Святого пророка Иеремию считают ветхозаветным предтечей Христа, обладающим даром свыше предвидеть и провозглашать грядущие события. И поведал ему Господь многое из будущего, в особенности святой описал разделение Библии (Священного писания) на две книги: Ветхий и Новый завет.
Входит в четверку главных пророков, которые почитаются православными и католическими канонами, пророк Иеремия. Что означает имя святого? В переводе с древнеиудейского имя Иеремия обозначает «Господь возвеличит». Его имя знаковое среди верующих, как величайшего святого, который проявил все мужество и усердие, чтобы отвратить свой народ от погибели и изгнания с родной земли.
Предзнаменования для Иерусалима
В суровое время жил пророк Иеремия. Биография его будет поведана читателю в статье.
Предзнаменования гласили, что пойдут на Иерусалим все племена северных царств, поставят свои троны на входе в город, а также вокруг его стен. Рухнул величественный град из-за неверия жителей, отвернувшихся от поклонения Богу. Иеремия пытался удержать надвигающуюся трагедию. Он безостановочно проводил время в молитвах Богу, взывал его о прощении любимого народа, орошал горькими слезами землю, которую ожидала кровавая участь.
Пророк бродил по улицам родного города, останавливал богатых и бедных, чтобы отвратить от греховных действий хотя бы одного человека. Иеремия одинаково бесстрашно мог войти в царские хоромы или в горшечную мастерскую, чтобы провозгласить волю Яхве. Его любовь к своему городу и народу не нашла отклика в сердцах сограждан, его считали изгоем и изменщиком, предателем и шпионом. Он решил разделить участь своего изгнанного народа, а не оставаться на попечении язычников. И в самом конце он упал поверженный под ударами своего народа, которому служил всю жизнь. Это был великий человек и пророк Божий – святой праведник Иеремия.
Содержание книги Иеремии
Иеремия был глубоко сведущ в исторической и литургической литературе — книга Иеремии изобилует цитатами из Торы и Теhилим, а в особенности — из произведений предшествовавших ему пророков. Уже в ранних проповедях Иеремия беспощадно обличает евреев за отступление от Завета. Требуя сосредоточить все помыслы и усилия на нравственном совершенствовании, на осуществлении социальной справедливости и истинного правосудия, он предвещает Иудее долю, постигшую Израильское царство: полное разрушение «народом, который явится с севера».
Иеремия считает себя призванным Богом «искоренять и разорять, губить и разрушать», и лишь затем сызнова «созидать и насаждать» (Иер. 1:10, 14–15). Суровость его пророчеств, ужасающие картины разрушений, бедствий и голода, уготованных Иудее, вызывают к нему ненависть окружающих даже в его родном городе. В глубоко личных поэтических «исповедях» Иеремия горько сетует на одиночество и обреченность быть всю жизнь человеком, «который спорит и ссорится со всей землею» (Иер. 15:10), однако не считает себя вправе отступиться от выполнения возложенной на него Богом миссии.
Биографические данные
Когда жил пророк Иеремия? Житие его относят к 650 году до Рождества Христова. Пророк Иеремия родился в семье священника Хелкии в городе Анафофе недалеко от Иерусалима на 13-м году правления иудейского царя Иосии. Символом вестей Иеремии служил образ его собственной жизни: безысходность, тоска, неотвратимость Божьей кары за содеянные грехи. Семь царей Иудеи пережил пророк, хотя служение больше всего пришлось на годы правления царей Иоаса, Иоакима, Иехонии и Седекии.
Пророческий дар открылся ему совершенно неожиданно в юном возрасте. И было Иеремии всего 15 лет, когда явился к нему Господь и прикоснулся к его губам, пообещал свое покровительство и помощь. Юноша испугался и отказывался от тяжелой миссии, но ему пришлось со смирением принять свою участь, предопределенную ему еще с рождения. Первое откровение от Господа звучало о том, что будут царства появляться одно за другим и так же вскорости погибать.
С этого пророчества и началась нелегкая судьба Иеремии, которого впоследствии назовут «плачущим пророком». Для изображения горестных стенаний и жалоб придумали термин «иеремиада». Он никак не мог добиться успеха на поприще проповедования, поэтому горько взывал к Яхве, что поставленная задача слишком тяжела для него, и все над ним смеются и издеваются над его речами.
В самом начале деятельности Иеремия стал на сторону царя Иосии, который желал восстановить культ поклонения Яхве. Он на некоторое время отказался от предзнаменований, ведь считал свою миссию бесполезной. Хотя со временем понял, что только он может спасти народ израильский от трагической судьбы, грозившей изгнанием и бесславием.
Иеремия в искусстве
Иеремия утешает праматерь Рахиль. Гравюра И. Будко.
Личность Иеремии служит темой многих произведений искусства и литературы со времен Ренессанса до наших дней. Иеремии посвящены фрески и скульптуры во многих европейских соборах (скульптуры Донателло во флорентинской колокольне, фреска Микеланджело в Сикстинской капелле и другие).
В еврейском искусстве особого внимания заслуживает картина Л. Ури «Иеремия». В литературе Иеремии посвящены драма С. Цвейга, романы Ф. Верфеля и Я. Добрачинского (на польском языке), на русском языке — поэмы Д. Мережковского и С. Фруга. В литературе на иврите Иеремия — главный персонаж романа М. З. Вольфовского «Бейт hа-рехавим» («Дом рехавитов», 1962).
Как изображает святого икона?
Пророк Иеремия на иконах изображен не белобородым стариком, а мужчиной средних лет. У него могучее телосложение, темные волосы, округлая недлинная борода, которая подчеркивает правильные пропорции лица. Правая ладонь сложена в перстосложении, а в левой находится свиток. В свитках можно прочесть слова пророка Варуха, который был писцом и другом пророка. Именно Варух занимался записью предзнаменований пророка, когда тот находился в темнице. Если сравнивать с другими пророками (Исаей, Иезекилем и Малахием), он производит впечатление могучего воина с целеустремленным взглядом, которому пришлось пройти ряд испытаний и не сломаться под ударами судьбы.
Миссия: провозглашение бедствий
Иеремия всю жизнь нес нелегкую миссию, ведь ему следовало наследовать дело отца, служить при храме, жениться и заниматься воспитанием детей. Но Господь предопределил ему иное служение, обозначающее отречение от себя, от своих желаний, от жизни в комфортных условиях. Самой тяжелой жертвой для Иеремии стало предрекать бедствия родному народу. Вместо слов о радости и блаженстве он вынужден был пророчествовать о разрушении, рабстве и погибели. Господь призвал его проповедовать в Иерусалиме, чтобы люди обратили взоры к истинному богу.
Ветхозаветный пророк старался везде доносить вести до людей, поэтому проповедовал везде, где только имел малейшую возможность. И видели плачущего пророка у городских ворот, и в храме, и в долине сынов Енномовых, и в тюрьме. У него был секретарь Варух, записывающий проповеди и откровения, а после в письменном виде отсылающий их старейшинам Иудеи.
Проповеди Иеремии не находили отклика в сердцах людей, хотя они с пугающей быстротой сбывались. Народ не желал слушать трагические новости, святого даже называли изменником веры. Священник Пасхор решил разобраться с пророком: ударил его и заключил в колоду, чтобы прекратить разговоры о тяжкой судьбе народа израильского.
О чем предсказания Иеремии
Главной идеей предсказаний Иеремии было подчинение новому государству Вавилонии, которое быстро росло и набирало военную силу. Святой предлагал правителям и знатным гражданам отказаться от Египта, чтобы не навлечь страшные наказания на Иудею. Никто не желал внять его словам. Перешептывались, что он на самом деле является вавилонским шпионом, поэтому пытается внести смуту. В те времена Египет был сильнейшим государством, а Вавилония только начинала развитие, поэтому никто не видел от нее никакой опасности. Выступления Иеремии вызывали раздражения у соплеменников, настраивали их против его же самого.
Ужасное пророчество
Взывали к народу о подчинении Богу, чтобы не навлечь кару небесную, многие библейские пророки. Иеремия не был первым святым на этом поприще. На троне Иудеи после Иохала появляется Иоаким, который поклялся в вечном сотрудничестве Египту. Во времена правления этого царя для пророка наступили черные времена. Святой посещает Иерусалим, где вещает о том, что если люди немедленно не вернуться к Божьим заповедям и не смирятся, повернув взгляды к Вавилонии, то в городе появятся чужаки, а все население окажется в рабстве на 70 лет.
Ветхозаветный пророк гласит о неминуемом горе – уничтожении Иерусалимского храма, главной еврейской святыни. Среди священников такие слова произвели ропот недовольства. Его схватили и предоставили на судилище знати и народа, требовавших немедленной казни. Иеремии удалось спастись. Вот уже скоро его отведут на казнь, но в трудную минуту его выручили друг Ахикам и другие князья.
Книга пророчеств и царь
Через некоторое время после этих неприятных событий ученик Иеремии Варух собрал все сделанные им пророчества в одну книгу и прочитал их перед народом в притворе Иерусалимского храма. Прослышав об этом, царь Иоаким пожелал самолично ознакомиться с этими записями. После того как он их прочел, на голову пророка обрушился страшный гнев. Очевидцы-царедворцы рассказывали, что правитель самолично отрезал от свитка с записями предсказаний Иеремии куски и сжигал их в огне стоящей перед ним жаровни до тех пор, пока не уничтожил книгу полностью.
После этого жизнь пророка Иеремии стала особенно тяжелой. Ему и его ученику Варуху пришлось скрыться от гнева Иоакима в тайном убежище. Однако здесь святые не теряли времени зря и воссоздали утраченную книгу, прибавив к ней и другие пророчества.
Пророчества сбываются
Несмотря на постоянные лишения и унижения, пророк чувствовал, что его слова нужны народу. Власть в Ассирии постепенно ослаблялась, но чувствовать спокойствие перед угрозой вторжения других государств было слишком рано. Политики считали Вавилон несерьезным противником, искали поддержки в Египте, а позже в Ассирии.
Египетские правители решили стравить два государства: они предложили Иудее выступить против Навуходоносора, перестать выплачивать ему дань. Это послужило началом карательной операции вавилонского царя, собравшего огромную армию, призванную стереть с лица земли непокорных иудеев. Все эти события предсказывал Иеремия: кровавая война и уничтожение родной страны. В то время считать это пророчеством было не совсем правильно, все предшествующие события не предсказывали хорошего исхода при правлении недальновидных царей. Для любого гражданина было очевидным — отказ платить дань Вавилону повлечет за собой кровавую расплату.
Пророк Иеремия критиковал заключение политических союзов, подверг осуждению решение отказаться от платы дани. Он говорил о неминуемом наказании, падении Иерусалима и разрушении храмов. За это его обвинили в богоотступничестве и предательстве. Ведь Яхве обещал защиту своего народа, а пророк сомневается в божьих словах. Иеремия не успокоился, решил написать послание царю Иоакиму. Правителю зачитали грозное послание, но он разорвал его и сжег. Иеремия пишет очередное послание вместе с помощником Варухом, наполнив свиток новыми пророчествами и угрозами.
Падение Иудеи
Уничтожение свитка с неприятными для него предсказаниями неправедному царю Иоакиму, проводившему все свое время в необузданных увеселениях, не помогло. В 605 г. до н. э. в битве при Каркемише молодой вавилонский правитель Навуходоносор нанес сокрушительное поражение египетским войскам. Иудеи, не прислушавшиеся к словам Иеремии, разумеется, участвовали в этом сражении как вассалы Нехо Второго.
Когда Навуходоносор подошел к стенам Иерусалима, царю Иоакиму пришлось откупаться от него частью храмовых сокровищ и отдать в заложники сыновей многих знатных людей Иудеи. После того как вавилоняне ушли, неправедный правитель продолжил свою беспечную жизнь.
В 601 г. до н. э. Навуходоносор предпринял еще один поход против Египта. Однако Нехо Второму на этот раз удалось дать ему отпор. Царь Иудеи Иоаким воспользовался этим для того, чтобы окончательно порвать с Вавилонией. Оскорбленный Навуходоносор, к тому времени уже подчинивший себе Аммон и Моав, двинулся на Иерусалим. В 598 г. до н. э. город был им взят, его правитель убит, а храм — разрушен. Пророчество Иеремии сбылось. Как он и предсказывал, в плену угнанные в Вавилонию евреи в последующем провели 70 лет.
Иеремия — пророк, который, как уже упоминалось, жил всего в нескольких километрах от стен Иерусалима и многие годы имел возможность любоваться его величественными очертаниями. Картины разрушенного города и храма глубоко поразили его. Всю свою боль и печаль пророк выразил в особом поэтическом тексте. Последний официально включен в Библию и носит название «Плач Иеремии».
Лишения Иеремии: наказание за пророчества
Даже самые близкие люди отказались от родства с ним, а соседи замыслили его убить. Народ два раза требовал у властей казнить его. Среди древних иудеев он произносил пророчества в течение 23 лет, за это время изобличал их грехи, отступничество от истинного Бога, предсказывал несчастья и горе. Все обходили его стороной, подвергали насмешкам и гонениям. Иеремия решил продемонстрировать слова буквально, он желал поведать о необратимости покорения Вавилонским царством. Его поступки были полны символизма, но они подчеркивали неправильное направление политики царей, наступление ужасной катастрофы.
Яхве повелел ему взять глиняный кувшин и разбить его. Разлетелись в стороны тысячи осколков, что свидетельствовало о разрозненности народа израильского по всему миру. В следующий раз пророк получил наставление от бога взять льняной пояс и отнести к речке Евфрат, чтобы спрятать в расщелины скалы. Со временем пояс полностью сгнил, это предрекало подобную участь иудеям. Иеремия надевает на шею деревянное ярмо и появляется перед царем Седекией, чтобы подчеркнуть рабское будущее соотечественников. Слуги снимают с шеи пророка ярмо, но тот не успокаивается – надевает железное ярмо и снова является к царю.
Кому пророк Иеремия уподобляет еврейский народ
Предсказания Иеремии, таким образом, по большей мере связаны с происходившими во времена его жизни политическими событиями. Однако и нравственной стороне в его проповедях и наставлениях уделено много внимания. Пророк искренне считал, что избежать грядущих несчастий можно, лишь покаявшись и покорившись воле Бога.
Еврейский народ он уподобляет отступнику, который не ведает, что творит. Всех отказавшихся от веры предков иудеев того времени Иеремия сравнивает с вязанкой дров, которая вспыхнет и сгорит от одного только слова Божия.
Еврейскому народу пророк, несмотря ни на что, отводит особую роль богоизбранного. Однако при этом он сравнивает его не только с вязанкой дров, готовых вот-вот загореться, но и с глиняным горшком. Об этом говорит произошедший с пророком знаменательный случай. Однажды он, проходя по улицам Иерусалима, подошел к горшечнику, взял у него один из горшков и разбил его о землю, пророчествуя о скорой гибели Иудеи и сравнивая ее с этим непрочным сосудом.
Тяжелая судьба пророка
Чтобы он перестал пророчествовать, его бросают в темницу, а позже пытаются утопить в тине крепостного рва. Сейчас нельзя судить: сбылось ли пророчество или правители вели неправильные переговоры, но для Иудеи настали тяжелые времена. Вавилоняне действительно отправились войной на родину Иеремии. Армия вавилонского царя Навуходоносора смела с лица земли иудейское царство, покорила местных жителей и угнала их в рабство. Сам Навуходоносор проявил жалость к Иеремии, освободил его из заключения и дал личное разрешение проповедовать, где только святой пожелает.
Во времена осады Иерусалима пророк с грустью говорил о наступлении суда Яхве. Также он сказал, что это не конец, наступят светлые времена, когда Бог подарит благословение народу израильскому. В то благодатное время все законы будут написаны не на скрижалях, а в сердцах верующих людей.
Иудейская администрация решила сбросить гнет вавилонян, последовал бунт и попытка скрыться у союзника, то есть у фараона Египта. К тому времени пророк успел написать знаменитый труд «Плач Иеремии» — произведение в стихах, где описывается судьба иудейского народа и разрушение величественного Иерусалима. Он успел спрятать в тайнике Ковчег Завета и Скрижали, чтобы они не достались на растерзание врагам. Иудеи бежали, но вместе с собой взяли и Иеремию, хотя он неустанно предрекал кары на головы египтян.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои (Иер. 1, 4–9).
Пророк Иеремия (Ирмийяху) жил двадцать семь веков тому назад, но мы и по сей день слышим в его имени раскат грома. А если мы откроем Ветхий Завет и найдем в корпусе пророческих книг книгу Иеремии, то станем свидетелями страшной человеческой драмы. И поймем, что драма эта поразительно современна; что боль древнего пророка — это боль наших нервов. Чем ближе Страшный Суд, тем слышнее голос Иеремии.
Книга пророка Иеремии невероятно поэтична, богата красками, образами, символами; вместе с тем она дает живое представление о тогдашней жизни, быте, обычаях, предметах, которыми пользовались люди; поэтому читать ее интересно.
О книге пророка Иеремии мы беседуем с Алексеем Кашкиным — ученым-библеистом, заведующим кафедрой библеистики СПДС, автором учебного пособия «Священное Писание Ветхого Завета».
— Алексей Сергеевич, прежде чем говорить об Иеремии, давайте скажем о том, кто такие пророки вообще; что есть пророческая традиция в иудейской религиозной культуре (ведь понятие «пророчествующий» мы встречаем и в Новом Завете тоже); как человек становился пророком, каким образом пророки получали свои знания, почему в Символе веры о Святом Духе говорится, что Он глаголет через пророков.
— Расхожее представление о пророке — тот, кто каким-то образом узнает и предсказывает будущее, — в отношении ветхозаветных пророков, мягко говоря, ошибочно. В Ветхом Завете пророк — это, прежде всего, вестник воли Божией, посредник между Богом и людьми. Он возвещает людям Божию волю относительно и прошлого, и настоящего, и будущего. Возвещение будущего — не самоцель и не главное. Если мы возьмем все пророческие книги Ветхого Завета, то увидим, что пророчества о будущем занимают в них относительно небольшое место. Лучшей иллюстрацией, поясняющей, кто такой пророк, можно считать место в книге Исход (7, 1), где Сам Бог говорит Моисею, что он будет для фараона богом, а Аарон — его, Моисея, пророком. Пророком — то есть выразителем воли. Пророк разъясняет народу скрытые причины происходящих событий, указывает на последствия тех решений, которые принимаются людьми в настоящем. Он комментирует происходящее в категориях Закона и правды Божией. Отождествлять пророков с гадателями и прорицателями, которых всегда было много, не следует. У пророка нет такой задачи — поразить всех, точно предсказав будущее. У него задача другая — исправление людей, торжество правды Божией на земле. Вот пример: предсказание пророка Ионы о разрушении Ниневии не исполняется (см.: Иона 2, 10). Если бы мы рассматривали Иону исключительно как предсказателя, то увидели бы в этом его поражение. Но не в этом был смысл его миссии, а в том, чтобы Ниневия была спасена.
— Пророк ведь не сам от себя говорит. Большинство глав книги Иеремии начинается с «Так сказал Господь…», или «Слово, которое было к Иеремии от Господа..», или «Слушайте слово, которое Господь говорит вам…»
— Устами пророка говорит Господь, и это очень ярко выражено в тех стихах пророческих книг, где говорится о призвании пророков на служение. Книга пророка Исаии: И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу… (6, 8–9). Книга пророка Иеремии: о таком же призвании пророка Господом сообщается в первой главе. Книга пророка Иезекииля — вавилонского пленника, переселенца — начинается с чудесного видения и слов Господа к пророку: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. <�…> к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: «так говорит Господь Бог!» Будут ли они слушать или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них (2, 3–5). Обратите внимание, во всех этих текстах Господь посылает пророка говорить с людьми, чтобы пророк донес до людей Его волю; и обещает пророку Свою защиту и помощь, избавляя его таким образом от страха. В Никео-Цареградском Символе веры, который мы все вместе поем за каждой Божественной литургией, есть слова о том, что мы веруем «…И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго <�…> глаголавшаго пророки», то есть говорящего через пророков. Этот член Символа веры основан на Священном Писании Нового Завета. Послание апостола Павла к Евреям начинается со слов: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках… Апостол Петр во втором своем Послании пишет: Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (1, 21).
Конечно, есть случаи, когда даже и истинный пророк (следует отметить, что существовали и ложные пророки. — М.Б.) проявляет свою волю, высказывает собственное мнение. Здесь нужно вспомнить эпизод с пророком Нафаном (Вторая книга Царств, глава 7), которому царь Давид сообщает о своем желании построить дом для ковчега Завета — Храм; и пророк отвечает царю: всё, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою (3). Но той же ночью с Нафаном говорит Сам Господь и сообщает, что построить для Него дом (Храм) — это дело не Давида, но его сына, и это произойдет уже после смерти царя. И пророк пересказывает эти слова Давиду (4–17).
В некоторых случаях пророк не может ответить на вопрос, произнести пророчество, если нет на то воли Святого Духа. Так, пророк Елисей, когда к нему обращаются три царя — иудейский, израильский и едомский (см.: 4 Цар. 3, 14–15) — и просят его предсказать, чем кончится война против моавитян, отвечает им не сразу, но лишь когда его касается рука Господня, чему способствует игра на гуслях. Пророк возглашает истину, которую открывает ему Господь.
— Вернемся все же к Иеремии. В какой исторической обстановке начал он свою проповедь? Для какой цели призвал пророка Господь, что он должен был донести до своих соотечественников?
— Начало служения Иеремии — это 627 год до Р. Х., тринадцатый год правления царя Иосии. Его правлению предшествовала длительная эпоха отступления евреев от Бога Единого, обращения их к языческим культам. В эти годы — более шестидесяти лет, как видите, тут напрашиваются исторические параллели — хранителей истинного богопочитания жестоко преследовали. Особенно отличались этим царь Манассия, который, оказавшись в вавилонской темнице, раскаялся и глубоко смирился пред Богом отцов своих (Вторая книга Паралипоменон (Летопись царей иудейских), 33, 10–20), и его сын Амон, так, увы, и не раскаявшийся и убитый своими слугами. Язычество было официальной государственной религией. Иосия вступил на престол малолетним, и, пока он не повзрослел, не окреп, это продолжалось. Вступив в зрелый возраст, Иосия начинает поворот к истинному богопочитанию. И одновременно с этим выходит на свое служение новый пророк — Иеремия. Начинается восстановление разрушенной ветхозаветной Церкви — государства под управлением благочестивого царя. Но, увы, царствование Иосии продолжалось недолго и стало лишь светлой полосой в мрачной эпохе язычества. В 609 году до Р.Х. Иосия погибает в бою с египтянами (см.: 2 Паралипоменон, 35, 20–24), и после него на иудейский престол восходят только нечестивые цари. Служение Иеремии проходило при двух царях-язычниках — Иоакиме и Седекии, последнем царе перед падением Иерусалима и вавилонским пленением.
Пророк, который поддерживал реформы Иосии и оплакал его смерть (2 Ездры, 1, 32), оказывается в решительной оппозиции к власти последующих владык. По велению Бога Иеремия становится во вратах дома Господня (см.: Иер. 7, 2), то есть у входа в Иерусалимский Храм — храм Бога Единого, выстроенный еще царем Соломоном, сыном Давида, — и призывает входящих в Храм на поклонение иудеев к покаянию, обличая их при том в лицемерии, в двойной жизни: вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? (7, 9–11).
И с этого момента начинается крестный путь пророка Иеремии, его мученичество и исповедничество. Он терпит преследования за свои слова, и жизнь его наполнена скорбями: О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего. О, кто дал бы мне в пустыне пристанище путников! оставил бы я народ мой и ушел бы от них: ибо все они прелюбодеи, скопище вероломных (9, 1–2).
— Мне кажется, в Иеремии есть что-то от христианских юродивых — он, как и они, использует язык знаков, символов, надевает себе на шею ярмо как знак будущего порабощения евреев…
— Жизнь Иеремии, по сути, жизнь аскета. Господь запрещает ему жениться (см.: Иер. 16, 1–2), он не имеет пристанища, постоянно преследуем, но главное — он совершенно отрешен от всяких забот о себе: что до меня, вот — я в ваших руках; делайте со мною, что в глазах ваших покажется хорошим и справедливым; только твердо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей и на жителей его (26, 14–15). Это действительно сближает ветхозаветного пророка с русскими юродивыми Христа ради; и он, подобно им, использует язык символических действий: накладывает на себя узы и надевает ярмо (см.: Иер. 27, 2) как символ будущего порабощения иудейского народа; разбивает глиняный кувшин, чтобы показать, как сокрушит Господь народ сей и город сей (19, 11); объясняет, как страшна измена Богу, на примере сгнившего в расселине скалы льняного пояса (Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались (13, 11)).
— Иеремия — пророк крайне непопулярный. На языке войн ХХ века он — пораженец, капитулянт, предатель. Он призывает народ и власть, в частности царя Седекию, не сопротивляться завоевателям-халдеям, выйти за крепостные стены и сдаться на милость победителя (см.: Иер. 38, 2; там же 17). Иудеев, угнанных уже в плен, Иеремия призывает сидеть там смирно и трудиться на благо Вавилонского царства (см.: Иер. 29, 5–7). За всё это Иеремию бьют, забивают в колодки, сажают в яму, наполненную жидкой грязью, и т. д. Но почему же пророк столь «непатриотичен»?
— Трагедия Иеремии в том, что он говорит не то, что ему самому хотелось бы говорить. Он не хочет говорить о предстоящем падении Иерусалима, о разрушении Храма, о плене, но он вынужден это делать. Вспомним эпизод с «коллегой» Иеремии пророком Ананией, который, в отличие от Иеремии, говорит то, что радует и, возможно, вдохновляет иудеев: то, что они хотят от него слышать. Анания обещает победу, освобождение пленных (то есть царя Иехонии и всей иерусалимской знати, которую вавилонский царь Навуходоносор к тому времени уже забрал к себе в Вавилон вместе со священными предметами Храма (см.: Иер. 27, 20)), возвращение сосудов дома Господня (28, 3). Анания снимает с шеи Иеремии ярмо и торжественно перед всеми разбивает его, провозглашая — как бы от лица Бога — слова: так сокрушу ярмо Навуходоносора, царя Вавилонского, через два года, сняв его с выи всех народов (28, 11). Как же реагирует на это «мрачный» Иеремия? Он не обличает Ананию во лжи, напротив: он был бы счастлив, если бы Господь исполнил пророчество Анании (см.: 28, 6). Однако же Иеремия напоминает: он не первый в истории пророк, который вынужден предвещать бедствия; и далее говорит: Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка (Иер. 28, 9). После этого Иеремия мирно уходит своею дорогою (11).
Действительно, в любом нормальном государстве Иеремию назвали бы предателем. С общечеловеческой точки зрения это воспринимается именно так. Но в данном случае мы должны посмотреть с другой точки зрения. Иеремия напоминает народу о том, что сопротивляться воле Божией бесполезно и преступно: грядущие бедствия, включая вавилонский плен, — кара за нечестие. Принять Божие наказание в относительно смягченном варианте — в виде гуманного по тем временам халдейского плена — было бы, безусловно, благом для соплеменников Иеремии. Но они не хотят принимать Божию милость и таким образом, по сути, восстают против Господа, приготовившего для них мягкий — не по их великим грехам — вариант; не признают, что заслуживают наказания, и тем самым навлекают на себя еще большее наказание. Если бы иудеи слушали своего пророка, не пошли бы на переговоры с Египтом, не подняли бы восстание против Навуходоносора, может быть, и не был бы разрушен Иерусалимский Храм.
— Но ведь Иеремия не только бедствия, не только страдания предвозвещает — после поражения Иерусалима, в скорбные дни пленения иудеев он становится вестником их будущей радости — Божией милости, прощения, возвращения домой: Я не изолью на вас гнева Моего; ибо я милостив, говорит Господь, — не вечно буду негодовать. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего (Иер. 3, 12–13). Стало быть, Иеремия — и пророк любви Божией тоже?
— Да, он и утешитель народа в бедствии. У всех ветхозаветных пророков, в том числе и у тех, у кого проповедь гнева и суда преобладает, все равно есть утешительные пророчества. Чем ближе к падению Иерусалима, тем явственнее слышим мы в проповеди Иеремии утешительные ноты. А после падения города пророк сообщает народу, уведенному в плен, что этот плен не вечен, что через семьдесят лет евреи вернутся в Иерусалим. Обратите внимание на еще одно символическое действие Иеремии — покупку поля (см.: Иер. 32, 1–16). Это во время осады Иерусалима, накануне поражения евреев, когда все уже рушится, а сам пророк за свои «пораженческие» пророчества по приказу царя Седекии находится под стражей. Тем не менее он совершает сделку, выкупает поле у специально пришедшего к нему родственника — по праву наследства, согласно иудейскому Закону об имущественных правах. И велит своему ученику Варуху положить обе купчие (запечатанную и открытую, как требует Закон) в глиняный сосуд, чтобы они оставались там на многие дни. Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: домы и поля и виноградники будут снова покупаемы в земле сей (32, 15).
Представьте, что в 1917 году кто-то стал бы продавать или покупать землю в России и тщательно прятать документы. Это примерно то же самое.
В письме, которое Иеремия, оставшийся в Иерусалиме, посылает пленникам в Вавилон (см.: Иер. 29; речь идет о первой группе пленников во главе с Иехонией), говорится, что это не халдеи во главе с Навуходоносором переселили евреев в Вавилон, а Сам Бог — такова была Его воля: стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь; и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир (Иер. 29, 5–7).
В тех, кого увел Навуходоносор, пророк видит основу будущего возрождения народа, а те, кто остался дома, в Иудее, оставлены здесь для суда. Об этом говорит сон Иеремии о двух корзинах смокв (см.: Иер. 24).
— Пророк Иеремия упоминается в нескольких книгах Ветхого Завета, написанных уже не при его жизни; это говорит о значении его личности для еврейского народа?
— Служение Иеремии не закончилось с его физической смертью — духовное значение его личности, его пророчества было огромно, он воспринимался как покровитель народа, молитвенник за него. И этим, возможно, объясняется то, что Иеремии приписывается еще немало книг, в частности каноническая книга Плач Иеремии, а также неканоническое Послание Иеремии. Большинство библеистов считают, что Послание Иеремии — документ гораздо более поздний — эпохи Второго, то есть возрожденного, Храма, III века до н. э. О Плаче Иеремии ученые также спорят.
— Иеремия предупреждал иудеев о том, что их не спасет ни Храм сам по себе (Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень» (7, 4)), ни хранившийся в храме Ковчег Завета (Не будут говорить более: «ковчег Завета Господня»; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем (3, 16)). Но это ведь именно Иеремия после падения Иерусалима спрятал Ковчег — да так, что его по сей день никто не нашел?
— Об этом рассказывает одна из поздних неканонических книг Библии — Вторая книга Маккавейская. Во второй главе этой книги говорится, что он увещевал их (переселяемых в Вавилон иудеев. — М.Б.) и не удалять закона из сердца своего (3), а также о том, что сей пророк, по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие. Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня (2 Мак. 2, 4–8). Конечно, авторитет Маккавейских книг не абсолютен, но в греческой традиции они принимаются как канонические. Эпоха Маккавеев — II век до Р. Х. — это время тяжелых испытаний еврейского народа и вместе с тем время великих надежд на его возрождение. И потому — эпоха особого почитания пророка Иеремии: в Маккавейских книгах этот пророк упоминается неоднократно. В 15-й главе той же книги Иуда Маккавей — мужественный воин, предводитель восстания евреев против греческого, языческого владычества — видит в вещем сне первосвященника Онию, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, издетства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели (12). Ония, простирая руки, молится за свой народ; а затем в сновидении Иуды появляется другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием (13). Ония сообщает, что это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий (14). Иеремия вручает Иуде Маккавею золотой меч со словами: возьми этот святый меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов (16). Лично мне это напоминает сон Кузьмы Минина, которому сам Сергий Радонежский вручил меч; и это говорит о непреходящем духовном значении пророка Иеремии для его народа.
— Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской (Иер. 31, 31–32). Можем ли мы рассматривать этот фрагмент как пророчество Иеремии о Новом Завете?
— Церковью это место в книге Иеремии рассматривается именно так. Книга Иеремии, несмотря на ее большой объем и богатство смыслов, в православном богослужении используется мало, но вот этот отрывок читается как паремия на вечерне Великой Субботы. Напомню, что там читается пятнадцать ветхозаветных паремий, и эта, о Новом Завете, — четырнадцатая. Ее присутствие в богослужении этого дня неслучайно. Великая Суббота, суббота перед Воскресением, — это как раз рубеж между Ветхим и Новым Заветами: Сын Человеческий принес в жертву Самого Себя, поэтому ветхозаветные жертвоприношения более не нужны.
Вторая паремия из этой книги — А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: «положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось» (11, 19) — читается на часах в Великий Четверг и Великую Пятницу: в страдающем за истину пророке Иеремии Церковь видит прообраз Христа — Агнца Божия, Которого иудеи стремились погубить с ненавистью еще большей.
Время Нового Завета, по пророчеству Иеремии, — это время, когда Закон написан уже не на пергаменте, но в человеческих сердцах (см.: 31, 33). И заключение Завета будет сопровождаться полным прощением грехов.
— Само словосочетание «Новый Завет» — не здесь ли оно появляется впервые?
— Да, впервые здесь, а второй раз мы его услышим через шесть веков, на Тайной вечере (см.: Мф. 26, 28; Мк. 14, 24; Лк. 22, 20).
— Слышим ли мы голос Иеремии в Евангелии? Не цитирует ли его Спаситель?
— Параллели, безусловно, есть, хотя относительно отдельных мест спорят: цитата ли это из ветхозаветного пророка или оригинальное выражение, например, апостола Павла: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах (Рим. 2, 15). Одно из самых известных параллельных мест — изгнание Иисусом торгующих из храма. Мф. 21, 12–13: написано, — дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников. Точно так же называет Храм Иеремия: Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? (7, 11). И Самого Христа люди принимают за воскресшего Иеремию (см.: Мф. 16, 14), из чего можно сделать вывод, что и во времена Римской империи покоренные ею евреи ждали возвращения этого пророка на землю (37, 10).
Журнал «Православие и современность» № 43 (59)
Вынужденное бегство
Пророк поселился в городе Тафнисе, где прожил около 4 лет. При нем в Ниле вымерли все крокодилы, чему население Египта очень обрадовалось. Тяжела судьба пророка – все его предсказания сбылись и на новом месте жительства. Это уже послужило последней каплей терпения для иудеев – они убивают Иеремию, чтобы предотвратить очередные несчастья. Другие народы относились с почитанием к своим пророкам, а тех, чьи предостережения имели свойство сбываться, возносили в ранг святых. После убийства иудеи опомнились, по египетским канонам мощи пророка решили сохранить. Прошло 250 лет после смерти Иеремии, и Египет был завоеван Александром Македонским, который перенес мощи пророка в свою столицу Александрию.
Послание потомкам
Очень почитается христианами пророк Иеремия. Библия содержит написанное им произведение. В священной книге описано пять песней. Название им «Плач Иеремии». Первая, вторая и четвертая песни включают в себя по 22 стиха, каждый начинается на букву еврейского алфавита в строгой последовательности. В третьей песне – 66 стиха, разделенных на три группы, в пятой песне тоже 22 стиха, но они не упорядочены по алфавиту.
Первая песнь плача рассказывает о горькой участи иудейского народа, о его пленении вавилонянами и погибели Сиона. Во второй песне Иеремия пытается анализировать случившуюся трагедию, он считает это карой Господа за грехи. В третей песне пророк скорбит о своем народе, который не внял его словам, за что и был наказан. Четвертая песня уже более спокойная: пророк осознает неисправимую вину перед лицом Бога. В пятой песне слова наполнены скорбью и успокоением, надеждой на светлое будущее.
Толкование на книгу пророка Иеремии — это тернистый путь смирения после разгрома Сиона. Главенствующей мыслью является наказание Господа, направленного на его народ. В жалобах книги этот гнев описывается как справедливое возмездие, ввиду того, что царство Иудейское погрязло в несмываемых грехах.
Книга пророка Иеремии не содержит недоумения или растерянности перед наказанием, как в Книге Иова. Здесь находится подтверждение слов других пророков, которые задолго предрекали наступление дня расплаты. Хотя параллельно с пониманием Божьего гнева идет эмоциональное неприятие такого наказания. Иеремия пытается понять, не слишком ли велика цена за грехи? Пройдя через все страдания и метания, автор находит в себе мужество согласиться с Божьей волей. Книга пророка Иеремии отображает абсолютную веру в Господа, надежду на искупление, скорое наступление радостной будущности для гонимого народа Иудеи.