Святые жены-мироносицы при Гробе Христовом |
Неделя святых Жен-Мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима
(сокращённое название, употребляемое в богослужебных книгах и календарях: «
Неделя жен-мироносиц
«) — церковный праздник, отмечаемый в третью неделю (воскресенье) по Пасхе, посвященный памяти святых, бывших свидетелями смерти, погребения и Воскресения Христа Спасителя и послуживших Ему. Святые жены-мироносицы сопровождали Господа во время Его земной жизни, служили Ему от своих имений, своими средствами, были с Господом на Голгофе, при снятии Господа со Креста и при Его погребении. Они же спешили ко Гробу на следующее утро и первыми узнали о Воскресении Христовом.
В этот день празднуется и память праведных богачей Нового Завета Иосифа Аримафейского и Никодима, снимавших Тело Господа с Креста. Иосиф Аримафейский отдал Господу свой собственный гроб, а Никодим принёс Ему алоэ для помазания. Мужественные решения Иосифа и Никодима, которые под зорким наблюдением фарисеев погребали Христа, дают христианам образец решимости в стоянии за истину даже в среде тех, кто распинал Христа. Кроме того, этими свидетелями Церковь указывает на фактическую истинность погребения: были явные очевидцы, документально подтверждено погребение печатью Каиафы, печатью синедриона.
Память жен-мироносиц неслучайно отмечается на третьей неделе от Пасхи: она указывает на истину Воскресения после второй недели от Пасхи, в которую воспоминается блаженное Фомино неверие.
По словам епископа Кампанского Мефодия (Кульмана), подобно святым женам мироносицам и святым Иосифу и Никодиму поступают все те, кто служит Господу, Его Телу — Святой Церкви, кто от имений своих, а кто трудами и талантами: «Чувствуют ли это поющие? Понимают ли, что пением своим Господу служат, приносят Ему миро, становятся в ряд Жен Мироносиц? Чувствуют ли все труженики церковные и жертвователи, Кому они служат и Кому несут свои жертвы?»
Каждая женщина призвана стать мироносицей по жизни: сохранять мир в своей семье, быть помощницей и опорой мужу, через рождение и воспитание детей проявлять жертвенную любовь, и через всё это спасти свою душу для вечной жизни с Богом.
Неделя третья. Мироносицкая, 3 мая – 9 мая. Верные ученицы и тайные ученики
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Третью неделю по Пасхе, Мироносицкую, как ее называли наши предки, открывает День жен-мироносиц. В последние годы его принято считать — наполовину в шутку, наполовину всерьез — неким аналогом 8-го марта, «светского Женского дня». Вдвойне поэтому любопытно, что этот праздник посвящен не только женам, но и двум мужам — тайным ученикам Иисуса Христа, приходившим слушать Его под покровом ночи. Это Иосиф Аримафейский и Никодим, участвовавшие в погребении Господа. Оба были членами Синедриона, но в суде над Христом, конечно, не участвовали. Еще до Его осуждения Никодим пытался защищать своего Учителя, говоря: Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? (Ин 7:50). Но к его словам не прислушались.
После Распятия Никодим и Иосиф больше не стали таиться: Иосиф осмелился прийти к Пилату и просить отдать ему тело умершего Учителя. Получив это позволение, вместе с Никодимом они сняли тело Спасителя с орудия мучительной казни и перенесли в Гефсиманский сад, во гроб, который Иосиф готовил когда-то для себя. Трудно поверить, но эти детали Его погребения были предсказаны еще пророком Исаией, жившим в VIII веке до нашей эры: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис 53:9).
Причем надо понимать, что гроб в древней иудейской традиции ничего общего с четырьмя досками и крышкой не имел: хоронили в естественных или искусственно вырубленных пещерах и входное отверстие, обычно очень маленькое, закрывали большим камнем.
В спешке Страстной Пятницы, когда и распятых торопились умертвить и снять со крестов ради соблюдения дня покоя, субботы (по-еврейски — «шабат», последний день недели), Иосиф и Никодим успели лишь выпросить у Пилата позволение забрать и положить во гроб Его израненное Тело. По свидетельству евангелиста Иоанна, Никодим принес благовонные масла, которыми пропитали погребальные пелены, обвили ими Христа и положили во гроб до первого дня недели (воскресенья).
В бездействии минула страшная, безысходная, опустошающая суббота… И вот рано на рассвете несколько женщин шли исполнить свой последний долг перед Учителем — по традиции помазать тело благовонными маслами (возможно, в суматохе пятницы они и не знали, что это уже сделал Никодим). Евангелисты, описывающие этот эпизод, не дают нам точного перечня тех, кто нес миро для Господа. Все четверо единодушно упоминают в их числе Марию Магдалину. Евангелист Марк называет среди мироносиц Саломию (мать апостолов Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых) и Марию Иаковлеву (мать Иакова, одного из семидесяти апостолов. Высказывалось даже мнение, что так названа сама Богородица). Евангелист Лука добавляет к этому списку Иоанну (жену Хузы, одного из чиновников при дворе правителя Галилеи Ирода Антипы) и пишет: и другие с ними. Предание Церкви говорит о том, что среди «других» были сестры Марфа и Мария (их брата, Лазаря, Христос воскресил из мертвых перед самыми Своими страданиями), Мария Клеопова и Сусанна.
Евангелие умалчивает о том, как провели ту субботу после Распятия апостолы Христовы, не говорит, где они были рано утром в воскресение и почему жены-мироносицы не обратились за помощью к ним. Скупые слова о них, «плачущих и рыдающих», дает нам евангелист Марк (Мк 16:10). И действительно, трудно и представить степень этой муки и смятения… Но посреди невыносимой боли и крушения всех надежд несколько женщин, не претыкаясь об аргументы ума, от сердца шли на рассвете ко гробу.
Но что дальше? Кто отвалит нам камень от двери гроба?.. Несколько различаются у евангелистов детали событий, однако точно известно, чтó встретило жен-мироносиц в саду Гефсимании: тяжелый камень лежит в стороне, гроб пуст, и только пелены и плат, покрывавший голову, отдельно сложенный, на месте погребения.
Первые догадки женщин: «Тело похитили, унесли!» Но от этих сомнений мироносицы избавлены явлением ангела. Евангелист говорит, что вид его был как молния. А сказанные им слова поражали не меньше, чем его вид: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь. Он воскрес и предваряет вас в Галилее!» И вот со смесью радости и страха ученицы Господа бегут с этой вестью к апостолам…
Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима
Евангелие возвещало сегодня (Мк. 16:1-8; Лк. 23:54-56, 24:1-11; Мф. 28:1-10) о подвиге святых жен, последовавших Богочеловеку во время Его земного странствования, бывших свидетельницами Его страданий, присутствовавших при Его погребении. Погребение совершилось в вечер пятка.
Когда злоба иудеев изливалась, как бы огненная лава из огнедышащей Этны, устремляясь не только на Господа, но и на всех близких Ему; когда святые апостолы вынуждены были скрыться или только издали могли наблюдать за изумительным событием; когда один наперсник любви, для которой нет страшного, неотступно пребывал при Господе, тогда ученик, бывший всегда потаенным, постоянно скрывавший свой сердечный залог из опасения преследований от Синедриона, почетный член Синедриона, Иосиф, внезапно попирает все препятствия, колебания, недоумения, доселе связывавшие и волновавшие его, приходит к холодному и жестокому Пилату, просит тело казненного поносною казнью, получает тело, погребает тело с благоговением и почестью.
Евангелие дает деянию Иосифа значение деяния великодушного, мужественного. Таким оно и было. Член Синедриона, пред лицом Синедриона, совершившего богоубийство, пред лицом Иерусалима, принявшего участие в богоубийстве, снимает с креста тело Богочеловека, убитого человеками, относит в сад, расположенный близ городских ворот и стен. Там, в уединении и тишине, под тенью древ, в новом гробе, иссеченном в цельной каменной скале, при обильном пролиянии аромат и мастей, полагает тело, которым искуплены и тела и души всех человеков, обвив это тело чистейшими пеленами, как обвивается и укрывается драгоценное сокровище. В погребении Господа принял участие другой член Синедриона, Никодим, приходивший ночью к Господу, признавший Господа посланником Бога. Привалив великий камень к дверям гроба – дверями названо в Евангелии низменное отверстие в пещеру – Иосиф уходит как окончивший с должною удовлетворительностью свое служение. Синедрион следил за действиями Иосифа. По отшествии его, он озаботился приставить стражу ко гробу, приложить печать к камню, заграждавшему вход. Погребение Господа засвидетельствовано и последователями и врагами Его. Одни члены Синедриона, в исступлении и бешенстве совершая величайшее злодеяние, бессознательно совершили величайшее жертвоприношение (Деян. 3:17-18): они закланием всесвятой Жертвы искупили человечество, заключили бесплодный ряд преобразовательных жертв, соделали излишними и эти жертвы и самое установление их. Другие члены Синедриона, представители всех ветхозаветных праведников, в богоугодном направлении и расположении духа послужили погребению Искупителя человеков, окончили и запечатлели этим действием благочестивую деятельность сынов Ветхого Завета. Отселе начинается исключительное служение деятелей Нового Завета.
Святые жены не уступают в мужественном самоотвержении Иосифу. Присутствовав при погребении в пяток, они не сочли позволительным
в субботу – в день покоя – нарушить тот покой, которым покоилось в священном мраке и затворе гробовой пещеры тело Господа. Жены намерены были излить свое усердие к Господу излиянием мира на Его тело. Возвратившись с погребения в пяток, они немедленно купили значительное количество благоуханных составов и ожидали наступающего дня по субботе, именуемого днем недельным, воскресным. В этот день, лишь воссияло солнце, благочестивые жены направились ко гробу. На пути они вспомнили, что ко входу во гроб привален большой камень. Это озаботило их, и жены начали говорить между собою: «кто отвалит нам камень от дверей гроба? Камень был велий зело» (Мк. 16:3-4). Пришедши ко гробу, они, к удивлению своему, увидели камень отваленным. Отвалил его светоносный, сильный ангел: он, по воскресении Господа, снисшел с неба ко гробу, вместившему Невместимого небом, поразил ужасом стражей, вместе и сокрушил печать и отодвинул тяжелый камень. Он сел на камне, ожидая пришествия жен. Когда они пришли, он возвестил им о воскресении Господа, повелев сказать о том апостолам. За усердие свое к Богочеловеку, за решимость воздать почесть всесвятому телу, которое охраняла воинская стража, за которым зорко наблюдала ненависть Синедриона, святые жены, первые из человеков, получили точное и верное сведение о воскресении Христа,
соделались первыми и сильными проповедниками воскресения
, как выслушавшие известие о нем из уст ангела. У всесовершенного Бога нет лицеприятия: все человеки равны пред ним, и тот из человеков сподобляется особенных даров Божиих, в особенном обилии и духовном изяществе, который с большим самоотвержением устремится к Богу. «Кто отвалит нам камень от дверей гроба?»
Эти слова святых жен имеют свое таинственное значение
. Оно так назидательно, что любовь к ближним и желание им душевной пользы не дозволяют умолчать о нем.
Гроб – наше сердце
. Было сердце храмом; соделалось оно гробом. В него входит Христос посредством таинства Крещения, чтоб обитать в нас и действовать из нас. Тогда сердце освящается в храм Богу. Мы отнимаем у Христа возможность к действованию, оживляя нашего ветхого человека, действуя постоянно по влечению нашей падшей воли,
нашего отравленного лжею разума
. Христос, введенный Крещением, продолжает пребывать в нас, но как бы изъязвленный и умерщвленный нашим поведением. Нерукотворенный храм Божий превращается в тесный и темный гроб. Ко входу его приваливается камень «велий зело». Враги Божии приставляют ко гробу стражу, скрепляют печатью отверстие, замкнутое камнем, припечатывая камень к скале, чтоб, кроме тяжести, знаменательная печать воспрещала прикасаться к камню. Враги Божии сами наблюдают за сохранением умерщвления! Они обдумали и установили все препятствия, чтоб предупредить воскресение, воспрепятствовать ему, соделать его невозможным.
Камень – это недуг души
, которым хранятся в неприкосновенности все прочие недуги и который святые отцы называют
нечувствием
. Что это за грех? О нем мы и не слыхали, скажут многие. По определению отцов, нечувствие есть
умерщвление духовных ощущений
, есть
невидимая смерть духа человеческого
по отношению к духовным предметам при полном развитии жизни по отношению к предметам вещественным. Случается, что от долговременной телесной болезни истощатся все силы, увянут все способности тела, тогда болезнь, не находя себе пищи, престает терзать телосложение; она покидает больного, оставя его изнуренным, как бы умерщвленным, неспособным к деятельности по причине изнурения страданиями, по причине страшной, немой болезненности, не выражающейся никаким особенным страданием. То же самое совершается и с духом человеческим. Долговременная нерадивая жизнь среди постоянного развлечения, среди постоянных произвольных согрешений, при забвении о Боге, о вечности, при невнимании или при внимании самом поверхностном заповедям и учению Евангелия отнимает у нашего духа сочувствие к духовным предметам, умерщвляет его по отношению к ним. Существуя, они перестают существовать для него, потому что жизнь его для них прекратилась: все силы его направлены к одному вещественному, временному, суетному, греховному.
Всякий, кто захочет беспристрастно и основательно исследовать состояние души своей, усмотрит в ней недуг нечувствия, усмотрит обширность значения его, усмотрит тяжесть и важность его, сознается, что он – проявление и свидетельство мертвости духа. Когда мы захотим заняться чтением Слова Божия, какая нападает на нас скука!
Как все, читаемое нами, представляется нам малопонятным, не заслуживающим внимания, странным! Как желаем мы освободиться скорее от этого чтения! Отчего это? Оттого, что мы
не сочувствуем
Слову Божию.
Когда мы встанем на молитву, какую ощущаем сухость, холодность! Как спешим окончить наше поверхностное, исполненное развлечения моление!
Это отчего? Оттого, что мы чужды Богу: мы веруем в существование Бога мертвою верою; Его нет для ощущения нашего.
Отчего забыта нами вечность?
Разве мы исключены из числа тех, которые должны вступить в ее необъятную область? Разве смерть не предстоит нам лицом к лицу, как предстоит она прочим человекам? Отчего это? Оттого, что
мы прилепились всею душою к веществу
, никогда не думаем и не хотим думать о вечности, утратили драгоценное предощущение ее, стяжали ложное ощущение к нашему земному странствованию. Это ложное ощущение представляет нам земную жизнь бесконечною. Мы столько обмануты и увлечены ложным ощущением, что сообразно ему располагаем все действия наши, принося способности души и тела в жертву тлению, нисколько не заботясь об ожидающем нас ином мире, между тем как мы непременно должны сделаться вечными жителями этого мира.
Отчего источаются из нас, как из источника,
празднословие, смехословие, осуждение ближних, колкие насмешки над ними? Отчего мы проводим
без отягощения
многие часы в пустейших увеселениях, не находим сытости в них, стараемся одно суетное занятие заменить другим,
а кратчайшего времени не хотим посвятить на рассматривание согрешений своих
, на плач о них? Оттого, что
мы стяжали сочувствие к греху
, ко всему суетному, ко всему, чем вводится грех в человека и чем хранится грех в человеке; оттого, что мы утратили сочувствие ко всем упражнениям, вводящим в человека, умножающим и хранящим в человеке боголюбезные добродетели. Нечувствие насаждается в душу враждебным Богу миром и враждебными Богу падшими ангелами при содействии нашего произволения. Оно возрастает и укрепляется жизнью по началам мира; оно возрастает и укрепляется от последования своим падшим разуму и воле, от оставления служения Богу и от небрежного служения Богу. Когда нечувствие укоснит в душе и соделается ее качеством, тогда мир и миродержцы прилагают к камню печать свою. Печать эта состоит в общении человеческого духа с падшими духами, в усвоении духом человеческим впечатлений, произведенных на него духами падшими, в подчинении насильственному влиянию и преобладанию духов отверженных.
«Кто отвалит нам камень от дверей гроба?» Вопрос, исполненный заботливости, печали, недоумения. Ощущают эту заботливость, эту печаль, это недоумение те души, которые направились ко Господу, оставив служение миру и греху. Пред взорами их обнаруживается, во всем ужасном объеме и значении своем, недуг нечувствия. Они желают и молиться с умилением и упражняться в чтении Слова Божия вне всякого другого чтения, и пребывать в постоянном созерцании греховности своей, в постоянном болезновании о ней, словом сказать, желают усвоиться, принадлежать Богу, – встречают неожиданное, неизвестное служителям мира сопротивление в самих себе: нечувствие сердца. Сердце, пораженное предшествовавшею нерадивою жизнью, как бы смертельною язвою, не обнаруживает никакого признака жизни. Тщетно собирает ум помышления о смерти, о суде Божием, о множестве согрешений своих, о муках ада, о наслаждении рая; тщетно старается ум ударять в сердце этими помышлениями: оно пребывает без сочувствия к ним, как бы и ад, и рай, и суд Божий, и согрешения, и состояние падения и погибели не имели к сердцу никакого отношения. Оно спит глубоким сном, сном смертным; оно спит, напоенное и упоенное греховною отравою. «Кто отвалит нам камень от дверей гроба? Камень этот – велий зело».
По наставлению святых отцов, для уничтожения нечувствия нужно со стороны человека постоянное, терпеливое, непрерывное действие против нечувствия, нужна постоянная, благочестивая, ВНИМАТЕЛЬНАЯ жизнь
. Такою жизнью наветуется жизнь нечувствия; но одними собственными усилиями человека не умерщвляется эта смерть духа человеческого: уничтожается нечувствие действием Божественной благодати. Ангел Божий, по повелению Бога, нисходит в помощь к труждающейся и утружденной душе,
отваливает камень ожесточения от сердца
, исполняет сердце умиления, возвещает душе воскресение, которое бывает обычным последствием постоянного умиления.
Умиление есть первый признак оживления сердца в отношении к Богу и к вечности
. Что такое – умиление?
Умиление
есть ощущение человеком милости и сострадания к самому себе, к своему бедственному состоянию, состоянию падения, состоянию вечной смерти. О иерусалимлянах, приведенных в это настроение проповедью святого апостола Петра и склонившихся принять христианство, Писание говорит, что они «умилишася сердцем» (Деян. 2:37).
Не нуждалось тело Господа в благовонном мире мироносиц. Помазание миром оно предварило воскресением. Но святые жены благовременною покупкою мира, ранним шествием, при первых лучах солнца, к живоносному гробу, пренебрежением страха, который внушался злобою Синедриона и воинственною стражею, сторожившею гроб и Погребенного, явили и доказали опытно свой сердечный залог к Господу
. Дар их оказался излишним: сторично вознагражден он явлением доселе невиданного женами ангела, известием, не могущим не быть преизобильно верным, о воскресении Богочеловека и воскресении с Ним человечества.
Не нужно Богу, для Него Самого, посвящение жизни нашей, посвящение всех сил и способностей наших в служение Ему – для нас это необходимо
. Принесем их, как миро, ко гробу Господа.
Благовременно купим миро – благое произволение.
С юности нашей отречемся от всех жертв греху;
на эту цену купим миро – благое произволение
. Служение греху невозможно соединить с служением Богу: первым уничтожается второе. Не попустим греху умертвить в духе нашем сочувствие к Богу и ко всему Божественному! Не попустим греху запечатлеть нас своими впечатлениями, получить над нами преобладание насильственное. Вступивший в служение Богу с дней неиспорченной юности и пребывающий в этом служении с постоянством подчиняется непрестанному влиянию Святаго Духа, запечатлевается исходящими от Него благодатными, всесвятыми впечатлениями, стяжает, в свое время,
деятельное познание
воскресения Христова, оживает во Христе духом, соделывается, по избранию и повелению Божиим, проповедником воскресения для братии своей. Кто по неведению или увлечению поработился греху, вступил в общение с падшими духами, сопричислился им, утратил в духе своем связь с Богом и небожителями,
тот да уврачует себя покаянием
. Не будем отлагать врачевания нашего день на день, чтоб не подкралась неожиданно смерть, не восхитила нас внезапно, чтоб мы не оказались неспособными к вступлению в селения некончающегося покоя и праздника, чтоб не были ввергнуты, как непотребные плевелы, в пламень адский, вечно жгущий и никогда несожигающий.
Врачевание застарелых недугов совершается не так скоро и не так удобно
, как то представляет себе неведение. Не без причины милосердие Божие дарует нам время на покаяние; не без причины все святые умоляли Бога о даровании им времени на покаяние. Нужно время для изглаждения впечатлений греховных; нужно время, чтоб запечатлеться впечатлениями Святого Духа; нужно время для очищения себя от скверны; нужно время, чтоб облечься в ризы добродетелей, украситься боголюбезными качествами, которыми украшены все небожители.
Воскресает в человеке, приготовленном к тому, Христос, и гроб – сердце – снова претворяется в храм Божий. «Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой» (Пс. 3:8); в этом таинственном и вместе существенном воскресении Твоем заключается мое спасение.
Аминь.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
В неделю третью Святой Пасхи Церковь вспоминает о явлении воскресшего Христа женам-мироносицам, первым свидетельницам Воскресения. Явился им Господь первым не только ради их особой заботы о помазании миром тела Его при погребении, а и потому, что жены-мироносицы сами были исполнены духовного благоухания добродетелей, и потому удостоились послужить особому смотрению Божию в деле нашего спасения.
Кто же они, жены-мироносицы, Святой Церковью ныне вспоминаемые? Их было много, но называют по именам евангелисты лишь некоторых. Среди них первое место занимает Сама Богоматерь, Которой прежде других явился воскресший Христос, как о том вспоминается в песнях нынешнего Богородичного канона преподобного Иосифа Песнописца. Явился Господь прежде других Своей Матери по плоти не ради Ее материнства, как то объяснял Он прежде (Лк. 11, 27-28), а ради Ее несравненных добродетелей, которыми Она, возросшая подобно лилии белоснежной чистоты среди терния, привлекла особое благоволение у Бога, названа Благодатною и сподобилась сделаться одушевленным Храмом Самого Бога, от Нее воплотившегося.
Правда, о явлении Богоматери воскресшего Христа в Евангелиях прямо не говорится. Евангелист Иоанн, сказав, что при Кресте Христовом стояла Богоматерь с другими женами (Ин. 19, 25), о явлении Ей воскресшего Христа не повествует. А евангелист Матфей, как бы вместо Богоматери, упоминает о предстоявшей Кресту Марии, матери Иакова и Иосии (Мф. 27, 56), и о том, что Мария Магдалина и другая Мария, видимо та же Мария — мать Иакова и Иосии, сидели против гроба (Мф. 27, 61). На рассвете первого дня недели пошли посмотреть гроб (Мф. 28, 1). Кто же эта другая Мария, Которая, видимо, и названа выше Марией, матерью Иакова и Иосии, как не упомянутая у Иоанна в числе предстоящих Кресту Богоматерь, называемая Иаковлевой или Иосиевой (Мк. 15, 47; 16, 1) по усыновлению Ею, обрученной Иосифу, детей его от первого брака: Иакова, Иосии и других? Если о Ней упомянуто лишь прикровенно, то, может быть, потому, что Она вообще любила, по глубокому смирению, слагать в сердце Своем словеса о Божественном Сыне, поскольку эти слова и дела касались Ее Самой (Лк. 2, 19, 51). Тем более, что жены вообще сначала не сказали никому о виденном у гроба по причине страха (Мк. 16, 8).
Могла ли не быть у гроба Сына Своего Богоматерь? Мог ли не явиться воскресший Христос Ей, более всех болезновавшей о Божественном Сыне? И Он явился Ей, может быть, ранее Марии Магдалины, когда та побежала от пустого гроба к апостолам Петру и Иоанну (Ин. 20, 1-2), а Богоматерь осталась при гробе. Во второй раз явился Ей Господь, как и Марии Магдалине, на обратном пути от гроба, сказав: «Радуйтесь!» (Мф. 28. 9).
Из других жен евангелисты упоминают прежде всего Марию Магдалину, о которой нарочито замечают, что Христос изгнал из нее семь бесов (Мк. 16, 9; Лк. 8, 2). Не говорят евангелисты, что бесы владели ею посредством каких-либо особых страстей земных, но объясняют, что она, благодарная Христу за исцеление, пламенела любовью к Нему. Это не обычная человеческая любовь, смешанная со страстями, но любовь, превосходящая человеческую. Сердце Марии не могло не плениться при виде Того, о Ком еще в Ветхом Завете сказано: «Ты прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44, 3), но пленялось сердце Марии не самой по себе красотой земной, а просиявшей через покров плоти неизреченной, ни с какой земной красотой не сравнимой, красотой Божества Христова, о которой восклицал и ветхозаветный пророк: «О, какая благость Его и какая красота Его! Хлеб (то есть Хлеб жизни) (Ин. 6, 35) одушевит язык у юношей и вино благодати Его у отроковиц» (Зах. 9, 17). Познав, ощутив всем существом своим, какое несравненное сокровище Божественной жизни носит в Себе Христос, Мария Магдалина сделалась истинной Его ученицей, ради приобретения многоценного бисера оставившей все в мире (Мф. 13, 46). С такой любовью ко Христу, со смертью Которого Мария не хотела более взирать ни на какие радости земли, хотела как бы вся без остатка истаять в слезах любви по Христе умершем, шла она ко гробу помазать тело Божественного Учителя. И тут Он является ей воскресший. Когда же она хотела в порыве охватившей ее радости броситься ко Христу, то получила повеление не прикасаться к Нему по земному обычаю. Так, будто Он по-прежнему будет жить на земле в видимом теле, беседовать лицом к лицу с любящими Его. Нет, Он отселе должен взойти ко Отцу Своему (Ин. 20, 17) и туда же возвести с Собой любящих Его, что будет радостью, превосходящей радость всякой земной любви. Исполнившись этой радости, Мария бежит благовестить ее апостолам, а через них и всему миру.
Менее говорится в Евангелии о других женах. Называется среди них Соломия, мать апостолов Иакова и Иоанна, ученика, которого любил Иисус. Не она ли передала Иоанну эту несравненную любовь ко Христу, которую он потом столь умножил, что сделался «апостолом любви» по преимуществу? Правда, Соломия мечтала о земных почестях для сыновей своих. Но когда она познала, что Христос хочет даровать радость Царства не земного, а Небесного (Мф. 20, 21-28), то начала без сомнения искание этого Небесного Царства, восприняла в себя веяние доселе неизвестного миру духа любви Христовой (Лк. 9, 55-56), превосходящей всякую человеческую любовь, как блаженство небес превосходит всякие радости земли. Упоминается далее среди жен, следовавших за Христом, Иоанна, жена Хуза, домоправителя Иродова, и Сусанна, служившая Христу от имения своего и от Него обогатившаяся духовно (Лк. 24, 10; 23, 49; 8, 2-3).
Возможно, что были в числе жен-мироносиц также Марфа и Мария, сестры Лазаря. Марфа так любила оказывать Христу, странствовавшему и не имевшему, где преклонить главу (Мф. 8, 20), гостеприимство в своем доме. Среди хозяйственных забот она умела улавливать и смысл Божественных слов Христовых. Перед воскрешением Лазаря Марфа исповедала Христа такими словами: «Господи, верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11, 27). Вторая сестра Лазаря, Мария, избравшая единое на потребу, чтобы, сидя у ног Иисусовых, с любовью внимать слову Христову, пить потоки воды живой, обращающиеся в потоки, текущие в жизнь вечную (Лк. 10, 38-42; Ин. 4, 10-14). Вот жены, следовавшие за Христом, пришедшие помазать тело Его. Это ли не истинные ученицы Христовы, лучшие дщери праматери Евы, подлинные дщери Божии? Вот почему им, как явившим себя носительницами жизни Божественной, воссиявшая из гроба жизнь явилась (1 Ин. 1, 2).
Русская Православная Церковь
Версия для печати
Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.
Календарные заметки:
С этого дня во все воскресные дни до отдания Пасхи на утрене канон праздника предваряется пением пасхального канона с Богородичнами (без припевов на 9-й песни).
Порядок чтений, согласно календарю:
Утр. – Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20.Лит. – Деян., 16 зач., VI, 1–7.
Мк., 69 зач., XV, 43 – XVI, 828.
3. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Глас 2-й. Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского.
Мчч. Тимофея и Мавры. Печерской-Нерукотворной и Свенской-Печерской икон Божией Матери. Иконы Божией Матери, именуемой «Свенская-Печерская»
[18].
Прпп. Иулиании и Евпраксии Московских. Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря[19]. Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц)[20].
Примечание.
В храме святых жен-мироносиц служба (малая и великая вечерня, утреня и Литургия) во всем подобна службе вмч. Георгия, только на вечерне читаются паримии с Недели всех святых, на утрене по полиелее – величание: «Величаем вас, святыя мироносицы, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего». Псалом избранный: «Блажен муж, бояйся Господа…», и прочее (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 3-е «зри»).
Служба совершается по Триоди (А).
При совершении полиелейной службы[21] прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского, можно руководствоваться 4-й Марковой главой Типикона под 23 апреля: «Аще случится память святаго великомученика Георгия в Неделю мироносиц, или разслабленнаго, или самаряныни», и 2-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «Подобает ведати, яко аще случится святаго Иоанна Богослова, в Неделю мироносиц, или о разслабленном или самаряныни, или о слепом» (Б).
А. На великой вечерне
«Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 7, и праздника (Недели мироносиц), глас тот же – 3. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Мироносицы жены, гроба Твоего…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихиры праздника, глас 1-й. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Проси Иосиф…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель мой…» (см. в Триоди на ряду).
На стиховне стихира воскресная, глас 2-й: «Воскресение Твое, Христе Спасе, всю просвети вселенную…», и стихиры Пасхи, глас 5-й (с припевами их). «Слава» – праздника, глас тот же: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою…», «И ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе из мертвых…» поется единожды, как окончание стихиры).
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
Примечание.
«Ведомо же буди, яко от Недели святаго Фомы не бывает хлеболомление по благословении хлебов, за краткость нощи» (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 2-е «зри»).
На утрене
на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда снизшел еси…» (дважды). «Слава» – тропарь праздника, глас тот же: «Благообразный Иосиф…», «И ныне» – ин тропарь праздника, глас тот же: «Мироносицам женам…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные (см. в Триоди).
Вместо полиелея положено петь Непорочны, то есть 17-ю кафизму.
Примечание.
Пение Непорочных на воскресной утрене назначается Уставом до отдания Воздвижения (21 сентября), кроме совпадения с воскресным днем полиелейного или бденного праздника. 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
«Ангельский собор…». Ипакои, глас 2-й: «По страсти шедше…». Степенны – антифоны 2-го гласа. Прокимен воскресный, глас 2-й: «Востани, Господи Боже мой…». Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…» (трижды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: Пасхи со ирмосом и Богородичнами на 6 (ирмосы по дважды) и канон праздника Триоди (Недели мироносиц) на 8.
Примечание.
Канон Пасхи поется на воскресной утрене в Недели жен-мироносиц, расслабленного, о самаряныне и о слепом, со всеми тропарями и Богородичнами, без заключительного «Христос воскресе из мертвых…» по каждой песни и без припевов на 9-й песни канона.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».
По 3-й песни – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб снизшел еси…», и икос, глас тот же: «Еже прежде солнца…»; седален праздника, глас 2-й: «Мира тепле…». «Слава, и ныне» – ин седален праздника, глас тот же: «Учеников Твоих лик…».
По 6-й песни – кондак праздника, глас 2-й: «Радоватися мироносицам повелел еси…», и икос, глас тот же: «На гроб Твой, Спасе…».
На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув…». «Слава» – светилен праздника: «Жены, услышите…», «И ныне» – тот же светилен.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные (см. в Триоди), глас 2-й – 8. «Слава» – евангельская стихира, глас тот же: «С миры пришедшим…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Примечание.
Припевы к двум последним хвалитным стихирам – обычные воскресные (в Триоди указываются инципиты стихов). Стих 1-й: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца»; стих 2-й: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, / повем вся чудеса Твоя».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
На часах
– тропарь воскресный: «Егда снизшел еси…». «Слава» – тропарь праздника: «Благообразный Иосиф…». Кондак праздника: «Радоватися мироносицам…».
На Литургии
блаженны гласа – 4 (см. в Триоди), и праздника Триоди (Недели мироносиц), песнь 6-я – 4.
По входе – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда снизшел еси…», тропарь праздника, глас тот же: «Благообразный Иосиф…». «Слава» – кондак праздника Триоди, глас тот же: «Радоватися мироносицам…», «И ныне» – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…».
Прокимен – Недели мироносиц, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…»; стих: «К Тебе, Господи, воззову…».
Апостол и Евангелие – Недели мироносиц.
Аллилуиарий – Недели мироносиц, глас 8-й: «Благоволил еси, Господи, землю Твою…»; стих: «Милость и истина…».
Задостойник Пасхи.
Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите…», и дня (воскресный): «Хвалите Господа с Небес…».
Б. На великой вечерне
«Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 3, праздника (Недели мироносиц), глас тот же – 3, и преподобного – 4[22]. «Слава» – праздника (Недели мироносиц), глас 6-й: «Мироносицы жены, гроба Твоего…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…».
Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.
На литии[23] стихира храма и стихиры преподобного, глас 1-й и глас 2-й (см. на литии). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Еже по образу…» (см. на литии), «И ныне» – праздника (Недели мироносиц), глас тот же: «Проси Иосиф…» (см. славник литийных стихир Триоди)[24].
На стиховне стихира воскресная, глас 2-й: «Воскресение Твое, Христе Спасе, всю просвети вселенную…», и стихиры Пасхи, глас 5-й (с припевами их). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества…», «И ныне» – праздника (Недели мироносиц), глас 5-й: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою…» (см. славник стиховных стихир Триоди)[25].
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды)[26].
Примечание.
«Ведомо же буди, яко от Недели святаго Фомы не бывает хлеболомление по благословении хлебов, за краткость нощи» (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 2-е «зри»).
На утрене
на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда снизшел еси…» (единожды), тропарь праздника (Недели мироносиц), глас тот же: «Благообразный Иосиф…» (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – ин тропарь праздника (Недели мироносиц), глас 2-й: «Мироносицам женам…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные (см. в Триоди).
Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом.
Примечание.
Пение Непорочных вместо полиелея на воскресной утрене назначается Уставом в эту Неделю и в последующие воскресенья до отдания Воздвижения (21 сентября), кроме совпадения с воскресным днем полиелейного или бденного праздника. 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
«Ангельский собор…». Ипакои, глас 2-й: «По страсти шедше…». Седален преподобного по 1-м стихословии, глас 4-й: «Званию Господа…»; седален преподобного по 2-м стихословии, глас 8-й: «Слезными теченьми…». «Слава» – седален преподобного по полиелее, глас тот же: «От утробы освящен быв…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Небесную дверь и ковчег…» (см. 8 мая, в службе ап. Иоанна Богослова, по полиелее)[27]. Степенны – антифоны 2-го гласа. Прокимен воскресный, глас 2-й: «Востани, Господи Боже мой…». Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…» (трижды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: Пасхи со ирмосом и Богородичнами на 6 (ирмосы по дважды), преподобного на 4 и праздника Триоди (Недели мироносиц) на 4.
Примечание.
Канон Пасхи поется на воскресной утрене в Недели жен-мироносиц, расслабленного, о самаряныне и о слепом, со всеми тропарями и Богородичнами, без заключительного «Христос воскресе из мертвых…» по каждой песни и без припевов на 9-й песни канона.
Примечание.
Канон праздника Триоди (составной) поется на 4 без повторений. Сначала тропарь воскресный (смотреть по содержанию), потом праздника (смотреть по содержанию). «Слава» – Троичен, «И ныне» – Богородичен (ср.: Типикон, 23 апреля, 4-я Маркова глава; 8 мая, 2-я Маркова глава).
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».
По 3-й песни – кондак и икос преподобного, глас 3-й; седален преподобного, глас 4-й. «Слава» – ин седален преподобного, глас тот же, «И ныне» – седален праздника (Недели мироносиц), глас 2-й.
По 6-й песни – кондак праздника (Недели мироносиц), глас 2-й: «Радоватися мироносицам повелел еси…», и икос, глас тот же: «На гроб Твой, Спасе…».
На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув…». «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – светилен праздника (Недели мироносиц): «Жены, услышите…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные (см. в Триоди), глас 2-й – 4, и преподобного, глас 2-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – евангельская стихира, глас 2-й: «С миры пришедшим…» (см. в Триоди), «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Примечание.
Припевы к двум последним хвалитным стихирам см. в стихирах на стиховне вечерни в службе Минеи. Стих 1-й: «Честна пред Господем / смерть преподобных Его»; стих 2-й: «Блажен муж, бояйся Господа, / в заповедех Его восхощет зело».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
На часах
[28] – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда снизшел еси…». «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки праздника (Недели мироносиц): «Радоватися мироносицам…», и преподобного – читаются попеременно[29].
На Литургии
блаженны гласа – 4 (см. в Триоди), праздника Триоди (Недели мироносиц), песнь 3-я – 4, и преподобного, песнь 6-я – 4.
По входе – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда снизшел еси…», тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника Триоди (Недели мироносиц), глас 2-й: «Радоватися мироносицам…».
Прокимен – Недели мироносиц, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», стих: «К Тебе, Господи, воззову…»; и преподобного, глас 7-й: «Честна пред Господем…».
Апостол и Евангелие – Недели мироносиц и преподобного.
Аллилуиарий – Недели мироносиц, глас 8-й: «Благоволил еси, Господи, землю Твою…»; и преподобного, глас 2-й: «Священницы Твои облекутся в правду…».
Задостойник Пасхи.
Причастен – дня (воскресный): «Хвалите Господа с Небес…»; и преподобного: «В память вечную…».
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 июля 2016 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба иконе Божией Матери, именуемой «Свенская-Печерская». Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (https://www.patriarchia.ru/db/text/4562190.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (https://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/368). Ср.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 1. С. 114–130. См.: Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 2. С. 339–340. См.: Там же. С. 341. Ср.: Типикон, 23 апреля, 5-я Маркова глава; 21 мая, «зри». Настольная книга священнослужителя. М., 19922. Т. 1. С. 106. Допустимо в число четырех стихир Минеи включить славник, глас 8-й: «Приидите, стецемся вси…». Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782. В стихирах на литии и на стиховне на «И ныне» указывается песнопение Триоди, т. е. праздника (Недели мироносиц). В Триоди оно помещено на «Славу» (ср.: Типикон, 23 апреля, 4-я Маркова глава; 8 мая, 2-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 683, 685). В стихирах на стиховне на «И ныне» указывается песнопение Триоди, т. е. праздника (Недели мироносиц). В Триоди оно помещено на «Славу» и поется вместо «Воскресения день…» (ср.: Типикон, 23 апреля, 4-я Маркова глава; 8 мая, 2-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 683, 685). Тропарь преподобного не поется по Трисвятом (на благословении хлебов), т. к. служба преподобного полиелейная, а не бденная. Пение Богородична, а не песнопения праздника указывается в 4-й Марковой главе Типикона под 23 апреля и во 2-й Марковой главе Типикона под 8 мая. Ср.: Типикон, 23 апреля, 4-я Маркова глава; 8 мая, 2-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 684, 685. Ср.: Устав. М., 1610. Л. 157 об., 161 об.; Устав. М., 1634. Л. 121; Устав. М., 1641. Л. 614, 638; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 684, 685.
← предыдущий день следующий день →
Молитвословия
Тропари, глас 2
Благообра́зный Ио́сиф/ с дре́ва сне́м Пречи́стое Твое́ те́ло,/ плащани́цею чи́стою обви́в,/ и благоуха́ньми во гро́бе но́ве закры́в положи́:/ но тридне́вен воскре́сл еси́ Го́споди,// подаяй’ ми́рови ве́лию ми́лость.
Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в А́нгел вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым су́ть прили́чна,/ Христо́с же истле́ния яви́ся чу́ждь./ Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 2
Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́,/ пла́чь прама́тере Е́вы утоли́л еси́/ воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же,/ апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́:// Спа́с воскре́се от гро́ба.
Оптина Пустынь
Как старатель решетом усердно намывает горы тяжелой земли, чтобы найти крошечные крупицы золота, так и душа решетом молитвы находит слитки любви и смирения в бесконечных тоннах гниющего житейского мусора…
У каждой человеческой души в жизни должен наступить момент, когда зело рано, во едину от суббот (Мк. 16:2) через тьму будней и забот она будет пробираться к Источнику Жизни! Мироносицы первые проложили этот путь. Как получилось, что когда все ученики оставили Христа, страха ради иудейска, когда сон смежил глаза апостолов в Гефсиманском саду, когда такой камень, как апостол Петр, греясь у костра, не выдержал прямого вопроса служанки и тоже отрекся, когда все, кто ходил за Ним в ожидании чуда, исцеления, какой-то еще помощи — растворились, разбежались, исчезли — хрупкие женщины, мироносицы остались верными Спасителю до Креста, до Распятия, до смерти, до гроба, а потом и до Победы, воссиявшей из этого живоносного Гроба?
Почему, когда казалось, что сам воздух превратился в страх и ужас, праведный Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, богатый, уважаемый человек, пренебрегая своей личной безопасностью, своим статусом, положением осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова
(Мк. 15:43)? Что двигало таинственным Никодимом, тем самым, который раньше ночью приходил к Спасителю и беседовал о Вечной жизни и спасении, — не убояться и принести на погребение Учителя
смешение смирнено и алойно яко литр сто
(Ин. 19:39)?
Гибнут цивилизации. Уходят в небытие идолы и кумиры. Забывают о тех, кто правил умами миллионов людей. А о той верной и тихой женщине, которая возлила миро на главу Господа, Он Сам сказал: Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие, в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала
(Мк.14:9).
Когда наши отцы, деды и прадеды сражались с оружием в руках на кровавых полях Отечественной войны, наши матери, бабушки и прабабушки, «белые платочки», русские мироносицы, с молитвой в сердце вымаливали победу России над оккультным Рейхом! Потом, уже после войны, на одной из международных конференций, лукавые европейские наблюдатели с иронией и насмешкой спрашивали нашего иерарха: «А что же будет с русской Церковью, когда умрут последние верующие бабушки?» И он ответил: «Наши бабушки — бессмертны!» Умирают зло, ненависть, предательство, трусость, клевета. Верность, любовь, смирение остаются навечно, навсегда!
Святитель Николай Сербский восклицает: «О! Благоуханный Господи, единое благовоние человеческого существа и человеческой истории! Сколь дивно Ты вознаградил сии преданные и верные души, которые не забыли Тебя и мертвого во гробе! Из мироносиц Ты сделал их благовестницами Твоего Воскресения и Твоей славы. Они не помазали Твое мертвое тело, но Ты помазал их живые души елеем радости. Безутешные горлицы стали ласточками новой весны! Плакальщицы с Твоего гроба стали святыми во Царствии Твоем Небесном!»
Мироносицы не помазали тело своего Учителя, но святые отцы говорят, что Господь и намерение целует. Верность — одна из самых прекрасных добродетелей. Верность супругов друг другу. Верность своей Отчизне. Верность долгу. Верность детей родителям. Мироносицы сохранили самую главную верность — верность Богу!
Почему именно они, не убоявшись, во едину от суббот прииде заутра, еще сущей тьме, на гроб
(Ин. 20:1)? Почему праведные Иосиф с Никодимом проявили свое бесстрашие? Бог — непостижим. И человек — непостижим. Бог — это великая Тайна, и в человеке как в образе Божием заключена тайна. Кто-то сказал: «Человек — это тайна. К ней можно прикоснуться, но разгадать её — нельзя». А отец Рафаил Нойка вторит этим словам: «Каждый человек — исключение. Каждая душа — неповторимое странствие».
Мы часто оцениваем человека по его поступкам. И это, действительно, важный критерий. Но святоотеческое учение говорит, что никто из нас не сводим ни к одному из наших поступков. Человек всегда глубже и сложнее, чем то, что он делает. Человек — это целая Вселенная, Космос, Загадка… И порою мы сами не понимаем, что творится внутри нас. Только Бог знает — что в человеке. И в человеческой душе, как в зеркале, могут отражаться Бог, Смысл, Любовь, Вечность, или, наоборот, — неверие, злоба, ненависть, гордыня, похоть. На Нюрнбергском процессе спросили одного немецкого офицера: «Как же вы могли сжигать в газовых камерах таких же, как вы, людей?» И он ответил: «А я не думал, что это были люди!»
«Нам предлежит два пути, — говорит авва Исайя, — путь жизни и путь смерти. Идущий по одному — не идет по другому». Церковь всеми силами помогает человеку встать на этот удивительный, глубокий, необъятный Путь Жизни. Евангелист Матфей пишет, что когда мироносицы увидели Воскресшего Христа, Он воскликнул: «Радуйтесь!» И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему
(Мф. 28:9). Через мрак своей оторванности от Бога, через страшную суетливую череду серых будней, через болезненную рассеянность своей жизни человек должен прийти к Воскресшему Христу и поклониться Ему. Поклониться не только телом, не только коленями, но поклониться всей своей жизнью, каждой маленькой клеткой своей души. На колени встать перед чудом Воскресения Христова!
Патерик повествует о том, как два монаха шли в церковь. Один постоянно повторял: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу! Приидите, поклонимся и припадем ко Христу…» Другой не выдержал: «Слушай, почему ты не читаешь псалмы, или другие какие-то молитвы, а все время одно: “приидите, поклонимся”?» И тот ответил: «Я призываю все мои чувства, все силы души, чтобы они вместе пришли поклониться Христу!» С Богом нельзя, невозможно выстроить «бартерные» отношения: Ты — мне, я — Тебе. Богу нужно наше сердце. Целиком! Сыне, даждь Мне твое сердце!
(Прит. 23:26)
Как-то один оптинский послушник спросил преподобного Льва: «Батюшка! А чем привлекается наипаче благодать Божия?» И убеленный сединами и мудростию авва ответил: «Непритворство, нековарство, откровенность души — вот что приятно смиренному сердцем Господу». Это то, о чем Господь говорит в Евангелии: Аще не обратитеся и не будете яко дети, не внидете в Царствие Небесное
(Мф. 18:3).
Митрополит сербский Амфилохий замечательно говорит о «Божественной деликатности», о том, что Творец оказывает бесконечное уважение к человеческой личности и человеческой свободе. Бог никого насильно не тянет зело рано
к Своему Живоносному Гробу. Он хочет, чтобы наше сердце добровольно, охотно, радостно, вдохновенно прорезывало темноту нашей жизни своим внутренним тихим светом. Но если человек все-таки решится идти через тьму к Истине, то Господь дарит ему такой рассвет, такие краски, такую благодать, которые тот даже не ожидает!
Святитель Николай Сербский спрашивает: «А какая разница между мироносицами и Евою?» «Мироносицы, — говорит он, — из любви спешат быть послушными и мертвому Господу, в то время как Ева не хотела быть послушной и живому! Та — непослушна и в раю, а мироносицы послушны на Голгофе… » Мироносицами должны стать наши души. Послушными, тихими, радостными, верными! Иного настоящего предназначения у человека и нет на земле. Делание верующего сердца — всегда быть в пути. Без остановок и перерывов на обед. Вдохновенно, радостно, честно! На крыльях, на веслах, на коленях! По бездорожью, по топям; сквозь мглу и туман! С надеждой! С доверием! С любовью!
Очнувшись от земной спячки, наше сердце зело рано
должно начать свое таинственное восхождение к Воскресшему Христу. Скоро рассвет. И камень уже отвален от гроба!
Игумен Тихон (Борисов)
30 апреля 2022 г.
ЖЕН-МИРОНОСИЦ НЕДЕЛЯ
[в совр. греч. Типиконе — Κυριακὴ γ´, τῶν Μυροφόρων; в слав. — ], в традиции послеиконоборческого византийского богослужения — 3-е воскресенье после праздника Пасхи (считая само пасхальное воскресенье, т. е. спустя 2 недели после него), посвященное воспоминанию Воскресения Христова и тех, кто помимо св. апостолов были свидетелями этого события — жен-мироносиц и святых Иосифа Аримафейского и Никодима.
Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГТГ) Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГТГ) В памятниках древнего доиконоборческого иерусалимского богослужения 3-е воскресенье после Пасхи посвящено воспоминанию Иосифа Аримафейского и Никодима, тогда как память жен-мироносиц празднуется во вторник, накануне этого дня (см.: Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 428-429); в цикле неподвижных праздников 2-й из этих памятей условно соответствует 25 апр. (Ibid. P. 207-208); 1-я память также имеет соответствие среди фиксированных дат — 31 авг. (Ibid. P. 317-318).
В к-польских памятниках иконоборческой и послеиконоборческой эпох память жен-мироносиц присоединяется к памяти святых Иосифа и Никодима. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 2. P. 114-116) 3-е воскресенье по Пасхе посвящено памяти прав. Иосифа, св. Никодима, а также Марии Магдалины и др. учениц Христовых. На Пс 50 утрени поются тропари 2-го гласа ῾Ο εὐσχήμων ᾿Ιωσήφ, ἀπὸ τοῦ ξύλου καθελών̇ ( ), Τῶν μαθητῶν σου ὁ χορὸς σὺν μυροφόροις γυναιξν̇ ( ); на литургии: прокимен из Пс 149, Апостол из Деян (6. 1-7), аллилуиарий со стихом из Пс 131. 1-2, Евангелие из Мк (15. 43 — 16. 8), причастен Пс 32. 1. В позднейших памятниках память жен-мироносиц выходит на первое место и встает перед именами святых Иосифа и Никодима; тем не менее основным содержанием песнопений Ж.-м. Н. остается прославление Воскресения Христова.
Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 264-265), лучше всего отражающему первоначальную студийскую практику, в Ж.-м. Н. соединяются последования воскресное Октоиха и Триоди (песнопения в честь Ж.-м. Н., прав. Иосифа и св. Никодима). Женам-мироносицам посвящены 2 стихиры на вечерней стиховне и 1 — на утренней, после стихословия Псалтири на утрене поются седальны и затем степенны 2-го гласа, прокимен и «Всякое дыхание» 2-го гласа и Евангелие воскресное 4-е (Лк 24. 1-12). Поется канон из службы Великой субботы, после 6-й песни — кондак Ж.-м. Н. 2-го гласа , после 9-й песни — светилен Ж.-м. Н. В качестве тропаря дня на вечерне и утрене поется На литургии на блаженнах поется трипеснец (в действительности четверопеснец) Великой субботы, прокимен из Пс 15, аллилуиарий со стихом из Пс 84, Апостол и Евангелие — те же, что и по Типикону Великой ц., причастен не указан. Песнопения в честь жен-мироносиц продолжают исполняться на богослужениях будних дней после Ж.-м. Н.
Жены-мироносицы у Гроба Господня. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. Кон. XI — нач. XII в.
Жены-мироносицы у Гроба Господня. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. Кон. XI — нач. XII в. В Триодях и Сборниках студийской традиции (напр., в слав. ГИМ. Воскр. № 27, Син. № 325) в Ж.-м. Н. уже содержится канон 2-го гласа, сохраняющийся и в совр. богослужебных книгах (2-го гласа авторства Андрея Критского (согласно греч. Триоди; в слав. Триоди атрибуция отсутствует), без акростиха, ирмос: Τὴν Μωσέως ᾠδήν̇ ( ), нач.: ᾿Εσταυρώθης σαρκί ( )). Большая часть тропарей канона посвящена Распятию и Воскресению Христовым, а жены-мироносицы и святые Иосиф с Никодимом прославляются лишь в 1-2 тропарях в конце каждой песни канона (согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, этот канон поется в понедельник после Ж.-м. Н.).
В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 260-262), по происхождению из южноитал. студийской традиции, в Ж.-м. Н. увеличивается количество песнопений, посвященных женам-мироносицам. Так, на вечерне поется 5 стихир в их честь. Указания о песнопениях и чтениях утрени близки к указаниям Студийско-Алексиевского Типикона, но каноны утрени — воскресный 2-го гласа и Ж.-м. Н. На литургии указана 6-я песнь канона Ж.-м. Н. и вседневные антифоны. Служба на литургии та же, что и по Типикону Великой ц. В Мессинском Типиконе Ж.-м. Н. обозначена как 2-я (то же и в некоторых ранних слав. Триодях, напр., ГИМ. Воскр. № 27).
Согласно Георгия Мтацминдели Типикону сер. XI в. (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 297), отражающему студийскую афонскую традицию (к-рая была близка к южноитал.), устав богослужения в Ж.-м. Н. тот же, что и по Мессинскому Типикону, но на вечерне и утрене указаны 2 тропаря (как в Евергетидском Типиконе), и неделя обозначена как 3-я.
Различные редакции Иерусалимского устава, к-рый получил распространение в правосл. Церкви с XIII в. и используется вплоть до настоящего времени, содержат практически одинаковый устав службы в Ж.-м. Н.: совершается обычное воскресное всенощное бдение, соединяются последования Пасхи (канон и стихиры, причем стихиры назначаются только в поздних редакциях Типикона; в частности, в славянском, начиная с издания 1682 г.), воскресное (из Октоиха 2-го гласа) и Триоди. Последование Триоди включает песнопения в честь праведных Иосифа и Никодима и жен-мироносиц: 2 цикла по 3 стихиры, тропарь, канон, седальны, кондак с икосом, светилен (те же, что и в памятниках студийской эпохи). На этой службе не совпадают номера воскресного Евангелия и евангельской стихиры: на утрене читается 3-е воскресное Евангелие, но при этом предписано петь 2-ю стихиру; возможно, это связано с упоминанием в ней жен-мироносиц. На литургии прокимен из Пс 27, аллилуиарий со стихом из Пс 84, причастны Пасхи и воскресный Пс 148. 1, Апостол и Евангелие те же, что и в Типиконе Великой ц.
С Ж.-м. Н. имеет ряд гимнографических параллелей Великая суббота: совпадают тропари ( , воскресный 2-го гласа, , неск. стихир; в древности этих совпадений могло быть больше — по Студийско-Алексиевскому Типикону в Ж.-м. Н. назначается канон Великой субботы), среди этих песнопений нек-рые посвящены женам-мироносицам. Но так как этот день в отличие от Ж.-м. Н. только предваряет Пасху, тропари и приводятся без концовок, в к-рых прославляется Воскресение.
А. А. Лукашевич
ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА
Неделя 3 по Пасхе, св. жен-мироносиц.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Христос воскресе!
Можно жизнь прожить – и не заметить, что прошла. Можно ждать любви или всеми признанных радостей: работящего доброго мужа, детей, а потом и внуков. Можно быть счастливой от того, что есть дом, очаг, свой угол. Можно почувствовать полноту жизни, когда семья спокойно спит ночью после трудов и суеты дня. Можно испытывать безграничное счастье, когда муж возвращается после долгой и тревожной разлуки в дом и уже не надо считать минуты и представлять себе страшные картины возможных несчастий, потому что на этот раз – всё обошлось. “Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир” (Ин.16.21). И вот, можно жить этой скорбью и этой радостью. Можно оставить свой дом, покинуть старого отца, забыть о матери, потому что, вступив в брак, “оставит человек отца своего и мать” (Еф.5.31). Можно не спать по ночам, потому что болеют дети и тяжко работать днём, потому что детей надо кормить, потому что нужно стирать их одежду и делать работу, которую никогда нельзя переделать до конца. Можно незаметно состариться за этим занятием и превратиться из стройной, лёгкой и нежной в отяжелевшую, согбенную, уставшую, с чужим, неузнаваемым в зеркале лицом. Можно отчаянно бояться за своих детей, страшась опасности “в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников” (2 Кор.11.26), чтобы после всех этих страхов – отдать их, подросших, другим людям, остаться в стороне, потому что таков закон жизни.
А когда же счастье, которого так ждёшь всю жизнь? Когда же, в какой момент оно наступает? А вот это всё и есть – счастье, потому что быть счастливым – значит быть частью кого-то, частью тех, кого любишь. А где же любовь, которая кажется такой желанной, такой вожделенной, особенно в молодые годы. А вот это и есть – любовь, потому что Возлюбивший нас до смерти, и смерти Крестной, перед муками Своими сказал всем нам: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга” (Ин. 13.34). То есть, если Я умер за вас, потому что люблю вас, то и вы научитесь любить друг друга так же – до смерти.
А если нет семьи, нет детей, нет мужа и дом пуст? А если всё было, да вот, как у праведного Иова Многострадального, оказалось отнято – войной, болезнями, годами неумолимыми? Как быть? И тогда, и в этом случае – любить и жалеть, забывая себя. Любить чужих детей, детей, которых бросили, о которых забыли, злых и развращённых, жестоких и жадных – всяких, любить оттого, что никто их больше не любит и не жалеет. Всегда есть, кого любить. Во все времена, везде и всюду есть люди, есть дети, есть старики, есть больные и немощные, которым хуже, чем тебе, и которым только ты можешь помочь, потому что у тебя сердце истомилось без любви. Можно печь им пироги, а можно петь им колыбельные песни, можно читать им книги, а можно молиться за них Богу. Можно поправлять им подушки, а можно терпеливо выслушивать их бесконечные жалобы на боль, на одиночество, на детей, на жизнь…
И так можно прожить жизнь и – не заметить, что она прошла. И так можно прожить жизнь и ни разу не вспомнить о себе. И, может быть, под конец жизни понять, что любовь – это не “сон упоительный”, не безмерное наслаждение, а, оказывается, самозабывание, самозабвение. Что любовь на самом деле “не ищет своего” (1 Кор.13.5).
Сегодня – день, когда Церковь чествует жен-мироносиц. Сегодня – день женщины-христианки, которая не о своих правах хлопочет, которая не равенством с мужчинами более всего обеспокоена, но которая явила осуетившемуся в похотях миру пример и образец жертвенной любви. Легко быть рядом со Христом, когда Он входит в город, встречаемый приветственными криками, когда под ноги Ему бросают цветы и пальмовые ветви. Легко быть рядом, когда творятся чудеса, когда исцеляются бесноватые и прозревают слепые. Но страшно быть рядом с Ним, когда разбежались ученики “страха ради иудейска”. Все разбежались, даже тот, кто говорил: “Пойдём и умрём с Ним”, даже тот, кто, вооружившись мечом, в порыве отчаянной храбрости отсёк ухо рабу первосвященника. Страшно быть с Иисусом, когда кругом – пустыня, а Тот, на Кого надеялись и Кому верили, висит на Кресте, израненный, опозоренный, мёртвый. И вот, когда всем вокруг страшно, находятся слабые, тоже дрожащие от страха, тоже сомневающиеся, тоже растерянные женщины, которые забывают и о страхе, и о себе, и о своих проблемах, забывают об опасностях и идут выполнять свою работу: снимать с креста израненное, изувеченное Тело, оплакивать Его и хоронить. А вместе с Ним – хоронить и все свои надежды, все свои упования, всю свою радость. Вложи меч в ножны, отважный Пётр, опусти глаза, верный Фома! Слабая грешница первой увидела Воскресшего, потому что “прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (Лк.7.47).
С праздником, дорогие сёстры! С вашим церковным праздником! Когда бы вас не было в Церкви, тут ничего бы не стояло, потому что вы строите дом ваш не на песке, а на камне. И камень этот – любовь! Аминь.
14 мая 2000 г.
(второе воскресение после Пасхи)
В 3-ю Неделю по Пасхе Святая Церковь воспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых. Своим богослужением Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа, и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа.
По примеру святых жен-мироносиц и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит Апостол (Рим.8,38-39), ничто не могло отлучить нас от Него – ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни человеки. Кроме того, как святые жены, уязвленные лютою скорбию при виде распятого Господа, искали и обрели утешение в Его же гробе, так и каждая христианская душа должна искать утешение в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего.
Святая Мария Клеопова
Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии (память 26 декабря), от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви (память 27 апреля). Память святой Марии Клеоповой празднуется также в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц.
Святая Иоанна Мироносица
Святая Иоанна Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.