Искусство Древней Руси
Неизвестно, когда именно Владимир Святославич был канонизирован, но, судя по иконописным образам, в XV веке его почитали как святого. Часто иконописцы изображают князя с сыновьями — невинноубиенными Борисом и Глебом, как на иконе из Софийского собора в Новгороде (слева). В XV веке, когда Константинополь был захвачен турками, русским правителям было особенно важно подчеркнуть преемственность Руси от Византии, и Владимира начинают изображать подобно византийскому императору. На фреске Дионисия (справа) изображена византийская императрица Ирина с сыном. Можно отметить большое иконографическое сходство русского князя с правителями Византии: на голове Владимира — золотая корона, которую русские князья не носили, а одет он в византийское украшенное золотом платье. Однако образ все же русифицирован: поверх византийских одежд на Владимире накинута подбитая мехом ферязь с длинными рукавами — одежда, характерная для Руси того времени.
Икона равноапостольного князя Владимира со святыми князьями Борисом и Глебом из Софийского собора в Новгороде. Конец XV в. Музей-квартира П.Д. Корина
Дионисий. Фреска «Императрица Ирина с сыном на седьмом Вселенском соборе» (фрагмент). 1502. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь
Языческое правление Владимира Великого
В период прихода к власти Владимир был убежденным язычником. Он воздвиг капище для поклонения старославянским богам (исключая Велеса), где приносил кровавые жертвы.
Как гласит летопись, первые христианские мученики (по отдельным источникам, их звали Иоанн и Феодор) были убиты перед идолом Перуна, которого особенно почитал Владимир.
Князь снискал любовь простого народа и дружины, несмотря на свои пороки. Владимир часто пировал вместе с дружиной, участвовал в народных праздниках, был щедрым, не жалея золота и серебра для своих людей.
Книжная миниатюра
Одни из самых ранних изображений Владимира Святославича можно увидеть в Радзивилловской летописи из собрания Библиотеки Российской академии наук в Санкт-Петербурге.
В XVII веке портрет князя появляется в «Царском титулярнике», также известном как «Большая государева книга, или Корень российских государей». «Титулярник» был создан в 1672 году в Посольском приказе для правящего государя Алексея Михайловича Романова. Здесь князь Владимир изображен уже не как византийский, а как западноевропейский правитель: вероятно, работавшие над портретом живописцы Оружейной палаты ориентировались на известные им по гравюрам портреты средневековых западноевропейских монархов.
Портрет князя Владимира из «Царского Титулярника». 1672
Портрет короля Англии Эдуарда II (1284-1327). Англия, ок. 1640 года. Национальная портретная галерея, Лондон
Барокко
Историческая живопись приходит в Россию в XVIII веке. Русские художники этой эпохи заимствуют из европейского искусства стилистику и сюжеты, обращаясь, в основном к античным темам. Но были и редкие исключения: так, основоположник русской исторической живописи Антон Лосенко (1737–1773) изображает эпизод сватовства князя Владимира к дочери полоцкого наместника Рогнеде. Хотя для картины выбран сюжет из истории Древней Руси, в остальном автор склоняется к западноевропейской живописной традиции, которая в России на тот момент пользовалась большей популярностью. Перед нами галантная дворцовая сцена, хотя в реальности Владимир взял девушку в жены против ее воли, убив ее родителей у нее на глазах. Лосенко одевает своих персонажей на европейский манер: на князе Владимире фантазийный головной убор со страусиными перьями, мантия, подбитая горностаевым мехом, — атрибут западноевропейских монархов, пришедший на Русь в петровские времена. Владимир изображен без бороды, что приближает его к образу западноевропейского правителя того времени. За спинами персонажей — стена дворца, декорированная пилястрами (такие украшения в Россию также пришли в эпоху петровского барокко).
Антон Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770. ГРМ
Франц Кристоф Яннек. Галантная пара в интерьере. Середина XVIII в. Частное собрание
Кто такой Владимир Святославич
Ясно, что сын князя Святослава и Малуши, который родился позже двух других наследников, не был самым вероятным претендентом на княжение. После смерти старшего брата Олега, Владимир предпринял ряд тактических действий, направленных на убийство первенца Святослава, Ярополка, что и было осуществлено.
Владимир стал единолично княжить на Руси. Его гербом служил трезубец, который сейчас широко используется в геральдике Украины.
Классицизм
Казанский собор в Санкт-Петербурге, построенный в 1801–1811 годах, декорирован многочисленными скульптурными изображениями, выполненными лучшими мастерами тех лет: Степаном Пименовым, Иваном Мартосом, Федором Гордеевым, Василием Демут-Малиновским. Статуя Владимира, выполненная Степаном Пименовым, изображает князя в виде античного героя, а не средневекового правителя. В начале XIX века в русском искусстве господствовал классицизм, и художники вдохновлялись греческой и римской скульптурой: князь Владимир одет в легкую античную тунику и обладает телосложением олимпийского атлета.
Степан Пименов. Статуя князя Владимира. Фасад Казанского собора. 1801-1811. Санкт-Петербург
Геракл. Древний Рим. I–II вв. н. э. Государственный Эрмитаж
Завоевательные походы
Летописцы отмечают изменившийся стиль правления князя после принятия крещения. Владимир оставил военные набеги и предпочел мирное сосуществование со всеми соседями за исключением печенегов, которые регулярно вторгались в русские земли.
Для защиты своих земель правитель строил крупные города, где наместниками являлись его сыновья, которым правитель всецело доверял. Под руку Владимира перешли болгары, венгры, финно-угорские племена.
Последним военным походом была попытка усмирения сына Ярослава, который проявил непокорность и поднял восстание. В этом походе князь заболел и вскоре умер.
Историзм
В конце XIX века во всех европейских странах появляется интерес к собственной истории: проводятся археологические экспедиции, фольклористы изучают народные обычаи и устное народное творчество. Произведения на исторические сюжеты, созданные русскими художниками, уже не выглядят адаптированными копиями западных образцов (однако говорить об исторической достоверности их работ в современном понимании этого слова сложно, в частности потому, что археологическая наука была развита недостаточно хорошо, чтобы художники могли правильно реконструировать реалии предыдущих эпох).
Особенно часто князю Владимиру посвящают храмы и живописные произведения во второй половине XIX века, в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси. Памятник Владимиру в Киеве был сооружен в 1853 году. Его высота составляет 20,5 метра, постамент украшен барельефами с изображением Крещения Руси, герба Киева и звезды ордена Святого Владимира. Восьмигранный постамент стилизован под колокольню русской церкви, нижний ярус завершается кокошниками, которые украшают фасады многих церквей начиная с XVII века.
Памятник святому равноапостольному князю Владимиру. Петр Клодт (статуя князя), Василий Демут-Малиновский (барельефы на постаменте), Александр Тон (пьедестал). 1853. Киев
В 1862 году, к 1000-летию русской государственности, в Новгороде установили многофигурный монумент «Тысячелетие России». Силуэт многоярусного монумента напоминает форму колокола, в верхней части — держава, вокруг которой расположены шесть скульптурных групп. Князь Владимир изображен в композиции «Крещение»: рядом с ним — славянская женщина и мужчина, низвергающий языческого идола. Скульпторы сочетают элементы классицизма, такие как орнамент из лавровых листьев, с древнерусскими узорами.
Михаил Микешин, Иван Шредер, Виктор Гар. 1862. Великий Новгород
Михаил Микешин, Иван Шредер, Виктор Гар. 1862. Великий Новгород
Тщательная проработка костюмов на картине Григория Седова говорит об осознанном желании максимально приблизить изображение к историческим реалиям Средневековья. Интерьер, в который помещены персонажи, уже не похож на западноевропейский дворец, это древнерусские палаты.
Григорий Седов. Обращение Владимира в христианство. 1866
К 900-летию Крещения Руси в Киеве заложили собор Святого Владимира, но к 1888 году закончить его отделку не успели. Над интерьерами собора работали ведущие живописцы, в том числе Виктор Васнецов: он создал фрески на сюжеты крещения Владимира и Крещения Руси. В композициях Васнецова очевидны византийские мотивы: Владимира крестят в восьмигранном пространстве баптистерия, украшенного мозаиками по византийскому образцу. В Крещении Руси князь предстает в образе императора — в короне и золотых одеждах, — как и на древних иконах.
Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира. Эскиз фрески Владимирского собора в Киеве. 1880-е
Виктор Васнецов. Крещение Руси. Эскиз фрески Владимирского собора в Киеве. 1880-е
Принятие христианства
Летописи и сказания расходятся в оценке причин, побудивших Владимира принять христианство. Существует красивая легенда, согласно которой у князя болели глаза, он практически ослеп, но приняв таинство крещения, чудесным образом исцелился.
Также упоминается, что любовь к Анне Византийской, которая не желала сочетаться браком с язычником, заставила правителя креститься. Исторический портрет княгини Анны неточен из-за скудости деталей, однако она, несомненно, оказывала на супруга большое влияние, и, будучи религиозной женщиной, сыграла значительную роль в распространении христианства.
В летописях упоминается выбор, который правитель предоставил своим посланникам. Ислам не понравился русичам обилием запретов в повседневной жизни, строгость и жесткие обеты католиков также пришлись не по душе. Иудаизм отвергли из-за отсутствия собственной земли у евреев. Православная религия покорила посланников князя красотой храмов, торжественными пышными службами, молитвенными песнопениями.
Достоверно известно, что таинство крещения состоялось в Херсонесе, откуда правитель с молодой женой отбыл в свои владения, где принялся проводить религиозные реформы.
Последователи языческой веры были крещены по велению правящей четы в Днепре, куда они массово заходили, чтобы священники совершили обряд. Владимир полностью уничтожил старые капища и жестоко карал приверженцев язычества. Церковь становилась организацией, влияющей на светскую жизнь. Князь установил церковную десятину. Отныне ремесленники десятую часть доходов должны были отдавать на долю церкви. На эти деньги была построена Десятинная церковь.
Крещение Руси не сопровождалось известными масштабными бунтами или восстаниями. Киевляне охотно приняли новую веру, новгородцы же считались ярыми приверженцами традиций. Князь подавлял недовольство народа, и в течение короткого промежутка времени христианство стало главенствующей религией на Руси.
Авангард
Эскиз костюма. Князь Владимир. Опера «Рогнеда»
Русская старина служит источником вдохновения и художникам-авангардистам. Особенно интересует их народное искусство — лубок, для которого характерна плоскостность и некоторая карикатурность персонажей, а также яркие, почти кричащие цвета. На эскизе ученицы Николая Рериха и Ивана Билибина Александры Щекотихиной-Потоцкой к постановке оперы «Рогнеда» 1916 года (из коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина) фигура Владимира изображена плоскостно, без светотеневой проработки, а детали лица прописаны нарочито просто: они непропорциональны и напоминают о лубочных картинках.
Современная живопись
Начиная со времен перестройки, князю Владимиру было посвящено немало монументов и живописных работ. Владимир изображен на первом плане работы Ильи Глазунова «Вечная Россия». За спиной князя — свержение языческого идола. Глазунов подражает манере иконописцев: персонажи у него плоскостные и почти статичные. О языческом прошлом Владимира говорит ферязь, украшенная языческими солярными символами.
Илья Глазунов. Вечная Россия. 1988. Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова
Илья Глазунов. Вечная Россия (фрагмент). 1988. Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова
Почему князя Владимира назвали Владимир — Красное солнышко
Мирная жизнь при централизованном управлении государством способствовала появлению зажиточных горожан, развитию ремесел, искусства и в целом повышению благосостояния населения.
Всенародно популярный князь, живущий по правде и неустанно пекущийся о своих подданных, получил прозвище Красно Солнышко. В немалой степени его прозвали так за отказ казнить преступников.
Современная скульптура
В конце ХХ — начале XXI века памятники князю Владимиру появились не только в России, но и за рубежом, в том числе в Лондоне (Великобритания) и Торонто (Канада).
Лео Мола. 1988. Лондон
Памятник Святому равноапостольному великому князю Владимиру. Крым, Севастополь. Фотография: Щеголева Ольга / Фотобанк Лори
Сергей Исаков. 2009. Владимир
Памятник святому равноапостольному князю Владимиру- крестителю Руси в Белгороде. Фотография: Алексей Шаповалов / Фотобанк Лори