От рождения до принятия монашества
5 октября 1934 года в Пиреяз, местности в Афинском пригороде родился Александр Вафидис, воспитанный в строгой христианской семье. Мальчик с детства мечтал о принятии сана, поэтому после окончания школы у него не было сомнений о выборе специальности.
Архимандрит Эмилиан Вафидис
В 1959 году после окончания богословского факультета, в университете Афин по рекомендации друга, Анастасия Яннулатоса, нынешнего архиепископа Тиранского, Александр отправляется в монастырь. Настоятель обители митрополит Трикальский и Стагонский Дионисий сумел завоевать доверие Александра, который в начале октября 1960 года принимает постриг в монахи с именем Емилиан.
От монаха до игумена Преображенской обители
Пребывая в монастырских стенах Дусику, через месяц новообращенный монах рукополагается в дьяконы. Посвящение происходит в церкви святой Параскевы города Трикала, после чего диакон Вафидис служит в монастырях Метеор, поднимая обители из запустения, выполняя самую разнообразную работу в них, восполняя недостаток монахов.
В середине августа 1961 года женский монастырь Витума принимает священство во главе с митрополитом Дионисием для рукоположения иеродиакона Емилиана в чин иеромонаха. После этого иеромонах Вафидис три месяца пребывает в монашеском центре Дусику, держа обет уединения и безмолвия, изменивший кардинальным образом христианскую жизнь иеромонаха и его отношение к монашеству.
Сердце новообращенного иеромонаха горело желанием возродить монашество и монашескую жизнь в греческих монастырях, которая в то время находилась в упадке.
Митрополит Дионисий оказывал своему подопечному всяческую поддержку, благословив горячего душой и любовью к Богу отца Вафидиса на игумена обители Великого Метеора, большого Преображенского монастырского комплекса, претерпевающего запустение в конце декабря 1961 года.
Монастырь Преображения Господня или Великий Метеор, Греция
С начала 1962 года уже архимандрит становится настоятелем кафедрального Трикальского храма, на него возлагается основная работа среди молодежи епархии. Работая со школьниками Греции, молодой настоятель быстро завоевывает авторитет молодежи своим личным примером православной жизни, изучая с молодыми друзьями монашеские каноны, нормы, опыт монахов.
Монастырское подворье Преображения через 2 года пополняется двумя монахами, а в 1966 году целая группа недавних семинаристов становится послушниками монастыря, а сам архимандрит принимает великую схиму.
Интересно! 1968 год стал настоящим праздником для Преображенской обители, первые монахи приняли постриг, после чего монашеская жизнь обители стала интенсивно возрождаться, что привлекло большой поток туристов и паломников. Монашеское братство решило перейти в более тихую обитель на Афоне.
Эмилиан (Вафидис),
Будущий схиархимандрит Эмилианос, как по-гречески звучит имя знаменитого старца, родился в семье беженцев из Малой Азии. Произошло это в 1934 году недалеко от Афин, в городе Пирее. До пострига он носил имя Александр и с юных лет хотел стать священником-миссионером.
Молодой человек учился в Афинском университете на богословском факультете, не собираясь связать свою жизнь с монашеством. Но однажды один из друзей познакомил его с будущим духовным отцом — митрополитом Дионисием. Встреча с ним так повлияла на Александра, что он решил стать монахом. Более того юноша загорелся мечтой поучаствовать в возрождении монашеской жизни в Греции, так как она тогда (в 1960-е годы) переживала упадок.
В двадцать шесть лет Александр принимает постриг, а в двадцать семь становится иеромонахом. После этого он начинает воплощать свою мечту — активно участвует в возрождении духовной жизни в заброшенных тогда скальных монастырях Метеор. Он был назначен игуменом самой значительной обители — Великой Метеоры. Параллельно с этим настоятель нес труды по работе с молодежью.
Спасо-Преображенский монастырь — Великий Метеор, Греция, Каламбака
Изучая по литературе опыт древних старцев, молодой игумен старался подражать им в своей жизни и общении с людьми. Это дало замечательный результат — в обитель потянулась молодежь. Вокруг игумена образовалась община, многие члены которой стали поступать в монастырь. Параллельно возрождается и Феодоровский монастырь, который становится женским. Но за монахами последовали и паломники. Их все увеличивающееся количество заставило, наконец, братию искать себе иное место для уединенных монашеских подвигов.
В итоге, в начале 1970-х годов настоятель Великой Метеоры вместе со своими монахами переселился на Афонскую гору. В начавшем приходить в упадок монастыре Симонопетра он был избран игуменом, что способствовало расцвету обители. При поддержке архимандрита Эмилианоса из Метеор переселилась и женская община. Для нее были возведены корпуса монастыря в Ормилии.
Игумен Симонопетра был деятельным строителем: он способствовал созданию трех греческих подворий во Франции. Кроме того он известен как человек, повлиявший на принятие многими монастырями Афона общежительного устава. При этом сам отец Эмилианос является усердным делателем Иисусовой молитвы, не раз ведшим отшельнический образ жизни.
В конце 20 века здоровье архимандрита резко ухудшилось. В этот период он передал бразды правления своему преемнику и удалился от дел. С начала нынешнего столетия старец проживает на покое в монастыре Ормилия. В этот период опубликованы его произведения, многие из которых представляют расшифрованные записи бесед и выступлений. Некоторые работы схиархимандрита переведены на русский язык.
См. также: Духовный рост, Творения святых отцов
Монастырь Симонопетра
Схиархимандритом Эмилианом Вафидисом предварительно было совершено несколько поездок на Святую гору. Престарелые монахи обители Симонопетра уже не имели достаточно сил для поддержания монастыря в должном порядке и пригласили братию к себе на постоянное место жительство.
Братия Преображенского монастыря переселилась на Святой Афон осенью 1973 года.
Прежний игумен монастыря архимандрит Харалампий мирно отошел к Господу, потому 25 ноября было принято общее решение старой братии избрать новым игуменом Емилиана Вафидиса.
Важно! 17 декабря 1973 года Священный Кинот Афона совершил официальное возведение на престол или интронизацию нового игумена.
Женская монашеская община Метеор, которая находилась под покровительством игумена Вафидиса, была переселена на монастырское подворье Ватопед, находящееся под покровом обители Симонопетра.
Архимандрит Емилиан известен, как основатель или ктитор монастырского комплекса Ормилия.
- 1980 год отмечен, как время интенсивного строительства,14 сентября Митрополитом Кассандры Синесием закладывается первый камень монастырского храма.
- 1982 год ознаменовался открытием Центра Духовной поддержки «Панагия Филантропини», которым опекаются монахини женского монастыря.
- 25 октября 1991 года Благовещенскому подворью присваивается статус Патриаршей ставропигиальной обители.
- До 1995 года возводятся новые корпуса в монастыре Ормилия.
Монастырь Симонопетра на святой горе Афон, Греция
Под попечительством старца Емилиана Вафидиса находились подворья Симонопетра:
- Афинское Вознесенское;
- Салоникийское святого Харалампия;
- Преподобного Никодима, расположенного в Игуменице;
- французские — Покровское, Преображенское, св. Антония.
Благодаря знатоку монашеского строя и нравов игумену Симонопетра идиоритмический образ жизни монастырей Афона был преобразован в общежительный.
Интересно! Периодически удаляясь в уединение и молчание в пещеры, старец слыл практиком Иисусовой молитвы.
Летом 1976 года в составе группы монахов-святогорцев архимандрит впервые посетил Москву.
В 1995 году здоровье схиархимандрита Емилиана Вафидис резко ухудшилось. 23 мая он последний раз выступил с проповедью в обители Честного Креста Иерусалима. Игуменский посох был передан архимандриту Елисею, старец Емилиан отправился на проживание в обитель Ормилия.
Старец Емилиан Симонопетрский: Есть еще одна проблема, связанная с молитвой
Мы спешим, устаем, разочаровываемся, живем в страхе, не можем освободиться от сомнений. Чтобы заснуть, мы доводим себя до изнеможения, чтобы развеселиться, мы играем на гитаре, развлекаемся, где придется. Разве это жизнь! Она лишь утомляет и не дает возможности молиться так, как бы нам того хотелось.
Поэтому Святые отцы говорят, что слова Божии орошают человеческую душу и укрепляют ее подобно тому, как вино – тело.
Слово Божие содержится в Писании и у Святых отцов. Когда мы изучаем эти книги, особенно же святоотеческие творения, внимательно, а не безрассудно растрачивая свои силы, если вменяем душеполезное чтение себе в каждодневное правило, то оно вместе с духовными подвигами удобрит почву нашей души и позволит ей подняться горе.
Чтобы молиться, нужно воспитать в себе одно качество. Подобно тому, как мы обычно заботимся о своем физическом здоровье, так необходимо заботиться и о душевном самочувствии. Всегда необходимо радоваться. А если мы постоянно молимся, то радость Христова нам даруется в еще большей мере. Когда ты удручен, огорчен, значит, внутри тебя что-то идет не так. Следи за этим, обрати на это внимание, потому что характер человека играет большую роль.
Посмотрите, как замечательно сказано о Савве Ватопедском1, который претерпел, пожалуй, все невзгоды: «В обхождении светлейший и видом приятнейший и радостнейший». Он радостно улыбался собеседнику, его лицо светилось, и весь он был преисполнен благодати. А представьте, каким он предстоял в общении перед Богом! В молитве он был словно яркое солнце!
Другой из отцов Церкви, святой Нил, о. Ты хочешь узнать, насколько истинна и смиренна твоя молитва? Обрати внимание, чувствуешь ли ты ликование, благодарность в сердце? И «если, молясь, ты обрел высшую радость, то знай – ты воистину обрел и молитву».
Молитва приносит радость, ибо это есть общение с Богом. Конечно, мы должны подвизаться и против греха, и против страстей. Но это не должно нас подавлять, раз мы вверили свою жизнь Христу. Такого рода борьба необходима, она благословляет нашу жизнь. Чтобы наш путь увенчался успехом, не будем копить в себе горечь обиды на ближнего, не станем вмешиваться в чужие дела и давить на людей, причинять им боль, беспокоить, не будем сами предаваться печали из-за ран, нанесенных нам. Пусть наше общение с окружающими будет естественным и простым. Давайте почувствуем, что все мы составляем одно целое, «одно и то же со всеми». При этом, конечно, наше собственное сознание не должно изменяться и ничто не должно нас отвлекать в нашей жизни. Теперь молитва становится легкой. Просто нужно позволить Богу действовать внутри нас. Будем как крестьяне, которые сеют и затем ждут, когда Господь пошлет дождь.
Так пусть каждый вступит на свой путь состязания, будет упоминать имя Иисуса – один вслух, другой мысленно, один в сердце, другой так, как ему дано по Божией благодати. Тогда заблистает их дух и взывая встретит Господа. Бог оросит наши души, а нас сделает радостными и истинными.
Естественно, стоит посвящать молитве достаточное количество времени, столько, сколько в наших силах, чтобы исполнить наставление одного из отцов Церкви: «Заставь себя творить многие молитвы», в остальном полагаясь на Бога. Но даже и одна наша молитва значима для Бога. Как говорит святой Исаак: «Всякая молитва, которую ты совершаешь ночью, ценнее всех твоих дневных дел». Молитва, произнесенная в ночные часы, более результативна.
Он же говорит нам: «Оставь все на Бога!» Пускай твои мысли и дела всегда сопровождает молитва! И выбери хорошего наставника, руководителя ко Христу!
Однако необходимо отметить, что в духовной жизни все совершает благодать Божия, и, следовательно, здесь мы можем быть спокойны.
Имя Иисуса, умная молитва, как говорят Святые отцы, – это сосуд для миро, которое, пролившись из приоткрытого сосуда, наполняет все вокруг ароматом. Ты произносишь «Господи Иисусе Христе» и чувствуешь благоухание Святого Духа, будто обручаешься Ему. Ибо «Дух Святой нисходит на нас, нам сострадая» и «побуждает нас к желанию творить духовную молитву». Он молится за нас, когда мы сами забываем, и покрывает наше промедление, нечистоту и скудость нашего существования. Ведь каждый из нас – это храм Божий, и, молясь, мы становимся священнослужителями великого таинства.
Об этом прекрасно говорит один из Отцов Церкви: «Возьми кадильницу, ибо Христос здесь, в твоем сердце, из которого исходят слова: «Господи Иисусе Христе». И добавляет: «Когда мы слышим звук кадила, то вспомним, что и мы храм; давайте почувствуем мысленно, что мы кадим Христа, живущего в нас, и преклонимся перед этим образом Духа Святого».
Подумайте о том, что внутри нас Царствие Божие, дом Его обитания, где «мы плотию Бесплотного заключили» и где совершится одно из «Небесных поклонений». Внутри себя мы имеем Бога, а Бог неразрывно связан со всеми святыми, нашими братьями, воспитанными Святым Духом. Они наши сродники и друзья, которые нас ожидают, любят, делают блаженными, по слову пророка Исаии: блажен, имеющий «южики в Иерусалиме» (Ис. 31:9). Мы приобрели друзей, живущих со Христом. Мы блаженны, ибо у нас есть друзья там, в Горнем Иерусалиме, на небесах.
Вспомните, что говорил Христос: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Это происходит и с нами. Через молитву мы наследуем Царствие Небесное. Святой Дух удостаивает нас постичь Бога, когда мы молимся. Святые в молитве познают Христа, Того, о Ком говорят, что никто Его не видит и не знает. И все же! Через молитву мы постигаем «непостижимое и сверхсветлое содержание Бога», ибо благодать Духа льется изо всякого источника, научающего нас неописуемой красоте Господа.
И даже если мы не достигнем таких высот, все равно молитва нам дарует благословение, утешение, благодарение, прощение, спасение и полезное всем. Все это подается нам от Бога.
Если мы не вкусили от этих плодов, то это вовсе не значит того, что и другие их не отведали. Святые нашей Церкви не раз сподоблялись Божественных световидений. Сам Бог являлся им в свете! Бог сокровенен, Его никто не видит, поэтому говорят, что Он за облаками, во мраке. Сам Бог – это Свет, невидимый нам. Но известны случаи, произошедшие со многими святыми, когда Бог открывался им и наполнял их Своим светом.
Посмотрите, возлюбленные мои, на некоторые эпизоды из жизни святого Саввы, о котором я вам уже рассказывал. Он горел желанием узреть Бога. И однажды в молчании его сердца, жаждущего Бога, послышался ответ: «Вот Я!» (Ис. 58:9). Посмотри на Меня, Я здесь! Сколько в этих словах величественного и Божественного! Но как Он явился? Каким образом? «Чистый свет, льющийся с Небес». Свет, который покрыл все и вошел в него, овладел его умом, чувствами, а затем окутал и все его человеческое естество.
После этого сам святой Савва стал таким светлым и благоухающим, что стеклись тысячи людей, чтобы обонять его. На дощечках – «на досках и табличках» – они рисовали его образ и при жизни почитали его как святого, увидев запечатленную на лике святость.
Далее в житии говорится: «Будьте внимательны, ибо это истинные Таинства Господа. Божество предстает во всей Своей красе, славе, неописуемой сладости, и тогда изменяется человек, залитый этим светом». Он может узреть и Бога, и все то, что «глаз не видел» там на небесах.
«Раненый сладостной стрелой Господа» святой говорит Богу: «Где Ты и куда смотришь? Покажи мне славу Твою, «дабы я познал Тебя» (Исх. 33:13). Я хочу увидеть Тебя таким, Какой Ты есть».
Глас Божий отвечал ему: « Но ты сам и твое тело причастны к Божественному. И Мне нет необходимости объяснять тебе, где Я, ибо ты сам стал богом, приняв от Меня свет».
Возлюбленные мои, сколько раз видели этот свет наши святые, хотя нам, грешникам, он был недоступен. Творя молитву, скажем друг другу: «Ты слышишь? «Учитель здесь и зовет тебя». (Ин. 11:28)». Таковы молитвенные достижения на Святой Горе.
* * *
1Савва Новый Ватопедский (мирское имя Стефан Логарас, ок. 1280, Фессалоники – 1349, Константинополь), один из наиболее значительных деятелей духовного просвещения XIV столетия. Родился в благочестивой семье, от родителей, которые закончили свой земной путь пострижением в монахи. Получив светское образование в Фессалониках, удалился на Святую Гору Афон, где принял монашеский постриг с именем Савва. Семь лет провел в келии Ватопедского монастыря возле Кареи, где служил переписчиком рукописей. После захвата в 1307 – 1308 гг. каталанцами Македонии многие монахи были вынуждены покинуть Афон. Так, Савва десять лет после этих событий подвизался в Иерусалиме. Посещал Кипр, Эфес, Грецию, Константинополь, Синай. В 1330 году вернулся на Афон в Ватопед, где состоял в общении с будущим константинопольским патриархом и автором его жизнеописания Филофеем Коккиным. В марте 1342 года был послан в Константинополь в числе святогорского посольства в поддержку императора Кантакузина. Скончался в монастыре Хора в Константинополе. – Прим. Ред.