Впервые в Печорах
– Отец Владимир, вы помните свою первую в жизни встречу со старцем?
– Я родился в советское время, в 1949 году, в атеистической семье. И только когда мне было почти 20 лет, за девятнадцать дней до двадцатилетия, принял крещение. Тогда я ничего не знал о Православии. Помню, в том же году мой крестный, Лев Сергеевич Лапшин, очень образованный человек, окончивший филологический факультет в 1917 году и бывший ассистентом известного лексиколога Д.Н. Ушакова, предложил мне, брату и его жене совершить полусветское путешествие в Ленинград, Пушкинские горы и Псково-Печерский монастырь.
Надо сказать, что советское время было особым: православные христиане, тем более молодые, преследовались, священники молодых людей, как правило, сторонились, потому что стояли на регистрации у уполномоченных. За активную деятельность их могли снять с регистрации и вручить «волчий билет»: священник терял приход, был вынужден искать работу не по призванию. Поэтому те вопросы, которые, естественно, возникали в моем юном сердце, не находили ответа у священников.
Так вот, мой приснопамятный крестный предложил нам совершить эту поездку.
Псково-Печерский монастырь никогда не закрывался. В предвоенное время он относился к эстонским землям, а во время войны было не до закрытия. Хрущев пытался покончить с обителью, но усилиями наместника, архимандрита Алипия (Воронова; 1914–1975), человека невероятной силы духа и праведной жизни, его молитвенным дерзновением монастырь устоял.
Мы приехали в обитель, сияющую красотой, благолепием, дышащую древностью Православия. Печоры поразили нас.
– Напомните, пожалуйста, какой это был год?
– Это был 1970 год.
И вот тогда мы впервые познакомились с двумя старцами: будущим схиигуменом, а тогда еще игуменом, Саввой (Остапенко; 1898–1980) и будущим нашим духовным отцом, архимандритом Иоанном (Крестьянкиным; 1910–2006). С архимандритом Иоанном мы познакомились мельком, поначалу я даже его и не запомнил. Тогда он был иеромонахом.
– Сейчас имена схиигумена Саввы и архимандрита Иоанна известны уже, наверное, каждому. Тогда было иначе?
– Тогда было иначе, но православные люди знали их имена. Меня впечатлила эта поездка и поразила в самое сердце. И вот тогда я решил хоть изредка, но посещать Псково-Печерский монастырь. Через какое-то время я вернулся в Печоры. Помню, что снова были брат и его жена. Брат потом стал священником (ныне протоиерей Анатолий Волгин настоятель храма святителя Николая в с. Василькове, благочинный Осташковского округа Тверской епархии. – А.Н.), как и я. Мы приехали с вопросом о его венчании и беседовали с игуменом Саввой, который сказал, что не нужно откладывать. Брат и его жена были удивлены, говорили, что не готовы, что у них нет свадебных костюмов… На что отец Савва им ответил: «А что, вам нужны внешние украшения, а не благодать Святого Духа? Ведь благодать Святого Духа превосходит все внешнее, весь мир!» Мой брат с женой согласились и были повенчаны по благословению старца.
Духовные внуки.
Корреспондент журнала побывал в храме, где служит духовник супруги будущего президента
В случае избрания Дмитрия Медведева президентом РФ «будет обеспечен тот курс, который в течение восьми лет проводил Владимир Владимирович». В этом заверил паству Патриарх Алексий II в трогательном телеобращении, посвященном личностям грядущего и нынешнего президентов. Глава РПЦ МП засвидетельствовал, что Дмитрий Анатольевич — искренний православный христианин.
Корреспондент «Огонька» побывал в храме, где служит духовник супруги будущего президента, и узнал некоторые подробности религиозной жизни четы Медведевых.
Духовник
Отцу Владимиру Волгину немногим более 50 лет, он невысокого роста, с большой седой бородой и, как кажется, еще более крупным, сократовским лбом, носит небольшие очки. Родился в Москве, образование ограничил кинотехникумом, но с 20 лет возраста служит в церкви, поэтом духовный опыт, по собственным словам, имеет немалый. Будущий о. Владимир со своим старшим братом Анатолием (сейчас он благочинный в Тверской епархии) служили алтарниками у о. Александра Меня в подмосковной Новой Деревне, где вошли в круг диссидентствующей церковной интеллигенции. Когда в начале 80-х власти стали преследовать о. Александра, Владимир уехал в Курскую епархию и был рукоположен тамошним архиепископом Хризостомом на отдаленный сельский приход. Там он резко сменил либерально-экуменические взгляды на ультраконсервативные, сблизился со «старцами» Серафимом и Иоанном и написал пару «обличительных» писем опальному Меню.
После избрания в 1990 году Патриарха Алексия IIо. Владимир вернулся в родную Москву, стал со всей семьей ходить на патриаршие службы. Алексий II, который очень любит детей, обратил внимание на маленькую обаятельную дочку о. Владимира. Вскоре «деревенский батюшка» получил назначение на приход прямо напротив Кремля — в храм Св. Софии на Софийской набережной. По инициативе ближайшего помощника Патриарха архиепископа Арсения, ему поручили ответственное послушание — строить патриаршую дачу на Рублево-Успенском шоссе. Однако, «из-за хронической нехватки средств», о. Владимир с послушанием не справился и на какое-то время впал в патриаршую немилость. Не очень активно шла реставрация и самого храма Св. Софии, интерьеры которого и сейчас, спустя 14 лет после передачи его РПЦ МП, выглядят более чем скромно. Корреспондент «Огонька», побывавший в этом храме на всенощной, обнаружил электропроводку и лампочки, развешенные по стенам, полупустой каркас главного иконостаса и бумажные иконки, наклеенные на боковые иконостасы. Неожиданно для храма, расположенного во дворе офиса концерна «Роснефть» и посещаемого отнюдь не бедными прихожанами…
Первое серьезное соприкосновение священника с прессой произошло после того, как актриса Екатерина Васильева заявила, что «стала духовной дочерью одного из самых мощных, духоносных московских священников» — о. Владимира Волгина. Екатерина Сергеевна не только «дочь», но и казначей возглавляемого о. Владимиром прихода, и мать священника Димитрия Рощина, служащего в «приписном» к Софийскому Свято-Антипиевском храме за зданием Российской государственной библиотеки. У о. Владимира есть и третий храм — как написано на его сайте, «при Управлении делами президента». На самом деле, домовый храм Трех святителей находится в здании дома отдыха «Архангельское», принадлежащего Управлению делами и находящегося на «канонической территории» митрополита Ювеналия, управляющего приходами Подмосковья. В храме же Св. Софии служит еще одна церковно-культурная знаменитость — священник-актер Иоанн Охлобыстин. При храме есть издательство и крупнейшая в Москве церковно-ювелирная , киоски с продукцией которой расположены на улицах Москвы и в переходах метро.
Благодаря пастырскому попечению о доме отдыха, о. Владимир познакомился со многими кремлевскими чиновниками. Небольшой двор его храма во время служб забит дорогими «Мерседесами» и джипами сопровождения. Бывает здесь и будущая «первая леди»…
Выражение веры
В приходе утверждают, что Светлана Медведева «пришла в церковь» под влиянием своей старшей сестры Екатерины, которая в том же духе «позитивно повлияла» и на Ирину Абрамович. Для «статусных» женщин в храме Св. Софии отведен левый клирос, где стоят несколько рядов кресел. Рядом, на возвышении перед иконостасом, установлен аналой, перед которым о. Владимир исповедует. В частных разговорах батюшка дает понять, что «окормляет» всю семью будущего президента. Если это так, то Дмитрий Медведев может стать «духовным племянником» Владимира Путина. Ведь духовником Путина считается архимандрит Тихон (Шевкунов) из Сретенского монастыря на Лубянке. А архимандрит Тихон, в свою очередь, духовный сын «старца» Иоанна (Крестьянкина), недавно почившего в Псково-Печорском монастыре.
Молитва о духовном отце
– Отец Савва, зная, что я занимался литературными трудами (скорее всего, не для того, чтобы я проявил профессиональные способности), предложил мне отредактировать его книгу. Сейчас издано уже несколько книг схиигумена Саввы…
– Даже есть аудиокниги его наставлений…
– Да, а тогда он передал мне для редактирования машинописный текст и вложил туда молитву о духовном отце. Я слышал о нем, как о человеке праведной жизни, но не знал, что такое прозорливость, и, будучи несколько тщеславным, подумал: «Как хорошо! Батюшка сам предлагает мне стать духовным отцом, а я нуждаюсь, с одной стороны, и в разрешении многих вопросов, волнующих мое молодое сердце, а с другой, такой великий – я не знал его величины, но понимал, что он великий, – будет моим духовным отцом!»
– А как же вы тогда понимали, что «он великий»?
– Через людей, через то, что говорили о нем. И в нем, конечно, существовало нечто невидимое, но ощутимое. Наверное, именно это и называется проявлением благодати Святого Духа. Он был носителем этой благодати.
И как-то после монастырской трапезы, беря у него благословение, я спросил: «Батюшка, вы хотите, чтобы я был вашим духовным сыном?» – Он ответил: «А ты хочешь?» – Я говорю: «Да, хочу». Надо отдать должное тому, что я, не подумавши, захотел духовного руководства этого праведного человека, тогда не понимая вовсе, что это такое.
– На тот момент вы были в Церкви совсем недавно?
– Недавно, и не знал, что такое послушание, но душа подсознательно все время стремилась к послушанию, выискивала для себя авторитеты. Я понимал, что как в любой области человеческого познания, так и в области духовной жизни, мы нуждаемся в преподавателе. Благодарение Богу! Он согласился стать духовным отцом. В таких отношениях я состоял с ним недолго, потому что, повторяю, это было мое поверхностное, эмоциональное желание. За то краткое время, которое мы общались, он удивил меня совершенно поразительным дарованием – своей прозорливостью. Помню, он благословил написать первую исповедь. Я написал исповедь за всю свою жизнь, тогда немноголетнюю. Несколько стыдясь, передал ему. После прочтения он сказал знаменательные слова. С одной стороны, эти слова меня удивили, а с другой, они осуществляются в моей жизни. На много десятилетий вперед он видел, что будет со мной, с моей жизнью, в моей жизни.
Протоиерей Владимир Волгин о неосуждении
В попечительский совет программы, которая аккумулирует средства на издание православных учебников, подготовку преподавателей православной культуры, съемку церковного кино, паломничество, входит и о. Владимир Волгин. Среди примечательных членов совета — протоиерей Алексий Злобин, в храме которого Путин молился на Рождество-2006, министр Александр Соколов, полпред Александр Коновалов, автор антисемитского «письма 500» Александр Крутов и владелец сети магазинов «Иль де Ботэ» Валерий Володин. Проект поддерживают десятки общественных организаций, в том числе радикальное молодежное движение «Стяг», участвовавшее в «Русском марше».
Офис программы размещен в старинном особняке на центральной московской улице Солянка. О. Киприан признается, что пока о программе мало кто знает, но худо-бедно пять тысяч преподавателей православной культуры в ее рамках уже подготовлено. При этом иеромонах убежден, что «96 % молодежи России» уже и так «доверяет РПЦ». От высшей иерархии программу, созданную по благословению Патриарха, курирует ректор Московской духовной академии архиепископ Евгений (Решетников). Именно к нему в гости ездил Дмитрий Медведев 19 октября, и именно ему пообещал государственное признание церковных дипломов.
Хорошо осведомленный в вопросах духовной жизни «первых лиц» петербургский игумен Григорий (Лурье) заметил в интервью «Огоньку», что в общем и целом типы религиозности Медведева и Путина мало различаются: «Оба приняли православие, но не поняли его». Однако, по мнению игумена, Медведев еще не избавился от некоторых иллюзий в отношении политических возможностей руководства РПЦ МП и склонен предоставить ему больше преференций, чем Путин. Ученый-религиовед Роман Лункин добавляет: «Если Путин – верующий, обращенный в православие из спецслужб ради интересов страны, то Дмитрий Медведев – органичный православный мирянин, для которого вера нечто большее, чем политическая необходимость». Сказывается разница в поколениях — личностное становление Медведева происходило в 80-е — начале 90-х гг., в период «религиозного бума» в России.
Итак, Россию вновь ждет подчеркнуто православный президент и еще более церковно активная и яркая «первая леди». В ближайшие годы формированию «церковно-государственной симфонии нового типа», похоже, ничто не грозит.
* Домовый храм Трех святителей находится в здании дома отдыха «Архангельское», принадлежащего Управлению делами Президента РФ.
Александр Солдатов
наверх
От смерти к жизни
– А разве все это – поездка в Печоры, духовное окормление, прозорливость – не вступало в противоречие с реалиями и мировоззренческой системой советского общества, в котором вы получили воспитание, учились, да и просто жили?
– Дело в том, что религиозный процесс у меня начался в раннем возрасте. В 6 лет я интересовался проблемами смерти, много размышлял о них, это я точно помню. Меня, как магнитом, притягивали к себе покойники. Мы жили в густонаселенном квартале Москвы, недалеко от Садового кольца. Там часто хоронили людей, и я сразу же, как только слышал о похоронах, бежал к покойнику, чтобы попытаться заглянуть в тайну смерти, понять, что же за пределами этой жизни существует. Никогда не мог смириться с тем, что человек уходит в небытие. Вот первое религиозное движение в моей жизни.
Я всегда искал любви, воплощения ее (любви не к противоположному полу, а вообще к людям, невзирая на пол!), имел стремление видеть в людях ту же любовь, к которой сам стремился. К сожалению, моя жизнь была полна разочарований в этом отношении, потому что мы жили в атеистическом обществе, без Бога хотели построить Царствие Божие на земле.
Концентрацию всех своих идеалов я увидел после прочтения Евангелия о Христе. А когда в 20 лет принял крещение, все стало на свои места, «разложилось по полочкам». Но интуитивно я понимал, что теперь мне необходим человек, который бы обладал большим духовным опытом и поделился этим опытом со мной. Я был слепым котенком, выброшенным на улицу и сразу же потерявшим свою мать, ничего не знал о Церкви, о канонах христианской жизни.
Конечно, в тот короткий период, до поездки в Печоры, я сделал много ошибок, отступив от Христа и потеряв первоначальную благодать, дарованную мне Богом во время крещения. И вот снова я начал обретать ее через общение со старцем схиигуменом Саввой.
Помню, он любил, чтобы люди исповедовались не устно, а писали исповедь.
– Существовали книжечки с перечнем грехов, как сейчас? Как люди готовились к исповеди?
– Нет-нет. Существовали заповеди Божии. Ведь каждая душа христианская, которая внимательно относится к себе, видит в себе темные места, понимает уклонение от заповедей. Поэтому безо всяких книжечек я писал исповедь, исповедуясь в тех язвах, в тех болезнях, которыми болела душа.
Как-то раз я приехал рано утром в Печерский монастырь, постучал в келью к отцу Савве. Он открыл. Я дал ему исповедь. И он, держа в руках конверт с моей исповедью, ответил на все недоуменные вопросы, заданные мной в этой исповеди, сказал об основных грехах, перечисленных в ней, и дал совет, как пытаться исправиться и удалиться от страстей, переполнявших мою душу.
– Вы сказали, что уже в то время встречались и с отцом Иоанном (Крестьянкиным). Они были похожи, духовно близки с отцом Саввой?
– Да, параллельно я встречался отцом Иоанном. Надо сказать, чем отличался отец Иоанн, тогда еще иеромонах. Он говорил то же, что и отец Савва, только отец Савва не имел обыкновения пояснять: поступай вот так. Может, добавит два-три слова, но моей душе иной раз этого бывало недостаточно.
Когда же я приходил к отцу Иоанну после встречи с отцом Саввой, то он говорил то же самое (не зная, что отец Савва так благословил!), но «разжевывал», объяснял, и его обстоятельные объяснения укладывались в моей душе. Вот так, наезжая в Печерский монастырь, душа моя прилепилась к отцу Иоанну. Но долгое время я не решался просить его о духовном руководстве моей жизнью.
Батюшкина прозорливость
– Так прошло около десяти лет в разных бурях, потрясениях, пробоинах моего корабля. Корабль мой иногда тонул, но, благодатию Божией, снова всплывал на поверхность. Много ран я получил, и в конечном итоге духовные отношения между архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) и мной начали складываться, когда он благословил наш с матушкой брак. Удивительна батюшкина прозорливость, и многое из того, что он говорил, совершилось и совершается по сей день. В какой-то момент мы с матушкой почувствовали, как прозорливость в нашей жизни стала обычным явлением при соприкосновении с людьми святой жизни. Эти люди не могли говорить иначе – благодать выплескивалась через них на нас.
– А не страшно вам было от этой прозорливости?
– Сначала мурашки бежали. Я не могу сказать, что охватывал ужас, но состояние трепета было. В некоторых случаях слух мой слушал и не слышал, и только потом, вспоминая какие-то слова, я понимал и удивлялся. Тогда я и внимания на сказанное не обращал, ведь старец говорил об этом «в шутку», «улыбаясь». А сказанное им действительно осуществлялось.
Например, отец Иоанн (Крестьянкин), когда мне было 20 лет, сказал (за восемь лет до моего священства), что если я женюсь, то буду приходским батюшкой.
Несколько раз я поступал в семинарию, несколько раз меня не пропускали… Не потому, что я слишком глуп, а потому что каждый раз мне препятствовали власть предержащие. В конечном итоге один инспектор Московской духовной академии объяснил: «Вас не пропускает ЧК». А власти относились ко мне отрицательно, потому что вокруг меня собиралась молодежь, я общался с диссидентами, иностранцами, был верующим, с точки зрения светского человека, а такие люди стояли на заметке у властей, в частности у КГБ, – им ставились препоны и к обучению, и к рукоположению.
И вот, вопреки властям, когда мы с матушкой обвенчались, через полтора месяца архиепископ Курский и Белгородский Хризостом рукоположил меня в священники, предупредив: «Готовьтесь быть священником без прихода, потому что вам никто не даст регистрацию». Он был дерзновенным владыкой и сейчас остается таким же дерзновенным митрополитом Виленским и всей Литвы. На свой страх и риск он рукоположил меня в священники и убедил уполномоченного по делам религии принять меня в епархию и дать регистрацию. Уполномоченный боялся «западенцев», людей с Западной Украины, и владыка Хризостом сказал, что у него есть москвичи, которые станут прекрасной заменой «западенцам». Тот с радостью согласился, но через полгода после этого был снят, хотя проработал на одном месте 25 лет.
Так неумолимо исполнялось пророчество, независимо от внешних обстоятельств. Я стал священником, и о священстве этом отец Иоанн (Крестьянкин) говорил за восемь лет до того.
Он являл прозорливость постоянно, скрывая ее по своему смирению. Но она выплескивалась через него наружу, и он не мог удержать ее в себе. Однажды, когда я очень плохо себя чувствовал (а мне было 40 лет), и бабушки-старушки на сельском приходе уже переживали: «Батюшка наш к Рождеству помрет», он сказал мне: «Вы проживете больше, чем я». А отец Иоанн прожил почти 96 лет. И я верю ему непреложно.
ВЛАДИМИР ВОЛГИН
Был алтарником у о. А.Меня в 1974. Младший брат свящ. Анатолия Волгина. Рукоположен в Белгородской обл. Хризостомом Мартишкиным в конце 1970- и начал обличать Меня. С сер. 1990-х нНастоятель храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках и надвратного храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших», расположены они действительно на Софийской набережной.Среди духовных чад жена президента Медведева, Иван Охлобыстин и актриса Екат. Васильева.
Возможно, ему принадлежит памфлет против о. А.Меня под псевдонимом «Сергей Антиминсов». Ответ ему Меня, 1984 (тут и о В.).
Волгин: уп. в мемуаре Завалова как неудачливый поэт, убежавший в священство. О нем же в мемуаре Зорина, 1993.
*
Александр СОЛДАТОВ
Полная версия статьи, опубликованной в журнале «Огонёк», 17-23 декабря 2007 г.
Воспитание собственным авторитетом
– Отец Владимир, вы сейчас упомянули одну черту отца Иоанна, о ней вспоминали и монахи Псково-Печерского монастыря, а именно то, что он скрывал свою прозорливость, скрывал свой подвиг и не любил многословно «поучать» людей.
– Когда матушка носила под сердцем нашу дочь, мы спрашивали отца Иоанна: «Как воспитывать детей?» Я думал, батюшка развернет перед нами целую мировоззренческую концепцию. А он ответил очень просто: «Если не хотите, чтобы дети пили – не пейте, не хотите, чтобы дети курили – не курите, не хотите, чтобы блудили – не блудите. Авторитетом своей собственной жизни».
Даже если бы отец Иоанн молчал, он являл собою такой авторитет собственной жизни, что вокруг него все равно исполнились бы слова Священного Писания: «С преподобным будешь преподобным». То есть и, не слыша его слов, ты мог становиться рядом с ним преподобным.
– Но все же бывали случаи, когда он наставлял вас не только видом, но и словом?
– Вроде бы он и не совершал насилия над волей человека, потому что был источником божественной любви, а значит – источником свободы. Господь дает нам абсолютную свободу, правда? Но, с другой, там, где надо было проявить твердость, он эту твердость проявлял.
Приехал я как-то к отцу Иоанну в 1991 году. Только что вышел Закон о свободе совести и вероисповедания. Можно было возвращаться в Москву: до того мы, москвичи, служили в деревнях Курской и Белгородской области. Я говорю: «Батюшка, меня приглашают стать настоятелем одного из приходов Москвы, который еще закрыт». А он отвечает: «Ну, для того, чтобы переехать в Москву, нужно договориться с патриархом, который является епископом Москвы, с теми людьми, которые вас приглашают, убедиться в их согласии, а потом уже переезжать». – Я спрашиваю: «А как с духовной точки зрения?» – «А с духовной точки зрения, – сказал отец Иоанн, – чтобы ни одного прошения перед глазами владыки от вас не лежало».
«Да будет воля Твоя»
– То есть, вы всегда слушались беспрекословно?
– Старался слушаться. Один или два раза в мелочах я не послушал старца и за это получил «по полной программе». До сих пор помню, и до сих пор сердце мое переживает, что, казалось бы, незначительное благословение не выполнил под, казалось бы, уважительным предлогом… А так, кроме этих двух случаев, всегда слушал старца.
– Отец Владимир, а как правильно относиться к старцу и его советам? Я слышала мнение, что нужно ехать к старцу, только когда перед тобой стоит вопрос жизни и смерти и если ты готов непременно старца послушаться.
– Вот второе является обязательным условием. Ты должен иметь готовность принять благословение. При этом у отца Иоанна всегда было желание – не нарушать свободу личности. Он намекал, но не настаивал. Обязательно мы должны искать волю Божию с намерением, каковой бы она ни была для нас трудноисполнимой, обязательно исполнить!
Мы с матушкой приезжали к отцу Иоанну (Крестьянкину) за благословением на брак и с просьбой о духовном руководстве. Мне и матушке хотелось все время исполнять волю Божию, жить в воле Божией. И даже те незначительные вопросы, которые мы по-детски задавали, будучи духовными младенцами, помогали очерчивать для нас всю рельефность узкого пути. И, благодаря ответам старца, мы не разбивали свои головы о препятствия, возникавшие на этом пути, вовремя пригибали головы и спины, чтобы не ушибиться. А люди могли бы недоумевать: зачем они с такими незначительными вопросами едут к старцу?
Отец Иоанн учил, что незначительных вопросов не бывает. Он говорил, что тем, кто все прошел, они могут показаться незначительными, а для начинающих духовную жизнь имеют огромное значение для души и спасения. Поэтому мы, к сожалению, эксплуатировали старца огромным числом вопросов. Но прошли годы, вопросы постепенно исчезали, и в конечном итоге я «отцеживал комара» перед тем, как поехать к отцу Иоанну, думая, о чем спросить. Ведь на все вопросы он уже ответил!
Жесткие благословения от любвеобильного старца
– Вы сказали, что отец Иоанн «намекал, но не настаивал». А бывали случаи, когда старец говорил о воле Божией прямо и однозначно?
– В некоторых случаях он проявлял определенность и говорил о воле Божией прямо, даже если она была жесткой в отношении меня.
Вот, например, мы с матушкой несколько лет подряд ездили отдыхать на Кипр. На отдыхе мы вели церковный образ жизни, никогда не забывали Церковь. Мы ездили по монастырям, по святым местам острова. Кипр – православное государство, там существует и русский приход. Благодаря тому, что мы находились на Кипре, однажды случилось посетить Иерусалим, что оставило неизгладимое впечатление. Но я болел. Это был, кажется, третий или четвертый раз. И вот когда мы вернулись домой, я не мог ходить, ощущал огромную слабость в ногах. Нет, я передвигался, но, наступив на маленький камешек, мог упасть от бессилия в ногах.
Тогда одна наша духовная сестра, будучи в Печорах, обратилась к отцу Иоанну: «Батюшка, помолитесь о протоиерее Владимире Волгине, у него с ногами плохо». Может быть, она даже сказала, что «отнимаются», но ничего не говорила о том, где мы отдыхали.
Вскоре отец Иоанн передал мне через свою келейницу ответ: «Если отец Владимир в следующий раз поедет на Кипр, то голова отнимется». Все просто и ясно.
Конечно, Кипр сразу же улетел для нас «за тридевять земель». Но тут, хотя я и не путешественник, и никогда не стремился за границу, почувствовал болевой шок: мою свободу ущемили! После этого запрета друзья, живущие во Франции, Швейцарии, Италии стали вдруг усиленно приглашать к себе в гости. С одним из своих друзей я не виделся много лет, знал, что он не может приехать в Россию. Захотелось к нему поехать, встретиться с ним на его земле, во Франции… И я решил снова спросить отца Иоанна, можно ли поехать навестить друзей за границей. Он ответил: «Разве я вам ничего не сказал в отношении Кипра? Так и поступайте». Так что теперь, как я в шутку говорю, я «не выездной».
Вот такие достаточно жесткие благословения получали мы в жизни от своего любвеобильного старца. Они корректировали меня, корректировали матушку, корректировали нашу семью, корректировали наш духовный путь, думаю, что спасая и оберегая от каких-то бурь. Ведь наша брань не с плотью и кровью, как говорил апостол Павел, а с духами злобы поднебесной. Значит, наверное, мы не смогли бы выдержать, если бы поступили по-своему, этой брани, которую уготавливали нам те, кто желает нашей погибели.
– А что помогало вам слушаться духовного отца и выполнять порой столь «жесткие благословения»? Для нас это пример, потому что мы не умеем слушаться.
– Я искал послушания, я понимал, что только через послушание могу получить хотя бы частичку опыта, передающегося через духовного руководителя. Я понимал и то, что если не буду слушаться, мой духовный отец меня отодвинет в сторону, и я лишусь того божественного источника жизни, который когда-то обрел.
Протоиерей Владимир Волгин
Протоиерей Владимир Волгин — тоже духовный сын о. Иоанна; о своем общении со «старцем» он написал целую книгу. Получается, что у Путина и Медведева общий «духовный дедушка», хотя и разные духовные отцы…
Религиозность Дмитрия Медведева не афишируется — не положено по должности. С 2003 года, когда он стал главой администрации президента, Медведев возглавлял Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, а с 2005-го, после перехода в правительство, — комиссию по вопросам религиозных объединений. Он вынужден оказывать равные знаки внимания всем «традиционным конфессиям», хотя РПЦ МП, как крупнейшей из них, достается больше. Так, в марте Медведев инициировал начало процесса передачи в собственность церкви недвижимости — храмов и земельных участков, а в октябре пообещал придать государственный статус дипломам духовных школ и ученым степеням богословов. Выступая 19 ноября на праздновании 90-летия восстановления патриаршества, Медведев рапортовал, что на реставрацию храмов РПЦ МП в этом году выделено 1,5 млрд. бюджетных рублей, а в ближайшие три года будет выделено еще 6. Несколько смутило православных лишь посещение Медведевым 5 декабря, на Хануку, синагоги в Марьиной Рощи, где он пообещал главному хасидскому раввину России Берлу Лазару создать институт армейских раввинов и поддержать еврейское образование. На православных форумах прокатился легкий шумок по поводу того, что Медведев — «галахический еврей» (его мама — Юлия Вениаминовна — еврейка), так же как и его жена Светлана (урожденная Линник). Образ «ревнителя православия» несколько искажают и занятия Медведева йогой, и его собственное признание, что многие годы он увлекался «сатанинской» группой «Black Sabbath».
Светлана Медведева, в отличие от мужа, проявляет религиозность более открыто. Ее можно видеть не только на исповеди у о. Владимира Волгина, но и на патриарших службах — например, 17 декабря г-жа Медведева молилась на литургии в Марфо-Мариинской обители на Ордынке. В апреле она возглавила попечительский совет церковно-государственной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения», которой руководит иеромонах Киприан (Ященко). Программу официально поддерживают администрация президента и правительство, и многие акулы бизнеса борются за право пожертвовать на нее свои средства. На сайте программы утверждается, что в ее рамках «впервые государство, Церковь, бизнес и общественность России объединяют свои силы для защиты неповторимой духовности и культуры страны». В попечительский совет программы, которая аккумулирует средства на издание православных учебников, подготовку преподавателей православной культуры, съемку церковного кино, паломничество, входит и о. Владимир Волгин. Среди примечательных членов совета — протоиерей Алексий Злобин, в храме которого Путин молился на Рождество-2006, министр Александр Соколов, полпред Александр Коновалов, автор антисемитского «письма 500» Александр Крутов и владелец сети магазинов «Иль де Ботэ» Валерий Володин. Проект поддерживают десятки общественных организаций, в том числе радикальное молодежное движение «Стяг», участвовавшее в «Русском марше».
Офис программы размещен в старинном особняке на центральной московской улице Солянка. О. Киприан признается, что пока о программе мало кто знает, но худо-бедно пять тысяч преподавателей православной культуры в ее рамках уже подготовлено. При этом иеромонах убежден, что «96 % молодежи России» уже и так «доверяет РПЦ». От высшей иерархии программу, созданную по благословению Патриарха, курирует ректор Московской духовной академии архиепископ Евгений (Решетников). Именно к нему в гости ездил Дмитрий Медведев 19 октября, и именно ему пообещал государственное признание церковных дипломов.
***
Хорошо осведомленный в вопросах духовной жизни «первых лиц» петербургский игумен Григорий (Лурье) заметил в интервью «Огоньку», что в общем и целом типы религиозности Медведева и Путина мало различаются: «Оба приняли православие, но не поняли его». Однако, по мнению игумена, Медведев еще не избавился от некоторых иллюзий в отношении политических возможностей руководства РПЦ МП и склонен предоставить ему больше преференций, чем Путин. Ученый-религиовед Роман Лункин добавляет: «Если Путин – верующий, обращенный в православие из спецслужб ради интересов страны, то Дмитрий Медведев – органичный православный мирянин, для которого вера нечто большее, чем политическая необходимость». Сказывается разница в поколениях — личностное становление Медведева происходило в 80-е — начале 90-х гг., в период «религиозного бума» в России.
Итак, Россию вновь ждет подчеркнуто православный президент и еще более церковно активная и яркая «первая леди». В ближайшие годы формированию «церковно-государственной симфонии нового типа», похоже, ничто не грозит.
Из https://www.krotov.info/spravki/persons/21person/volgin_v.html
В случае избрания Дмитрия Медведева президентом РФ «будет обеспечен тот курс, который в течение восьми лет проводил Владимир Владимирович». В этом заверил паству Патриарх Алексий II в трогательном телеобращении, посвященном личностям грядущего и нынешнего президентов. Глава РПЦ МП засвидетельствовал, что Дмитрий Анатольевич — искренний православный христианин.
Корреспондент «Огонька» побывал в храме, где служит духовник супруги будущего президента Владимир Волгин, и узнал некоторые подробности религиозной жизни четы Медведевых…
…Благодаря пастырскому попечению о доме отдыха*, о. Владимир познакомился со многими кремлевскими чиновниками. Небольшой двор его храма во время служб забит дорогими «Мерседесами» и джипами сопровождения. Бывает здесь и будущая «первая леди»…
В приходе утверждают, что Светлана Медведева «пришла в церковь» под влиянием своей старшей сестры Екатерины, которая в том же духе «позитивно повлияла» и на Ирину Абрамович. Для «статусных» женщин в храме Св. Софии отведен левый клирос, где стоят несколько рядов кресел. Рядом, на возвышении перед иконостасом, установлен аналой, перед которым о. Владимир исповедует. В частных разговорах батюшка дает понять, что «окормляет» всю семью будущего президента. Если это так, то Дмитрий Медведев может стать «духовным племянником» Владимира Путина. Ведь духовником Путина считается архимандрит Тихон (Шевкунов) из Сретенского монастыря на Лубянке. А архимандрит Тихон, в свою очередь, духовный сын «старца» Иоанна (Крестьянкина), недавно почившего в Псково-Печорском монастыре. Протоиерей Владимир Волгин — тоже духовный сын о. Иоанна; о своем общении со «старцем» он написал целую книгу. Получается, что у Путина и Медведева общий «духовный дедушка», хотя и разные духовные отцы…
Религиозность Дмитрия Медведева не афишируется — не положено по должности. С 2003 года, когда он стал главой администрации президента, Медведев возглавлял Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, а с 2005-го, после перехода в правительство, — комиссию по вопросам религиозных объединений. Он вынужден оказывать равные знаки внимания всем «традиционным конфессиям», хотя РПЦ МП, как крупнейшей из них, достается больше. Так, в марте Медведев инициировал начало процесса передачи в собственность церкви недвижимости — храмов и земельных участков, а в октябре пообещал придать государственный статус дипломам духовных школ и ученым степеням богословов. Выступая 19 ноября на праздновании 90-летия восстановления патриаршества, Медведев рапортовал, что на реставрацию храмов РПЦ МП в этом году выделено 1,5 млрд. бюджетных рублей, а в ближайшие три года будет выделено еще 6. Несколько смутило православных лишь посещение Медведевым 5 декабря, на Хануку, синагоги в Марьиной Рощи, где он пообещал главному хасидскому раввину России Берлу Лазару создать институт армейских раввинов и поддержать еврейское образование. На православных форумах прокатился легкий шумок по поводу того, что Медведев — «галахический еврей» (его мама — Юлия Вениаминовна — еврейка), так же как и его жена Светлана (урожденная Линник). Образ «ревнителя православия» несколько искажают и занятия Медведева йогой, и его собственное признание, что многие годы он увлекался «сатанинской» группой «Black Sabbath».
Светлана Медведева, в отличие от мужа, проявляет религиозность более открыто. Ее можно видеть не только на исповеди у о. Владимира Волгина, но и на патриарших службах — например, 17 декабря г-жа Медведева молилась на литургии в Марфо-Мариинской обители на Ордынке. В апреле она возглавила попечительский совет церковно-государственной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения», которой руководит иеромонах Киприан (Ященко). Программу официально поддерживают администрация президента и правительство, и многие акулы бизнеса борются за право пожертвовать на нее свои средства. На сайте программы утверждается, что в ее рамках «впервые государство, Церковь, бизнес и общественность России объединяют свои силы для защиты неповторимой духовности и культуры страны».
Духовный отец и его чадо
– У вас были великие духовники – схиигумен Савва, архимандрит Иоанн. Вы сами имеете бесценный опыт духовничества. Как бы вы определили правильные отношения между духовным отцом и духовным чадом?
– Вот уже 30 лет я служу Церкви в священническом сане. У меня много духовных детей. И определенно и искренне я вам скажу: несмотря на огромное количество духовных детей, я не имею духовного права руководить ими, потому что я сам еще слепой. Я передаю лишь тот опыт (и, может быть, это ценно для моих чад), который сам почерпнул от духоносных старцев и святых отцов.
– А чем отличается просто хороший священник от старца?
– Старец – носитель благодати Духа Святого. Вот я, священник, не носитель этой благодати. На мне после рукоположения почивает благодать священства. Через эту благодать я совершаю, и каждый священник совершает, таинства. Старцы же – носители благодати Духа Святого, стяжатели Духа Святого. А главное дарование Духа Святого – дарования любви, долготерпения, прозорливости. Поэтому православным людям нужно было бы искать этих старцев!
В свое время отец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что «нам были знакомы такие великие столпы Церкви, а мы сами уже не те. А вы знаете нас, и после нас останетесь вы, а вы будете далеко не те»… То есть оскудевает благодать Божия. И я делюсь с духовными детьми тем поразительным опытом, который почерпнул и от старцев, и из книг, которые читал и пропустил через себя. Ничего своего я стараюсь не говорить.
В начале своей пастырской жизни я, может быть, что-то и требовал от своих духовных детей, сейчас ничего не требую, потому что знаю, что не прозорлив, но передаю им некий опыт, и слава Богу, если они этот опыт примут.
– Отец Владимир, как на ваш взгляд, безупречное послушание должно быть только старцу или и духовному отцу – простому священнику – тоже?
– Сейчас уже, я думаю, да – безупречное послушание должно быть только старцу. Добро и стремление к послушанию духовному отцу. Но духовные отцы, являющиеся такими же незрячими, как я, не должны требовать этого послушания от своих духовных детей. Как я, незрячий, буду требовать послушания, которое в конечном итоге может завести человека в яму? Слепой слепого куда поведет? В яму. Обязательно провалятся оба. Поэтому к своим духовным детям я проявляю разумнейшее, на мой взгляд, снисхождение и не требую от них послушания себе. Я требую послушания заповедям Божиим, послушания в отношении установленного ритма исповеди и причастия.
№40 (841) / 27 октября ‘15
Беседы с батюшкой
В этой теме:
Беседы с батюшкой
Священник Василий Селиверстов: Как сочетать работу и семью
Беседы с батюшкой
Иеромонах Макарий (Маркиш): Если потерян «вкус к жизни»…
Здравствуйте, сегодня у нас в гостях настоятель храма в честь Софии Премудрости Божией на Софийской набережной города Москвы протоиерей Владимир Волгин.
Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.
– Здравствуйте. Бог благословит.
Тема сегодняшней программы «Духовник и духовничество». Кто такой духовник?
– В некотором смысле я разделяю термины «духовник» и «духовный отец». Это мое личное понимание, и, может быть, я неправ.
Духовник – это священник, который постоянно принимает Исповедь у данного лица. Люди ходят в храм и регулярно исповедуются у одного священника. Они считают его своим духовником, потому что просят у него совета, регулярно приоткрывают ему свою душу. Наверное, этим духовничество и ограничивается.
Духовный отец – это некая тайна отношений между духовным чадом и священником. Эту связь сравнивают порой с браком. Мы помним, как апостол Павел говорит о браке, что муж и жена являются плотью единой, и тайна сия велика есть. То есть, ни мать и сын, ни отец и дочь или сын, а только муж и жена. Только здесь заключается таинственный духовный союз. Подобный духовный союз заключается между священником, которого христианин избирает себе в духовные отцы.
Духовный отец – человек, который воспитывает в духе христианского православного благочестия человека, который предает себя ему в волю, с одной стороны, и с другой стороны, заключает эти отношения. Как нас в свое время воспитывали отец и мать изо дня в день, и, может быть, до сих пор родители что-то советуют нам от своего большого глубинного опыта, и мы прислушиваемся к ним. Тем паче мы должны прислушиваться к духовному отцу. Духовный отец должен передавать особый опыт, связанный с узкой тропинкой ко спасению. Духовный отец выпестовывает душу человеческую, нянчится с ней. Духовный отец рождает духовное чадо в духовную жизнь и духовный мир. Вот тайна отношений между духовным чадом и духовным отцом.
Безусловно, когда человек избирает себе в руководители духовного отца, он, прежде всего, должен решить во что бы то ни стало исполнять все, что посоветует ему духовный отец. В этом послушании он должен видеть предмет своего духовного роста.
Приведу пример из собственной жизни. Я очень слушался своего духовного отца архимандрита Иоанна (Крестьянкина), а если и не послушался, то по своему духовному затмению, когда я на какой-то момент духовно ослеп. Причем, не послушался один раз, казалось бы, в самом незначительном деле, но потом понял, что совершил большую ошибку.
Между 40-45 годами я очень сильно болел, были очень сильные желудочные боли, организм порой не воспринимал даже жидкую пищу и воду. Моя матушка все время спрашивала у нашего духовника благословения сделать доскональное обследование моего организма, чтобы выбрать правильное лечение. Долгое время батюшка не благословлял, но он отнюдь не был против медицины и с большим сокрушением относился к людям, которые не лечатся. Он говорил, что грех отказа от лечения равносилен греху самоубийства, призывал всех лечиться и лечился сам. И вдруг не благословлял мне обращаться к врачам.
У меня есть догадка, что батюшка по своей прозорливости знал, что в итоге обследования будет предложена операция, и что операции нельзя допустить.
Мы с моей матушкой приехали в Псково-Печерский монастырь и ожидали встречи с отцом Иоанном. Я не находил себе места: мне бы полежать, но нельзя, сидеть не могу, и я в изнеможении сидел в углу на корточках. Приходит отец Иоанн, разговаривает с одной из посетительниц и обращается ко мне с просьбой сбегать в Архангельский собор, найти там одного монаха, взять у него что-то и принести. Поскольку я понимал, что для того чтобы выполнить порученное, мне придется сделать минимум четыре тяжелых марша – Архангельский собор находится на верху той чаши, в которой расположен Псково-Печерский монастырь. Я прекрасно понимал, что уже на втором марше моя душа может отлететь от бренного тела, но не мог не выполнить послушание, данное духовным отцом.
Я сумел дойти до Архангельского собора, душа, как видите, осталась в теле, однако я не нашел монаха и вернулся несолоно хлебавши назад. Отец Иоанн лишь усмехнулся в усы в ответ на мой рассказ. Возможно, была пройдена некая точка невозврата. Удивительно, что с этого момента моя болезнь стала отступать.
И вот спустя какое-то время отец Иоанн говорит, что я должен провести скрупулезное обследование организма, а если потребуется операция, не сомневаться и соглашаться на ее проведение. Обследование было сделано, ничего не было обнаружено, операция не потребовалась, а болезненные симптомы практически исчезли.
Ваше послушание послужило дальнейшему Вашему исцелению. В православной среде есть поговорка, что послушание выше поста и молитвы. Так ли это или есть какой-то нюанс?
– Эта поговорка основана на правильном и глубинном понимании послушания. Но с точки зрения человеческой, как в примере с отцом Иоанном, который не благословлял меня в течение какого-то времени обращаться к врачу с моими болями, это выше поста и молитвы. Любое послушание духовному отцу, который знает волю Божию, становится выше поста и молитвы.
Это ни в коем случае не уничижает ни поста, ни молитвы. Мы помним, как в Евангелии ученики Христа не могли изгнать беса из отрока и спросили Христа, почему они не могут сделать этого. Он ответил им: потому что вы маловерные, а этот род изгоняется молитвой и постом. Так что пост и молитва – те добродетели, к исполнению которых мы должны стремиться.
Навык в исполнении постов и постоянство в них, безусловно, тренируют душу человека так, что человек в какой-то степени, еще несовершенной, может владеть своими страстями. Не даст в самом крайнем случае упасть в ту или иную страсть.
Приведу еще один пример. Как-то отец Иоанн говорил при мне одному почтенному священнослужителю, также находящемуся в изнеможении от болезни, целибатному священнику, не монаху, который уже 30 или 40 лет не ел мясной пищи: – Тебе надо пить куриный бульончик, а то ты истощишься настолько, что умрешь.
Я видел реакцию этого почтенного батюшки, он ничего не произнес, но в его глазах была искра изумления. А батюшка говорит: – Вы не смущайтесь. Мы порекомендовали одной схимнице пить куриный бульончик, и она осталась живой. Так что пейте и не смущайтесь.
Он стал употреблять этот бульон, стал лучше себя чувствовать, поднабрался сил и сейчас весьма окреп физически. Вот что значит послушание выше поста и молитвы. На протяжении многих десятков лет он не ел мяса, а батюшка дал ему благословение пить бульон до выздоровления.
Все ли вопросы можно обсуждать с духовником, например, вопросы личной жизни?
– Отношения между духовным чадом и духовным отцом должны быть предельно открытыми, в особенности сейчас. Если отец Иоанн (Крестьянкин) обладал духом прозорливости, и я знал многих старцев, обладавших этим духом, то мы, современное поколение священников, не прозорливы. Конечно, по движению благодати Божией иногда мы говорим то, что Богу угодно и что попадает в цель. Иногда даже удивляешься этому. И люди думают, что это батюшка такой прозорливый.
В Евангелии описано пророчество иудейского первосвященника Каиафы, антихриста, который приговорил Христа на крестную смерть. Он говорит: лучше чтобы погиб один человек за весь народ, чем всему народу погибнуть. Апостол, евангелист Иоанн Богослов пишет, что он произнес это пророчество, потому что на этот год был первосвященником. Казалось бы, богоборец, но по благодати первосвященства он произнес пророчество.
Так и мы иногда произносим пророчество, не осознавая того. Если богоносные старцы, будучи носителями Духа Святого, знали, что говорят, им сообщалась каким-то образом воля Божия, то мы скажем и тут же забудем. То есть благодать Божия по благодати священства действует и через нас, только действует не внутри нас, а через нас. Мы как бы являемся в некоторых случаях проводниками воли Божией.
Потому, что мы не прозорливы, для того чтобы лучше видеть и понимать душевные трудности человека, человек должен приоткрыть себя нам. Как больной, который рассказывает врачу подробно, где и как у него болит, старается рассказать о себе максимально подробно, чтобы врач поставил объективный диагноз на их основе. Так и нам надо знать душу человека, чтобы это соработничество было благим и благословенным в жизни того духовного чада, которое хочет преуспеть в духовной жизни.
Если, например, человек на Исповеди говорит, что не знает, чем оплатить взятый ипотечный кредит, может ли священник ответить на такой вопрос?
– Когда некий юноша говорит Христу об имении, которое он должен разделить, Христос отвечает ему: кто Меня поставил делить чужое имение? Христос пришел учить Царствию Божию, а не как брать кредиты.
Когда ко мне обращаются духовные чада с вопросом, стоит ли брать ипотечный кредит, я отвечаю, что здесь надо сорок раз отмерить и один раз отрезать. Потому что любой кредит связан с процентами, и надо так рассчитать свои возможности, силы, форс-мажорные обстоятельства, которые могут быть.
Помню, что я начал какое-то дело, не испросив благословения у отца Иоанна, который был нашим общим с матушкой духовным отцом. Через какое-то время я задал вопрос, продолжать ли мне это дело, на что он ответил: – Вы же сами решили это, что же теперь спрашивать.
Я бы ответил: – Вы же сами взяли ипотечный кредит, а не спрашивали меня брать или не брать. Почему же сейчас я должен отвечать, что делать, в связи с тем, что ты не можешь оплатить этот кредит.
Некоторые духовные дети просят благословить отдых где-то при том, что билеты уже купили. Это такая смешная и часто повторяющаяся история. Я иногда даже отговариваю людей, которые путают дни и посты, и берут билеты на время поста. Христиане должны вести более сосредоточенную жизнь. Старцы даже не любили, когда духовные дети приезжали к ним во время постов, считая, что дорога рассеивает внимание и духовную жизнь человека.
По каким критериям выбирать духовного отца?
– Конечно, священник должен вести добродетельную жизнь, должен стремиться к исполнению заповедей Божиих и любить Божественную литургию, исполнять все посты, благословленные Святой Православной Церковью.
Быть не раздражительным, обязательно быть великодушным, понимать, что нет человека без греха. Я часто обращаюсь к Господу с такой молитвой: – Господи, Ты заповедал своим ученикам прощать близким согрешения до семижды семидесяти раз в день. Уповая на Твое бесконечное милосердие и любовь, я прошу у Тебя, Господи, прощения, может быть, в миллионный раз, но Твое милосердие неисчерпаемо.
Быть милостивым по отношению к людям так же, как и по отношению к себе.
Мы живем в непростое время: с одной стороны, видим возрождающуюся Церковь. Когда в 1990-м году выходил закон о свободе вероисповедания, никто не предполагал, что Церковь будет так расцветать. Была выжжена духовная земля, по которой не раз прошел каток циничного атеизма. Люди боялись исповедовать веру, пропагандировали, что Церковь – удел безграмотных стариков и старух. И вдруг такой расцвет Православия. Церковь сейчас наполнена людьми науки, творческой интеллигенции, людьми, занимающими разные посты в иерархии советской власти. Владимир Владимирович Путин считает государствообразующей религию Православия, говорит об этом во всеуслышание. Мы видим причащающихся детей и молодежь. Это удивительный бурный расцвет Православия.
До 1988 года в Москве действовало примерно 46 церквей, сейчас около 1000. Священники сейчас имеют не одно образование: и высшее светское, и духовное, защищают и кандидатские, и докторские диссертации. Все это, безусловно, падает на религиозное преображение России.
С другой стороны, мы духовно немощны и слабы. Я молюсь об упокоении 11 прозорливых старцев-монахов, которых я знал. С моей точки зрения, это святые люди, и они молятся за нас, проходящих здесь сейчас очень трудный путь к Богу. Преподобный Сирах говорит: с преподобным преподобен будешь. А в другом месте говорит: обычаи худые растлевают душу человека, а мы живем среди худых обычаев. Благо, что у таких священников, как я, все время с 6 утра до 12 ночи занято лишь делами, связанными с Церковью, благо, что мы общаемся в основном с верующими людьми, и совсем не остается свободного времени. Потому что, как только появляется люфт, появляются страстишки, подбивающие отнюдь не на хорошее. В таком мире мы живем, и это чувствуют даже священники, которые совершают Божественную литургию и постоянно причащаются Святых Христовых Таин.
Слава Богу, что у нас есть такой светильник, как духовник Патриарха, схиархимандрит Илий, но это уже иное поколение старцев. Кто ищет, тот, может быть, никого не находит. О времени, в котором мы живем, говорил Пахомий Великий в IV веке. Он говорил, что в древние времена, то есть в течение первых четырех веков, христиане не только исполняли заповеди Божии, но и накладывали на себя дополнительные подвиги. Мы же, говорит Пахомий Великий, только исполняем заповеди Божии, а в последние времена – это он уже говорит о нас – христиане не будут исполнять заповеди Божии, но кто претерпит до конца, спасется и получит большие венцы, чем мы, исполняющие заповеди Божии. Братия огорчилась: как же? Почему так? Пахомий ответил: – Если сейчас падет кто-то из нас, вокруг него соберется несколько сильных духом мужей, которые молитвой восставляют брата от падения. А в последние времена и на тысячи километров не найдется такого.
Мы живем в такие тяжкие времена. Тем не менее, нам не надо унывать. В советские времена, когда мы стали священниками, было трудно получить Библию, отпечатанную в Московской Патриархии. Мы покупали по одному экземпляру по особому распоряжению архиерея. А сейчас Священное Писание доступно каждому. Сколько издано книг святых отцов. Мне кажется, такого разноцветия и таких тиражей духовной литературы не было до революции. Мы наводнены очень хорошей духовной литературой, хотя, конечно, попадаются книги с неправильными взглядами, которые мы не рекомендуем читать.
Когда святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил об этих тяжких временах, он говорил: – Не смущайтесь, дорогие братья и сестры, тогда обложите себя святыми отцами, читайте и черпайте у святых отцов опыт духовной жизни.
Я не рекомендую читать подвижников-пустынножителей. Можно, конечно, прочитать, чтобы знать, но ни в коем случае не надо применять это к собственной жизни. Мы живем в миру, у нас другие проблемы.
Но есть другие подвижники, которые обращались, собственно, к миру: и святитель Тихон Задонский, и Феофан Затворник, и оптинские старцы, и отец Иоанн Кронштадтский. У них мы можем подчеркнуть очень важные ответы на вопросы, которые мы ставим в связи со своей духовной жизнью и в целом жизнью человеческой.
Несмотря на тяжесть, мы имеем спасательный круг в виде святых отцов Русской Православной Церкви.
Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: Почему в последние времена у большинства православных людей нет духовных отцов. Зависит ли спасение человека от того, есть у него духовный отец или нет?
– Духовный отец передает духовный опыт, через который он прошел. Когда человек советует то, что он выстрадал своим духовным опытом, сила слова становится иной.
С другой стороны, несмотря на то, есть у нас духовный отец или нет, мы все равно можем спастись. Мы помним богатого юношу, который спросил Христа, как можно спастись. Ответ был: исполняй заповеди Божии. Те заповеди, которые были даны пророку Моисею на Синае. Если мы будем в точности исполнять заповеди Божии, то будем спасены.
Духовник может навязать свою волю духовному чаду?
– Такие духовники встречаются. Может быть, в свое время, когда я был молодым священником, я ревностно относился и порой хотел навязать свою волю. Потом я подрос и понял, что поступал неправильно.
Ведь Господь даровал человеку свободу, это великий дар, которым мы должны дорожить и ценить не только в себе, но и другом человеке.
Помню, как все старцы, во главе которых для меня остается старец Иоанн Крестьянкин, никогда не навязывали своей воли. Они поступали с душами людей очень осторожно.
Из своей жизни я знаю, как деликатно относился к свободе человека отец Иоанн (Крестьянкин). Но, безусловно, он никогда не поощрял греха, выжигал своим словом грех в человеке. Думаю, что когда он обличал человека – конечно, он делал это не при всех – он находился, как на Страшном Суде. Но во всех иных обстоятельствах жизни, он всегда старался опереться на свободу воли человека.
Расшифровка: Юлия Подзолова
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
В других номерах:
«Да не в суд или во осуждение»
– Это ритм один для всех или для каждого свой?
– Думаю, что для каждого свой. Хотя преподобный Серафим Саровский, когда его спросили, как часто надо причащаться, и сказал, «чем чаще – тем лучше», но пусть решает духовник. Жизнь ведь у всех разная. Один, например, одержим блудной страстью, и как ему скажешь: «Причащайся каждую неделю»? Невозможно. Он не оторвался от этой страсти. Другой борется с той или иной страстью, и ему наоборот нужна поддержка. Ведь когда мы выходим со святыми дарами, мы читаем молитву Иоанна Златоуста: «Да не в суд или во осуждение… но во исцеление души и тела», то есть, причастие бывает в суд и в осуждение, а бывает во исцеление. Когда мы видим, что человек продвигается, то «во исцеление» можно ритм причастия учащать, и наоборот, когда видим, что «в суд и во осуждение». Не потому, что я хочу отстранить человека, а потому, что так ему полезнее – опасно принимать святые дары и находиться в греховном состоянии, не желая из этого греховного состояния выкарабкаться. Вы понимаете?
– А как часто советовал причащаться ваш духовный отец – архимандрит Иоанн (Крестьянкин)?
– Отец Иоанн был сторонником частого причащения, об этом я достоверно свидетельствую. Он рекомендовал людям, ведущим полноценный христианский образ жизни, причащаться примерно один раз в две недели плюс великие праздники. Часто это или нет?
Как-то мы приехали в советское время в монастырь, и батюшка говорил проповедь. Он говорил, что раньше по уставу святителя Василия Великого за блуд Церковь отлучала от причастия на 10 лет, за прелюбодеяние – на 15 лет. А вот сейчас мы, священники, как только к нам подойдут и исповедуются в этих грехах, сразу допускаем к причастию, понимая, что живем в неоязыческое время. Да, мы дадим ответ за то, что берем на себя эту ответственность. Но людей к причастию подпускать надо!
Помню, один батюшка приехал к отцу Иоанну с таким вопросом. Он разрешил своей матушке причащаться каждую неделю и спрашивал: «Вы благословляете?» Батюшка, кажется, ничего не ответил – ни да, ни нет, но оставил на усмотрение того священника. А если бы он был против, то сказал бы: «Что так часто причащается ваша матушка?» Он бы не утаил, потому что был человеком ревностным и не желал, чтобы люди не соответствовали той благодати, которую они принимают в себя во время причастия.
Любовь, мир и великодушие
– А какие главные уроки вы почерпнули для себя, для пастырского служения из общения со старцами, которых встречали?
– Перед рукоположением в священники или вскоре после него я попросил отца Иоанна дать мне напутствие на священство, сказать каким должен быть священник. Он ответил: «Будьте предельно строги к себе и великодушны ко всем обращающимся к вам». Это я унаследовал как печать.
– Сегодня часто говорят о старчестве. Что же такое подлинное старчество?
– Так как я встречался в жизни с семью старцами, за каждого из них молюсь, все они уже отошли к Богу, с уверенностью скажу, что в сердце моем открылось понимание, появился некий индикатор, который может хотя бы относительно отличить дух старческий от нестарческого.
– И каков же этот дух? Кто есть подлинный старец?
– Старцы – это любовь, мир, великодушие, снисхождение к немощи человека и желание вывести его из этой немощи, видение и зрение души изнутри, личностная подсказка, касающаяся именно этого человека, видение его будущего. Старцы по-матерински пестуют душу преданного им христианина, как мать, выращивая дитя с младенческого возраста. Это люди, которые находятся в постоянной благодати Божией. Они могли бы восклицать вместе с преподобным Симеоном Новым Богословом, стяжателем Духа Святого: «Оставьте меня, дайте мне уйти в свою келью, замкнуться в ней, чтобы снова и снова беседовать лично с Богом». Это люди, любящие Бога и по любви к Нему исполняющие заповедь жертвенной любви к тем, кто нуждается в их помощи.
– Вы сказали, что вам приходилось бывать и на Святой Земле, и на Кипре. Наверное, вы читали в переводе творения греческих старцев. Как вам кажется, дух нашего и греческого старчества единый или нет?
– Они отличны только личностными характеристиками, личностными свойствами, а Дух Святой неизменяем. Носитель Духа Святого и в России, и в Греции, и в Румынии, и в Болгарии один, с одними и теми же дарованиями, на которые указывает апостол Павел, говоря о дарах Святого Духа. И прежде всего – это любовь.