Житие преподобного Серафима Вырицкого и икона святого, тексты молитв

День памяти: 21 марта (3 апреля)

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Муравьев Василий Николаевич) родился в крепкой христианской семье, в Ярославской губернии, в деревне Вахромеево, 31 марта 1866 года. Родители мальчика, Муравьев Николай Иванович, Муравьева Хиония Алимпьевна, будучи набожными людьми, стремились привить любовь к Богу и сыну.

Имя Василий было дано ему при Крещении 1 апреля 1866 года, в честь святого Василия Нового. Первые уроки духовно-нравственного воспитания он получал от родителей. Сообщают, что с детства в нём проявлялись такие человеческие качества, как усердие и терпение, трудолюбие и упорство. Василий рано освоил общую грамоту. Первыми его книгами были Псалтирь и Святое Евангелие.

В юности он зачитывался Житиями Святых. История жизни Христа и апостолов, история жизни великих подвижников глубоко впечатляла и трогала юношеское сердце. С того времени в нём зародилось желание посвятить свою жизнь монашескому подвигу. Правда, до времени это желание оставалось скрытым от окружающих.

Родители Василия слыли хозяйственными людьми. Но это не препятствовало им осуществлять и христианское делание. В воскресные дни семья регулярно присутствовала на богослужении. Кроме того, исполняя Божественную заповедь о любви к ближнему, Муравьевы помогали нуждавшимся пищей и кровом. По мере возможности их семья совершала паломнические путешествия к святым местам. Были они и в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, где тогда подвизался известный старец Варнава (Меркулов). Его поучения встретили в сердце Василия благодатную почву.

Но вот в семью пришло горе. На сороковом году жизни у Василия умер отец. И ему не оставалось ничего другого как взять заботу о семье в свои руки. И он, десятилетний ребенок, воспользовавшись предложением односельчанина, работавшего приказчиком в одной из коммерческих лавок Санкт-Петербурга, отправился на заработки. Мать благословила его на дорогу иконой.

Стараниями односельчанина Василий получил должность рассыльного при одной из лавок Гостиного двора. Он трудился со тщанием, и такое отношение к работе не осталось без должного признания. Со временем ему поручали все более сложные и ответственные дела. Помощью Божьей, он не подводил тех, кто ему доверял, отвечая добром на добро. Существенную часть заработанных денег он отправлял своей матери, которая в то время страдала не только от горя, но и от болезни.

К семнадцати годам Василий дослужился до старшего приказчика в лавке Гостиного двора, а в двадцать шесть лет организовал собственное дело. Впоследствии же он сделался одним из наиболее успешных торговцев пушниной в России, поставлявшим товары даже и за границу. Сказались его трудолюбие и целеустремленность.

Предпринимательство требовало от Василия самоотдачи, но отдаваясь коммерции, он не забывал о Боге и о своём давнем желании приобщиться к монашеству: много молился, посещал храм, когда требовалось ездить по торговым делам в разные части страны, он, по возможности, старался посещать и святые места. При случае он навещал свою мать.

Рассказывают, что на жизнь в миру до определенной поры его, ещё в юности, благословил старец Варнава. Разумея Божественный Промысл, подвижник заметил Василию, что пока ему надлежит жить как обыкновенному человеку, исполнять волю Божью, оставаясь в миру; надлежит создать семью, а монашество он примет тогда, когда Богу будет угодно.

В возрасте двадцати четырех лет Василий соединился брачными узами с Ольгой Ивановной Нетрониной. Их отношения строились на взаимной любви и обоюдном понимании. В 1895 году в их семье родился первенец, Николай, а спустя некоторое время дочь, Ольга. Приблизительно через год девочка умерла. Тогда, по общему решению и согласию, с благословения старца Варнавы они стали жить, как брат и сестра, стали готовить себя к будущей монашеской жизни.

Нередко гостями супругов становились болящие и бедняки. Совсем немалые средства Муравьевы жертвовали на богадельни и церковные нужды (к примеру, одно из их пожертвований составило сумму в сорок тысяч рублей!).

В 1903 году, когда происходили торжества по поводу прославления Серафима Саровского, Василий и Ольга присутствовали на этом торжестве.

В 1905 году Василий Николаевич вступил в членство одной из крупнейших благотворительных организаций России — Ярославского благотворительного общества. Уместно отметить, что участником этого общества был и святой Иоанн Кронштадтский. В 1908 году его ряды пополнил Высокопреосвященный Тихон, возглавивший Ярославскую кафедру (впоследствии — Патриарх).

В 1906 году почил о Господе духовный наставник Василия, старец Варнава. В. Муравьев смог увидеться с ним перед его смертью, когда тот посещал Петербург.

Вплоть до 1917 года Василий Николаевич оказывал Церкви материальную поддержку. Но когда вместе с революцией пришли хаос и смута, он лишился торгового дела и былых средств. Тысячи людей, не вписавшихся в контуры нового общества, вынуждены были бежать за рубеж. В этот период Василий потерял многих друзей. Вместе с гонениями на капитал и построением «нового мира» начались гонения за веру. Последовали кровавые расправы над священнослужителями. Василий Николаевич имел возможность отправиться в эмиграцию. Но не захотел.

Шёл 1920 год. В этот трудный период В. Муравьев решил вступить в братию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Но Промысл Божий распорядился иначе. Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин благословил его принять монашеский постриг в Александро-Невской Лавре. 29 октября 1920 года постриг был совершен, и Василий получил новое имя Варнава, в честь своего духовного наставника, Варнавы Гефсиманского. Приблизительно в это время жена Василия, Ольга, вступила в монашество в Воскресенском Новодевичьем монастыре, с наречением имени Христина.

Вскоре Варнава был посвящен в иеродиакона. Время было страшное, люди гибли в огромном количестве. В этот период он нёс одно из наиболее трудных послушаний — заведовал кладбищенской конторой. Светские власти постоянно встревали в дела обители с указаниями и претензиями, но, как ни удивительно, монашеская жизнь в Лавре не только не угасала, а и имела необычайный духовный подъём.

В 1921 году, 11 сентября, митрополит Вениамин рукоположил отца Варнаву в иеромонаха. Вместе с пастырской деятельностью он занимался и экономическими вопросами, связанными с хозяйственными нуждами. Здесь ему пригодился прежний предпринимательский опыт.

1922 год ознаменовался для Лавры серьёзными внутренними сложностями. В июле в Лавру явился самосвят Николай Соболев, обновленческий архиепископ, и потребовал передать руководство обителью под его омофор. Вместе с тем он решительно запретил возносить за богослужением имя Патриарха Тихона.

Хорошо понимая, что прямое и открытое противление обновленцам, имевшим поддержку у светских властей, может привести Лавру к губительным последствиям, архимандрит Иоасаф, тогдашний руководитель обители, счёл за лучшее прибегнуть к компромиссу: признать формально власть обновленцев и прекратить поминать имя претившего им Патриарха за богослужением, но при этом сохранить действительное управление обителью и оградить её жизнь от обновленческих новшеств.

Часть братии поддержала это решение, а часть — нет. Нависла угроза раскола. Чтобы выйти из этой ситуации иеромонах Варнава совместно с архимандритом Сергием (духовником обители) и иеромонахом Варлаамом, призвали братию принять внешние уступки. Их увещевание возымело силу, а со временем стала очевидной и их правота. После освобождения святителя Тихона, в 1923 году, лавра вернулась под патриаршую власть.

Видя добросовестное исполнение отцом Варнавой обязанностей пастырского и монашеского служения, братия избрали его членом Духовного Собора; тогда ему был доверен пост казначея.

Приблизительно в 1926 — 27 годах отец Варнава облекся в великую схиму и получил новое имя — Серафим, в честь Серафима Саровского. Вскоре на общем собрании обители он был избран духовным руководителем Лавры.

Рассказывают, что в 1927 году отец Серафим предсказал архиепископу Алексию (Симанскому) будущее посвящение в Патриарха. Дар прозорливости не раз проявлялся в отце Серафиме и по отношению к прочим людям, в том числе простым, искавшим у него совета и благословения. Кроме того, он возвещал о грядущем усилении гонений на Церковь, что и произошло.

Через три года служения в должности духовника здоровье отца Серафима серьезно подпортилось. Сказались долгие пребывания в холоде, стояние на ледяном полу во время богослужения. Какое-то время он пытался скрывать свою болезнь, продолжал исполнять пастырский долг. Между тем состояние здоровья ухудшалось. А однажды он даже не смог подняться с постели.

В 1930 году, по благословению митрополита Серафима (Чичагова), он перебрался на жительство и служение в Вырицу. Тамошний климат лучше соответствовал его немощному состоянию. Вместе с ним, также с благословения митрополита, в Вырицу переселилась схимонахиня Серафима (Ольга Ивановна Муравьева) и двенадцатилетняя послушница Маргарита, их внучка. Отныне главное послушание двух этих близких страдальцу людей заключалось в уходе за ним.

С наступлением 1932 года гонения на Церковь усилились, прокатилась волна арестов. Количество храмов к этому времени резко сократилось.

Между тем к старцу тянулось огромное множество людей. Родные и близкие, опасаясь за его здоровье, хотели было ограничить круг общения, но он категорически заявил, что покуда хватит сил, будет принимать тех, кто имеет в этом нужду. Более того, отец Серафим, несмотря на физическую слабость, старался не ослаблять бдение, молитву и пост.

Священнослужители местной Церкви еженедельно причащали его Святых Христовых Таинств. Примерно в 1935 году Вырицкий пастырь принял на себя подвиг молитвы на камне, в подражание святому Серафиму Саровскому. Делал он это по мере возможности и сил, когда позволяло здоровье. После же того как Советский Союз вступил в войну с фашисткой Германией, отец Серафим, ища заступничества у Небесного Царя, стал молиться на камне ежедневно.

С самого начала Великой Отечественной войны он верил в Победу. И даже не боялся говорить об этом оккупантам. Когда в 1941 году немцы овладели Вырицей и расположили в ней воинскую часть, включавшую православных румын, вырицкий храм, закрытый богоборцами ещё в 1938-м году, вновь открыл двери для верующих.

В 1945 году почила о Господе схимонахиня Серафима (Ольга Ивановна Муравьева). Отец Серафим, прозревая Божественную волю, понимал, что достаточно скоро произойдёт и его исход. Последние годы своей жизни он был прикован к постели, иногда даже не находил в себе сил отвечать на записки.

Святой старец Серафим тихо отошёл ко Господу 3 апреля 1949 года. По воспоминаниям правнучки преподобного:

Я уже уснула, когда вдруг вбегает мама и говорит: «Дедуленька умирает!» — «Мама, откуда ты это знаешь?» – «Мне дедушка сказал, что приходила женщина неземной красоты в белоснежных одеждах и показала рукой на небо». Потом ночью дедушка часто спрашивал у мамы, который час. И когда она ответила: «2 часа 15 минут», – он, перекрестившись, испустил дух.

Детство и юность Серафима

В 1866 году в деревне Вахромеево Ярославской губернии в бедной крестьянской семье родился мальчик, которого назвали Василий. Он был с детства богобоязненный, много молился и мечтал стать монахом. Вместе с благочестивыми родителями с малых лет Вася посещал храм, причащался, постился наравне с взрослыми. Он сам выучился грамоте и читал псалтирь и Евангелие.

После смерти кормильца семья стала голодать. Васе было тогда десять лет, и ему пришлось отправиться в северную столицу для заработка. Его взял один знакомый к себе в лавку служить рассыльным. Усердие и исполнительность мальчика так понравились хозяину, что он быстро повысил его в должности. В свободное время Вася посещал храм, много молился.

В шестнадцать лет Василий уже был приказчиком. Дела его явно шли в гору, но юношу не привлекала мирская жизнь. Он отправился в Александро-Невскую Лавру за благословением на монашество. Но старец ласково сказал ему, что время его монашеского подвига придёт ещё нескоро. Что он должен пока остаться в миру и испытать многие скорби. Василий смирился и стал ждать.

Православные тексты на русском языке

Молитвы к святому старцу помогают верующим преодолеть жизненные трудности, сохранить в сердце веру в Господа. Серафим помогает всем, кто искренне раскаивается в грехах.

Молитва

Преподобного Серафима молят о прощении грехов, милости и спасении грешной души. Верующие, обращаясь к схимнику, просят его о заступничестве перед Господом.

«О богоблаженный и премилосердый отче наш Серафиме! Ведуще тя и по смерти яко жива суща, с верою припадаем ти и вопием: не забуди убогих твоих до конца, но милостивно призри на стадо твое духовное и упаси е, добрый пастырю, благоприятными твоими к Богу молитвами.

Испроси нам от Господа время на покаяние и греховныя жизни исправление, веси бо вся немощи наша душевныя: не имамы дел веры и спасения, не имамы ревности ко истинному богоугождению, пленихомся умом в погибельных страстех, растлехом сердца во гнусных похотех.

Что убо чаем, и на что надеемся неключимии, разоривше храмины душ наших; Ей, святый отче, простри молитвенно руце твои ко Господу и умоли Спасителя рода человеческаго коснутися благодатию окаменелых сердец наших, омыти нас слезами покаяния, возставити в вере, укрепити во благочестии и вся полезная ко спасению даровати.

Не посрами упования нашего, еже по Бозе и Богородице на тя возлагаем, но буди нам скорый помощник, утешитель в скорбех и покровитель во обстояниих, да сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное, идеже вси святии непрестанно славят и воспевают пречестное и великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

преподобный серафим вырицкий

Перевод молитвы

О, богоблаженный и премилосердный отец наш Серафим! Зная тебя и после смерти пребывающего живым, с верой припадаем к тебе и взываем: не забудь несчастных твоих до конца, но милосердно обрати свой взор на стадо твое духовное, и упаси его, добрый пастырь, благоприятными твоими молитвами к Богу.

Испроси нам от Господа время на покаяние и исправление греховной жизни, ибо знаешь все немощи наши душевные: не имеем твердой веры, не имеем добрых дел для спасения, не ведем истинно богоугодную жизнь, ум наш одержим погибельными страстями, развратили сердца отвратительными похотями. Чего ожидаем и на что надеемся, разорив храмы душ наших?

О, святой отец, простри молитвенно руки твои ко Господу и умоли Спасителя рода человеческого подать благодать окаменевшим сердцам нашим, омыть нас слезами покаяния, усилить нашу веру, укрепить в благочестии и все полезное ко спасению даровать.

Не подведи надежды нашей, которую после Бога и Богородицы на тебя возлагаем, но будь нам скорый помощник, утешитель в скорбях и покровитель в бедах! И да удостоимся по твоим молитвам наследовать Царствие Небесное, где все святые непрестанно славят и воспевают пречестное и великолепное имя Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь

Словами тропаря прославляют молитвенника, который даже в годы гонений на христиан не переставал молиться Спасителю и просить для всех спасения. Христиане и сейчас молят Серафима заступиться за них перед Богом.

преподобный серафим вырицкий

Глас 4

Яко великаго молитвенника за землю нашу / и утешителя теплаго притекающих к тебе, / ублажаем тя, вторый русский отче Серафиме, / вся бо яже в мире красная оставил еси, / всем сердцем устремился еси к чертогам сладчайшаго Христа / и в годину лютых гонений образ кротости и смирения всем был еси: / не престай и ныне молитися за ны, / да в терпении обрящем путь покаяния / и с тобою выну славим Пресвятую Троицу.

Перевод тропаря

Как великого молитвенника за землю нашу и усердного утешителя приходящих к тебе, прославляем тебя, второй русский отче Серафим, потому что ты, оставив все земные блага, устремился к чертогам сладчайшего Христа (к Царствию Небесному) и во времена лютых гонений был для всех образцом кротости и смирения: не переставай и сейчас молиться о нас, чтобы мы с терпением обрели путь покаяния и славили с тобой всегда Пресвятую Троицу.

Кондак

В честь святого читается кондак, прославляющий его подвиг в Александро-Невской лавре и Вырице. Верующие поют песнь радости схимнику, который заступается за них перед Христом.

Глас 5

Подража́я богоно́сному уго́днику Саро́вскому,/ Ду́ха Свята́го благода́ть оби́льно стяжа́л еси́:/ Алекса́ндро-Не́вския ла́вры кри́не благоуха́нный,/ Вы́рицкия ве́си похвало́,/ сего́ ра́ди и мы тебе́ зове́м:/ ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме,// ми́лостивый наш предста́телю пред Го́сподем.

Перевод кондака

Подражая Богоносному праведнику Саровскому, ты обрел обильно благодать Святого Духа: Александро-Невской лавры благоуханный источник, слава села Вырица, поэтому и мы взываем к тебе: «Радуйся, преподобный Серафим, милостивый заступник наш перед Господом.

Величание

Верующие считают святого наставником монахов и собеседником ангелов. Христиане почитают и величают святейшего старца.

«Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов».

Женитьба и мирская жизнь

В 24 года Василий повенчался с благочестивой девицей Ольгой, дочерью знатных людей. У них родился сын Николай. Карьера Василия резко пошла в гору, он торговал пушниной, его товары ценились даже за рубежом. В течение короткого времени он стал миллионером.

Семья купила большой дом, в котором часто принимали странников. Супруги являли пример христианского благочестия: вместе молились, причащались в храме, посещали больницы и тюрьмы, дарили подарки заключенным и больным. Некоторых больных они забирали к себе домой, чтобы те быстрее поправлялись в домашней обстановке.

Также они имели двухэтажную дачу под Павловском. Всё сложилось у них наилучшим образом, но Василий тяготился этой жизнью. Особенно после смерти младшей дочери его душа много скорбела.

Духовником Василия долгое время был старец Варнава Гефсиманский. Когда пришла Советская власть, супругам пришлось тяжело. Они скрывались долгое время за городом.

Вступление в брак и строительство семейной жизни

По достижении 24 лет, в 1890 году Василий женится на Ольге Ивановне, в 1892 открывает собственное дело по продаже пушных изделий, сотрудничая при этом с заграницей. Растущий капитал не был средством обогащения, а уникальной возможностью помочь Церкви и нуждающимся людям.

Интересно! В 1896 году император отметил общество для распространения коммерческих знаний, в которое входил Василий Николаевич, как особо патриотическое и всячески способствовал его развитию. Удивительно, но сам Генри Форд учился тогда у русских купцов.

Несмотря на проживание в Санкт-Петербурге на протяжении более двадцати лет, Василий Муравьев с семьей числился приписанным на родине в качестве крестьян, что не мешало им быть принятыми во многих купеческих дворах благодаря духу Христовой любви, живущем в семейной паре.

В 1895 году увидел свет их первый первенец, после него родилась девочка, но вскоре после рождения была забрана на Небеса. После чего чета принимает решение прекратить близкие интимные отношения.

Приход в монашество

В 1920 году Василий понимает, что время его вступления в монашество пришло. Он раздает всё свое имущество монастырям и подает прошение на вступление в Александро-Невскую Лавру. Василий, которому тогда было уже за пятьдесят, становится послушником и пономарем. Жена его уходит в Новодевичий монастырь и принимает постриг с именем Христины. В том же году Василий был пострижен в монашество с именем Варнава. На следующий год он становится иеромонахом.

Ещё через пять лет он принимает великую схиму с именем Серафим и становится духовником обители. Всё это время святой исправно трудился на послушаниях, много молился, исповедовал по много часов в холодном храме. Здоровье его сильно надорвалось.

Переезд в Серафима Вырицкого в Вырицу

Врачи нашли у святого множество серьезных болезней, по их настоянию старец Серафим был отправлен в село Вырица под Питером для поправки здоровья. Ухаживать за ним была благословлена его верная спутница жизни.

Старец перестал обращаться к врачам, мужественно терпел свои болезни, называя их «школой смирения». Несмотря на слабость и постоянные боли, святой держал строгий пост. Он ничего не ел в постные дни, а в обычные питался только хлебом и водой. Много времени он проводил в молитве. Священники ближайшего храма каждую неделю причащали его Святыми Дарами.

Во время Великой Отечественной войны старец повторил подвиг стояния на камне своего тезки –преподобного Серафима Саровского, молясь перед его иконой. До этого камня его приходилось нести на руках.

Множество людей потянулись к старцу, узнав о его подвигах. Во время войны в основном приезжали женщины, спрашивая о своих близких, ушедших на войну. Старец всегда безошибочно говорил, жив этот человек или погиб. Многих больных святой исцелял молитвой. Всем была известна кротость старца, ласковое обращение с людьми. Он всегда принимал их, несмотря на сильную слабость, часто лёжа в кровати. Все посетители помнят его кроткий взгляд небесной голубизны.

Несколько раз его приходили арестовать красноармейцы, но каждый раз Господь спасал своего угодника. Однажды солдат, пришедший за старцем, был удивлен его прозорливостью и кротостью. Ведь старец назвал его по имени, хотя видел впервые. Красноармеец был поражен его взглядом и святостью и сказал: «Если б все такие были, мы давно бы уж стали верующие».

БЛАГОСЛОВЕННОЕ ВЕРХНЕВОЛЖЬЕ

Истоки

По воспоминаниям родных, с детства Васю Муравьёва отличали терпение и настойчивость в достижении цели, а также память и сообразительность. В раннем возрасте мальчик практически самостоятельно освоил грамоту и начала математики. Его первыми книгами были Евангелие и Псалтирь. В доме Муравьёвых строго соблюдали церковные установления; с 9-летнего возраста и отрок Василий постился вместе со взрослыми. По преданию, псаломщик Иоанн Всех­святский первым учил маленького Василия служить в алтаре. После смерти отца в 10-летнем возрасте мальчик покинул родину и уехал работать в Санкт-Петербург. Это практически всё, что известно о детских годах прп. Серафима Вырицкого. Вот почему так важно узнавать о тех местах, где он рос, и о людях, которые его окружали.

В дни юбилейных торжеств в честь преподобного меня пригласили на презентацию книги, посвящённой его родным местам. Ожидали гостей из Рыбинской епархии, и я обрадовалась возможности встретиться с земляками. В верховьях Волги, между Рыбинском и Пошехоньем, жили мои предки. О поездке туда у меня сохранились пёстрые воспоминания: бескрайнее жёлтое поле с синими глазами васильков, морошковое болото, обрывающееся водой Рыбинского водохранилища, булыжная мостовая старинного русского города. «Мы едем в Андропов, – сказала бабуля, – а раньше город звался Рыбинском».

В путевых записках более чем полуторавековой давности художников Григория и Никанора Черенцовых, прошедших всю Волгу с верховьев до понизовья и оставивших нам почти 2000 картин, об этих местах говорится так: «Рыбинск находится на месте, разделяющем Волгу на две части. Одна из них – к Астрахани – способна к плаванию самых больших судов, а другая – к Твери – только для мелких. Оттого Рыбинск служит как бы внутренним портом, к которому приходят суда со всех низовых мест, и при большом стечении купечества производится в нём обращение огромных капиталов. Часть привозимых товаров продаётся на месте, а другая отправляется вверх к другим пристаням и в С.-Петербург по рекам Волге, Мологе, Шексне, впадающей против Рыбинска в Волгу». Я внимательно рассматриваю на полотнах русских живописцев виды давно ушедшего. Сегодня они дают нам представление о том, насколько изменился этот край.

Земли Верхневолжского края в середине XIX века были богаты храмами, а монастыри некогда являлись центрами его духовной жизни. Монастырский уклад невольно влиял на быт жителей окрестных сёл. Это отражалось и в деревенском пейзаже: «После мрачных и скучных лесов Новгородской и почти степного местоположения Тверской открываются смеющиеся благословенные пределы Ярославской губернии. Частые селения с церквами, красивые леса, зеленеющие холмы располагают душу и сердце к приятным ощущениям», – писали Ярославские епархиальные ведомости в 1836 году.

Рыбинское водохранилище в 40-х годах прошлого века затопило старинный город Мологу, более семисот сёл и деревень, три монастыря, полсотни храмов… Рукотворное море, как называли его в советские времена, почти вплотную подступило и к деревне, где жили мои предки, но всё же пощадило её. Не ушло под воду и родное село прп. Серафима Вырицкого – оно оказалось в 20 км восточнее водохранилища.

Лесная стёжка

Вахрамеево – деревня, где родился и провёл детство Василий Муравьёв. Первоначально деревня называлась Большие Кулиги. Кулига – значит новь, раскорчёванное место. Так нередко именовали выселок или деревню в лесу. Спрятавшаяся среди лесов, Вахрамеево, однако, была одной из самых густонаселённых, относившихся к приходу села Спасского на Ухре.

Предки прп. Серафима Вырицкого по линии отца крестились, венчались, молились и были отпеты в храмах Спасского на Ухре, расположенного в семи километрах от Вахрамеево. В исповедных ведомостях храмов этого села корни семьи Муравьёвых можно найти с 90-х годов VIII века. Мать же святого Серафима – Хиония Алимпиевна – была уроженкой деревни Афремово.

Василий Муравьёв родился 31 марта/13 апреля 1866 года. От деревни к церкви, вероятно, вела лесная тропа, по которой на следующий день после рождения – а в те времена всех родившихся крестили сразу – принесли младенца в храм для совершения Таинства. Пасха в 1866 году пришлась на 26 марта, значит, прп. Серафим родился в Светлую пятницу, а крещение принял – в Светлую субботу.

В исповедных ведомостях значится, что Василий Муравьёв в 10-летнем возрасте, покинув родные места, ещё числился прихожанином храма в Спасском на Ухре. Василий не раз потом приезжал на могилку к отцу. На погосте, за алтарём Никольского храма, сохранилась родовая могила Муравьёвых. По воспоминаниям старожилов, раньше там горела неугасимая лампада. На этом погосте похоронены также младшие сёстры преподобного – Елисавета и Евдокия, прожившие меньше года.

Став богатым купцом, Василий Муравьёв, вероятно, перевёз мать в Рыбинск и навещал её, будучи уже монахом Варнавой. Имеется его прошение на посещение «1–14 июля 1922 г. больной старушки матери в Рыбинске». Сейчас место захоронения и дата смерти Хионии Алимпиевны неизвестны.

Эти и многие другие неизвестные подробности о прошлом Рыбинской епархии и о семье преподобного Серафима Вырицкого я узнала от автора этой презентации Оксаны Игоревны Блайда. Оказалось, что среди приехавших гостей – автор книги «К истокам. Родные места преподобного Серафима Вырицкого». После выступления мы задержались, чтобы побеседовать.

«Даша потерялась!»

Ксения (так по-православному представилась она), как выяснилось, уроженка верховий Волги. Мягкая женщина, с застенчивым взглядом, красива русской, совсем не современной красотой – той, которую так любили Маковский, Суриков, Аргунов… Может, её многолетняя творческая работа, связанная с именем святого, наложила свой отпечаток?

– Я искала родословную преподобного Серафима, попутно и свою, – рассказала она. – Мои предки по линии отца были прихожанами храмов сёл Спасского на Ухре и Арефино, похоронены там же. Мой отец женился и переехал в Рыбинск, там я родилась, окончила школу. Класса с десятого у нас преподавала учительница по русскому языку и литературе, которая рассказывала нам о церковных таинствах. До сих пор у меня хранятся иконы Спасителя, Казанской Божией Матери и Николая Чудотворца, купленные в то время, когда я впервые пошла в храм. Мы ездили в паломнические поездки. А после окончания института уже я сама, отучившись на курсах при Московской Патриархии, стала возить группы из родного города по святым местам. По основному образованию я преподаватель немецкого языка. И мама у меня учитель. Она была первым директором Рыбинской православной гимназии, открывала её, готовила документы. Позже я была одним из инициаторов присвоения гимназии имени прп. Серафима Вырицкого. В этом году имя было, наконец, присвоено…

– Понятно, откуда у вас тяга к православию, не только от учительницы.

– Нет, здесь вперёд шла я, а уже за мной – мама. А работу над книгой начала моя дочка Даша; ей сейчас 13 лет. Несколько лет назад ей предложили участвовать в краеведческом конкурсе. И не случайно дали эту тему. Мы с ней прежде готовили работу по родным местам преподобного Серафима Саровского и заняли первое место на всероссийском конкурсе. Знаете, я ведь первое образование получала в Нижнем Новгороде и очень почитала дивеевского святого. Серафим Саровский и Серафим Вырицкий неразрывно связаны. Думаю, что изначально была помощь преподобного Серафима Саровского, потому что столько чудес было и в Дивеево, и дома. И когда Дашу попросили написать о местах святого Серафима Вырицкого, мы с радостью взялись за это.

– С чего вы начали поиски?

– В то время не было никакой литературы о родных местах святого не только в Рыбинске, но и в Вырице и Петербурге. В библиотеке села Арефино отыскались две маленькие строчки – о том, что преподобный родился в Вахрамеево. Стали искать на карте: где это? На картах – нет. Нашли Спасское на Ухре (на современных картах – Спас-Ухра). Поехали туда. В первый раз мы побывали там в 36-градусный мороз, и многие наши фотографии сделаны именно тогда. Я три часа была на улице и… не замёрзла! Так мы начали ездить фотографировать родные места преподобного Серафима Вырицкого.

– А каким образом вы путешествовали?

– На машине, а до места, где прежде была родная деревня преподобного, добирались на мотосанях. Это вообще отдельная история. Ехали втроём: я со спутницей и дочка. Едем-едем, я оборачиваюсь назад, смотрю: Даши нет. «Стойте!» – «Что случилось?» – «Даша потерялась!» Вернулись. Видим: она бежит, испуганная, конечно. Говорит, что кричала, снежками в нас кидала, но сани шумят, поэтому мы её не услышали. Ну а потом и я тоже свалилась на повороте…

Дорога в одну сторону 12 км. Мы проезжали мимо заброшенных деревень, местами по лесу. И хорошо, что дело было зимой. Нам местные жители сказали, что летом даже на тракторе не проехать. В 80-е годы там валили лес, под снегом до сих пор лежат стволы деревьев. По пути мы встречали свежие следы лосиные и волчьи. В окрестностях Вахрамеево теперь охотятся на медведей. Конечно, иногда было жутко, но с Божьей помощью доехали хорошо.

Бездорожье – одна из главных проблем тех мест. Неоднократно я застревала на автомобиле по дороге в Спасское на Ухре. Застревала и в Харино – родной деревне супруги святого. Запоминаются такие случаи, но на душе в те минуты было спокойно. Ведь святые отцы учат, что ни одно доброе дело не бывает без искушений.

Мне уж очень хотелось найти корни мамы преподобного Серафима, Хионии Алимпиевны, которая благословила его ехать в Петербург. С Божией помощью была найдена деревня Афремово. Надо заметить, что место ухоженное, красивое и по сей день там есть постоянные жители.

Собирая память по крупицам

– Значит, с местными жителями вам довелось побеседовать?

– Несколько раз мне удалось поговорить с последним жителем деревни Вахрамеево Виталием Григорьевичем Ворониным. Он всегда с теплотой вспоминал красоту тех мест. Семья Ворониных покинула село в начале 40-х годов, переехав в село Арефино, на 18 лошадях перевезла и свой дом. Но его мать неоднократно ходила к своим знакомым в Вахрамеево. Когда в деревне жил Василий Муравьёв, её населяло 150 человек. Близ деревни протекал ручеёк, по настоящее время остался след от него. Кругом росли яблони, которые в советские времена выкорчёвывали, так как начали пасти скот. В центре деревни находится бугор, за которым детишки играли в прятки. А детей в то время было по 5-7 человек в каждой семье. Рядом с домом Муравьёвых был колодец, росла липа. Большой дом стоял на окраине деревни и имел две зимовки, но позже у дома провалилась крыша, и колхоз разобрал его, распилив на дрова. Остался лишь фундамент, заросший густой травой. Сейчас на месте дома преподобного стоит Поклонный крест.

Место, где была деревня, ныне окружено берёзками в виде прямоугольника. И что удивительно: многие деревни заросли, а Вахрамеево будто чего-то ждёт… Бывает, сюда приходят пешком паломники. В дупле дерева хранится баночка с блокнотом и карандашик. И так повелось: кто придёт – записывает дату и имена всех пришедших.

– Кроме Воронина, нашлись люди, готовые поделиться воспоминаниями?

– Далеко не все знают о святом, да и об этих сёлах. Многим просто неинтересно.

– И православных мало?

– В Арефино есть школа и детский приют, больница, магазины, почта, хлебопекарни, молочная ферма. В центре села на возвышенности стоят два храма: летний Рождества Христова и зимний Ильинский. В одном из этих храмов, вероятнее всего в Рождественском, были крещены мама и жена Василия Муравьёва, Ольга Ивановна Нетронина. До революции в приходе было почти две тысячи человек, два священника и диакон. Сейчас, к сожалению, прихожан всего несколько человек. Народ собирается лишь в большие праздники.

– Вот вы делали такую большую работу, путешествовали, а как же дом, семья?

– Сыночку сейчас три с половиной годика, а тогда он был совсем маленький – приходилось оставлять с бабушкой. Муж временами протестовал, но в итоге всё вылилось в «занимайся, Бог с тобой». И я чувствовала, что если не сейчас, то уже никогда не сделаю. Очень много времени заняла работа в архивах Ярославля и Рыбинска.

Был такой случай. Я искала материалы по Преображенскому собору села Спасского на Ухре. Документы в Рыбинском архиве толком не систематизированы: заказываю документы по Казанскому храму Рыбинска, где венчался святой, а мне дают Казанский храм другого села. Вдруг мне приходит мысль, что документы по собору Спасского на Ухре могут по ошибке оказаться в фонде Преображенского собора города Рыбинска. Начинаю смотреть всё подряд – и точно! Просто чудо, как мне эта правильная мысль пришла. Считаю, что это помощь батюшки Серафима. Подобных случаев было много, возможно, но в суете их не замечала, не ценила…

За несколько лет я сделала много открытий и для себя, и для всех, любящих преподобного. Всё это вы можете прочитать в книге, которая родилась из любви к паломничествам, к родному краю, к святому Серафиму Вырицкому. Я вообще-то никогда и подумать не могла, что у меня выйдет какая-то книга. Но это случилось – в апреле 2016 года, как раз к юбилею батюшки, по благословению и с предисловием Преосвященного Вениамина, епископа Рыбинского и Даниловского. За пять лет работы у меня бывали сомнения: не провожу ли я время зря? потребуется ли это? Но близкие говорили, что я должна собирать, мол, всё потом пригодится моим детям. Этим я утешалась и писала, делала.

– Но работа ведь не закончена?

– В книге собрано, конечно, не всё, что мы видели и узнали. Дома лежат ещё документы, и в архивах что-то заказано. Сейчас Даша опять подключилась. У нас Рыбинской епархией выпущен перекидной календарь, посвящённый родным местам преподобного, неоднократно мы печатались в рыбинских газетах. Но далеко не все на Рыбинской земле понимают, что находятся под особым благодатным покровом Серафима Вырицкого. Поэтому я всегда чувствовала огромную ответственность, что собираю материал о святом, о его родных местах…

Наверное, самоё сильное моё желание сейчас, чтоб дети были воцерковлены, пошли по правильному пути, чтобы родственники пришли к храму. Да и вообще, чтобы люди в трудную минуту, которая бывает у всех, не боялись идти в церковь, к Богу. Бывает, и к родным не пойдёшь, а помолишься, причастишься – и как-то всё налаживается. Главное, о чём не стоит забывать: святые – это наши самые сильные и важные ходатаи пред Господом.

Предсказания Серафима Вырицкого о России

После победы отошла ко Господу его жена. Ухаживать за старцем стала келейница Серафима. Старец много изрёк предсказаний о церкви, России, будущей войне и тяжёлом времени. Он говорил о войне с китайцами, о том, что Питер станет столицей России, о том, что скоро восстановят все храмы, но тогда наступит царство лжи и зла, потому что прелести мира сего и богатство будут уловлять души верующих, гонения будут иметь изощренный характер. Многие предречения его уже сбываются.

Известны стихи старца, а также произведение «От Меня это было», раскрывающее всю суть христианских скорбей. Оно написано белым стихом и посвящено архиерею, находящемуся в заточении.

Благотворительность

Многие люди в округе, особенно нищие и малоимущие, знали об обычае четы Муравьевых по великим праздникам накрывать столы с обильными кушаньями для всех желающих.

В начале праздника читалась молитва «Отче наш», звучала маленькая проповедь про историю праздника, после обеда все прибывшие одарялись деньгами, яствами и подарками. Любимой фразой Муравьева Василия в то время были слова о том, что зло всегда покрывается любовью.

Благочестивая семья основную часть своих капиталов вкладывала в благотворительность, помогая:

  • Воскресенскому Новодевичьему монастырю;
  • домам призрения;
  • детским приютам;
  • казенным больницам;
  • одиноким и беспомощным.

Поездка в 1903 году в Саровскую обитель стала настоящим подарком для четы, почитавшей святого Серафима.

В 1906 году уходит в вечность духовный наставник семьи Муравьевых о. Варнава (Меркулов), подаривший Меркулову года искренней дружбы. После его ухода душепопечитель четы становится Феофан (Быстров), бывший в то время духовным наставником в императорской семье.

Крупнейшее в России Ярославское благотворительное общество, среди членов которого выделялся Иоанн Кронштадтский, Тихон, будущий Патриарх Московский и всея Руси, в 1905 году приняло в свои ряды боголюбца Василия Муравьева. Богатый коммерсант вносил свои лепты, держа в тайны суммы пожертвований, делая это анонимно.

В 1906 году семья приобрела маленькое поместье за городом Тяплево, которое вскоре стало местом их убежища.

Кончина и прославление

Старец предвидел собственную кончину. Ему явилась перед смертью Матерь Божия. Он затворился и стал усердно молиться. После причастия Святых Таин он мирно отошёл ко Господу. Это произошло в 1949 году на день Иоанна Лествичника.

От гроба святого тут же начались исцеления, сразу после его смерти. В 2000-м году произошла канонизация святого в лике преподобных. Над мощами святого воздвигнута часовня. Там же покоится тело его супруги.

День памяти Серафима Вырицкого3 апреля. Ежедневно к мощам святого приезжают толпы людей, получающих исполнение просимого.

Житие Серафима Вырицкого

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: