Великий покаянный канон Андрея Критского Когда читается канон Преподобного Андрея Критского?

Великий покаянный канон Андрея Критского Когда читается канон Преподобного Андрея Критского?

Великий покаянный канон Андрея Критского читается в первые четыре дня Великого поста, по одной части за один раз. Полностью творение читается в седьмую неделю. Канон учит людей покаянию. Принимать свои грехи и учиться бороться с ними. Также это писание наставляет брать пример с чистых и бескорыстных людей.

Об Андрее Критском

Преподобный Андрей родился где-то в 660-х годах нашей эры, в городе Дамаск. Сказания передают, что до семи лет ребенок не мог разговаривать. Родители Андрея были верующие люди и часто посещали церковь. Однажды во время причастия на Критского сошло Божие благословение и он заговорил. После этого чуда родители отдали Андрея изучать основы религии.

Когда парню исполнилось 14 лет, его перевели на службу в Иерусалим, в Монастырь Гроба Господня. Андрей был очень разносторонне развитым молодым человеком, поэтому его сразу определили в нотарии.

Потом Андрей перебрался в Константинополь, где служил в доме сирот в сане диакона 20 лет. В этом же городе он начал писать свои песнопения, которые и по сегодняшний день широко используются в православной церкви.

После этого будущего святого отправили на остров Крит в сане епископа. Там он верно служил церкви, наставляя на путь истинный еретиков и давал поддержку верующим. Андрей на Крите построил несколько детских домов, храмов. За свою верную службу получил чин архиепископа. В 1740 году преподобный умер по пути из Константинополя на остров Крит.

Песнь 6

Ирмос: Возопи́х всем се́рдцем мои́м к ще́дрому Бо́гу, и услы́ша мя от а́да преиспо́дняго, и воз­ве­де́ от тли живо́т мой.

[От все­го серд­ца мое­го я воз­звал к мило­серд­но­му Богу, и Он услы­шал меня из ада пре­ис­под­не­го и воз­звал жизнь мою от погибели.]

Сле́зы, Спа́се, о́чию мое́ю, и из глу­би­ны́ воздыха́ния чи́сте при­но­шу́, вопию́щу се́рдцу: Бо́же, согреши́х Ти очи́сти мя.

[Искрен­но при­но­шу Тебе, Спа­си­тель, сле­зы очей моих и воз­ды­ха­ния из глу­би­ны серд­ца, взы­ва­ю­ще­го: Боже, согре­шил я пред Тобою, уми­ло­сер­дись надо мною.]

Уклони́лася еси́, душе́, от Го́спода тво­е­го́, я́коже Дафа́н и Авиро́н, но поща­ди́, воз­зо­ви́ из а́да преиспо́дняго, да не про́пасть земна́я тебе́ покры́ет.

[Укло­ни­лась ты, душа, от Гос­по­да сво­е­го, как Дафан и Ави­рон, но воз­зо­ви из ада пре­ис­под­не­го: поща­ди, что­бы про­пасть зем­ная не погло­ти­ла тебя.] (Чис.16:32)

Я́ко ю́ница, душе́, разсвире́певшая, уподо́билася еси́ Ефре́му, я́ко се́рна от тене́т сохра­ни́ житие́, впери́вши дея́нием ум, и зре́нием.

[Рас­сви­ре­пев, как тели­ца, ты, душа, упо­до­би­лась Ефре­му, но как сер­на спа­сай от тенет свою жизнь, окры­лив ум дея­тель­но­стью и созер­ца­ни­ем.] (Иер.31:18. Ос.10:11)

Рука́ нас Моисе́ова да уве́рит, душе́, ка́ко мо́жет Бог прокаже́нное житие́ убели́ти, и очи́стити, и не отча́йся сама́ себе́, а́ще и прокаже́нна еси́.

[Мои­се­е­ва рука да убе­дит нас, душа, как Бог может убе­лить и очи­стить про­ка­жен­ную жизнь, и не отча­и­вай­ся сама за себя, хотя ты и пора­же­на про­ка­зою.] (Исх.4:6–7)

Сла­ва, Тро­и­чен: Тро́ица есмь про́ста, неразде́льна, разде́льна Ли́чне, и Еди́ница есмь Естество́м соедине́на, Оте́ц глаго́лет, и Сын, и Боже́ственный Дух.

[Я – Тро­и­ца несо­став­ная, нераз­дель­ная, раз­дель­ная в лицах, и Еди­ни­ца, соеди­нен­ная по суще­ству; сви­де­тель­ству­ет Отец, Сын и Боже­ствен­ный Дух.]

И ныне, Бого­ро­ди­чен: Утро́ба Твоя́ Бо́га нам роди́, воображе́нна по нам, Его́же, я́ко Созда́теля всех, моли́, Богоро́дице, да моли́твами Твои́ми оправди́мся.

[Чре­во Твое роди­ло нам Бога, при­няв­ше­го наш образ; Его, как Созда­те­ля все­го мира, моли, Бого­ро­ди­ца, что­бы по молит­вам Тво­им нам оправдаться.]

Го́споди, поми́луй. (три­жды). Сла­ва, и ныне.

Кондак, глас 6:

Душе́ моя́, душе́ моя́, воста́ни, что спи́ши? Коне́ц приближа́ется, и и́маши смути́тися; вос­пря­ни́ у́бо, да пощади́т тя Христо́с Бог, вез­де́ сый и вся́ исполня́яй.

[Душа моя, душа моя, вос­стань, что ты спишь? Конец при­бли­жа­ет­ся, и ты сму­тишь­ся; про­бу­дись же, что­бы поща­дил тебя Хри­стос Бог, Вез­де­су­щий и все наполняющий.]

О канонах

Андрей Критский первым начал писать каноны вместо кондаков. У святителя есть песнопения ко всем большим праздникам: Рождеству, Пасхе, Вербному Воскресенью и другим. Многие из них используются и в современной богослужебной минее. Каноны тесно связаны с «библейскими песнями». Структура этого песнопения имеет следующий вид. Сначала идет ирмос, который является связующей цепью между библейской песнью и содержанием канона. Дальше идут тропари. Они поются попеременно с песнями. Самым выдающимся творением, несомненно, является великий канон преподобного Андрея Критского. Он учат нас покаянию. Лучше всего просить прощения у Господа в Великий пост, когда читается канон Андрея Критского.

Песня 2

Во второй песне великий канон Андрея Критского рассказывает о том, как все мы поддались плотскому утешению. Во-первых, натянули одежду, устыдившись своего голого тела, которое было создано по подобию Господнему. Второе — поставили во главу удовольствия и красоту телесную, а не душевную. Еще в этой песне великого канона Андрея Критского сказано, что мы подвержены всем земным страстям и, к сожалению, не хотим с ними бороться. За все эти грехи нужно искренне просить Бога простить нас. Главное, самому понять свои плохие деяния и стремиться избавиться от них.

Великий покаянный канон Андрея Критского Когда читается канон Преподобного Андрея Критского?

Песнь 1

Ирмос: Помо́щник и покрови́тель бысть мне во спасе́ние, Сей мой Бог, и просла́влю Его́, Бог отца́ мое­го́, и воз­не­су́ Его́: сла́вно бо просла́вися.

[Помощ­ник и Покро­ви­тель явил­ся мне ко спа­се­нию, Он Бог мой, и про­слав­лю Его, Бога отца мое­го, и вос­хва­лю Его, ибо Он воз­ве­ли­чил­ся во сла­ве. – Пере­вод Н.И. Кед­ро­ва] (Исх.15:1–2)

При­пев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Отку́ду нач­ну́ пла́кати окая́ннаго мое­го́ жития́ дея́ний? Ко́е ли поло­жу́ нача́ло, Хри­сте́, ны́нешнему рыда́нию? Но я́ко благоутро́бен, даждь ми прегреше́ний оставле́ние.

[С чего нач­ну я опла­ки­вать дея­ния зло­счаст­ной моей жиз­ни? Какое нача­ло поло­жу, Хри­сте, я нынеш­не­му мое­му сето­ва­нию? Но Ты, как мило­серд­ный, даруй мне остав­ле­ние прегрешений.]

Гря­ди́ окая́нная душе́, с пло́тию твое́ю, Зижди́телю всех испове́ждься, и оста́нися про́чее пре́ждняго безслове́сия, и при­не­си́ Бо́гу в покая́нии сле́зы.

[При­и­ди, несчаст­ная душа, с пло­тию сво­ею, испо­ве­дай­ся Созда­те­лю все­го, воз­дер­жись, нако­нец, от преж­не­го без­рас­суд­ства и с рас­ка­я­ни­ем при­не­си Богу слезы.]

Первозда́ннаго Ада́ма преступле́нию поревнова́в, позна́х себе́ обнаже́на от Бо́га и присносу́щнаго Ца́рствия и сла́дости, грех ра́ди мои́х.

[Под­ра­жая в пре­ступ­ле­нии пер­во­здан­но­му Ада­му, я сознаю себя лишен­ным Бога, веч­но­го Цар­ства и бла­жен­ства за мои гре­хи.] (Быт.3:6–7)

Увы мне, окая́нная душе́, что уподо́билася еси́ пе́рвей Е́ве? Ви́дела бо еси́ зле, и уязви́лася еси́ го́рце, и косну́лася еси́ дре́ва и вкуси́ла еси́ де́рзостно безслове́сныя сне́ди.

[Горе мне, моя несчаст­ная душа, для чего ты упо­до­би­лась пер­во­со­здан­ной Еве? Не с доб­ром ты посмот­ре­ла и уяз­ви­лась жесто­ко, при­кос­ну­лась к дере­ву и дер­зост­но вку­си­ла бес­смыс­лен­но­го пло­да.] (Быт.3:6)

Вме́сто Е́вы чу́вственныя мы́сленная ми бысть Е́ва, во пло́ти стра́стный по́мысл, показу́яй сла́дкая и вкуша́яй при́сно го́рькаго напое́ния.

[Вме­сто чув­ствен­ной Евы вос­ста­ла во мне Ева мыс­лен­ная – плот­ский страст­ный помы­сел, обо­льща­ю­щий при­ят­ным, но при вку­ше­нии все­гда напо­я­ю­щий горечью.]

Досто́йно из Еде́ма изгна́н бысть, я́ко не сохрани́в еди́ну Твою́, Спа́се, за́поведь Ада́м: аз же что пост­раж­ду́, отмета́я все­гда́ живо́тная Твоя́ словеса́?

[Достой­но был изгнан из Еде­ма Адам, как не сохра­нив­ший одной Тво­ей запо­ве­ди, Спа­си­тель. Что же дол­жен пре­тер­петь я, все­гда отвер­га­ю­щий Твои живо­твор­ные пове­ле­ния?] (Быт.3:23)

Сла­ва, Тро­и­чен: Пресу́щная Тро́ице, во Еди́нице покланя́емая, воз­ми́ бре́мя от мене́ тя́жкое грехо́вное, и я́ко благоутро́бна, даждь ми сле́зы умиле́ния.

[Пре­су­ще­ствен­ная Тро­и­ца, Кото­рой мы покло­ня­ем­ся в одном Суще­стве, сни­ми с меня тяж­кое бре­мя гре­хов­ное и по Сво­е­му мило­сер­дию, даруй мне сле­зы умиления.]

И ныне, Бого­ро­ди­чен: Богоро́дице, наде́жде и предста́тельство Тебе́ пою́щих, воз­ми́ бре́мя от мене́ тя́жкое грехо́вное, и я́ко Влады́чица Чи́стая, ка́ющася при­и­ми́ мя.

[Бого­ро­ди­це, надеж­да и защи­та вос­пе­ва­ю­щих Тебя, сни­ми с меня тяж­кое бре­мя гре­хов­ное и, как Вла­ды­чи­ца Чистая, при­и­ми меня кающегося.]

Песня 3

В ней великий покаянный канон Андрея Критского рассказывает, как Господь не выдержал безобразия, что творилось в Содоме, и сжег город. Только одному праведнику Лоту удалось спастись. Андрей призывает каждого человека отречься от содомских наслаждений и скорей убегать. Грехи этого города преследуют нас каждый день, соблазняя повторить их, думаю, многие поддаются. Но, главное — остановиться, задуматься, что ждет нас в дальнейшем. Какая будет у нас загробная жизнь после содомских развлечений.

Песнь 8

Ирмос: Его́же во́инства Небе́сная сла́вят, и трепе́щут Херуви́ми и Серафи́ми, вся́ко дыха́ние и тварь, по́йте, благослови́те и превозноси́те во вся ве́ки.

[Кого про­слав­ля­ют воин­ства небес­ные и пред Кем тре­пе­щут Херу­ви­мы и Сера­фи­мы, Того, все суще­ства и тво­ре­ния, вос­пе­вай­те, бла­го­слов­ляй­те и пре­воз­но­си­те во все века.]

Согреши́вша, Спа́се, поми́луй, воздви́гни мой ум ко обраще́нию, при­и­ми́ мя, ка́ющагося, уще́дри вопию́ща: согреши́х Ти, спа­си́, беззако́нновах, поми́луй мя.

[Поми­луй меня, греш­ни­ка, Спа­си­тель, про­бу­ди мой ум к обра­ще­нию, при­и­ми каю­ще­го­ся, уми­ло­сер­дись над взы­ва­ю­щим: я согре­шил пред Тобою, спа­си; я жил в без­за­ко­ни­ях, поми­луй меня.]

Колесни́чник Илия́, колесни́цею доброде́телей вшед, я́ко на небе­са́, ноша́шеся превы́ше ино­гда́ от земны́х, сего́ у́бо душе́ моя́, восхо́д помышля́й.

[Везо­мый на колес­ни­це Илия, взой­дя на колес­ни­цу доб­ро­де­те­лей, неко­гда воз­нес­ся как бы на небе­са, пре­вы­ше все­го зем­но­го; помыш­ляй, душа моя, об его вос­хо­де.] (4Цар.2:11)

Елиссе́й ино­гда́ прие́м ми́лоть Или­и­ну́, прия́т сугу́бую благода́ть от Бо́га; ты же, о душе́ моя́, сея́ не причасти́лася еси́ благода́ти за невоздержа́ние.

[Неко­гда Ели­сей, при­няв милоть (плащ) Илии, полу­чил сугу­бую бла­го­дать от Гос­по­да; но ты, душа моя, не полу­чи­ла этой бла­го­да­ти за невоз­дер­жа­ние.] (4Цар.2:9, 13–13)

Иорда́нова струя́ пе́рвее, ми́лотию Илиино́ю Елиссе́ем, ста сю́ду и сю́ду; ты же, о душе́ моя́, сея́ не причасти́лася еси́ благода́ти за невоздержа́ние.

[Ели­сей мило­тию Илии неко­гда раз­де­лил поток Иор­да­на на ту и дру­гую сто­ро­ну; но ты, душа моя, не полу­чи­ла этой бла­го­да­ти за невоз­дер­жа­ние.] (4Цар.2:14)

Сомани́тида ино­гда́ пра́веднаго учре­ди́, о душе́, нра́вом благи́м; ты же не вве­ла́ еси́ в дом, ни стра́нна, ни пу́тника. Те́мже черто́га изри́нешися вон, рыда́ющи.

[Сона­ми­тян­ка неко­гда уго­сти­ла пра­вед­ни­ка с доб­рым усер­ди­ем; а ты, душа, не при­ня­ла в свой дом ни стран­ни­ка, ни при­шель­ца; за то будешь извер­же­на вон из брач­но­го чер­то­га с рыда­ни­ем.] (4Цар.4:8)

Гиези́ев подража́ла еси́ окая́нная ра́зум скве́рный все­гда́, душе́, его́же сребролю́бие отло­жи́ поне́ на ста́рость; бе́гай гее́нскаго огня́, отступи́вши злых твои́х.

[Ты, несчаст­ная душа, непре­стан­но под­ра­жа­ла нечи­сто­му нра­ву Гие­зия; хотя в ста­ро­сти отверг­ни его среб­ро­лю­бие и, оста­вив свои зло­де­я­ния, избег­ни огня геен­ско­го.] (4Цар.5:20–27)

Сла­ва, Тро­и­чен: Безнача́льне О́тче, Сы́не Собезнача́льне, Уте́шителю Благи́й, Ду́ше Пра́вый, Сло́ва Бо́жия Роди́телю, Отца́ Безнача́льна Сло́ве, Ду́ше Живы́й и Зи́ждяй, Тро́ице Еди́нице, поми́луй мя.

[Без­на­чаль­ный Отче, Собез­на­чаль­ный Сын, Уте­ши­тель Бла­гий, Дух Пра­вый, Роди­тель Сло­ва Божия, Без­на­чаль­ное Сло­во Отца, Дух, Живо­тво­ря­щий и Сози­да­ю­щий, Тро­и­ца Еди­ная, поми­луй меня.]

И ныне, Бого­ро­ди­чен: Я́ко от оброще́ния червлени́цы, Пречи́стая, у́мная багряни́ца Емману́илева, внутрь во чре́ве Твое́м плоть истка́ся; те́мже Богоро́дицу вои́стинну Тя почита́ем.

[Мыс­лен­ная пор­фи­ра – плоть Емма­ну­и­ла сотка­лась внут­ри Тво­е­го чре­ва, Пре­чи­стая, как бы из веще­ства пур­пур­но­го; пото­му мы почи­та­ем Тебя, Истин­ную Богородицу.]

Песни, которые читаются во вторник Великого поста.

Песня 1

Здесь рассказывается, как Каин убил брата, позавидовав ему. Андрей просит жить своей жизнью праведно, не думая, кому и что Господь дал. Если человек будет жить по заповедям Божиим, то и ему в скором времени придет благодать. Нужно стремиться быть похожим на Авеля, который с чистой душой приносил свои дары Господу.

Песня 2

Призывает людей покаяться в том, что отвергли душевное богатство и придают значение только материальному. В погоне за одеждой и другими благами совсем забыли молиться Господу. Мы забываем, что душевно богатый человек будет намного более счастливым.

Песня 3

Эта песня канона Андрея Критского призывает жить так, как Ной, которому одному Господь дал шанс спастись. Или так, как Лот, единственно выживший из Содома. Потому что если будем грешить, то постигнет нас участь людей при потопе.

Песня 4

В познании сила. Нужно стремиться увидеть Бога в себе, и будет построена лестница в небо, как у патриархов. Мы в повседневной жизни подражаем Исаву, всех ненавидящему. Надо же жить в любви и гармонии.

Песня 5

Как весь еврейский народ жил в рабстве египетском, так и наша душа живет все время в грехе. Нужно набраться мужества и покончить с рабством. Даже если в первое время нужно будет помучиться, то в конечном результате мы приобретем истинную свободу духа. Тогда и жить станет намного легче и приятнее.

Великий покаянный канон Андрея Критского Когда читается канон Преподобного Андрея Критского?

Песня 6

Продолжает рассказывать о похождении Моисея, который стремился вывести народ из рабства египетского. Люди не имеют большой веры потерпеть чуть скитания во имя благой цели. Так и нам все надо одновременно. Нужно верить в Господа и просить о прощении, и тогда сможем освободить свою душу из рабства грехов.

Песня 7

Песня великого канона преподобного Андрея Критского рассказывает, как мы повторяем грехи и пристрастия библейских персонажей, но не имеем силы и желания следовать великомученикам. Наше тело покушается на грешные деяния, такие как прелюбодеяние, не задумываясь о последствиях для души.

Песня 8

В восьмой песне рассказывается о людях, которые смогли найти в себе силы покаяться и принять Господа в душу свою. Так и нас Андрей призывает отречься от прошлой жизни грешной и идти навстречу Богу. В конце восьмой песни подводится итог Ветхого Завета — нужно не повторять грехи персонажей библейских и стремиться жить, как праведники этого Святого Писания.

Песня 9

В девятой песне канон святого Андрея Критского дает сравнения из Нового завета. Как Иисус сопротивлялся искушению Сатаны в пустыне, так и мы должны бороться со всякими соблазнами. Христос начал творить чудеса на земле, показывая тем самым, что всё в этом мире возможно. Главное — верить и жить по заветам Господним, и тогда сможет спастись наша душа в судный день.

Песнь 4

Ирмос: Услы́ша проро́к прише́ствие Твое́, Го́споди, и убоя́ся, я́ко хо́щеши от Де́вы роди́тися и челове́ком яви́тися, и глаго́лаше: услы́шах слух Твой и убоя́хся, сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

[Услы­шал про­рок о при­ше­ствии Тво­ем, Гос­по­ди, и устра­шил­ся, что Тебе угод­но родить­ся от Девы и явить­ся людям, и ска­зал: услы­шал я весть о Тебе и устра­шил­ся; сла­ва силе Тво­ей, Господи.]

Дел Твои́х да не пре́зриши, созда́ния Тво­е­го́ да не оста́виши, Правосу́де, а́ще и еди́н согреши́х, я́ко чело­век, па́че вся́каго челове́ка, Человеколю́бче, но и́маши, я́ко Госпо́дь всех, власть оставля́ти грехи́.

[Не пре­зри тво­ре­ний Тво­их, не оставь созда­ния Тво­е­го, Пра­вед­ный Судия, ибо хотя я, как чело­век, один согре­шил более вся­ко­го чело­ве­ка, но Ты, Чело­ве­ко­лю­бец, как Гос­подь все­го мира, име­ешь власть отпус­кать гре­хи.] (Мф.9:6; Мк.2:10)

Приближа́ется, душе́, коне́ц, приближа́ется, и неради́ши, ни гото́вишися, вре́мя сокраща́ется, воста́ни, близ при две́рех Судия́ есть, я́ко со́ние, я́ко цвет, вре́мя жития́ тече́т, что всу́е мяте́мся?

[Конец при­бли­жа­ет­ся, душа, при­бли­жа­ет­ся, и ты не забо­тишь­ся, не гото­вишь­ся; вре­мя сокра­ща­ет­ся – вос­стань: Судия уже близ­ко – при две­рях; вре­мя жиз­ни про­хо­дит, как сно­ви­де­нье, как цвет. Для чего мы напрас­но суе­тим­ся?] (Мф.24:33; Мк.13:29; Лк.21:31)

Вос­пря­ни́, о душе́ моя́, дея́ния твоя́, я́же соде́лала еси́, помышля́й, и сия́ пред лице́ твое́ при­не­си́, и ка́пли испу­сти́ слез твои́х: рцы со дерзнове́нием дея́ния и помышле́ния Хри­сту́, и оправда́йся.

[Про­бу­дись, душа моя, раз­мыс­ли о делах сво­их, кото­рые ты сде­ла­ла, пред­ставь их пред сво­и­ми оча­ми, и про­лей кап­ли слез тво­их, без­бо­яз­нен­но открой Хри­сту дела и помыш­ле­ния твои и оправдайся.]

Не бысть в житии́ гре­ха́, ни дея́ния, ни зло́бы, ея́же аз, Спа́се, не согреши́х умо́м и сло́вом, и произволе́нием и предложе́нием, и мы́слию, и дея́нием согреши́в, я́ко ин никто́же когда́.

[Нет в жиз­ни ни гре­ха, ни дея­ния, ни зла, в кото­рых я не был бы вино­вен, Спа­си­тель, умом, и сло­вом, и про­из­во­ле­ни­ем, согре­шив и наме­ре­ни­ем, и мыс­лью, и делом так, как никто дру­гой никогда.]

Отсю́ду и осужде́н бых, отсю́ду препре́н бых аз окая́нный от сво­ея́ со́вести, ея́же ничто́же в ми́ре нужне́йше. Судие́, Изба́вителю мой, и ве́дче, поща­ди́ и изба́ви, и спа­си́ мя, раба́ Твоего́.

[Пото­му и обви­ня­юсь, пото­му и осуж­да­юсь я, несчаст­ный, сво­ею сове­стью, стро­же кото­рой нет ниче­го в мире; Судия, Иску­пи­тель мой и Испы­та­тель, поща­ди, избавь и спа­си меня, раба Твоего.]

Ле́ствица, ю́же ви́де дре́вле вели́кий в патриа́рсех, указа́ние есть, душе́ моя́, де́ятельнаго восхожде́ния, разу́мнаго возше́ствия, а́ще хо́щеши у́бо, дея́нием, и ра́зумом, и зре́нием пожи́ти, обнови́ся.

[Лест­ни­ца, кото­рую в древ­но­сти видел вели­кий из пат­ри­ар­хов, слу­жит ука­за­ни­ем, душа моя, на вос­хож­де­ние дела­ми, на воз­вы­ше­ние разу­мом; поэто­му, если хочешь жить в дея­тель­но­сти и в разу­ме­нии и созер­ца­нии, то обнов­ляй­ся.] (Быт.28:13)

Зной дневны́й пре­тер­пе́ лише́ния ра́ди патриа́рх, и мраз нощны́й поне­се́, на всяк день снабде́ния тво­ря́, пасы́й, тружда́яйся, рабо́таяй, да две жене́ сочета́ет.

[Пат­ри­арх по нуж­де тер­пел днев­ной зной и пере­но­сил ноч­ной холод, еже­днев­но сокра­щая вре­мя, пася ста­да, тру­дясь и слу­жа, что­бы полу­чить себе две жены.] (Быт.31:7:40)

Жены́ ми две разуме́й, дея́ние же и ра́зум в зре́нии, Ли́ю у́бо дея́ние, я́ко многоча́дную, Рахи́ль же ра́зум, я́ко многотру́дную, и́бо кро­ме́ трудо́в, ни дея́ние, ни зре́ние душе́, испра́вится.

[Под дву­мя жена­ми пони­май дея­тель­ность и разу­ме­ние в созер­ца­нии: под Лиею, как мно­го­чад­ною, – дея­тель­ность, а под Рахи­лью, как полу­чен­ной через мно­гие тру­ды, – разу­ме­ние, ибо без тру­дов, душа, ни дея­тель­ность, ни созер­ца­ние не усовершенствуются.]

Сла­ва, Тро­и­чен: Неразде́льное Существо́м, несли́тное Ли́цы богосло́влю Тя, Тро́ическое Еди́но Боже­ство́, я́ко единоца́рственное и сопресто́льное, вопию́ Ти песнь вели́кую, в вы́шних трегу́бо песносло́вимую.

[Нераз­дель­ным по суще­ству, нес­ли­ян­ным по Лицам бого­слов­ски испо­ве­дую Тебя, Тро­ич­ное Еди­ное Боже­ство, Соцар­ствен­ное и Сопре­столь­ное; воз­гла­шаю Тебе вели­кую песнь, в небес­ных оби­те­лях трое­крат­но вос­пе­ва­е­мую.] (Ис.6:1–3)

И ныне, Бого­ро­ди­чен: И ражда́еши и де́вствуеши, и пребыва́еши обою́ду естество́м Де́ва: Рожде́йся обновля́ет зако́ны есте­ства́, утро́ба же ражда́ет, не ражда́ющая. Бог иде́же хо́щет, побежда́ется есте­ства́ чин, твори́т бо ели́ка хо́щет.

[И рож­да­ешь Ты, и оста­ешь­ся Девою, в обо­их слу­ча­ях сохра­няя по есте­ству дев­ство. Рож­ден­ный Тобою обнов­ля­ет закон при­ро­ды, а дев­ствен­ное чре­во рож­да­ет; когда поже­ла­ет Бог, то нару­ша­ет­ся поря­док при­ро­ды, ибо Он тво­рит, что хочет.]

Среда

В среду также читается 9 песен. Начиная с первых дней создания мира были люди, славившие своими деяниями Господа Бога нашего. Андрей призывает людей покаяться в грехах своих и уподобиться тем святым в повседневной жизни. Восславлять имя Господа, совершая поступки, достойные его. Вспоминаются также в песнях и большие грешники, которые отвернулись от Бога, отдали преимущество материальным благам или поддались искушению попробовать запретный плод. Господь покарал их по заслугам за их деяния. Так и нашу душу после смерти ждет судный день, на котором не удастся соврать, не удастся скрыть свои злодеяниями какими-то мнимыми отговорками. Поэтому Андрей призывает нас покаяться при жизни, просить Господа о прощении грехов и стремиться изменить свои поступки к лучшему. Научиться сопротивляться искушениям. В этом нет ничего сложного. Просто оставаясь человеком, вы увидите, что большинство заветов Господних указывают жить без зависти и обжорства, без измен и желания получить чужое.

Песнь 7

Ирмос: Согреши́хом, беззако́нновахом, непра́вдовахом пред Тобо́ю, ниже́ соблюдо́хом, ниже́ сотвори́хом, я́коже запове́дал еси́ нам; но не преда́ждь нас до кон­ца́, отце́в Бо́же.

[Мы согре­ши­ли, жили без­за­кон­но, непра­во посту­па­ли пред Тобою, не сохра­ни­ли, не испол­ни­ли, что Ты запо­ве­дал нам; но не оставь нас до кон­ца, Боже отцов.] (Дан.9:5–6)

Согреши́х, беззако́нновах, и отверго́х за́поведь Твою́, я́ко во гресе́х произведо́хся и приложи́х я́звам стру́пы себе́, но Сам мя поми́луй, я́ко Благоутро́бен, отце́в Бо́же.

[Я согре­шил, жил в без­за­ко­ни­ях и нару­шил запо­ведь Твою, ибо я рож­ден в гре­хах и к язвам сво­им при­ло­жил еще раны, но Сам Ты поми­луй меня, как Мило­серд­ный Боже отцов.]

Та́йная се́рдца мое­го́ испове́дах Тебе́, Судии́ мое­му́, виждь мое́ смире́ние, виждь и скорбь мою́, и вон­ми́ суду́ мое­му́ ны́не, и Сам мя поми́луй, я́ко Благоутро́бен, отце́в Бо́же.

[Тай­ны серд­ца мое­го я открыл пред Тобою, Судьей моим; воз­зри на сми­ре­ние мое, воз­зри и на скорбь мою, обра­ти вни­ма­ние на мое ныне осуж­де­ние и Сам поми­луй меня, как Мило­серд­ный, Боже отцов.] (Пс.37:13; 24:18; 34:23)

Сау́л ино­гда́, я́ко погу­би́ отца́ сво­е­го́, душе́, осля́та, внеза́пу ца́рство обре́те к прослу́тию, но блю­ди́, не забыва́й себе́, ско́тския по́хоти твоя́ произво́ливши па́че Ца́рства Христо́ва.

[Саул, неко­гда поте­ряв ослиц сво­е­го отца, неожи­дан­но с изве­сти­ем о них полу­чил цар­ство; душа, не забы­вай­ся, пред­по­чи­тая свои скот­ские стрем­ле­ния Хри­сто­ву Цар­ству.] (1Цар.9:1–27; 10:1)

Дави́д ино­гда́ Богооте́ц, а́ще и согре­ши́ сугу́бо, душе́ моя́, стрело́ю у́бо устреле́н быв прелюбоде́йства, копие́м же плене́н быв уби́йства томле́нием, но ты сама́ тяжча́йшими де́лы неду́гуеши, самохо́тными стремле́ньми.

[Если бого­отец Давид неко­гда и вдвойне согре­шил, будучи уязв­лен стре­лою пре­лю­бо­де­я­ния, сра­жен был копьем мще­ния за убий­ства; но ты, душа моя, сама стра­да­ешь более тяж­ко, неже­ли эти­ми дела­ми, про­из­воль­ны­ми стрем­ле­ни­я­ми.] (2Цар.11:14–15)

Сово­ку­пи́ у́бо Дави́д ино­гда́ беззако́нию беззако́ние: уби́йству же любоде́йство раствори́в, покая́ние сугу́бое пока­за́ а́бие, но сама́ ты, лука́внейшая душе́, соде́лала еси́, не пока́явшися Бо́гу.

[Давид неко­гда при­со­во­ку­пил без­за­ко­ние к без­за­ко­нию, ибо с убий­ством соеди­нил пре­лю­бо­де­я­ние, но ско­ро при­нес и уси­лен­ное пока­я­ние, а ты, ковар­ней­шая душа, совер­шив бо́льшие гре­хи, не рас­ка­я­лась пред Богом.]

Дави́д ино­гда́ вооб­ра­зи́, списа́в я́ко на ико́не песнь, е́юже дея́ние облича́ет, е́же соде́я, зовы́й: поми́луй мя. Тебе́ бо Еди́ному согреши́х всех Бо́гу, Сам очи́сти мя.

[Давид неко­гда, изоб­ра­жая как бы на кар­тине, начер­тал песнь, кото­рой обли­ча­ет совер­шен­ный им про­сту­пок, взы­вая: поми­луй мя, ибо согре­шил я пред Тобою, Одним, Богом всех; Сам очи­сти меня.] (Пс.50:3–6)

Сла­ва, Тро­и­чен: Тро́ице про́стая, неразде́льная, единосу́щная, и Есте­ство́ еди́но, Све́тове, и Свет, и Свя­та три, и еди́но Свя́то пое́тся Бог Тро́ица, но воспо́й, просла́ви, Живо́т и Живо­ты́, душе́, всех Бо́га.

[Тро­и­ца про­стая, нераз­дель­ная, еди­но­сущ­ная, и одно Боже­ство, Све­ты и Свет, три Свя­ты и одно лицо Свя­то, Бог-Тро­и­ца, вос­пе­ва­е­мая в пес­но­пе­ни­ях; вос­пой же и ты, душа, про­славь Жизнь и Жиз­ни – Бога всех.]

И ныне, Бого­ро­ди­чен: Пое́м Тя, благослови́м Тя, покланя́емся Ти, Богороди́тельнице, я́ко неразде́льныя Тро́ицы породи́ла еси́ еди́наго Хри­ста́ Бо́га и Сама́ отве́рзла еси́ нам, су́щим на зем­ли́, небе́сная.

[Вос­пе­ва­ем Тебя, бла­го­слов­ля­ем Тебя, покло­ня­ем­ся Тебе, Бого­ро­ди­тель­ни­ца, ибо Ты роди­ла Одно­го из Нераз­дель­ной Тро­и­цы, Хри­ста Бога, и Сама откры­ла для нас, живу­щих на зем­ле, небес­ные обители.]

Четверг

В этот день Великого Поста читается последняя часть канона. Как и в предыдущих песнях, здесь воспеваются добродетели и осуждаются грехи человечества, которые совершались на протяжении веков. Также в этой части взывают к Господу, Иисусу, Деве Марии с просьбой простить согрешения и дать возможность покаяться.

Также канон преподобного Андрея Критского учит признавать свои ошибки, не искать вину за плохую жизнь в окружающих. Принимать свою грешность как доказанный факт. Но это не значит, что стоит смириться. Наоборот, признание вины — первый шаг к прощению. Если мы сейчас остановимся, то имеем шансы на вечную жизнь после смерти.

Именно тогда, когда читается канон Андрея Критского, в Большой Пост, мы имеем возможность осознать свои грехи и начать новую жизнь. Жизнь, которая будет угодна Богу. Тогда человечество сможет почувствовать благодать, умиротворение и со спокойной душой ждать судного дня.

Песнь 5

Ирмос: От нощи́ у́тренююща, Человеколю́бче, про­све­ти́, молю́ся, и наста́ви и мене́ на повеле́ния Твоя́, и научи́ мя, Спа́се, твори́ти во́лю Твою́.

[От ночи бодр­ству­ю­ще­го, про­све­ти меня, молю, Чело­ве­ко­лю­бец, путе­во­ди меня в пове­ле­ни­ях Тво­их и научи меня, Спа­си­тель, испол­нять Твою волю.] (Пс.62:2; 118:35)

В нощи́ житие́ мое́ преидо́х при́сно, тьма бо бысть и глу­бо­ка́ мне мгла, нощь гре­ха́, но я́ко дне сы́на, Спа́се, пока­жи́ мя.

[Жизнь свою я посто­ян­но про­во­дил в ночи, ибо мра­ком и глу­бо­кою мглою была для меня ночь гре­ха; но пока­жи меня сыном дня, Спа­си­тель.] (Еф.5:8)

Руви́ма подража́я окая́нный аз, соде́ях беззако́нный и законопресту́пный сове́т на Бо́га Вы́шняго, оскверни́в ло́же мое́, я́ко о́тчее он.

[Подоб­но Руви­му я, несчаст­ный, совер­шил пре­ступ­ное и без­за­кон­ное дело пред Все­выш­ним Богом, осквер­нив ложе мое, как тот – отчее.] (Быт.35:13; 49:3–4)

Испове́даюся Тебе́, Хри­сте́ Царю́, согреши́х, согреши́х, я́ко пре́жде Ио́сифа бра́тия прода́вшии, чисто­ты́ плод и целому́дрия.

[Испо­ве­да­юсь Тебе, Хри­стос-Царь: согре­шил я, согре­шил, как неко­гда бра­тья, про­дав­шие Иоси­фа, – плод чисто­ты и цело­муд­рия.] (Быт.7:28)

От сро́дников пра́ведная душа́ связа́ся, прода́ся в рабо́ту сла́дкий, во о́браз Госпо́день: ты же вся, душе́, продала́ся еси́ злы́ми твои́ми.

[Срод­ни­ка­ми пре­да­на была душа пра­вед­ная; воз­люб­лен­ный про­дан в раб­ство, про­об­ра­зуя Гос­по­да; ты же, душа, сама всю про­да­ла себя сво­им порокам.]

Ио́сифа пра́веднаго и целому́дреннаго ума́ подража́й окая́нная, и неиску́сная душе́, и не оскверня́йся безслове́сными стремле́ньми, при́сно беззако́ннующи.

[Под­ра­жай пра­вед­но­му Иоси­фу и уму его цело­муд­рен­но­му, несчаст­ная и невоз­дер­жан­ная душа, не осквер­няй­ся и не без­за­кон­ствуй все­гда без­рас­суд­ны­ми стремлениями.]

А́ще и в ро́ве пожи­ве́ ино­гда́ Ио́сиф, Влады́ко Го́споди, но во о́браз погребе́ния и воста́ния Тво­е­го́; аз же что Тебе́ когда́ сицево́е принесу́?

[Вла­ды­ко Гос­по­ди, Иосиф был неко­гда во рву, но в про­об­раз Тво­е­го погре­бе­ния и вос­кре­се­ния; при­не­су ли когда-либо что подоб­ное Тебе я?]

Сла­ва, Тро­и­чен: Тя, Тро́ице, сла́вим, Еди́наго Бо́га: Свят, Свят, Свят еси́ О́тче, Сы́не и Ду́ше, про́стое Суще­ство́, Еди́нице при́сно покланя́емая.

[Тебя, Пре­свя­тая Тро­и­ца, про­слав­ля­ем за Еди­но­го Бога: Свят, Свят, Свят Ты, Отец, Сын и Дух – про­стая Сущ­ность, Еди­ни­ца веч­но поклоняемая.]

И ныне, Бого­ро­ди­чен: Из Тебе́ облече́ся в мое́ смеше́ние, нетле́нная, безму́жная Ма́ти Де́во, Бог созда́вый ве́ки, и соеди­ни́ Себе́ челове́ческое естество́.

[В Тебе, нетлен­ная, не познав­шая мужа Матерь-Дево, сотво­рив­ший мир Бог облек­ся в мой состав и соеди­нил с Собою чело­ве­че­скую природу.]

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: