха – Андрей Рублёв и Даниил Чёрный – в начале XV века совершили то, что до этого не делал никто на Руси — отошли от греческого канона фресковой живописи и, по сути, изменили восприятие Страшного суда в людском сознании. В изображениях апостолов кисти Рублёва и Чёрного — русские лики.

«Вместо ожидаемого ужаса, связанного с предстоящей расплатой за грехи, «рублёвские» росписи дарят надежду на спасение и воскрешение. Любовь, которой переполнены святые, открыто читается в их ликах. И сейчас посетители собора могут получить именно такое восприятие фресок, которые можно рассмотреть во всех подробностях», — рассказывают музейщики.

Первое осветительное оборудование было установлено в Успенском соборе в начале 2000-х годов. Позже за счет спонсоров его частично заменили, но добиться желаемого результата в освещении уникальных фресок долгое время не получалось. Между тем, в 2022 году завершились масштабные работы по реставрации древней храмовой росписи.

Освещение фресок — это не только эстетический вопрос, но и задача по их сохранности, поскольку при «неправильном» свете фрески «гаснут», разрушаются краски. Новое светодиодное оборудование в Успенском соборе соответствует всем требованиям и ГОСТам. Освещённость старинных фресок не должна превышать 50 люксов с минимальным влиянием ультрафиолетового и инфракрасного спектров.

К работе были привлечены сотрудники музея-заповедника и специалисты из Москвы. В музее говорят, что совместными усилиями получилось добиться равномерного освещения фресок, чтобы полностью исключить так называемые «тёмные зоны».

Кроме фресок Рублёва, туристы теперь смогут увидеть и более раннюю роспись на стенах собора. Это фрагменты растительного орнамента, которые сохранились с XII века, со времен Всеволода Большое Гнездо, в северной галерее храма — раньше она была затемненной. Подсвечены также элементы украшения в виде птиц-павлинов аркатурно-колончатого пояса первого храма Андрея Боголюбского, до перестройки собора после пожара.

Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова отметила, что новая подсветка фресковой росписи Успенского собора позволит ещё глубже понять весь смысл композиции «Страшный суд», увидеть русские лики святых, списанные с наших предков, живших в непростые и жестокие времена татаро-монгольского нашествия:

«Сегодня, когда наши фрески благодаря современным технологиям будут озарены новым светом, когда мы увидим этот «ближний свет издалека», мы сможем ещё раз задуматься: кто мы, зачем пришли в этот мир, наследниками кого и чего мы являемся».

Самые яркие события дня — в .

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: