Святитель Феофан Затворник: краткая биография и советы ищущим спасения

Одним из самых влиятельных духовных писателей XIX века был Святитель Феофан Затворник, ставший великим учителем христианской жизни. Он оказал глубокое влияние на духовное возрождение всего общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров)родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии в семье священника.

Его отец Василий Тимофеевич Говоров был священником Владимирской церкви села Чернавское и всю жизнь отличался глубоким благочестием. Мать святителя Татьяна Ивановна происходила из священнической семьи и имела тихий, кроткий нрав и любвеобильное сердце. Егор был пятым ребенком в семье. Детей в семье о.Василия было семеро: три дочери и четыре сына.

Отец Василий часто брал с собою сына в храм Божий, где он становился на клиросе или прислуживал в алтаре. При этих посещениях мальчик не прочь был иногда пробраться к церковным колоколам и позвонить.

Учеба

Первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме. Благочестивые родители воспитали его в церковном духе, так что с раннего детства он возымел крепкую любовь к Церкви. Недаром отмечал он потом, что церковность — самое могучее средство правильного воспитания детей.

Ливенское духовное училище

В 1823 году Георгий поступил в Ливенское духовное училище и через шесть лет (в 1829 году) в числе лучших учеников был переведен в Орловскую семинарию. Во главе ее стоял тогда архимандрит Исидор — впо­следствии известный иерарх Русской Православной Церкви.

Георгий Говоров с большим интересом изучал преподаваемые науки, но особенный инте­рес возбудили в нем уроки психологии.

В годы учебы, после паломничества в За­­дон­ский монастырь, где по­чивали мощи святителя Тихона Задонского, в то время еще не прославленные, у Георгия появилось необычайное, все более возрастающее благоговение к святи­телю Тихону Задонскому.

В 1837 году, окончив семинарию, будущий святитель поступил в Киевскую Духовную Академию. В Академии все его помнили, как скромного и благоговейного юношу. Будучи студентом Киевской Духовной Академии, он много раз посещал Лаврские пещеры. Здесь, очевидно, у него и созрела мысль об отречении от мира.

Воля расплылась

«В мысленной стороне у нас бывает смятение, рассеяние и блуждание мыслей, а в желательной – непостоянство, беспорядочность и своенравие желаний, а за ними и дел. Сколько времени проходит у нас в безделии и пустоделии: шатаемся туда и сюда, сами не зная для чего; делаем и переделываем, не умея дать здравого в том отчета; идут у нас начинание за начинанием и дело за делом, но из всего выходит только толкотня – суета. Зарождаются желания – и ничего с ними не поделаешь: давай и давай. И добро бы это однажды так, а то – почти что ни час. Отчего это? Расплылась госпожа наша – воля».

Постриг в монашество

За несколько месяцев до окончания курса Георгий Васильевич Говоров принял монашеский постриг с именем Феофан в честь преподобного Феофана Исповедника.

В иночестве он нашел свое истинное призвание; к этому его располагали и естественная доброта сердца, и голубиная кротость, и снисходительность, и доверчивость к людям, да и некоторая застенчивость в обращении. Молодой студент смотрел на иночество как на трудный подвиг служения Церкви и окончательно решился на него только после долговременного размышления, пережив тяжелую душевную борьбу. К тому же во время учебы в Академии в его семье произошли события, которые окончательно укрепили его намерение стать иноком: в 1838 году скончалась его мать, а через год — и отец, священник Василий.

Вскоре его посвящают во иеродиаконы, а затем — в иеромонахи. После пострижения он посетил Лавру, где подвизался старец иеросхимонах Парфений. Этот умный молитвенник так наставлял молодых монахов: «Вот вы, ученые монахи, набрав себе много правил, помните, что одно важнее всего: молиться и молиться непрестанно умом в сердце Богу — вот чего добивайтесь».

Преподавательская деятельность (1841-1847)

Успешно окончив Киевскую Академию со степенью магистра богословия, в 1841 году, иеромонах Феофан назначается исполняющим должность ректора Киево-Софийских училищ и преподавателем латинского языка. Духовные училища предназначались «для первоначального образования и подготовления детей к служению православной церкви». Сюда принимались дети православных духовных лиц бесплатно, a из других сословий — с платою. Училища имели 4 класса, программа которых приближалась к программе четырёх классов гимназий.

Но недолго трудился отец Фео­фан в Киевском училище: уже через год он был назначен инспектором Новгородской семи­нарии. Новгородская семинария была важнейшим центром духовного образования и просвещения северо-запада России в XVIII — начале XX вв. и одним из центров культурной жизни Великого Новгорода (одним из првых выпускников новгородской семинарии был Тихон Задонский, впоследствии святитель и угодник русской церкви). В семинарию принимали детей от 12 до 15 лет, обученных читать и писать.

В Новгороде иеромонах Феофан провёл 3 года. За это короткое время он успел проявить себя как талантливый воспитатель и пре­крас­ный преподаватель психологии и логики.

Высшее духовное начальство высоко ценило нравственные качества и незау­ряд­­ные умственные способности иеромонаха Феофана, и потому в декабре 1844 года он был переведен в Петербургскую Духовную Академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия.

К преподаваемым предметам иеромонах Феофан относился с большим вниманием. Оставив филосовско-умозри­тельные методы работы, молодой богослов опирался на опыт аскетический и пси­хологический. Главными после Священного Писания и творений святых отцов источниками его лекций были жития святых и психология. За ревностное исполнение своих обязанностей, засвидетельствованное академическим начальством, иеромонах Феофан был удостоен звания соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры.

Русская Духовная Миссия в Иерусалиме (1847-1854)

Вид на Иерусалим, XIX век

В 1847 году в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим. Шестилетнее пребывание в Палестине имело для иеромонаха Феофана большое духовное и нравственное значение. Он посетил святые места Палестины, Египта и Сирии, древние монашеские обители (знаменитую Лавру св. Саввы Освященного), беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.

Улицы Иерусалима в XIX веке

В Иерусалиме будущий святитель выучился иконописи и снабжал бедные церкви своими иконами и даже целыми иконостасами. Здесь, на Востоке, он основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским.

В 1854 году, в связи с началом Крымской войны (1853—1856), члены Духовной Миссии были отозваны в Россию. В связи с войной Миссия возвращалась на родину через Европу. По пути в Россию иеромонах Феофан побывал во многих европейских городах, и везде он осматривал храмы, библиотеки, музеи и другие достопримечательности, посетил некоторые учебные учреждения с целью ознакомления с положением дел в западной богословской науке. В Риме иеромонах Феофан имел аудиенцию у папы Пия IX. В Италии отец Феофан как большой любитель и знаток живописи интересовался произведениями живописи; во Флоренции он подробно осмотрел картины Рафаэля и приобрел для себя много отлично исполненных снимков. В Германии иеромонах Феофан подробно познакомился с постановкой преподавания в учебных заведениях различных наук, особенно богословия.

За свои труды в Мис­­сии в 1855 году иеромонах Феофан был возведен в сан архиманд­рита и назначен в Петербургскую Духовную Академию бакалавром по ка­федре канонического права, а через полгода — на должность ректора Олонецкой духовной семинарии.

В исполнении должности ректора семинарии он все силы употребил на то, чтобы должным образом руководить вверенными его попечению юношами, стараясь, с одной стороны, предохранить их от свойственных юношескому возрасту опасностей и увлечений, а с другой — развить хорошие наклонности и внедрить добрые навыки, чтобы воспитанники по окончании курса семинарии были полезными членами Церкви и сынами своего Отечества. Прежде всего он старался возбудить и укрепить в воспитанниках религиозность. Он внушал им любовь к храму и богослужению, прививал усердие к молитве, постам и другим церковным установлениям. В воскресные и праздничные дни он сам совершал богослужение, побуждая учеников участвовать в нем молитвами, чтением и пением на клиросе. При этом отец Феофан часто говорил в семинарском храме поучения об истинах веры и благочестия. Непременно присутствовал он на утренних и вечерних молитвах в семинарии, усердно молясь с юношами и тем подавая им пример. Чтобы воспитанники в свободное от занятий время не находились в праздности, отец Феофан ввел в семинарии класс рисования и иконописи.

Краткая биография

28 ноября 2014 г. на его родине, в селе Чернава, ныне – Измалковского района Липецкой области, появился памятник святителю.

Он стоит точно на месте несохранившегося дома его родителей: священника Василия Говорова и его жены Татианы.

Открытие монумента было частью подготовки к 200-летию подвижника. Ведь Георгий – таково его мирское имя – появился на свет 10 января 1815 г.

Родители

Семья Егора, как звали его домашние, отличалась религиозностью, благочестием, будучи примером для жителей Чернавы.

  • Отец, священник Василий, был бессменным благочинным округа целых 30 лет.
  • Мать, дочь священнослужителя, занималась домом, воспитанием детей: у Говоровых было четыре сына, три дочери, причем один из братьев, Симеон, скончался еще детских лет.

Сестры святителя впоследствии стали супругами священнослужителей, братья тоже служили Церкви как сельские клирики. Самым же способным из всех детей Говоровых оказался Егор, получивший духовное образование, а затем ставший даже архиереем.

«Звонарь или архиерей»

Мальчик рос веселым, общительным, шаловливым. Что не мешало ему особо любить богослужения, на которых он выстаивал часами, и колокольный звон. Мальчик часто поднимался на колокольню Владимирской церкви, настоятелем которой был отец. Здесь он иногда помогал звонарям, или просто смотрел, слушал. И, видимо, молился.

Однажды его «забыли» на звоннице после службы. Служители заперли колокольню, ушли домой. Понимая, что родители хватятся, отругают, находчивый Егор додумался спуститься на землю по веревке, которая тянулась от главного колокола.

Проделка не осталась без внимания, но ругаться отец не стал, лишь сказав:

«Ну, Егорушка, ты будешь или звонарь или архиерей!»

Слова эти оказались пророческими.

Домашнее воспитание и школьное образование

Когда Георгий немного подрос, отец стал брать его на богослужения, пономарем. Образование дети о. Василия получали домашнее: учил их или сам священник, или мать, Татьяна Ивановна. Она, например, как вспоминал святитель, так хорошо знала жития святых, что «и богословам не уступала».

Интересный факт

Был у Георгия еще один духовный наставник, пусть и не пребывающий уже на земле – свт. Тихон Задонский. К месту его упокоения семья часто паломничала, хотя угодник Божий и прославлен был Церковью только с 1861 г. Благодаря частому посещению его обители Егор, сын мирского священника, уже с детства видел монашескую жизнь.

Учить мальчика грамоте начали семи лет. Родные вспоминали, что о. Василий даже совершил молебен прор. Науму, за которым молились многие любившие батюшку прихожане. Скоро оказалось, что Егор учится быстро, с желанием, несмотря на свою непоседливость, так что отец решил отдать его, лишь восьмилетнего, в духовное училище в Ливнах.

Родные вспоминали, что поначалу учеба шла непросто, но уже через два года Георгий – среди лучших учеников, которых отправляли в Орловскую семинарию. Здесь тоже юноша показал успехи, как писали в документах, «отлично хорошие». Считается, что тогда он всерьез начал задумываться о монашеском пути. Семинарская ведомость отмечает:

Георгий «назидателен в обращении с товарищами; подает собою пример трудолюбия и благонравия; кроток и молчалив», подобно иноку.

Академия

Вместе с тем Георгий по-прежнему любил науки, жадно читал книги. К окончанию семинарии ему, конечно, хотелось продолжить свое образование. Однако он понимал: его, скорее всего, ждет судьба сельского батюшки. К тому же ректор семинарии, архимандрит Софроний, требовал от учеников наизусть знать учебник, а как раз тут будущий святитель был не силен, пусть даже был первым учеником. Так что рекомендовать его в Академию ректор бы не стал.

Но, когда уже почти выпускник начал подыскивать себе сельский приход, оказалось: Орловский архиерей, преосвященный Никодим, лично распорядился отправить его в Киевскую Духовную Академию – единственного из всего выпуска.

Георгий с головой окунулся в учебу на благодатном месте подвижничества любимых им Печерских святых. «Неземной обителью» назовет он позже Киево-Печерскую лавру. Именно здесь он полюбил монашеский строй жизни, длинные службы, уединение. По-прежнему радовала также учеба.

Феофан Затворник. Неоконченный автопортрет

Феофан Затворник. Неоконченный автопортрет

Однокурсник его, впоследствии митрополит, известный историк Церкви, богослов, Макарий (Булгаков) вспоминает:

«Никто лучше его не писал, только по скромности своей он не мог громко читать своего сочинения».

Многие исследователи биографии святого говорят, что окончательно к выбору будущего пути Георгия подтолкнула кончина любимых родителей. Мать умерла в 1838 г., отец – спустя год.

27 февраля 1841 г. Георгий принял иночество с именем прп. Феофана Исповедника. Академию он заканчивал уже иеромонахом. Его выпускное сочинение «Обозрение подзаконной религии» (о религии евреев времени Ветхого Завета) читали даже в Св. Синоде. Митрополит Филарет (Дроздов), сам яркий ученый, лично дал краткую рецензию:

«Сочинение сие заключает в себе столько сведений и соображений о законе Моисеевом, что они служат достаточным свидетельством познаний сочинителя, дающих ему право на степень магистра».

Магистр богословия на ниве просвещения

Позже сам святитель сравнивал себя с шаром, катящимся туда и сюда – куда направят. Это – образ его покорности, послушания, но есть здесь некая горечь. Мечтавший об уединении, подвижничестве, «ученый инок» сразу по рукоположении оказался ректором духовного училища в Киеве, вынужденный погрузиться в административные дела. А ведь это было лишь начало:

  • через год его отправили в Новгород – инспектором семинарии, преподавателем логики, философии; послушание длилось три года;
  • с 1844 о. Феофан уже при Петербургской Духовной Академии; скоро здесь его тоже назначают инспектором; несмотря на то, что он «до нестерпимости» тяготился этой работой, справлялся иеромонах хорошо, а о своих терзаниях писал лишь в письмах духовнику: «Пошел бы в церковь, да там и сидел»; но нет:
  • с 1847 по 1853 гг. иеромонах Феофан трудится в Духовной миссии в Иерусалиме; благодатная Святая Земля дает ему колоссально много: здесь он совершенствует знание языков, учится иконописанию, начинает переводить на русский язык греческое «Добротолюбие»; когда же началась Крымская война, миссия была отозвана; возвращаться пришлось через Европу; поэтому о. Феофану удалось увидеть памятники культуры, посетить легендарные храмы; он и руководитель миссии, архим. Порфирий, попали даже не прием к Папе Римскому, Пию IX; все это обогатило его знания о Европе, ее культуре, об инославных христианах.

По возвращении домой Божии уроки послушания продолжились: с 1855 г., едва начав преподавать в уже знакомой Духовной Академии Петербурга, о. Феофан, уже архимандрит, перемещается на должность ректора Олонецкой Духовной Семинарии, учебного заведения у которого нет даже своего помещения.

Едва успев разобраться с его проблемами, узнает, что его опять отправляют на Восток – настоятелем посольского храма Константинополя, как знающего регион, владеющего языками. И не поспоришь…

В Царьграде он прожил менее года: отца архимандрита снова отозвали теперь – на должность ректора все той же Петербургской Духовной Академии.

Позже, оглядываясь на это время, отмеченное напряженным интеллектуальным трудом, множеством церковных, светских наград, но столь наполненное суетой, далекой от истинно монашеской жизни, молитвы, уединения, он скажет:

«Настоящее послушание слушается, не видя оснований и несмотря на своё нехотение».

Таков был урок, преподанный ученому иноку не в обители, где он смирялся бы пред братией, а среди мирской жизни, заставлявшей, наверное, не раз огорчаться, может быть, по-человечески пороптать, но все же за разом повторять, обращаясь к Господу:

«Не как я хочу, но как Ты…».

Главное же послушание было еще впереди.

Епископство

В феврале 1859 г. ректор архимандрит Феофан получил очередную награду: как ознаменование 50-летия Академии ему вручили орден св. Владимира 3 степени.

А спустя несколько месяцев – назначили епископом Тамбовским и Шацким. Это была не только большая, весьма многолюдная епархия (одних священников и диаконов под началом Владыки было более 2000), но также – как теперь бы сказали, проблемная. Здесь пышным цветом цвели расколы, сектантство. А многочисленное духовенство было малообразованным.

На новом послушании Владыка с прежней ревностью взялся за дело: ко времени его недолгого управления Тамбовской паствой относятся:

  • выход сборника «Письма о христианской жизни»;
  • пособия для священников «Как составить проповедь»;
  • превращение в центр проповедничества, где духовенство прямо учили этому делу, Казанского мужского монастыря;
  • наведение порядка в раздираемом смутами Серафимо-Дивеевском монастыре: его нарочно на несколько месяцев отдали Тамбовской епархии, зная мудрость Владыки – уж он-то, с чего опытом, умом, тактом, непременно примирит враждующих.

Труды на Тамбовской ниве продолжались до 1863 г., когда Владыку снова отправили на новое послушание – во Владимирскую епархию. Более миллиона жителей, около 10000 духовенства, 28 монастырей, училищ – 270… Поистине, «жатвы много, делателей же мало». Владыке опять предстояли труды по исправлению духовной жизни паствы, борьбе с расколами и сектами.

Владыка открывает православное братство, хлопочет о женском епархиальном училище. И горько пишет духовному другу, свт. Игнатию (Брянчанинову), уже уединенно живущему на покое:

«Совсем осуетился. И очень часто порываюсь на Вашу дорогу. Как бы устроилось сие! Не вижу ворот по моей близорукости. Иногда бываешь готов за перо взяться и писать прошение о том; да что-то в груди поперечит. И остаюсь при одном желании. Будем сидеть у моря и ждать погоды. А грехи так и тяготят, а страсти так и бьют по бокам…»

«Иным образом служить»

Прошение святитель написал Синоду 11 марта 1866 г. Деятельному, умному, любимому паствой архиерею недавно исполнился лишь 51 год. Его, конечно, давно имели ввиду как будущего митрополита, члена Синода. Так что «демарш» поначалу не поняли. Даже свт. Филарету (Дроздову), известному духовной мудростью, показалось, что Владыка бросает данный Господом крест, выходит из послушания.

Феофан Затворник

Свято-Успенский Вышенский монастырь — место духовных подвигов святителя Феофана Затворника. Фото 2015 г.

Ему пришлось объясняться:

«Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым… с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, — не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить».

Синод, пусть с недовольством, прошение удовлетворил. Владыку назначили сначала настоятелем Успенской обители на Выше. Но через время он оставил управление, а Великим Постом 1872 г. окончательно уединился, закрывшись в келье, приняв давно желаемый подвиг.

Почему высокообразованный человек на пике карьеры ушел в затвор

Последующие годы показали: святитель руководился не своей волей. Господь, видя, что подвижник, пройдя все уроки смирения, послушания, созрел быть не просто архиереем – духовным руководителем множества пасомых, благословил не «покой», а новые труды – ради спасения душ ближних. Так некогда вышел из многолетнего затвора на подвиг старческого служения прп. Серафим Саровский, созревший для Царства Небесного. А вот епископу Феофану понадобилось… как раз удалиться туда из круговорота мирских дел!

Феофан Затворник

Музейные экспозиции Свято-Успенского Вышенского монастыря

В чем смысл затвора

Сам Владыка вообще не считал, что совершает подвиг:

«Ничего тут затворнического нет. Я заперся, чтобы не мешали, но не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества… Меня смех берет, когда скажет кто, что я в затворе. Это совсем не то. У меня та же жизнь, только выходов и приемов нет. Затвор же настоящий – не есть, не пить, не спать, ничего не делать, только молиться… Я же говорю с Евдокимом, хожу по балкону и вижу всех, веду переписку… ем, пью и сплю вдоволь. У меня простое уединение на время».

Но только в тишине этого уединения мог он осмыслить свой огромный жизненный опыт, положить его на бумагу ради блага душ множества людей. Именно это делание, благословленное Господом, стало главным для епископа «на покое». Он снова исполнял послушание – как давно привык:

  • переводил святоотеческие тексты;
  • бесконечно отвечал на письма духовных чад; их приходило до сорока ежедневно – святители писал ответ на каждое;
  • служил в малой церковке при келье, которую сам освятил в честь Богоявления Господня.

Смерть и прославление в лике святых

Так прошел 21 год «райской», по выражению святителя жизни, полной молитвы, трудов. Последние годы Владыка сильно болел, ослеп на один глаз, но никогда не жаловался. На престольный праздник своего келейного храма, Крещение Господне, 19 января 1894 г., он тихо скончался. Келейники были на праздничной службе, так что в час смерти святитель был один.

Прославление святого состоялось на Соборе 1988 г., приуроченном к 1000-летней годовщине Крещения Руси. К этому времени уже были обретены, бережно хранились его честные останки.

Где находятся мощи святителя

Известно, что святителя погребли в Вышенской обители, в храме Казанской иконы Богородицы. После закрытия обители в советские годы помещения ее занимали разные советские учреждения, Казанская церковь пришла в запустение. Известно, что была попытка разграбить могилу святителя, но сами мощи остались под спудом, неприкосновенными.

Феофан Затворник

Рака с мощами

В 1973 г. в закрытый храм на территории психиатрической больницы, которая занимала помещения бывший обители, удалось проникнуть нескольким священнослужителями. Это были игумен Марк (Лозинский) из Троице-Сергиевой лавры, иеромонахи Елевферий и Георгий. С ними был также настоятель единственного на округу действующего храма прп. Сергия села Эммануиловка, о. Георгий Глазунов. Им удалось очистить место упокоения святого от мусора, отслужить панихиду. Через некоторое время они еще раз посетили могилу – тогда удалось найти остатки гроба и забрать честные мощи.

14 следующих лет они, а также надгробная плита с могилы, которую также удалось вывезти, были в Эммануиловке.

О. Георгий, настоятель храма, вспоминает:

«За эти годы было много свидетельств о чудесах. Иногда я жалею, что не записывал их, и некоторые уже позабылись…Одного мальчика, который от рождения не ходил, привозили три раза издалека, я его клал прямо на мощи, как младенца, хотя ему было годика два с половиной. Родители сначала купали его в источнике святителя Феофана, а потом приносили, и я клал его на мощи. И вот, когда они в третий раз привезли его, он на службе с ручек попросился на пол, мама его опустила, и он побежал. Прихожане говорят: «Что ты не возьмешь ребенка, он у тебя бегает по храму, мешает молиться!» — а она стоит и всю службу плачет от радости, сказать ничего не может: мальчонка от роду не ходил, а здесь побежал!..»

Между тем, канонизация святителя привлекла внимание к заброшенной обители в Выше. К 1990 г. часть ее зданий вернули Церкви, а с 1993 монастырь возродился – теперь как женский, хотя первоначально монастырю принадлежал один храм, а сестры должны были жить за пределами территории, все еще занятой психбольницей.

Лишь 29 июня 2002 г. мощи святого удалось перенести в возрожденный монастырь. Сейчас поклониться им можно по-прежнему в Казанском соборе, но святыня находится не под спудом, как до революции, а в раке.

Константинополь (1856)

В 1856 году архимандрит Феофан был назначен на должность настоятеля по­соль­­ской церкви в Константинополе.

Константинополь

Выбор отца Феофана на столь важный и ответственный пост обусловливался тем обстоятельством, что он был хорошо знаком с православным Востоком и был вполне подготовлен к этой должности. Константинопольская Церковь в это время переживала большие трудности в связи с распрей греков с болгарами. Русское правительство и Святейший Си­нод, озабо­ченные скорейшим прекращением этой распри, поручили архима­нд­риту Феофану собрать сведения, которые могли бы осветить положение греко-болгарской распри. Отец Феофан исполнил возложенную на него миссию. Его отчет имел впо­след­ствии большое значение при обсуж­дении греко-болгарской распри Святей­шим Синодом Русской Православной Церкви.

Ректор Петербургской Духовной Академии (1857-1859)

С 1857 года указом Святейшего Синода архимандрит Феофан назна­чается на должность ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). Как ректор, он посещал лекции профессоров, присутст­вовал на экзаменах, следил за всем ходом учебного дела в академии. Особое внимание обращал на воспитательную работу во вверенной ему академии. Одновременно отец Феофан усиленно занимался редакторской и богословской работой. Свои сочинения он публиковал главным образом в академическом жур­нале «Христиан­ское чтение», который выходил тогда под его наблюдением.

Молитва

О, святи́телю о́тче Феофа́не, архиере́ею пресла́вный и преди́вный затво́рниче, Бо́жий избра́ниче и Та́ин Христо́вых служи́телю, богому́дрый учи́телю и апо́стольских слове́с изря́дный изъясни́телю, оте́ческих добротолю́бных сказа́ний списа́телю, христиа́нскаго благоче́стия изя́щный пропове́дниче и жи́зни духо́вныя иску́сный наста́вниче, по́двигов мона́шеских усе́рдный ревни́телю и всем лю́дем благода́ти хода́таю!
Ны́не к тебе́, на Небесе́х Бо́гу предстоя́щему и о нас моля́щемуся, припа́даем и си́це взыва́ем: испроси́ у всеще́драго Бо́га Це́ркви Росси́йстей и стране́ на́шей мир и благостоя́ние, святи́телем Христо́вым – и́стины Боже́ственныя досто́йное охране́ние, па́ствы до́брое окормле́ние, лжеучи́телей и еретико́в изря́дное посрамле́ние; подвиза́ющимся – смире́ние, страх Бо́жий и чистоту́ душе́вную и теле́сную; учи́телем – богове́дение и му́дрость, уча́щимся – ре́вность и по́мощь Бо́жию;

и всем правосла́вным – утвержде́ние на пути́ ко спасе́нию, да вку́пе с тобо́ю просла́вим Бо́жию Си́лу и Прему́дрость, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, со Безнача́льным Его́ Отце́м, с Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тамбовская епархия (1859-1863)

В 1859 году состоялось наречение архимандрита Феофана во епископа Тамбовского и Шац­кого. Много забот и трудов пришлось понести владыке при управлении Тамбов­ской епархией. Служение преосвященного Феофана продолжалось только 4 года. Но за это короткое время он необыкновенной кротостью своего харак­тера, редкой деликатностью и участливым вниманием к нуждам пасомых успел срод­ниться со своей паствой и снискать всеобщую самую искреннюю любовь. Святитель Феофан проявил себя ревностным служителем во всех сферах церков­ной жизни. Почти каждое богослужение он сопровождал проповедью, и слово его, шед­шее от сердца и дышавшее глубоким убеждением, привлекало многочисленных слушате­лей. При содействии пре­освященного Феофана было открыто много церковно-приход­ских училищ, воскресных школ и частных школ грамотности.

Среди своих забот по управлению Тамбовской Епархией, святитель Феофан находил время и для лите­ратурной деятельности. К этому времени относится его богословский труд «Пись­ма о христианской жизни», который заключает в себя целую систему хрис­тианского нравственного учения.

В 1861 году епископ Феофан принимал участие в торжестве открытия мощей святителя Ти­хона За­донского. Это событие произвело большое впечатление на Тамбовского архипасты­ря и послужило как бы особым благодатным освящением его собст­венного служе­ния.

Владимирская кафедра (1863-1866)

Владимир XIX века

В 1863 году его переводят во Владимир, где он открывает женское епархиальное училище с шестилетним сроком обучения и начинает издавать «Владимирские епархиальные ведомости».

Но обширная практическая деятельность по епархиальному управле­нию не была мила душе архипастыря. Как уже было сказано, с юных лет он стремил­ся к уединению и идеал монашества видел в совершенном отречении от всех житейских забот. И вот теперь, после 25-летнего служения Церкви на различных поприщах, святитель нашел благовременным осуществить свое всегдашнее стремление.

Когда давать волю сердцу

Когда очистится кто от страстей, пусть дает волю сердцу, но пока страсти в силе, давать волю сердцу – часто значит обречь себя на всякие неверные шаги».

Вышенская пустынь (1866-1872)

В 1866 г. по прошению он был освобожден от управления епархией и уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Епископ Феофан прибыл в Вышенскую пустынь в качестве ее настоятеля.

Вышенская пустынь

По своему внутреннему устройству Вышенская пустынь представляла из себя об­щежительный монастырь. Устав и обычаи ее отличались большой строгостью. Святитель Феофан до конца жизни чувствовал себя вполне счастливым на Выше. В первые 6 лет своего пре­бывания в Вышенской пустыни пре­освященный Феофан не уединялся окончательно. Вместе с иноками обители он ходил ко всем церковным службам, а в воскресные и в праздничные дни сам совершал литургию в сослужении братии. Внешняя обстановка вполне соответствовала духовным потребностям святителя-подвижника. Он охотно принимал посетителей — родных и почитателей, искавших его духовных советов, вразумлений и наставлений, выходил из келлии на прогулку. Но вскоре суетная должность настоятеля стала нарушать его внутренний покой, и он подает новое прошение — об освобождении его от этой должности. Святейший Синод удовлет­ворил его просьбу.

Утешение матери, потерявшей детей

«Вы уткнули свое внимание все на горестную сторону дела, и не узреваете Божией в том о вас попечительиости?! А она действительно есть. Не осязаете ее?! Она такова и есть. Не осязаема в настоящем, а узреваема после. Воскресите же веру, и как река польются оттуда утешения.

Расскажу вам случай. В С.П.Б. одна большая барыня потеряла троих детей, умненьких, миленьких, благонравных, – особенно старшая была благоговейного настроения и умела молиться. Мало тут горя?! Но этого мало. Спустя немного и мужа лишилась, и этого мало: осталась ни с чем.

Горю не было предела. Мужалась, предаваясь молитвам в волю Божию. Но скорбь грызла. Наконец смиловался Господь, и в утешение послал сон. Видит мужа в полусумрачном состоянии. Спрашивает, что тебе, как? «Ничего, говорит, милостив Господь. Но надо потерпеть, пока отойдет эта мгла». – А дети? – Дети там, указывая на небо, сказал он. «А Маша?» (это старшая лет 5-ти). – Машу посылает Бог на землю утешать скорбящих.

С тех пор отошла скорбь. Так видели, где дети-то? И ваши там. – Попали б они туда, если б живы остались? Кто знает. А теперь это верно. Так вам родителям чего же лучше желать для детей?!

И установитесь в этой мысли, что участь детей ваших устроилась наилучшим образом. И перестаньте скорбеть.

Ведь и сами помрете. Будет кому встречать вас, а пожалуй и защищать».

Затвор (1872-1894)

В 1872 году, сразу после Пасхи, он, принимает твердое решение удалиться от мира и уйти в затвор.

Он глубоко сознавал высоту подвига затвора полного и потому, как других иноков предостерегал от поспешности в исполнении желания предаваться полному затвору, так и сам не спешил. «Когда молитва твоя до того укрепится, что все время будет держаться у тебя в сердце пред Богом в благоговении, не выходить из него, и ничем другим заняться не захочет. Этого затвора ищи, а о том не хлопочи. Можно и при затворенных дверях по миру шататься, или целый мир напустить в свою комнату» (Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни, стр. 298). Сам святитель сперва удалился от дел общественного служения, а затем, когда увидел, что при общежительных условиях иноческой жизни все же многое препятствовало ему всецело предаваться Богу и уединенно беседовать с Ним единым, перешел к полному затвору.

Дом в Вышенском монастыре, в котором в течение 28 лет жил святитель Феофан

Начался самый главный период в жизни святителя Феофана — период его затвора, который продолжался почти 22 года.

Он пре­кратил всякие сношения с людьми, перестал ходить в монастырский храм на бого­служение и затворился в отдельном флигеле. С этого времени он принимал к себе только настоятеля пустыни, духовника игумена Тихона и ке­лей­ника отца Евлампия.

Для совершения богослужения святитель Феофан устроил себе маленькую церковь во имя Крещения Господня, выделив для этого часть гостиной. Вместо иконостаса, была простая занавесь из дешевой материи, которой алтарь был отделен от остальной части церкви. Рядом с келейною церковью находился его рабочий кабинет. Здесь он занимался изучением святоотеческой литературы.

Распорядок обыденной жизни святителя-затворника был незатейливым. По окончании литургии, святитель легким стуком давал знать келейнику о времени утреннего чая. После чая владыка занимался умственными работами, плодами которых были его многочисленные писания и письма. В час дня был у него обед, за которым в последние годы святитель в скоромные дни вкушал только по одному яйцу и по стакану молока. В четыре часа по полудни подаваем был чай; а ужина совсем не было. В постные дни, конечно, еще более усиливалось телесное воздержание святителя-подвижника, которого питали и укрепляли только духовные занятия и молитвенные подвиги.

Со временем жизнь святителя Феофана сделалась сокровенною для людей, а ведомою одному Богу. Даже на прогулку, для пользования свежим воздухом, преосвященный Феофан в годы полного затвора выходил на балкон при своем флигеле так, чтобы никто не мог его увидеть.

Затворившись в келии, отказавшись от общения с людьми и положив печать молчания на уста, святитель Феофан в кратчайший срок стал известен всей верующей России благодаря своим многочисленным статьям, книгам, письмам и проповедям, завоевавшим сердце русского православного человека. И чем дольше молчал язык затворника, тем громче говорило перо, просвещая заблудших, ободряя унывших, обличая вероотступников и еретиков. Святой Феофан стал одним из первых русских архиереев, бесстрашно вступивших на стезю не только чисто духовной, но и церковно-политической публицистики с ярко выраженным патриотическим содержанием.

В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Ежедневно он писал около сорока ответных писем. Он о. Письма святителя Феофана — это богатейшая сокровищница, откуда можно без конца черпать мудрые советы во спасение души. Находясь в Затворе, вдали от мира, святитель Феофан не переставал до последней минуты своей жизни быть истинным руководителем всех, кто бы к нему не обращался.

Всех вылечат

Вечером по большому двору перед Успенским храмом детвора катается на велосипедах. Подъезжают машины к крылечкам, сушится белье, одинокая старушка «гуляет» на стульчике перед деревянной лестницей своего «подъезда». Еще год назад картину дополняли пересекающие территорию монастыря с кастрюлями в руках пациенты психбольницы. Год назад психиатрическая больница покинула территорию монастыря, но некоторые сотрудники все еще живут в, арендованных ими у государства, бывших монастырских строениях. «Мы нормально вместе жили. Что нам делить? В каком то смысле мы тут тоже лечимся, проходим так сказать курс специальной терапии», — улыбается благочинная монастыря матушка Татьяна. Сейчас в монастыре чуть больше двадцати сестер. Часть их работает на послушании в скиту обители, не далеко от Выши в местечке Быкова гора, ранее усадьбе князей Нарышкиных. Там у монастыря подсобное хозяйство. «Конечно, нам трудно, как трудно бывает разделенной семье. Приходится многое делать дважды. Две кухни, два гостевых дома, два огорода. После того, как больница освободила здания, забот стало больше. Раньше у нас были послушания в вышивальной мастерской. Сейчас мы не можем себе этого позволить, но мы все равно принимаем паломников», — рассказывает матушка Татьяна. Стоит один раз увидеть, как общаются сестры между собой, чтобы понять, что слово «семья» вполне применимо к этим отношениям. Вот одна монахиня что-то горячо, энергичным шепотом, рассказывает другой. Та сочувственно слушает, кивает и машинально поправляет у сестры апостольник. Чтобы ленточки красиво лежали. Особое дело – музей. Это корпус, в котором когда-то жил в своем затворе владыка Феофан. Странная судьба — психиатрическая больница тоже использовала его для изоляции. Там содержались особо тяжелые больные. От святителя в нем остались только стены и лестница, балясины которой он сам вытачивал, а музей возник из архивных фотографий и подаренных благотворителями старинных предметов, повторяющих обиходный интерьер комнат владыки Феофана. В экспозиции сестры попытались воспроизвести насыщенную разными занятиями затворническую жизнь владыки. Кроме переписки, святитель Феофан еще столярничал, играл на скрипке, учился играть на фисгармонии, экспериментировал с фотографией, писал иконы, выписывал редкую научную литературу на иностранных языках. Можно предположить, что ему даже не хватало на все времени.

Кончина

В последние годы жизни святитель Феофан страдал ревматизмом, невралгией, сердечной аритмией и головокружением, а также прогрессирующей катарактой, вследствие чего в 1888 году ослеп на правый глаз.

Накануне кончины, 5 января 1894 года, владыка, чувствуя слабость, попросил келейника (Евлампия) помочь ему пройтись по комнате. Келейник провел его несколько раз, но владыка, утомившись, отослал его и лег в постель. В самый день кончины святитель совершил по обычаю Божественную литургию и затем кушал утренний чай, но к обеду не давал условного знака долее обыкновенного. Келейник заглянул в рабочий кабинет святителя и, увидев, что он сидит и что-то пишет, не стал беспокоить его напоминанием. Через полчаса владыка подал условный знак к обеду (это было в половине 2-го часа пополудни), но за обедом скушал, вместо целого, лишь половину яйца и вместо целого стакана молока, лишь полстакана. Затем, не слыша стука к вечернему чаю, келейник снова заглянул в комнату владыки в половине пятого часа и увидел его лежащим на кровати. Хотя на минуту и мелькнула мысль у келейника, что быть может святитель лег отдохнуть, однако любящее сердце подсказало ему, что в этом было нечто другое, более тревожное. Подойдя к святителю, он увидел, что тот уже почил навеки, причем глаза его были закрыты, левая рука покойно лежала на груди, а правая сложена была как бы для благословения…

Святитель мирно почил 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка.

После известия о кончине чтимого всеми святителя из разных мест начали стекаться десятки тысяч людей отдать последний долг усопшему. 3 дня простояло тело почившего в его келейной церкви, а затем еще 3 дня в теплой соборной обители до погребения, — и тление не коснулось его: почивший святитель имел вид спокойно спящего человека.

Святитель был погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни (Республика Мордовия). Над его могилой был воздвигнут великолепный мраморный памятник с перечнем главных научно-литературных трудов святителя и надписями: «Память праведника пребудет благословенна» — говорит премудрый (Притч. 10:7).

Обретение мощей и канонизация

Святые мощи Феофана Затворника были тайно обретены на территории Шацкой психбольницы, расположенной в зданиях разоренной безбожниками Вышенской пустыни в 1973 году.

Сразу же после обретения мощи были перевезены в Троице-Сергиеву Лавру, где находились в подклете Успенского собора до 1988 года.

В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник Вышенский, был канонизирован и прославлен в лике святителей, как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.

Дни памяти23 января и 29 июня по новому стилю.

После канонизации его святые мощи были перенесены в храм в честь преподобного Сергия Радонежского, расположенном в нескольких километрах от Вышенского монастыря.

Вышенский женский монастырь

29 июня 2002 года состоялось перенесение честных мощей святителя Феофана из храма преподобного Сергия Радонежского деревни Эммануиловки (Шацкий район Рязанской области), где они хранились с 1988 года, в Вышенский женский монастырь, который был возрожден в 1993 году (перенесение мощей возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II). А 14 марта 2009 года мощи были перенесены из Успенского собора в Казанский собор — главный храм Вышенского монастыря.

Вышенский женский монастырь. Казанский собор

Мощи святителя Феофана Затворника, Вышенского

Почитание

Его , где святитель провел последние годы земной жизни – Вышенский Успенский монастырь. Кроме того, святителю к настоящему времени посвящены 7 церквей, 2 часовни.

Вышенский монастырь

Сейчас мощи святителя – главная святыня обители наряду с Вышинской иконой Богородицы. Кроме того, в 4 км от обители, в Эммануиловке, на месте прежнего пребывания мощей, находится источник, освященный в честь подвижника. Приезжая ради свт. Феофана, паломники обязательно посещают его. Сейчас здесь ведется запись исцелений по молитвам к свт. Феофану.

В 2015 г. обитель торжественно отметила 200-летие святого: множество чтений, конференций, но главное – новые издания его сочинений позволили тысячам людей прикоснуться к его наследию.

Храмы

Самый первый храм святителя известен на Тамбовской земле, месте его архиерейского служения.

Феофан Затворник

Деревянный храм во имя Феофана Затворника в пос. Магистральном, Иркутской области, построен в 1998-1999 гг.

Это деревянный крестильный храм при Покровском соборе г. Тамбова. Позже, с 2009, здесь началось строительство большого храма, которое, однако полностью не завершено до сих пор, хотя здесь идут регулярные службы.

Интересный факт

Храмы святителя действуют также в Московской, Рязанской, Ярославской, Тамбовской областях. Самый восточный из них находится в поселке Магистральном Иркутской области. Это небольшая деревянная церковь, возведенная к 1999 г. усилиями районных властей и местных лесопромышленных предприятий.

Иконы и росписи

Феофан Затворник

Фрагмент росписи храма Архангела Михаила в г. Пущино, Московской обл. И. Самолыго, преподаватель ПСТГУ с бригадой, 2010 г.

Феофан Затворник

Икона святителя Феофана. Ю. Гречин, 2010

Творческое наследие Феофана Затворника

Большая часть богословских произведений и писем святителя написана во время его затвора. В таких крупных произведениях, как «Путь ко спасению», «Порядок богоугодной жизни», «Письма о духовной жизни», «Мысли на каждый день», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» , «Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев», «Начертание христианского нравоучения», а также во множестве небольших по объему творений епископ Феофан осветил главные этапы духовного развития христианина. Основная мысль его нравоучения — идея богообщения, составляющая сущность христианской жизни. Творения его не только побуждают христианина к покаянию, исправлению и благодатному обновлению во Христе, но и показывают ему путь живого общения с Богом.

Святитель Феофан внес значительный вклад в русскую и мировую библеистику. Весьма интересны его работы, посвященные переводу Священного Писания на русский язык. Также он написал подробные толкования на все Послания святого апостола Павла. Особое место среди творений святителя Феофана занимают его толкования на псалмы 33, на шестопсалмие, на 118 псалом, на 1, 2, 51 псалмы.

Венцом богословского творчества и жизненного пути святителя стал перевод на русский язык «Добротолюбия», сборника творений учителей древнего христианского аскетизма. «Добротолюбие» представляет собой широкое, всестороннее изображение разных сторон духовной жизни человека, стремящегося к подвижничеству и богообщению, изложение практических методов духовной борьбы и молитвенного делания. Святитель Феофан не просто перевел этот труд с греческого языка, но переложил его для монашествующих и мирян XIX века, так чтобы все члены Русской Церкви могли, по совету с духовником, использовать его в своей духовной жизни. Пять томов русского «Добротолюбия» в переводе святителя Феофана вышли из печати в 1877–90 гг.

Особый вид литературных трудов преосвященного Феофана составляют его письма. Они являются нравственным руководством, отрадой и утешением для многих душ в тяжелые, скорбные минуты. Содержание писем крайне разнообразно, но основной тон их — нравоучительный. Они, как и книги, содержат ответы на великий вопрос — на вопрос о пути ко спасению.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: