«Матушкой я стала в 24 года». Жена священника о смирении, наказаниях и женских проблемах

Как-то раз я стала свидетельницей слезной просьбы молоденького иерея, обращенной к о.Ионе (Игнатенко): “Помолитесь, батюшка, за мою матушку — несерьезная у меня матушка”. Не зря плакал молодой иерей, ведь несчастные браки священников больно бьют по приходу. Слабые в вере отпадают от церкви, и для всех без исключения развод или ссора священника с женой становятся искушением. Счастье батюшки и благополучие прихода целиком зависят от матушки.

Жизнь супруги священника можно описать кратко: бесконечный труд, терпение, молитва. Это не похвальба — Господь ставит в такие условия, что матушке остается лишь соответствовать им.

О лишениях и смирении

Жизнь матушки неразрывно связана со служением мужа. Особенно в маленьких городках и селах, где каждый знает супругу священника. По меткому выражению одного протоиерея, жизнь на приходе подобна жизни в аквариуме — у всех на виду. С одной стороны, это довольно неприятно. С другой — дисциплинирует матушку. К примеру, выйдет супружница священническая в город в брюках — обязательно кого-нибудь знакомого встретит, — неудобно. Приходится ходить в юбке. Приходится не кричать на мужа. Или кричать тихо, чтоб никто не знал. И «пилить» его тихо. И тихо хотеть внимания и ласки. И новое платье хотеть тихо. Или вообще молча.

Жизнь матушки — это лишения. Прокормить семью, и часто многодетную, батюшке одному не под силу. Приходится смиряться всем членам семьи — дети донашивают чужую одежду, матушка и батюшка ходят в чем придется. И когда встает вопрос, что покупать — батюшке новый подрясник или платье матушке, выбор падает на подрясник. Ведь батюшке нужно ездить на собрания, архиерейские службы, по делам. Если матушка работает, ей приходится совмещать работу с воспитанием детей, служением в церкви, домашними заботами. На сельском приходе ко всему добавляются огород и домашний скот.

Олеся Николаева

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Виги­лян­ский (р. 1951) – руко­во­ди­тель пресс-службы Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси, кли­рик домо­вого храма муче­ницы Тати­аны Мос­ков­ского госу­дар­ствен­ного уни­вер­си­тета им. М. В. Ломо­но­сова, пуб­ли­цист и лите­ра­тур­ный кри­тик. Окон­чил Лите­ра­тур­ный инсти­тут им. А. М. Горь­кого. Член Союза жур­на­ли­стов Рос­сии и Союза рос­сий­ских писателей.

Олеся (Ольга) Нико­ла­ева (р. 1955) – поэт, про­заик, эссе­ист, автор несколь­ких книг сти­хов и рома­нов, лау­реат мно­же­ства пре­мий, в том числе Рос­сий­ской наци­о­наль­ной пре­мии «Поэт». Пре­по­дает лите­ра­тур­ное мастер­ство в Лите­ра­тур­ном инсти­туте им. А. М. Горь­кого. Член Союза писа­те­лей; член рус­ского Пен-цен­тра. Вырас­тила троих детей.

Я роди­лась в мос­ков­ской писа­тель­ской семье. Мой отец – Алек­сандр Нико­лаев – писал стихи, был заме­сти­те­лем глав­ного редак­тора жур­нала «Дружба наро­дов», а моя мать была жур­на­лист­кой и пере­вод­чи­цей. Мое дет­ство сов­пало с хру­щев­ской «отте­пе­лью» – вре­ме­нем, кото­рое каза­лось интел­ли­ген­ции очень радуж­ным. Вот и атмо­сфера нашего дома все­гда была празд­нич­ной: дом был полон дру­зей и гостей, среди кото­рых ока­зы­ва­лись и извест­ные поэты, и режис­серы, и актеры. Кстати, это ощу­ще­ние празд­нич­но­сти жизни – жизни как празд­ника – у меня оста­лось до сих пор, правда, само поня­тие празд­ника изменилось.

Из людей, с кото­рыми дру­жили мои роди­тели, кажется, никто в ту пору в храм не ходил. Един­ствен­ный цер­ков­ный чело­век, кото­рый был рядом, – это моя бабушка Надя. Но жила она с дру­гими внуч­ками, кото­рых и покре­стила во мла­ден­че­стве, а меня как-то не очень цер­ковно про­све­щала. Может быть, она счи­тала, что этим должны зани­маться мои роди­тели. Правда, она время от вре­мени рас­ска­зы­вала мне уди­ви­тель­ные исто­рии про свя­тых и юро­ди­вых, про про­ро­че­ство юро­ди­вой Паши Саров­ской Госу­дарю Импе­ра­тору о рож­де­нии сына, кото­рый «наслед­ни­ком будет, а царем – нет». Все это, как я слы­шала от бабушки, юро­ди­вая Паша наглядно изоб­ра­жала, играя в тря­пич­ные куколки, что меня очень поразило.

Проповедница, организатор, психолог

Как всякая христианка, супруга священника несет миру свет Христов. Она невольно становится миссионером, человеком, проповедующим Евангелие. И проповедь эта может быть совершенно безгласной. Поведение матушки, ее речь, поступки находятся под пристальным наблюдением как христиан, так и атеистов. К тому же, всегда встречаются люди, которые хотят узнать о Христе, Церкви Христовой. Матушка должна быть образованной, уметь ответить на вопросы грамотно и исчерпывающе. Бытует такое выражение, что матушка — это священник в юбке. Действительно, за советом к супруге священника часто обращаются женщины, особенно ровесницы.

Матушка, без преувеличения, центр приходской жизни. Ей приходится организовывать детские утренники, социальную работу, трапезы и уборку в храме. Матушка-регент проводит спевки хора, разучивает новые песнопения, руководит хористами во время службы.

Часто матушка выполняет роль личного психолога мужа. Бывают у батюшки моменты и даже периоды уныния, расслабленности и упадка сил. Матушка утешает, ободряет, выслушивает и мотивирует двигаться дальше.

«Матушки» или Кто они – жены священников?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Фото www.pravmir.ru

Легко ли быть женой священника? Стоит ли к этому стремиться молодым девушкам? Об этом и других проблемах жизни семей священников шла речь на презентации книги журналистки Ксении Лученко «Матушки», которая состоялась вчера в культурном .

Собственно, сам труд Ксении заключался в том, чтобы найти, уговорить на беседу, записать, а потом изложить историю той или иной супруги священника. Как оказалось, сделать это было подчас не так просто.

По словам автора, книга создавалась долго, не все семьи жены священников соглашались на личные беседы. У кого-то из матушек очень много времени уходит на заботу о доме, хозяйстве, детях, кто-то просто не желал выставлять свою семейную жизнь на показ.

— Собственно, идея создать именно книгу оформлялась достаточно долго. Началось все несколько лет назад, когда на одной православной телестудии появилась идея создать передачу наподобие «Пока все дома», только предполагалось рассказывать в ней о православных семьях. Однако эта идея благополучно погибла, так как уговорить семьи священников на это оказалось практически невозможно. Отказывались по причине занятости, многочисленных забот о хозяйстве и детях. Отказывались и потому, что просто не хотели раскрывать свою семейную жизнь напоказ, для всех. Понятно, что идея была несколько преждевременной.

Однако книга «Матушки» вышла.

— Эти живые истории, стали важны именно сегодня, когда к Церкви повышенный интерес. Люди, действительно, ждали чего-то подобного – спокойного рассказа о сути церковной жизни, — подытожила свой рассказ Ксения Лученко. С этими словами согласились и многие из зала, в том числе те, кто не так близок к Церкви.

К сожалению, из самих героинь книги, на презентацию удалось приехать только матушке Ольге – жене священника Андрея Юревича.

— Когда я открыла книгу, я сначала прочитала свою историю, так как была в испуге от того, что я там наговорила. Одно дело говорить другу, а другое — напечатанный текст. А потом я подумала о том, что если бы это было как-то специально отредактировано, приглажено, то тогда, в ней потерялось бы многое из того, что мне было очень дорого. Наверное, хорошо, что получилось именно так.

Матушка Ольга также отметила тот стиль, в котором написана книга. По ее мнению, читать ее было очень интересно, так как каждая история подана по своему.

— Я была очень удивлена и очень обрадована тем, что история каждой матушки была рассказана совершенно по-разному. Не было одинаковых вопросов, да и сама форма подачи была всегда совершенно отличная. Думаю, что действительно, разные судьбы требовали разного изложения.

Отец Валерий Степанов отметил важность тех глобальных тем, которые раскрываются в рассказах матушек:

— Эти темы актуальны не только во внутреннем пространстве Церкви, но также и для тех людей, которые вообще стараются думать об окружающем мире, о себе в этом мире. Очень важно, что эти вопросы обсуждаются не только в церковной среде, но и во вне ее, — заметил священник.

В завершение своей небольшой речи отец Валерий сделал интересное предложение:

— Думаю, что перед Ксенией теперь стоит иная задача. Хотелось бы, что бы Ксения попробовала себя и в художественной прозе. Мне кажется, что плеяда наших современных женщин-писательниц, которые затрагивают важные мировоззренческие вопросы в своих книгах, может и должна быть продолжена.

Духовная жизнь

Самое важное в жизни матушки — молитва. Поначалу Господь учит молитве в ожидании деток. Тяжелая беременность или бесплодие рождают горячую молитву. Затем начинается молитва о благополучных родах, о здравии малыша. О семейном благополучии, о батюшке и приходе. О родителях и родственниках. О друзьях и знакомых. О обидящих и ненавидящих. О спасении души и даровании благодати.

Без молитвы семья священника обречена на смерть. И пока батюшка трудится для Церкви, матушка хранит семейный очаг.

Матушкой быть нелегко. Но когда совсем уж трудно, на помощь приходит Господь. Сам лично. Ему становится жаль своих многопопечительных Марф. Он говорит “Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозем…” и отирает слезы с глаз.

Отец Артемий Владимиров: в браке не бывает пустяков

Купола в небе Тагила

Воскресенский приход стал первой православной общиной на Вагонке (район Нижнего Тагила, — прим. ред.). Первый храм — Покрова Пресвятой Богородицы — построили, чтобы верующим не приходилось идти 20 километров пешком до единственного действующего на тот момент храма в городе. Очень быстро этот небольшой храм стал заполняться, поэтому с середины 90-х началось строительство большого храма — в честь Воскресения Христова. Сейчас в нем проходят воскресные и праздничные службы. В обоих храмах и служит муж Влады — 31-летний отец Андрей.

У прихода есть стильный сайт и паблик в VK. Там подробно описаны его история и приходские социальные проекты.

Так выглядит храм Покрова Пресвятой Богородицы. Когда увидела купола, сказала, что они подчеркивают пасмурное небо. «От колыбели и до могилы мы хмурые, как небо над Тагилом», — процитировал мне в ответ песню «Касты» отец Андрей.

С фотографом приехали в Тагил к 10 утра в воскресенье. Пока батюшка служит литургию, встречаемся с матушкой возле храма. Здесь Влада проводит выходные и почти все свободное время, а вообще — работает в Нижнетагильском музее изобразительных искусств. У отца Андрея три высших образования: философское, богословское и педагогическое.

Влада и Андрей познакомились через младшую сестру Андрея.

— Большая часть знаний у него — еще и от отца, который тоже священник и очень крут. А я пока — хештег «плохая матушка».

Влада сразу ведет смотреть, из чего состоит Воскресенский приход. Вот — первое здание общины, маленькая церковь, которую сейчас ремонтируют. Ее построили для бабушек, которым тяжело преодолевать 20 километров от Вагонки до храма в исторической части Тагила. В этом здании литургия начинается в 7 утра и заканчивается в 9 — для тех, кто в воскресенье работает.

Дальше на пути встает здание, разрисованное граффити с библейскими мотивами. Это воскресная школа, куда ходят 100 детей от 5 до 16 лет. Воскресных школ, где учится больше 30 ребят, мало, говорит Влада с радостью.

— Наши подростки постоянно здесь тусуются. Вопреки стереотипам, они современные, умные и красивые, а не те, кто не вошел в общество.

Влада и Андрей стремятся, чтобы образование стало важной частью жизни прихода. Внутри церкви есть отделы: например, отдел катехизации и всего, что связано с наукой и образованием, отдел молодежи, социальный, по работе с тюрьмами и другие.

— В маленьких городах настоятель храма часто возглавляет какой-нибудь отдел. Отец Андрей — начальник отдела образования и катехизации. Хотим большой лекторий сделать, чтобы люди приходили на беседы. Мы уже ведем минимум две беседы перед крещением детей, например, чтобы прихожане понимали, зачем креститься, чтобы изучали религию.

При храме есть и воскресная школа для взрослых, эпизодические лектории о смысле богослужения и об учении святых отцов и другие проекты. В библиотеке — книги о православии, христианстве, истории.

— Мы тут продвинутые православные, — говорит Влада. — Хотим, чтобы люди больше читали.

На днях, кстати, при храме открылся книжный клуб.

Нет права на ошибку

К выбору будущей жены священники относятся весьма ответственно, поскольку они имеют право жениться только один раз в жизни. Протоиерей Вадим Шапран отмечал, что в случае смерти матушки в стародавние времена батюшка был обязан уйти в монашество, однако позже церковнослужители разрешили священникам оставаться в белом духовенстве без возможности повторного брака.

Если же по роковому стечению обстоятельств овдовевший служитель культа во второй раз находит даму своего сердца, то перед ним обязательно встаёт выбор: сан или личное счастье. Избрав новую спутницу жизни, он, безусловно, лишается сана, и переходит в разряд мирян.

В отличие от прихожан батюшки могут развестись с неуживчивой женой, только если она была уличена в измене. При этом второй попытки создать счастливую семью у попа не будет. Именно поэтому священники, узнав о предательстве супруги, не расторгают брак, а продолжают жить с ней как с сестрой, помогают друг другу по хозяйству, но не имеют интимных отношений.

Жизнь матушки

Современные матушки могут водить автомобиль, носить модные наряды, работать в мирских организациях и даже пользоваться декоративной косметикой.

Однако подавляющее большинство жён священников всецело посвящают себя своей многодетной семье и мужу, помогая ему на приходе. Они обязательно ходят с покрытой головой, носят длинные платья, не красят волосы, не делают прически и стрижки, а также не корректируют свою внешность при помощи макияжа.

Матушки спокойно относятся к тому, что у их мужей ненормированный рабочий день, и на то, что сами они вместе с детьми постоянно находятся в центре внимания паствы.

Жёнам священников запрещено пользоваться контрацептивами, делать аборт, при этом они обязаны соблюдать все посты и церковные праздники, в период которых, а это приблизительно полгода, следует воздерживаться от супружеской близости.

Матушка, по словам иерея Даниила Сысоева, является правой рукой батюшки, которая помимо выполнения семейных обязанностей, помогает ему руководить воскресной школой и церковным хором, служит ему секретарём, посредником и даже прорабом.

Христиане должны жить без скандалов

Служба закончилась, отец Андрей освободился. Направляемся в трапезную, чтобы поговорить и с ним. Сразу завожу речь о двух последних конфликтах с участием православных.

— Может, крамолу какую скажу и екатеринбуржцам не понравится, но собор Святой Екатерины — не только их храм, — отвечает отец Андрей. — Это храм, который должен объединить верующих всей области. Бремя столичного города — заботиться не только о себе, но и о тех, кто живет вокруг.

Говорит, что не успел понять, как произошли волнения.

В тему

Место встречи

Найти свою половинку будущие батюшки могут где угодно, но основным местом средоточия невест для них являются семинарии, в которых помимо мужского отделения, имеются иконописная и регентская женские школы. Последние создаются помимо всего прочего и для того, чтобы, не отрываясь от учебы, молодые люди могли присмотреться к воспитывающимся по всем канонам православия барышням, желающим создать крепкую семью со священнослужителем.

Раньше главной школой попадей были епархиальные женские училища, в простонародье именовавшиеся епархалками, где в основном получали образование дочери попов и дьяконов.

Девушки в этих учреждениях добровольно проходили подготовку к тяжёлой роли жены священника со всеми вытекающими из этого последствиями.

В наши дни мечтающие связать себя узами брака с семинаристами девушки являются частыми гостьями деревенек вокруг Сергиево-Посадской Лавры, где местные старушки помогают скромным барышням знакомиться с застенчивыми молодыми служителями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: