В христианстве немало святых, каждый со своей особой историей, но жизнь святого Саввы Освященного была по-настоящему удивительной. Все отведенные ему годы Савва посвятил служению Господу, исполнял Его волю на земле. Поэтому многие христиане читают молитвы этому святому и просят помощи у него об исцелении, даровании детей.
Жизнеописание Саввы Освященного
День памяти: 18 декабря
Преподобный родился в V веке от Рождества Христова в Каппадокии, в семье военачальника. Родители мальчика, Иоанн и София, были праведными христианами. В пятилетнем возрасте Савву отдали на воспитание дяде, а отец с матерью уехали в Александрию по долгу службы. В 8 лет маленького Савву приняли в близлежащий монастырь святой Флавианы, где он сразу показал себя прилежным учеником — быстро освоил грамоту, изучил Священное Писание.
Следующий этап жизни Саввы настал, когда ему исполнилось 17 лет. Уговоры родителей вернуться и жениться не возымели успеха, юноша отправился в Иерусалим к обители преподобного Евфимия Великого. Преподобный отправил Савву к авве Феоктисту, в монастырь со строгими правилами общежития. Там он оставался до 30-летнего возраста.
Савва покинул монастырь после смерти Феоктиста, чей приемник благословил преподобного на затворничество в пещере. В течение 5 лет он лишь по субботам покидал свою пещеру, чтобы посетить обитель, где принимал участие в богослужении и принимал пищу. Всё остальное время Савва проводил в служении Господу, молитвах. Всё это время за ним наблюдал преподобный Евфимий, который называл Савву отроком-старцем.
Смерть Евфимии сделала Савву затворником — он ушел из Лавры и окончательно поселился в пещере. Спустя несколько лет к преподобному стали приходить люди, желающие стать его учениками. Они селились в кельях пещеры. Когда число учеников достигло 70 — рядом с пещерой открылся источник, когда цифра дошла до 150 — возникла Великая Лавра.
С молитвами к святому Савве обращаются не только из-за его праведного образа жизни, но и за чудеса, которые он совершал. Помимо открытия источника, ему приписывают силы исцеления от болезней тела и духа. Во время сильной засухи молитвами Саввы Освященного пошел сильный дождь.
Преподобный основал не одну обитель и даже написал первый устав церковных служб, который взяли за основу все монастыри Палестины. Савва Освященный ушел из жизни в почтительном возрасте, ему было более 90 лет, когда в 532 году он отошел из мира. До конца своих дней он принимал просящих и нуждающихся.
Хиландар и СПЦ
Хиландар – это сербский монастырь, который стоит в одном ряду с такими сербскими святынями как Высокие Дечаны в Косово и Острог в Черногории, но Хиландар находится на Афоне, и основали его Савва и Симеон. Хиландар стал первым и остался единственным сербским православным монастырём на Святой Горе.
Впрочем, тогда он был просто «сербским», а «сербским православным» он стал, когда Савва добился от византийского царя Феодора I Ласкариса и патриарха Константинопольского Мануила I Харитопула Сарантина автокефалии для Сербской православной церкви. Монастырь при этом остался в подчинении Константинопольского патриархата. Но это не главное, главное – новая, независимая Сербская православная церковь.
В 1234 году Святой Савва предпринял повторное паломничество в Иерусалим. Возвращаясь, проезжал через Болгарию. Там и умер 14 января 1236 года и был похоронен в болгарской столице Тырново. Племянник св. Саввы сербский король Владислав (зять болгарского царя Ивана II Асеня), через год перенёс его мощи из Тырнова в монастырь Милешева. Через триста лет после смерти святителя, турки, поработившие страну, сожгли мощи святого Саввы, чтобы унизить народ и его святыни. Сейчас на этом месте выстроен один из крупнейших православных храмов.
Случилось это после падения Царьграда в 1204 году, когда Мануил I рукоположил Савву в «архиепископа сербских и приморских земель».
Вернувшись в Сербию, Савва начал основывать монастыри и лавры, писать законодательные тексты. Его «Симеоново житие» сейчас считается образцом сербской средневековой литературы. Являясь игуменом важнейшего в то время в Сербии монастыря Студеница, Савва участвовал и в дипломатических миссиях правителей из своего рода, а именно – брата Стефана Неманича.
В чем помогают молитвы Саввы Освященному?
Принято читать молитву преподобному Савве бездетным парам, у которых долго не получается завести ребенка. Делать это лучше в храме, не лишним будет попросить о благословении в церкви. День памяти святого — 18 декабря, в этот день следует посетить службу.
Молитва Савве Освященному о даровании детей должна произноситься искренне, будущим родителям нужно верить в свою просьбу и не лукавить. Новая жизнь — это Божий дар и большая ответственность, поэтому к молитвам люди обращаются лишь в крайних случаях, когда остается только вера.
В жизни святого известно немало случаев, когда он избавлял больных от недугов, излечивал бесноватых. Чудотворные деяния не остались без внимания, поэтому прихожане читают молитву Савве Освященному об исцелении от хвори.
Чтение молитвы святому укрепит веру христианина и принесет душевный покой, который не хуже лекарств залечивает раны.
Наследие
Его Великая Лавра долгое время оставалась самым влиятельным монастырем в тех краях и произвела на свет несколько выдающихся монахов, среди которых Святой Иоанн Дамаскин. Сейчас он известен как монастырь Мар Саба. Церковь Сан-Саба в Рим посвящен ему.
В Река Сан-Саба в Техаси другие объекты в этом районе названы в честь Саввы; это было так названо, потому что Хуан Антонио Бустильо-и-Себальос открыл реку в день святого Саввы 5 декабря 1732 года и назвал ее Рио-де-Сан-Саба-де-лас-Нуэсес
(«Река святого Саввы Грецкие орехи»).[3]
Молитва преподобному Савве Освященному
О, преди́вный и всехва́льный уго́дниче Бо́жий, преподо́бне о́тче Са́вво! Днесь (во святе́м хра́ме твое́м) благогове́йно предстоя́ще пред свято́ю ико́ною твое́ю и ра́достно соверша́юще пресве́тлую па́мять твою́, ублажа́ем тя засту́пника на́шего. Почита́юще же твое́ ве́лие дерзнове́ние пред Го́сподом, смире́нно мо́лим тя, преблаже́нне приими́ ми́лостивно от нас хвале́бное пе́ние сие́, от любве́ и усе́рдия тебе́ приноси́мое. И, я́ко име́яй ве́лие дерзнове́ние ко Го́споду, потщи́ся Богоприя́тным твои́м хода́тайством испроси́ти у Царя́ ца́рствующих и Го́спода госпо́дствующих, я́ко да проба́вит вели́кия и бога́тыя ми́лости Своя́ на нас гре́шных, да пода́ст нам дух пра́выя ве́ры, дух ве́дения и любве́, дух ми́ра и ра́дости о Ду́се Свя́те, да изба́вит от бед и напа́стей, да низпослет вся поле́зная ко спасе́нию душ на́ших. Всем же правосла́вным да низпослет мир, тишину́, безмяте́жие, усе́рдие ко исполне́нию за́поведей Его́, изоби́лие плодо́в земны́х; да изба́вит всю Росси́йскую страну́ от гла́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, смертоно́сныя я́звы и от вся́каго зла. Ей, уго́дниче Бо́жий! Не пре́зри моле́ний на́ших, но услы́ши нас моля́щихся тебе́, и под кро́вом заступле́ния твоего́ сохрани́ нас (и оби́тель сию́) ненаве́тны от враго́в ви́димых и неви́димых, да сподо́бимся сконча́ти житие́ на́ше в покая́нии и восприи́мем ве́чная блага́я во ца́рствии Христа́ Бо́га на́шего, иде́же восхва́лим с тобо́ю и все́ми святы́ми достопокланя́емое и́мя Пресвяты́я Тро́ицы, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
(3 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Цитаты Святых Отцов на каждый день
viagra gegenanzeigenviagra kaufen
argaiv1076
Сначала имя сербского архиепископа стало известно на Руси как имя автора Законоправила — свода канонического и гражданского права, остававшегося основой церковно-нормативного регулирования в России вплоть до 1917 года.
Дело в том, что именно под руководством святителя Саввы этот римско-византийский кодекс (Номоканон) был переведен на славянский язык, дополнен и адаптирован.
Древнейший сохранившийся русский список Светосавской Кормчей (или просто «Кормчей Книги») — Рязанский, датированный 1284 годом, то есть созданный еще при жизни духовных чад святителя. Большое печатное издание Кормчей книги произошло в России незадолго до никоновских реформ, в 1650 году по благословению Патриарха Иосифа.
В чем причина такой живучести Светосавской Кормчей на Руси?
Дело в том, что в этом сугубо правовом и, казалось бы, исключительно прикладном документе отразилось все духовно-правовое наследие Византии. Именно в этой книге была ясно сформулирована идея симфонии церковной и светской власти. И первым среди славянских народов примером воплощения в управлении государством евангельского значения власти стало именно Сербское королевство, во главе которого стояли два святых брата: архиепископ Савва и король Стефан.
Почитание Саввы как святого началось на Руси несколько позже, с восстановлением русско-южнославянских связей в конце XIV века через посредство монастырей Афона и Константинополя. Русь в эпоху правления великого князя Дмитрия Донского и его сына Василия постепенно освобождалась от ордынского ига, укреплялась и богатела, в то время как византийский мир все больше угнетался турками и латинянами. Наши южные единоверцы нуждались в материальной и дипломатической поддержке Москвы. Руси же требовались ученые мужи, богословы, иконописцы, переводчики, оружейники, зодчие, инженеры. Все это могла дать и давала как Византия, так и Сербия.
После Косовской катастрофы 1389 года поток сербов на Русь еще более увеличился. В XV веке в Троице-Сергиевом монастыре трудится агиограф Пахомий Серб, в Московском Кремле серб Лазарь устанавливает первые куранты. Вместе с сербскими монахами и их книгами на Русь приходит и почитание святителя Саввы.
Однако до середины XV века уместнее говорить лишь о знакомстве образованной части русского общества (в первую очередь монашества) с почитанием этого святого у него на родине и на Афоне. В месяцесловах начинает появляться память святителя Саввы (например в Евангелии преподобного Кирилла Белозерского); в служебниках его имя упоминается вместе с именем отца, преподоного Симеона Мироточивого, на литургии; в тропарниках появляются тропарь и кондак; в составе новой редакции Пролога — краткое житие.
В середине XV века для обоснования законности автокефалии Русской церкви московские идеологи обратились к болгарскому и сербскому опыту прошлых столетий. Тогда неизвестным автором было написано «Сказание о болгарской и сербской патриархиях». Значительную часть этого текста составило житие святителя Саввы. С этого времени можно говорить о ярко выраженном интересе русских к личности первого сербского архиепископа.
В начале XVI века житие святителя Саввы использовалось как аргумент в споре последователей преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского (так называемых «иосифлян» и «нестяжателей», как их назовут позднее). Первые отстаивали право монастырей владеть имуществом не только для содержания самой братии, но и для осуществления благотворительной деятельности, а вторые доказывали, что монахам следует полностью отказаться от всего земного.
Ученик преподобного Иосифа митрополит Даниил в полемике с «нестяжателем» Вассианом (Патрикеевым) апеллировал к тому факту, что святитель Савва Сербский содержал в достатке свои монастыри, дабы они могли реализовывать социальную миссию. Тем более, что в 1517 году инок Исайя доставил в Москву с Афона пространное житие святителя Саввы, написанное на рубеже ХIII—ХIV веков иеромонахом Феодосием, и достоянием русских книжников стали все подробности жизни это великого сына сербского народа.
К концу XVI века Московская Русь вполне осознала себя наследницей всего православного мира. И эту роль рано признали за ней другие православные славяне. В «Третий Рим» постоянно приезжали за милостыней посольства афонских монастырей и потомков сербских деспотов из династии Бранковичей, живших на территории Венгрии. Таким образом более глубокое знакомство с культом святителя Саввы продолжилось по сразу по двум линиям.
Расцвет культа Саввы Сербского на Руси пришелся на правление царя Ивана IV Грозного. Тому способствовало сочетание многих факторов: и развитие идеологем, заложенных в правление его отца Василия III, и почитание святых Саввы и Симеона как создателей сербской державы и церкви, связанное с принятием Иваном царского титула в 1547 году, и покровительство монастырям Афона, и династические корни: дед Ивана Грозного Иван III был женат на Софье Палеолог, отец которой Фома был сыном византийского императора Мануила II и Елены Деянович-Драгаш, дочери сербского вельможи Константина Драгаша. Константин Драгаш в свою очередь был сыном деспота Деяна и Феодоры Неманич, дочери короля Стефана Дечанского и, следовательно, потомка самого Немани. Следовательно, в бабке Ивана Грозного по отцовской линии текла кровь святородного древа Неманичей.
С другой стороны мать Ивана Елена Глинская была дочерью Василия и Анны Якшич, внучки воеводы деспота Джураджа Бранковича, и дочери воеводы Стефана Якшича. Ее родная сестра Елена вышла за деспота Йована Бранковича, правнука святого князя Лазаря и его супруги Милицы. Таким образом, как по линии отца, так и по линии матери Иван Васильевич имел сербские корни.
Баба Анна к тому же непосредственно участвовала в воспитании царя. О ее роли пишет сербский писатель Милован Витезович: «Его образованием занялась та, кто учила и его мать, привив ей гордость, чувство собственного достоинства и решительность. То же самое она внушала теперь и внуку… Познакомила его с сербским духовным и государствообразующим учением святого Саввы. Рассказала ему о расцвете святой династии Неманичей — от Стефана, собирателя сербских земель, до Душана Сильного, его славного венчания на царство, его соборов и издания Законника. Узнал он и о гибели сербского царства и судьбе князя Лазаря. Настольной книгой Ивана стало написанное Феодосием житие святого Саввы, принесенное и подаренное его отцу афонским монахом Исайей. О своих впечатлениях он с восхищением вспоминал в конце жизни: «А как святой Савва оставил отца, мать, братьев, родню и друзей вместе со всем царством, знатью и взвалил на себя крест Христов, и какие монашеские подвиги он совершал! А как отец его Неманя, то есть Симеон, и мать его оставили царство и заменили пурпурное одеяние монашеской рясой, и как они после этого обрели утешение и радость!»
Уже в начале царствования, в 1549 году, Савва и Симеон Сербские были официально канонизированы Русской церковью, внесены в число «новых чудотворцев» вместе с русскими святыми. С этого времени обычными становятся их изображения на русских иконах. Парное их изображение в молении помещено на столпе кремлевского Архангельского собора, служащего усыпальницей русских князей и царей.
Всего наряду с русскими государями в росписях Архангельского собора представлены четверо «иностранцев». Из них трое сербов: святые Симеон, Савва и косовский страстотерпец Лазарь. Этим Иван IV еще раз продемонстрировал свое происхождение.
Любопытно, что единственным святым, изображенным в храме дважды, стал именно святой Савва (один раз с отцом, преподобным Симеоном; второй — в одиночестве).
Уже в конце царствования «грозного царя» русские художники создали иллюстрации к житию святителя в том объеме, в каком оно было включено в Лицевой летописный свод. Несколько десятков миниатюр превосходят по объему все, что существовало на эту тему в средневековом сербском искусстве.
Какое-то время, до той поры, пока русским исследователям не стали доступны фрески Георгия Митрофановича из трапезной Хиландарского монастыря, предполагалось даже, что оба цикла восходят к одному прототипу — несохранившемуся иллюстрированному житию первого сербского архиепископа. Однако разница в композиции миниатюр и стенописей, а также полное отсутствие балканских реалий в трудах русских мастеров свидетельствуют о том, что последние были вполне самостоятельны.
В 1550 году хиландарский игумен Паисий с тремя братьями прибыл в Москву. В грамоте, адресованной царю Ивану Васильевичу, хиландарцы называли его «царем всех православных христиан», «христианским солнцем» и «вторым Константином». Жаловались на нужду, в которой они жили с тех пор, как не стало сербских правителей, на то, что священные сосуды пришлось заложить туркам и евреям, а также на то, что греки отбирали у них владения. Просили Ивана, чтобы ходатайствовал за них пред султаном Сулейманом, описали, в каком тяжелом положении находился и русский монастырь Святого Пантелеимона, подчеркнув, что «наши монастыри славянского языка в греческой земле пребывают на чужбине».
Царь сразу направил письмо султану Сулейману, прося его защитить оба монастыря от притеснений. В 1556 году хиландарские монахи снова приехали ко двору Ивана. Государь вручил им ценные подарки: деньги, книги, сосуды и другую утварь, а также катапетасму, которую вышила его жена Анастасия и на которой наряду с русскими святыми были изображены святые Савва и Симеон. Два года спустя в Москву приезжает архимандрит Прохор, который от имени хиландарской братии подарил царю панагию с частицей Честнаго Креста Господня, а царице — икону Богородицы Скоропослушницы, которая принадлежала сербскому патриарху, святому Спиридону.
Помогал Иван Грозный и монастырю Милешева, в котором почивали мощи Святого Саввы. Иван Васильевич подарил обители покров для раки святителя, а также чашу, которая и поныне хранится в музее Сербской Православной Церкви в Белграде.
По состоянию на начало 2022 года в России нет ни одного действующего храма, посвященного святителю Савве Сербскому. Однако такой храм заложен в Екатеринбурге и имеет статус архиерейского подворья, община существует с 2003 года, службы сейчас проходят в деревянной церкви, посвященной отцу святителя, преподобному Симеону Мироточивому.
Игорь Рыжов
внешняя ссылка
Wikisource есть оригинальные работы, написанные кем-либо или о: Сабва |
- Святой Савва Освященный Греческая православная архиепископия Австралии
- Святой Савва Освященный Православная икона и синаксарий (5 декабря)
- Указатель Святых Покровителей: Святой Савва
- Портал святых
Авторитетный контроль |
|
На иконе преподобного Савву изображают старцем со свитком
Икона Саввы Освященного изображает святого в преклонном возрасте, с сединой. Обычно рисуют старца с лысиной — или полной, или только наметившейся
На преподобном из одеяния обязательно есть накидка. Цвет её может быть зелёным, красным, синим и т.д. Одеяние либо похоже на монашеское, либо выглядит, как лохмотья.
В руке святой держит свиток с наставлениями, молитвой, цитатой из Евангелия и т.д. Бывает, свиток скручен.
На иконах Савва Освященный обычно держит свиток с духовными наставлениями. На этой иконе иконописец решил не раскрывать их
Старость
Несмотря на большое количество учеников, святой Савва не изменял своим прежним обычаям изредка находиться в одиночестве. Как и его наставник Евфимий, Савва уединялся в безлюдной пустыне на время Великого Поста. Однажды, пребывая в уединении, он поселился на горе Кастелли. Очистив молитвами то место от бесов, он основал монастырь для монахов, чья жизнь была испытана суровой пустыней.
Икона святого Саввы
В 512 году, Прп Савва Освященный с группой монахов были отправлены к императору Анастасию, кто правил в Константинополе. Их целью было поддержка православия и льготы для иерусалимских церквей. По прибытию к дворцу, стражи посчитали монахов бедными скитальцами, и не желали пропускать их внутрь, но были впущены по Воле Божьей. Савва приятно поразил императора, да так, что Анастасий часто приглашал его к себе, ублажаясь мудростью Святого.
Окончание земного пути
Во время жестоко восстания самаритян, произошедшем в 531 году, преподобный Савва Освященный обратился в Константинополь к императору Юстиниану, с просьбой о помощи. Савва, обладая пророческим даром, не остался в долгу и рассказал императору о будущем завоевании Африки и Рима, о победах над оригенизмом, монофестизмом и несториазмом. Все это должно возвеличить Юстиниана. И император помог.
Возвратившись обратно в Иерусалим, Савва стал основателем монастыря Иеремии, после чего навсегда отправился в Великую лавру, где почил до 94 лет и скончался от болезни 5 декабря 532 года. Преемником же он назвал Мелитона святого.
Саввино-Сторожевский монастырь
Ныне действующий Саввино-Сторожевский монастырь (РПЦ) расположен на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в 2 км западнее города Звенигорода Московской области.
В честь преподобного Саввы Сторожевского освящен придел Собора Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря, построенного в начале ХV века.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря с приделом в честь преп. Саввы Сторожевского
В XV—XVII веках обитель играла немаловажную стратегическую роль в обороне западной стороны столицы, а также стала любимым местом молитвы многих русских царей. Здесь бывали Иван IV Грозный с супругой Анастасией Романовной и их сын Фёдор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь превратился в загородную царскую резиденцию. В это время в обители были возведены дворец государыни, царские палаты и внешние каменные стены. Храмы обители расписывали самые известные иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля.
К Саввино-Сторожевскому монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных, по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры. В первой половине XX века эта дорога называлась Звенигородское шоссе, теперь же она более известна как Рублёво-Успенское шоссе.
Саввино-Сторожевский монастырь
Вскоре после революции монастырь был закрыт и разорен. 17 марта 1919 года были вскрыты мощи преподобного Саввы. Результат вскрытия мощей был опубликован в отчёте VIII отдела Народного комиссариата юстиции РСФСР Съезду Советов, в котором был описан так: «кукла из ваты; в вате 33 сильно разрушившихся и переломленных кости». 5 апреля 1919 года мощи преподобного Саввы были вывезены из монастыря, а сама обитель была окончательно закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода Михаилу Успенскому, который завещал вернуть их Церкви. Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Данилов монастырь, в августе 1998 года они были торжественно перенесены в родную обитель — в Богородице-Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время.
Рака с мощами преп. Саввы Сторожевского
Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте в России после Троице-Сергиевой лавры и Серафимо-Дивеевской обители.
Саввино-Сторожевский монастырь и старообрядчество
Примечательно, что в 1667 году, в честь приезда в Москву иностранных патриархов, утвердивших церковные реформы ХVII века, колокольных дел мастером Александром Григорьевым в Саввино-Сторожевском монастыре был отлит самый знаменитый Большой Благовестный колокол, весом в 2125 пудов (около 34 тонн). Колокол обладал необычайно глубоким и красивым звуком, равного которому не было в России: по преданию, звон его долетал и до самой Москвы. В 1941 году Большой Благовест решили снять на переплавку, но в ходе работ он упал и разбился. В настоящее время от него остался лишь осколок языка весом 700 кг, который выставлен на обозрение. Колокол Большой Благовест изображен на гербе Звенигорода.
В Саввино-Сторожевском монастыре подвизался один из самых известных старообрядческих святых — Никанор Соловецкий. В 1654-1658 гг. он был настоятелем обители. Впоследствии Никанор стал архимандритом Соловецкого монастыря, где возглавил Соловецкое восстание в защиту старой веры.