Как понимать, что Всевышний создал человека «по Своему образу и подобию»?


Православная Жизнь

Отвечает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф.

Если мы внимательно читаем Священное Писание Ветхого Завета, то увидим некую, на первый взгляд кажущуюся, непоследовательность. Так, в 26-м стихе 1-й главы Книги Бытия говорится следующее: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». Но уже в следующем, 27-м стихе сказано нечто другое: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Таким образом, мы видим, что изначально человек был «запланирован» как образ и подобие Божие, но в результате Адам был создан только как образ Божий. В связи с этим многие церковные критики указывали на нелогичность Библии и наличие в ней явных ошибок и несоответствий. Так ли это на самом деле?

Святые отцы, толкуя вышеприведенные стихи из Книги Бытия, полагали, что никакого несоответствия или логической ошибки в них вовсе нет. Понятия «образ» и «подобие» между собой соотносятся как нечто статичное, то есть данное человеку изначально, и нечто динамичное, то есть такое, что сам человек призван в себе развивать. Так, преподобный Иоанн Дамаскин о. Другими словами, «образ» – это некий задаток человеку, те условия, благодаря которым он может направляться к обожению, а подобие – это не что иное, как сам процесс обожения или уподобления Богу. При этом большинство святых отцов указывали, что образ Божий выражается в тех свойствах человеческой природы, которые «роднят» его с Богом, например: уме, свободе, бессмертии и способности к творчеству. Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский замечает: «То, что человек возник по образу Божию, некоторым
пришло на ум понимать как разумность и свободу воли, а
другим – как главенство и высоту господства, ибо и в том, и в другом создание может отображать Создателя».

Но в то же время некоторые богословы, как, например, в частности, В. Н. Лосский, полагают, что образ Божий во всей его полноте непознаваем, по той причине, что и Сам Бог, как Первообраз, по Своей природе непознаваем для человека. Владимир Николаевич пишет: «Образ непознаваемый, ибо, отражая полноту своего Первообраза, он должен также обладать и Его непознаваемостью. Поэтому мы и не можем определить, в чем состоит в человеке образ Божий».

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что в каждом из нас заложен образ Божий, который проявляется в тех или иных свойствах человеческой природы и который отличает человека от прочего творения, тем самым приближая его к Творцу, но в то же время одно наличие образа Божия не принесет нам никакой пользы, если мы не направим его в правильное русло и не будем стремиться к богоподобию, в чем, собственно, и заключается цель нашей жизни.

Человек — образ и подобие Божье.

Владимир Дегтярев,

В первой главе Библии, описывающей историю сотворения этого мира, представлена информация, которая привлекает внимание и которая подчеркивает уникальность человеческой личности.

Приступая к сотворению человека, Бог делает важное заявление, в котором сосредоточена сущность отличия человека от всего ранее сотворенного Богом. Он говорит: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26-27). Слова «образ» и «подобие» близки по смыслу и их значения почти неразличимы. Оба эти слова употребляются исключительно для того, чтобы подчеркнуть величие описываемого ими понятия. И они передают нам идею зеркала и отражения (2 Кор. 3:18), то есть истину о том, что человек будет отражением Бога на земле. Поэтому, говоря об образе Божьем в человеке, подразумевается следующее: Бог создал нас такими, что в некоторой степени мы являемся Его отражением. Человек создан Богом так, чтоб в какой-то мере отражать славу самого Бога.

Природа Божьего образа и подобия в человеке.

«Согласно Библии, человек является венцом творения рук Божьих и его слава состоит в том, что он создан по образу Бога и Его подобию (Быт. 1:26-27). В свое время были сделаны попытки, разграничить термины «образ» и «подобие». Некоторые теологи придерживались мнения, что термин «образ» относится к телу, а термин «подобие» к душе» (Луис Беркоф, Христианская Доктрина, 96). Также иногда делают отличие между интеллектуальным и моральным образом Божьим в человеке. К интеллектуальному образу относят такие способности, как разум, память и воля. К моральному образу относят святость, правильные взаимоотношения с Богом и свободу от греховных наклонностей.

Часто подразумевают, что после грехопадения, интеллектуальный образ остается более или менее незатронутым, тогда как моральный образ был полностью разрушен и может быть восстановлен только через искупление во Христе. Но, скорее всего эти термины используются просто как синонимы, отражающие одну и ту же сущность, но под разными углами (Быт.1:26,27; 5:1; 9:6; Иак.3:9; 1 Кор.11:7). Возможно, более правильно будет сказать, что образ Божий во всей своей полноте искажен в падшем человеке, но что человек всё же остается быть Божьим творением, которое носит образ своего Творца. Даже после полного морального и духовного разложения человечества и, как результат, наказания потопом, говоря об убийстве Сам Бог напоминает, что «человек создан по образу Божью» (Быт. 9:6).

Важность понимания того, что мы являемся носителями Божьего образа и подобия.

Мы всегда должны помнить о том, что библейская истина о том, что мы созданы по «образу и подобию Божию» напоминает нам о той ответственности, которая возложена на нас — быть Божьими полномочными представителями на земле. Вероятно, что подобие Божье проявляется в нас в так называемых передаваемых Божьих атрибутах, таких как святость, праведность, милосердие любовь, радость, долготерпение и так далее. Чем более эти качества проявляются в жизни человека, тем более Он уподобляется Богу. Частично такими качествами в определенной мере обладает и неверующий человек, но в полной мере они могут и должны проявляться в жизни духовно рожденного человека. Это то, что в Писании называет плодом Духа (Гал. 5:22-23; Еф. 5:9).

Два важных вывода мы можем извлечь из Библейского понимания образа Божья: во-первых, Бог и человек не равны, но в то же время Бог и человек не являются полностью различными. То есть, между вечным Богом и ограниченным и смертным человеком существует бесконечное различие в силе, власти, мудрости, святости, любви и так далее. Поэтому разница между ними, как сказал некто, как бездна по сравнению с которой разница между солнцем и песчинкой очень мала. Однако есть нечто схожее между Богом и человеком подобно, как есть нечто общее между солнцем и песчинкой. И, во-вторых, обладая образом Божьим, человек никогда не утратит, того высокого положения в этом мире, которым наделил его Бог. Это значит, что образ Божий навсегда будет отличительным знаком человека от других живых существ, населяющих нашу землю.

Владимир Дегтярев,

Основы Христианского Богословия, Запорожский библейский колледж и (DMin Диссертация) Запорожье 2007 г.

Божественный совет

В этом интригующем стихе Бог, кажется, разговаривает с кем-то. Кальвин сказал:

«Это язык одного, который, по-видимому, обсуждает … он консультируется».

Многие другие комментаторы называют это «советом». Но если это так, с кем Бог советуется? И почему? Дает ли Библия какой-либо намек?

Поскольку Господь не нуждается в другом советнике, любая такая консультация должна была состояться в Боге – между Богом-Отцом, Богом-Сыном и Богом Святым Духом., В Послании к Евреям 1:2 в переводе с английского говорится, что, когда Бог создал мир или вселенную, он создал ее чрез Своего Сына.

Бог мог легко создать человека Своим собственным Словом, как Он это делал в случае с животными (Бытие 1: 20,24) и растениями (Бытие 1:11), но Он решил не делать этого. Человек не является ни близким родственником животных, ни дальним родственником примитивной растительной жизни. Скорее, он — кто-то великий, замечательный и другой, самый превосходный из всех произведений Бога, человек — это особое выражение божественной природы, созданное личной деятельностью Бога. Бог создает его с торжественностью, достоинством и честью глубокого обдумывания со стороны Божества.

Бог наделил человека интеллектуальными способностями, которые намного превосходили и превосходят способности любого животного

Хотя человек был образован из праха земли, Бог лично «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою»(Бытие 2:7). Таким образом, жизнь человека не является результатом спонтанной реорганизации молекул внутри его тела и она не была вызвана эволюцией от какого-либо животного или «низшего гоминида» (как утверждают теистические эволюционисты), но является непосредственным подарком от Бога. Это дополнительно подчеркивается в Библии в генеалогии Адама в послании от Луки, где он называет Адама не сыном антропоидной обезьяны, а «сыном Божиим» (Лк. 3:38).

Почему Бог обсуждал это с Сыном? В Откровении 13:8 говорится, что Агнец Божий (то есть Иисус) «заклан от создания мира». К шестому дню Недели Творения основа мира была по-настоящему хорошо заложена, но с созданием человека Бог собирался положить начало той цепи событий, которая неумолимо привела бы к будущему распятию и смерти Господа Иисуса Христа на Кресте в качестве искупления за грех человечества.

Своей земной жизнью Иисус подтвердил готовность исполнить волю Отца в этом отношении, в Гефсиманском саду (Матфея 26:39, 42). Возможно ли, что он сделал это и на небесном совете, непосредственно перед тем, как Бог создал Адама?

По образу Божию

Когда Бог сотворил человека по своему образу и подобию, он определил, что человечество (как мужчина, так и женщина) будет иметь определенные сходства с Богом и разделять определенные божественные прерогативы. Относительно этого мы отмечаем:

  1. Это было не физическое подобие, но …

Хотя Бог есть дух (Иоанна 4:24) и не имеет тела, подобно человеку, когда Он явным образом предстал перед людьми в соответствии с Ветхим Заветом, Он сделал это в форме человеческого тела (например, Бытие 18:1-2, 32:24, 28, 30). Д-р Генри Моррис пишет:

«Поэтому есть что-то в человеческом теле, что уникально подходит для проявления Бога, и (поскольку Бог знает все Его дела от самого начала мира — Деяния 15:18) Он должен был спроектировать человеческое тело с этим в разуме. Соответственно, Он создал его не так, как животных, а в вертикальном положении, со взглядом, направленным вверх, с лицом, способным к выражению эмоциональных чувств, и с разумом и языком, способным к символической речи».,

Кроме того, человеческое тело было создано в той форме, в которой Бог Сын будет воплощен или «создан по подобию людей» (Филиппийцам 2:7). Таким образом, Бог создал человека в той телесной форме, которую Он Сам однажды должен был принять, — форме, в которой Он хотел открыть Себя.

  1. Это было ментальное подобие

Бог наделил человека интеллектуальными способностями, которые намного превосходили и превосходят способности любого животного. Таким образом, человеку был дан разум, чтобы слышать и понимать Божье общение с ним, эмоции, чтобы отвечать Богу любовью и преданностью, и воля, которая позволяла ему выбирать: повиноваться или не повиноваться Ему. Таким образом, человек был сформирован не только для того, чтобы «любить Бога и повиноваться Ему всегда», но и заниматься Божьим трудом на земле — быть членом Его совета и управлять творением в сотрудничестве со своим Создателем.

Это видно в Божьем повелении Адаму и Еве осуществлять господство над землей и ее животными (Бытие 1:26,28), в задаче Адама о совершенствовании сада (Бытие 2:15) и в повелении Адаму дать имена животным на земле (Бытие 2:19-20).

Интеллектуальные дары человека также видны в его способности проектировать вещи, а затем создавать их, ценить красоту, сочинять славную музыку, рисовать картины, писать, считать большие числа и решать математические задачи контролировать и использовать энергию для своих собственных нужд (например, огонь, электричество, ядерная энергия), организовывать, рассуждать, принимать решения, быть сознательным, смеяться над собой и мыслить абстрактно. Все это поведение не является инстинктивным, в отличие от поведения животных, и поэтому оно имеет неограниченное разнообразие.

  1. Это было нравственное подобие

Только человек из всех созданий Бога имеет дух или понимание Бога, то есть способность познавать Его и поддерживать духовное общение с Ним через молитву, прославление и поклонение. Со времени грехопадения (Бытие 3) человек имел врожденное нравственное осознание добра и зла или же совесть, которую он чувствует в своем духе.

Человек был создан не только невинным (то есть без греха), но и святым, иначе Адам не мог бы иметь общения с Богом, который не может смотреть на беззаконие (Аввакум 1:13). Это подтверждается в Бытие 1:31, когда Бог утверждает, что все, что Он сделал (включая человека), было «весьма хорошим», что не являлось бы правдой, если бы человек был нравственно несовершенным.

  1. Это было социальное подобие14

Социальная природа Бога и внутренняя любовь видны в учении о Троице. Бог – Который есть любовь – создал человека с социальной природой и необходимостью в любви. В Бытие 3:8 говорится, что «они услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня». Это предполагает, что Адам и Ева наслаждались обществом и общением с Богом, возможно, ежедневно.

Бог также обеспечивал человеческое общение и любовь особым и сокровенным образом. Прежде, чем Он создал Еву, Он сказал: «Не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему»(Бытие 2:18). Затем он создал Еву из ребра, взятого у Адама (Бытие 2:21-24), – факт, который Иисус использовал в своих дискуссиях с фарисеями, чтобы защитить святость брака и близость любви в брачных отношениях (Матфея 19:4-6, Марка 10:6-8).

Вывод

Когда Бог создал растения и животных, Он сделал их «по роду своему» (фраза встречается десять раз в Бытие 1:11-25). Когда Он сотворил Адама, Он создал его по роду Божьему — по образу и подобию Бога (Деяния 17:28). После грехопадения человек был создан по образу (Бытие 9:6, 1-Коринфянам 11:7) и подобию (Иакова 3:9) Божьему. Однако этот образ был осквернен восстанием человека во время грехопадения, и все аспекты образа Бога были запятнаны.

Тем не менее, эти аспекты были совершенны в Господе Иисусе Христе, который был и является «образом невидимого Бога» (Колоссянам 1:15) и «образом ипостаси» Бога (Евреям 1:3), как на земле, так и на Небесах.

Апостол Павел говорит, что мы преображаемся или обновляемся в образ Божий в познании Его и что этот образ создан «в праведности и святости истины» (Колоссянам 3:10, Ефесянам 4:24). Это не то, что естественный человек может осуществить своими силами, но это является результатом нашего «принятия Христа» в вере и покаянии (Иоанна 1:12, Галатам 2:20). Это совершается Святым Духом (Титу 3:5, Римлянам 8:28-29), который имеет свою обитель в детях Бога (1 Коринфянам 3:1, 6:19). «Бог долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3:9).

Глава 5. Человек

§ 1. Сотворение человека Богом

Человек сотворен в шестой, завершающий день творения.

В Книге Бытия сотворение человека описывается так: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт 1:26–27); «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт 2:7).

Особенность человека и его отличие от прочих творений Божиих заключается в том, что он является существом, в котором соединяется телесное и духовное.

Преподобный Иоанн Дамаскин говорит об этом так: «Создал Бог духовную сущность, то есть ангелов и все небесные чины, ибо ангелы, без всякого сомнения, имеют духовную и бестелесную природу… Кроме того, Бог создал и чувственную сущность, то есть небо, землю и то, что находится между ними». Дальше в своем рассуждении преподобный Иоанн передает слова святителя Григория Богослова: «Но еще не было смешения из ума и чувства, сочетания противоположных — сего опыта Высшей Премудрости, сей щедрости в отношении обеих природ… Восхотев и сие показать, Художническое Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство то и другое, то есть невидимая и видимая природы»1Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 12 (56); Григорий Богослов, свт. Слово 38. 11..

Таким единством и стал человек, микрокосмос (то есть «малый мир»), «ибо он носит на себе образ всего великого мира»2Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Часть I. Ответ 18.. Святитель Григорий Нисский говорит, что «человек есть некий малый мир, содержащий в себе те же стихии, которыми наполнена вселенная»3Григорий Нисский, свт. О душе и воскресении..

Человек — наивысшее создание Божие.

По словам священномученика Иринея Лионского, «слава Божия есть живущий человек»4Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. IV. 20. 7.. Видимый мир, включая небо, землю, море, солнце, луну, звезды, животных, растения, образовался до человека и для человека. Святитель Григорий Нисский так описывает царственный характер человека: «Человек введен последним в творение, не потому, что как нестоящий отринут на самый конец, но потому, что вместе с началом бытия должен был стать царем подчиненных». Святитель сравнивает Бога с добрым хозяином, который сначала прибирает дом и готовит еду, а потом зовет высокого гостя: «Подобным образом богатый и щедрый Хозяин естества нашего, украсив это жилище всякого рода красотами, уготовив этот великий и всем снабженный пир, потом уже вводит человека, вменив ему в занятие не приобретать то, чего еще нет, но наслаждаться тем, что уже есть»5Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. 2..

Человек сотворен, чтобы властвовать над окружающим миром.

Сотворив человека, Бог дает ему власть нарекать имена: Он приводит к человеку всех животных и птиц, «чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам, и птицам, и всем зверям» (Быт 2:19–20). Наречение имен животным — знак того, что Бог поставил человека над ними, сделал его их властелином. По словам святителя Григория Богослова, Бог ставит человека на земле как «царя над тем, что на земле»6Григорий Богослов, свт. Слово 38. 11. .

Псалмопевец воспевает величие человека: «Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то чтó есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» (Пс 8:4–9).

Бог сотворил человека как мужчину и женщину.

В Священном Писании говорится: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:27). Сотворив первого человека, Бог создал ему помощницу: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт 2:18). Бог сотворил мужчину и женщину равными по своей человеческой природе: Ева — «плоть от плоти» Адама (Быт 2:23).

Принадлежность каждого человека к одному из двух полов — мужскому или женскому — выявляет разделение в единой человеческой природе, воссоединение которой происходит в браке через союз и общение мужчины и женщины. Господь Иисус Христос приводит слова Священного Писания о том, что Бог создал мужчину и женщину, которые соединяются «так, что они уже не двое, а одна плоть», и затем говорит: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19:4–6).

§ 2. Образ и подобие Бога в человеке

Человек — единственный из всех живых существ — сотворен по образу и подобию Божию.

Святитель Григорий Нисский говорит: «Что важного в этом — почитать человека образом и подобием мира, когда и небо преходит, и земля изменяется, и все, что в них содержится, преходит? Но в чем же тогда по церковному учению состоит величие человека? Не в подобии тварному миру, но в том, чтобы быть по образу естества Создавшего»7Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. 16..

Святые отцы различают «образ» и «подобие» Божии в человеке. Образ Божий был дан человеку в момент его сотворения. Подобие же Богу должно быть достигнуто человеком через нравственное совершенствование и доброделание8Ириней Лионский, сщмч. Против ересей V. 6. 1; Климент Александрийский. Строматы. II. 22; Ориген. О началах. III. 6. 1; Диадох Фотикийский, блж. Слово подвижническое. 89; Максим Исповедник, прп. Главы о любви. 3. 25; Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 12.. Святитель Василий Великий говорит, что человек есть тварь, получившая повеление стать богом9Эти слова святителя Василия приводит святитель Григорий Богослов: Григорий Богослов, свт. Слово 43.

Сотворив человека по образу Своему, Бог сделал его причастным благам и совершенствам, которыми в полноте обладает только Он Сам: Бог творит человека «не лишенным благ»; а «поскольку подробный перечень благ велик и исчислить их невозможно, то Божие слово, в кратком изречении соединив все блага, обозначило их, сказав, что человек создан по образу Божию. Ибо это значит то же, что сказать: человек сотворен по природе причастным всякого блага»10Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. 16..

Образ Божий, данный человеку от рождения, неуничтожим, подобие же может быть утрачено вследствие греховной жизни.

Образ Божий в человеке имеет различные черты.

Святые отцы говорят о разных чертах образа Божия в человеке. Сообразность человека Богу усматривается в царственном достоинстве человека, в его превосходстве над всем тварным миром. На богообразность указывает духовная природа человека: душа как нематериальная часть человека11Григорий Богослов, свт. Слово 8; Максим Исповедник, прп. Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия. 1. 11; Максим Исповедник, прп. Мистагогии. 6., разум как его высшая способность12 Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. III. 18.. Образ Божий, по мысли отцов, также состоит в дарованной человеку свободе, в его способности к творчеству13По словам Василия Селевкийского, давая человеку право нарекать имена животным, Бог как бы говорит Адаму: «Будь творцом имен, коль скоро ты не можешь быть творцом самих тварей… Мы делим с тобой славу творческой премудрости… Давай имена тем, кому Я дал бытие» (Василий Селевкийский. Слово об Адаме)..

В то же время невозможно до конца постичь смысл сотворения человека по образу Божию. «Так как одним из свойств, усматриваемых в Божием естестве, является непостижимость сущности, то, по всей необходимости, и образ в этом имеет сходство с Первообразом»14Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. 11.,— говорит святитель Григорий Нисский.

С образом Божиим в человеке связано понятие о человеческом достоинстве.

Каждый человек как носитель образа Божия обладает достоинством и ценностью. Святитель Григорий Богослов говорит: «Так щедро всех людей наделил Бог, конечно, для того, чтобы равным раздаянием даров Своих показать и одинаковое достоинство нашей природы, и богатство благости Своей»15Григорий Богослов, свт. Слово 14..

В основе христианского отношения к человеку лежит заповедь о любви к ближнему16См. подробнее: Основы православного нравственного учения. Глава 1. § 3–4.

. Чтобы исполнить эту заповедь, прежде всего нужно видеть в каждом человеке образ Божий. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна — образ Божий»17Иоанн Кронштадтский, св. прав. Моя жизнь во Христе. 267..

Высокому человеческому достоинству должна соответствовать и подобающая ему жизнь: «Если к образу Божию в Православии возводится неотъемлемое, онтологическое18Онтологическое – относящееся к самому бытию человека. достоинство каждой человеческой личности, ее высочайшая ценность, то подобающая достоинству жизнь соотносится с понятием подобия Божия, которое по Божественной благодати достигается через преодоление греха, стяжание нравственной чистоты и добродетелей»19Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. I. 2..

§ 3. Устроение человека

Человек — разумное живое существо, состоящее из души и тела.

Святые отцы говорят о человеке как о душевно-телесном существе. Мученик Иустин Философ пишет: «Сама по себе душа — человек? Нет, не человек душа. Назовешь ли тело человеком? Нет, но называется телом человека. Итак, ни одно из двух само по себе не есть человек, но соединение из обоих называется человеком»20Иустин Философ, мч. О воскресении. 8.. И священномученик Ириней Лионский учит: «Совершенный человек есть соединение и союз души, получающей Духа Отца, с плотию»21Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. V 6. 1.. По словам преподобного Симеона Нового Богослова, человек есть «живое существо, смертное и бессмертное, видимое и невидимое, чувственное и мысленное, способное видеть видимое творение и постигать мысленное»22Симеон Новый Богослов, прп. Главы богословские, умозрительные и практические. 2. 23..

Отцы Церкви, различая в человеке материальное начало, называемое «телом» или «плотью» , и духовное, выражаемое словами «душа» и «дух» (или «ум»), говорят по преимуществу о двухчастном составе человека (тело и душа), а иногда — о трехчастном (тело — душа — ум или тело — душа — дух). При этом ум, или дух, понимается как высшая способность души23Августин Иппонский, блаж. О символе веры. X. 23; Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. I. 13..

Человеческое тело устроено премудро и соразмерно, каждый орган в нем исполняет определенную функцию.

О разумном строении тела человека апостол Павел говорит: «Членов много, а тело одно… Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1Кор 12:20; 24–25).

Тело человека устроено таким образом, чтобы быть выразителем его духовных способностей и свойств. Обращая внимание на значение тела в жизни человека, на его премудрое устройство, святые отцы приводили для выражения его отношения к душе сравнение с жилищем для жильца, с кистью для художника24Иустин Философ, мч. О воскресении. 10; Ириней Лионский, сщмч. Против ересей V. 3. 3.. «Ничего мы не делаем без тела. Хулим устами и молимся устами, блудодействуем телом и чистоту храним телом; похищаем рукою и милостыню даем рукою»25Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. XVIII. 19..

Человек не должен презирать свое тело. Апостол Павел говорит: «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее…» (Еф 5:29). Человек воскреснет в теле: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес 5:23).

Святитель Иоанн Златоуст опровергает мнение еретиков, которые утверждают, что тело и не сотворено Богом, поскольку человеческое тело несовершенно, а Бог не мог сотворить несовершенства26Иоанн Златоуст, свт. О статуях. 11. 2..

Забота человека о своем теле должна включать в себя охранение тела от греха, ибо тело человека является достоянием Божиим: «Разве не знаете, что вы — храм Божий?» (1Кор 3:16); «разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» (1Кор 6:15).

Душой называется одно из двух начал в человеке, отличаемое от тела.

В святоотеческом учении душа определяется как живая сущность, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных очей, одаренная разумом, не имеющая определенной формы; она действует при помощи тела как орудия и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство27Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 12..

Душа в человеке — начало высшее, а тело — низшее. Тело по отношению к душе должно находиться в иерархическом соподчинении: «Душа владеет и управляет телом», — говорит священномученик Ириней Лионский. Он сравнивает душу с художником, а тело с орудием, которым тот творит28Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. II. 33. 4.. Тертуллиан называет тело служанкой души29Тертуллиан. О душе. 40..

Высшую часть души называют «духом» или «умом».

Блаженный Августин говорит, что «духом» называется разумная часть души, которой нет у животных30Августин Иппонский, блаж. О символе веры. X. 23.. Преподобный Иоанн Дамаскин отождествляет «дух» и «ум», относя их к высшей части души31Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. I. 13.. Он утверждает, что «ум принадлежит душе не как что-либо другое, отличное от нее, но как чистейшая часть ее самой»32Там же. II. 12.. Ум обладает способностью к созерцанию духовного мира: «Что глаз в теле, то и ум в душе»33Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 12..

О различных состояниях ума говорит преподобный Максим Исповедник: «Ум, направленный к Богу молитвой и любовью, делается мудрым, сильным, человеколюбивым, милосердным, или, просто говоря, имеет в себе все свойства Божии, переходя же к материальным вещам, становится животным и грубым»34Максим Исповедник, прп. Главы о любви. II 52..

Средоточием духовной жизни человека является сердце.

В данном случае под «сердцем» понимается не физический орган, а центр духовно-эмоциональной жизни человека. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», — говорит Господь (Мф 5:8). В то же время, по словам Спасителя, в сердце зарождаются и из него «исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф 15:19). Поэтому задача аскетических усилий35Основы православного нравственного учения. Глава 3. § 1. — очищать сердце, освобождать его от греховных устремлений.

Согласно святоотеческому учению о непрестанной молитве36См.: Основы православного нравственного учения. Глава 4. § 3., подвижник, желающий пребывать в этой молитве, должен свести свой ум в сердце, чтобы удерживать его в постоянной памяти о Боге37См. например: Григорий Синаит, прп. О безмолвии и двух образах молитвы; Никифор Уединенник, прп. Слово о трезвении и хранении сердца многополезное..

§ 4. Состояние первозданного человека

Первозданный человек пребывал в полной гармонии с Богом и окружающим миром.

«Бог, — пишет преподобный Иоанн Дамаскин, — сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, свободным от печали и забот, украшенным всякою добродетелью, изобилующим всеми благами… Он создал его по природе безгрешным и по воле свободным… не потому, что он не был восприимчив ко греху — ибо только Божество не доступно греху, — но потому, что возможность греха заключалась не в его природе, а, скорее, в его свободной воле. Это значит, что, при содействии Божественной благодати, он имел возможность пребывать и преуспевать в добре, а равно и, в силу своей свободы, при попущении Божием, оставить добро и оказаться во зле, ибо то, что делается по принуждению, не есть добродетель»38Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 12..

Адам был «другом Божиим»: «Ангелы трепетали, херувимы и серафимы не дерзали прямо взглянуть на Бога, тогда как Адам беседовал с Ним, как бы с другом»39Иоанн Златоуст, свт. Беседа 3: В храме апостола Фомы..

Сотворив человека, Бог поселил его в Эдемском саду, который также называется раем.

В Священном Писании говорится: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла… И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт 2:8–9, 15).

Среди других деревьев, насажденных Богом в Эдемском саду, особо упоминаются два — дерево жизни и дерево познания добра и зла.

О дереве жизни блаженный Августин пишет следующее: «Хотя это дерево и представляло телесную пищу, но пищу такую, которая делала тело человека постоянно здоровым, не как от всякой другой пищи, а в силу некоторого сокровенного вдохновения здоровья»40Августин Иппонский, блаж. О Книге Бытия буквально. 8. 5.. Человеческая природа сама по себе не обладала бессмертием, поскольку жизнь человека поддерживалась Божественной благодатью. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что «по законам тварной природы все сотворенное подлежит тлению, но держится и сохраняется Божией благодатью»41Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 6.. По слову святителя Афанасия Великого, «человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен; но, по причине подобия Сущему… мог замедлять в себе естественное тление, и пребыл бы нетленным»42Афанасий Великий, свт. О воплощении Слова. 1. 4..

С деревом познания добра и зла связана первая заповедь, данная человеку Богом. В Священном Писании говорится: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2:16–17). Заповедь Божия была не просто запретом, она указывала на то, что человек зависит от Бога, даровавшего ему жизнь и призвавшего человека к общению с Собой.

§ 5. Грехопадение

Первый человек, Адам, преступил данную ему Богом заповедь и тем самым совершил грехопадение43Грехопадение Адама в богословской литературе иногда называется «первородным грехом», то есть первым, изначальным грехом, за которым последовали все другие грехи..

Адам нарушил данную ему Богом заповедь не вкушать плодов от дерева познания добра и зла, будучи соблазнен диаволом, который явился ему в образе змея (Быт 3:1). По словам святителя Иоанна Златоуста, «лукавый демон и враг рода нашего, как увидел, что первозданный проводит в раю беспечальную жизнь и, облеченный плотью, живет на земле, как ангел, решился соблазнить и увлечь его к падению обещанием еще больших благ, и таким образом лишил его и того, чем он уже обладал»44Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. 1. 2..

В Священном Писании так описывается преступление первых людей: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3:1–6).

Диавол искусил человека ложной надеждой на то, что человек может стать равен Богу (Быт 3:5). Причиной того, что человек поддался этому искушению, была необузданная гордыня: «Не должны мы думать, — говорит блаженный Августин, — что искусителю удалось бы совратить человека, даже если бы в душе этого последнего не было некоторого превозношения, которое необходимо было обуздать»45Августин Иппонский, блаж. О Книге Бытия буквально. 11. 5..

Вместо признания вины и раскаяния в содеянном, Адам и Ева попытались оправдаться: «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт 3:12-13).

В результате грехопадения человек стал смертным.

Преступив заповедь, человек отделил себя от Бога, Который поддерживал его в состоянии бессмертия, и оказался обречен на смерть: «Люди, уклонившись от вечного и по совету диавола обратившись к тленному, сами для себя стали виновниками тления и смерти; потому что… по природе они были тленны, но свойственного им по природе избегли бы по благодати… не приблизилось бы к ним естественное тление46Тление – медленное разрушение, распад.. Когда же совершилось это [грехопадение], — люди стали умирать и тление сильно воздействовало уже в них»47Афанасий Великий, свт. О воплощении Слова. 1. 5.. Телесное тление принесло с собой болезни, страдания, старение и, в конце концов, смерть как разлучение души и тела.

Бог говорит Еве: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт 3:16). Адаму Бог говорит: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт 3:19).

Последствия грехопадения от одного человека распространились на весь человеческий род.

«Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков», — говорит апостол Павел (Рим 5:12). Грех Адама, по словам святителя Иоанна Златоуста, стал причиной «общего повреждения» человеческого естества48Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Римлянам. 10. 1.. Как пишет святитель Кирилл Александрийский, «природа приразилась недугу греха через непослушание одного, то есть Адама. Посему множество [людей] сделалось греховным; не потому, что разделило грех Адама — оно еще не существовало, — но потому, что разделяет с ним его природу, подпадшую закону греха»49Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Послание к Римлянам. 5. 18..

Будучи потомком Адама и унаследовав его природу, каждый человек причастен греху с самого момента своего появления на свет: «Мы все (рождаемся) от согрешившего Адама грешниками, от преступника — преступниками, от раба греха — рабами греха, от проклятого и мертвого — проклятыми и мертвыми; от давшего согласие диаволу, поработившегося ему и потерявшего свободу воли, — и мы дети его, над которыми тиранически властвует и господствует диавол»50Симеон Новый Богослов, прп. Слова огласительные. 5. 406–413..

Повреждение человеческой природы сделало человека склонным к греху, о чем свидетельствует апостол Павел: «Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое» (Рим 7:18–21). Об этой раздвоенности падшего человека святитель Григорий Богослов говорит так: «Во мне два ума: один добрый, и он следует всему прекрасному, а другой худший, и он следует злому; один ум идет к свету и готов покоряться Христу, а другой — ум плоти и крови — влечется во мрак и согласен отдаваться в плен велиару»51Григорий Богослов, свт. Стихотворения о себе самом. 45. Велиар — диавол; см. подробнее: Глава 4. § 3..

Последствия грехопадения распространились не только на людей, но и на весь тварный мир.

«Проклята земля за тебя», — говорит Бог Адаму (Быт 3:17). Призванный к тому, чтобы быть венцом творения, властелином тварного мира, человек пал с высоты своего призвания. По словам святителя Иоанна Златоуста, «так как [человек] получил смертное и подверженное страданиям тело, то и земля подверглась проклятию, произрастила терния и волчцы»52 Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Римлянам. 14..

Апостол Павел говорит, что вся тварь «покорилась суете не добровольно», она «совокупно стенает и мучится доныне», но с «надеждой ожидает» освобождения «от рабства тлению» и «не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим 8:19–23).

Преодоление последствий грехопадения для человечества и всего тварного мира совершает Богочеловек Иисус Христос — второй Адам53См.: Глава 6. § 3..

Глава 4. Мир

Оглавление

Глава 6. Христос

В последний день творения Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Бытие 1:26). Таким образом, Он закончил Свою работу «личной подписью». Бог сформировал человека из пыли и дал ему жизнь, поделившись Своим собственным дыханием (Бытие 2:7). В связи с этим человек уникален среди всех Божьих творений, имея как материальную (тело), так и нематериальную (душа/дух) составляющие.

Быть «образом» или «подобием» Божьим в самых простых понятиях значит, что мы были созданы, чтобы походить на Бога. Адам не походил на Бога в том смысле, что Бог имеет тело и кровь. Священное Писание говорит, что «Бог есть дух» (Иоанна 4:24) и, таким образом, существует без тела. Тем не менее, тело Адама отражало жизнь Бога тем, что оно обладало безупречным здоровьем и не подлежало смерти.

Образ Бога относится к нематериальной части человека. Это ставит человека отдельно от животного мира, готовя его для владычества, предусмотренного Богом (Бытие 1:28), и дает ему возможность поддерживать связь со своим Создателем. Это сходство умственное, моральное и социальное.

Умственное сходство – потому что человек был создан как рациональная, волевая личность, другими словами – человек может рассуждать, и может выбирать. Это отображение Божьего интеллекта и свободы. Всякий раз, когда кто-то изобретает машину, пишет книгу, рисует пейзаж, наслаждается симфонией, подсчитывает сумму или дает имя домашнему любимцу, он подтверждает факт, что мы были созданы по образу Божьему.

Моральное сходство – человек был создан в праведности и безупречной невинности, отражая Божью святость. Бог видел все, что Он сделал (включая человечество) и сказал, что это «хорошо весьма» (Бытие 1:31). Наша совесть, или «моральный компас», является следом того начального состояния. Когда кто-либо пишет закон, отказывается от зла, хвалит доброе поведение или чувствует себя виновным, он подтверждает тот факт, что мы были созданы по подобию самого Бога.

Сходство социальное – человек был создан для общения. Это отображает Божественную триединую природу и Его любовь. В Эдеме человек в первую очередь общался с Богом (в Бытие 3:8 предполагается общение с Богом), и Бог создал первую женщину, потому что «не хорошо быть человеку одному» (Бытие 2:18). Каждый раз, когда кто-то женится, знакомится, обнимает ребенка или посещает церковь, он демонстрирует факт нашего создания по образу Божьему.

Будучи созданным по Божьему подобию, Адам также имел способность делать свободный выбор. Хотя ему была дана праведная натура, Адам сделал неверный выбор, восстав против своего Творца. Сделав так, он исказил Божий образ в себе, и он передал это всем своим детям, включая нас (Римлянам 5:12). Сегодня мы все еще несем в себе образ Божий (Иакова 3:9), но мы также несем шрамы греха. Это проявляется умственно, морально, социально и физически.

Хорошая новость в том, что, когда Бог искупает человека, Он начинает воссоздавать Свой первоначальный образ, творя «…нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефесянам 4:24; см. также Колоссянам 3:10).

РАЗДЕЛ II. ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

Священное Писание говорит, что с сотворением Адама, а в его лице и человеческой природы как таковой творческое действие Бога в отношении человека не заканчивается. В Книге Бытия подчеркивается: И сотворил Бог человека… мужчину и женщину сотворил их

(Быт.1:27). В первой части фразы слово
человек
употреблено в единственном числе, а во второй части появляется число множественное:
сотворил их
.

Согласно 1-й главе Книги Бытия, человек представляет собою две человеческие ипостаси, существующие в единстве природы. Во 2-й главе эта мысль раскрывается более подробно. Не следует, однако, полагать, что бытописатель пытался во 2-й главе Бытия объяснить появление жены в биологическом смысле. Это, прежде всего, символическое повествование, которое в наглядной форме выражает мысль о двуединстве человека.

В связи с этим библейским повествованием связан весьма важный для православного учения о человеке вопрос – о браке и богоустановленном способе размножения людей. В святоотеческой литературе иногда встречается мнение, что после грехопадения происходит изменение самого способа размножения людей. Так, свят. Григорий Нисский пишет: «[После грехопадения Бог] устраивает в природе такой способ размножения, какой соответствует поползнувшимся в грех, вместо ангельского благорождения того, насадив в человечестве скотский и бессловесный способ взаимного преемства»706. Правда, свят. Григорий Нисский оговаривается, что это его личное мнение и догадка. Согласно предположению свят. Иоанна Златоуста, если бы не было грехопадения, люди размножались бы неким духовным путем, однако святитель не конкретизирует, как он себе это мыслит707. Такое мнение разделяли также блаж. Феодорит Киррский708, преп. Иоанн Дамаскин709 и некоторые другие византийские богословы.

Безусловно, после грехопадения способ бытия человеческой природы изменился. Это касается как душевной, так и биологической жизни человека. В этом смысле можно говорить и об изменении способа размножения, но лишь в той степени, в какой изменился способ существования человека вообще. Мысль о том, что в качестве наказания Бог обрекает человека на особый, «скотский» способ размножения вместо того, который был раньше, означала бы, что изменилась и человеческая природа как таковая, а не только ее состояние, что плохо согласуется с другими аспектами православной антропологии и сотериологии. Вероятно, поэтому данное мнение не получило широкого распространения.

Существовал ли брак до грехопадения, в раю? Ответ на этот вопрос зависит от того, как именно определить понятие «брак». Если рассматривать брак в категориях римского права, как договор, как утилитарный детопроизводительный институт, тогда можно сказать, что в раю для такого брака места не было. Свят. Иоанн Златоуст говорит: «Первозданный жил в раю, а о браке и речи не было. Понадобился ему помощник – и он явился; и при этом брак еще не представлялся необходимым»710.

Все творение Божие «весьма хорошо». Но после того как Бог, завершая творение мира, создает высшее существо, венец творения, – человека, Он констатирует недостаточность для него существования вне общения с другим человеком и говорит: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему

(Быт.2:18). Поэтому можно сказать, что мнение некоторых отцов Церкви, в частности свят. Григория Нисского, о том, что разделение людей на два пола было произведено Богом исключительно в предвидении грехопадения711, не имеет достаточного основания в Священном Писании. Разделение человека на два пола произведено, в первую очередь, для того, чтобы удовлетворить человеческую потребность в общении. Бог приводит к Адаму жену, и тот говорит:
Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей
(Быт.2:23). Эти слова говорят о единстве природы мужчины и женщины и более всего побуждают к взаимной любви и заботе друг о друге. По выражению X. Яннараса, «различие полов обусловлено необходимостью выразить в рамках тварной природы образ жизни нетварного»712. А жизнь Пресвятой Троицы не есть просто единство на уровне естества, но соединение в любви самобытных и отличных друг от друга Ипостасей.

В синодальном переводе Ветхого Завета, как и в Септуагинте, говорится о жене как о «помощнике» (греч. βοηθός), которая сотворена для мужа. Однако данное слово недостаточно полно передает смысл древнееврейского слова ʽēzeѴ4; (эзер)

. Проф. С. В. Троицкий в книге «Христианская философия брака» пишет: «Здесь говорится не о восполнении в труде, а о восполнении в самом бытии, так что помощь в труде может мыслиться лишь как последствие восполнения в бытии. Жена прежде всего нужна мужу как его «alterego» [второе «я«]713. Таким образом, библейское повествование открывает истину о двуединстве человека, реализуемом в брачном союзе соединенных любовью мужа и жены.

Почему в Библии говорится о том, что жена сотворена именно «из ребра» Адама? Возможно, это связано с тем, что древнееврейское слово ṣēlāʽ (цела)

, помимо значения «ребро», может также иметь значение «бок, сторона». Тем самым этот образ помогает раскрыть мысль о том, что человеческая природа разделена на две взаимодополняющие друг друга части.

Из Священного Писания следует, что сущность брака после грехопадения не изменяется. Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть

(Быт.2:24). В Книге Бытия эти слова произносит Адам. Однако нет сомнения, что они произнесены Адамом не от себя, а по вдохновению свыше, потому что иначе Господь Иисус Христос не привел бы их во время Своей земной жизни:
…и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть
(Мф.19:5–6). Таким образом, до и после грехопадения Священное Писание говорит о браке в одних и тех же выражениях.

Следует отметить, что используемое в этих фрагментах греческое слово σάρξ (плоть) и соответствующее ему еврейское bāśāѴ4; (басар)

означает «плоть, тело, мясо», а выражение
kѴ1;l-bāśāѴ4;
– «весь человеческий род» или «все живое» (Быт.6:3; Пс.55:5). Таким образом, приведенные выше слова относятся не ко временному телесному единению сторон, а к постоянному единству всех сторон жизни супругов.

Истинное отношение Церкви к браку выразилось в постановлениях Гангрского собора (IV в.), который предписывает извергать из сана клириков и отлучать от Церкви мирян, которые гнушаются брака, т. е. тех, кто отказывается от брачной жизни не ради подвига, но потому что считает брак чем-то недостойным христианина (правила 1, 4, 13)714. Действительно, если бы брак предполагал сам по себе нечто греховное, то в таком случае слова ап. Павла, который уподобил единство Христа и Церкви брачному союзу, звучали бы кощунственно. Среди святых, канонизированных Церковью, есть немало людей, состоявших в браке.

Церковь возвела брак в степень церковного таинства, поставив брак в один ряд с такими священнодействами, как крещение, миропомазание, священство и др.

Свят. Григорий Богослов, величайший аскет и мистик, в поэме «Похвала девству», где он ставит целью доказать преимущество девственного образа жизни перед браком, тем не менее пишет о браке с большим почтением: «Смотри, что доставило людям благоразумное супружество. Кто научил вожделенной мудрости? Кто открыл глубины, какие замыкали в себе и земля, и море, и небо? Кто дал законы городам, и еще прежде сего, кто воздвиг города и изобрел искусства? Кто наполнил торжища, дома и ристалища?.. Кто в благоухающем храме собрал песнословящий лик? Кто как не супружество? Кто кроме него совокупил между собою самое отдаленное?.. Составляя одну плоть, супруги имеют и одну душу, и взаимной любовью одинаково возбуждают друг в друге усердие к благочестию. Супружество не удаляет от Бога, а напротив – более привязывает к Нему»715.

В этих словах особо подчеркивается, что облагораживание в браке отношений между полами обуславливает все позитивные достижения культуры. И, что особенно важно, брак, по свят. Григорию, не есть удаление от Бога, но таинство Его любви.

Тертуллиан в произведении, которое называется «К жене», пишет: «Как же приятно должно быть соединение двух сердец в одинаковой надежде, служении и вере! Поистине, они двое в единой плоти: где одна плоть, там и дух один. Они вместе молятся, вместе преклоняют колена, вместе постятся, взаимно одобряют и поддерживают друг друга. Они равны в Церкви Божией и на трапезе Божией, равно делят гонения и отдых, ничего друг от друга не скрывают, друг другом не тяготятся… Господь радуется, видя их единодушие, посылает мир в их дом и пребывает с ними вместе»716. В Священном Писании отношения Бога с Израилем очень часто выражаются через образ отношений между мужем и женою, женихом и невестой. И для христианской аскетической литературы, например для таких авторов, как преп. Иоанн Лествичник717, преп. Нил Синайский718, характерно говорить о любви человека к Богу через образы и аналогии, заимствованные из отношений между полами.

Основная цель жизни человека – услышать зов Божий, обращенный к нему, и ответить на него. Но для того чтобы ответить на этот зов, человек должен суметь совершить акт самоотречения, отвергнуться собственного «я», своего эгоизма. Этой цели и служит христианский брак, и именно поэтому христианский брак не удаляет человека от Бога, а приближает к Нему. Брак рассматривается в христианстве как совместный путь супругов в Царствие Божие. Эту мысль X. Яннарас раскрывает следующим образом: «Лишь когда эрос, направленный на лицо другого пола, приводит к любви, к забвению человеком самого себя, своего индивидуализма… лишь тогда пред человеком открывается возможность отозваться на обращенный к нему призыв Бога… Вот почему образ супружеской любви является образом крестной любви Христа и Церкви, добровольного умерщвления природной ограниченности, индивидуальности ради того, чтобы жизнь могла осуществиться как любовь и самоотдача»719.

Но христианство, которое высоко ценит брак, в то же время освобождает человека от необходимости брачной жизни. С христианской точки зрения, чтобы реализовать свою жизнь как любовь и общение, брак не является строго необходимым. Существует альтернативный путь в Царство Божие – девство, монашество. Это есть отказ от естественного самоотречения в любви, которым является брак, и выбор более радикального пути самоотречения через послушание и аскезу, при котором единственным источником существования для человека становится обращенный к нему призыв Бога. Оба эти пути в христианстве равным образом признаны и почитаемы как ведущие к общей цели.

В христианском учении о человеке восстанавливается и обосновывается онтологическое достоинство женщины, чего не было в религиях языческих и что даже в Ветхом Завете лишь декларировалось. Климент Александрийский пишет: «Добродетель… должна составлять дело в равной мере как мужей, так и жен. Потому что если у них обоих Бог один и тот же, то, значит, оба они… имеют и церковь единую; значит, один и тот же существует для них закон меры, тот же естественный стыд, та же пища, те же брачные отношения… те же рассуждение, надежда, христианская любовь… Но если все условия жизни для них общи, то они участвуют в равной степени… и в благодати, один и тот же для них путь спасения, одинаково ценна для них христианская любовь; а потому подлежат одному и тому же воспитанию их Логосом… Награда за святую здесь, на земле, участливую жизнь обещана не мужу или жене, а человеку вообще…»720 С точки зрения сотериологии, различие по признаку пола не имеет никакого существенного значения. Как пишет Прокопий Газский, «…ни муж без жены, ни жена без мужа во Господе. Если и разнятся телом, то душою, которая и бессмертна, и разумна, естество женское ничем от мужского не отличается»721. По словам свят. Василия Великого: «Жена наравне с мужем имеет честь быть сотворенной по образу Божиему. Природа того и другого равночестна»722.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: