История восстановления патриаршества в России
В Москве проходит заседание Архиерейского собора Русской православной церкви. На время собора из Донского ставропигиального мужского монастыря в Храм Христа спасителя перенесли Мощи первого патриарха Тихона. Корреспондент «МИР 24» Роман Паршинцев вспомнил историю патриаршества в России.
Собрание Архиерейского собора приурочено к столетию восстановления патриаршества в России, которое случилось 28 октября 1917 года. Тогда главой русской православной церкви был избран Патриарх Тихон.
Молебен святителю Тихону у его мощей в Храме Христа Спасителя. 100 лет назад именно он стал первым патриархом после двухсотлетней отмены патриаршества Петром Первым.
«Когда скончался последний патриарх Адриан, то устанавливается управление церковное священным синодом и патриарх больше не избирается 200 лет», – говорит Игумен Григорий благочинный Донского монастыря.
После революции, оказавшись без царя, православным нужен духовный наставник. Патриарха выбирают на поместном соборе в 17-м году. Причем не голосованием, а с помощью жребия.
«Была совершена литургия, причем все эти жребии были написаны специальным образом на грамотках небольших в присутствии представителей собора. Иеросхимонах Алексий Соловьев – вот он и извлек этот жребий», – рассказывает старший научный сотрудник института всеобщей истории РАН Алексей Беглов.
В своей первой речи на посту патриарха Тихон будто предрек, страну ожидают «плачь, стон и горе». После октябрьского переворота вся церковная система, по сути – вне закона. Против священнослужителей идёт настоящая война. Епископов уничтожают сотнями. Ленин призывал грабить храмы под предлогом борьбы с голодом. Новоизбранный патриарх для страны советов становиться врагом номер 1 после Николая второго.
Известно, что на патриарха Тихона было несколько покушений. Одно из них произошло здесь, в его покоях. Правда, нападавшим открывал не Тихон, а его келейник – Яков Полозов. В открытую дверь его и убили пятью выстрелами в упор.
Патриарх Тихон резко критикует расправы над духовенством. За это его обвиняют в контрреволюции и арестовывают. Святителю грозит расстрел. Расправиться с патриархом помешали внутрипартийная борьба и напряженные на тот момент отношения во внешней политике.
Патриарха освобождают. Но на свободе он прожил не долго. В марте 25 года, в праздник Благовещение Святитель Тихон скончался. Официально – от сердечной недостаточности. Но есть версии и о его отравлении. К лику святых Тихон был причислен в 81-м году.
Следующего патриарха Московского и Всея Руси после Тихона советская власть разрешила выбрать лишь в 1943 году. Им стал патриарх Сергий (в миру Иван Страгороодский).
«Вот они спроектировали такой маневр. Патриарха Тихона отпустить, но оставить его под следствием. Добиться от него уступок, заявлений», – добавляет Алексей Беглов.
ХРАМ СВЯТОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ В ОСТАНКИНЕ
Избрание святителя Тихона на Патриарший престол, которое произошло 18 ноября 1917 года, стало концом Синодального периода и началом новой эпохи в истории Русской Церкви. В нашей сегодняшней статье мы разберемся, почему восстановление патриаршества произошло именно в 1917 году, а также увидим, как сам святитель Тихон после своего избрания описал предстоявшее ему патриаршее служение.
Синодальным периодом называют 200-летний период с 1721 года по ноябрь 1917 года, когда высшим органом власти Русской Православной Церкви был Святейший Синод, учрежденный Петром I. В этот орган входили самые влиятельные иерархи Русской Церкви, а также там присутствовал государственный наблюдатель — обер-прокурор.
Благодаря Святейшему Синоду Церковь оказалась встроена в государственную систему, и тем самым государство могло оказывать на нее давление. Например, император мог при желании продвинуть в Синод нужных ему людей, замедлить какую-либо реформу, связанную с церковной жизнью, и т.д. С другой стороны, вмешательство императора могло быть и благом — например, когда члены Синода не могли прийти к согласию относительно возможности канонизации преподобного Серафима Саровского, император Николай I взял дело в свои руки, и процесс канонизации начался.
Иными словами, во время Синодального периода происходили как отрицательные, так и положительные процессы, но в целом Святейший Синод успешно решал возникающие церковные вопросы, и отсутствие Патриарха не ставило под вопрос само существование Церкви в России, потому что сохранялась соборная форма ее управления.
Почему же тогда патриаршество было так важно восстановить в 1917 году?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала немного разобраться в вопросе управления Церковью.
Как мы знаем, Главой Церкви является Христос. Основа Церкви — соборность, и потому и догматы веры, и правила церковной жизни всегда утверждались не каким-то одним иерархом, а Собором епископов, и так реализовывались слова Спасителя о единстве верующих:
Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня (Ин 17:21).
Соборное единство епископов образует единство Церкви, в котором являет Себя Дух Святой.
Но так как Собор невозможно проводить очень часто, повседневными вопросами занимаются наследники апостолов — епископы. И еще с апостольских времен существует правило: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения». Таким епископом — первым среди равных — и стал Патриарх. Он является лицом Церкви (но не ее главой в прямом смысле слова) и занимается вопросами, связанными с управлением Поместными Церквями, выражает взгляды христиан перед внешним миром, выстраивает отношения государства и Церкви, а также следит за регулярным созывом Соборов, которые и утверждают его важнейшие решения.
Теперь вернемся к Поместному Собору 1917-1918 годов.
При открытии Собора в 1917 году на самом деле не очень многие его участники всерьез говорили о восстановлении патриаршества. Действительно актуальной эта мысль стала осенью 1917 года, когда стало ясно, что Временное правительство не может контролировать ситуацию, страна погружается в хаос, а власть концентрируется в руках крайне левых и крайне агрессивных в том числе по отношению к Церкви группировок. Уже в тот период Церковь лишилась некоторых своих полномочий (например, возможности преподавать Закон Божий в школах), и она не могла оставаться безликой, руководимой лишь Синодом, лишившимся государственной поддержки. Как сказал епископ Астраханский Митрофан,
«Во все опасные моменты русской жизни, когда кормило церковное начинало крениться, мысль о Патриархе воскресала с особой силой. Время повелительно требует подвига, дерзновения, и народ желает видеть во главе жизни Церкви живую личность, которая собрала бы живые народные силы».
И вот, в один из самых сложных периодов российской истории, когда власть только-только захватили большевики, святитель Тихон был избран на патриарший престол. Он прекрасно понимал, что в сложившихся условиях этот сан был равносилен несению исповеднического креста:
Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: Плач, и стон, и горе, и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (Иез. 2:10; 3:1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжелую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа, пророку Моисею, и мне придется говорить ко Господу: Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка… Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня (Чис. 11:11 – 14). Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни.
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
И действительно, жизнь Патриарха Тихона после этого стала ежедневным мученичеством, но в его лице Церковь обрела духовного вождя, символ единства, соборности и верности Христу. Начался новый период истории Русской Церкви.
Более подробно о том, как проходило само избрание святителя Тихона на Соборе, можно прочитать здесь.
Глава 2. Московский Собор 1917–1918 гг.
Всероссийский Церковный Собор открылся в Москве в праздник Успения 1917 г. Делегатами Собора стали 564 человека – 80 архиереев, 129 священников, 10 диаконов, 26 псаломщиков, 20 монашествующих (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян. Удаленные с кафедр архиереи, например, митрополиты Макарий (Невский) и Питирим (Окнов), участия в Соборе принять не могли. Уволенный с Харьковской кафедры архиепископ Антоний (Храповицкий) стал членом Собора от монашествующих, однако к началу его открытия был вновь избран на Харьковскую кафедру и принял участие в заседаниях как епархиальный архиерей. В состав Собора вошли все присутствующие в Синоде и правящие архиереи Российской Церкви, члены Предсоборного совета, наместники лавр и настоятели больших монастырей, глава военного духовенства протопресвитер Георгий Шавельский и настоятель Успенского собора протопресвитер Николай Любимов.
Основная часть Собора представляла собой делегатов от 66 епархий – от каждой избирался правящий архиерей, два клирика и три мирянина. Помимо того, в Москву съехались делегаты от монашествующих, от военного и морского духовенства, от действующей армии, от единоверцев, от духовных академий, от Академии наук и университетов, от Государственной думы и Государственного совета. В Соборе приняли участие представители Румынской и Сербской Церквей. По окончании Божественной литургии, совершенной митрополитами Киевским Владимиром, Петроградским Вениамином и Тифлисским Платоном, состоялся крестный ход и молебен на Красной площади. В этих торжественных службах принял участие и глава Временного правительства А.Ф.Керенский.
Следующее заседание Собора состоялось 16 августа в храме Христа Спасителя под председательством митрополита Владимира (Богоявленского). В этот день оглашались приветствия в адрес Собора. Рабочие заседания начались только 18 августа в Московском епархиальном доме. Председателем Собора был избран митрополит Московский Тихон (Беллавин), почетным председателем – митрополит Владимир (Богоявленский).
Товарищами (заместителями) председателя стали архиепископы Арсений (Стадницкий) и Антоний (Храповицкий), протопресвитеры Г. Шавельский и Н.Любимов, а также представители мирян – профессор E.Н.Трубецкой и М.В.Родзянко. Поскольку последний на Собор не явился, его место в феврале 1918 г. занял бывший обер-прокурор А. Д. Самарин. Секретарем Собора стал В.П.Шейн (впоследствии архимандрит Сергий), а членами Соборного совета – митрополит Тифлисский Платон, протоиерей А.Рождественский и профессор П.П.Кудрявцев.
Собору предстояло ответить на множество накопившихся за долгие годы вопросов, для удобного решения которых был образован ряд рабочих отделов и комиссий. Всего при Соборном совете было создано 23 отдела и 3 совещания. Отдел Высшего церковного управления возглавил епископ Митрофан (Краснопольский), отдел епархиального управления – епископ Георгий (Ярошевский), церковного суда – архиепископ Сергий (Страгородский), богослужения, проповедничества и храмов – архиепископ Евлогий (Георгиевский), внешней и внутренней миссии – митрополит Платон (Рождественский), единоверия и старообрядчества – архиепископ Антоний (Храповицкий).
Собор не мог не откликнуться на происходившие в стране события. Видя массовое дезертирство и падение дисциплины в армии, делегаты обратились к воинам с призывом продолжать исполнение своего долга. Еще один вопрос был связан с подготовкой выборов в Учредительное собрание. В стране развернулась предвыборная борьба, заявления некоторых кандидатов носили явно антицерковный характер. В связи с этим Собор решил обратиться к народу с посланием, где говорилось, что критерием для избрания должна быть не принадлежность кандидата к той или иной партии, а его преданность отечеству и Церкви.
Собор предпринял попытку воспрепятствовать изъятию у Церкви церковно-приходских школ. Однако эти школы ассоциировались у новых властей со «старым режимом», а потому старания православных ревнителей закончились неудачей.
Наиболее известным деянием Собора стало избрание патриарха. Изначально в повестку дня вопрос восстановления патриаршества не входил, однако нараставшая в стране напряженность постепенно меняла настроение соборян – необходимость в зримом символе единства Российской Церкви и символе исторической православной России ощущалась многими.
11 октября с предложением восстановить патриаршество выступил епископ Астраханский Митрофан (Краснопольский). По мнению святителя, патриаршество существовало в Русской Церкви всегда – в первые века после крещения она подчинялась Вселенскому патриарху, а в 1589 г. получила своего патриарха. Упразднение патриаршества при царе Петре I епископ Митрофан назвал нарушением канонов – прежде всего 34-го апостольского правила и 9-го правила Антиохийского Собора.
Священномученик Митрофан был не одинок – мысль о восстановлении канонического управления Церковью была поддержана немалой частью Собора. Помимо канонических принципов приводились принципы исторические и идейные. Наиболее ярким было выступление архимандрита (впоследствии архиепископа) Илариона (Троицкого):
«Зовут Москву сердцем России. Но где же в Москве бьется русское сердце? На бирже? В торговых рядах? На Кузнецком мосту? Оно бьется, конечно, в Кремле. Но где в Кремле? В Окружном суде? Или в солдатских казармах? Нет, в Успенском соборе. Там, у переднего правого столпа, должно биться русское православное сердце. Орел петровского, на западный манер устроенного самодержавия выклевал это русское православное сердце, святотатственная рука нечестивого Петра свела первосвятителя Российского с его векового места в Успенском соборе. Поместный Собор Церкви Российской от Бога данной ему властью поставит снова московского патриарха на его законное, неотъемлемое место».
Возражения против восстановления патриаршества сводились к тому, что избрание патриарха помешает соборности и приведет к деспотизму. Например, протоиерей Николай Добронравов (будущий архиепископ и священномученик) видел в единоначалии отголоски католицизма, говорил, что истории известны случаи недостойного поведения глав Поместных Церквей. Однако голоса противников патриаршества, поначалу настойчивые, с каждым заседанием встречали все меньше поддержки и постепенно утонули среди всеобщего подъема и воодушевления. Тем более что избрание первосвятителя не означало диктатуры одного лица и отмены соборности – высшая церковная власть должна была оставаться у Соборов.
28 октября Собор постановил:
«В Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян.
Восстанавливается патриаршество, и управление церковное возглавляется патриархом.
Патриарх является первым между равными ему епископами. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору».
Была определена и процедура избрания. Члены Собора должны были подавать записки с именем кандидата. Если таковой набирал более половины голосов, то выборы считались состоявшимися. Если ни один из кандидатов не набирал должного количества, проводилось второе голосование. Теперь должны были подаваться записки с именами трех кандидатов. Получивший большинство голосов считался избранным в кандидаты. После того как три человека наберут должное количество баллов, пред полагалось выбрать одного из них жребием.
Многие полагали, что патриархом станет архиепископ Антоний (Храповицкий). Яркий публицист, он с дореволюционных времен пользовался в народе популярностью за свою последовательную православную позицию. На страницах печати иерарх высказывался по многим вопросам государственной и церковной жизни, например, по поводу реформ, единоверия, отношений с инославием. Архипастырь был известен и как монархист, как сторонник возвращения Константинополя православным царям. Задолго до Собора архиепископ популяризировал восстановление патриаршества, способствовал приглашению в Россию Патриарха Антиохийского Григория IV в 1913 г. Однако были у архиепископа Антония и недоброжелатели. Некоторые противники патриаршества признавались, что не хотели его восстановления из опасения, что патриархом станет консерватор и монархист. Однако тревога этой части Собора была напрасна – возглавить Российскую Церковь архиепископу Антонию не было суждено.
Первое голосование было назначено на 30 октября. Наибольшее число голосов (101) получил архиепископ Антоний. Остальные голоса распределились следующим образом. Архиепископ Кирилл (Смирнов) получил 27 голосов, митрополит Тихон (Беллавин) – 23, митрополит Платон (Рождественский) – 22, архиепископ Арсений (Стадницкий) – 14, митрополит Владимир (Богоявленский), архиепископ Анастасий (Грибановский), протопресвитер Георгий Шавельский – по 13, архиепископ Сергий (Страгородский) – 5, архиепископ Иаков (Пятницкий), архимандрит Иларион (Троицкий), А.Д.Самарин – по 3 голоса. Некоторые претенденты на патриаршество были предложены одним или двумя членами Собора.
После четырех туров голосования были избраны три кандидата – архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий), митрополит Московский Тихон (Беллавин). Говорили, что Собор избрал кандидатами самого умного, самого строгого и самого доброго из русских архиереев.
5 (18) ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя состоялось избрание патриарха. Кандидаты на патриарший престол в храме не присутствовали – все они были на литургии в других церквах Москвы. А в храме Христа Спасителя готовились к великому событию. После литургии и молебна митрополит Владимир (Богоявленский) вынес на амвон ковчежец с жребиями и снял с него печати. Из алтаря вышел старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев). Преподобный вынул один из жребиев и передал его митрополиту, который громко возгласил имя избранного патриарха: «Тихон, митрополит Московский – аксиос!»
Протодиакон Константин Розов возгласил многолетие избранному Патриарху Московскому и всея России: «Господину нашему высокопреосвященнейшему митрополиту Московскому Коломенскому Тихону, избранному и нареченному в патриархи богоспасаемого града Москвы и всея России».
Святитель Тихон совершал литургию на Троицком подворье. Об избрании ему сообщила делегация Собора во главе с митрополитами Владимиром, Вениамином и Платоном.
21 ноября в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля состоялась интронизация нового патриарха. Для торжественного чина были взяты реликвии великих русских иерархов – жезл святителя Петра Московского, ряса священномученика патриарха Ермогена, мантия, митра и клобук патриарха Никона.
Восстановление патриаршества в Русской Церкви повысило статус ряда архиереев. Так, были возведены в сан митрополитов архиепископы Антоний (Храповицкий), Арсений (Стадницкий), Агафангел (Преображенский), Сергий (Страгородский), Иаков (Пятницкий).
Избрание патриархом святого Тихона было промыслительным. Даже противники патриаршества говорили, что примирились с этой идеей благодаря личности первосвятителя.
Избрание патриарха подразумевало и определение круга его прав и обязанностей: нести попечение о благополучии Российской Церкви и представлять ее перед государственной властью, сноситься с Автокефальными Церквами, обращаться к пастве с посланиями, заботиться о замещении архиерейских кафедр. Патриарх являлся правящим архиереем патриаршей области, в которую входила Московская епархия и ставропигиальные обители.
В непосредственном подчинении Святейшего находились кремлевские соборы, храмы и монастыри, Троице-Сергиева лавра, ставропигиальные монастыри и патриаршие учреждения. Остальной частью Московской епархии должен был управлять патриарший наместник.
Высшей властью в Российской Церкви являлись Поместные Соборы, в промежутках между которыми действовали Священный Синод и Высший церковный совет (ВЦС). В ведении первого находились дела пастырского, вероучительного, богослужебного характера, в ведении второго – дела административно-хозяйственные и школьно-просветительские. Ключевые вопросы – защита прав Церкви, подготовка к Соборам, открытие епархий – подлежали совместному рассмотрению и Священного Синода, и Высшего церковного совета, состав Синода кроме патриарха входило 12 членов – киевский митрополит, шесть иерархов по избранию Собора на три года, пять иерархов, вызываемых по очереди на один год. В ВЦС входило 15 человек – патриарх, три архиерея, делегируемых от Синода, один монах, пять представителей белого духовенства, шесть мирян по избранию Собора.
Было разработано «Определение о правовом положении Церкви в государстве». Согласно документу, Православная Российская Церковь
занимает первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение;
независима от государства в учении веры и нравственности, богослужении, внутренней церковной дисциплине, отношениях другими Поместными Церквами;
постановления Российской Церкви и акты церковного управления признаются государством имеющими юридическое значение;
государственные законы, касающиеся Церкви, издаются по соглашению с церковной властью;
глава Российского государства, министр исповеданий, министр народного просвещения и их товарищ и (заместители) должны быть православными;
имущество Православной Церкви не подлежит конфискации.
Однако все эти постановления не могли иметь силы – к тому времени (25 октября 1917 г.) власть была захвачена большевиками. Беспорядки переместились в Москву, стрельба шла на улицах,
Кремль, где засели юнкера, большевики обстреливали из пушек. Ходатайства русских иерархов прекратить разрушение святыни ни к чему не привели. Проникнуть в Кремль делегации уда лось не сразу.
Со стороны Собора последовал призыв ко всеобщему покаянию. «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения, – говорилось в послании, – кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов – смешение языков и ожесточение, ненависть братьев. <…> … К нашему несчастью, доселе не родилось еще власти воистину народной, достойной получить благословение Церкви Православной. <…> Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов».</…></…>
Участники Собора
Выборный демократический принцип действовал и при формировании состава участников Поместного собора. От каждой епархии выбирались делегаты — два представителя духовенства и три мирянина, имевшие равное право голоса. Своих представителей направили общественные институты и органы власти — университеты и Академия наук, армия, Государственная Дума, военное и ученое духовенство. В Соборе также приняли участие Синод и Предсоборный совет, епархиальные архиереи, настоятели важнейших монастырей. Два десятка совещательных комиссий должны были готовить решения по ключевым вопросам, а затем выносить их на общее голосование.
Время работы Собора совпало с ключевыми событиями русской истории — Первая мировая война, провозглашение Республики, Октябрьская революция, начало Гражданской войны. Собор осуждал действия большевиков, а Совнарком в свою очередь в январе 1918 года издал Декрет об отделении церкви от государства, однако в деятельность духовенства новая власть пока не вмешивалась.
РПЦ и революция
Николай II не давал разрешения на проведение Собора, хотя проекты церковных реформ ему подавали начиная с 1904 года. На отношения императора с РПЦ влияли и личные обстоятельства — архиереи и священники за критику в адрес фаворита Николая II Г. Е. Распутина попали в опалу. В марте 1917 года РПЦ поддержала отречение царя от престола, более того, многие представители духовенства восприняли это как первый шаг к возрождению церкви и России.
В марте-апреле 1917 года был создан новый состав Синода епископов, куда входили преимущественно сторонники реформ. Уже 29 апреля он выпустил послание с сообщением о скором созыве Поместного собора и необходимостью выборов для занятия руководящих должностей РПЦ. Состоялись свободные выборы митрополитов в Петрограде и Москве. Показательно, что население отдало свои голоса за нравственно безупречных и далеких от политики архиереев.
Обстоятельства созыва Собора
В начале XX века РПЦ переживала не лучшие свои времена — многие представители духовенства мечтали освободить церковь от ограничений синодальной системы управления, созданной Петром I. Главой церкви являлся император, а сама она представляла, по сути, одно из государственных ведомств с определенными бюрократическими, пропагандистскими, даже полицейскими функциями.
Часть священников и представителей православной интеллигенции не поддерживали политику главы церкви и государства, разделяя взгляды оппозиции или рабочего движения. Так, самой заметной фигурой в событиях Кровавого воскресенья 1905 года стал священник Г. Гапон, который встал во главе массового шествия безоружных рабочих. Одновременно часть клира относилась к монархистам и сотрудничала с крайне правыми силами, такими как черносотенцы.
Требовали решения и внутрицерковные противоречия. Например, необходимо было прояснить роль и права мирян — должны ли они участвовать в управлении приходом или понятие прихода является административным и подчиненным только вышестоящему духовенству. Вопросы вызывало и положение белого (женатого) и черного духовенства. Архиереи избирались исключительно из числа последних, хотя в раннехристианской церкви женатые священники тоже могли становиться епископами.