Этот святой предвидел будущий ход событий мировой истории, прозревал в самые глубины человеческих душ. Он устроял судьбы людские и имел такую власть «решать и вязать», что даже мог принимать решения о благовременности не только исцеления, но и смерти. Имеется огромное количество свидетельств того, что по молитвам старца люди выздоравливали от неисцелимых болезней. До сих пор к могилке старца тянется неиссякаемый поток паломников с самых разных уголков нашей планеты.
Внешняя история жизни старца Серафима не изобилует множеством событий. Она делиться на три этапа:
– период до пострига в монашество,
– жизнь в Александро-Невской лавре,
– время старчества в Вырице до его блаженной кончины.
Детство, купечество, духовное взросление. 1866-1920 гг.
Преподобный Серафим Вырицкий, в миру Василий Николаевич Муравьев, родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Ярославской губернии в простой крестьянской семье. Родители Василия были людьми глубоко набожными и приучили всех своих детей к вере.
В десять лет Василий теряет отца, и для того, чтобы содержать многодетную семью своих родителей, отправляется на заработки в Санкт-Петербург. Бог дал мальчику очень много природных дарований. У него был цепкий ум, хорошая жизненная хватка, прекрасная память.
Работая рассыльным в одном из ларьков Гостиного Двора, Василий проявляет такое усердие, исполнительность и старательность, что в семнадцать лет уже становится старшим приказчиком. Путь, на который другие тратили десятки лет, Василий прошел за семь. Это была очень высокая должность, которая давала хорошую прибыль. Василий начинает строить свое дело и, в конце концов, занимаясь продажей пушнины, он становится купцом второй гильдии.
Его хорошо знали в Вене, Берлине, Варшаве. Параллельно занимаясь самообразованием, Василий изучил несколько европейских языков, прекрасно разбирался в истории, экономике, философии.
Василий Николаевич Муравьев. Петроградский купец 2-й гильдии. 1916 год
Но душа Василия всегда была с Богом. Еще юношей он намеревался уйти в монастырь, но схимонах, к которому он обратился за благословением на постриг, по данной ему от Бога благодати, пророчествовал, что сперва Василию нужно пройти свою стезю в миру, а с началом гонений на Церковь он должен принять монашество. И лишь в 54 года состоялся его постриг в монашество.
А пока, по совету старца, Василий продолжает жизнь в миру. Излишним будет говорить о том, что большую часть своих средств он тратил на благотворительность.
Главной же встречей в жизни Василия было знакомство с преподобным Варнавой Гефсиманским, который в течение двадцати лет, до самой своей смерти, будет его сомолитвенником и духовным руководителем. И ученика, и старца объединяла глубокая любовь и почитание преподобного Серафима Саровского. Их обоих с батюшкой Серафимом связывала глубокая личная духовная связь. Старец Серафим Саровский незримо принимал самое непосредственное участие в жизни каждого из них.
В 1890 году, по благословению своего старца, Василий венчается с Ольгой Ивановной Нетрониной, а в 1895 году у них рождается сын Николай. Несколько позже в семье появляется дочь Ольга, которая умирает еще в младенческом возрасте. После смерти дочери, получив благословение старца Варнавы, супруги Муравьевы стали жить как брат с сестрой.
Купец Василий Муравьев с семьей. 1905 год
Стяжание Духа Святого, по заповеди преподнобного Серафима Саровского, было главным смыслом жизни для этой семьи. Поэтому, в наступившие грозные годы революционного безумия, супружеская чета Муравьевых начинает восхождение на свою личную Голгофу. Имеющегося в наличии материального капитала с избытком хватило бы для безбедной жизни в Европе или Америке. В те годы многие купцы переводили свои счета в европейские банки и уезжали из охваченной революционной горячкой России. Но вместо этого, Муравьевы жертвуют все свои деньги и имущество бедным и в 1920 году принимают монашество.
Василий был принят в послушники, а затем и пострижен с наречением имени Варнава в Александро-Невской лавре, а Ольга приняла постриг с именем Христины в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга. Позже иеромонах Варнава и монахиня Христина в схиме будут пострижены с именами Серафим и Серафима.
Пророчества преподобного Серафима Вырицкого
Фото: Azbyka.ru
Времена жизни православному священнику выпали самые страшные – гонения и почти полное уничтожение храмов и священства в СССР, когда десятки тысяч православных священников томились в лагерях, или просто были уничтожены.
Пророчество о судьбе Церкви
Фото: Culture.ru
В 1939 году, когда в СССР осталось менее 100 действующих храмов из 60 тысяч, которые были в дореволюционной России, хранитель благочестия и смирения Серафим Вырицкий предсказал великий расцвет Церкви. Он написал тогда стихи, которые передавались верующими людьми из уст в уста, в письмах – в лагеря и тюрьмы. Вселяя в сердца православных надежду и силу претерпевать страдания, звучали строки:
Пройдет гроза над Русскою Землею,Народу русскому Господь грехи простит.И Крест святой Божественной красоюНа храмах Божиих вновь ярко заблестит.И звон колоколов всю нашу Русь СвятуюОт сна греховного к спасенью пробудит.Открыты будут вновь обители святые,И вера в Бога всех соединит.
(Преподобный Серафим Вырицкий, около 1939 года)
Из северного городка Вырица, где 19 лет своей жизни провел светлый сердцем и чистый душой старец Серафим, это пророчество дошло до наших времен.
Пророчества о возвращении Святых обителей
Фото: Pravlife.org
То есть в те времена, когда, казалось бы, новая идеология одержала полную и окончательную победу на русской земле, батюшка Серафим своим многочисленным духовным чадам постоянно напоминал, что Церковь не может быть одолена вратами адовыми.
И свой рассказ он сопровождал конкретными примерами: что возродится Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Он даже в подробностях рассказал, когда будет Александро-Невская Лавра передана верующим. То есть, что сначала вернется Свято-Троицкий собор, в котором начнутся приходские богослужения. А уже потом вся Лавра передастся монашествующим. Это истинно божественная прозорливость, данная, как великий дар в помощь и надежду всем, кто не потерял и сохранил в сердце веру в Господа в те времена.
О православном радио
Фото: Radiovera.ru
В военные годы, находясь в оккупации и уже с трудом передвигаясь только с посторонней помощью, из-за тяжелых болезней, старец подобно Серафиму Саровскому шел в сад, где вставал коленями на камень и молился о спасении страны от вражеских полчищ. Он терпел страшные боли и все, кто видел это, не могли без слез смотреть на его молитвенный подвиг. Но батюшка прекращал молитвы только тогда, когда уже падал без сил и его уносили в келью. Тем не менее, он всегда оставался смиренным, светлым и дарил людям надежду. Слыша через окно немецкое радио, которое разносилось по округе, он говорил, что будет в России то время, когда в Москве, Петербурге и других городах радио станет транслировать православные назидания, песнопения и молитвы.
Разве не чудо дано было в утешение людям слышать такие слова в самые, казалось бы, последние времена для нашей страны?
О возвращении Санкт-Петербургу его имени
Фото: 2gis.ru
Родившийся в 19 веке, переживший революцию и страшную войну, батюшка Серафим говорил, что Россия является оплотом православия и ему не суждено погибнуть. Все вернется на круги своя, вот и Ленинград снова получит свое первое имя Санкт-Петербург. В то время, когда марксизм-ленинизм был единственной идеей, а имя Ленина – знаменем, поверить в то, что Ленинград переименуют, было очень сложно. Но сбылось и это предсказание.
Тревожные пророчества Серафима Вырицкого
Фото: Flickr.com
Тем важнее сегодня прислушаться к тревожным предсказаниям Святого, который обладал несомненным великим Божьим даром. Его пророчества о новом времени звучат, как будто написанные с нашей жизни. То, что происходит в 21 веке, знал — и предупреждал нас об этом светлый старец.
Он говорил, что наступит то время, когда не гонения на церковь и православных, а деньги и соблазны мира отвратят людей от Бога. И из-за этого погибнет значительно больше душ, чем во времена уничтожения православных в открытую. Хотя и будут возводить новые храмы и золотить купола, одновременно наступит царство лжи и зла. Истинная православная Церковь будет гонима и страшно будет дожить до тех времен. Спастись можно будет только скорбями и болезнями. А гонения на православие будут принимать изощренный, хитроумный характер.
И самое главное, что Серафим Вырицкий предостерегал нас: «Если русский народ не станет на путь покаяния и не придет к нему, то может произойти такое, что вновь восстанет брат на брата».
Александро-Невская лавра. 1920-1930 гг.
Практически сразу же после пострига монаха Варнаву рукополагают в иеродьякона, а через год – в иеромонаха. Сначала отец Варнава получает тяжелое послушание заведующего кладбищенской службой Александро-Невской лавры, а потом и главного свечника обители. Здесь ему пригодились и опыт купеческой службы, и полученные от Бога дарования. Но мрачные тучи все больше и больше сгущаются вокруг лавры. Большевики расстреливают близкого друга отца Варнавы, митрополита Петроградского Вениамина. Постепенно арестам, ссылкам и расстрелам подвергается практически весь свет тогдашнего духовенства Санкт-Петербурга. Понимая, что рано или поздно дойдет участь и до него самого, иеромонах Варнава совершает короткую поездку к матери, чтобы проститься с ней уже навсегда.
Но Бог уготовал отцу Варнаве иную участь. Он восходит на другой крест: становится великим молитвенником и утешителем земли Русской. Постепенно в нем все с большей и большей силой начинают проявляться дарования старчества и сопутствующие ему дары прозорливости и чудотворений. Все сильнее стонет народ под натиском безбожных властей, все больше становится поток страждущих, текущий в Александро-Невскую лавру к отцу Варнаве за утешением и с просьбой о молитве.
Слух о духовных дарах старца Варнавы начинает распространяться все больше и дальше. В то же самое время и сами монахи лавры начинают духовно окормляться у отца Варнавы. Так, недавно постриженный иеромонах становится духовником Александро-Невской лавры, великим печальником и молитвенником за народ Божий. А через некоторе время иеромонах Варнава принимает и схиму с именем Серафим.
Схимонах Серафим был духовником таких иерархов Церкви как митрополит Николай (Ярушевич), митрополит Серафим (Чичагов), Патриарх Алексий (Симанский), которому он предсказал будущее патриаршество. Окормлялись у старца и другие видные церковные деятели. У старца духовно окормлялся весь свет петербургской интеллигенции, не принявшей безбожной власти. Бывали случаи, когда схимонах Серафим исповедовал людей по двое суток без перерыва на отдых и сон. Такие нагрузки привели к тому, что отец Серафим очень серьезно заболел. Он уже не мог подниматься с кровати, и в таком полуобездвиженном состоянии он и провел весь остаток своей жизни, все самые насыщенные годы своего старчества.
Совет старцев лавры, выслушав рекомендации врачей, благословляет отца Серафима на переезд на новое место жительства в поселок Вырицу. Приняв такое решение, как послушание, старец Серафим до конца своих дней проживет безвыездно в этой небольшой русской деревне. А самой Вырице суждено будет стать духовным центром святой Руси, куда будет стекаться огромное количество народа, ищущего утешения и поддержки. В помощь отцу Серафиму духовное руководство направило в Вырицу и схимонахиню Серафиму, его бывшую супругу.
О последних временах
Прп. Серафим Вырицкий
По слову прп. Серафима, духовный подъем России продлится не более 15 лет, после чего наступят времена антихристовы. О них святой говорил, что:
- будет происходить разрушение России, раздирание ее на части странами Запада и Востока;
- Россия утратит часть земель, но выстоит;
- возникнет мировое правительство, что будет знаком скорого пришествия Антихриста;
- затем начнутся гонения на христиан, так что спастись от них можно будет, только уехав вглубь России.
Поучения и наставления духовным чадам
Как же жить православным христианам России? Прежде всего, осознавать, что они живут в особой стране, имеющей особые благодатные дары Господа, главный из которых – православная вера. А потому – да не унывают православные при гонениях, житейских скорбях.
Нужно лишь помнить, что русский человек всегда искал благ небесных, а не земных, ведь единственный опыт, который человек возьмет с собой, когда придет время разлучения души с телом – опыт познания Бога.
Жить так – тяжело, когда современным миром правят совсем другие ценности. Легко, «как по маслу» распространяются книги, «разрушающие веру и нравственность», много сил тратится на их распространение. Но, как говорит преподобный, от всего этого Бог существовать не перестал, а потому неизбежна встреча с Ним каждой человеческой души – рано или поздно.
Сохранить веру поможет молитва. Преподобный советовал православным:
- как можно больше читать Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»); именно она поможет в самые тяжелые времена, более того, поможет взойти «от частого призывания имени Сына Божия к молитве непрестанной»;
- прибегать к молитве прп. Ефрема Сирина не только Великим Постом, но также во всякое другое время, ведь она содержит все Евангелие, «ею мы испрашиваем у Господа помощи на приобретение свойств нового человека»;
- хранить духовное трезвение: не принимать любого рода «видений», «откровений», беречь себя от прелести, помня о своей греховности и страстности;
- повиноваться во всем воле Божией, смиряться.
Духовный отец
В начале 1927 года отец Варнава принимает великую схиму с наречением именем Серафима, в честь глубоко почитаемого ним старца Саровского, после чего иеросхимонах Серафим избирается духовником Лавры. К новоизбранному духовному отцу ехали за советом как священники, так и простой люд, никто не получил отказа.
Смутное время объединило людей под покров мудрого наставника, который предвидел страдания и горести русского народа, принимал это, как урок терпения и великого упования на Бога, он призывал людей постоянно пребывать в молитвах и прошениях к Творцу, каяться и надеяться.
Кончина
Незадолго до кончины, весной 1949 года отец Серафим спал не просыпаясь 12 суток подряд. Когда батюшка проснулся, то сказал своей келейнице, матушке Серафиме: «Я побывал во многих странах. Лучше своей страны не нашёл и лучше нашей веры не видел. Говори всем, чтобы никто не отступал от православия».
Явление Пресвятой Богородицы
Пресвятая Богородица является преподобному Серафиму Вырицкому
Перед кончиной отцу Серафиму явилась Сама Пресвятая Богородица. Было это ночью. Старец знал, Кто его навестит, и сказал женщинам, ухаживавшим за ним: «Сегодня принять никого не смогу, зажгите все лампады — будем молиться».
С благоговением были прочитаны акафисты Пресвятой Богородице, святителю Николаю Чудотворцу и преподобному Серафиму Саровскому. После того как отец Серафим причастился Святых Христовых Тайн, он благословил читать Псалтирь и Евангелие. Ближе к вечеру батюшка попросил посадить его в кресло и стал молиться. При этом он иногда справлялся о времени. Около двух часов ночи отец Серафим благословил читать молитву на исход души и, осенив себя крестным знамением, со словами «Спаси, Господи, и помилуй весь мир» отошел к вечным обителям. Это произошло в день празднования воскрешения праведного Лазаря, 3 апреля 1949 года.
Прощание с преподобным Серафимом
Три дня шел ко гробу праведника нескончаемый людской поток. Все отмечали, что его руки были удивительно мягкими и, теплыми, словно у живого. Некоторые ощущали возле гроба благоухание. В первый день после блаженной кончины старца исцелилась слепая девочка. Мать подвела ее ко гробу и сказала: «Поцелуй дедушке руку». Вскоре после этого девочка прозрела.
Отпевание преподобного Серафима Вырицкого совершалось накануне праздника Благовещения и отличалось редкой торжественностью. Пели три хора: вырицких Казанской и Петропавловской церквей и хор духовных академии и семинарии. Там по благословению митрополита Григория в день погребения были отменены занятия. Во время похорон впереди гроба несли образ преподобного Серафима Саровского из кельи батюшки. Именно так и предсказал вырицкий подвижник еще в довоенные годы. Похоронен угодник Божий в Вырице, на маленьком кладбище у Казанского храма, рядом с супругой. В 2000 году над могилой прп. Серафима была воздвигнута деревянная часовня.
Часовня над могилой старца
Внутри часовни
Духовная связь Серафима Вырицкого с Серафимом Саровским
Современники сравнивали глаза отца Серафима — по силе их проникновенности — с глазами преподобного Серафима Саровского на его прижизненных портретах…Саровский чудотворец, с которым вырицкого старца соединяла глубочайшая молитвенная связь, был для него любимым наставником. В отце Серафиме Вырицком будто воскрес великий саровский подвижник. Оба они разливали вокруг себя мир и тишину. До конца дней своих вырицкий старец с величайшим благоговением и радостью хранил в сердце святой образ преподобного Серафима.
Святой образ старца Серафима Вырицкого
Женитьба и мирская жизнь
В 24 года Василий повенчался с благочестивой девицей Ольгой, дочерью знатных людей. У них родился сын Николай. Карьера Василия резко пошла в гору, он торговал пушниной, его товары ценились даже за рубежом. В течение короткого времени он стал миллионером.
Семья купила большой дом, в котором часто принимали странников. Супруги являли пример христианского благочестия: вместе молились, причащались в храме, посещали больницы и тюрьмы, дарили подарки заключенным и больным. Некоторых больных они забирали к себе домой, чтобы те быстрее поправлялись в домашней обстановке.
Также они имели двухэтажную дачу под Павловском. Всё сложилось у них наилучшим образом, но Василий тяготился этой жизнью. Особенно после смерти младшей дочери его душа много скорбела.
Духовником Василия долгое время был старец Варнава Гефсиманский. Когда пришла Советская власть, супругам пришлось тяжело. Они скрывались долгое время за городом.
Революция и мятежное время
Как только совершилась революция, богатые люди России покинули ее навсегда, переведя капиталы за границу, но это никак не коснулось Василия Николаевича и Ольги Ивановны. Они не мыслили жизни без своего народа, да и время гонений было предсказано святыми угодниками.
В 1920 году Муравьевы покидают столицу и переезжают жить на дачу, потеряв свое торговое дело. Не привыкший бездействовать, Василий Николаевич погружается в изучение богословских посланий, часто пребывая в уединенной молитве.