Преподобная Софи́я (в миру Соломо́ния) Суздальская


Святая София (Соломония) Суздальская

София Суздальская
(ок. 1490-1542), великая княгиня, преподобная Память 1 августа в день обретения мощей, 16 декабря и в Соборе Владимирских святых

В миру Сверчкова-Сабурова Соломония Юрьевна, дочь боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова, из старинного, но «захудалого» московского боярского рода [1]. Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца). Отличалась добротой и набожностью.

Брак

В 1505 году на нее пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия III Иоанновича. Ее выбрали из 1500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны по образцу смотрин невест для византийских императоров. Свадьба состоялась 4 сентября того же года, после обручения молодых митрополитом Симоном в Успенском соборе Московского Кремля.

Жили они, согласно летописям, в полном согласии. Но двадцатилетнее супружество не было счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь решил развестись с ней. Против встали митрополит Варлаам, князь-инок Вассиан (Патрикеев), преподобный Максим Грек, которые были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана. Следующий митрополит, Даниил, одобрил развод, и к нему присоединились бояре. Но оставались и противящиеся, как князь С. Курбский. Все восточные патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский по преданию предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью — царя Иоанна Грозного [2].

Постриг

В ноябре 1525 года развод был объявлен и 25 ноября Василий велел постричь Соломонию в монашество. Она была пострижена под именем Софии в Рождественский женский монастырь. В некоторых летописях рассказывается, что развод и пострижение состоялись по желанию самой Соломонии, но немецкий посол С. Герберштейн, наоборот, пишет что Соломония сорвала с себя монашеский куколь и топтала его ногами, за что боярин Шигоня-Поджогин ударил ее бичом. Многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: «Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!» О насильственном постриге впоследствии писал и князь Андрей Курбский. Еще одна версия гласит, что постриг совершил игумен Никольского монастыря Давид. Поскольку Соломония изо всех сил сопротивлялась, присутствовавший боярин ударил ее, вскричав: «Смеешь ли ты противиться воле государя?» [3]

Менее чем через два месяца Василий Иоаннович женился на Елене Глинской. Инокиню Софью тем временем отвезли в Суздальский Покровский монастырь, которому она покровительствовала еще с 1518 года. Впоследствии монастырь стал мес­том заточения невольных царственных постри­жениц.

Слухи о сыне

Согласно некоторым сведениям, включая рассказ Герберштейна, спустя несколько месяцев пошли слухи, что обвинение в неплодии было несправедливым, что Соломония в монастыре родила сына — царевича Георгия. Распространительницы слухов были наказаны, в Суздаль спешно послали дьяков для выяснения дела, но Соломония отказалась показать им ребенка, заявив, что они «недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери». Тогда были посланы бояре и церковники, но об итогах этого следствия документов не сохранилось. Известно лишь, что Соломония заявила о смерти сына, а великокняжеским послам показали гробницу.

Археолог и историк граф С. Д. Шереметьев считал, что Соломония спрятала сына у надежных людей. Эту версию подтверждает находка исследователя Суздаля А. Д. Варгановым в 1934 году небольшой безымянной гробницы в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря, находившейся между гробницами некоей «старицы Александры» (+ 1525), и преподобной, «старицы Софии». В гробнице нашлась лишь тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней — крышка от той гробницы. Имя Георгия в народе связывалось с легендарным разбойником Кудеяром, по одному из преданий разбойничавшем в лесах между Суздалем и Шуей. Историей о Георгии также очень интересовался царь Иоанн Грозный [4].

Иноческий подвиг

Преподобная София Суздальская. Икона XVII века. Покровский монастырь

Обитая в Суздальской обители, не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением, долго скорбела. Но покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиро­творение в усердной молитве. Своими подвигами она изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. После смерти Василия III в 1533 году власть перешла к его вдове, Елене Глинской, для которой София могла стать опаснейшей соперницей. Поэтому преподобная была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Глинской в 1538 году. Затем вернулась в Суздаль, где преставилась к Богу 18 декабря 1542 года. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и богоугодно к Богу отъиде». Преподобная София была похоронена по своему завещанию, в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря.

Почитание

Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси и преподобную признавали святой уже ее современники. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет блаженную княгиню «преподобною мученицею». Сам же Иоанн Грозный якобы, возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией [5]. Приходили к мощам святой Софии и оба его сына с женами, и Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, и многие другие. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль «на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых».

В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии. Так, в 1598 году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В 1609 году, во время нашествия поляков, преподобная София спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь. Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии.

Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов и в 1650 году разрешил почитать ее как святую. В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница». На иконах преподобная стала писаться:
«Аки Евдокия»: схима-празелень, мантия-багор, в руках обеих свиток, испод-санкирь, а инде пишет мантия у ворота стегнута, у подолу узлом связана, под мантиею руце видет, правая молебна, а в левой свиток.
Икона преподобной, написанная еще в XVII столетии, сохранилась до наших дней и является чудотворной.

В середине XVIII века встал вопрос о ее канонизации. Позже, в XIX веке, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом [6] была состав­лена служба преподобной. Наконец, по благословению Святейшего Синода ее имя было внесено в Православный церковный календарь 1916 года. С 1984 года специальным указом патриарха Пимена Русская Православная Церковь стала почитать преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли.

Могила святой была очень почитаема, но ее мощи не тревожили до 1990-х годов, когда, 14 августа 1995 года, мощи святой были торжественно обретены. Их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленнными, но после вскрытия сразу истлели, т.е. осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке и не демонстрируются.

Святая София Суздальская

Святая София Суздальская

Но, к сожалению, у великокняжеской четы так и не родились дети, о чем они сильно скорбели. Они прожили в браке двадцать лет. После чего великий князь решил вступить во второй брак с литовской княжной Еленой Глинской.

Митрополит Варлаам обличил незаконность расторжения брака Василия Иоанновича с Соломонией. За что впервые в русской истории был сведен с митрополичьего престола и заточен в монастырь. Преподобный Максим Грек также заступился за княгиню Соломонию и был запрещён.

Великая княгиня Соломония была насильно пострижена с именем София в Московском Рождественском монастыре. После пострига её отправили под стражей в Суздальский Покровский монастырь, который вследствие стал местом заточения невольных царственных пострижениц.

Суздальский Покровский монастырь

Не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением и долго скорбела. Но потом она покорилась воле Божией и стала усердно молиться, чем снискала в свое сердце радостное утешение.

Времена жития святой Софии Суздальской

Время её жития приходится на период русской истории, когда происходило собирание русских земель.

Великая княгиня Соломония стала первой, кого избрал русский князь из среды русских. Раньше же строго соблюдалась традиция, что супруга великого князя должна соответствовать его статусу. У Ивана III супругой была Софья Палеолог, византийская принцесса. И она уже для своего сына ищет супругу по византийскому образцу. Происходит жесткий отбор девушек из большого количества. Одной такой девушкой пятнадцатилетнего возраста как раз стала Соломония. Она в итоге становится супругой Василия III. Она отличалась не только красотой, но и очень скромным нравом.

Свадьба Соломонии и Василия

Время, на которое приходились эти события, было довольно сложным.

Отец Василия III, Иван III, всячески пытался собирать, созидать русские земли. Такая же задача стояла и перед Василием III. В год его свадьбы он как раз становится правителем Руси. Было очень много проблемных политических моментов. Город Псков не хотел присоединяться к Москве. И другие территории, которые следовало либо силой, либо дипломатией присоединить к Москве.

Как великая княгиня Соломония попала в монастырь?

Княгиня Соломония, попав в пятнадцать лет на великокняжеский двор, стала вести активную деятельность. Её очень любили горожане, двор. Она занимается благотворительностью. Отношения в семье были хорошие.

Но происходит трагедия, которая была заложена предшествующим периодом. У Василия и Соломонии не было детей, следовательно, наследника престола, что ставило управление государством под угрозу. У Василия III были постоянные конкуренты на престол. И вот тут встал перед ним глобальный выбор. Семейные отношения с супругой или рождение наследника, политика. Если бы власть вышла из рук Василия III, то опять начались бы конфликты, борьба за престол, что отрицательно сказалось на Руси.

Соломония Сабурова. Смирение

Появление на свет будущего наследника престола

В те времена православные люди не могли себе представить возможность разрушения церковного брака. Высшая церковная иерархия, конечно же, не поддержала расторжение брака Василия III и Соломонии. Но Василий III принял решение вступить во второй брак. А Соломония была заточена в монастыре и приняла монашеский постриг.

От второго брака Василия III и Елены Глинской родился будущий наследник престол Иван Грозный, после сына которого, Федора Иоанновича, династия Рюриковичей закончилась.

Святая София Суздальская

Жизнь монахини Софии в монастыре не отличалась от жизни других монахинь. Она не чуралась никакой работы.

Хоть и пострижение она приняла в Москве, но очень быстро оказалась в Суздальском монастыре, где провела всю свою жизнь. И почила София уже во времена правления Ивана Грозного, сына Василия III от второго брака.

Преподобная София Суздальская

После смерти монахини Софии у её гробницы стали происходить чудеса. Туда стал приходить народ, и началось народное почитание княгини. Они уважали княгиню ещё при жизни как человека, как монахиню.

После смерти у гробницы Софии произошло исцеление от слепоты. Народная молва разнесла это на большое расстояние. И к Суздальскому монастырю стали стекаться паломники. Есть такое предание, что сам Иван Грозный там был. Федор Иоаннович и его супруга посещали и поклонились этой могиле. Ирина Годунова даже сделала специальный покров, которым покрыли мощи.

В Суздальском монастыре существует предание, что святая София сама вырыла колодец. Какая сила, выносливость и смирение для этого нужны были! Оказавшись в монастырском дворе, она не чурается никакой работы. Она смирилась с постигшей её участью, отсекла свою волю и предала свою жизнь в руки Богу.

Мощи святой Софии Суздальской

Монахиня София сохранила Суздаль от польских захватчиков

Суздальский Покровский монастырь не был приспособлен для обороны. Он имел достаточно низкие стены. Было очевидно, что захватчики с легкостью смогут взять Покровский монастырь.

Но происходит чудо. К командующему польскими войсками является монахиня София, почившая на тот момент, со строгим увещеванием. Она жжет ему свечой руку и строго наказывает не трогать Покровский монастырь. Рука в реальности немеет. На захватчиков напал великий страх, и Суздаль оказалась свободной.

Память преподобной Софии Суздальской

Известно, что в послании к царю Иоанну Грозному князь Курбский назвал княгиню-инокиню «преподобномученицей».

Преподобная София скончалась в 1542 году и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре.

У мощей преподобной Софии Суздальской

При царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, ее уже чтили как святую. В XIX веке архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом была составлена служба преподобной.

Известны случаи исцеления у гробницы святой, а также ее явления в Смутное время.

Тропарь, глас 4

Вышняго красотою Явственно укращаяся, постническими бо труды подвизася преподобная София, и бысть наследница Небесному Царствию, и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты, его же моли спастися граду Суздалю от поганых нахождении и междоусббныя брани и подаждь душам нашим велию милость.

Кондак, глас 1

Нощи страстныя избёгши Богомудрая Софие преподобная, к Незаходимому же Сблн-ну, Христу, пришедши, умертвила есй плотское мудрование постом же, воздержанием и молитвами, показася равна Ангелом, на земли бо поживе и духи нечистыя от человек отгнала еси, и различная исцеления подаваеши, от многих бед и зол избавляеши, Софяе преподобная, моли спастися душам нашим.

Образ святой Софии Суздальской

Духовное чтение на 29 декабря

Как выглядела княгиня Соломония

До наших дней не дошло ни одного прижизненного портрета княгини Соломонии Сабуровой. Нам не известно, существовали ли такие изображения вообще, поскольку портретная живопись, как и светское искусство, пришла в Россию только в Петровскую эпоху, спустя почти два столетия после описываемых событий. Сохранились несколько миниатюр из летописных сводов, изображающих сцены свадьбы Василия Третьего и Соломонии, пострижения княгини и несколько других знаковых исторических эпизодов из жизни княжеской четы. Современники же описывали Соломонию Сабурову как женщину необычайной красоты.

Гравюра 19 века изображает молодую темноволосую женщину с правильными чертами лица в тиаре и дорогих одеждах. Была ли настоящая Соломония похожа на портретный образ, созданный художником времён романтизма, сказать сложно. Известно её изображение в монашестве, но, скорее всего, оно также было написано уже после смерти преподобной Соломонии-Софии.

Княжеская доля

Увы, дальнейшая судьба её была трагична. Все двадцать лет брака княгиня оставалась бездетной. Не помогали ни горячие молитвы, ни поездки по святым местам, ни долгие службы в храмах. Неудовольствие великого князя росло, обстановка вокруг несчастной Соломонии всё больше накалялась. Страстно желая иметь наследника, Василий Третий запрещал жениться своим братьям, боясь, что великокняжеский престол уйдёт к племянникам. Всё это печалило умную и добрую княгиню, однако сделать она ничего не могла.

С чем приходят к святой

С различными просьбами и мольбами обращаются к преподобной Софии. Уже в наше время список явленных ею чудес пополняется новыми свидетельствами. Главным образом к ней обращаются с просьбами об избавлении от всевозможных болезней. Прежде всего как целительница почитается в народе София Суздальская. В чём помогает святая ещё? Как мы помним, при жизни княгиня Соломония была бесплодна. Однако удивителен факт – молитва к святой Софии помогает обрести долгожданное дитя бесплодным парам.

Есть свидетельства того, что она указывала дорогу заблудившимся, оберегала детей от беды и помогала в смягчении сварливого характера старикам.

Великокняжеский развод

софия суздальская икона

Вопреки расхожему мнению отнюдь не Генрих Восьмой положил начало традиции королевских разводов.

В 1525 году, после двадцати лет бездетного супружества, Василий Третий принял решение с женой развестись. Злые языки утверждали что не обошлось без «чар» юной княжны Елены Глинской, с которой Василий обвенчался, не подождав и года.

Развод Василия Третьего был первым и беспрецедентным в истории Руси. Решение князя поддержали бояре, однако жёстко осудили священнослужители, многие из них за защиту княгини поплатились свободой.

Тем не менее решение было принято. Князь поступил «по своей доброй воле» и после развода княгиня Соломония должна была принять постриг и удалиться в монастырь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: