Жизнь старца Паисия Святогорца: рождение и крещение
Точнее было бы сказать — житие. Монаха Паисия канонизировали в начале 2015 года. Итак, представим его житие.
На территории Турции есть историческая местность, называемая Каппадокией. Именно здесь в 1924 году, 25 июля, в многодетной семье у Продромоса и Евлампии Езнепидис родился мальчик. Крестным у ребенка был Арсений Каппадокийский, ныне прославленный в лике святых. Он назвал младенца своим именем и сказал, что хочет оставить монаха после себя.
Впоследствии о человеке, который был его крестным, святой старец Паисий Святогорец писал, что своей праведной жизнью Арсений Каппадокийский проповедовал православную веру, он менял души и осенял Божьей благодатью христиан и турок, верующих и неверующих.
Любимый наш старец, свт. Паисий Святогорец. 6-серийный фильм
Шестисерийный фильм основан на книге жития блаженной памяти Старца Паисия Святогорца, воспоминаниях и свидетельствах его духовных чад, соотечественников, родных, духовенства и мирян. Фильм снимался в местах земной жизни Старца Паисия — на Святой Горе Афон, в огородах материковой Греции, на острове Керкера.
Фильм первый посвящен началу земного пути Старца Паисия Святогорца — рождению в селении Фарасы, крещению преподобным Арсением Каппадокийским, детству и юности в горах Коницы, службе в армии во время гражданской и Великой Отечественной войны. О Старце Паисии рассказывают: игумен Ефрем Ватопедский, брат Старца Паисия Рафаил Эзнепидис ; сослуживец старца Паисия, ныне-монах Арсений; писатели Афанасий Раковалис и Лазарь Келекиди и другие.
Фильм второй посвящен началу монашеского пути Старца Паисия Святогорца — первому посещению Афона, принятию пострига и восстановлению обители Стомион ради исполнения обета, данного им в юности Пресвятой Богородице. О Старце Паисии рассказывают: митрополит Лимассольский Афанасий, сослуживец старца Паисия, ныне — монах Арсений ; писатель Лазарь Келекиди, родственники Старца Паисия, жители г.Коницы, настоятель обители Стомион архимандрит Косьма и другие.
Фильм третий посвящен пребыванию Старца Паисия на Синае, в монастыре святой Екатерины, аскетирии святых Галактиона и Епистимии, его подвигу безмолвия и отшельничества, духовной борьбе и особой любви к ближним — бедуинам, насельникам монастыря, паломникам. О Старце Паисии рассказывают: игумен монастыря святой Екатерины епископ Синайский Дамиан, насельник монастыря святой Екатерины монах Павел и другие.
Фильм четвертый посвящен возвращению Старца Паисия на Афон, где он стал послушником русского старца Тихона, его отшельнической жизни в кал иве Честного Креста и переходу в монастырь Ставроникита для восстановления монашеской жизни братии. О Старце Паисии рассказывают: игумен монастыря Предтечи Господня Иоанна в Пиерии архимандрит Порфирий, митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий и другие.
Фильм пятый посвящен пребыванию Старца Паисия в Афонской келлии Панагуда, расцвету его духовной жизни. «С того момента, как вставало солнце, и до самого заката, шли потоки людей всякого рода — бедные и богатые, образованные и неграмотные, полицейские, военные, сенаторы, епископы и патриархи, анархисты и революционеры — всякие люди шли. И со всеми этими людьми Старец находил общий язык…» Писатель Афанасий Раковалис.
Фильм шестой посвящен последним годам земной жизни Старца Паисия, когда он был вынужден покинуть Афон и оставаться на материке. В это время Старец Паисий основал женские и мужской монастыри в окрестностях Салоник, духовным наставлением и теплой молитвой утешал и исцелял множество людей, неся мученический крест тяжелой болезни. О старце Паисии рассказывают: лечащий врач Георгий Блан-Дзас, митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай и многие другие.
Детство и юность Арсения
Во времена младенчества будущего старца Паисия православные верующие испытывали притеснения и гонения со стороны турок мусульманской веры. В связи с этим многие семьи вынуждены были покидать родные места. Среди беженцев был и маленький Арсений со своими родными. В сентябре 1924 года прибыли вынужденные переселенцы в Грецию. Семья будущего святого обосновалась в городе Коница.
Паисий Святогорец, старец в будущем, с раннего детства мечтал о монашеской жизни, убегал часто в лес, где проводил время в молитве — самозабвенной не по годам.
Окончив школу, Арсений работал плотником. В 1945 году его призвали на службу в армию. Во время войны будущий монах был радистом. Но это ему не мешало на передовой проситься у командования на самые опасные задания вместо товарищей, у которых были жены и дети.
Преподобный Паисий Святогорец. 6 фильмов
Шестисерийный фильм основан на книге жития блаженной памяти Старца Паисия Святогорца, воспоминаниях и свидетельствах его духовных чад, соотечественников, родных, духовенства и мирян. Фильм снимался в местах земной жизни Старца Паисия — на Святой Горе Афон, в огородах материковой Греции, на острове Керкера.
«Рождение. Детство. Молодость»
Фильм первый посвящен началу земного пути Старца Паисия Святогорца — рождению в селении Фарасы, крещению преподобным Арсением Каппадокийским, детству и юности в горах Коницы, службе в армии во время гражданской и Великой Отечественной войны. О Старце Паисии рассказывают: игумен Ефрем Ватопедский, брат Старца Паисия Рафаил Эзнепидис ; сослуживец старца Паисия, ныне-монах Арсений; писатели Афанасий Раковалис и Лазарь Келекиди и другие.
«Начало монашеского пути»
Фильм второй посвящен началу монашеского пути Старца Паисия Святогорца — первому посещению Афона, принятию пострига и восстановлению обители Стомион ради исполнения обета, данного им в юности Пресвятой Богородице. О Старце Паисии рассказывают: митрополит Лимассольский Афанасий, сослуживец старца Паисия, ныне — монах Арсений ; писатель Лазарь Келекиди, родственники Старца Паисия, жители г.Коницы, настоятель обители Стомион архимандрит Косьма и другие.
«Синайский отшельник»
Фильм третий посвящен пребыванию Старца Паисия на Синае, в монастыре святой Екатерины, аскетирии святых Галактиона и Епистимии, его подвигу безмолвия и отшельничества, духовной борьбе и особой любви к ближним — бедуинам, насельникам монастыря, паломникам. О Старце Паисии рассказывают: игумен монастыря святой Екатерины епископ Синайский Дамиан, насельник монастыря святой Екатерины монах Павел и другие.
«Возвращение на Афон»
Фильм четвертый посвящен возвращению старца Паисия на Афон, где он стал послушником русского старца Тихона, его отшельнической жизни в каливе Честного Креста и переходу в монастырь Ставроникита для восстановления монашеской жизни братии. О Старце Паисии рассказывают: игумен монастыря Предтечи Господня Иоанна в Пиерии архимандрит Порфирий, митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий и другие.
«Панагуда»
Фильм пятый посвящен пребыванию Старца Паисия в Афонской келлии Панагуда, расцвету его духовной жизни.
«Последние годы жизни»
Фильм шестой посвящен последним годам земной жизни Старца Паисия, когда он был вынужден покинуть Афон и оставаться на материке. В это время Старец Паисий основал женские и мужской монастыри в окрестностях Салоник, духовным наставлением и теплой молитвой утешал и исцелял множество людей, неся мученический крест тяжелой болезни.
Православная жизнь
Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)0
Монашеский путь старца
В 1949 году Арсений был демобилизован из рядов армии. Он выбрал стать иноком и решил отправиться на гору Афон.
Старец Кирилл, ставший позднее игуменом монастыря Кутлумуш, в 1950 году принял Арсения послушником. Через какое-то время будущий святой был отправлен в другую обитель — Есфигмен. Здесь он поднялся на следующую ступень монашеского пути и в 1954 году стал рясофорным иноком с именем Аверкий. Он часто наведывался к старцам, читал жития святых, постоянно молился в уединении.
В малую схиму (третью ступень монашества) Арсения постриг старец Симеон в 1956 году. Имя будущему святому при этом было дано в честь Паисия II митрополита Кессарийского.
Старец Кирилл стал духовным отцом монаха. Он всегда предвидел время прихода Паисия в свой скит, знал нужды чада и помогал искать ответы на все вопросы. По молитвам отца Кирилла монах Арсений духовно возрастал. Он старался достичь божественной благодати и считал, что для этого любую проблему нужно встречать смирением, терпением, добрым помыслом.
Паисий Святогорец
Хоть и любил Арсений с раннего детства уединение, но доверился промыслу Отца Небесного. Многие верующие отправлялись в паломнический путь к Паисию Святогорцу в надежде на совет и поддержку. А монах никому и не отказывал в этом.
В 1958-1962 годах Паисий Святогорец, старец, жил в Стомио, в монастыре Рождества Богородицы. Здесь он и начал принимать паломников, приходивших к нему со своими духовными нуждами.
В 1962 году старец перебрался на Синай в келью святых Епистимии и Галактиона. На Афон Паисий вернулся через два года и стал жить в Иверском скиту.
Болезнь старца в 1966 году была очень тяжелой. В результате ему пришлось лишиться части легкого. Но Господь не оставил святого в болезни — за Паисием в больнице был хороший уход. Монашки, которые мечтали построить обитель в честь Иоанна Богослова, помогали старцу поправиться, ухаживали за ним. Выздоровев, Паисий Святогорец поспособствовал им найти место для монастыря, к тому же он всю оставшуюся жизнь поддерживал сестер духовно.
Блаженный старец Паисий Святогорец и любовь к людям
Отец Паисий снова сменил место в 1967 году. Он поселился в Катунаках, в Лавриотской келии Ипатия.
У старца сохранились особые воспоминания об этом месте. Он писал, что однажды ночью, молясь, почувствовал небесную радость и увидел прекрасный голубоватый свет, который был очень ярким. Но глаза монаха его выдерживали. По признанию старца, в этом свете он пребывал много часов, не ощущая времени и не замечая вокруг ничего. Это был не физический мир, но духовный.
В 1968 году пристанищем Паисия Святогорца стала обитель под названием «Ставроникита». Паломники везде находили старца. Чувствуя его безграничную любовь к каждому из людей, получая от него духовное облегчение и необходимые советы, они называли его святым. Но сам старец вполне искренне полагал, что он последний из грешников, и никогда никому не отказывал в поддержке. Был радушным и гостеприимным хозяином, предлагая каждому пришедшему лукум и кружку свежей холодной воды. Но другую жажду к нему приходили утолять.
Даже во время болезней старец Паисий, укрепляемый Господом, принимал страждущих. Весь день он утешал их и помогал обрести веру и надежду, а ночи проводил в молитвах, отдыхая только по 3-4 часа в сутки. Сам старец говорил духовным чадам, что добро лишь тогда приносит пользу и радость, когда ради него жертвуешь чем-то. Он принимал боль людей как свою собственную, умел поставить себя на место любого человека и понять, как никто другой. Такой был святой Паисий Святогорец, старец, и такой была его любовь к Богу и людям.
Паисий Святогорец и духовные законы
Помните, мы говорили выше про то, что в его случае духовные законы «срабатывали» почти моментально? Он не мог исцелить котенка, пока в его желании была крупица несмирения. Как только она ушла — животное моментально выздоровело.
Будучи святым старцем, Паисий Святогорец очень тонко ощущал духовные законы и взаимосвязи в жизни. Были случаи, когда он понимал — та или иная болезнь вызвана не столько медицинскими факторами, сколько грехами самого человека или его близких.
Например, одному отцу он сказал: ваш ребенок выздоровеет, но для этого вы должны хотя бы бросить курить. Это не было «торгом» — просто старец понимал, что многие болезни даются людям, как стимул и знак изменить свою жизнь.
Молитвы монаха
Каждый день святой полностью перечитывал Псалтырь, а когда все вокруг засыпало, горячо молился за весь мир, а также за тех, кто болен, за супругов, находящихся в ссоре, за работающих допоздна и путешествующих по ночам.
Как-то раз, в темное время суток, старцу было дано откровение, что человек по имени Иоанн находится в опасности. Паисий Святогорец стал возносить молитвы о нем. Следующим днем монаха посетил тот самый юноша, поведав о том, как ночью отчаяние наполнило его душу и он решил сесть на мотоцикл, выехать из города, сорваться с обрыва и разбиться. Но молодого человека остановила мысль о старце Паисии, и он пришел к монаху за советом. С тех самых пор Иоанн приобрел духовного отца, любящего и понимающего. По молитвам святого юноша и встал на путь истинный.
Молитвенные слова старец Паисий Святогорец произносил с такой верой и любовью, что многие люди через это получали исцеление от болезней. Вот один из примеров: к святому обратился отец девочки, которая была глухонемой. Он рассказал старцу, что до рождения дочки препятствовал всячески своему брату, который мечтал стать монахом. Паисий Святогорец, видя, что человек искренне раскаивается, пообещал исцеление ребенку и помолился об этом. И действительно, через какое-то время девочка стала разговаривать.
Паисий Святогорец и блудница
Однажды в храм, где святой какое-то время служил, пришла женщина. О ней рассказывали, что она разрушила многие семьи, обольщая мужчин. Преподобный прикрикнул на нее и велел уйти из храма.
«Тогда, — вспоминает старец, — со мной случилось что-то ужасное. Впервые за свою жизнь я почувствовал такой силы плотское искушение, что это напоминало горение».
В какой-то момент искушения стали настолько сильны, что старец вонзил себе в ногу маленький топорик — чтобы как-то остановить поток мыслей. Брызнула кровь.
«А потом, — рассказывает святой, — я подумал: вот, я испытал этот ад единственный раз в течение короткого времени. А эта, Господи, несчастная душа, которая всегда живет в аду, как же она страдает!»
И сразу же после этой мысли святой почувствовал, что освобождается от страсти.
«Так что, будь очень осторожен с осуждением», — подводил итог старец, когда рассказывал эту историю.
Чудеса исцеления
Очень многие люди, страдающие от болезней опорно-двигательного аппарата, и даже инвалиды, передвигающиеся с большим трудом, уходили от монаха Паисия здоровыми. Были случаи исцеления от бесплодия супружеских пар.
Отец девочки, у которой был рак, обратившись к старцу с просьбой о помощи, услышал в ответ, что, кроме молитвы самого Паисия, мужчина и сам должен чем-то пожертвовать ради спасения дочери. Монах посоветовал ему бросить курить. Мужчина дал обет избавиться от пагубной привычки, и по молитве старца вскоре девочка поправилась. Но отец быстро забыл про обещанное Богу и снова стал курить. После этого болезнь дочери снова вернулась. Мужчина вновь обратился к старцу, но монах сказал лишь, что отец в первую очередь должен ради ребенка постараться, а молитва — дело второе.
Существует множество свидетельств об исцелении безнадежно больных, которым медики говорили, что ничего сделать нельзя. Молитвы монаха и здесь помогали людям поправиться. Но вот сам Паисий Святогорец, старец, все больше лишался здоровья.
Конец жизни
Еще во время болезни легких, в 1966 году, после приема антибиотиков у Паисия появилось осложнение с сильными болями в животе. Старец считал, что от этого лишь польза, так как через физические страдания смиряется душа. И он терпел боль, стоя часами и принимая желающих получить его благословение.
В 1988 году состояние монаха осложнилось кровотечениями. Но святой старец Паисий Святогорец, не желая обращаться к врачам, продолжал принимать людей, пока в 1993 году ему совсем не стало тяжело. Но и тогда на советы духовных чад лечь в больницу Паисий Святогорец отвечал, что болезнь помогает в духовной жизни, поэтому избавляться от нее он не хочет.
Монах с терпением и кротостью переживал телесные страдания и молился лишь о других, но для себя никогда ничего не просил. Все же Паисий поддался настойчивости духовных чад. Когда врачи его обследовали, был обнаружен рак. Две операции, сделанные в 1994 году, облегчения не принесли. Его душа отошла 12 июля 1994 года. Эта дата является днем памяти старца. Паисий Святогорец погребен в обители Иоанна Богослова в Суроти Солунской.
Но заступничество святого на этом не прекратилось. Молитва старцу Паисию Святогорцу и сегодня творит чудеса, помогая исцелить душу и тело болящего.
Паисий Святорец — житие кратко
Для начала — несколько фактов. Просто, чтобы в общих чертах понимать, когда и где жил Паисий Святогорец.
- Святой Паисий родился на территории Турции — в Каппадокии, — в 1924 году. (Последние века Каппадокия является частью мусульманских государств, но на ней сохранились христианские постройки монастыри самых ранних времен).
- Сразу после рождения он и его родители переселились в Грецию — в рамках массового обмена жителями между этими двумя странами.
- Паисий Святогорец служил в армии.
- Почти всю свою монашескую жизнь старец Паисий провел на Святой Горе Афон. Там он подвизался с 26 лет.
- За свою жизнь святой сменил несколько скитов, келий и монастырей. Самая известная келья — Панагуда. Там он жил более десяти лет, когда стал уже известным на всю Грецию старцем и к нему нескончаемым потоком стекались паломники.
- Старец Паисий несколько раз покидал Святую Гору. Например, несколько лет в молодости он жил на горе Синай в Египте — рядом с монастырем Святой Екатерины.
- Преподобный Паисий умер в 1994 году — в Греции, в Салониках, куда приехал за несколько месяцев до смерти. Захоронен он там же. Могила старца Паисия стала местом массового паломничества.
Труды монаха
Множество изречений и мыслей, написанных и сказанных, оставил после себя святой. Все они вызывают интерес верующих и тех, кто ищет свой путь в жизни. И здесь придет на помощь старец Паисий Святогорец. Книги, автором которых и является сам святой, просты для понимания. Вот лишь часть из них:
- «Слова» (пять томов);
- «Арсений Каппадокийский»;
- «Возвращение к Богу от земли на Небо»;
- «Письма»;
- «Отцы-святогорцы и святогорские истории»;
- «Мысли о семье христианской».
Особенно хочется о. Старец Паисий Святогорец много мыслей излагал на бумаге, беседы с ним записывались на пленку, его письма были тоже очень интересны. Весь этот материал и был использован при составлении пяти томов, каждый из которых представляет собой отдельную книгу.
Первый том называется «С болью и любовью о современном человеке». Рассуждения старца в нем касаются современных нравов, роли церкви сегодня, о дьяволе, грехах и духе нашего мира.
Второй том носит название «Духовное пробуждение». Старец Паисий Святогорец в нем говорит о важности работы над самим собой, благоразумного поведения, победы над сегодняшним равнодушием людей и безответственностью.
Третья книга под названием «Духовная борьба» повествует о таинстве исповеди и покаянии, а также о борьбе с помыслами.
«Семейная жизнь» — название четвертого тома. Оно говорит само за себя. Старец Паисий в нем рассказывает о роли в семье мужа, жены, о воспитании детей, выборе жизненного пути, об испытаниях в отношениях любящих людей.
В пятой книге «Страсти и добродетели» советы святого касаются того, как распознавать страсти и освобождаться от них, а также того, как перейти к поступкам добродетельным.
Кто такой старец Паисий
Величайший подвижник современности схимонах Паисий Святогорец всю свою жизнь посвятил служению Богу и людям. Сердце его было полно кротости, смирения и любви.
Рождение и детство
Арсений Езнепидис, больше известный как святой Паисий, родился 25 июля 1924 года в греческом селении Фарасы на территории Турции (восточная Каппадокия). В этом же году состоялся обмен населения между Грецией и Турцией.
Осенью 1924 года семья Езнепидисов поселилась в городе Коница в Эпире. Крестивший младенца святой Арсений Каппадокийский назвал мальчика Арсением, сказав при этом: «Хочу оставить после себя монаха». Своими словами он предсказал дальнейшую судьбу ребенка.
Там Арсений вырос, окончил школу и получил профессию плотника.
Семья
Хаджидигенис — передававшаяся из поколения в поколение фамилия предков старца, но жизнь распорядилась так, что родственники мальчика были вынуждены взять другую фамилию. Имя прадеда Арсения, которого звали Феодосий, послужило новой фамилией.
Будучи глубоко верующей христианкой, бабушка Арсения, Хаджи-Христина, владела маленьким храмом святого Архангела Михаила, который расположился на значительном расстоянии от села. Проводя время в посте, молитве и безмолвии, Хаджи-Христина порой уединялась в этом храме.
Однажды зимой церквушку завалило снегом. Находившаяся на тот момент внутри храма женщина не могла выбраться наружу. Но на церковном подоконнике каждый день появлялся горячий хлеб. Она молилась и принимала этот Божественный дар . Также у бабушки Арсения был свой дом в Адане, куда часто приходил мальчик.
Продромос Феодосиу, папа Арсения, из-за преследований турками был вынужден вновь сменить фамилию на Эзнепидис, что в переводе означает «иностранец». Семья фарасиотов, к которой принадлежал Продромос, отличалась благородством и высоким положением в городе. Много поколений начальствовала она в Фарасах. Сам Продромос работал старостой несколько десятков лет.
Продромос — хороший мастер и трудолюбивый работник — занимался выплавкой железа. Имея храброе и бесстрашное сердце, он много раз спасал свое село от турков, которые даже взяли его в плен однажды, но молитвы преподобного Арсения сохранили Продромоса от несчастья.
Оставаясь старостой фарасиотов-беженцев и в Конице, старик Продромос своей семье оставил самый бесплодный участок земли при распределении участков для переселенцев из Малой Азии. Расчищая его, он выжигал заросли колючих кустарников и от огня и дыма повредил себе глаза.
Мать Арсения звали Евлогия. Она являлась родственницей преподобного Арсения Каппадокийского и происходила из рода Франгопулосов. В пятнадцатилетнем возрасте Евлогию выдали замуж за Продромоса Эзнепидиса.
В их семье родось десять детей. Первые дети, Екатерина и Сотирия, умерли во младенчестве. При крещении третьего ребенка, тоже девочки, преподобный Арсений велел дать ей имя Зоя, в переводе означающее «жизнь». После этого случая их дети не умирали. Имена детей Евлогии и Продромоса были такими: Зоя, Амалия, Мария, Рафаил, Харалампий, Арсений (будущий старец Паисий), Лука и Христина. До сих пор живы Рафаил и Христина.
Юношеские годы и молодость
В 1945 году молодой Арсений был призван в действующую армию. Там он служил радистом в течение трех с половиной лет. Во время войны Арсений проявил необычайную смелость. В Греции в то время разгорелась гражданская война. Начать монашескую жизнь после окончания войны Арсению не удалось, так как необходимо было помочь своим сестрам.
Монашеская жизнь
В 1950 году Арсений стал послушником духовника Кирилла, который в последствии слал игуменом монастыря Кутлумуш на Афоне. По направлению Кирилла Арсений прибыл в монастырь Эсфигмен. В 1954 году после четырех лет послушания был пострижен в рясофор с присвоением имени Аверкий и перешел в обитель Филофей, где стал учеником отца Симеона.
В 1956 году Аверкий был пострижен в малую схиму с именем Паисий. Постриг совершил священник Симеон. Новое имя ему дали в честь митрополита кессарийского Паисия II из Фарасы Каппадокийской.
В 1958 году он помогал остановить распространение протестантских учений в Стомио Коницкой. Старец перешел жить в обитель Рождества Богородицы в Стомио, затем в 1962 году отправился на Синай.
На заработанные нелегким трудом деньги Паисий кормил бедуинов, которые очень любили его. Вернувшись на Афон в 1964 году, Паисий поселился в Иверском скиту.
Дар пророчества и исцеления
В 1966 году Паисий тяжело заболел и ему отняли значительную часть легкого. За старцем в больнице ухаживали сестры, которые хотели основать монастырь святого Иоанна Богослова. Схимонах Паисий помог им отыскать место для монастыря и до конца жизни помогал им духовно.
В мае 1978 года батюшка Паисий поселился в келье Панагуда монастыря Кутлумуш. Здесь он начал принимать многочисленных паломников.
Келья «Панагуда» находится на вершине невысокого холма недалеко от тропы, соединяющей Иверский монастырь с Кариесом, напротив скита святого Пантелеимона. Храм кельи освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы, потому келья и называется «Панагуда» («малая Панагия»).
Поселившись в Панагуде, старец пошёл на жертвы, ведь это место было более доступно для приезжих. Паломники ночевали в расположенных неподалёку монастырях.
Принимая на себя тяготы людей, монах Паисий стал изнемогать телесно.
Творческая деятельность
Преподобный Паисий известен своими духовными поучениями, своей подвижнической жизнью и ценными советами.
Среди наиболее известных книг, написанных старцем, особого внимания заслуживают:
- «Отцы-святогорцы и святогорские истории»;
- «Письма»;
- «Мысли о семье христианской»;
- «Арсений Каппадокийский»;
- «Слова» (пятитомное издание).
Пятитомник «Слова» — собрание размышлений и советов преподобного, состоящее из записей его учений, бесед и писем. Материал упорядочен, каждый том посвящен отдельной проблеме. Все тома переведены на многие языки мира.
«Слова» изложены в простой и удобной форме — вопрос-ответ:
- Том первый — «С болью и любовью о современном человеке» — рассуждения о культуре современного мира и роли Церкви в наше время, о дьяволе и грехах.
- Том второй — «Духовное пробуждение» — рассказ читателям о непростых жизненных ситуациях, в которых каждый из них может оказаться. Здесь старец говорит о важности благоразумного поведения, работы над собой и победы над равнодушием и безответственностью современных людей.
- Том третий — «Духовная борьба» — тема исповеди и покаяния, борьбы с помыслами.
- Том четвертый — «Семейная жизнь» — рассматриваются испытания и вопросы семьи, рассказывается о роли мужа и жены в семейных отношениях, о выборе жизненного пути в юношестве, о воспитании детей.
- Том пятый — «Страсти и добродетели» — советы старца о том, как распознавать страсти и освободиться от них, совершая добродетельные поступки.
Последние годы жизни
На склоне лет старца Паисия мучили кишечные кровотечения. Но, когда он понимал, что посетители испытывают в его советах действительную потребность, святогорец несмотря на свое самочувствие вставал с кровати и впускал пришедших.
Он не роптал и не сетовал на свое здоровье, выполнял повседневные монашеские обязанности, строго соблюдал устав. К сожалению, монах слабел с каждым днем все сильнее.
22 октября 1993 года Паисий выехал из монастыря св. Иоанна Богослова в Суроти. Для старца этот выезд стал последним. На Святую Гору ему не суждено было вернулся.
В Суроти у старца случился заворот кишок, и он был вынужден лечь на обследование в больницу. У старца оказался рак в запущенной форме. 4 февраля 1994 года Паисию была сделана операция. Несмотря на то, что опухоль на толстой кишке была удалена, рак быстро прогрессировал, поражая легкие и печень.
Старец скончался в Свято-Иоанно-Богословском монастыре 12 июля 1994 года рядом с Салониками. Настоящей святыней для всех православных христиан стало место его погребения — за алтарем монастырского храма преподобного Арсения Каппадокийского.
13 января 2015 года Священным Синодом Вселенского Патриархата схимонах Паисий был причислен к лику святых.
День памяти преподобного Паисия Агиорита (Святогорца) православные христиане отмечают 12 июля.
Пророчества старца Паисия Святогорца
О тяжелых испытаниях и временах, которые уже наступают, монах начал говорить еще в 1980 году. Он в беседах с людьми пытался пробудить их от равнодушия, охватывающего весь мир. Старец стремился помочь избавиться от себялюбия и немощей для того, чтобы молитвы, возносимые к Господу, были сильнее, иначе слова, обращенные к Богу, будут слабыми и неспособными помочь людям, да и самому себе тоже.
Предсказания старца Паисия Святогорца в основном касаются событий, предваряющих конец времен. То, о чем писал Иоанн Богослов в своей книге «Апокалипсис», монах уточняет, чтобы дать ориентир в происходящем.
По словам старца, приход Антихриста будет выглядеть так: сионисты представят его как своего Мессию. Этот человек — и Будда, и Христос, и имам, и Мессия евреев, и тот, кого ждут иеговисты. Последние тоже признают его.
Предшествовать приходу Лжемессии будет разрушение мечети в Иерусалиме для восстановления храма Соломона.
Все эти события пока откладываются Господом ради каждого человека. Как говорил старец Паисий, чтобы «мы приобрели доброе духовное устроение».
О числе 666 монах говорил, что его уже внедряют во все страны. Даже метки лазером людям в Америке делают — на лоб и на руку. Именно так будут ставить печать Антихриста. Те, кто не согласится ее сделать, не смогут устроиться на работу, что-то купить или продать. Так Антихрист хочет захватить власть над всем человечеством. Отказавшимся от печати будет помогать сам Христос. Принятие же метки будет равносильно отречению от Иисуса.
Беседы с батюшкой. Старец Паисий Святогорец
Аудио |
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает игумен Киприан (Ященко). – Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня мы хотели бы познакомить вас с удивительным человеком, святым нашего времени – старцем Паисием Святогорцем. О нем есть много рассказов, сняты фильмы и т.д., но есть и много того, чего мы о нем не знаем и в чем постараемся разобраться в нашей сегодняшней передаче.
В первую очередь интересно узнать, почему Вы посвятили многие свои труды и много личного времени именно этому святому?
– Паисий Святогорец достоин этого. Мое знакомство с ним началось, когда мы путешествовали по Афону, но лично мне не удалось с ним пообщаться. Мы приходили в келью Панагуда, но в одно время он болел, в другое отсутствовал. Когда начали выходить книги о Паисии Святогорце, они поразили меня тем, что в них очень глубокое практическое богословие, написанное прямым языком, на примерах и без какой-то тяжелой богословской терминологии. Можно сказать, что это всякий раз тезис и пример; пример из своей жизни, простой, поясняющий суть дела. Это довольно неожиданный духовный опыт помощи людям, огромной жертвенности им.
Можно привести пример, который поражает и открывает особенности Паисия Святогорца. Как-то он взялся чинить свою келью. Были послушники, но он все делал своими руками, более того – на свои средства, а не те, которые жертвовали. Вот он замешивал бетон, цемент, воду, для того чтобы подремонтировать фундамент ветхого здания, но когда приходил какой-то посетитель, он все оставлял, начинал с ним разговаривать… Раствор застывал, он его отдалбливал, замешивал следующий… опять приходил посетитель, старец опять оставлял раствор, и его опять приходилось отдалбливать. Его келейники удивились: батюшка, да пусть посетитель посидит, подождет, застынет же бетон. И вдруг старец резко сказал: «Пропади пропадом этот бетон, человек намного важнее». Это его характерный подход ко всем людям, ко всем их страданиям. У нас далеко не часто встретишь таких жертвенных христиан…
– Ведь старец Паисий говорил, что на человека надо смотреть как на святого. Это пример всем нам, потому что мы порой предвзято относимся друг к другу, с каким-то презрением и осуждением, причем, может быть, оценивая, стоит общаться или нет.
Вы посетили Афон еще при жизни старца Паисия, хотя и не застали его, прочитали труды о нем. Что произошло потом, что у Вас столько дел связано с этим святым?
– Труды поразили, я начал подражать Паисию, можно сказать, через его труды – старался построить свои проповеди таким же образом.
Однажды я встретился на Афоне с одним из учеников преподобного Паисия Святогорца, мы тогда реализовывали большую комплексную духовную программу, и он познакомился с ней. Меня очень смущало, что я, монах, занимаюсь такими широкомасштабными проектами, что это отвлекает меня от молитвы. Раньше у меня был духовник – отец Кирилл (Павлов), и я все делал по его благословению. Но тогда батюшка был уже в немощи, а меня очень сильно смущала моя деятельность, и я решил взять у афонского старца такое благословение. Я задал вопрос, и тот неожиданно долго молчал, полчаса тянул четки. Я думал, что, наверное, сказал какую-то нелепость, на которую он даже не знает, как ответить. И вдруг он сказал, что незадолго до своей смерти отец Паисий собрал близких ему духовников, учеников и сказал: «Вы сейчас должны все силы бросить на то, чтобы помогать и спасать молодежь, приводить ее в Церковь. Чтобы это делали и миряне. Для этого надо использовать все средства, даже все технические достижения, ничуть не смущаясь, только ради того, чтобы привести людей к Богу». Его установка была: «Говорите на их языке, опуститесь до них. Будьте для них понятными, примите ту форму, которая для них понятна». Это была вторая особенность Паисия – он говорил на языке того человека, который к нему приходил. И этот старец сказал мне: «Прошло уже несколько лет, как Паисий ушел от нас, и мы по сей день думаем, как нам это делать. А те проекты, которые вы реализуете, – это как раз то, о чем он говорил».
– Это были 90-е годы? Что же это были за проекты?
– Мы запустили такой проект, как кинофестиваль «Лучезарный ангел» («Доброе кино возвращается!»). Также проект по Рождественским чтениям, некоего соборного обсуждения. У нас было множество конструирующих семинаров. Мы открыли Высшие богословские курсы для мирян при Московской духовной академии.
– Которые и ныне существуют.
– Пока существуют, да. Начали проводить экспедиции для молодежи, т.е. попытались говорить то, что может вызывать у них интерес. В основе должна быть деятельность, которая интересна и понятна людям, а уже сам миссионерский или просветительский эффект достигается за счет верующей личности, которая это организует и воплощает.
И вот им эта идея понравилась, и они направили меня к еще одному старцу, который жил уже по-отшельнически и окормлял приход Паисия Святогорца. Несмотря на большие очереди, я к нему попал, он попросил рассказать, как мы все это делаем, и вдруг он меня прервал и сделал такой вывод: «Отец Киприан, Вы должны снять фильм о преподобном Паисии Святогорце». Я, конечно, возражал: «Я вообще-то монах, а не режиссер, не сценарист, не продюсер». Но он был очень уверен, перекрестил меня, сказал: «Бог благословит. Вы делаете кинофестивали, найдите хороших кинематографистов и сделайте хороший фильм. Миллионы людей спасутся через него». Я еще пытался сопротивляться, говорил: «Это же ваш, греческий, святой…»
– Меня тоже удивляет, почему среди греков не было таких инициатив?
– Вот я ему и говорю: «Почему мы, русские, должны делать фильм о вашем, греческом, святом?»
– Тем более тогда он еще не был святым.
– Да, он еще не был канонизирован, просто был подвижником. И вдруг он сказал мне слова, с которыми я во многом согласен: «Греки во многом очень большие националисты, а русские – это, наверное, единственный в мире народ, который мыслит вселенски». Мне было сложно представить себе, что можно услышать такое от греческого старца.
– Сейчас у нас ведь есть какие-то разногласия с Грецией.
– Если посмотреть на все эти разногласия, то они основаны как раз на каких-то мелких национальных интересах. Так что он действительно относился к русскому народу как к вселенскому и нас воспринимал как его представителей. Сам Паисий – это вселенская личность, во многих странах мира он действительно один из самых почитаемых святых. Даже нет никакой организации, которая бы занималась просвещением о Паисии.
Еще я задал ученику старца вопрос о том, сколько серий надо снимать. Он подумал, посмотрел на небо и сказал: «Снимайте, пока от “избытка сердца говорят уста”». Я спрашиваю: «Ну, все-таки какой-то предел может быть в количестве серий?» Он повздыхал и сказал: «Ну, не больше ста».
– Вышло семь, насколько я знаю?
– Сейчас вышло семь, а в целом сейчас у нас уже отснято двенадцать. Конечно, у нас есть перспективный тематический план, но есть определенные трудности. Мы бы хотели снять уже тематические фильмы: «Как создать крепкую семью» (на взгляд Паисия, потому что он простой, современный, неожиданный).
– Совсем недавно в Москве прошло такое событие – в «Олимпийском» собралось более двадцати тысяч людей, и происходило действо, организованное общественными организациями. Например, приезжал один американец, который говорил о том, как надо строить свою жизнь, чтобы добиваться финансового благополучия, успеха и т.д. Кто читает новости, тот поймет. Самые дешевые билеты на это мероприятие были от 30 тысяч и до полумиллиона для богатых людей. И говорил он какие-то очень простые вещи: если хочешь добиваться цели, то пробуй, пробуй, пробуй – и добьешься. Если ты один раз упал, вставай и иди – и все у тебя получится. На самом деле все это ни о чем. И я подумал, что есть столько трудов старца Паисия, которые бесплатно доступны в Интернете и т.д., где говорятся такие истины, когда можно просто жить и добиваться каких-то больших целей.
– При жизни, когда старец Паисий Святогорец приезжал с Афона, чаще всего он приезжал в Суроти, и был еще ряд монастырей, где он появлялся без всякого объявления, неожиданно, но, как правило, на большой праздник, стекалось огромное количество народа – десятки тысяч. И один из депутатов воскликнул: «Я бы дал огромные деньги, чтобы вокруг меня собрался такой электорат, чтобы так много народу пришло ко мне. А здесь никаких денег не платят, и столько народу с таким восторгом подходит только для того, чтобы взять благословение».
– Просто такая система ценностей: кому-то нужно просто бред сказать, и люди идут и платят деньги. А вот живое – иди возьми. К сожалению, это, наверное, проблема многих веков и поколений.
Батюшка, если бы в Вашей жизни не было Паисия Святогорца, чем бы Вы вообще занимались, как строили Вашу жизнь, ведь это стало делом Вашей жизни?
– Особенно последние пять лет мы снимаем фильмы, делаем экспедиции, у нас постоянное общение с людьми. Меня даже стали называть «паисиеведом». Наверное, я действительно сильно погрузился в эту тематику.
Почему? Наверное, я мог бы назвать несколько причин. Прежде всего, как педагог я очень не согласен даже с церковной нашей педагогикой. В педагогике одно из самых главных понятий – это идеал, на основе которого воспитывают ребенка. Какой идеал, такой и ребенок. Если неправильно поставлен идеал, то будет и такое же подражание.
Недавно мы приехали в светский лагерь и спрашиваем у детей: «Какие фильмы вы любите?» Половина из них сказали, что фильмы ужасов, другая – фильмы с убийствами, насилиями. И один ребенок сказал, что любит кинокомедии, но это хоть что-то. Такие у них и идеалы, и дальше они оказываются в тюрьме. После этих фильмов они являются бесноватыми.
Конечно, у нас есть такой миссионерский ход – вот великие, знаменитые спортсмены, актеры, которые на обложках журналов, в теле- и радиопередачах. Часто предполагается такая связь – видите, такой выдающийся человек, который достиг великих целей, всеми почитаемый, еще и является православным. Наверное, это хорошо. К этому я относился даже спокойно, но потом люди из среды искусства многократно стали мне говорить: «А почему Церковь в качестве идеалов выставляет людей очень грешных? А вы знаете, что этот человек не той ориентации, завязан в действительно очень тяжелых грехах, а вы показываете его как героя?» Это рокеры и другие люди, жизнь которых небезупречна в нравственном отношении, не говоря уже в христианском плане. Может быть, для людей, которые находятся совсем в падении, это тоже какая-то временная палочка-выручалочка.
– Равнять Церковь на этих людей, наверное, нехорошо; надо, наоборот, тянуться выше.
– Как у педагога у меня был такой вопрос – понятно, что подражать святому трудно, но на этом у нас же построены все жития святых, вся педагогика. Конечно, это трудно, но, может быть, нам надо проявить изобретательность и в том, чтобы мы могли ненавязчиво и мягко сделать так, чтобы человек сам хотел познакомиться с жизнью святого человека. Эта мысль, можно сказать, постоянно была у меня центральной. Паисий отличается от древних святых тем, что жил в наше время.
– Многие успели увидеть его живым.
– Мы приезжаем на его родину, весь город его знает. Приезжаем на Афон, практически в любом монастыре его знают, видели, сохранили хорошие впечатления о нем, его поучения.
И вот нас благословили делать этот фильм. Мне, конечно, казалось большим преувеличением, что миллионы спасутся. Ну как через фильм миллионы могут спасаться? Конечно, достоинства фильма даже вызывают некоторые споры, но те семь серий, которые сейчас свободно доступны на YouTube, смотрят, это совершенно точно, и многие пересматривают. Первыми начали подходить и говорить греки (мы перевели фильм на греческий): «Мы посмотрели фильм о Паисии и ощутили такую благодать, которую ощущали, когда выходили из его кельи». Это было поразительно: ну как фильм может передавать благодать? Конечно, не сам фильм, а Паисий, который в нем присутствовал. Наверное, возникала какая-то молитвенная связь.
Потом, после фильма, преподобный Паисий действительно являлся в семьи и что-то исправлял. Некоторые даже говорят, что видели его как бы физически. Например, в одном московском монастыре ко мне на исповедь пришла женщина вся в синяках. Я стал спрашивать, почему у нее такое лицо. Она говорит:
– Меня муж бьет…
– Давно?
– Да, уже лет десять.
– Часто?
– Да каждый день.
Мне стало жалко ее. Это героиня. Сейчас только пальцем тронь, она уже на развод, а эта десять лет терпит. Я ее спрашиваю:
– Как же ты терпишь все это?
– Да он меня любит. Это он как выпьет, становится дурным. Но больше всего меня волнует, что все это происходит на глазах детей.
Такой запредельный, как говорится, случай. Я сказал:
– Давай помолимся Паисию.
У нас как раз был молебен Паисию. И мы помолились. Больше никаких других факторов не было. Женщина пошла домой. Приходит через неделю и спрашивает:
– А у нас будет молебен?
– Ну да, сейчас будем молиться.
И она веселая. Я говорю:
– А как муж?
– Батюшка, он в этот день (а это было в воскресенье. – Примеч. о. Киприана) не пил, в понедельник не пил, всю эту неделю не пил ни одной капли, сказал: «У меня отвращение к этому». И меня даже пальцем не тронул.
Несколько месяцев эта женщина ходила к нам. Это невероятно даже с медицинской точки зрения – как человек десять лет каждый день пил и вдруг бросил?
– Какая вера у жены была!
– Да, да. Такая современная встреча с Паисием происходит у очень многих людей.
К несчастью, так получилось, что афонские старцы отказались сниматься в фильмах, говорят так: снимайте меня ниже бороды. Многие не хотят сниматься. И режиссер подал заявление об уходе: «Я такое снимать не буду». Пришлось мне согласиться с тем, что я сижу, перечитываю житие, открывается новая страница – и мы реконструируем это житие. Тем самым я попал в кадр, и получилось так, что стал узнаваемой личностью. Люди подходят и начинают разговаривать со мной как с Паисием, начинают рассказывать истории: мы обратились к Паисию, он нам помог. Я понял, что, наверное, это такая епитимья до конца жизни – стоять и выслушивать людей. Мне приходится путешествовать по миру, и подходят и англичане, и французы, румыны, болгары, сербы, которые очень почитают старца Паисия.
Еще более интересные вещи. Недавно я был на Афоне, в Кутлумуше и еще в двух монастырях; ко мне подходили монахи и говорили: мы посмотрели ваш фильм, всё оставили, пришли на Афон и приняли монашество. Трудно даже понять – почему. Видимо, Паисий их так позвал. Они посмотрели фильм и сказали себе: «Что мы теряем время своей жизни? Какой ерундой мы занимаемся!»
– Меня тоже иногда посещают такие мысли, но суета все равно затягивает.
Вы сказали об афонских старцах, кто они? Возможно, кто-то из них тоже будет святым. Как Вы их встречаете? Я несколько раз был на Афоне; каждому Афон открывается по-разному. Мне повезло, что я мужчина и могу там побывать: действительно, удивительное чудо – побывать там. Что за люди эти старцы?
– Мы как раз организовали такую экспедицию – поехали на Афон со студентами различных светских и духовных вузов и поставили себе задачей реконструировать жизнь преподобного Паисия, пожить в тех местах, где он жил. Реконструировать не столько внешне (как он питался, молился, конечно, невозможно заниматься такой аскетикой), а больше всего попробовать хотя бы как-то подражать его добродетелям.
– Как это было? Сможете рассказать какой-нибудь эпизод?
– Например, у Паисия была такая своеобразная добродетель – он утверждал, что всякий человек должен быть «фабрикой добрых помыслов». Фабрика производит. То есть наше производство – каждый день производить как можно больше добрых помыслов.
– Что это значит? О чем, например, можно подумать?
– О чем бы мы ни думали, даже о плохом, надо переформатировать это в добрый помысел.
– Ну, например, мысли: доллар растет, или рубль падает, финансовый кризис. Этот вопрос ведь мучает многих людей. И о чем хорошем здесь думать, если семью нечем кормить?
– Наверное, о том, что Господь нас не оставит. Он ведь тоже видит, как доллар растет, не только я такой наблюдательный. Что это, видимо, по нашим грехам, для нашего покаяния. Как раз открывается целая область таких намерений, мыслей, которые не направлены на осуждение правительства, каких-то мировых заговоров. Самая разрушительная энергия – это как раз энергия гнева, осуждения, печали. Что мы делаем? Сами себя и других разрушаем.
Если мы возьмем библейскую историю, того же Иова, у них было не только с долларом плохо, они вообще лишались всего и при этом творили добрые помыслы. Это учение Тихона Задонского «Сокровище духовное, из мира собираемое» – постоянно памятовать о Боге, постоянно предстоять перед Ним, воспринимать все обстоятельства с точки зрения того, что в них участвует Бог. Одному святому говорили: «Как Вы, разумный человек, можете серьезно думать, что кит проглотил Иону?» А он ответил: «Да если бы в Священном Писании было написано, что Иона проглотил кита, я бы этому тоже поверил». Такое доверие Богу, такое предстояние перед Ним и восприятие всех людей и всех своих действий через это.
В нашей экспедиции было устроено так, что за завтраком и обедом мы читали житие и поучения Паисия, а потом беседовали с его учениками. День обычно заканчивался тем, что мы обсуждали между собой, что это было за день: вот я сегодня хотел не гневаться, не раздражаться, творить добрые помыслы; до обеда дотянул, а дальше у меня не получилось. И мы соборно пытались решать, какой добрый помысел мог бы быть в такой ситуации? Такая рефлексия наших действий – мы же жили все вместе – дала свой плод.
Более того, мы сделали по «фабрике добрых помыслов» образовательную платформу в Интернете. Она предваряла путешествие. Меня удивило, что было очень много участников этого образовательного форума; мы тоже предлагали осмыслить свой день, мы давали непосредственно учение о добрых помыслах преподобного Паисия, и этого оказалось достаточно, у нас не было даже никакой особой глубокой технологии, обратной связи, оценок. Был Паисий, который поучал, и было предложение посмотреть на себя через призму Паисия. И нам пришло множество благодарностей за то, что люди через три-четыре дня пребывания в таком рассмотрении себя начали творить непрерывные добрые помыслы. Они удивились, что люди, которых они считали своими главными врагами, оказались даже совсем неплохими людьми и что сами они не такие плохие, а те обстоятельства, которые казались невыносимыми, являются необходимыми для спасения их души. Такие у них произошли открытия.
Насчет старцев… Действительно, такие есть на Афоне, есть ученики преподобного Паисия. Кстати, мы даже могли бы предоставить вашему телеканалу довольно серьезные беседы наших студентов с митрополитом Николаем Месогейским (например, беседу «О радостотворном плаче»).
– Радостотворный – плакать, радуясь? Как это?
– Это как раз позиция Паисия – настоящая радость бывает только на основе подлинного покаяния, полного сострадания. Как это практиковал Паисий (ведь это была его жизнь, его навык), как раз рассказывал митрополит Николай Месогейский. У нас есть такая добродетель – живи радостно, радуйся.
– При этом чтобы о тебе не думали, что ты какой-то нездоровый человек.
– Конечно, не беспричинная радость, но выстраданная. Действительно, митрополит Николай раскрыл тонкости. И вопросы эти были для ребят необходимы, ведь они сами пытаются так делать. Оказывается, пожить так, как жил Паисий, очень непросто. Такая же беседа у нас есть с игуменом Ефремом Ватопедским, который тоже принимал нас. Есть беседы с иеромонахом Анастасием, который двадцать лет был келейником, с архимандритом Поликарпом, матерью Евфимией. Ряд старцев не хотели, чтобы их публично выставляли в Интернете.
В этой экспедиции на первом этапе мы жили на родине Паисия в Греции, там были и девушки, и ребята; второй этап – на Горе Афон, с подъемом на нее, когда мы были в разных монастырях. Беседы со старцами привели к тому, что они сказали: что вы бегаете туда-сюда, приходите ко мне человек пять-семь, мы с вами поживем недельку-две. Для того чтобы принять традицию, надо, конечно, посидеть «у ног Гамалиила». Не по книжкам это делать, а в совместном житии со старцем.
– Не каждому такая роскошь доступна.
– У Христа тоже было всего двенадцать апостолов. Мы не должны делать это массово. Хорошо, если из этих ребят получатся крепкие в вере молодежные лидеры. Или из них могут выйти духовники для нашей России; будет, с кого брать пример. Главное, что мы запускаем идеалы тех людей, которые стремятся жить святой жизнью.
– Надо о них рассказывать, это правда. Мы мало знаем о многих явлениях духовной жизни.
– У нас такой вопрос – может ли современный человек в наше время, в Москве или в каком-то другом городе, жить такой совершенной жизнью, жить святой жизнью? Чтобы у него был идеал – стремиться жить совершенной жизнью?
– Я думаю, может, это ведь зависит от человека.
– У преподобного Паисия был такой критерий – если вас обижают, а вы не обижаетесь, то вы недалеко от святой жизни.
– Какие-то простые вещи на самом деле…
– Мы как говорим? Вот этот человек каждый день ходит в храм, у него такие молитвенные правила утром и вечером, он часто причащается, у него такой духовник… То есть часто берем чисто внешние вещи и говорим, что это человек высокой духовной жизни. А его пальцем тронули, он так раздражается, так гневается, так осуждает!.. А где же показатели святой жизни?
Паисий как раз смотрел на человека по поведенческим моментам – по тому, как тот живет, а все остальное – это средства. Конечно, мы их не отрицаем, но туда ли направлены эти средства – вот вопрос.
Чем важен для нас Паисий Святогорец? Он сам говорил, что Господь и Матерь Божия дали ему «духовный телевизор». Он пользовался этим нечасто, но пользовался. Есть много описаний и свидетельств, которые я воспринял из уст в уста. Он мог помолиться о человеке, и ему открывалась вся его жизнь от самого рождения до самой смерти. Например, митрополиту Неофиту с Кипра он даже сказал, какой смертью тот умрет. Тот бы еще юношей, студентом юридического факультета, приехал на Афон, и старец Паисий сказал ему:
– Ты будешь епископом на Кипре.
– Да я в храм-то еле-еле хожу.
– Нет, нет…
И рассказал ему все основные события его жизни.
Некоторые люди не могли воспринять, понять старца Паисия. Несмотря на то, что они находились в кругу других людей, им было показано, что когда Паисий молится, он приподнимается над землей и от него идет сильнейшее свечение. А рядом были люди, которые видели, что он просто стоит. Таких случаев огромное количество.
Серьезные, аскетические монахи очень не любят рассказывать, но тем не менее рассказывают, что Паисий мог одновременно находиться в двух или трех местах: быть на Афоне и в то же время разговаривать в Греции и являться в Австралии. Это не какие-то фокусы, а действительно такая жизнь. По необходимости он являлся тем людям, которым помогал.
Митрополит Иерофей (Влахос) даже написал целую книгу, где сравнил Серафима Саровского и Паисия Святогорца, он нашел более тридцати сходств. По духовному значению для мира, может быть, мы еще не до конца все раскрыли, а по своему значению для мира преподобный Паисий – второй Серафим Саровский. Конечно, телевидение любит использовать тему о том, что преподобному Паисию были открыты практически все события до Второго Пришествия Христа и о том, как все это будет. Он их явно видел, и были случаи, когда при необходимости он их открывал, причем не иносказательно, а очень явно.
– В том числе он говорил и о России?
– Он говорил, что Россия воспрянет, будет очень крупной державой, все в мире будут нас бояться.
– Это радостно, а с другой стороны, какой ценой это будет?
– Есть такое расхожее название его в зарубежной прессе, что это «православный Нострадам», то есть пророк. Иерофей (Влахос) тоже описывает его как современного пророка, который пророчествовал, вдохновлял, вел народ. Чем он ценен? Паисий, в отличие от таких святых, как Василий Великий, Иоанн Предтеча, конечно, был связан с нашими проблемами, знал, что такое Интернет, наркотики, знал все вызовы современности. И он имел способы, как преодолеть искушения в современном мире. Поэтому он для нас очень ценен, таких святых очень немного.
– Наверное, их много, но не всех мы зачастую знаем.
– Конечно, повезло, что осталась богатая духовная литература.
– На самом деле современные технологии и помогли сохранить это наследие, потому что записывать его речи и сохранять их намного удобнее, чем в прошлое время.
– Конечно, он запрещал фотографировать, снимать и записывать его, но, несмотря на все запреты, остались записи и поучения, из которых сейчас выпущено шесть томов книг. Когда мы снимали фильм, было очень трудно, потому что осталось два-три фрагмента с ним буквально на несколько секунд, и хороших, качественных фотографий тоже очень немного.
Когда приезжали греки, они говорили: мы не можем поверить, что в России так любят Паисия.
– Даже у меня есть его иконочка, которую мне подарил один кипрский митрополит; я ее храню, она у меня дома лежит.
– Митрополит Николай был очень тесно связан с Паисием, он сказал: «Я не верю, вы больше придумываете. Устройте мне встречу с теми, кто почитает Паисия в России». Мы дали объявление через Интернет, и в Зачатьевском монастыре, по благословению матушки игуменьи, в течение двух дней собрали 700 человек. Пришли люди, которые почитают Паисия, благодарны ему. Никаких дополнительных объявлений мы не давали, только сказали: кто может посвидетельствовать, приходите. Когда люди выходили, я раздавал им иконки Паисия и посчитал: раздали 700 иконок. И митрополит Николай сказал: «Все, я снимаю свои подозрения». Действительно, русский народ любит и почитает Паисия, живет с ним, и Паисий очень помогает многим людям.
Например, одним из глубоких убеждений Паисия было такое – он говорил: «Хорошо бы вам поменять своих друзей». У каждого есть друзья, с которыми мы дружим, доверительно общаемся с теми, кто нам помогает. И он предлагал включить в круг своих друзей святых людей. Когда трудно или радостно, общаться с этими святыми людьми. Он утверждал: если вы будете так общаться со святыми людьми, они будут гоняться за вами и помогут в десять раз больше, чем все ваши живущие друзья вместе взятые.
– А что это за святые люди? Реальные?
– Или небесный покровитель, или святитель Николай, другой святой. Он рекомендовал отношение к святому именно как к другу. Как мы дружим, так дружить и здесь. И действительно, такая дружба со святым обычно переворачивает всю жизнь.
– Мы сегодня говорили, что Вы очень много трудитесь с молодежью, Вам интересно общаться с подрастающим поколением, чтобы добиться какого-то результата, чтобы было какое-то будущее.
– Старец Паисий так и сказал, это мое послушание.
– Расскажите, пожалуйста, кратко, как к вам попасть, чтобы активно поучаствовать в вашем проекте. Вы сказали, что к вам могут попасть не только семинаристы и ребята из православных вузов, но и из светских.
– Если организованно, то у нас есть адрес в Интернете – «геронда Паисий» латиницей.
– В принципе, все через открытые источники, можно узнать в Интернете.
– Мы больше работаем с вузовской молодежью, и если это вуз, то ребята, которые ездили в экспедиции, могут приехать к вам в вуз, показать презентацию, всё рассказать.
– В любой вуз Москвы?
– Можем даже и по стране покататься. Вот живой участник, который попробовал жить как Паисий, попробовал подружиться с ним и что из этого получилось… Действительно, это целый рассказ – как изменились ребята.
Второй способ – обратиться к нам. В октябре у нас будет образовательный проект «Фабрика добрых помыслов». И те, кто проходит фабрику, попадают в кандидаты следующей экспедиции – «слета Паисия». Мы предполагаем, что это будет международная экспедиция с участием молодежи из пятнадцати Поместных Церквей и что в конечном результате это будет такая жизнь со старцем…
– Отец Киприан, я благодарю Вас за то, что Вы нашли время прийти к нам. Огромное спасибо за сегодняшнюю беседу.
– Благодарю вас тоже за такую возможность. Думаю, будет польза, оттого что многие из тех, кто нас сегодня слушает, откроют для себя Паисия и через него укрепят свою веру и свою жизнь с Богом сделают более твердой.
Ведущий Сергей Платонов
Записала Ксения Сосновская