Икона святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси


«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Когда наступают трудные времена в жизни, каждый из нас начинает искать свое душевное и духовное исцеление в стенах церквей, храмов, монастырей. Это и неудивительно ведь в этом мире есть место чуду. Бог посылает в нашу жизнь cвоих избранников, праведников, людей имеющих богатых дух, мужество и самоотвержение. Они являются подвижниками веры, любви. Одним из таких посланников является святитель Тихон патриарх Московский и всея Руси.

Тихон патриарх Московский

Его образу молились прихожане, прося исцеление от самых тяжких недугов. Он исцеляет:

  • от цирроза печени,
  • водянки,
  • глазных болезней,
  • от холеры
  • От сильного паралича,
  • Исцеление от кровотечения,
  • Исцеление детей от затяжных и неизлечимых болезней.
  • Чудеса исцеления
      Молитва Патриарху Тихону московскому
  • Житие патриарха Тихона

    Святитель жил во времена тяжкой жизни. Ему пришлось пережить немало горести и страшных событий. Рассматривая краткое житие патриарха Тихона нужно начать с его рождения.

    • Родился он в 1865 году в семье сельского священника Псковской епархии. Вмиру он носил имя Василий. Детские и юношеские годы мальчишки прошли в сельском труде. Уже с юных лет Тихон отличался особым религиозным настроем и любовью к Церкви.
    • Учился Василий в Псковском Духовном Семинарии. Товарищи по учебе его любили и испытывали к нему уважение. Мальчик был очень стремительным в учебе.
    • В 23 года он окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и получил назначение быть преподавателем в Псковской Духовной Семинарии. В родных краях он также был любимцем.
    • В 26 лет стремясь всей своей чистой душой к Богу, он принял монашество. На принятие Василием пострига собрался почти весь город. После чего ему было дано имя Тихона.
    • В 34 года была проведена интронизация патриарха Тихона и он был назначен викарием Холмской епархии. А 14 сентября 1898 году владыка Тихон был отправлен для несения служения в американскую епархию в сане Алеутского.
    • Возглавляя православную церковь в Америке, Тихон очень много сделал разных деяний, чтобы распространять православную веру. Также он принимал участие в постройке храмов для православных русских людей. Стоит отметить, что американцы избрали его почетным гражданином США.
    • В 1907 году святитель вернулся в Россию. Сразу после прибытия он был назначен на Ярославскую кафедру.

    Лучшая статья для Вас, переходите: Икона преподобной Марии Египетской

    Возвращение на Родину и революция

    В 1907 году в сане архиепископа будущий патриарх возвращается в Россию. Служит сначала в Ярославльской епархии, с которой переводится в Виленскую. На новом месте местный предстоятель завоевывает большое уважение и любовь среди всего коренного населения, которое состоит преимущественно из староверов и католиков. Как и прежде, по его святым молитвам множество людей переходят в православную веру.

    Гражданская война, которая предшествовала революции, принесла много забот архипастырю. Он помогал беженцам, эвакуировал мощи святых из местного монастыря, спасал другие святыни и иконы. Пришлось побывать и на линии фронта, за что архиепископ Тихон был награжден орденом.

    Февральская революция 1917 года застает будущего патриарха в Москве. Россия вступает в крайне тяжелый период, который характеризуется политическими интригами. В частности, новые представители власти и новые правила делают возможным выборное назначение предстоятеля в Москве. Предыдущие годы кандидаты на эту должность назначались правительством.

    Несмотря на то что епископ Виленский был не в чести у представителей общественной власти, народный выбор пал именно на него. Так святитель Тихон возводится в сан митрополита Московского. Учитывая то, в какое непростое время заступил архипастырь на новое служение, перед ним появилось множество труднейших задач. В числе прочих, ему предстояло организовать новый Поместный Собор, который не собирался больше двух столетий.

    Следует отметить, что всю свою жизнь, на каком бы уровне церковной иерархии не приходилось служить владыке Тихону, он никогда не призывал свою паству бунтовать против имеющейся власти. Его недовольство и несогласие с проводимой политикой (в частности, по отношению к Церкви) всегда носило адресный характер и было направлено на определенные действия конкретных людей.

    Владыка Тихон всегда считал, что в любой системе человек может и должен спасать свою душу, и ничто внешнее не может человеку помешать, если он искренне стремиться к Богу. Заботясь о Церкви и о вверенной ему пастве, предстоятелю не раз приходилось вступать в конфликты с властью. И каждый раз он отстаивал свою позицию с точки зрения христианской веры, ни в чем при этом не уменьшая значимости правящей власти в стране. Но несмотря на это, неоднократно был осуждаем за проведение антисоветской агитации.

    Годы патриаршества святителя Тихона

    Не задолго после его возвращения началась война. В 1914 году после того, как его перевели в Вильно, Тихон сделал много различных пожертвований в различные благотворительные учреждения. Он делал все, что мог, лишь бы помочь несчастным обитателям Виленщины, которые благодаря войне с немцами лишились своего дома и средств на существование.

    После революции и формирования нового Синода владыка Тихон стал его членом. Во время съезда мирян и духовенства, который произошел в 1917 году, он был избран правящим архиереем. Чуть позже в том же году в Москве открылся Поместный Собор, Тихон став его участником был избран председателем Собора.

    Целью Собора была восстановить жизнь Русской Православной Церкви на канонических началах. Также Поместный собор ставил очень важную перед собой цель, которая заключалась в восстановлении патриаршества, Патриарх избирался методом жеребьевки. Всего на это место было три кандидата.

    После торжественной Литургии и молебна 5 ноября схииеромионах Зосимовой пустыни, вынул из ковчежца один из трех жребиев с именем кандидата. Им оказался святитель Тихон патриарх Московский . Несмотря на что ему было поручено главенство Церкви, Патриарх не изменился и был доступным и добрым человеком. Но мягкость в характере святителя не мешала ему быть твердым в церковных делах. Так как нужно было защищать Церковь от врагов.

    Стоит отметить, что годы патриаршества были достаточно тяжелыми, ведь они попали на период всеобщей церковной разрухи. Кроме того вся ситуация осложнялась многими внешними обстоятельствами. В тот период как раз происходила смена политического настроя, происходила гражданская война, был голод и т.д. Это было время, когда духовенство подвергалось преследованиям и гонением. Церковь преследовали массовые репрессии.

    Святитель Тихон призывал народ служить Богу. Он смог собрать воедино обескровленные церковные силы и возложил великое начало возрождения через покаяние. Его жизнь была для всех примером.

    Арест патриарха Тихона

    В 1922 году власть начала отбирать у церквей их ценности. Одновременно власть стремилась укрепить обновленческую «церковь», которая была создана группой авантюристов. Она была создана для создания видимости духовной свободы. Законному же патриарху Тихону было выдвинуто обвинение в том, что он ведет контрреволюционную деятельность.

    Такое обвинение было выдвинуто патриарху, очевидно, потому что он в середине 1921 года он вошел в созданный комитет помощи голодающим. Он призывал все церковно приходские советы жертвовать церковные ценности в пользу бедствующему населению.

    Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Невеста Неневестная в чем помогает

    В мае 1922 года святителю было объявлено, что он будет содержаться под арестом. Глава Церкви был лишен свободы в качестве «свидетеля». Его обвиняли в поддержке государственной измены. В конце 1923 года Патриарх Тихон был освобожден.

    Очень болезненно Патриарх переносил все невзгоды и борьбу церкви. Все церковные потрясения, постоянные труды по устранению и умиротворению церковной жизни, бессонные ночи, заключение, травля со стороны врагов подточила его крепкое здоровье.

    Начиная с 1924 года, Патриарх стал сильно болеть. В середине весны 1925 года он отслужил последнюю Литургию и спустя два дня он умер. Говорят, что в последние мгновения своей жизни он обращался к Богу .

    Проститься с патриархом Тихоном Московским пришло почти миллион человек. Большой собор Донского монастыря Московского не мог в себя вместить прощавшихся на протяжении ста часов.

    На протяжении всего своего жития Патриарх Тихон Московский сделал для церкви очень много хороших дел. Он провел много работы для укрепления православной веры в тяжелые годы испытаний.

    К Тихону Задонскому

    «Дивен Бог во святых Своих…» (Псалом 67, 36). На Руси — много святых. И каждый из них просиял по-своему, подобно тому, как по-разному сияют разные драгоценные камни. Каждый человек может найти «близкого» ему святого. В нашей семье одним из самых чтимых является святитель Тихон Задонский.
    Будущий святитель Тихон Задонский родился в 1724 г. в селе Короцке Новгородской губернии в семье дьячка и назван был Тимофеем. Отец умер так рано, что Тимофей и не помнил его. Мать осталась с шестью детьми: у Тимофея было 3 брата и 2 сестры. Старший брат занял должность отца. На его скудное жалованье и на то, что удавалось выручить матери, трудившейся с утра до ночи, и жила семья — очень бедно, зачастую не имея даже достаточно пропитания. Позже святитель Тихон рассказывал своему келейнику: «…А как в доме было есть нечего, то я у богатого мужика во весь день, бывало, бороню пашню, чтобы только богатый мужик хлебом накормил».

    Нетрудно представить себе муки матери, которой нечем накормить детей. Однажды перед ней возник соблазн устроить своему ребенку лучшую жизнь. Неподалеку жил богатый бездетный ямщик. Ему очень нравился маленький Тимофей. И ямщик стал уговаривать мать отдать Тимофея ему. Обещал усыновить его, обучить, «все имущество мое потом его будет». Мать долго не соглашалась, но однажды, не имея в доме ни крошки хлеба, взяла Тимофея за руку и повела к ямщику. По дороге мать догнал старший сын: «Куда вы ведете брата?… я лучше с сумою по миру пойду, а брата не отдам ямщику — постараемся обучить его грамоте, тогда он может в какой церкви в дьячки или пономари определится!». И мать с сыном вернулись в голодный дом.

    В 1738 году Тимофей был записан в Духовную Славянскую школу в Новгороде. В 1740 году он в числе лучших 200 учеников был устроен на казенный счет в Новгородскую духовную семинарию. Но что это было за казенное содержание? Ежедневный кусок хлеба. Об этом святитель Тихон вспоминает так: «… когда получу казенный хлеб, то из оного половину оставлю на продовольствие себя, а другую половину продам и куплю свечку и с оною сяду за печку, и читаю книгу. Богатых отцов дети, соученики мои, играют или найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и оными махать на меня, говоря: «Величаем тя».

    Несмотря на все трудности, Тимофей был одним из лучших учеников семинарии. Он так преуспел в греческом языке, что стал его преподавать в этой же семинарии, сам еще ее не окончив! После же окончания некоторое время был преподавателем риторики и философии. Весной 1758 года он принял постриг с именем Тихон. Летом того же года был посвящен в иеромонахи. В 1759 году Тихон был определен ректором Тверской семинарии и учителем богословия. Но впереди его ждало новое, еще более высокое поприще…

    В 1761 году, в день Пасхи, в Санкт-Петербурге члены Святейшего Синода избирали епископа в Новгород. Посредством жребия предстояло выбрать одного из семи кандидатов. Смоленский епископ предложил приписать также имя Тверского ректора Тихона. Первоприсутствующий Синода сказал: «Молод еще…», однако имя вписал. Жребий метали три раза и всякий раз выпадал жребий Тихона. «Верно, Богу так угодно, чтобы он был епископом» — сказал Первоприсутствующий. Святитель Тихон потом говорил об этом: «Я никогда и не мыслил о сем важном сане, чтобы быть мне епископом, а у меня мысли были непременно куда-нибудь удалиться в пустынный монастырь и проводить уединенную жизнь… Но Всевышнего судьбе так угодно, что есмь недостойный — епископ».

    Новгородцы встретили нового епископа с любовью, как бывшего когда-то учеником, а затем и учителем новгородской семинарии. Многие священники и диаконы Новгорода когда-то учились вместе с ним и насмехались над маленьким Тимой, махая на него лаптями, как кадилом. Теперь им предстояло кадить на него настоящим кадилом во время архиерейских богослужений.

    На Новгородской кафедре святитель Тихон пробыл недолго. 3 февраля 1763 года императрица Екатерина II назначила его епископом Воронежским.

    Нелегким оказалось это назначение. Епархия считалась «дикой»: полуязыческие нравы, казачья вольница, невежествен не только народ, но и часть духовенства. Святитель Тихон жаловался: «Являются ко мне многие священники и диаконы, которые крайне не знают Евангелия и Апостола чести. Не читаючи Нового Завета не можно знать воли Отца Небесного, а не знаючи невозможно исполнить, а от неисполнения воли Его святой следует явная погибель. Того ради приказывается всем обретающимся в епархии лицам духовным иметь у себя Новые Заветы. Читать их с благоговением и прилежанием». Просвещение стало одной из главных задач святителя. Он составлял наставления священникам, писал проповеди для чтения в храмах. Во всех городах края открыл славянские училища, а в Воронеже — духовную семинарию.

    Но не только просвещением был озабочен святитель Тихон. Познав на себе бедность и нужду, всем сердцем он стремился помочь страждущим. По воспоминаниям келейников, «Людям бедным всегда был свободный к нему доступ. Чувствительное сердце его никаким предметом столь страстно не занималось, как вспоможением бедности и утешением скорби». «Деятельность святителя простиралась до того, что он никогда не бывал празден, и когда по пастырству требовались какие-нибудь приуготовления, то часто проводил он целые ночи без сна и не мог успокоиться, пока не окончит своего дела…». Народ любил своего пастыря. Про него говорили: «Надо его слушаться — а то он Богу пожалуется».

    Недолгим оказалось служение святителя Тихона в сане епископа Воронежского, всего 4 года и 7 месяцев. Но сделать за это время он успел гораздо больше, чем многие другие и до, и после него. Здоровье же его, и моральное и физическое, было совершенно подорвано. Не желая исполнять свои обязанности плохо, он подал прошение в Святейший Синод об увольнении от должности и о дозволении избрать себе монастырь для проживания. Его прошение было удовлетворено и святитель Тихон переехал в Толшевский монастырь. Болотистая местность, на которой монастырь был расположен, еще более ухудшала состояние здоровья святителя, и он вынужден был перебраться в Задонский монастырь.

    Именно из кельи Задонского монастыря просиял на всю страну своими творениями величайший духовный писатель, «Российский Златоуст» — Тихон Задонский. Многие поколения православных были воспитаны на его книгах «Об истинном христианстве», «Сокровище духовное, от мира собираемое», и других. И в наше сложное время книги святителя не только не утратили своего значения, но приобрели еще большую актуальность. Мы в полной мере можем черпать из них величайшие сокровища мысли, ведущие нас к познанию истины.

    Помимо непрестанной молитвы, чтения и написания душеполезных книг, не оставил святитель Тихон и дел милосердия ближнему. Келейники вспоминают: «Всю почти свою ежегодную пенсию он употреблял на дела благотворения; а для себя оставлял самую малую часть…». Из денег и припасов, щедро присылаемых ему богатыми почитателями, он почти все раздавал нищим, сиротам, вдовам, старикам… «Бедные, слыша о его милосердии, стекались к нему со всех сторон, объясняли свои нужды и просили помощи, которую и получали».

    Своих духовных детей святитель также учил милосердию: «Многие мнятся быть нечто, часто читают молитвы, постятся, созидают храмы Божии и украшают (что само собою похвально и благочестия вид показывает); но когда их коснется кто бедный и требующий помощи, обманывается, как и тот, который к холодной печи прикасается, хотя от нее согреться, и так отходит с тою же печалью и бедою с которою приходил». «Многие не едят мяса, рыбы и прочих снедей, но пожирают людей живых».

    Однако святитель Тихон всегда помнил о том, что духовная милость выше материальной. Он «имел дар врачевателя язв души, утешителя, мудрого наставника, миротворца». Не только на словах, на своем собственном примере он показывал, как надо уметь прощать, не обижаться, не осуждать — как безропотно принимать все, нам посылаемое. Бывало, и ему несладко жилось в обители. При настоятеле Нифонте в Священный Синод было направлено письмо с вопросом, можно ли дозволять епископу Тихону совершать богослужения. Синод признал вопрос неуместным и настоятельно рекомендовал обеспечить его всем необходимым для служения. Однако, несмотря на это прямое указание, должных условий для совершения святителем Тихоном литургий создано не было. Сменивший Нифонта настоятель Феодосий также очень недружественно относился к святителю (когда-то, будучи еще епископом Воронежским, святитель Тихон отстранил его от одной из должностей «за нерадение»). Настоятель же Самуил превзошел всех: он не только публично плохо отзывался о святителе: «он, архиерей, хуже монаха живет у меня», но и даже дерзнул поднять на него руку.

    Стоит заметить, что среди почитателей святителя Тихона были виднейшие архипастыри России, и, если бы он пожаловался, любой недоброжелатель лишился бы своего места. Но святитель Тихон Задонский в первую очередь сам руководствовался принципом «прощение лучше мщения». Келейник святителя говорил об этом: «Он, Преосвященный, верите ли, такие имел свойства души, что, когда его ругали, поносили, порочили, клеветали, он только горько плакивал о таковых, сожалея об них, он виновником всего поставлял врага Божия и христианского, диавола. А когда кто из таковых, очувствовавшись, с признанием виновности своей, просил у него прощения, то бывало, обымет его с радостными слезами, целует его и прощает от сердца, любовию наполненного». И даже более того, узнавая о новых наветах, святитель только вздыхал и говорил келейнику: «Возьми сахару голову, виноградного вина бочонок, отнеси начальнику; у него, может быть, и нет сего».

    Ну кто из нас, положа руку на сердце, сможет так же реагировать на действия своего начальства? Да никто. У нас у всех есть «чувство собственного достоинства»…

    Глядя на начальство, многие монахи также досаждали святителю. И эти обиды святитель принимал со словами: «… хотя бы и мог отмстить им и несчастливыми сделать, но не хочу сего творить. Господь сказал нам: «любите враги ваша и благословляйте клянущих вас». «Богу так угодно, что и служители смеются надо мной, да я же и достоин сего за грехи мои, но еще и мало сего…». Келейник рассказывает: «Досаждавшие ему монахи временами делались больными: он раза по два и по три всякий день посещал их, утешал и ободрял своими благоразумными и душеполезными разговорами, также пищею и питием снабдевал».

    У святителя Тихона был и другой выход из создавшейся ситуации. Митрополит Гавриил усердно звал его переехать в Новгородскую епархию, где обещал подыскать достойную святителя обитель. Велико было искушение, но святитель Тихон ему не поддался. Он до конца жизни остался в Задонском монастыре, терпеливо перенося все испытания.

    Тихон Задонский скончался на 59-м году жизни 13 (26 по новому стилю) августа 1783 года в присутствии только четырех келейных. Лишь только весть о кончине святителя Тихона разнеслась по окрестностям, монастырь переполнился народом и огласился плачем.

    Погребен был святитель Тихон под алтарем храма Пресвятой Богородицы Владимирской 20 августа 1783 года. После погребения святителя правящий епископ Воронежский Тихон III, очень почитавший своего предшественника и искренне разделявший всеобщее горе, сказал много теплых слов, и, в частности: «Вспомяните, что он был, яко Иов праведный: око слепым, нога хромым, одежда нагим, алчущим пища, прибежище всем скорбящим, немощным подкрепление, печальным утеха, в душевных изнеможениях врачевство. Отселе, когда вы рыдать будете под бременем несчастий, когда болезнью отягчаемы будете, останетесь без утешителя и помощника; когда истаивать будете от глада, скитаться без покрова, хладеть без одеяния, то не прийдет уже к вам ваш Тихон, искавший некогда вас сам».

    Людской поток к святителю Тихону не только не оскудел с его смертью, но еще более усилился. У его могилы происходили многочисленные исцеления. Народ, почитавший его святым при жизни, еще более уверился в этом после его кончины.

    В 1845 году в Задонском монастыре было начато строительство нового Владимирского собора. Старый собор, под алтарем которого покоился святитель Тихон, был разобран. Тело святого было найдено нетленным. Архиерейское облачение святителя, несмотря на такое длительное пребывание в сыром месте, также было неповрежденным. Новый гроб с мощами святого был временно, до окончания строительства Владимирского собора, погребен в теплой Богородице-Рождественской церкви монастыря. В Святейший Синод и государю императору были отправлены документы, подтверждающие обретение святых мощей нетленными, и прошения о причислении чтимого всей Россией угодника Божия Тихона Задонского к лику святых. Но прошло немало времени, прежде чем этому суждено было сбыться. По разным причинам дело затягивалось. И вот, только в 1861 году, Святейший Синод направил правящему императору Александру II на подпись доклад по делу о прославлении святителя Тихона. Государь император на докладе собственноручно написал: «Согласен с мнением Святейшего Синода. Александр». Официальное прославление Тихона Задонского в лике святых и открытие его мощей для всеобщего поклонения были назначены на 13 августа 1861 г., день памяти святителя Тихона.

    Небольшой город Задонск готовился к этому великому празднику. Ожидалось большое количество паломников, для чего обустраивались старые помещения и спешно строились новые. В хронике событий мы находим интересный факт. «В городе находится улица, застроенная каменными и деревянными постоялыми дворами. Владельцы их, рассчитывая на большое стечение народа и желая воспользоваться сим для своих выгод, сошлись вместе и согласились отдавать комнаты в наем за большую цену; один же из них, бывши приглашен, не одобрил их намерения и не был на совете… На другой день после того случился пожар… Огонь… перекинулся на постоялые дворы и все их разрушил дотла, за исключением дома, стоящего рядом с ними, хозяин коего не участвовал в нечестивом совете». Воистину, «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…» (Псалом 1, 1)!

    Городу населением 7000 человек пришлось принять 300 000 паломников. Никаких помещений не хватало. Приехавшие на телегах и в повозках жили в них. Пришедшие пешком устраивались прямо на земле. Несмотря на неудобства, не было ни ссор, ни драк. Наоборот, в городе было тихо и благочестиво. Отовсюду слышалось чтение молитв и акафистов. В день прославления «Весь монастырский двор, все кровли и ограды различных монастырских зданий были унизаны народом. Высокая монастырская колокольня с стоявшими на кровле ее по всем выступам, решеткам и отверстиям, представляла собой украшенную живую пирамиду из людей… Острая монастырская ограда, в несколько аршин вышины, также унизана была народом, который сидел на ней, держась друг за друга. Нельзя не подивиться усердию и терпению простолюдинов: они заняли эти места, слишком неудобные для сидения, с пяти и шести часов утра, и сидели на них непрерывно до второго часа пополудни. В большом монастырском саду народ помещался на деревьях и висел, держась за сучья. В городе на многих домах были разобраны черепичные крыши и народ помещался на чердаках; на кровлях стояли на коленях, — все с горящими свечами. Вся сплошная масса народа представляла как бы одно тело, проникнутое одним духом любви и усердия к святителю и благодарности к Богу, прославляющему Своего угодника».

    С тех пор Задонский монастырь стал одним из самых массовых мест паломничества. К горячо любимому святому народ стекался со всей России. Но после революции 1917 года и этому святому месту, и самим святым мощам выпало немало горя.

    В январе 1919 года мощи святителя Тихона Задонского были осквернены. Чтобы отвратить народ от веры и опорочить служителей церкви, ЧК была задумана и проведена «операция по вскрытию мощей». Был даже снят «документальный» фильм, в котором показали якобы изъятое из раки нечто из ваты и картона — в официальном отчете о результатах «вскрытия» было указано на обнаруженную «грубо сделанную куклу». (В 1959 году мощи святителя Тихона были повторно освидетельствованы в г.Орле комиссией из служителей церкви и врачей. Результаты экспертизы начисто опровергли все, зафиксированное «протоколом вскрытия» 1919 года).

    Монастырь в буквальном смысле слова был разграблен. Все ценное, в том числе и серебряная рака святителя Тихона, было конфисковано. Сами мощи были признаны «не подлежащими изъятию» и оставлены «коллективу верующих». В 1929 году монастырь был закрыт.

    В 1932 году мощи святителя Тихона Задонского были переданы антирелигиозному музею г.Ельца, а затем перевезены в Орловский краеведческий музей, где и пребывали до Великой Отечественной войны.

    Во время войны, когда Орел был захвачен немцами, духовенство обратилось к коменданту города Адольфу Гаману с просьбой об открытии храмов. Первым был открыт Богоявленский храм, в котором на горнем месте алтаря и разместились мощи святителя Тихона Задонского. Они оставались там вплоть до 1961 года. С началом повторных гонений на церковь при Н.С.Хрущеве мощи снова оказались в запасниках местного краеведческого музея.

    Русской Православной Церкви удалось окончательно вернуть святыню только в 1988 году (по случаю 1000-летия крещения Руси). А на свое место — под своды Владимирского собора Задонского монастыря — мощи вернулись 13/26 августа 1991 г. Как некогда на обретение мощей святителя Тихона, на их возвращение в Задонск съехалось огромное количество народу.

    «Святыня обрела покой в специально устроенной раке под балдахином, осеняемая сохраненной стараниями верующих и духовенства иконой с изображением святителя — единственной, оставшейся от прежнего иконного богатства церквей Задонского Богородицкого монастыря».

    Еще очень хотелось бы добавить немного о самом Задонском монастыре — одном из старейших монастырей России. История основания Задонского монастыря такова.

    В далеком 1395 году Тамерлан со своим войском шел на Москву, оставляя за собой одни пепелища… Эта угроза была страшнее всех предыдущих татаро-монгольских нашествий. Уповали только на Бога и Пресвятую Богородицу. Московский князь Василий Димитриевич (сын Димитрия Донского) приказал принести из Владимира в Москву чудотворную икону Пресвятой Богородицы (ставшую с тех пор именоваться Владимирской). В день встречи иконы в Москве (сретения), 26 августа (8 сентября по новому стилю) 1395 г., и произошло чудо. Божия Матерь, окруженная Московскими святителями и небесным воинством, явилась Тамерлану во сне и приказала уйти с Русской земли. Тамерлан развернул свои войска и ушел! А на месте встречи иконы москвичами был основан Сретенский монастырь.

    Около 1610 года два выходца из Сретенского монастыря, иноки Кирилл и Герасим, взяв с собой список с чудотворного первообраза Владимирской Божией Матери, пришли к Дону, в эти тогда еще дикие места. Может быть, потому, что где-то здесь и было явление Пресвятой Богородицы Тамерлану. На красивейшем придонском холме, неподалеку от дороги из Ельца в Воронеж, ими и был основан Тешевский монастырь, позже переименованный в Задонский. Главным храмом обители стал храм во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

    Икона Владимирской Пресвятой Богородицы, с которой Кирилл и Герасим пришли из Москвы, также оказалась чудотворной. В 1692 году страшный пожар уничтожил весь монастырь со всем имуществом — и только этот образ был найден на пепелище неповрежденным. К сожалению, во время церковных погромов 1930-х годов эта икона была утрачена. Но по описанию иконы очевидцем, иеромонахом Геронтием, стало возможным сделать достаточно точный список, который и находится сейчас во Владимирском храме монастыря.

    Желание посетить Задонский монастырь и поклониться святителю Тихону Задонскому было у нас давно. В январе 2009 года, когда у мужа на работе были «рождественские каникулы», мы наконец собрались в дорогу. От батюшек нашего храма получили благословение на поездку, а от воскресной школы — большой пакет с фруктами в дар монастырю. Перед самым отъездом мы всей семьей молились — прочли все молитвы для путешествующих, какие только смогли найти, и попросили святого Тихона благословить нас на посещение его обители. Уверены, что именно поэтому добрались благополучно — дорога была отвратительная. Выехали мы поздновато — где-то в 1 час дня. Быстро стемнело. Строящаяся трасса Москва-Дон местами очень узкая, местами — без освещения. К тому же мешал сильный снегопад. На дороге было много аварий, поэтому ехать приходилось медленно, а иногда и просто стоять в пробках. Изначально (дома) мы планировали приехать в Задонск часам к 6 вечера, устроиться в гостинице и пойти в монастырь. Однако когда на деле часов в 7 вечера мы были еще очень далеко от цели, нас потихоньку начала охватывать паника…

    В Задонск мы въехали около 8 часов вечера и сразу же направились к монастырю. Страх был один — что мы опоздали и монастырь закрыт. На гостиницу времени решили не терять — просто помолились святому Тихону и надеялись, что на улице он нас ночевать не оставит. В монастырь еще пускали — до закрытия был где-то час. Мы чуть не бегом бросились в храм.

    Владимирский храм нас просто поразил: он и сам — красоты необыкновенной, а сейчас он еще был украшен к Рождеству несколькими огромными, под самые своды, наряженными елями и множеством маленьких елочек. На видном месте стоял искусно сплетенный из еловых веток вертеп с новорожденным Спасителем… Словами эту красоту передать невозможно.

    Из-за позднего времени и непраздничного дня храм был практически пуст, что для нас явилось большой радостью. К раке с мощами мы подошли безо всякой суеты и спешки, которые неизбежны в очереди, потом стояли и молились рядом, ни на что не отвлекаясь. Через некоторое время к раке подошли несколько монахинь, для которых раку открыли. Монахини прикладывались не к стеклу, а к покрову на голове святителя. Мы молча стояли рядом, смотрели — но подойти не смели… Раку опять закрыли.

    Женщина, выполняющая в этом храме какое-то послушание, совершенно неожиданно подошла к нам и сказала: «Попросите — вам тоже откроют». Но мы бы не дерзнули этого сделать! Тогда она сама обратилась к монаху, стоящему рядом с ракой, и попросила за нас. И раку нам действительно открыли! Мы всей семьей благоговейно приложились к святыне. В тот же момент возникло ощущение, что только ради этого стоило сюда ехать.

    Из храма уходить не хотелось, но монастырь закрывался. Узнав расписание завтрашней утренней службы мы, уже не торопясь, направились в гостиницу. В гостинице нас ждал единственный свободный номер, и именно такой, какой нужен был нам на троих с дочкой…

    На следующее утро — снова радость. Служба была архиерейская! Служил епископ Липецкий и Елецкий Никон — Священноархимандрит Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, очень много сделавший для его возрождения. Храм был просто набит народом — даже не верилось, что вчера вечером здесь не было почти никого.

    Мы собирались уйти сразу после службы: хотелось посетить еще два чудотворных источника, да и трудная многочасовая дорога впереди… Но уйти было необъяснимо сложно. Просто полное нежелание выходить из храма! И опять радость: появился монах с маленькой группой людей, которым он рассказывал об истории и о настоящей жизни монастыря. Мы влились в эту группу. Монах рассказывал с такой любовью, с какой можно говорить только о своем доме. Вот несколько особо запомнившихся эпизодов из этого рассказа:

    1. Для канонизации святителя Тихона Задонского нужно было предоставить заверенные подписями свидетельства о его чудотворениях. Причем каждое чудотворение должно было быть подписано как минимум двумя мирянами (подписи служителей и монашествующих не принимались). Свидетельств было столько, что если сложить их вместе, получилась бы стопка высотой в метр.

    2. Как известно, одним из почитателей преподобного Серафима Саровского был Н.А.Мотовилов, собравший и оставивший нам уникальные материалы о жизни святого старца. «Служка Серафимов» — так он сам любил себя называть. Однажды с Мотовиловым приключилась страшная беда: он начал страдать беснованием и претерпевал от этого страшные муки. Серафим Саровский явился ему в видении и сообщил, что исцеление наступит при открытии мощей святителя Тихона Задонского. Мотовилову пришлось ждать этого события почти 30 лет. Но он дождался и по своей непоколебимой вере получил исцеление. В день открытия святых мощей он стоял в алтаре, молился и горько плакал. Взглянув во время Херувимской на горнее место алтаря, он увидел на нем святителя Тихона. Святитель благословил его и стал невидим, а Мотовилов сразу же почувствовал себя исцеленным. (Позднее изложение этой же истории мы нашли в одной из проповедей отца Иоанна Крестьянкина).

    3. В годы советской власти мощам святителя Тихона Задонского много лет довелось пролежать в музеях. Однажды один из хранителей музея получил негласный приказ сжечь святые мощи (скорее всего, это нужно было для того, чтобы никто и никогда не смог опровергнуть фальшивых результатов вскрытия 1919 г.). Хранитель оказался человеком верующим. Отказаться выполнить это ужасное поручение самому значило, что его выполнит кто-то другой. Поэтому был найден прекрасный выход. По словам монаха, в запасниках музея находилась также «мумия какого-то контрабандиста», которая и была благополучно сожжена вместо мощей святителя. Памятник святителю Тихону Задонскому

    4. На территории монастыря есть памятник святителю Тихону Задонскому, а в городе — памятник Ленину. Памятник Ленину постоянно приходится отмывать от голубиного помета, а памятник Тихону Задонскому всегда чистый!

    5. Недалеко от раки святителя Тихона хранится под стеклом его облачение, обретенное нетленным вместе с мощами. Монах передал слышанный им разговор двух священников: «Эх! Не надо мне никаких чинов, никаких наград! Дали бы разок послужить в этом облачении!». — «А потянешь?» — «Потому и не прошу!»

    В дополнение к этому хочется поведать один курьезный случай, описанный в житии святителя. Как известно, Тихон Задонский обладал даром прозорливости. В этом неоднократно убеждались окружающие его. Однажды один из духовных чад святителя, глядя на своего наставника, подумал: «Как Господь возлюбил святителя! Обогатил его умом, верою, благочестием, да и наружно украсил его благообразным лицом, окладистою и красивою бородой; меня же Господь лишил красоты и волос на бороде». Святой старец тут же отозвался вслух: «Раб Божий, что так мыслишь? Хочешь, я назову тебе угодников Божиих безбородых?».

    После экскурсии по Владимирскому собору мы снова подошли к мощам, где освятили себе купленную икону святого, молились и благодарили его за все благодеяния…

    Выйдя из монастыря, мы посетили «Живоносный источник», расположенный буквально под монастырскими стенами. Набрав воды здесь, поехали на источник Тихона Задонского, расположенный в нескольких километрах от города. Здесь, несмотря на сильный мороз, была довольно большая очередь. Ну, очередь так очередь — без воды из этого источника мы уехать не могли…

    Отсюда, уже не заезжая в Задонск, отправились домой. Снова метель и опасные ситуации на дороге. Но нас переполняет радость. Благодать хранила нас — до дома доехали благополучно. Слава тебе, Господи! Благодарим тебя за все, отче Тихоне!

    Напоследок хотелось бы сказать еще вот о чем. В редких храмах есть икона святителя Тихона Задонского. А в нашем храме Покрова Пресвятой Богородицы в Хомутово — есть! Большая, старинная, удивительной красоты! Подойдите к ней, помолитесь святителю Тихону — он Вас обязательно услышит!

    Источник: https://www.homutovo.ru/life_hram/tihon-zadonsky.html

    Места: Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

    Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.

    Комментарии

    Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии

    Чудеса исцеления

    В день, когда были обретены мощи старца, рака с нетленными мощами собрала очень большое количество людей. Многие люди, преклоняясь к мощам, исцелялись от очень тяжелых заболеваний и недугов. Слепые начинали видеть, глухие слышать. У людей проходила хромота, они излечивались от психических болезней и т.д.

    Сегодня к иконе Патриарха Тихона съезжаются паломники и верующие со всего мира. У него просят о выздоровлении от затяжных и запущенных болезней. Говорят, что у просящим о выздоровлении Тихон часто является во сне. Это и является знаком исцеления.

    В монастырских книгах также упоминается об исцелении следующих заболеваний:

    • Все заболевания связанные с воспалительными процессами в организме.
    • Гемморой.
    • Наросты в области ноздри.
    • Истерические припадки и другие.

    В России настолько почитают святого Тихона, что в подмосковном имении тайного советника Лопухина И. поставили ему памятник с изображением горящей свечи, которая являлась символом чистой и горячей любви святителя к Богу.

    Говоря об исцелениях, стоит отметить, что прося о выздоровлении, нужно не просто преклонятся к мощам или образу свт. Тихона, но нужно и читать молитву. Это усилит эффект и поможет быстрей исцелится.

    Молитва Патриарху Тихону московскому

    О великий Угодниче Божий и преславный Чудотворче, Святителю отче наш Тихоне! Со умилением преклонше колена и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, хвалим, славим и величаем прославльшаго тя Бога и нам недостойным показавшаго в тебе велию милость, и всеусердно, верою и любовию чтущий святую память твою, молим тя: принеси молитву нашу к всясодержащему спасающему человеколюбцу Господу, Ему же ты ныне с лики Ангел и со всеми Святыми предстоиши, да утвердит во святей Своей православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрея и суеверия, духом и истиною покланяются Ему, и усердно пекутся о соблюдении его заповедей, пастырем ея да даст святую ревность попечения о спасении вверенных им людей — право верующия и соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати.

    И паки припадающе, с упованием, якоже чада отца нам суща, молим тя, Святителю Тихоне, веруем бо, яко ты, на небесех живый, любиши ны тою же любовию, еюже вся ближия твоя возлюбил еси, внегда пребывати тебе на земли, испроси у всемилостиваго Господа и всем нам подати дар коемуждо благопотребен и вся, яже к животу временному и вечному полезная, мира умирение, градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящииым преспеяние, родителим благословение, чадам в страсе Господнем воспитание и научение, наставником ведение и благочестие, неведающим вразумление, сирым, неимущим и убогим помощь и заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствование, отшедшим блаженное упокоение. Сих всех, наипаче, проси нам, Святче Тихоне, у Щедродавца Бога, яко имый велие к Нему дерзновение: тебе бо стяжахом приснаго заступника и теплаго молитвенника о нас пред Господем, емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Да хранит Вас Господь!

    Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Спиридона Тримифунтского в чем помогает и значение

    Смотрите еще и видео рассказ о патриархе Тихоне Московском:

    Поместный Собор и возвращение института патриаршества

    С началом подготовки Поместного Собора было ясно, что он принесет большие перемены в церковный устой России. Тревожное время и военные действия требовали динамики и кардинальных изменений в церкви, которая должна была устоять под натиском непростых обстоятельств.

    Одним из насущных вопросов, обсуждаемых на Соборе, был вопрос о возвращении патриаршества. Такое предложение вызвало множество споров, поскольку церковная власть патриарха в символизировала монархическую власть царя в стране. Монархия в России к тому моменту была уничтожена, и предложение выбрать патриарха выглядело, как попытка вернуться к прежним устоям дореволюционной России.

    Важно. Путем долгих споров и дебатов, было все же принято решение о возвращении должности патриарха в Русской православной церкви. Как позже покажет история, это решение стало спасительным и единственно верным.

    Сами выборы происходили в храме, после совершения Божественной Литургии и длительной молитвы перед иконой Богородицы «Владимириская» в храме Христа Спасителя. Среди трех претендентов, одним из которых был архиепископ Тихон, тянулся жребий. Оглашал результаты святитель Владимир, митрополит Киевский. Из трех возможных вариантов Господь указал именно на митрополита Московского Тихона. Вскоре совершилась и интонизация нового Патриарха Московского и всея Руси Тихона в Успенском Соборе (Кремль).

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: