ФЕОДО́СИЙ I
ФЕОДО́СИЙ I Флавий Великий (Flavius Theodosius Magnus) (346/347–395), рим. император (с 379), канонизирован католич. Церковью. Последний правитель единой Рим. империи. Уроженец Сев. Испании, Ф. I был сыном видного рим. военачальника, попавшего в опалу и казнённого при имп. Валентиниане I. Сделал блестящую воен. карьеру: успешно сражался с сарматами на Дунае, в 376 получил воен. командование в пров. Иллирик. В 379, после тяжёлого поражения, понесённого римлянами от вестготов в битве при Адрианополе, и гибели имп. Валента (378), стал соправителем имп. Грациана, получив под свою юрисдикцию вост. часть империи. Достигнув верховной власти, проявил себя как талантливый полководец и способный дипломат. Одержав ряд побед в войне с вестготами, вступил с ними в переговоры. В 382 заключил мирный договор, в соответствии с которым вестготы получили возможность поселиться в качестве федератов империи в Нижней Мёзии и Фракии. Вследствие этого и др. решений Ф. I усилился процесс варваризации рим. армии. На Востоке Ф. I удалось достичь соглашения с державой Сасанидов о разделе Армении на сферы влияния (387). В области духовной жизни осуществил целый ряд решительных мер, коренным образом изменивших религ. ситуацию в Рим. империи. Издал в 380 в г. Фессалоники эдикт «О кафолической вере». В 381 в Константинополе состоялся II Вселенский собор (см. Вселенские соборы), на котором был уточнён и окончат. сформулирован Символ веры и закреплён статус никейского вероисповедания как гос. религии Рим. империи. По решению собора епископские кафедры могли занимать исключительно последователи никейского вероисповедания. Находясь под духовным влиянием св. Амвросия Медиоланского, Ф. I не только преследовал ереси, прежде всего арианство, но и последовательно искоренял всё, что было связано с язычеством. В 381–385 начались гонения на язычников: под страхом смертной казни запрещались жертвоприношения, было предписано закрывать и уничтожать языческие храмы. В 391 установлены крупные штрафы за поклонение языческим богам, после 393 перестали проводиться Олимпийские игры. За религ. политику христианские писатели наградили Ф. I эпитетом «великий». Ф. I пришлось подавлять мятежи узурпаторов: в 388 – Магна Максима, в 394 – Евгения. С 394 правил единолично всей Рим. империей. Перед смертью осуществил раздел государства между сыновьями: старшему, Аркадию, досталась вост. часть со столицей в Константинополе (будущая Византия), младшему, Гонорию, – зап. территории в 395–402 со столицей в Медиолане (совр. Милан), с 402 – в Равенне.
Творите дела милосердия
Величина милосердия определяется не объемами, а широтой человеческой души. Все мы помним историю о лепте вдовицы, малой в денежном выражении, но большой в ее духовном значении. Делом милосердия может стать доброе слово или улыбка, которая приободрит унывающего человека. Участие лучше равнодушия, а кроме того, хорошая привычка, которая приятно изменит вашу жизнь. Человек, помогающий своему ближнему на регулярной основе, проживает жизнь более насыщенно, а главное, полезнее для тех, кто оказывается рядом.
Преподобный Феодосий кормил жителей окрестностей своего монастыря во время голода. Он устроил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, а также убежища для престарелых на территории обители. А учитывая разнородный состав прихожан, сделал богослужения в храме на нескольких языках.
Законодательство
Поглощенный трудной задачей охраны безопасности и целости империи, Феодосий не успел выработать план преобразования внутренних порядков. Он стремился и здесь проявлять лишь твердую власть, чтобы не расшатывалась далее сила имперского правительства. В позднейших законодательных сводах сохранилось немало энергичных распоряжений Феодосия, но меры строгости его касались главным образом слабых элементов общества, особенно все более разорявшегося местного дворянства (куриалов). Гнет налогов не был облегчен, так как государство постоянно нуждалось в громадных средствах; некоторые восстания (в Берите и Антиохии) обясняются именно безжалостным фискализмом. Замечались только попытки несколько смягчить уголовное право и судопроизводство, под влиянием церкви, и регулировать в духе христианских понятий семейное право. Император много заботился о полиции безопасности и общественной гигиене; он украшал города (особенно Константинополь) роскошными и полезными зданиями, но не смягчил административного произвола и невыносимого крепостничества.
Характеристика деятельности
Богато одаренный природой, Феодосий вел воздержный образ жизни, был хорошим супругом и отцом, в государстве — вождем умным и энергичным. Полученное им тщательное образование подготовило его к тому, чтобы охватить мыслью задачу государя, понять ее трудности и осветить ее исполнение разумно построенным планом. Он выдвинул вновь девиз единства и убежденно, горячо отстаивал его извне — против теснивших империю варваров, внутри — против постоянно грозившего расчленения. Выдающийся полководец, хорошо владевший всеми орудиями римской стратегии, осторожный в обдумывании действий, но быстрый в их исполнении, Феодосий был также искусным дипломатом и умелым администратором. Среди измельчавших деятелей эпохи он показал известное величие, хотя оригинального политического творчества и новых реформаторских идей и не обнаружил: он мог только охранять то, что сложилось. Необузданность нрава, суровая нетерпимость и узость религиозного настроения бросают мрачную тень на его духовный образ. Эти свойства помешали Феодосию остаться справедливым человеком и вредили интересам его собственного могущества. Управления Востоком и Западом после приобщения Феодосия к власти сохраняли свою отдельность, но государи-соправители работали всегда согласно друг с другом. Феодосий не предпринимал козней против западного августа, уважая принцип раздела; на самом же деле авторитет его распространялся на весь римский мир.
Литература
- Н. Schiller, «Geschichte der römischen Kaiserzeit» (Гота, 1887, т. 2-й);
- G. Boissier, «La fin du paganisme» (есть русский перев.).
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Предшественник: Валент и Грациан | Римский император (с Грацианом и Валентинианом II) 379-395 | Преемник: Гонорий (Запад) и Аркадий (Византия) |
Библиография
- Багнолл, Роджер С .; Алан Кэмерон ; Сет Р. Шварц ; Клаас А. Ворп (1987). Консулы Поздней Римской империи
. Издательство Оксфордского университета. ISBN 1-55540-099-X . - Бейлисс, Ричард (2004). Провинциальная Киликия и археология преобразования храма . Оксфорд: Археопресс. ISBN 1-84171-634-0 .
- Беттенсон, Генри (1967). Документы христианской церкви . 1-е издание 1943 г. (второе издание). Издательство Оксфордского университета .
- Браун, Питер (2012). Сквозь игольное ушко: богатство, падение Рима и становление христианства на Западе, 350–550 гг
. Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-15290-5 . - Кэмерон, Алан (2010). Последние язычники Рима
. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-974727-6 . - Пение, Алисия М. (2006). «О баэтическом происхождении Феодосия I Великого и его невероятном рождении в Каука
-де —
Галлесия
».
Латомус65
(2): 388-421. ISSN 0023-8856 . JSTOR 41544102 . - Эррингтон, Р. Малкольм (1996). «Воцарение Феодосия I». Клио78
(2): 438-453. S2CID 193468287 . doi : 10.1524/klio.1996.78.2.438 . - Эррингтон, Р. Малкольм (1997). «Христианские отчеты о религиозном законодательстве Феодосия I». Клио79
(2): 398-443. S2CID 159619838 . doi : 10.1524/klio.1997.79.2.398 . - Эррингтон, Р. Малкольм (2006). Римско-имперская политика от Юлиана до Феодосия
. Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 0-8078-3038-0 . - Гленн, Хинсон, Э. (1995). Церковь торжествует: история христианства до 1300 года . Издательство Университета Мерсера. ISBN 0-86554-436-0 . OCLC 32509437 .
- Граф, Фриц (2014). «Изложение закона в Феррагосто
: Римский визит Феодосия летом 389 г.».
Журнал раннехристианских исследований22
(2): 219-242. S2CID 159641057 . doi : 10.1353/earl.2014.0022 . - Хизер, Питер (2008). Падение Римской империи . Мадрид: Критика. ISBN 978-84-8432-692-2 . Проверено 12 ноября 2013 г. .
- Хебблуайт, Марк (2020). Феодосий и пределы империи
. Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-138-10298-9 . S2CID 213344890 . дои : 10.4324/9781315103334 . - Келли, Гэвин (2013). «Политический кризис 375–376 гг. Н.э.» . Хирон43
: 357-409. Архивировано из оригинала 20 июня 2022 года. - Калос, Майястина (2019). Религиозное инакомыслие в поздней античности, 350–450 гг
. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-006725-0 . - Липпольд, Адольф (1973). « Феодосий 10 », Реалэнциклопедия
классической древности
, приложение 13, столбцы 837—961
. - Маеска, Джордж П. (1984). Русские путешественники в Константинополь в четырнадцатом и пятнадцатом веках
. Исследовательская библиотека Дамбартон-Оукс. - Лаван, Люк; Малриан, Майкл, ред. (2011). Археология позднеантичного «язычества»
. Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-19237-9 . - Ленски, Ноэль (2002). Провал Империи
. Калифорнийский университет Press . ISBN 0-520-23332-8 . - Маклинн, Нил Б. (1994). Амвросий Медиоланский: церковь и двор в христианской столице
. Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-08461-6 . - Маклинн, Нил (2005). « ‘ Genere Hispanus
‘: Феодосия, Испания и никейское православие». Эн Ким Боуз ; Майкл Куликовский , ред.
Испания в поздней античности: современные перспективы
. Лейден: Брилл. стр. 77-120. ISBN 90-04-14391-2 . - Макмаллан, Рамзи (1984). Христианизация Римской империи 100–400 гг. Н.э.
(на английском языке) . Хармондсворт и Нью-Йорк: Викинг. - Норвич, Дж . Дж . (1988). Византия: Ранние века
. - Поттер, Дэвид Стоун (2004). Римская империя в заливе 80–395 гг
. ISBN 0-415-10058-5 . - Робертс, Дж. М. (2009). История Универсал
. РБА. п. 328. - Роджерс, Барбара Сэйлор (1981). «Меробавд и Максим в Галлии». История30
(1): 82-105. JSTOR 4435744 . - Рутери, Майкл (1997). Первая миссионерская война. Церковь захватывает Римскую империю (en inglés) . Крышка. 4. Серапеум Александрийский. Archivado desde el original el 31 мая 2010 года.
- Смит, РРР ; Кристофер Ратте (1998). «Археологические исследования Афродисиады в Карии, 1996». Американский журнал археологии102
(2): 225-250. JSTOR 506467 . дои : 10.2307/506467 . - Васильев, А.А. (1948). «Императорские порфировые саркофаги в Константинополе» . Бумаги Думбартон-Оукс4
: 1, 3-26. JSTOR 1291047 . дои : 10.2307/1291047 . - Уильямс, Стивен; Фрилл, Джерард (1995). Феодосий: Империя в безвыходном положении . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-06173-4 . (требуется регистрация) .
- Вудс, Дэвид. «Феодосий I (379-395 гг. н.э. ) О римских императорах
Боритесь за свои идеалы
Можно молча соглашаться со всем, что происходит вокруг, а можно отстаивать бастион своих ценностей, не позволяя никому пересекать его границы. Наличие убеждений дает почувствовать жизнь и свою основательность, принадлежность к чему-то высшему и светлому. Конечно же, за свою веру необходимо бороться, используя для этого духовные и интеллектуальные силы. Жизнь с убеждениями в тысячу раз сильнее жизни, в которой они отсутствуют.
Преподобный Феодосий, казалось бы, был тихим иноков в глухой пустыне Палестины. Но как только возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших священства и таинств, святой возвысил голос в защиту святынь Православия. Он написал воззвание к императору, который смирился и оставил свое заблуждение. Позже, когда монарх снова вернулся к ереси, Феодосий отправился в Иерусалим и уже там публично повторил свое обличение, остерегая верующих от уклонения в неправду. За это он попал в заключение, но вышел на свободу после смерти императора. А после спокойно вернулся в обитель, чтобы мирно завершить свою достойную жизнь на земле и отойти к Господу.
Владимир Басенков
Благодеяния преподобного Феодосия Великого
С Праздником памяти преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника!
Преподобный Феодосий Великий родился в Кападокии в семье благочестивых родителей Проересия и Евлогии. Господь даровал ему прекрасный голос. И уже мальчиком Феодосий был посвящен в чтецы, читал и пел на клиросе. В житие святого сказано, что даже язычники приходили в храм, когда там пел Феодосий. Они наслаждались великолепным пением и вслушивались в слова молитв и псалмов. Они проникались любовью к красоте христианской веры и становились православными.
Но душа юноши желала высших подвигов. Он отправился паломником на Святую Землю. Там, по благословению старца Логгина, он поселился в пещере в окрестностях Вифлеема. Феодосий проводил время в непрестанной молитве, посте, безмолвии. Питался только финиками и диким луком.
Люди стали собираться вокруг человека святой жизни. Так без особого намерения самого Феодосия была основана малая обитель. Когда пещера стала тесной для проживания всей желающей братии, Феодосий направился искать место для нового монастыря. Господь указал святому место вблизи реки Кедрон. В новой обители Феодосий устроил общежитие. Теперь Феодосий принимал в свою лавру всех, и никому не отказывал. Свыше семисот иноков составляли братскую монастырскую семью.
Чудеса преподобного Феодосия
Много благодеяний и чудес совершил святой Феодосий для простого люда. Он спас от смерти единственного сына бедной вдовы.
Спасение сына вдовицы
Мать строго-настрого запретила сыну подходить к колодцу. Но сорванец не ослушался и, когда мать неосмотрительно оставила колодец открытым, заглянул в него. Внизу он увидел своё изображение и рассмеялся: вдова жила бедно, в её доме не было даже осколка зеркала. Озорник смеялся, корчил сам себе рожицы, перевесился за край колодезя, сорвался и полетел вниз. Все были уверены, что он утонул. Мать, рыдая, смотрела на колодец, куда по веревке спускался сосед, чтобы достать тело мальчика. – Тяните, – наконец крикнул он.
Веревку потянули, но первым наружу выпрыгнул живой и здоровый мальчуган. – Как же ты остался жив? – спросила мать, покрывал сына поцелуями. – Я упал в воду и почти захлебнулся, как вдруг меня кто-то взял за руку и вытащил из воды. Это был старец с длинной седой бородой. Мы стояли с ним на воде, как на полу, пока сосед лез по веревке, но он сразу пропал, как только сосед протянул мне руку.
В воскресный день мальчик вместе с матерью пошёл на богослужение в лавру. Там, показав матери на святого Феодосия, мальчик прошептал, что Феодосии и был тем чудным старцем, спасшим его.
После литургии святой угодник подошёл к ним, погладил шалуна по голове и сказал: – Не пренебрегай матери твоей (Притч 23, 22). Слушай советы её.
Спасение от нашествия саранчи
Господь так возлюбил Своего угодника, что сама природа повиновалась ему. Через год после засухи на поля и луга нагрянула саранча. Миллионы прожорливых тварей начисто обгладывали растительность. Там, где прополз живой, шевелящийся ковер саранчи, деревья оставались голыми, а земля – чёрной, будто прокатился по ней огненный испепеляющий вал. Всей округе угрожал голод. Народ с плачем, воплями отчаяния поспешил за спасением к авве Феодосию. Святой уже плохо ходил. Два ученика, поддерживая за руки, привели его на поле. Став на краю поля, святой Феодосии сказал: – Общий нам всем Владыка неба и земли повелевает вам: немедленно улетайте отсюда.
В воздух, затмив солнце, поднялась туча саранчи и исчезла с глаз. А ночью ударили заморозки, не повредившие посевам, но истребившие всех гусениц саранчи.
Спасение надёжного помощника семьи
У одного торговца был вьючный осел, незаменимый помощник семьи. На нём хозяин возил свой товар на рынок. Много на себе не унесёшь, да и дорога до рынка не близкая! Торговец любовно холил животное, нежил и берег, почти никогда не садясь на него. Однажды, возвращаясь после удачного базарного дня домой, торговец был в превосходном настроении. В кошельке позвякивало золото, жену и детей ожидали подарки. В лавре святого Феодосия он отслужил благодарственный молебен, пожертвовал десятину от выручки, получил благословение отца настоятеля на дальнейший путь.
Всё шло как нельзя лучше. Послушный ослик трусил впереди хозяина, задорно помахивая хвостом. Уже близко дом, где его ждет хороший корм и отдых после трудной дороги. Вдруг из высокой придорожной травы на осла прыгнул затаившийся лев и вонзил свои острые когти в ослиный бок. Бедный осел от страшной боли закричал, как человек. Хозяин схватился за голову, видя, как на глазах у него погибает самый надёжный помощник. – Святой Феодосии, помоги! – вскричал он, бросившись на льва с голыми руками.
Услышав имя святого, зверь отпрянул от животины и скрылся в лесу.
Не перечислить всех благодеяний Феодосия. Сколько заблудших вернул он на путь истины, сколько уврачевал душевных и телесных ран. Тысячи людей приходили в лавру, чтобы получить благословение святого, тысячи духовных чад молились, чтобы продлил Господь дни святого угодника.
Преподобный Феодосий Великий
Борьба у трона
Второй важной группой, с которой нужно было договариваться центральному правительству, стали военные Западной Римской империи. Тут на первый план вышел Флавий Аэций.
Ранее этот полководец поддерживал Иоанна. По приказу узурпатора, Аэций отправился за помощью к гуннам. Он привёл их войско, но Иоанн уже был казнён. Аспару пришлось договариваться с Аэцием, который убедил гуннов вернуться домой, взяв золото. Сам Аэций получил командование войсками в Галлии.
Флавий Аэций. (Wikimedia Commons)
Второй ключевой фигурой был комит Бонифаций, обосновавшийся в Северной Африке. Аэций и Бонифаций стремились к должности военного магистра и интриговали друг против друга.
В 430 году военный магистр Флавий Феликс и его жена были убиты заговорщиками. В 432-м Бонифаций получил звание военного магистра. Аэция сделали консулом, надеясь успокоить его амбиции. Недовольный полководец рискнул начать войну с Бонифацием. Личные армии двух военачальников сошлись в бою около Равенны. Аэций смертельно ранил копьём Бонифация, но его собственная армия была разбита. Войну продолжил племянник Бонифация Себастьян. Аэций вновь бежал к гуннам и вернулся с их армией. Себастьян был изгнан, и Флавий Аэций получил вожделенную должность военного магистра.