Народный праздник Борис и Глеб отмечается 6 августа (24 июля по старому стилю) каждого года. В этот день православная церковь чтит память невинно убитых мучеников благоверных князей Бориса (во Святом Крещении Романа) и Глеба (во Святом Крещении Давида).
Другие названия праздника: Борис-Глеб Бессонники, Паликопна, Борис и Глеб Летние.
Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — первые святые, которых канонизировала Русская Церковь. Их подвиг открывает одну из удивительных граней христианства. Борис и Глеб не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком — кротко приняли мученическую смерть и простили своих убийц.
О младших сыновьях Владимира Крестителя историкам известно немного. Борис и Глеб (во крещении — Роман и Давид соответственно) были сыновьями киевского князя от византийской царевны Анны из Македонской династии. Едва мальчики подросли, каждому в удел Владимир отдал по городу: Борису — Ростов, а Глебу — Муром.
Как выглядели княжичи — судить трудно, правда, сохранилось описание внешности Бориса, но записанное полстолетия спустя после его кончины. «Сказание о Борисе и Глебе» говорит, что юноша был «телом красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом».
О Глебе и таких скудных сведений найти невозможно, остается довериться фантазии или иконописной традиции, которая рисует Глеба совсем юным, длинноволосым и безбородым. Вот и все, что сохранилось до наших дней о двух молодых княжичах. Как будто они ничем не выделялись среди прочих отпрысков Владимира.
Надо отметить, что князь Красное Солнышко был многодетным отцом, от разных жен у него родилось несколько сыновей: Вышеслав от скандинавки Оловы, Святополк (по крови — сын убитого Владимиром брата Ярополка), Изяслав, Ярослав и Всеволод — от плененной князем после братоубийства жены Ярополка Рогнеды, Мстислав, Станислав и Судислав от Адельи, Святослав от «чехини» Мальфриды, Позвизд, чья мать неизвестна, и дети Анны Византийской Борис и Глеб.
Борис и Глеб были единственными из его сыновей, рожденными в христианстве, то есть, по мнению Крестителя, наиболее законными его детьми. В них текла кровь византийских базилевсов, которые в то время еще оставались образцом и авторитетом для русских правителей.
По отрывочным летописным записям, Владимир держал Бориса при себе, подумывая именно ему передать великое княжение, даже подчинил ему свою дружину. Однако к моменту смерти родителя Борис отправился в поход на печенегов, а Глеб оставался в своем уделе — Муроме. После кончины отца между его сыновьями разгорелась борьба за престол и земли.
На данный момент есть две версии, кто именно приказал убить братьев в 1015 году. Одна из них утверждает, что они погибли по приказу сводного старшего брата Святополка Окаянного. В другой говорится о том, что виновником их смерти был Ярослав Мудрый, являвшийся тоже их сводным братом.
За то, что они смиренно приняли мученическую смерть от единоверцев, церковь причислила Бориса и Глеба к лику святых.
Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. © Иконописец Виктор Морозов 2006.
История праздника
День памяти князей-страстотерпцев Бориса и Глеба — первый православный праздник, учрежденный на Руси в 1115 году.
Борис и Глеб (в крещении — Роман и Давид) были русскими князьями, сыновьями киевского князя Владимира Святославовича. Борис и Глеб пали жертвами междоусобной борьбы, их убили люди, подосланные их братом Святополком Окаянным (о качествах которого можно судить по его прозвищу). Борис и Глеб предпочли погибнуть, но не идти против совести, затевая братоубийственную войну. Братьев стали почитать как первых русских святых, заступников Руси.
Почитание братьев началось после восшествия на киевский великокняжеский престол Ярослава Мудрого. 15 мая отмечается перемещение в 1115 году мощей Бориса и Глеба в специально построенный для этого храм.
roscontrol.com / Пресс-служба Росконтроля
Святые Борис и Глеб. Кто они такие, история церковной даты и народные приметы
6 августа 2022, 11:00
Цей матеріал також доступний українською
Святые Борис и Глеб (Фото:ПЦУ)
6 августа вспоминается мученичество Бориса и Глеба от навета брата Святополка Окаянного.
В своем материале специально для НВ Митрополит Львовский и Сокальский Димитрий рассказывает о личностях Бориса и Глеба и народных обычаях и приметах, связанных с этой церковной датой.
Димитрий
Митрополит Львовский и Сокальский
Празднуем день святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба несколько раз в течение года. Но 6 августа вспоминаем их мученичество от навета брата Святополка Окаянного.
Эти, на первый взгляд, трагические события в еще молодом христианском государстве происходили более тысячи лет назад, сразу после смерти равноапостольного князя Владимира Великого. У просветителя Руси было двенадцать сыновей, среди них молодые Борис и Глеб от жены гречанки. Перед своей смертью Владимир позвал в Киев Бориса, которого очень любил, и чуя недомогание, даже хотел передать ему трон.
Страсти по киевскому великокняжескому престолу развернулись тогда, когда Владимир мирно скончался в своей резиденции на селе Берестове за Киевом 28 июля 1015 года. На минуты смерти ближайшим к отцу был Святополк, который за какую-то провинность был посажен в Киеве в тюрьму. Борис же тогда был отправлен во главе великокняжеского войска в степь походом на печенегов, которые якобы объявились на южных границах Руси.
Следовательно, киевляне, похоронив с почестями князя Владимира, принесли присягу Святополку, а тот одарил их княжеским имуществом.
Сердце же у знаменитых киевлян, а наиболее у простого люда, не лежало к Святополку, потому что они видели в нем хитрость и коварство. Князь Борис печенегов так и не выследил, очевидно это был какой-то обман, чтобы отвести любимого сына Владимира подальше от Киева, и потому возвращался с непострадавшими воинами в Киев. В этот момент к Борису пришла страшная весть, что отец умер и трон занял князь Святополк.
В народном воображении святые Борис и Глеб являются покровителями миролюбивых людей. Они являются предвестниками мира и добра, смирения и кротости
Князь Борис остановил войско на р. Альте, недалеко от Переяслава, и очень стал плакать по своему отцу, а воины советовали ему идти на Киев и занять великокняжеский престол, так как и войско с ним, и отец, как сказано было, его очень любил, да и киевляне были не против. Однако князь Борис проявил здесь большое смирение, сказав: «Не было того, чтобы мне вознять руки на брата старшего. Когда отец мой умер, то сей мне будет вместо отца».
Увидев такую нерешительность и мягкость князя, воины разошлись, а Борис остался стоять лагерем на реке с небольшим количеством обслуги.
Такого смирения и любви не было и в помине у Святополка, и тот, увидев, что князь Борис имеет большой авторитет среди войска и киевлян, задумал погубить брата, послав к нему какого-то вышгородца боярина Путшу со своими приятелями. Борис в тот момент молился в натянутом своем шатре: пел шестопсалмие, а затем заутреню, а потом, узнав о том, что хотят его убить, обратился ко Христу Спасителю с такими словами молитвы: «Господи! Сподоби меня принять страдания, ибо не от врагов принимаю, а от брата своего, и не поставь Ты ему, Господи, за грех».
Князя Бориса наемники убили коварно, пронзив шатер со всех сторон.
Также и слугу его Георгия-Угрина убили, потому что он прикрывал собой тело своего князя.
Нанятые Святополком убийцы завернули Борисово тело в шатер, в котором он сидел, и привезли к заказчику. Князь Святополк, когда увидел, что Борис еще дышит, приказал двум варягам Эймунду и Рагнаре, чтобы они добили его. И они это сделали, проколов его в сердце. Тело убитого князя Бориса принесли втайне в Вышгород и положили в церкви святого Василия Великого. Убийц давний наш летописец называет поименно, потому что они тем темным делом щеголяли перед Святополком — Путша, Талец, Елович и Ляшко. И сказано, что отцом их был сатана.
Так же задумал Святополк убить брата Борисова, родного ему по матери, — Глеба. Послал он к нему гонцов и обманом, что отец очень заболел, звал в Киев. Однако злодеяния Святополка не могли быть скрыты от человеческой молвы. Князь Ярослав направил из Новгорода и своих гонцов к Глебу и объявил весть, присланную от сестры Предславы, что отец умер, а Борис убит Святополком. Князь Глеб впал в отчаяние и очень плакал по брату. Злая же смерть и предательство уже поджидали князя. Посланные Святополком захватили корабль. Убийца Горясир велел зарезать Глеба, и повар Торчин, обнажив нож, зарезал еще совсем юного князя.
Когда же Глеба убили, то бросили его тело на берегу реки между двумя колодами, а впоследствии отвезли в Вышгород и там тайно положили рядом с Борисом в церкви святого Василия Великого.
Больше всего молятся святым страстотерпцам Борису и Глебу, как заступникам нашей земли, подающим всем страждущим исцеление
Сравнил Летописец Святополка с Каином и прозвал Окаянным,
и память о нем исчезла, потому что вынужден он был скитаться, как Каин, и искать убежища, убегая от князя Ярослава в землю лядскую, и бес его зацепил, и казалось ему, что его постоянно преследуют и гонятся за ним.
Рассказ об убийстве князей Бориса и Глеба был написан неизвестным автором, возможно, даже и сразу после их страданий. Киевский князь Ярослав Мудрый вместе с Церковью начал процесс канонизации Бориса и Глеба, который растянулся аж на целый век. В 1115 году в княжение Владимира Мономаха к 100-летию убийства они были прославлены.
Для этого был построен каменный храм и туда перенесены нетленные останки страстотерпцев. В присутствии великого киевского князя Владимира Мономаха и других князей, митрополит Никифор вместе с епископами и духовенством возглавил торжества канонизации князей Бориса и Глеба, от которых уже целый век народ получал исцеление.
Во второй половине XI в. преподобный Нестор Летописец составил «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», в котором отмечал, что мощи их источают целебные дары людям. О многочисленных чудесах святых страстотерпцев вспоминает святитель Димитрий Туптало. Однако мощи Бориса и Глеба до нашего времени не сохранились, след их пропал во времена монголо-татарского нашествия. Неизведанность о честных останках очень почитаемых на Руси святых Бориса и Глеба еще волновала знатных людей в XVIII в. Императрица Елизавета Петровна в 1743 г. приказала митрополиту Киевскому Рафаилу Заборовскому поручить духовным людям поиск мощей Бориса и Глеба. Однако, после соответствующих исследований, было донесено рапортом, что их разыскать очень трудно и за давностью их потери невозможно было даже установить, когда и при каких обстоятельствах они исчезли из поля зрения верующих людей.
В народном воображении святые Борис и Глеб являются покровителями миролюбивых людей. Они являются предвестниками мира и добра, смирения и кротости.
Когда-то люди старались в этот день не работать в поле, потому что, верили, что могла попасть молния. Если солнечным был закат на Бориса и Глеба, то лето дальше должно было быть без дождя. В этот день начинали собирать грибы и ягоды. Также готовили березовые веники. Ночи от дня святых Бориса и Глеба становились все холоднее. Однако народное представление никогда не могло быть одобрено церковью и оставалось только выдумкой наблюдательных людей.
Больше всего молятся святым страстотерпцам Борису и Глебу, как заступникам нашей земли, подающим всем страждущим исцеление. Они являются, спускаясь из небесных обителей, весь мир обходят, и бесов прогоняют, и души просвещают верным людям, и наполняют их такой любовью, которая у них самих была.
Проект о церковных праздниках создан в сотрудничестве с Православной Церковью Украины.
Редактор: Александр Стрельников
Что нужно сажать на Бориса и Глеба
Май на Руси был временем сева. Засевали зерном поля, приговаривая:
«Борис и Глеб сеют хлеб».
В этот день также сажали овощи, время считалось чрезвычайно удачным для огородничества. На Бориса и Глеба начинали сажать огурцы и тыквы. Чтобы тыквы уродились большими, на грядке закапывали пестик от ступки либо небольшой камешек.
Также считалось, что грядки надо обильно полить колодезной, а лучше дождевой водой, тогда овощи уродятся хорошими и крепкими, и их можно будет долго хранить.
Приметы Борисова дня 15 мая
Практически со всеми народно-христианскими праздниками, к которым относится и Борисов день, связаны приметы и традиции. Так, 15 мая принято сажать огурцы и тыкву. Для получения хорошего урожая, нужно зарыть пестик от ступки. С этого праздничного дня начинают засевать поля.
Приметы в Борисов день:
- громкое пение соловьев сулит наступление настоящего лета;
- соловьиное пение в течение всей ночи сулит солнечный день;
- соловьи запели раньше кукушек – лето будет счастливым;
- восход ясного солнца сулит солнечное лето;
- в течение мая часто идет дождь – будет большим урожай;
- пением соловьем во время цветения черемухи – к похолоданию на 14 дней;
- сильный западный ветер ветки гнет – следующего дня будет ясная погода;
- утром слышно соловьиное пение – к хорошему дню;
- когда начинают петь соловьи, пора сеять поля;
- теплый праздничный день – будет темный хлеб;
- под солнечными лучами пригрелась и спит кошка – погода будет теплой;
- не слышно пения соловья – к похолоданию, дождливым дням;
- безоблачный закат – лето будет сухим.
Заговор на деньги
День считается чрезвычайно удачным для приумножения богатства, поэтому Бориса и Глеба на Руси чрезвычайно почитали купцы. Они даже называли Бориса (по созвучию) Барышником, а праздник величали Барыш-день. Купцы охотно жертвовали на храмы в память этих святых, а также старались обязательно совершить на Бориса и Глеба какую-то сделку. Если в этот день что-то удалось выгодно продать, год обещал быть прибыльным.
Заговор на деньги звучит так:
«Барыш-барыш, скорее обернись, мне сторицей возвратись».
Что нельзя делать 15 мая
Как в любой православный праздник, на Бориса и Глеба нельзя ругаться, ссориться, сквернословить, допускать злые мысли.
Также в этот день нельзя обманывать, совершать нечестные сделки, иначе удачи в делах не видать, а нечестно нажитое богатство испарится, как дым.
Кроме того, согласно приметам, в этот день нельзя лениться, пренебрегать работой, иначе год будет голодным и несчастливым.